Автор: Супонников Д.А., Алма-Ата

Отчет о горном туристском походе третьей категории сложности по Внутреннему Тянь-Шаню

- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4

День 12, 09.08.07
Оз. Кельсу - пещера на сев. берегу озера - радиальный выход на южный берег озера Кельсу

Движение

+50

-50

6 ч

День экскурсионно-радиально-выходной. Собственно, ещё при подготовке, для случая более раннего завершения основной части маршрута, были запланированы две «вылазки». В пещеру на северном берегу озера Кельсу и на южный его берег, к минеральным источникам, упоминаемым в энциклопедии по Нарынской области. Если ей верить, то находятся они в 17 км. от культцентра Сурашташ на юг, что означает, что нам нужно на другой южный берег озера.

Вход в пещеру сев. берега Кельсу

в 50-метровом рукаве пещеры

Первым пунктом в программе – пещера. От нашего лагеря до неё – 20 минут неспешного хода. Вход в пещеру – высокий вертикальный разлом в отвесных скалах в западной части дамбы. Чтобы проникнуть внутрь, приходится немного покарабкаться. В пещере сухо, пыльно и холодно. Спугнув парочку сизых голубей, начинаем исследования.
Всего обнаруживаем два хода. Один прямо перед нами, зального типа, около 30 метров в длину. Затем своды сужаются, опускаясь к дну пещеры. На стенах – известковые натёки. Второй ход найти сложнее: он перегорожен большим обломком скалы, а находится рядом со входом, справа. Этот ход длиннее: пройдя около 50 метров, мы натыкаемся на рукав, залитый льдом и уходящий вниз.

Der deutsche Soldat beim Unterseeboot

Выбравшись из пещеры, оперативно снаряжаем лодки для вылазки на южные берега Кельсу. Толик с Петей как настоящие каманчи выбирают себе 3-х местный салют (больше похожий на старое каноэ), а Дима, как гордый каякер выбрал себе цветастую 2-х местную щуку (ее мы оставим в бухте встреч, для перевозки команды Димы Шамбура).

Отплываем от лагеря и сразу погружаемся в невероятное состояние: под мерный плеск весел, расчерчивая изумрудную воду, проплываем вдоль километровой скалы. Касаясь рукой уходящую в небо стену, с многотонными плитами словно бы броня на теле горного великана… в свете утреннего солнца прожилки кварца сверкают золотом и завораживают. С противоположной стороны скалы же словно антиподы – непослушные братья, испещренные башенками, пещерами, полочками и гротами, словно бы город обосновавшихся здесь грифов, огромные термитные дома…

Когда мы достигаем середины озера, солнце зависает как раз над головой – полдень. Несмотря на достаточную высоту (3500 м), припекает очень сильно, но вдруг, на фоне ясного неба, где-то на западе, за скалами слышатся раскаты грома. Ещё десять минут – и на нас обрушивается сильный град с грозой и порывами ветра.

Озеро Кельсу с северного берега

Понемногу успокоившись, погода снова благосклонна к нам и через два с половиной часа после отплытия мы причаливаем к унылому мелководью южного берега.
понимаем, что озеро закончилось и дальше нам пешком.
Попытки связаться с группой Шамбура особых результатов не приносят, а по этому с чистой совестью минуем бухту встреч и держим путь дальше на юг. Пришвартовываемся на обмелевшем, с кучей илистых рукавов-притоков, берегу. Оставляем наше каноэ с мыслями, что тут её брать некому (щуку Димыч оставил раньше в бухте встреч, где-то на середине пути). Критически осмотрев барахло, решаем взять с собой только гидро-мешки для наполнения их драгоценнейшей минеральной водой из арашана (как истинные отдыхающие мы забыли в лагере собранные для этого пластиковые бутылки). Накинули мешки на манер котомок на плечо и потопали дальше на юг, сверяясь по GPS о пройденном расстоянии…

Устье реки Югенбас (левый приток р. Курумдук, что впадает в оз. Кельсу)

Пройдя 5 км по левому берегу реки Курумдук до её слияния с р. Югенбас, сходимся на том, что минеральных источников в округе не наблюдается. Местность довольно безжизненная, лишь вдалеке на правом берегу есть одна юрта.
Открывшаяся долина по началу кажется безжизненной пустыней смерти: то здесь то там попадаются черепа баранов Марко Поло с огромными закрученными рогами, волчьи следы и парящие грифы дорисовывают картину разыгравшегося воображения голодных путешественников.

Уже на обратном пути нам как-то сами собой попадаются просто реки минеральной воды. Прямо в больших глубоких земляных лужах что-то булькает и растут удивительные цветные водросли. Правда, на вкус эта вода совершенно несъедобная. Непитьевая, точнее.

Южные берега озера Кельсу

Под лучами заходящего солнца нас мочит слепой дождик, а в спину нам смотрит радуга, соединяющая те самые южные берега и потревоженную нашим веслом зелёную гладь Кельсу.

День 13, 10.08.07
Оз. Кельсу - выход на байдарках к бухте лога Итджолы для встречи группы «4» - р. Кельсу - р. Кёккыя - культцентр Сурашташ (Кёккыя)

Движение

ЧХВ

ч:м

7.00 - подъем

9.00 - выход на озеро для встречи группы «4»

11.20 - встреча группы «4», трансфер на сев. берег

15:00 - сбор лагеря

16.00 - выход, спуск с дамбы по р. Кёльсу

Движение вдоль р. Кёккыя

19.00 - обустройство в культцентре Сурашаташ (Кёккыя).

5 км - радиально по озеру на байдарках

7 км - пеш.

- 213

2:30

Прощание с горами

Так как отъезжать нам в Нарын предстояло лишь завтра, мы могли себе позволить поздний выход и неспешный темп. При этом ребята успевают встретить с утра группу «4», отбуксировав к логу Итджолы все четыре байдарки и вернувшись с грузом захваченных рюкзаком. Для народа в этой группе настала середина путешествия. Завтра они отправятся к хребту Кёккыя, а наш дальнейший путь от озера лежал к культцентру Кёккыя.
Для этого необходимо спуститься с дамбы, идти вдоль реки пробившей себе путь сквозь нее. Идем правым берегом. Когда вышли к небольшому разливу, бродим и уходим вплотную к левому берегу. Теперь идем вдоль него, доходим до поворота реки и сворачиваем налево, за угол. Река постепенно впадает в р. Кёккыя, идем вдоль крутого левого берега р. Кёккыя, прижимы обходим по воде.

Брод реки Кельсу (около устья левого притока)

В какой-то момент видим хорошую чабанскую тропу, поднимающуюся вверх на обрывистый берег реки, поднимаемся и доходим по ней до стойбища. Здесь нас ждал радушный прием, гостеприимством одного из домов не преминули воспользоваться. Кымыз, айран, свежие лепешки и «май» (масло) яков – воистину это царское угощение для одичавшего туриста. Небольшой концерт для хозяев дома и отбой под настоящей крышей, на ровном полу, у теплой печки. На завтра дорога на машине до Нарына, ужин в местной «ашкане», ночевка на постоялом дворе у Маримы. Поход окончен, через день - базар в Нарыне и отбытие в Бишкек.

В культцентре Кёккыя

5. Паспорта перевалов похода.

- Паспорт перевала «Кембель»
- Паспорт вершины «Джель-Тегирмен»
- Паспорт перевала «Тролль»
- Паспорт перевала «Инженерный»
- Паспорт вершины 4726 м
- Паспорт перевала «Грифон»

6. Итоги, выводы и рекомендации

Итак, по результатам путешествия, можно сказать: всё задуманное получилось. Два хребта, две высшие их точки, набор интересных и красивых перевалов, каньон озера Кельсу, пещера на его северном берегу, минеральные источники на южном.

Конечно, благоприятному завершению экспедиции способствовал большой объём подготовки: технической, организационной, материальной. Так, общие планы посещения района были объявлены ещё в декабре, а в феврале начата подготовка и сбор информации.
Немалое внимание было уделено вопросам радиосвязи, взаимодействия между группами, согласованию дат выезда, возвращения и встреч. Благодаря пониманию и ответственности каждого человека, принявшего участие в мероприятии, всё удалось сделать вовремя и в полном объёме.
Скрупулёзный подход потребовался при оформлении пропусков в пограничную зону (она начинается южнее хребтовой линии Атбаши). В 2003-м году, во время велосипедного похода по Аксайской долине, у нас был небольшой конфликт с проверяющими офицерами на погранзаставе. После того, каждый раз мы заранее ставили отметки на пропуска в Нарыне, сейчас же это можно сделать «удалённо», через представителя Сообщества, основанного на туризме (Кубат Абдылдаев - см. Контакт Лист).
Для быстрого и безболезненного решения бюрократических вопросов мы запаслись формальной «бумагой» от ТССР (своего рода «охранная грамота»). В ней указывалась цель экспедиции, состав участников, сроки и район проведения. Визирующую организацию такой документ ни к чему не обязывает, путешествующим же, напротив, часто может очень помочь. Такие моменты были и в нашем случае - в аэропорту, на таможне.
Район путешествия, несмотря на удалённость, можно рекомендовать не только для сложных, но и для простых походов. Также здесь можно совершать комбинированные путешествия с элементами велосипедного, водного, пешего и горного туризма. Существующая сеть грунтовых пограничных и чабанских дорог удобна для транспортной поддержки.
Ещё в 2006-м году мы наткнулись на свежую геологическую дорогу (http://dsp.kz/tour/kokshaal2007/road_k/index.html), которая ведёт к золоторудному месторождению недалеко от ущелья Каратор (хребет Кёккыя). В этом году дорога была в несколько лучшем состоянии (со слов участников параллельной группы, шедшей по хр. Кёккыя), следовательно путешествующим в районе можно будет, с одной стороны, рассчитывать на поддержку геологов при аварии, с другой - появятся ограничения передвижения на местности.
В заключение отметим, что хребет Атбаши продолжает оставаться практически неисследованным, а красивейшие пики восточной части Сарыбелеса ещё ждут своих первопроходцев.

7. Материальное оснащение группы

2,6

«динамика» 50м

«Расходник»

5 м стропа, 5 м верёвка осн.

1,7

Закладки

ВСЕГО

23,2

НА ЧЕЛОВЕКА (группа 5 чел.)

4,7

0,7

Спусковое устройство

Жумар

«Прусик» (репшнур для вязки схватывающего узла)

Ледобур

Перчатки / брезент рукавицы

0,2

Палки лыжные (по желанию)

0,7

Майка

Тёплые перчатки или Варежки

Запасные шнурки

Спички + зажигалка, свечка в герме

Бутылка для воды 0,5л

АПТЕЧКА
(Составила Натали Котомина)

I. Инъекционные формы.
Буторфанол 2 мг в 1 мл шприц-тюбике 5 шт.
Кетопрофен 100 мг в 2 мл ампуле 10 амп.
Дексаметазон 4 мг в 1 мл ампуле 6 амп.
Фраксипарин 5700 МЕ в 0,6 мл готовом к употреблению шприце 2шт.

II. Материалы и инструменты.
Ножницы маникюрные остроконечные 1 шт.
Воздуховод Гведела или носовой 1 шт.
Шприцы одноразовые "Луер" 5 мл с иглами
по числу ампул
Салфетки спиртовые 20 шт.
Лейкопластырь широкий 2 мотка
Лейкопластырь бактерицидный 30 полосок
Бинт стерильный 7 на 14 2 шт.
Салфетки стерильные 2 пачки
Вата медицинская хлопковая грамм 30...
Термометр медицинский 1 штука
Спички деревянные 1 коробка
Английские булавки 10 штук

III. Таблетки.
Дексаметазон 0,5 мг 20 таб.
Гастал 20 таб.
Уголь активированный 0,25 40 таб.
Диакарб 250 мг 20 таб.
Регидрон 4 пакетика
АЦЦ 600 мг, шипучие таблетки 10 таб.
Диклофенак 100 мг 20 таб.
Цитрамон 20 таб.
Мезим-форте 10 таб.
Лоперамид 2 мг (Имодиум) 20 таб.
Сенаде 15 таб.
Фарингосепт 20 таб.
Супрастин 25 мг 20 таб.
Но-шпа 40 мг 40 таб.
Церукал 10 мг 20 таб.
Нафтизин 2 флакона При заложенном носе, болях в ушах.
Гипоксен 30 капсул Адаптоген

IV. Разное.
Перекись водорода 3% 50 мл
Таблетки "Гидроперит" 6 шт.
Бетадин 30 мл Универсальный антисептик.