Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Валерий Семёнов, Чистополь
Фото: Андрей Громов, Нижний Новгород

Моя первая 5 к.с. в Солнечных горах.

Часть 1

Гиссарский хребет

или

Пустыня Сахара во рту у меня гостевала.

Железная птица летит в гущи ночи и там внутри неё, сидим мы. Ну, сидим, сказано мягко: лично я находился преимущественно в позе эмбриона и почти спал. Пред сном было пригублено мартини, съедена курица и дальше полусон. Всего, включая себя, я насчитал пяток героев: Анка, Андрюха Г., Андрюха Р., Чижик, Сам Я.

Руководятел Димон Чижик

Фото-маньяк Андрюха Громов

Счастливая Анка Конышева

Собутыльник Андрюха Руднев :)

Пятеро отважных героев, бросивших вызов судьбе, несущих смерть на Осле.... Ух! Как завернул! Вообщем птица Ту-154 упала мягко и как мною и предполагалось - в городе Душанбе, где уже в семь утра для нас показалась нестерпимая духота. А ведь дальше будет Жара!

В 12 дня на нас с нескрываемым смехом смотрела вся детвора: что за дядя-герой, идёт в сапогах, которые носят зимой. Да ещё с шерстяным носком идут на "бозор" трое молодцов! А на бозоре всё лихо: брали, что предлагали, не торговались, только брали и в список продуктов глазами моргали.

Этой же ночью, где-то в районе 23:00 часов, дорога на озеро Искандеркуль (скорее козья тропа для машин), 4 «селёдки в бочке» на узком заднем сиденье Opel и пятая селёдка - на переднем.

Водила: "Э-э! Плохая дорога! Э-Э! 8 км! 8 км обратно! Плохая дорога!"

Наш Водила на 8 км промахнулся от назначенного места высадки! А говорил, что знает дорогу! Знает! Язык таким отрывают! В результате Чижик и Андрюха Р. вернулись только в 4 утра (отвозили заброску на Искандеркуль).

5 часов утра. Какой-то местный мужик будит жёлтую палатку:
Какой-то Мужик: "Ты что делаешь? Что делаешь? Ты не знаешь, что сюда нельзя? Где палатку поставил?"

Палатка стояла на единственном месте, где росла трава. В 20 метрах был строящийся дом. Палатка в клумбе!
Какой-то Мужик: "Здесь же арча растёт!" (и что-то там на своём таджикском лепечет)

Это называется: послушай женщину и сделай по-своему. В ближайшие 20-30 минут мы ускоренно собирались, а местный таджик бегал с лопатой и пытался что-то пересадить, что-то выпрямить (растение) или поправить.

Так начался первый ходовой день похода 5 к.с.

День 1-й.

Через час за завтраком Андрюха Г. обнаружил у себя на рюкзаке бегающую ветку - палочника. Не было тенька, только Жара и уходящая вверх тропа. И наступил обед под тенью большой Туи, и стояла такая Жара, что обед было решено увеличить на час! Спали мы целый час, сны видали и спали!

Сам Я, Валера Семёнов

День 2-й или как я акклиматизировался.

В этот день мы перешли в брод какую-то малую речку, и запомнился обед под палящим солнцем. Спали не на пенке, а под ней, создавая искусственный тенёк, тот самый который я забыл взять в ремнабор. Я сожрал какие-то таблетки и смекту Андрюхи Г., но это не помогло, вздутие моего живота неуклонно продолжалось. И где-то на высоте 3700 метров очередного перехода это случилось - меня на конец-то вырвало, причём так неожиданно! Надо сказать, что я совершенно был к этому не готов, а потому сильно удивлён процессам, происходящим в тот момент со мной.

Во рту моём пустыня Сахара...
Такого ещё не бывало,
Чтобы пустыня Сахара

Солнце нещадно палит
В кровь иссушить мои губы грозит.
О, да и это бывало,
Но чтобы пустыня Сахара
У меня во рту гостевала...

Бывало не пил я воды часами,
Пока мои ноги по скалам шагали.
Но так, чтобы пустыня Сахара
У меня во рту гостевала...
Вечерком я первый раз попробовал шипучий витамин С и «подсел» на него. Теперь всё изменилось, я стал зависимым. При каждом наборе или спаде высоты, с вожделением ожидал когда же А.Г. достанет свою длинненькою баночку с надписью «Витамин С». Это наркотик.

День 3-й, пересеченный перевалом Корона Сиамы.

Утренние звёзды всё ещё ярки и неотразимы, на горизонте их поддерживают зубья гор - иначе они просто упали. По-другому быть никак не могло, ведь я-то знаю точно, сам дежурил в то холодное утро. Возле палатки вчера была лужа-озерцо, сейчас его не было, как и не было ручья, где раньше воду брал я. И вот потихоньку согреваюсь под небосводом, закутавшись в спальник, рядом с работающим примусом. «Дойти бы побыстрее до Пайрона (Пайрён, Пари), озера Ангелов» - думается мне - «а сегодня, мы пройдём через их перья» - так сказал старик, предупредивший, что Чимтарга сейчас опасна, как никогда. Весьма ветрена и камениста она, сыпет как с бодуна!

Сиама, возле ночёвки

Кто-то из героев: "Свободно!"
И веревка снова натянута, жумар в щёлкнут: 2.5 метра по вертикали, а дальше 35-градусный склон Короны Сиамы.

Пер. Корона Сиамы 2А (Перья Ангелов)

Кто-то из героев: "Камень!"

Другой герой: "Твою же...! Лови..."

Мой рюкзак, сбитый камнями, учился прыгать словно лягушка, всё вниз и вниз. Я не успевал реагировать... Летящие камни и пыль... Бросок Чижика вниз должен быть больше скорости рюкзака, иначе не достать... Удар, ещё Удар... Штанга! (В данном случае штангой и спасителем выступал Чижик!). Теперь мой фотик, вынутый из рюкзака, умел только жужжать и показывать "Е18".

Дальнейшая часть перевала была пройдена в том же духе: ещё одна верёвка, со свистящими камнями над головой и облаком пыли за спиной, приправленного порциями мата.

Но скоро обед, а там где обед, бывает и ночлег! Всю оставшуюся часть дня от обеда мы пролежались, провалялись на камнях мореного озерца, слушали музыку, пили чаи и думали, как дни хороши.

Вообще, лежанье под палящим Солнцем, укрывшись пенкой, создаёт особые ощущения: вроде бы и не так жарко, и тенёк есть, но что-то не то... Что-то мешает... Присутствует какая-то ущемлёность прав человека...

День 4-й, лазаньем по гранитным плитам.

Рюкзаки за плечами были легки, но я этого не чувствовал, мои ноги шли тяжко и вязко, плавно набирая высоту, на пик Одессы они меня вели. Раньше, я любил курумники, любил скакать по ним с полным рюкзаком как горный козёл, это забавляло и радовало, но только не сейчас. Курумник, как курумник, поднимаешься по нему налегке, но нога тяжела и до курумника ей, как до лампочки Ильича. Дыхалка сбивается на раз, ещё чуть-чуть пройдёшь и надо постоять. Видно так действует новая высота, где-то 4000 метров над океаном, а предстоит набрать ещё метров 600. А.Г. идёт тоже не легко, то впереди, то позади меня - видно высота.

Андрюха Г. выжумаривает, под прячущимся Чижиком

Снежника, ведущего на перевал, не было и в помине, осталось чуток льда и камни, летящие как из ведра. То и дело в горах раздовалось многоголосое «Камень!». Но мы поднимались на перевал левее скоростной трассы камней, порою лезли свободно, не вешая верёвку: скала легка, правда сыпет иногда. Вот перевал, а слева обещанная стена, жёлто-серыми плитами покрыта она. Всё как и обещала книга: три неполных верёвки лёгко-среднего лазанья, лазанья в удовольствие. Но для меня это была первая 3А, которую я вешал сам ( да и вообще первая в жизни моей 3А). Что и говорить, мне понравилось так лазить: скала тепла, порою ступенчата, ИТО-шил только один раз как раз в самом начале 2ой верёвки, было не уютно лезть свободно, зацепок мало, да не там где надо, а я не на скалодроме, ошибаться как-то не комфортно. Третью верёвку, уходящую диагонально влево-вверх, Чижик не устоял и провесил сам. А дальше 30-40 метров пешком и 4600!

Солнце пекёт, но нету жары
Только кружится голова от высоты
И железная банка внутри тура лежит
Проржавевший листок бумаги хранит
На том листе был рисунок когда-то
Но сейчас синева неба чиста, как бумага того листа

Пик Одессы (3А)

На обратном пути каждый из нас поплутал, палатку искал и как всегда сделал большие иль малые «крюки». Но обед нас ждал, сладкого обещал!

День 5-й или забег лосей на водопой.

Тропа шла непрерывно вниз, также непрерывно, как функция непрерывна на интервале(0 z). И что нам оставалось делать? Только бежать, ведь инерцию рюкзаков не остановить... Потенциальная энергия рюкзака с каждым сбросом высоты неуклонно снижается этот факт необходимо компенсировать увеличением кинетической энергии, то есть скорости движения!

На вершине Одесса (3А)

Что и было сделано! Партией была поставлена задача о достижении берегов Пайрона в максимально короткие сроки! И если понадобится, применить жёсткие меры для выполнения, во что бы то не стало, поставленной перед народом задачи в частности смещение времени обеда ближе к ужину!

Как лоси шли! И таки дошли. За 7-8 ходок до озера Ангелов дошли! Я три раза искупался подряд: вода тёплая (ну, теплее, чем в ледниковых реках), молочно-зелёная, у берегов с некоторым оттенком. Солнце закрыто теми же странными тучами, что и горы, будто пылью окутаны. А ветер приятен, тёплый, когда хочешь тепла и наоборот. Здесь можно долго жить, ведь растут даже злаки и птицы длинноклювые. Рюкзак вжался в спину, теперь я и он, как одно существо.

Я пришёл сюда,
Куда звала меня Гора.
Но это была не она...
Оказалось, что пела моя душа.
В сумерках, вкушая ужин, под сенью деревьев, которым названия я не знаю, вдруг вскрикнула Аня. Её испугала змея, что проползла по краю пенки не спеша. То была малютка гюрза, видно в гости к нам пришла. Но наша реакция была сильна - в свободный полёт была отправлена она.

День 6-й, наполненный сливами.

Сегодня тропа пошла хорошая, широкая с меньшим числом камней. Вчера по ней пастухи вели стадо овец и навъюченых ослов и сейчас свежий помёт устилал тропу дырявым ковром. Если внимательно присмотреться, то станет понятно, что у некоторых ишаков был не твёрдый стул, наполненный ягодными косточками. «Значит, внизу долины должны расти ягодные деревья» - такие вычисления делал мой желудок на первой утренней ходке. И на первом же привале была замечена дикая слива, размером с вишню, правда ещё не совсем спелая, но для меня это уже ничего не значило. Я наелся, объелся, обожрался так, что к обеду бегал дристал. Всюду, где мы не шли бы, нам попадались деревца слив, грецких орехов, шиповника, а на привале возле моста дикая яблоня росла и не много ежевики.

Река Пайрон

Вершины гор в сухом тумане то ли пыли, то ли облаков. После вчерашнего забега болят ноги, снявши рюкзак, чувствуешь себя пушинкой - «щас» взлетишь! Лень клеить пластырь на ноги, так вроде и не приклеил... Дома обопьюсь витамином С!

Сегодня первый день без сорокаградусной жары, которая обычно начинается с 9 утра. Горы полны ветра, что охлаждает нас в пути.

Значит идёт осёл
Значит жуёт и идёт осёл
А на том осле юный таджикистон
Сидит, качается и нам улыбается

- Рюкзаки поднести?
- Э-э! Нет, друг мой! Мы сами,
Как ишаки, рюкзаки понесли
Ведь там, где не пройдёт осёл
Там мы по верёвкам проползём!

Вчера видели саранчу с розовыми крыльями.

На последних переходах перед ужином спал, да ещё этот дурманящий запах лаванды так и стоит в носу, пахло как будто на всю долину.

День 7-ой или «Бабуля, а как пройти к перевалу Сибирь?»

Утро пяти часов встретило собачьим холодом и бродом через речку. Но я и Андрюха Р. бродить не стали, иначе бы в ботинки точно воды набрали, там было довольно глубоко с сильным течением. Вместо этого мы прыгали через реку с неровного, скользкого камня, на котором умещалась только одна нога, прыгали в длину метра полтора, на камень ровный, как асфальт. Ничего так, вроде удачно получилось, Андрюха Р. чуток промахнулся и отделался перебинтованным пальцем.

На 3100 начались луга дикого лука, солнце приятно било в глаза, отогревая от утреннего холодка.

Развилка рек, в туманном утре

Обед случился на 3500 возле ручья и снова не было тенька, лишь неутомимая жара.

Порою чувствовалась некая неуверенность в направлении движения, но когда поднялись выше, когда кончилась трава и пошли курумники и осыпи, стало ясно и понятно, что чуток промахнулись ущельем залезли в соседнее ущелье нашего перевала. Но что взять с таких Лосей? Нам лишь бы идти по мощнее, да отдыхать по важнее! Ну и перевалили через какую-то 1А в ущелье перевала Сибирь. Раз плюнуть!

Когда я стоял на перевале 1А, возможно на меня действовала высота, но ущелье Сибири было наполнено звуками морского прибоя и криками птиц, будто чаек.

На ужине закружилась голова, видно стоять уже нельзя, посидеть однако пора.

3800 м над океаном.

День 8-й, насыщенный перевалом Сибирь (3А).

В 9 утра уже на вершине Сибирь. Поднялись по маршруту 2А,не вешая верёвок, ведь скала была на лазанье легка, ступенчата и порою слоиста. Да нет же, дурацкие скалы - все сыпят, смотришь и думаешь, как ещё не развалилась от старости гора. А при подходе к вершине видели на её кручах горного козла, он скакал по таким отвесным скалам, что не понятно, как не упал. Спустились на ледник только в 14:30, провесили 4 верёвки косого и жутко стрёмного траверса по гребню к перевалу Томск.

Тут значит шлёпаем по луковичным склонам

На 3-ей верёвке мои глаза опухли так, что на меня было страшно смотреть, сильно слезились, носоглотку заложило и дышать... Дышать тяжело... Последние метры дюльфера делал в слепую, слёзы из глаз мешали смотреть. Теперь уже достоверно известно и раскрыто, что это аллергия на арахис, который я весь поход почему-то не ел и вдруг решил «сожрать», когда остался один на вершине, чтобы вздёрнуть верёвку. 4-ю верёвку я уже дюльферовал с полноценной страховкой Чижика, а рюкзак мой отправили тем же способом, только следующим рейсом. Ну, ещё один слабенький дюльфер с перевала Томск и идём по леднику в связках. А меня-то здорово разгрузили! Хоть было и не удобно смотреть, но идти с таким рюкзаком по леднику и частичному ледопаду было приятно.

На вершине Сибирь

Закрыв глаза повязкой с «мокро-холодной» водой, укрывшись спальником, лежал на пенке возле края поляны розово-красных цветов, а справа текла родниковая вода, которую пил иногда. Жизнь хороша! Особенно, когда на утро Андрюха Г. не захотел отдавать мне спальник - «выздоравливай» сказал.

День 9-й, мы долго шли до тебя, Искандеркуль.

Еле дошли до Искандеркуля в 12:00. Как всегда Жара и не было тенька, только дорожная пыль одна.

Когда же будет привал?
Я «месить» устал:
Эти жёлтые камни под жёсткой ногой!
Эти килограммы пути за спиной!
Я идти устал, лишь вверх и вперёд
А солнце в глаза, надоела жара

Нестерпимо идти по колено в пыли
И лишь тень может тебя спасти!
Ну, сколько идти???
Видишь тень в дали:
Ещё два перехода и всё позади!
Мне не дойти!

И вот в назначенный час
Тень упала на нас!
Эй! Хватай её быстрей!
В ремнабор клади скорей!
Будешь со мной идти!
Эти килограммы пути!

Прошли мимо дачи президента конечно, она красива, ибо находится в одном из двух оазисов на берегу Искандеркуля, но сложилось впечатление, что дачи наших олигархов будут посолиднее.

Андрюха Г., Андрюха Р. и Чижик сходили 8 км вниз за заброской и были довольны, что машина мимо шла и их подвезла.

День 10-й, днёвка в самом разгаре.

На всю турбазу растёт одно единственное деревце с абрикосами. Естественно я постоянно около него околачивался. В очередной раз, за этим занятием меня застал хозяин турбазы: он очень странно на меня посмотрел, до сих пор помню его взгляд.

Где-то возле Искандеркуля, проехав не которое расстояние на машине, а потом 3 - 4 км пешком, можно встретить местную святыню: человека в позе Будды, часть тела которого скелет, а другая мумифицировалась. Также возле озера находится пять источников (или есть озерца). В них, искупавшись, часто излечиваются.

При спуске по Сомингу встретили пастуха, который жаловался на медведя, ворующего его овец: лапой махнёт, овцу на плечё и бегом. Ничего не поделаешь, ружья нет.

Дневали мы по полной программе, часто наведывались в «рестораны», где 910 летние малаи, не белмесе по-русски, а также в евклидовой арифметики, нас обслуживали и денег сдирали. В этом кафе, такой бичаи (мальчик) заменял всех, разве что поваром не был. На пальцах объясняли, на пальцах и «счёты» считали.

На интурбазе туристов было мало, а когда мы ушли, то их вообще не стало. Только местные туристы приезжали на шашлык, чаи попить, да на старханах полежать.

А ночь выглядит романтично и загадочно, в воздухе прохладно и легко, особенно хорошо сидеть на пирсе, свесив ноги над водой, созерцать звёзды с полной Луной, что смогла подняться над великой горой. В ушах музыка играет, ирландскую мелодию напевает и мир совсем другой, словно сказочный герой.

Такое бывает...
Кто-то скажет не реальным...
Но я-то знаю, где встречаются Миры (Пути)
Там Боги ставят Луны над Горами
Как часто бывает, обозначая их пути.

Глядя на эту ночь, у меня возникало ощущение таинственности бытия, мира и меня, будто мир перевернулся вдруг. И существуют всякие там эльфы, гномы...
Похоже здесь они действительно есть...

Взгляни на небо, там Луна затмевает Горы,
Которые озеро держат в распорах.
Вот видишь Лебедь скоро унесётся в родные просторы
И светлая ночь над зелёной водой, подскажет дорогу,
Что унесёт тебя с собой.

Часть 2

Фанская сказка.

День 11-й, проведенный в долине Арх.

Вышли из интурбазы Искандеркуль рано и быстренько «по скакали» по утреннему холодку, принципиально не заплатив за стоянку!

Долина Арх, через которую лежал наш путь на Большую Ганзу, контрастно отличается от всего того, что мы видели раньше. «Со всех сторон» нас обжимают 300-метровые скальные стены красно-жёлто-коричневого цвета, получается некий каньонинг. Красивые арчовые рощи создают неповторимый уют и покой, среди нависающих скал. И опять ощущение сказки. Фанская сказка.

В скальной стене, где Арх первый раз раздваивается - множество пещер, а дальше мы встречали их ещё больше.

Весь день был пасмурный, долго искали место под ночлег и остановились только в 17:20, пройдя пасущихся овец на 2900.

День 12-й, когда я «накушался скал».

На 2-ом переходе в 8:00 увидели Чимтаргу, снимающую свои белые одеяния тумана. Через несколько мгновений она открыта и прекрасна. Неужели мы придём к ней?

Панорама с вершины Сибирь

На траве - то ли иней, то ли снег. Высокие горы как будто заиндевели и укрылись облачками.

В 9:30 утра ставим палатку на 3800 где-то возле седла Ганзы(2Б, которую пойдём в два захода, сегодня просто провесим верёвки и затащим продукты, так как с тяжёлыми рюкзаками и жумарить тяжело!)

А когда шли крайний переход по ту сторону реки, метрах в 200 от нас бежал медведь, прытко так бежал, как раз к нашему перевалу. Видно он шёл к стаду овец, которые ночью были здесь, да нас как увидел, так и хвост поджал.

Подход к пер. Седло Ганзы

Как-то на мою просьбу к Чижику, провесить верёвку, он ответил, что «погоди, ещё накушаешься...» И он был прав, сегодня я накушался...

В 12:30 пошли вешать верёвки: 1-я верёвка - лёгкая, 2-я половина 2-й верёвки уже попа - не было оттяжек, а верёвка шла зигзагом, потому и не тянулась приходилось с начало с трудом вытягивать 5 метров верёвки, потом лезть и снова вытягивать. Да ещё железа мало почему-то... Как вылез и вытянул верёвку сам не пойму, не которые закладки вылетали, так как верёвка вытаскивала их в ненужном направлении. На 3-й верёвке наступила зима, мокрые скалы, покрытые мокрым снегом, совсем нету нужного железа (остались крючья только большого размера, да трещины не закладочные): на 50 метров один крюк и одна закладка. Теперь понимаю, почему Чижик иногда матерится, вспомнил всех и всем чем мог... Руки оледенели, всё скользко и холодно - ботинки Scarpa Manta, наверное поэтому чудом вылез. Если бы скалы были сухие, то 3-я верёвка лёгкая, а так «попа», да ещё без железа. Холодно очень.

Стоял на верху в одном анораке и жутко мёрз - наступила зима. Но вот выжумарил Чижик, поделился курточкой «МЧС России», дождались остальных и помойным вихрем вниз: три дюльфера и я скакал по горным кручам, как местный баран. Когда подскакал к палатке, уже согрелся, а горячая еда и чай завершили этот пасмурный день.

Вспоминается, как стоял на верху, под этим жёстким ветром, думал, что в этом походе хватит с меня вешанья верёвки, всё накушался, довольно... Но на следующий день моя душа пела и жаждала новых скальных маршрутов.

День 13-й, где я видел цирк сказочный.

Синее небо, красный скала
Там наверху, моя мечта.
Пару крюков вобью,
Не много закладок положу
И вот Вершина и я
Словно я был здесь всегда

Утром отрицательная температура, но зато безоблачно, что несказанно радует. С полупустыми рюкзаками выжумариваем вчерашние верёвки, классно так перекусываем, ещё чуток проходим по скалам, немного свободного лазанья и цирк... Такого красивого цирка я ещё не видел, он завораживал своей суровой красотой. Такие места больше подходят для сказки: полузамёрший водопад, со свисающими сосульками, падал с перевала Кальгаспорный, и такой же ручей протекал у наших ног. Мы находились на дне своеобразной огромной чаши, где Боги наверное что-то делают.

Вдали снежная Чимтарга, сбросившая облака

Аня проходит 3ю ступень…

Наш путь лежал по правой стороне цирка, дурацкой сыпухе: один шаг вперёд и два назад.

В 14:50 Седло Ганзы. Высота 4500 метров. Отличное седло с ровными местами под палатку и обдуваемое всеми ветрами.

А высоко над нами летели два огромных орла! Я таких больше не видал никогда!

День 14-й, вершина Большой Ганзы (2Б).

Рано утром встали и в 13:30 были на вершине 5300. Там бала железная, зацементированная в грунт труба, которая была выдернута с корнем, на барабанный ветряк похоже она. И перья птиц на вершине разбросаны, будто курицу здесь общипывали. Провесили верёвок 7, половину из которых я. Сначала интересно, но на 3-4 верёвке утомительно вешать, вернее просто надоедает. Ледоруб в левой руке, инструмент в правой, лёд мягкий, а склон редко бывает сильно крутым, так чтобы приходилось идти на передних зубьях.

Чижик фигарит по 1ой ступени …

На вершине приятно лежать под солнышком и никуда не идти, порю даже становится почти тепло. Лежим себе, шоколад едим и смотрим, что на седле, возле нашей палатки, появились ещё две. Это МГУ, идут четвёрку с 14 туристами в команде - психи, им лечится надо!

День 15-й.

Вода в бутылке - лёд
Солнце встаёт
Холодный ветер в лицо бьёт
Мне снова нужно собираться в поход
А душа в спальник ползёт

Утром за меня отдежурил Андрюха Г., чему я был не сказано рад!

Траверсом пошли к перевалу Зеленоград (2А), который сыпал не впопад. На перевале сняли записку какой-то группы, на камнях следы крови и бинты валяются. В записке указывается, что группа в травматическом состоянии, посеяла здесь кошки в синем мешочке. Ну, а мы провесили 2 верёвки на спуск и шлёпали под пер. Адиджи (3А).

На вершине Большая Ганза

Андрюха Г. долго не хотел спускаться к нам на обед, что было весьма комично, ведь был же обед! Ведь это же Еда! Вы слышите??? ЕДА!

Элемент траверса

Сейчас под Адиджи. Гром и молния, град, но я-то в спальнике, где тепло.

День 16-й и ледовый Адиджи с его rope-jumping'ом.

Подъем на Адиджи простая 2А, но шли мы в связке как-то тяжело, останавливались передохнуть через каждые 40-50 шагов. Вот уж не знаю почему так шлось, да в 9:00 заползли таки на Адиджи. В туре ждал сюрприз: 5 мятных леденцов, нет ничего приятней, чем кушать леденцы на перевале.

Мордор…

А вот спуск полноценная 3А по ледопаду. В начале решили идти в лоб, провесили одну верёвку, а вот 2-я получилась по холодному водопаду, увешанному гирляндой огромных сосулек. Так что пришлось выжумаривать обратно и идти вверх к основному ледопаду. А время поджимало, солнце уже во всю грело, от чего то тут, то там слышался треск расколовшегося льда. Грандиозный ледопад, местами с голубым льдом! Под нами, слава Богу, не трещал, но слева и справа, то и дело что-нибудь откалывалось. Особенно гремела стена перевала Бодхона, на которой висела чья-то верёвка.

Удивительно как падала гора
Проникновенно, не спеша
Откалывались кусочки льда
С человеческие дома
Камни сыпали в слепую
Силясь в нас попасть
Но мы-то знаем горную науку:
Не ходи там, где должно упасть

Сидим значит на одной из ступени ледопада, ждём когда освободится верёвка. Но что-то долго Аня не кричит «Свободно» и Чижик внизу порою матерится, и тут в тишине...Вскрик Ани в тишине... Будто падала куда! Нам-то не видно, только слышно! А это оказывается Аня делала rope-jumping с одной ступени на другую, фишка заключалась ещё в том, что при этом нужно было не угодить в трещину!

ХА! Андрюха Г. прям в неё и дюльфернул! Вылазил потом минут 30.

Крайние 4-я и 5-я верёвки были как в глянцевом журнале, на 80-90-градусном склоне. Вобщем, интересный получился спуск.

Прохождение ледопада

Теперь уже на вечер можно предсказывать погоду: снег и дождь.

День (17-й) Обретения Арбуза.

Ага! К 9:30 вышли на мутное озеро. Ух, холодненький ветерок и «солнца ожог». Объявлена Днёвка! Рядом с нами альпинисто-туристы стояли и арбузом нас угощали, как Аня сказала неожиданно-долгожданным. Арбуз весь из себя такой спелый, загорелый... Вообщем был он съеден на раз и два...

Спасатели говорят, что на Мирали не сезон: камни сыпят бодуном. Это уже третий такой слух за поход.

Определяющая сторона Адиджи 3А

Э-э-э! Друг мой! Полный арбуза животы, только лежи, никуда не ходи, ведь полные арбуза животы!

Отсюда эта сыпуха - пляжный песок
Завтра же будем охать и вздыхать
Там завал, за завалом разбирать
И такому частенько бывать
Нашим ногам не привыкать

***

Эти скалы полны льда
От того и сыпят они всегда
Это они Мирали - мрачными слухами полны
Это они Мирали - куда предстоит нам идти
5000 высоты предстоит нам найти
А потом не много до Чимтарги
Лишь бы погода помогла дойти.

Опять происходит флуктуация погоды.

Я лежу возле Мутного озерца и читаю лекции Феймана. А над-о-мною высится чёрная скала и солнце над Чимтаргою в облаках. Немного идиллия такая, а завтра снова высоту набирая, захочу лежать у озёрного края.

День 18-й и снова полуднёвка.

Рано утром встали и от Мутных озёр ушли к перевалу Мирали. Сделали 2-3 ходки наверх и в 9:20 поставили палатку на 4150 м, почти под перевалом.

У Ани чего-то болит живот.

А сейчас вообще не хорошо, Анютка совсем заболела: весь день в палатке, как «ножом по животу» с температурой 37.5. А на улице северный ветер, мрачный ледник и тучи над ним. В 17:00 температура уже 38.7.

Мутное озеро и снежная Чимтарга

Ходили по леднику, смотрели завтрашний перевал, хотели верёвку провесить, да вроде бы там даже нечего вешать, хоть и 3А. Не знай, завтра посмотрим...

День 19-й.

Сегодня первый раз провешивал ледопад! Такое интересное занятие! Очень занимательный и увлекательный досуг! Вообщем, ещё охота!

А ну! Дайте мне ещё ледопад!

Следующую, по скале, провесил Чижик, а дальше - в связках вверх по снежнику идём. Ух! Дурацкий снег, мои кошки в нём вязнут и проскальзывают! Крупа, а не снег!

Разгрузили Аню, ведь ей нехорошо, живот снова болит у неё.

Весьма кстати, что все уже прошли ледопад: в том месте, где висела 1-ая верёвка, обвалилась «скала льда»! Но наши следы, уже далеко оттуда ушли!

Наконец-то достигли второй ступени перевала, по ней стекал водопад и теперь мне вешать пора. Но скала легка, хоть по ней и течёт вода, с рюкзаком лезется не спеша.

А теперь вперёд, нас ждёт крайний переход! И в 14:00 на перевале Мирали 5035 высоты.

Подход под Мирали и сам пер. Мирали (3А)

На леднике под Мирали в лёд вмёрзла бабочка, кажется мертва. Но это спит от холода она. Солнце крылышки нагреет и бабочка обомлеет.

Последние метры перевального взлёта Мирали

Видно здесь и будем ночевать, вот уж надо расстилать кровать, а дежурить мне «опять»! Эх, вашу Мать!

День 20-й, Чимтарга и 2-я ночёвка на 5000.

Проснулся в 3:00 и сильно захотел по-маленькому! Так захотел, что после облегчения на фоне алмазно-огромных звёзд увидел, нет, вернее осознал себя в 2-х коротких снах! Это было интереснно-странно.

Спасибо Андрюхе Г., который опять спас меня от утреннего дежурства.

Обычный холод. Ещё сильный шквалистый ветер. Вне палатки -собачий холод. Только горячий геркулес, да чай согревают. Потом спать целый час, что очень не обычно. Как проснулся опять холодно - согреться только движением. Пока жду других, подготавливающихся к выходу, думается что отмораживаю пальцы ног. И только когда пошли в связках, пальцы ног перестали болеть - вот оно Движение! Но болят пальцы рук, флис пропускает ветер. Из-за этого приходится нести ледоруб под мышкой и в перчатках отогревать пальцы. Вот оно разгильдяйское отношение к снаряжению!

Шквал ветра. Три секунды затишья помогают прийти в себя и снова шквал. Вся правя часть лица подвержена стихии, какой я дурак, что не захотел взять капюшон (экономия веса видите ли!). Через 10 минут ветер чуть-чуть утихает, а вторые перчатки (которые почти выкинул на Искандеркуле из-за экономии), одетые под первые спасают руки. Теперь можно нормально держать ледоруб.

Ночёвка на Мирали с видом на Чимтаргу

В целом - на гору сходили хорошо: ветер перестал быть сильным, повесили верёвку на подъём и две на спуск, всё остальное в связках. А высота-то ощущается! Без передышки много не пройдёшь.

Путь к верщине Чимтарги

Вот я иду с горы в середине связки. И тут-а боковое зрение включаю и сразу замечаю: Андрюха Р. чебурашкой вниз летит и по ходу нам «срыв» кричит! И я упал, Андрюху Р. задержал, так сказать не много случайно, почти на грани отчаянья: первый раз, как никак, передомной человек учился летать! Как он рассказывал потом, «зарубился» он всё-таки своим «топором».

- Ты жив? Ничего не болит?

- Да нет! Только попу отшиб! :))

А сама по себе Чимтарга ничего, сходили на неё хорошо.

В принципе спать на 5000 неплохо, вот только подымишься, повернешься и уже задохнешься, будто гантели тягал.

Ещё вчера, во время еды, мы в камнях двухвостку нашли! Она такая вялая, еле шевелящаяся. Что она здесь? Часто вороны над нами парят, правда не каркают, а интересно кудахтают!

Вот солнце будет - согреет глаза
А как туча - прямо-таки зима

А вчера здесь ещё радио поймали, узбекское, «Эхо Долины».

Сумерки гор в молочном тумане
Чимтарга возвышается над нами,
Укрывшись облаками.
Ещё немного - и возгорятся ночные огни.
Это маяки, для таких как мы.

***

Вода оставленная в бутылке покрывается льдом
Но когда светит солнце - всё путём.

День 21-й, когда был найден Рай Земной.

Вот сегодня вышли п озднова-то, зато спали многовато... К часам двум сбросили 2000 метров высоты. Ох! Крайняя ходка, словно пьяный и пьяный, ватные ноги, голова пьяна, на привале засыпаешь, закрыв глаза.

Всё идёшь и идёшь, под ноги взгляд уперев и тут раз, из-за кучи камней, синее озеро как откровение тебе. Такой синевы я ещё не видел никогда, а его берега зеленоватые слегка, вообщем бирюза. И туя, кипарис растёт, увидел бы во сне, сказал бы, что видел Рай.

На Чимтарге 5500

Это не описать словами,
Фотографией не показать
Надо здесь бывать,
Чтобы эту красоту в себя принять

И вот кончился дождь, небо голубизной занялось, бирюзовое озеро будто цветет, высунешь голову из палатки и мир накроет тебя, вот она философия.

Ура! Пришли иркутские альпинисты и выменяли на пол-литра спирта кучу сухофруктов, кофе, сахару и конфет! Желудок был пленён и полнён. А ещё нашли остатки забросочного бензина и 1 кг чеснока.

Звёзды здесь не настолько полны, как на Мирали, но всё равно «из космоса видны»: метеоры щёлкали по небу, спутники летали не умело, чёрные дыры были как всегда не видны, но мы верили, что живы они. Вокруг - стены гор, а наверху глубины необъятных звёзд, будто на дне гигантской чаши лежишь и в ночь глядишь.

День 22-й, на верхнем Алло.

Проснулись сами собой поздновато, часов в 7 и каши овсяной с изюмом наелись полней. В 11 часов стояла жара, а я в палатке в пуховке валялся без сна, но на границе сознательного бытия. И тут купаться настала пора. О! Эта синяя вода! Так освежающе холодна и так прозрачна до самого дна, что издалека кажется не глубока, а на самом деле глубина ростом с меня.

Открывшийся вид после курумов

Сейчас позовут на обед - почти санаторий, через час будет физ. зарядка с рюкзаком, так сказать фитнес. И в правду, в 13:30 вышли, сделали две ходки и в 15:00 встали на привал на берегу верхнего Алло. Ура-ура! Вот это да! Цвет воды, словно кристаллы медного купороса, так Аня в точку попала.

А вечером, как и стоило ожидать, непогода пришла опять.

Часть 3

Смелое начало похода

длинною 30 км по Фанским кишлакам.

День 23-й или «запретить перевалы 1А в Сложных походах!».

Сегодня дежурный встал в 5 утра и в 10 часов были на перевале Верхний Амшут 4280 (1А) - замучались подниматься: это не хорошо ходить такие не лёгкие перевалы в сложных походах. А уж спускаться... Вобщем, пошли траверсом и обошли 2-ой н/к перевал Агмат: затр***лись... Массаж правой ступни при траверсе, офигенный массаж камнями в ботинке! Тут встаёт вопрос о причине попадания камней в ботинок, ведь до этого там их никогда не было! Но всё очень просто: мои штаны от грязи и сырости начали рваться чуть только дёрнешь. И пошло это всё дело естественно с ног и дальше по возрастающей, через 2 дня я уже зашивал штаны на попе.

Непрерывность зелёного чая в пиалах
Каймак и айран - вот наш таджикистан.

Славненько по обедали, чтобы через две ходки вниз встретить кош, недавно поднявшийся сюда на литовку. К нашему приходу таджики как раз заканчивали делать 2-й «домик-шалаш», который я сначала по своей не опытности принял за загон для скота. Приняли нас очень радушно, постелили на землю большое «одеяло», на котором угощали айраном с хлебом и зелёным чаем. Всё очень просто и вкусно, а вокруг нас то и дело бегали козлята и травку жевали телята. Накормили нас под завязку, да хлеба дали в придачу. Ну и мы в долгу не остались, не много верёвки им дали, мазь для глаз для старика, Чижик свои горные ботинки оставил.

Встали в 16 часов возле другого коша!

День 24-й или 2-ой день похода 1 к.с.

Вчера вечером еды был обвал, да ещё хлеб и сладкий айран. Хлеба свежего столько, что животы ночью звуки издавали, урчали и спать не давали. А айраны с сахаром и хлебом вкусны...

По идее в конце похода должно катастрофично не хватать еды, в желудке образовываться чёрная дыра, чтобы по выходу к цивилизации съесть запасы какого-нибудь магазинчика, но видно только не сейчас, ибо еды как ни странно полно, коши нас исправно ею снабжают, отчего им низкий поклон.

Всю ночь собаки лаяли, бегали и видно кого-то кусали, вообщем спать не много не давали.

А шли мы сегодня с утра как стадо баранов, траверсом холма. Был такой бурелом..., что ни один уважающий себя горный козёл, там не пошёл. Ну а мы-то не козлы, мы ишаки, что свой груз вверх несли. Там почти не было тропы, лишь колючие кусты, под ними ползли, ведь в лоб их не пройти.

Утро на Большом Алло

Сегодня забрались на какой-то перевал (Мунора), где-то написали 1А, но я бы сказал полнейшая н/к. С него спустились и оказались возле целого кишлака! Там детей человек 40, грязных, не опрятных, но всё равно приятных. Нас окружили и айраном кормили! Чувствовал себя выступающим в цирке, а Аню девчонки к себе пригласили, курдом угостили.

Но что делать, нас тропа ждёт и к новым кошам ведёт. И через переход встали на ночёвку, не подалёку от коша, там француз ещё стоял, в языках совсем ничего не понимал.

Солнце за гору зашло, а мы ужинаем не спеша, плотненько - двойная порция гречки и всего остального. Но рядом же кош и его гостеприимные хозяева ведёрко супа принесли! О! Какой это был суп! Сваренный на баранине, с картошечкой, морковочкой и луком, жирненький! Я опять сильно переел, тяжело остановится.

День 25-й или 3-й день похода 1 к.с.

С утреца легонько поднялись на перевал н/к Тавасанг, а дальше 15-километровый спуск к озеру Маргузор через огромный кишлак, это даже не кишлак, а деревня Тиоглы. Радушный старик и мудрец ждал нас у своей калитки, чтобы пригласить к себе на чай. Ну, как мы могли оказаться?! Айран с большими кусками сахара, конфетами и лепёшкой, да зелёный чай. Добродушные хозяева.

Отчаянная переправа

Тиоглы - похоже на древний арабский город, стены домов которого сделаны из соломы с глиной толщиной 50 - 70 см, а сами дома расположились на отвесных кручах.

Возле многих домов растут огромные пирамидальные тополя, повсюду любопытная детвора, бежит за нами показывая дорогу к озеру, из домов доносится детское "Hello!"

Кто-то из героев: "Сам ты Hello! Привет!"

Но из следующего дома опять "Hello", которое поначалу слышалось мне, как "Алло!" Так и дошли до маргузонскоко озера, чья вода кристальна чиста, да к тому же очень тепла.

Маргузор и Андрюха Р.

Непродолжительная обжираловка на обеде и мы шлёпали по дороге до 19 часов, остановившись на берегу между озером Нежигок и Сая. И как всегда еда была вкусна, а главное её было до фига. Можно даже было выбирать, что будешь есть: карпюр или рис, или всё сразу!

Нестерпимая духота, сорокоградусная жара
Как уволень валяюсь на стархане я
И тень уже не спасает меня
Таджикская духовка включена

Скушай арбуза...
Может он спасёт тебя
Да, нет же, наелся я им с полна
Хватит Еды с меня.

День 26-й, Пенджикент и другая цивилизация.

Проснулись в 3, а вышли в 4 утра. Шли по дороге 2 часа и в селении Рашна поймали увазик, который довёз нас до Пинджикента, ну а там заказали такси в душанбе на 3 часа дня. И базар был весь для нас, каждое кафе принимало нас. Ели, кушали, немного передохнули и снова кушали, да так что потом болели животы. Ох, как болели животы! Ребята! Так кушать нельзя! Переедать очень опасно! Чревоугодником становился я...

Репитиция ненасытности, вечности, первобытности:
Я уже давно переел, но всё равно
Этот кусок шашлыка я доем

8 часов по козлиной тропе на заднем сиденье волги и в 12 ночи Душанбе. А там мы спим под звёздным небом на стархане.

Утро. Утро добрым не бывает. У многих из нас то ли отравление, то ли не сварение желудка, но все без исключения в стархане лежим и в голубое небо глядим. Лично я чуток оклемался в 3 часа дня и смог дойти до ближайшей кафешки, где ждал меня каймак и лепёшка.

Я в ошхоне сижу,
Вяленой рыбой на стол гляжу
А вокруг меня цветёт ночной рамадан
Созывая на пир мусульман.
А у меня в голове вчерашний дурман
Я горами был пьян,
А теперь я внизу -- дурманом отхожу

Мы прошли этот путь сквозь тучи камнй над головой, не сбивая шаг держали строй и гора за горой открывали нам мир свой, забирая нас собой!

Это ли не жизнь? Это ли не рай?! На вершине горы, до которой не один день идти, под звуки ветра и шопот души мы страстно мечтали оказаться в пути, что приведёт к теплу очага и накормит с полна.

Озеро Маргузор

Фаны там далеко за горами

Да просто пройтись по Фанам это уже подвиг. Как там Артуч жив

Фотки супер!!!

Хочу еще!

Привет магатуристам!!!!

Валерка, ты крут! Восхищен твоим талантом. Браво, симаю шляпу! :))))

Ай да ну! ))

Вот так посмотришь на мальчонку - все как надо: Ну прям джигит - хорош собой, широк в плечах.. А почитаешь - и заметно в мелочах, Что он к тому же и потомок Шахразады!! )) Валеркин, еще разок мерси за позитиф - ждем в ближайшем будущем не менее интересный отчетец из шестерки))

Спасибо! :)

Интересно, что мои там такого написали в записке на Зеленограде... Про "группу в травматическом"... Надо было перечитывать :). Жалко что кошки мои не попались, так красиво летели заразы. А мы-то вполне живые, потом еще и на Энергию почти в полном составе сходили :)

!

Валерка, да ты талантище! Образно написал, атмосфера и колорит здорово чуствуются. Фотки тоже совсем не ординарные. Герои, сильно сходили и необычно об этом рассказали.

очень понравилось!

просто супер!!! замечательная сказка про наш летний поход!!! какие стихи - простые, искренние и непосредственные)) и слог сказочный, будто песня льется)) очень интересно, живо и необычно написано) спасибо за рассказ, ждем новых творческих подвигов!