Люди и горы > Полемика >

Автор: Владимир Комиссаров, г. Бишкек

Кто же станет горным гидом UIAGM в Кыргызстане и на просторах СНГ?

Читайте на Mountain.RU

Горные гиды в Кыргызстане. Продолжение темы, итоги 2008 года
Спасение в горах в Кыргызстане
Горные гиды в Кыргызстане

Гиды-проводники: быть или не быть!?
ФАР
П.П.Захаров
Гиды - проводники: Быть! Процесс пошел!
Крымская горная школа
Быть ли профессии гида
Федор Фарберов - Работа гида IFMGA/ UIAGM/ IVBV. Общие вопросы

Проект по подготовке горных гидов в Кыргызстане по стандарту UIAGM успешно стартовал. По результатам работы первого семинара можно сделать некоторые выводы и комментарии по части отношения нашей альпинистской общественности к Проекту.

Для начала следует сказать, что понимание этого Проекта, работы горного гида и своего места в Проекте у участников и желающих участвовать далеко не однозначно.

Прежде всего, нужно отметить, что горный гид это профессия и Проект готовит профессионалов именно для работы горными гидами. Кто такой горный гид и в чем его отличие от просто альпинистов и инструкторов альпинизма?

Альпинисты совершают восхождения для своего удовольствия, неся одинаковую нагрузку и ответственность (физическую и моральную) по отношению друг другу при восхождении.

Инструктор альпинизма ходит в горы для того чтобы обучать альпинистов альпинизму (технике и тактике горовосхождений). Совершая восхождения с группами альпинистов, инструктор не прокладывает путь, не организует страховку, он учит этому альпинистов вмешиваясь в процесс - исправляя, показывая, наставляя, но все альпинисты делают сами.

Горный гид во время восхождения прокладывает сам путь, обеспечивает безопасность для себя и клиентов и много еще чего делает для клиентов, чего не делает для своих напарников по группе просто альпинист или инструктор альпинизма для участников группы. Горный гид обслуживает клиентов, предоставляя сервис.

Если кто-то думает, что Проект это место для совершенствования альпинистской и лыжной техники, то это совершенно не так. Проект это место где учат работать с клиентами – методике, технологии и технике.

Стоимость подготовки горных гидов на подобных курсах в Европе составляет 20-30 тысяч Евро. Наверное поэтому, отношение у участников курсов в Европе совершенно другое чем у наших участников. Там каждый платит огромную сумму своих, кровно заработанных денег и за эти деньги хочет получить максимально возможное, а именно - знания, умения, навыки и диплом, диплом, который даст легальную возможность работать горным гидом. У нас отношение другое. У части наших альпинистов, особенно уже поработавших горными гидами и понявших, что эта профессия может давать хороший стабильный доход, отношение к Проекту как шансу, удаче свалившейся нежданно и они не хотят упускать эту возможность, понимая еще и то, что другого такого шанса уже не будет.

Отвлекаясь, нужно отметить. Что по жизни нам всем перепадает множество шансов, но увидеть, а тем более реализовать эти шансы, дано далеко не каждому. Обычно потерянный шанс второй раз уже почти ни когда не приходит и через время мы, став мудрее  и опытней, жалеем о нереализованных возможностях.

Другие на предложение участвовать заявляют, что сейчас некогда, что сейчас есть клиенты с которыми нужно поработать в горах, есть работа и возможно позже они примут участие…, не понимая, что клиентов в жизни еще будет много, а когда появится диплом горного гида UIAGM, их станет еще больше, а вот такого шанса получить эту квалификацию больше не представится. И еще, то, что за нас кто-то платит, совсем не придает ценности тому, что мы получаем, а совсем даже наоборот. Если бы мы вкладывали свои кровью и потом заработанные деньги, то отношение было бы иное. Еще одна часть принимает Проект как возможность усовершенствовать свою альпинистскую и лыжную технику, понимая, что вряд ли когда они будут работать горными гидами. Комментарии здесь излишни. В то же время, среди братских нам соседних стран множество альпинистов ищут возможность стать горными гидами UIAGM и уже сейчас они работают горными гидами в Кыргызстане. Представляется, что для нашего Проекта последние гораздо интереснее и перспективней тех, о которых шла речь несколько выше.

Впереди отбор кандидатов на следующий семинар, что будет в марте этого года. Это будет последний отбор, потому, что потом, даже если очень сильно хотеть включиться будет невозможно…. Поезд уйдет и догнать его практически будет невозможно.

Альпинисты, кто позиционирует себя горным гидом и реально стремится им стать – есть возможность принять участие в Проекте. Пишите.

гиды UIAGM

Здравствуйте, хорошая статья, как впрочем и остальная подборка. Вы правы. Пока сам это не поймешь, врят ли сможет кто-то тебя в этом убедить. Я думаю, что народ все равно откликнется. Главное, чтоб это было не поздно, тем более сюда вложено столько труда! Будет очень обидно, если ничего не получится... С уважением. Александра Пахолик - Штайнер