Автор: Фредди Вилкинсон (Freddie Wilkinson)
Перевод: Елена Смирнова, Ялта

Герои печатных изданий

«На горе не было героев», - говорил уцелевший на К2 Кас ван де Гевель (Cas van de Gevel), - «Только невысказанное соглашение помогать, насколько можешь»

Ряд журналов недавно опубликовал детали происшествия на К2. Истории эти говорят о трех европейцах, Вилко ван Ройен ( Wilco van Rooijen ), Жерар МакДоннел (Gerard McDonnell) и Марко Конфортола ( Marco Confortola ), заночевавших примерно в 28000 футах , когда катастрофическая лавина смела провешенные перила в кулуаре Ботленек ( Bottleneck ) вечером 1 августа. На следующий день им пришлось спускаться по Ботленеку (Bottleneck) без веревок. На своем пути они встретили группу пострадавших корейских альпинистов. Тройка оставила их продолжать спуск самостоятельно. Двое смогли спуститься, а Жерар МакДоннел ( Gerard McDonnell ) был унесен лавиной и погиб.

Хоть Марко Конфортола (Marco Confortola) и Вилко ван Ройен (Wilco van Rooijen) едва ли можно винить за то, что они не сделали больше, похоже, что их соратник Кас ван де Гевель (Cas van de Gevel) прав – трагедия была жестокой русской рулеткой. Каждый был сам за себя.

Во время своего последнего путешествия в Непал я встретился с двумя Шерпа (Sherpas), Чиринг Дорье ( Chhiring Dorje) и Пемба Галье ( Pemba Gyalje ), которые были среди дошедших до вершины в тот роковой день. Я согласовывался с ними по почте для моей статьи в « Rock and Ice », и я чувствовал необходимость встретиться с ними вживую.

Они взошли на вершину где-то между 6:35 и 6:37 вечера 1 августа, став первыми Шерпа (Sherpas), покорившими К2 без кислорода. Но не это их отличает.

На спуске как минимум семь альпинистов предпочли заночевать, а не спускаться в темноте. Чиринг ( Chhiring ) решил продолжить спуск. Добравшись до узкого места, он обнаружил, что веревок нет. Маленькие кусочки льда все время падали с серака в узкое ущелье. Он знал, что следующая страшная лавина может обрушиться в любой момент. Это было предупреждение убираться отсюда как можно быстрее. Но второй Шерпа ( Sherpa ) уронил свой ледоруб, поэтому Чиринг (Chhiring) привязал его к своей беседке и спустился по кулуару с другом.

Это было на 27000 футах, среди ночи, сразу после покорения вершины К2 без кислорода.

Пемба Галье ( Pemba Gyalje ) тоже спустился той ночью по кулуару. На следующее утро он отправился искать членов своей команды ван Ройена (van Rooijen) и МакДоннела (McDonnell). Вернувшись в четвертый лагерь с неудачей, он снова пошел на поиски, и в конце концов нашел Конфортола ( Confortola ), который лежал без сознания в снегу. Пока он приводил друга в чувства кислородом, на них обрушилась еще одна лавина. Пемба ( Pemba ) держался за беспомощного Конфортола (Confortola), чтобы его не унесло. Затем отнес его в четвертый лагерь, и вместо отдыха спустился в третий лагерь, где на следующее утро спас своего партнера ван Ройен (van Rooijen).

Встретив двух Шерпа (Sherpas), стало понятно, что эти люди слишком просты, чтобы считать, что их поступок чем-то необычен. Тем не менее, Национальное географическое общество решило вознаградить героизм Пемба Галье (Pemba Gyalje) званием « Adventurer of the Year». Именно его лицо на обложке журнала National Geographic в этом месяце. Приятно видеть, что доморощенные гималайские гиды получили такого рода международное признание – слишком часто их труд остается в тени.

Итак, вот как выглядят два героя: