Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Автор: Ирина Панова, Севастополь

Басман

Вторая серия.

10-12 октября 2008: село Счастливое - река Каспана - гора Басман - река Донга - село Синапное.

На подходе к Басман
Есть на свете места, которые не отпускают – навсегда оставляют в душе воспоминания. Нам повезло: одно из таких мест – гора Басман – находится в Крыму. Две недели назад мы ходили туда «на разведку» и, как только ступили на эту волшебную землю, поняли, что еще не раз будем собирать рюкзаки, говоря про себя: «Басман, жди нас завтра». Прошлый поход оказался очень насыщенным: мы посетили еще Кемаль-Эгерек и Яман-Таш. Поэтому Басману не удалось уделить того внимания, которое он на самом деле заслуживает. А эта экспедиция была полностью посвящена ему одному.

Вооооооооон он - Хан яйлы)
Выехали мы вечером в пятницу, 10 октября. По ночному лесу шли часа 3-4 и разбили лагерь на берегах реки Каспана. Такой длительный ночной переход дал возможность провести на Басмане почти весь субботний день. Что делать столько времени на одной не очень большой по площади горе? Работы там на самом деле много. Мы хотели найти и исследовать пещеры Басмана, в одной из которых, по преданию, была спрятана Золотая колыбель князей Феодоро. И это нам удалось. Всего на Басмане, по разным источникам, от 8 до 11 пещер. Но, как нам показалось, и эти сведения далеко не полные. Что-то нам подсказало, что существует гораздо больше ходов, ведущих в недра этой горы, в которых – кто знает? – может когда-то кому-то и посчастливится найти Золотую колыбель) или что-то другое)

Сразу скажу, что посещение этих пещер не требует специального снаряжения ­– достаточно хороших навыков альпинизма) Хотя, может быть, есть на Басмане и вертикальные ходы, которые нам еще предстоит найти)

Окаменевшее
Исследованные нами в этот раз пещеры находятся под северными сыпучими обрывами горы – там, откуда открывается вид на великий Чатыр-Даг. Пройти можно по тропам, которые больше похожи на козьи, нежели на человеческие) Но то, что ждало нас под этими обрывами, без сомнений стоило всех усилий, затраченных при наборе высоты по крутой сыпухе в режиме «1 шаг вперед – 2 назад».

Сами склоны потрясают разнообразием окаменевших форм морских организмов. Интересно, что, в отличие от мергелевых склонов Внутренней гряды, здесь, как правило, попадаются не единичные раковины или моллюски, а колонии мельчайших организмов.

Череда пещер открывается неглубокими гротами. Один из них жилой. Говорят, здесь когда-то жил монах-отшельник. Сейчас, видимо, это одно из мест стоянок спелеологов.

Тумба, тис и скумпия
Рядом с ним – еще один грот, вход в который украшают кусты кроваво-алой в это время года скумпии, а тишину и память веков охраняет дерево тиса ягодного, растущее прямо из суровой скалы. Необычен этот грот своей архитектурой. В восточной его части из общего незаполненного пространства выделяется помост, или каменная тумба, одна из стенок которой оформлена несколькими ступенями. Лестница эта миниатюрна – во всяком случае, для современного человека может служить только в качестве хватов для спуска на землю. Начинается он сверху и до самой земли не доходит. Никто сейчас – пока, во всяком случае, – не может сказать, что это такое: или обыкновенная рельефная форма скалы, или с определенной целью и замыслом созданное оформление этого возвышения. Причем, предполагая архитектурное оформление, мы в равной мере должны учитывать и возможное вмешательство человека, и замысел самой Природы. Свод этого грота асимметричен – его стенки стремятся именно к этой восточной его возвышенности и смыкаются над ней, словно там – «перевернутый» центр тяжести. А скорее – место энергетической концентрации. И именно «надтумбочную» часть сводов украшают натечные серо-синие фигуры. Они напоминают фреску апсиды древнего храма. Впрочем, может быть, это и был храм? И вовсе не обязательно, что служили здесь по канонам ортодоксального православия. Возможно, а, как нам показалось, даже скорее всего, здесь были языческие святилища. А ведь если отбросить стереотипы, язычество – это путь к истокам, в исконное христианство, отличное от современного «церковного законодательства». Но – это тема отдельного разговора.

Грот №6
Возвращаясь же к рассказу о непосредственно увиденном, хочется сказать еще пару слов о «басманских» тисах. По концентрации этих реликтовых деревьев Басман вряд ли, конечно, может соревноваться с Большим каньоном Крыма. Но сама функция тисов на Басмане совершенно иная. Об этом, безусловно, можно судить только лишь исходя из категорий внутреннего субъективного восприятия. Расположены тисы здесь не рощами, как это можно видеть в Большом каньоне. Словно древние стражи, окаймляют они северные обрывы Басмана. Мимо них невозможно пройти без приветствия. Даже правильнее, наверное, будет сказать – без просьбы пустить на землю, «на которую нельзя ступать» – именно так переводится топоним «Басман».

Тропа на запад, вдоль скальных обрывов, ведет к целой цепочке пещер. Они пронумерованы спелеологами. К первой из них, №6, ведет достаточно крутой подъем, отмеченный страховочной проволкой – совершенно, как нам показалось, лишней. Хотя, может быть, зимой она бы и не помешала) Тропа проходит через природные ворота – скругленный арочный свод. За ним на площадке устроена каменная мини-столовая, где можно порадовать себя заслуженным в нелегком пути «вершинным поощрением». Ну и дальше – вперед в неизвестность) Сама пещера небольшая, горизонтальная (как, впрочем, и все, найденные нами в этот раз). Пол – скат под углом градусов 25. В каменных стенах – морские организмы. Тут и там – найденные спелеологами кусочки керамики и человеческие кости… Говорить, что жутко, не буду, хотя по канонам в этом месте нужно сказать именно так) Ну так вот. На первый взгляд – обычный просторный грот. Но в самой его глубине – небольшая щель, ведущая дальше. «Ведущая», конечно, это громко сказано – по ней даже проползти проблематично. Но можно – позаимствовав технику у ящериц. Главное в процессе проползания не «поцеловать» обитающий там пожелтевший череп – ну или висящего в полусантиметре от лица подземного паучка. Ведет этот мрачный лаз в удивительнейшую комнату – небольшую по размерам – в ней с трудом можно встать в полный рост. А удивительная она вот чем. Во-первых, потолок ее поддерживает достаточно массивный сталагнат (кстати, вся пещера – живая). Во-вторых – в полу за этим самым сталагнатом располагается углубление по типу афонских оссуариев. Как нам показалось, это самая настоящая вырубка-склеп. Кто был здесь похоронен? или заживо погребен? когда? Пока все это вопросы без ответов.

Там же
Обратный путь – снова череп, паучки и… луч солнца где-то наверху… Чудесно)

Спуск на тропу через арочные ворота. Идем дальше. На пути встречаются несколько ходов-нор. Возможно, за ними – большие помещения, но пробраться туда совершенно нет никакой возможности.

В гроте Кристальном (№4)
Следом – еще один большой грот, №4, который мы назвали Кристальным. Из первого помещения в глубь скалы ведут два лаза. Один – узкий, как и в гроте №6. Рядом – ход поудобнее. Вторая комната – тоже живая – удивительна своими кристаллами, среди которых мирно спят летучие мыши. К сожалению, даже в таких потаенных местах видны следы человеческой глупости и полного непонимания мира Природы – многие кристаллы спилены. Не знаю, как рука на такое поднимается – формируются ведь они миллионы лет! Зато искуссвенные срезы позволяют хорошо рассмотреть кристаллическую структуру.

Неопознанное черненькое тельце
посередине - летучая мыша)
И еще один грот, №3, расположен, как и №6, выше основной тропы. Назвали мы его Голубым – по цвету натеков, которые образуют удивительные фигуры – людей, сказочных существ – на что фантазии хватит.

На этом наше исследование северных обрывов Басмана пришлось приостановить – нужно было спускаться к реке Донге и ставить лагерь. По сути, всех (8 или 11) пещер мы не нашли. Но если считать все встречающиеся там щели – тогда цифры сходятся) более или менее. Надеемся, следующие экспедиции откроют нашему взору и сердцу то, что осталось незамеченным в этот раз.

Оказалось, что и целого дня на Басмане – мало)

x-tourcrimea.narod.ru

отзыф)

Привет всем! заходим на сайт x-tourcrimea.narod.ru, там есть еще несколько наших походов, в том числе и в исполнении этого автора))) Да и вообще для гостей нашего полуострова и города Севастополя много интересных предложений по активному отдыху, красиво и не дорого!

Хорошо, но плохо

Хорошо: Горный Крым, Басман, красота природы и тайна приключения. Плохо: не очень скрытая комерческая реклама туристской фирмы "Экстрим Тур Крым" без разрешения редакции сайта (я уже не говорю об оплате). Один(одна) пишет статью, другой отзыв к ней.http://x-tourcrimea.narod.ru/contakt.htm