Автор: Вадим Гешкенбейн, Цюрих, Швейцария

К 8-му марта и не только. Они были первыми

20 лет назад, летом 1989 г. было совершено первое в истории советского альпинизма восхождение 5б к/тр чисто женско группой. Под руководством Тамары Зуевой Ирина Агаркова, Лена Железникова и Лена
Лебедева прошли северо-восточную стену Чапдары по маршруту Кустовского.

К сожалению фотографий участниц с того лета не нашёл, привожу более поздние:

Тамара Зуева в экспедиции на Чо Ойю, 1997 г.
Фото: Лев Иоффе

Лена Лебедева в экспедиции на Чо Ойю, 1997 г.

Ирина Агаркова и Лена Железникова на Асане, 1994 г.
Фото: Дима Гешкенбейн

Северо-восточная стена Чапдары.
Маршрут Кустовского проходит в её левой части
Фото 1989г. из альбома Лены Железниковой

Чтобы оценить масштаб происшедшего, надо вернуться в то время. Предыдущая попытка сложных женских восхождений закончилась известной трагедией на п. Ленина в 1974 году, когда 8 женщин (группа Эльвиры Шатаевой) замёрзли во время шторма вблизи вершины. После этого женский альпинизм в нашей стране на долгие годы был запрещён. Правильное это было решение или нет, отдельная тема для обсуждения, но наши женщины испытали ограничения на себе. Так, Лена Железникова, которая пройдёт первой большую часть скальной стены Чапдары, всего за два года до этого в тех же Фанах не смоглавыполнить первый разряд. На комбинированное восхождение 4б к/тр. на Марию её не допустили. Согласно правилам разрешалось не более двух женщин вгруппе на маршрутах 4 к/тр., и Лена оказалась лишней. Te, с которыми она ходила весь этот месяц в Артуче, сходили 5а на Чапдару по Сфинксу и выполнили первый разряд. А Лене пришлось на следующий год повторять смену, чтобы разрешили сходить на пятёрку.

Но перестройка в стране дошла и до альпинизма, и уже через год в 1988 году ограничения для женщин были сняты. Даже решили провести конкурс на лучшее женское восхождение. Побоялись назвать это женским чемпионатом. Разрешить разрешили, а вдруг опять что случится?

Заранее это женское восхождение не планировали. Идея сходить вместе возникла уже на сборах, т.к. в составе оказалось 4 тетки - минимальное необходимое число для команды. Для Ирины Агарковой и Лены Железниковой это были первые сборы. До этого всё по лагерям.

Почему А. Ф. Винокуров направил их на маршрут Кустовского на Чапдару? В Фанских горах полно пятёрок «б» похалявнее! К тому же у Ирины Агарковой это первая 5б будет. А Кустовского - малохоженный маршрут (было всего два прохождения), за перевалом. Но Анатолий Филиппович всегда был настроен на победу. Выпускал не туда, где попроще, а наоборот, где посложнее. Знал, какие маршруты ценятся на чемпионатах. Да и стена эта была хорошо знакома.В 1979 г. он по её центру прошёл («Колодец» ). Тоже, кстати, маршрут 5б к/тр., хотя сложнее большинства шестёрок в районе. И до сих пор не повторённый. Уж очень он труден и опасен. Не раз команды заявляли «Колодец», но подойдя под стену и увидев, как оттуда летит, отказывались от восхождения.

Филипыч - вдохновитель и организатор всех наших побед!
Фото 1989г. из альбома Лены Железниковой

Било сильно и на Кустовском. Сверху с крыши вытаивают камни, и весь низ пробивается. Сезон 1989г. в Фанах был очень холодным - во многих местах обычно сухие скалы оказались покрыты натечным льдом. Внизу скалы по маршруту были во льду и их решили обойти справа. Там оказалось всё очень разрушено. На первой ночёвке камень попал в палатку, прорвал край. Обсуждался вопрос о спуске, - не предполагали ранее, насколько камнеопасен маршрут. Только тут поняли, что надо идти наверняка, а не рассчитывать в случае будущей неудачи дюльфернуть со стены - это было бы очень опасным. Надо было решить - или идти только наверх, или с утра быстро спускаться, пока не бьет и мало прошли. Pешили бороться дальше. В воздухе ф-р-рр - мимо пролетали камни, и иногда било по стене. Этот запах камня, пролетевшего сотни метров и разбившегося о скалу, останется в памяти надолго. Ещё четыре дня они лезли стену. Большую её часть первой прошла Лена Железникова, сказался большой опыт крымских шестёрок. Думаю, если бы не она, не вылезли бы. На второй день Лену сменила Тома, на третий опять поменялись. Дополнительно была психологическая тудность: шли без описания, почти все время в плохой видимости, и следы людей на стене встречали только дважды. все время были сомнения - по маршруту ли идем. Успокаивала отчасти лишь фраза Филипыча: "А там, девочки, только вверх надо идти, не промахнетесь" Выше, на льду и снегу первыми работали Лена Лебедева и Тамара Зуева, у них было больше такого опыта. Тяжёлым местом оказался переход со скал крыши на крутой ледовый склон, покрытый снегом. И застраховаться невозможно и пройти не получается вместе со снегом сползаешь вниз. Тут вперёд вышла Тамара. Несмотря на распухшую ногу (маятник на перилах), она смогла выползти наверх и сделать станцию. Позже Тома будет успешно выступать на кубках мира по ледолазанию.

Вышли на гребень по темноте уже, и не разобравшись, поставили палатку прямо перемычке. А ночью началась непогода, и начало буквально сдувать, палатку дорвало окончательно. Борясь со штормом, невольно вспоминали о тех восьми, замерзающих в непогоду в снегах п. Ленина в 1974 г. Было страшно, очень страшно... Однако самообладания не потеряли, перебазировались под прикрытие скал. Природная сообразительность (физтешки всё же!) не подвела, Ирина придумала перевернуть палатку крепким дном вверх и завернуться в ней на снегу. Так и уснули. Следующий день пережидали непогоду и обрабатывали маршрут. Впереди оставались еще сложные скальные участки гребневого маршрута Черевко 5Б. Лена Лебедева прошла эти обледенелые веревки (страховала Тома), у них ещё остались силы на 6-й день воcxождения. Продукты уже кончились, т.к. взяли еды по минимуму, а лезли дольше, чем планировали. Потом на пути к вершине первой по крутому снегу всё время шла Тома, даже с больной ногой у нее это получалось лучше.

Спуск тоже не обошёлся без приключений. На одном из дюльферов заклинило верёвку. По осыпи спускались уже в темноте, не хотелось лишний раз ночевать сидя. И добравшись до морены ледника упали спать в первом же ровном месте. Проснувшись утром, увидели - стоянка под палатку. Внизу наблюдатели гадали, что случилось? Связи уже давно нет. Со стены, из зоны видимости ушли, вроде уже давно должны были быть внизу, а нет. Пошли на поиски к спуску. Там и встретились на восьмой день похождений. Чемпионат тот выиграли. Можно было победить и с чем попроще. Никто из
женских команд выше 5а в тот год не сходил.

Почему они пошли на это восхождение? Уж точно не из-за феминизма - они и слова такого тогда не знали! Просто было интересно попробовать что-то новое. За исключением Тамары Зуевой больше женскими командами не ходили. Тома ещё поиграла какое-то время в женские игры (первая женская 6а в двойке с Еленой Наговициной в 1999 г.), но потом тоже отошла от этого. Горы не место, где надо на мальчиков и девочек делиться, и отношение к чисто женскому альпинизму у участниц того восхождения скорее отрицательное.

Будут у них впереди и более сложные горы: и шестёрки, и восьмитысячники, и золотые медали в "мужском" первенстве (Тамара Зуева - 4810 по Русяеву 1991 г.). И, насколько мне известно, это женское восхождение никто из участниц не рассматривает как что-то особое в своей биографии. На мой взгляд, зря.

А следующее восхождение по этому маршруту произошло через 15 лет и заняло 2-е место на чемпионате СНГ.
Участники сняли записки команды Зуевой с маршрута и были удивлены: им показывали отчет о женском восхождении, но говорили, что вряд ли женщины могли его на самом деле пройти.

С 8 марта всех физтешек!

Вадим, спасибо за воспоминания! Вспомнилось многое... А наши физтешки были, есть и всегда будут лучшими!