Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тянь-Шань >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Иван Темерев, г. Томск

High mountains, лето 2004


Хан-Тенгри
Большие горы. Как оказалось, это не объяснить словами, этого не вычитать в книгах – это можно только почувствовать.

Мысль и мечта – это двигатели прогресса. Четыре года назад мы ехали на очередные зимние УТС Томской ФА. Для нас очередными они только начали становиться, но казалось, что все горы уже в нашей власти и можно планировать все, что угодно. К счастью, после третьей полторашки пива немного здравого смысла в головах еще было, для того чтобы не переборщить, но полностью овладеть своим разнузданным воображением мы не могли и, в процессе жарких поездных дискуссий на тему "проблемы развития томского альпинизма", решили, что надо ехать. Однозначно. На Хан-Тенгри.

"Вот пройдет каких-то четыре года, мы подрастем в спортивном плане, - рассуждали недоделанные второразрядники, - соберем денег и поедем. Решено".

Отведенные годы пролетели, как скорый поезд. Мы действительно немного изменили рейтинг наших маршрутов в сторону увеличения их сложности, но большими спортсменами не стали. И, кроме того, компания, в которой шел разговор зимой 2000 -го в поезде Томск-Барнаул, практически перестала вместе ходить в горы. Зато успела сколотиться небольшая междугородняя группа, состоящая из меня (Томск), Антона Паршина (Барнаул) и Тимура Алдын-Херель (Томск). Идея посещения хребта Тенгри-Таг так и не оставила мой "инфицированный" мозг, и я внедрил ее в наши стройные ряды. Что, впрочем, не составило большого труда, в связи с повышенной нервной возбудимостью многих альпинистов от словосочетания "Хай маунтинз. Хан-Тенгри".

Пагубная привычка ходить за весенне-летний сезон по 10-12 маршрутов на 3-6-7-8 вершин привела к тому, что ехать на Хан только за одним маршрутом и тратить на это 10 т.р. и практически весь месяц нам было непривычно и, мягко говоря, досадно. Мы посмотрели на картинки Горы с разных сторон, на нитки маршрутов, порыли описания в интернете и поняли, что нам подходит юго-западное мраморное ребро. Во-первых, на него есть 5Б Романова, которая топчется по снегу. Во-вторых, есть 6-ка Свириденко по контрфорсу. Вся техническая сложность не на большой высоте – с 4500 до 5000. Потом до 6000, контрфорс, проблема которого - не сложные скалы, а двухметровый снег, держащийся непонятно каким чудом на вертикальном склоне. В-третьих, это ребро видно из базового лагеря, и, может, чем-то помогут в случае ЧП. А в средней части маршрута, при желании, можно уйти на классику и спуститься вниз. Пришли к мнению, что однозначно начнем с классики по южному ребру для акклиматизации. Посмотрим на погоду, на то, как будет себя вести организм при таких нагрузках – первый высотный опыт немного смущал, но ничего страшного не ожидали.

Смотрелось все на картинках вполне приемлемо. За последние годы стало привычкой, что если маршрут смотрится логично, красиво и проходимо, то мы его пройдем. Если там видится "запердень", то придется напрячься, но все равно мы его, скорее всего, пройдем… Как же все меняется с внесением высотного фактора в игру под названием альпинизм. Не упуская шанс, делаем заявку на участие в заочном классе Чемпионата РФ по альпинизму в высотно-техническом классе. Тут случается первая неприятность. Выясняется, что маршрут Свириденко, несмотря на частоту посещений, классифицирован как 6Б. Это плохо, потому что у нас ни у кого нет права на такое руководство. А топтать бесконечные снежные поля на маршруте Романова нет ярого желания. Тем не менее, не видя достойного выхода из этой ситуации, берем весь комплект снаряжения для технического маршрута и решаем действовать по ситуации непосредственно на месте. Вдруг да подберем какого завалящегося "мастеришку" по альпинизму под Горой, которому нечего делать и он страсть как хочет прогуляться по 6Б с незнакомой крэйзи-группой.

Итак, общие планы сверстаны.

Для того, чтобы поехать в августе в горы, мне пришлось пойти на работе на откровенный конфликт с руководством, который видел меня в составе команды ТО ПСС, выступающей на Чемпионате РФ по спас-многоборью. Но я шел к своей мечте четыре года… К счастью, конфликт не разросся в "кровопролитное противостояние", и, урегулировав взаимоотношения с начальством, я стал собираться в горы.

В общем процессе сборов в компанию горе(о)восходителей влились Лунева Ленка (Томск) и Мурадов Алексей (Барнаул). Они изначально планировали только классику.

Наверняка, кому-то будет интересно, где искали транспорт, как заезжали и сколько все это удовольствие стоило.

Втроем стартовали 31-го июля из Томска на машине Паши (Новодона) по 200 р. на бензин с чела. На Форд Фокусе. Если кто понимает.

Почти все продукты на пятерых, из расчета больше чем на три недели, мы собирали в Томске. Половину нам спонсировал ОО ТГДЮ "Клуб Путешественников "АРБА". Когда мы вынесли ВСЕ собранное из клуба на крыльцо… провожающие стали огладываться: где же трактор, на котором мы поедем в Новосибирск к поезду Нск-Алма-Ата. Но трактор не появился, пришлось запихиваться в бедный Форд. Выезжая на трассу, заехали за ледорубчиком Тимке, за карточкой МТС мне и так чуть не "просохатили" отправление поезда. Чувствуя отставание от графика, Паша гнал 140-150. И жаловался, что машина сегодня что-то не тянет. Вы догадались почему?


129
Проводница в поезде довольно лояльно отнеслась к объему наших баулов (по два на каждого). Покричала пару раз, но денег не спросила, не позвала начальника поезда. Билет нам обошелся в 970 р. (без страхового сбора – отказались при покупке).

В Барнауле к нам присоединились Антоха и Леха. Паршин буквально несколько дней как вернулся с Белухи, куда водил клиентов. До этого он пол-июля был на Ергаках на Чемпионате РФ по альпинизму в скальном классе. А еще до этого мы с ним 10 дней бегали пятерки там же на Ергаках. В общей сложности он был в горах уже почти полтора месяца.

Два с половиной дня в жарком вагоне - и мы ранним утром прибываем в славную Алма-Ату. Да, чуть не забыл про эпопею с границей.

При пересечении условной линии между РФ и РК по вагонам ходят казахские погранцы и ставят печати с датой прибытия в загранпаспорта. Но у нас их не было. А имелась бумажка, что мы следуем на … и т.д. Ее они отказывались штамповать. И миграционные карты не давали, хотя, вроде как, должны.

Мы побегали, побегали и нашли начальника таможни. Показали бумаги, и он снизошел. Вызвал погранцов, которые нам поставили волшебную синюю закорючку с датой. С ней мы потом легко выехали из страны. А вот едущую без печати впереди группу Макунина Лехи долго мурыжили на южной границе.

Если успеешь подсуетиться, то можно сразу по прибытию попасть на частный автобусик идущий в Бишкек. Мы не подсуетились.

Единственный официальный автобус в столицу Киргизии уходит почти сразу, как приходит поезд из Нска (стоит около 100 р.). А до автовокзала около получаса езды, так что на него не успеваешь. Но на автовокзале есть маршрутная мафия, и они перевозят по фиксированной цене в 200 сомов (~142 р.). Но багажников у них нет, и это минус.

Посему нам пришлось откупать вместо 5 мест все 9. Это неприятно сказалось на запасах наличной валюты.


Новосибирск-Алма-Ата
Как уже говорил, границу Казахстана и Киргизии прошли легко, но потом долго ждали какую-то тетечку из автобуса, что удачно совпало с началом офигенной грозы. Пока ехали 40 км от границы до Бишкека, гроза успела вылиться с неба на пересохшую землю. А так она вполне могла выпасть на наши перегретые головы.

На автовокзал в Бишкек приехали около 17:00. Там стоял ужасный гомон от маршрутников: "ТАРАЗ! ТАРАЗ! ТАРАЗ! ТАРАЗ! АЛМА-ТА! АЛМА-ТА! КАРАКОЛ! ТАРА-А-А-З!" И таял крупный град.

Пока вытаскивали вещи из микроавтобуса, подскочили пятеро владельцев "бусиков". Самый молодой предложил поехать за смешную цену до Каракола на автобусе, в котором будем только мы. Мы рассчитывали уложиться в 800 рублей с чела, а вышло по 480р. Кроме того, на этом же автобусе мы покатались по Бишкеку, заехали в обменники, в "Аксай-Тревел" за регистрацией в Киргизии и за разрешением на проезд в погранзону. Бумажки обошлись в 400 р. каждому. Разъезжая по столице мы раз 5 переспросили водителя о цене за поездку, о конечной цели нашего путешествия с ним, о расстоянии и времени в пути – все совпадало. Непонятно было только одно – почему цена за отдельный автобус такая низкая. Но никакого подвоха не было видно.

Потратив на город около часа, выехали при садящемся солнце в сторону Иссык-Куля.

Граница города почувствовалась только по сильному увеличению скорости движения – около 100 км\ч. Ни сплошной застройки не стало меньше по обочинам, ни интенсивность транспортного потока не снизилась. Под мерные и мирные картинки в окне автобуса мы заснули. Просыпались пару раз, но конца и края пути не было видно. Среднее время достижения Каракола – 7 часов.

В тот момент, когда мы уже впали в беспробудный сон, каждый на своем отдельном сидении, мужик остановился (кажется, в Чолпон-Ате) и сказал, что пришло время пересаживаться в другую маршрутку. И это было плохо. Потому что мест в ней было впритык, а багаж еле залез в старый, разваливающийся рафик. Время было около 22:00. Хоть предыдущий водитель, вроде бы, чего-то заплатил новому, но мы поняли, что вот он - подвох.

Стало все ясно и с предыдущим: ему просто было по пути с нами, а потом он "слил" нас.

В рафике было тесно и медленно. Тем не менее, где-то в третьем часу ночи мы, таки прибыли в вожделенный Каракол (бывший Пржевальск). Темно, пустынно, одинокие таксисты режутся в карты на капоте машин. Куда ехать не совсем понятно. Адрес Игоря Ханина, с которым велись переговоры о заброске на Иныльчек (Энгильчек), взяли из интернета. По нему было непонятно, то ли это улица Кирпичный завод, то ли район Кирпичиный завод. У местных таксистов узнали, что это все-таки улица, и что характерно – в Караколе. Жаль, что мы не узнали стоимость проезда на машине с шашечками. Потому что за два часа поиска на ночных задворках Каракола водила Рафика и его компаньон содрали с нас 400 сомов (~300 р.). С пятерых и ночью, это было бы приемлемо для Томска, но… днем мы узнали, что проехать из конца города в другой конец можно за 25 сомов. С машины! В общем, ободрали нас безбожно. К счастью, это не отразилось катастрофично на наших общих финансовых запасах. Зато мы достигли вожделенного обиталища Игоря Ханина. Одноэтажный частный дом с забором и высокой сеткой. На офис не похоже. Еще более отпугивающее впечатление производят огромные волкодавы в количестве аж трех (!) штук. Их оскаленные в хриплом рыке пасти и зеленые глаза выглядят феерически в призрачном свете налобной Tikki. Я, даже не успев осознать произошедшее, вдруг оказался в боевом полуприседе в трех метрах от ворот, готовый бежать со всех ног. Не успели мы полностью впасть в отчаянье, как в доме зажегся свет и вышел заспанный Игорь. Радость от нашего посещения не знала границ, это в три-то утра! Да еще и после затянувшегося "обсуждения проблем альпинизма" с клиентами из Москвы. Тем не менее, как человек воспитанный, хозяин сдержал свой порыв спустить собак, явно читаемый на заспанном лице, и уложил нас в доме. Предварительно он попросил не занимать ванну и пол рядом с туалетом, так как гости могут вдруг резко захотеть воспользоваться санузлом. Утром, после кофе, расставили точки над "i": кто мы, откуда, когда предупреждали (нашли наше письмо в компе).

Изначально Ленка хотела залетать в базовый лагерь на вертолете. Но в процессе путешествия сложилась идея всем идти пешком: а груз забросить вертолетом. Игорь сказал, что груз, скорее всего, уйдет завтра с утра, а мы поедем сегодня вечером на УАЗике.


Алама-Ата-Бишкек

Халява, сэр
Сверстав планы, поехали на поиски местного базара: докупать разные продукты, бытовую мелочевку и посещать самсятни и прочие азиатские едальни. Искали сухофрукты, но с ними в Караколе напряженно. И стоят они почти столько же, сколько в Томске. В едальнях было приятнее: любое блюдо около 20-25-30 сомов за порцию мантов-плова-лагмана-шашлыков. Но стоит быть бдительными. Нас успели надурить лагманом с капустой и очень дешевыми мантами с … картошкой! Зато купили ведро вишни-черешни (?) за 40 сомов, полакомились арбузами по 1,5-2 сома за 1 кг. Почти даром. Вишню ели весь день, еле справились. Хотели сгонять до Иссык-Куля, но, вроде как, начало поджимать время отъезда: поехали перепаковываться.

Запихивали все в мешки из-под сахара, внутрь которых вставляли большие полиэтиленовые. Тут же все взвешивали. Стоимость доставки груза простая: 1кг-1$. Старались спихнуть как можно больше из расчета 1 человек – 30$. Оставили только комплект одежды, обуви и тому подобного для трех дней треккинга по моренам и леднику. Все решили, что пойдут в кроссовках (и дошли спокойно), один я чухнул в ботинках. В итоге получилось нести каждому примерно по 20-25 кг. Спать решили впятером в трехместном bask`овском Garhwalle. Накидали аж 8 мешков барахла общим весом ровно 150 кг. Последнее нас сильно удивило, потому что как раз укладывалось в наши планы. За сборами наступил вечер. Темный, непроглядный, азиатский. Приехал Игорь и сказал, что УАЗик будет в час "Х", то есть в 00:00. Мы порадовались тому, что уже готовы в дальнюю дорогу, поймали такси и поехали ужинать в кафеси. Нашли рядом с базаром приятную кафешку на втором этаже с такими же приятными, невысокими ценами. Причем это ничуть не сказывается на качестве или количестве еды. На обратном пути запаслись телепортационной жидкостью местного разлива. Дешевенькая, но достойная.

Во время "Х" приехал УАЗик. Водитель пошел трапезничать, а мы стали трамбовать в машину рюкзаки и протирать лобовое стекло от грязи. Предстояло проехать около 200 км и перевал почти в 4000 м.

На улице было уже прохладнее, чем в помещении. Поэтому, чтобы не пропустить отъезд нашего "козлика", залезли на рюкзаки и начали готовиться к "телепортации". Только допили первую бутылку, как пришел водитель, и мы поехали. Допили вторую. Я пригрелся и начал засыпать. Все было слишком хорошо, чтобы так просто дальше продолжаться. И правда… УАЗик встал "колом". Причем, со скоростями случилась такая ерунда, которая требовала чуть ли не недельного ремонта. Хорошо, что мы уехали недалеко и не успели выйти из зоны действия сотовой связи. Звонок Игорю - и через час мы опять в Караколе. Только теперь нас, как уже почти уехавших, переселили на его перевалочную базу, ближе к центру города, но с меньшими удобствами. В доме, кроме дверей, раковины, стола и чайника, нет больше никаких удобств. Ханин пообещал, что если не сможет решить транспортную проблему ночью, то отправит нас утром в 10:00 на «66-ом». За те же деньги, что и на УАЗике. Лично я этот пассаж по сохранению лица фирмы оценил по достоинству. Гнать огромную машину ради нас (5 чел.) и Андрея из Новосибирска (ждал отправки на перевалке) за ту же сумму – это сильно.


Перегрелась машина
Выехали вшестером (!) в пустой шишиге. Решили не потреблять телепортжидкость до перевальной седловины. С 4 остановками и в 1,5 раза медленнее обычного заползли в сгущающихся сумерках на перевал. Хлебнули "волшебной жидкости" с видом на все еще далекие "хай маунтинз". В процессе спуска с перевала стемнело. А мы все еще ехали. Хорошо, что уже без технических остановок. Нас разбудили на пограничном посту в Мойда-адыре. 10 минут ушли на проверку документов и разрешающих бумаг, и мы катим дальше. Уже вдоль Иныльчека. В темноте река кажется темной, бурной и страшной. Крайние 25 км дороги до кемпинга «Тур Хан-Тенгри» ползем больше двух часов. Такая непростая дорога. И хорошо, что она есть. А то уже пришлось бы идти пешком. Около 24:00 приехали к финишу автоперехода. Приспустились от домиков к поляне и поставили палаточку. Из кристально чистого ручья набрали водицы, "запоганили" поздний чаек и ланч. Андрей достал четушку. Так и не допив ее, разошлись спать во втором часу. Причем с нашей стороны сабантуили только мы с Тимкой.


Бродим через разливы
Иныльчека
Уже в 05:30 "сволочь" Паршин подскочил ужаленный в ж#@у тягой к "хай маунтиз" и стал поднимать нас. Меня качало то ли от невышедшего телепорта, то ли от высоты – уже 1700 м н.у.м. Погода была отличная, но настроение у меня – диаметрально противоположное. Первый переход до реки Ат-Джайло («конное пастбище» в переводе) занял около получаса.

До ледника дошли за 5 ходок и где-то в 13:00 встали на обед на последних дровах. Я начал помирать от боли в пальцах ног. Дело в том, что для облегчения я взял ( в поездку) только кожаные ботинки «Асоло» и пластиковые «Кофлачи». Пластики я отправил вертолетом, а пошел в «Асолах». Последний раз я использовал их в июне на Ергаках под проливным дождем – аж чавкало внутри от воды. За месяц они маленько высохли, скорее даже усохли. На пару размеров. В общем, мне было лихо гнаться за этими "козлАми" в кроссовках. К вечеру пальцы согнулись в отличный "свиной рулет" (в сентябре ногти на больших пальцах почернели, а в ноябре - облезли). Зато от пота ботинки немного размокли, и на следующий день было полегче.


Ледник Путеводный

Хижина Мейцбахера
Утро. Ясненько. Раненько. В начале восьмого уже идем. За ходку прошли разломы (по турикам) и выбрались на боковую морену. По ней, как по тракту, "почесали" с приличной скоростью. Встречали много народа идущего вниз. Хоть до обеда был еще час, встали в 12:00 на поляне Мерцбахера (напротив одноименного озера на месте слияния Южного и Северного Энгильчеков). Уж очень красиво стоит хижина на зеленой травке в окружении ледников.

Дальше тропа ухудшается: становится уже, часто разветвляется. Этому есть объективное объяснение. До поляны часто ходят группы в треккинг. Вещи везут на лошадях. Дальше, если и ходят, то уже все тащат портеры-носильщики.

Джампинг
В месте слияния с лед. Шокальского тропа вообще рассасывается. Тут все слишком часто меняется, чтобы держался натоптанный путь. Мы, руководствуясь моими чуткими советами, начали "грести" к правой части (орографически) ледника. Я увидел там серединную морену, которая шла до Б.Л. Ох и накувыркались же мы, пока прошли эти 2-2,5 км. Пара ходок после этого вверх по течению ледника и, опасаясь надвигающейся снизу долины грозы, ставим бивак прямо на леднике, немного вымостив площадку камнями.


Ледолазничаем
Гроза прошла стороной. Пошли лазить по льду, благо пару кошек и молотков я прихватил с собой на всякий случай. Нашли нависание и "подолбили" его. Прикольно ледолазничать в середине лета. Ну, почти в середине. На следующее утро выходим почти так же рано, как всегда. Если за предыдущие два дня мы успели пообгореть, то сейчас начинаем подмерзать. Пасмурно, холодно, невысокая плотная облачность. Да еще и морена подстроила "козу". Буквально через полчаса ходьбы от ночевки начались дикие ледовые разрывы.

Ледовитый путь
Приходится "прыгать" вверх-вниз метров на 70-80. Скорость падает. Немного помучавшись, переходим на левобережную морену. Там иногда встречаются следы людей и в изобилии валяются консервные банки.

Первыми, кого мы встретили, придя в МАЛ Казбека Валиева, были иркутяне. Они нас и огорошили трагедией, произошедшей между лагерем 4200 и 5200. Среди 11-ти человек, засыпанных лавиной, оказался друг Лехи и Антона – барнаулец Алекс. Известие просто шокировало мужиков. Да и нам, не знавшим Алекса, бодрости поубавило. Выходит, что как раз, когда мы 2,5 дня назад просыпались на поляне «Тур Хан-Тенгри», здесь под ледовым обвалом, сошедшим с пика Чапаева, в "мышеловке" гибли люди.

Молча перешли вверх по морене в лагерь Аксай-Трэвела, где лежала наша заброска.


Базовый лагерь
Мирошкин Вячеслав, в прошлом геолог и альпинист, а теперь администратор и начальник лагеря, удивился нашей малочисленности . "Я, - говорит, - думал, что это - заброска человек на 15. А вас всего пятеро". Мешки добрались нормально. Все в наличии и целые.

Думали-думали и решили, что не за тем мы так далеко ехали, чтобы разворачиваться. Хоть и страшно, но пойдем завтра на подход в первый лагерь, на 4200 м. Потом, если будет хорошо и морозно, – во второй, на 5200м. Переночуем - и на перемычку, в лагерь 3, на 5800 м (или~6000 м). А потом вниз, на отдых.

Сказано – сделано. Накидали продуктов, взяли немного снаряги. Вечером облачность стала сползать с вершин, и у нас челюсти отвисли до колен от вида открывшихся исполинов. Не верится, что туда можно взойти.


Пик Победы
На следующее утро обалденная безоблачная погода. Морозно, пока не выглянуло из-за гребня солнце. Мы «поскакали» в МАЛ смотреть на Победу и фотографироваться. Благо идти по морене всего 15-20 минут.

В это утро было много рейсов вертолетов. Вывозили найденных погибших (всего 4 человека из 11-ти) и деморализованных оставшихся в живых чехов, новосибирцев и барнаульца.

Санрейс
Несмотря на громкую трагедию, продолжают прилетать группы. Считается, что с 10-го по (примерно) 20-25 августа стоит наилучшая погода.


Перекур
Приятно сказывается прогулка (75 км) по Энгильчеку. Если вчера вечером 4000 м н.у.м. как-то чувствовались, то сегодня все превосходно. В отличие от многих прилетевших, которым спуститься с морены к леднику за водой стоит серьезных усилий. Под палящим солнцем выходим в четвертом часу. Около 6 км по леднику до Л1 проходим за 1,5 часа.


Л1. Видно мышеловку
На морене так много народа, что решаем ставить палатку прямо на леднике.

Среди прилетевших сегодня - спасатели Центроспаса МЧС РФ и много их коллег с Кавказа. Встречаем знакомого – бывшего барнаульца кинолога Пашу.

Ночью очень холодно. Как потом сказали, около минус 12 градусов. Впервые за месяц. Выходим в 4:00.

В мышеловке
На склоне уже далеко видны фонари вышедших раньше. "Мышеловка" – это плавно поднимающийся склон ледника Семеновского с крутым взлетом в конце. Справа (походу) - скальные сбросы ЮЗ ребра Хан-Тенгри (по которым идут две 6Б). Оттуда может сыпануть, но это случается намного реже, чем с другой стороны. Слева - скально-ледовые склоны п.Чапаева. И если оттуда что-то падает (а это основной источник лавин и обвалов), то переметает весь склон. И по ширине, и по длине (~300х600 м). Единственный шанс – это прыгать в трещины и надеяться, что "кривая вывезет".


Тропа в небо
Мы идем в касках, системах, но не связанные, потому что у всех разный темп. На автомате отмечаешь трещины, чтобы помнить, куды бечь, если что. Страшно, холодно и тяжело. Начинает чувствоваться высота. Очень хорошо помогают передвигаться палки.

Проходим "мышеловку" примерно за 1,5 часа. Садимся отдохнуть и полюбоваться Победой в первых лучах солнца. Колбасит от холода и желания пить. При этом под курткой мокрый от пота. Поганое сочетание, но, как говорится, "лучше семь раз вспотеть, чем один покрыться инеем".


Все круче
Начинаются более крутой взлет и зона мощных разломов. Обходим сераки и останавливаемся вскипятить чаек. Уже видны палатки Л2. Но такое ощущение, что до них еще целая вечность. Трещит башка, и до одури хочется спать. Все нипочем только Антохе. Скачет, как на родном Алтае. За ним тянет Тимка, хоть и похуже. В середине устойчиво и молча держится Ленка. Говорит, что все ОК, но лицо серенькое. В хвосте плетемся мы с Лехой. Лица своего не вижу, но, думаю, оно и к лучшему. Оптимизма это не прибавило бы.

Около 9:00 на снежные площадки Л2 пришел Антоха. И вырубился.

Проснулся он только ближе к 11:00, когда приползли мы и спросили: «Где же чай?» Совместными усилиями втыкаем на свободную снежную площадку свою палатку и уже лежа, в полусне, топим снег и греем чай. На это уходит чуть ли не час. За это время на улице рассасываются тучки и выходит солнце. Даже сквозь тент начинает ощутимо припекать.

Хлебнули нагретой жидкости. Паршин проснулся окончательно и сказал, что пойдет, посмотрит снежные пещеры в Л3. Мы в "коматозе", нам почти все равно. Помахали рукой Антону и отрубились по-новой.

Около 14:00, почти одновременно, пришли в себя. Сделали чаек и вышли на связь с Тохой. Он уже был в пещерах. Глядя на эту прыть и почувствовав себя чуть лучше, начинаем подбивать друг друга на еще один переход. Находим полупещеру-полуиглу и складываем туда палатку, веревку и разные другие ненужные пока что вещи. Со спальниками и едой выползаем на тропу. Сразу вырывается вперед Тимур, за ним бодренько чалит Ленка, а потом… А потом мне стало все равно, кто за кем. Потому что понял, что так хреново мне не было никогда. Не то, что в горах – в жизни! К сожалению, я не возьмусь достаточно красочно и подробно описать, что это такое -"давит высота". Вроде, всего-то, кровеносные сосуды приспосабливаются к работе при более низком давлении, а боли-то сколько! Почему-то мне хуже всех. И тренированностью это не объяснишь. Дело точно не в этом. Симптоматика следующая: при каждом шаге или движении раскалывается голова. Впрочем, трещит она, и когда ничего не делаешь. Движения вялые и стоят огромных усилий. Хочется сесть и заснуть. А лучше лечь. Но кругом снег, поэтому я сплю, сидя на рюкзаке. Сон больше похож на обморок. Когда приходишь в себя – никакого облегчения. Голова плывет, тело качается.

МАМА! Как мне плохо! За что ж меня так любимыми горами? Заставляю себя ползти хотя бы по 5 шагов за ходку. Потом висну на палках. Ох! Через 50 шагов сажусь в снег на рюкзак. Обморочный сон - и все по-новой.

То, что остальные, хоть и не резво, преодолели за 1,5-2 часа, я проползаю за 3-4. Точно не знаю, потому что мне казалось, что мир остановился, а я сошел с ума от этой боли.


Перемычка и чуть ниже - Л3.
Я не заполз бы даже за это время, если бы на полпути не связался по р/станции с Атоном. Он вник в ситуацию и спустился за моим рюкзаком. Несмотря на это, все равно шел и думал, что лучше умереть. Или пойти вниз.


В пещере
В шестом часу заполз в пещеру, глотнул воды, поужинал цитрамоном и вырубился в спальнике. Народ бодрился, делал ужин, как оказалось - зря. Ночью накрыло всех: дикая жажда, головная боль и… по-моему, самое жуткое похмелье лишь отдаленно напоминает то, что творилось с нами. У меня даже был глюк с глазами: вокруг всех источников света я видел концентрированные радужные кольца. Характерный признак глаукомы. Только это - заболевание, а у меня, видимо, было повышенное глазное давление, что и привело к вышеописанному шизоидному восприятию действительности. К счастью, утром зрение восстановилось.


Гребень
Утром выпили чайку с цитрамончиком вприкуску и, не сговариваясь, "рванули" вниз на 5200. Только, пришедший в себя Паршин, остался, не захотел бегать по "мышеловке". Ну, и ладно, а мы не гордые, поиграем в "рулетку".

В "кармане", где отдыхали, поднимаясь наверх, собираемся вместе, еще раз оцениваем ситуацию, надеваем каски и без кошек начинаем натурально бежать. На леднике снег немного раскисший, и это даже прикольно. Если бы не 7 трупов, лежащих неподалеку. Может даже под ногами. И если бы не реальная угроза пополнить скорбный список.

Все обошлось. Проскочили опасный участок за 15 минут. Еще 15 минут неспешной прогулки - и мы в Л1. Мужики из Центроспаса сказали: "Мы думали, что вы на лыжах – так сквозили". В некоторых местах мы действительно катились на ботинках, как на лыжах.

Высота 4200. Странное ощущение – я снова могу ходить! И даже вверх! При этом в теле обычные равнинные ощущения, то есть нет желания лечь и сдохнуть от боли.


Банька
Переодеваемся, как всегда, делаем чай. Тут намного жарче, чем наверху. Пытаемся связаться с Тохой. Он нас слышит отлично – мы же его голос практически не можем разобрать. А связь Л2-Л3 была отличная. Но из БЛ связаться с горой вообще было нереально. Такая интересная схема распространения радиоволн у радиостанций «Беркут» на частоте 27Мг. МЧСники сворачивают экспедицию. Площадь поиска огромная. Сами работы очень опасны: можно положить больше людей, чем есть возможность найти. С трудом откопали одного чеха, на том и остановились.

Утром отличная погода. С Антохой связаться не удается. Думаем, что он пошел на восхождение. Сами плющимся до обеда и выходим в Л1.


Догоняет туман
Все по прежнему сценарию. Ночь, выход, холодно, но потно, и поэтому еще холоднее. С рассветом нас пытается догнать непонятно откуда взявшийся, туман. Но отстает и рассеивается. Как всегда идем с разным темпом. Почти на выходе из "мышеловки" застываем в шоке: вот ОНО! Куда бечь?!? Со скал на склоне Чапаева сходит небольшая сухая лавинка. Она даже не долетает до ледника. Уф! На приливе адреналина ускоряемся, по возможности, и выходим на относительно безопасный участок тропы.

Идти нелегко, но с первым разом не сравнить, настолько легче. Где-то к 15:00 приходим на перемычку, к Антону. Он не пошел на вершину. Прогулялся только до ночевок в Л4 (6400 м). Пикантность ситуации в том, что он был вынужден жить почти 3 дня без горелки: его засорилась, а нашу мы унесли вниз. В итоге он ходил по соседям и долго объяснял буржуям, что ему нужны пассатижи, а потом выяснялось, что ни у кого, как ни странно, на 6000 м их нет.

Я бегал на удивление бодро и верил в благополучный исход завтрашнего штурмового дня – пятницы, 13 августа..


Склон
Встали, кажется, в 3:00. Дубак. Движения заторможенные, сборы вялые. Как-то так получилось, что изначально планами по движению и переходам командовал Антоха, и мы были какой-никакой, но командой. А тут он сделал вид, что впервые об этом слышит, и дал понять, что каждый сам за себя. Что-то было в этой извращенной логике, но… Но вода во время выхода, в итоге, оказалась не у всех.


Убитые перила
Пока было холодно, я даже пытался кого-то обгонять (мы вышли на штурм не одни), но чувствовалось, что подъем дается мне все тяжелее. Часов в 9 утра из-за мраморного ребра полоснуло жесткими и жаркими лучами солнышко. Сначала стало тепло, потом жарко и противно. Пуховку снять хочется, но деть ее некуда.


Лагерь 4 - 6400
Надо сказать, что если бы этот ЮЗ гребень опустили на высоту хотя бы 3000 м, то он пробегался бы за полчаса. А так мы ползли по нему час за часом. После Л4 (6400) я стал засыпать. Пройду 1-2 веревки, присяду и вырублюсь. Минут на 15-20. Проползу еще одну веревку и опять отрубаюсь.


Восходители в кулуаре
На одной полочке я закемарил так крепко, что проходящие мимо решили… а Бог его знает, что они там решили. Но меня они не тронули и прошли мимо. И только догнав Тимку, сказали: "Что-то там с вашим парнем не так".


В кулуаре
Выйдя в очередной раз из коматоза, где-то на 6500-6600 ( точно сказать сложно, но начало кулуара – 6700 – я уже видел неподалеку) я понял, что время уже 12:00. Долго колебался, но благоразумие взяло верх: отчетливо стало видно, что ценой неимоверных усилий я, может, и заползу на вершину, но…

Не видел я в себе сил ТАК напрягаться, а спускаться, судя по всему, предстояло ночью. Хочу ли я тут замерзнуть, проведя весь день без воды и еды? Однозначно нет. Лучше не сходить и иметь шанс попробовать еще, чем героически заползти на вершину и больше не ходить вообще.


Подъем по гребню
Не думайте, что отступить было легко. Такие решения даются ценой изрядной психологической ломки.

Спускался часа 2,5. В кошках по скалам передвигаться лазаньем вниз еще неприятнее, чем вверх.

В нижней части встретил двух корейцев и гида из Алма-Аты. Некто Таракан. Он напоил водой – моему счастью нет предела! Говорит, что пару недель назад он на этих перилах упал (порвались под нагрузкой), но далеко не улетел - повезло.


Предвершинный гребень
А лететь есть куда. Я утречком видел, как по кулуару справа (по ходу) скакало что-то темное и большое. Полное ощущение, что человек. Уже собрался бежать перехватывать, но вовремя сообразил, что это рюкзак. Так я его провожал взглядом по склону, пока он не стал еле заметной точкой на снегу. И он все еще продолжал падать.


Summit! Тимур и Антон.
Пришел в лагерь где-то в 15:00 совсем опустошенный. Наглотался цитрамона и вырубился. Проснулся в седьмом часу, стал делать чай мужикам. Действительно, скоро подошел Тоха. Вид помятый, но бодрый. Через часок подгреб Тимур. Ждем Леху и Ленку. Темнеет. Ничем помочь им мы не можем. Пошатываясь, приходят в первом часу ночи.


Где-то там -
Леха и Ленка
По времени на вершине были в следующем порядке: Антон ~в 12:40, Тимур ~в 14:00, Леша и Лена ~ в 19:00.

Долго думаю, хочу ли я повторить попытку завтра? И не нахожу в себе силы дергаться. Никогда еще мне гора не стоила таких бешеных усилий.

Утром выходим в 6:00. Пару часов легкого бега вниз - и мы с рассветом приходим без приключений в базовый лагерь.


Спуск
Опять раздумья: хочу ли я? Завтра на гору идут знакомые барнаульцы, теоретически можно "пристегнуться" к ним. Леха с Ленкой завтра с утра улетают на вертолете в Каркару. Я пытаюсь уговорить мужиков рыпнуться на 6Б по маршруту Свириденко. Помнят, как мне было хреново на высоте, и хором отказываются. А мне надоело высотное снеготоптание. Хочу технического альпинизма. Решаем перебираться в Арчу. "Сливаем" с нашими летунами ненужную больше снарягу. Максимально возможно облегчаемся и отправляем снарягу "подпольно" (бесплатными путями) в Каракол, к Ханину.

15-го августа с утра Ленка и Леха счастливо выложили по 100$ и улетели. Мы бы и рады путешествовать вертолетами Кыргызстана, но баксокризис в нашем походном бюджете заставляет шевелить ногами.


Автор - Иван Темерев - Томск
Мы уходим вниз. Вокруг - вершины сумасшедшей красоты и высоты. Увы, это не мое. И это тоскливо.

Через месяц в городе, после размышлений и разговоров, я понял, что все дело в акклиматизации. В неправильной. Ведь чувствовал же я себя нормально на 6000 во второй заход. Надо было подняться на 6400 с возвращением на 6000. Потом переночевать на 6400 и оттуда спокойно стартовать. То, что это был первый опыт высоты, сказалось негативно: пытались бегать, как обычно на высотах до 5000 м. А так, как оказалось, получается далеко не у всех.

Акклиматизироваться нужно не спеша, вдумчиво.

А мне, черт побери, опять хочется в БОЛЬШИЕ ГОРЫ! Хоть и зарекся.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2017 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100