Полезное > Снаряжение >

…Или Большие «малые» горы
Сорокалетию «Зенита» посвящается…
Как мы первопроход ходили
Описание маршрута "Ход конём"

О якорях я слышал давно, но сам впервые опробовал их лишь год назад. Мы с В. Сипавиным участвовали в «Малых горах». Дело мягко говоря не клеилось, тогда ростовские товарищи решили укрепить наш боевой дух жменей якорей.

С тех пор я просто не мыслю себе прохождение скального рельефа без этого вида страховочного снаряжения.

Якоря полностью вытеснили из моего арсенала вертикальные крючья, да и мелкими закладками я теперь почти не пользуюсь. Эти нехитрые приспособления стремительно набирают популярность. На сегодняшний день уже не встретишь команд, ходящих сложные стенные маршруты без якорей. Любители тоже начали постепенно входить во вкус.

Чем же так хороши якорные крючья?

1. Даже забитый наполовину якорь (3м.), является полноценной точкой страховки, а забитый на 1.5-2см. служит вполне сносной точкой для ИТО. Ведь благодаря своей геометрии (длинная ножка, атакующая форма клюва) якорь подобен «фифе». Усилие, воздействующее на него в направлении «от стены» минимально. При рывке якорь может слегка «поехать» по щели вниз, но при этом из неё не «вывалится».

2. Якорь быстрее забивается и извлекается, чем обычные крючья. Он  выдерживает большее количество забиваний и меньше повреждает скалы. Дело в том, что в отличие от классического крюка, клюв якоря не имеет клиновидности и поэтому не так «плотно» садится в щели. Правда некоторые производители затачивают клювы якорей, делая их похожими на обычный скальный крюк. Полезного в этой заточке нет ничего, а вот минусы на лицо: вытаскивать из щели такие крючья- каторжный труд, острые носики быстро отламываются либо деформируются, но главное- слишком тонкий от заточки клюв лишён прочности, и будучи забитым частично, может не выдержать большого усилия.

3. Якоря дают возможность надёжно страховаться на проблемных разновидностях скального рельефа: неглубокие раковины, тупые углы, глухие трещины…

Как у всего в этом мире, у якорного крюка есть свои недостатки. Вот основные:

1. Якорь хорошо «держит», если он забит вертикально (ну или близко к этому). Забитый в 45-градусную щель, он вряд ли сможет выдержать большое усилие.

2. Иногда при забивании якорь слабо заклинивается в раковине или щели ( болтается). В этом случае его может поддёрнуть вверх верёвка, как закладку.

Каким же должен быть хороший якорь?

1. Прочный! ( Достаточная толщина, правильная форма, качественная легированная сталь, грамотная закалка, чтобы избежать разрушения- разрыва либо скручивания.)

2.  Удобный:

а. Большое отверстие в головке, очень облегчает извлечение якоря из щели, а также позволяет более комфортно транспортировать на восхождении. (Прищёлкивать якоря при переноске за ножку неудобно, т.к. в этом случае они будут за всё цепляться, разрывая штаны и куртки.)

б. Ступеньки на головке и ножке упростят извлечение, глубоко посаженного якоря.

в. Изогнутая ножка позволяет сажать якорь максимально глубоко.

Популярные вопросы:

Затачивать или не затачивать жало якоря и насколько остро?

Здесь каждый при своём мнении. Лично я считаю так: на проблемных  ИТО-шных маршрутах стоит иметь 2-3 якоря с заточенным жалом, но основная  часть должна быть не заточенными. На маршрутах, не имеющих участков ИТО А-3, как правило нет необходимости в заточенных якорях.

Насколько остро точить?

Я никогда не точу носик острее, чем 1.5 мм.

Следует помнить что заточенные якоря гораздо быстрее выходят из строя (отрывается, расплющивается, загибается носик.)
Но самое главное: затачивая якорь по своему вкусу не перегревайте изделие, иначе его прочностные качества могут снизиться.

Возрождение

Интересное "возрождение" ледового якорного крюка, появившегося где-то в послевоенные годы еще у В.М.Абалакова. Возрождение уже в виде "скального крюка". В ряде случаев длинный нижний выступ лучше стабилизирует крюк против его "выворачивания" из скалы. Но не всегда, - здесь надо видеть границы применимости. Видимыми недостатками являются: увеличенный вес (по сравнению с "обычным" крюком тех же габаритов) и верхнее отверстие (на рисунке), ослабляющее крюк в зоне приложения ударов молотком. В целом, по моему, констркукция расширит "арсенал" скальных крючьев и найдет свою "нишу применения".

корректива

Заметил ошибку: "1. Даже забитый наполовину якорь (3 см.)..." С уважением, автор.

дополнение

еще полезно иметь в запасе якоря с загнутыми в разные стороны ножками, упрощает забивание якоря в трещину которая находится в основании "книжки" про выбивание если выбивать из глубокой щели куда якорь забит полностью(верхнее отверстие недоступно), то один из способов это развернуть его ножкой перпендикулярно стене и дергать выдергой на короткие маршруты беру тросиковую(ей может не получится) на длинные с большим кол-вом скал цепную цепной выламывается все за очень редким исключением Про красноярские скальные фифы у них в середине ручки есть отверстие, я в него завязал репчик и сделал уши под крюконоги, а это еще 20см вверх... в зависимости от рельефа и породы якорь может быть надежной точкой (для срыва) и при 5-10мм глубине забивания, но злоупотреблять не стоит...