Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Александр Лавриненко, Одесса

Ак Кая – зимний взгляд.

Читайте на Mountain.RU статьи Александра Лавриненко:

Конкурс первопрохождений альпинистских маршрутов в Крыму

"Мачомбо" (6A, VI, A3, 335м) или Морчека 2002
Крым. Сокол. Первопроходы.
Крым. Мшатка-Кая. Первопроходы.

От редакции Mountain.RU

Массив Ак-Кая (3367 м) (что значит на тюркских языках "Белая Скала"), расположенный выше селения Безенги, недалеко от грунтовой дроги, ведущей от Безенги в Чегем через перевал, впервые зазвучал в альпинистском мире летом 1979 года, когда на нем был организован очный класс Чемпионата СССР по альпинизму. Тогда на южных стенах массива Ак-Каи было пройдено несколько скальных маршрутов длиной примерно 15-22 веревок (смотря какими веревками мерить), из которых наиболее близким к центральной части массива является маршрут Васильева (ЮЗ стена Ак-Каи).

С той поры Стена был забыта аж на 24 года и только летом 2003 года на ней снова решили провести очный класс Чемпионата России по альпинизму. Однако, не дожидаясь лета, в феврале 2003 года двойка из Питера - Валерий Шамало и Алексей Горбатенков совершила второе прохождение маршрута Васильева, а их питерские коллеги (группа Кирилла Корабельникова) прошли вариант правее, совпадающий с маршрутом Васильева в верхней трети стены.
Следует отметить, что на сегодняшний момент вариантов, как лезть Центральную часть массива Ак-Каи, существует почти столько же, сколько было на ее восхождений, поэтому линии многих маршрутов, которые можно посмотреть по приведенным здесь ссылкам, могут отличаться друг от друга, а также от исходного варианта Васильева 1979 года.

Третье прохождение маршрута Васильева - август 2003 года - команда из Магнитогорска (в рамках Чемпионата России по альпинизму в очном классе).

На Mountain.RU есть еще две подробных статьи о более поздних прохождениях маршрута Васильева и об Ак-Кае вообще:

Маршрут Васильева свободным лазанием, июль 2005 - команда Mountain.RU (Макс Костров, Алексей Осипов и Кирилл Фильченков). Тут подробно описан спуск.

Маршрут Васильева за 10.5 часов, весна 2007 - двойка из Москвы (Владимир Белоусов и Александр Новиков). Здесь подробно расписаны болдеринговые возможности у подножья Ак-Каи.

Описываемый ниже первопроход (А.Лавриненко, Т.Цушко, А.Хоменко, 06-13 марта 2009) совпадает с "классической" частью маршрута Васильева примерно на участках 6-9 (это можно отследить, сравнив, к примеру, фотографии с нитками маршрутов по двум последним ссылкам (выше) с ниткой маршрута, показанной в самом низу этой статьи).

Впервые за последние 10 лет решили в Украине провести чемпионат в зимнем классе и тут - то я понял, что пришло время выбраться на Ак Каю.  Давно собирался, но все не складывалось - то время, то иные планы. А тут все как- то хорошо совпало. Правда, конкуренты позаявляли  горы повыше и попротяженней, зато у нас - первопроход, и вообще зима - лотерея "залез / не залез".

Главное - что интересно, новый район и, по всем отзывам, не паханное поле для первопроходов.

Добрались быстро и красиво благодаря помощи Али Хусеевича Анаева. Приехали вчетвером – трое восходителей и один наблюдатель, он же доктор, он же полковник (настоящий).

Пурга метет, горы не видать, медленно и печально потащили вещи вверх по склону и случайно нашли огромный нависающий камень с выложенной ветрозащитной стенкой.

Здесь и будем жить.

Утром – мороз и солнце, стена во всей красе. Просмотрели маршрут – че-то нависаний многовато, особенно вверху, ладно, долезем - разберемся.

Перед стартом

Начало

Два дня обрабатывали, так как почти сразу пошли сложности, солнца больше не видели, и дует как-то сильно! 8-го марта ушли в отрыв, наш доктор остался сам, общаться с яками, которые бродят по заснеженным склонам. Что делают - непонятно, снег едят, что ли?

Начали резво – к вечеру были на 9-й веревке от начала (ночевка на полке на 7-й веревке).

9-го марта тоже весело начали, но погода не та - с утра снег, все больше и больше. Прошли две с небольшим веревки и залезли в платформу (единственная ночь, когда она пригодилась).

Тарас лезет

Бивак

Утром – погода, правда все в снегу и он не тает, холодно. Все-таки добрались мы до верхней части, ночевку хорошую сделали. До вершины - рукой подать, судя по описанию м-та Васильева, но над нами серия карнизов, и прохода в них не видать.

На борьбу с карнизами ушло 2 дня, рельеф бедный, но все-таки есть, удалось свести «долбежку» к минимуму. Закончили 12-го марта в темноте, решили идти на вершину утром.

13-го мартавышли на вершину, осмотрелись, сфотографировались - и вниз по пути подъема.

Всем рекомендую не повторять этого - лучше по кулуару в обход (камнеопасно, плохо продергивается веревка.)

В 17:00 были на земле. Игорь (доктор) немного одичал, но был нам рад – кормил шурпой из яка.

Что получилось :

Маршрут

1.  Россия, Кавказ.

2.  Класс скальный.

3.  Центральный Кавказ. Район села Безенги (п.2.5.1)

4.  Вершина Аккая (3367м), по бастиону левой части Юго-Западной стены.

5.  Предлагается 6А к.сл., первопрохождение.

6.  Характеристика маршрута:

перепад высот - 550 м, протяженность - 725 м

протяженность участков 5-6 к. сл. – 595 м

из них 6-й к.сл. - 320 м

средняя кругизна основной части – 85°

начало маршрута – вершина – 75°

7. Забито крючьев (в том числе в знаменателе для ИТО):

скальных       закладных элементов       шлямбурных            скайхуки

102/56             59/15         18/18 (+15 станции)            33

8.  Ходовых часов – 51 и дней – 8

9. Руководитель: Лавриненко А.В., МС

участники:  Цушко Т.В. МС

Хоменко А.А. КМС

10. Тренер команды: Горбенко Мстислав Мстиславович  ЗМС ЗТУ

11. Выход на маршрут: 06 марта 2009

вершина:  13 марта 2009

Вообще район очень интересный -  сама Ак-Кая шириной 5-7 км, за ней еще 2 горы, повыше: Кара-Кая и Ламута-Кая, на них вообще маршрутов нет.  Большие возможности для прохождения новых маршрутов, с большой долей свободного лазания или вообще "лазовых" но попроще.

Оптимальное время восхождений – зима и весна, на стене есть снежники, можно не тащить воду.

Порода и рельеф похожи на  Фаны и Доломиты,  развалюха присутствует, но терпимо.

Думаю, популярность района будет расти.

Заголовок

Саня, поздравляю!!! Приезжай в Крым греться. мы тут тоже немного "наследили" )))