Автор: Игорь Случик, г. Луцк

Альпинисты ищут, где лучше перезимовать лето

Материал прислан на конкурс КАК Я ПЕРЕЗИМОВАЛ ЛЕТО

Читайте также на Mountain.RU

Зимний Эльбрус,. Ольга Румянцева, Москва
Один на Эльбрусе. Михаил Будянский, Москва
Эльбрус-2001. Взгляд чайника. Игорь Канель, Москва
Два восхождения на Эльбрус. Ильдар Марданов, Керчь, Крым
Эльбрус. Расписание полетов., Валерий Шамало, Санкт-Петербург
Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово!!!

C начала истории люди всюду придумывали разные состязания, бои, гонки, игры. Прерывая спокойную жизнь, трубили римляне в трубы и били в барабаны, оглашая бои гладиаторов. Кипела кровь греков на Олимпийских Играх. Скрипели зубами скандинавы, принимая участие в доисторических состязаниях. Швырялись камнями саксонцы, кидали топоры германцы, попадали стрелами в цель индейцы, бились до крови славяне... Всегда в человеке горела жажда испытаний и всегда были те, кто хотел победить или показать себя с наилучшей стороны.

И сегодня, когда мы зажаты в социальную оболочку, когда есть возможность быть самим собой только в мыслях, когда слово "свобода" только слово, не сможем ли мы – люди современные - променять 2 - 4 недели своей нудной теплой жизни на всего одну возможность, один шанс сделать что-то “настоящее”. А именно ввязаться в борьбу. В первую очередь из самим собой...

Вот и в этом году, по традициям предыдущих походов по Карпатах, Крыму, Кавказу, Полярному Уралу, появилась у нашей дружной четвёрки украинских туристов из города Луцка идея похода в Приэльбрусье. Заказав предварительно по интернету трансфер из Пятигорска до альпинистского лагеря Шхельда и пропуска в пограничную зону, ми выгрузились в дождевую погоду на в ы соте 1900 м. Но, как говорят туристы, нету плохой погоды – есть плохое снаряжение. Не прошагавши и 300м от лагеря, мы попали в прицел российских пограничников. Поскольку наших фамилий не было в списках террористов, нарушителей закона и прочего криминала, то ребята вернулись на пост, а мы побрели тропой вдоль бурной реки Шхельды.

На следующий день принимали душ из неба на леднике Кашкатау, что смахивал на ледяной шершавый язык с глубокими трещинами большого каменного дракона, который прятался в облаках. Слюна так и текла с кончика его языка и стремительным потоком впадала в речку Адыл-Су, выше которой находится туристическая Поляна Кошей.
Для постепенной акклиматизации рекомендуют за один день набирать высоту не больше 600 м. На третий день похода мы немножко нарушили рекомендации и выдряпались на перевал ВЦСПС высотой 3743м. Как привидения, ползли в густом тумане вверх. Почти на высоте 3400м увидели отблиски солнышка. Шустрый ветерок начал рвать на куски туман и отрыл нам величественную панораму Большого Кавказ с кого хребта...
Четвертого дня, утолив жажду нарзаном около посёлка Эльбрус, махнули мы долиной реки Ирик к одноимённому леднику. Смешные суслики, ч е рные белки, большие стада овец и прочая живность тешили глаз целый день. Прекрасная погода и шикарное купание под водопадом, который вырывается из скал над кошом около слияния рек Ирик и Ирик-Чат.
Вот так, пользуясь формулой "длина пути прямо пропорциональна весу, который вы несёте", мы за четыре дня смогли много пройти и ещё больше увидеть.
После регистрации в поисково - спасательной службе в посёлке Терскол отправились разбивать базовый лагерь на высоту 3780м., что чуть выше турбазы "Бочки".
Теперь путь к вершине Эльбруса лежал как ладони.

У многих людей возникает вопрос: почему на Эльбрус идут хорошо тренированные, физически подготовленные туристы, альпинисты, скалолазы? Несмотря на то, что подъём на Эльбрус относятся к категории сложности – 2Б, восхождение на вершину даже у самых опытных горных туристов вызывает уважение.

Летом, когда снег и фирн надёжно закрывают ледовые склоны Эльбруса, восхождение на Западную или Восточную вершины в хорошую, тёплую, бе з ветренную погоду не являет собою особой технической сложности. Рассказывали, что были случаи, когда люди поднимались и спускались с вершины в кроссовках и рубашках .В то же время восхождение на Эльбрус – это альпинизм. А альпинизм – это такой вид деятельности, во время которого нельзя сказать: “Хватит, я отказываюсь от его продолжения и перехожу к другому занятию!” Тут надо, как минимум, спустится вниз. И вот здесь тех, которые хотят “покорить” гору подстерегают ловушки. Хотя местное население утверждает, что не мы “покоряем” гору, а гора позволяет подняться на неё. И с этим утверждением я абсолютно согласен. Действительно, кто мы такие, в сравнении с монолитным ледовым гигантом, в арсенале которого есть глубокие трещины, морозные ветры, густая облачность, снеговые бури и наконец, большая высота с разреженным воздухом.

Перед восхождением на Эльбрус туристы должны пройти акклиматизацию – иначе значительный перепад высоты может оказаться для человеческого организма непреодолимым. За день до старта обычно спускаются на меньшие высоты, чтобы дать организму насытится кислородом. Мы так сделали. На станции “Мир” беззаботно дегустировали национальные блюда, не подозревая, что творится за стенами кафе. Наверное, мы разгневали духов горы в ночь на Ивана Купала. Стыдно, что не перепрыгнули хотя бы через пламя “Примуса”. А может гиганту надоело баловать хорошей погодой посетителей, которые четыре солнечных дня топтали его вершины. И он срочно устроил себе два выходных и выставил охрану с мороза, снега и ветра, которая с диким упоением издевалась с тех отчаянных, которые отважились побеспокоить покой великана.

Когда вернулись, подумали, что за пять часов больше всего снега на склоне упало именно на нашу палатку. Она, бедолага, полустояла с двумя переломами в рёбрах-дугах и просила срочного хирургического вмешательства. Пришлось покинуть в нулевую видимость нашу полиэстровую хату и проситься в один из вагончиков, что зацепились за скальную гряду чуть в ы ше Приюта 11.
...Во втором часу ночи, на которую был запланирован выход, мы проснулись и услышали за стенами вагончика пронизывающий вой кавказкой метели. Еле отворив дверь, занесённую снегом, выглянул в ночь и вспомнил выражение, услышанное где-то раньше: “Альпинисты ищут, где лучше перезимовать лето”. Приняли решение еще немножко подремать, а там видно будет. И действительно, в 04-30 уже было достаточно светло и облако со снегом куда-то подевалось.
Из теплого спальника высовываться никуда в такой ветер не хотелось. Не зря говорят, что калории из спальника не выходят. Но мы вышли… В 5-30 стартовали за несколькими группами, которые виднелись уже за Скалами Пастухова.

Восхождение на вершину Эльбруса за каких -либо условий не было целью этого похода, хотя вся группа физически и морально была готова за хорошей погоды к подъёму.

Я посвятил собственное восхождение на Восточную вершину (5621 м) товарищам по палатке. Да и по жизни. Как ни удивительно – всем юбилярам: Юрию Гаврилюку -50, Виктору Тимощуку - 30, Нине Хоружей - 25 лет. Друзья разогнали меня на эльбруской дистанции до Скал Пастухова (4800м) и, пожелав счас т ливого пути, вернулись в лагерь.

...Очень холодно и ветряно. За эти дни Эльбрус превратился с ласкового, доброго дедушки с солнечными полями в ледовую полувертикальную пустыню. Сильный западный ветер облизывал склон, вымуровывая снежные барханы, и старался уложить тех нахалов, которые отважились в этот день на подъём. Говорят, в походе ветер всегда дует в лицо. Если же он бьёт в спину, то вы идете или спиной вперед, или не в ту сторону. Именно такое чувство было у меня, когда я свернул на Косой Траверс и до самой Седловины(5320м). Между двумя вершинами я увидел, что число желающих подняться на Восточную вершину равняется одному. И это только я... Не долго раздумывая, глотнул полузамёрзлый компот, и двинулся вверх. Вз г ляд на навигатор "GPS", на панельке которого горела высота 5521м., придал мне сил. Осталась финишная вертикальная стометровка. На вершине, пригибаясь мало не до земли, приполз к железному три уголь ному монументу, чтобы привязать флаг, которого через мгновение сорвало и понесло непонятно куда. Очень жаль, что на вершине не было моих товарищей, и единственными свидетелями штурма были фотоаппарат и видеокамера. Шквальный ветер, расстреливал меня дробью из мелких камушков и льда. Делаю несколько снимков, припоминаю, как на Западной вершине четыре года тому назад мы целый час восхищались пейзажами да еще и пели “Волынь моя, краса моя…" Теперь хочется затянуть: “Ты нэ дмы на мэнэ витэр…”

А внизу после штурма – радостныеобъятия товарищей, кавказское вино под норильскую колбасу с северного оленя удачно завершили знакомство с Восточной вершиной Эльбруса.
Прощальный вечер мы провели в сосновом бору возле речки Баксан, вспоминая пройденный путь. А утром в день отъезда смотрели на чудесные горы, такие близкие и суровые...

Эльбрус, что выглядывал вдали, провожа л нас до самого поезда. Дорогой до Пятигорска 71-летний балкарец по прозвищу Токай рассказывал нам историю своего народа, предками которого были шумеры, скифы, сарматы, гуны, хазары и аланы, что на протяжении многих веков обустраивали государства около подножья Эльбруса. Местное имя Эльбруса - Мингитау - "подобный тысяче гор". Балкарской "эль" - люди, поселения, народ "бур" - это крутить, вертеть (однокоренное со словом буран) "ус" - это характер, поведение, норов. То есть Эльбрус - это тот, кому по силам создавать буран, или же вулкан, который крутил, вертел поселения.
Рассказал Токай и о тяжёлых временах для его народа. Речь идёт о выселении балкарцев в Казахстан в 1944 году. Только после 1968-го года смогли они вернуться к родным домам, где их не очень радостно встретили новые хозяева. Припомнил горец и немало легенд про Эльбрус...
Будет ли новая встреча? Хотелось бы. Иногда. Пускай ненадолго, вернуться сюда к великолепному белому великану, чтобы забыть о своих проблемах и заботах, опьянеть от чистого горного воздуха, темно-синего кавказского неба, от чудесной и незабываемой красоты этих величественных гор...