Автор: Келин А.Л.

Отчет о горном туристском спортивном походе пятой категории сложности по Памиру и Алаю

- Отчет похода. Часть 1.
- Отчет похода. Часть 2.

- Фотоотчет похода. Часть 1.
- Фотоотчет похода. Часть 2.
- Фотоотчет похода. Часть 3.
- Фотоотчет похода. Часть 4.

1. Справочные данные про туристский спортивный поход.
1.1. Параметры похода

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

224,46

04.08.08 – 30.08.08

1.2. Характеристика районов проведения похода
Поход проходил в восточной части Алайского хребта Гиссаро-Алая и Заалайского хребта Памира. По Восточной части Заалайского хребта существуют замечательная статья Анатолия Джулия и классификатор перевалов с привязкой к карте Ляпина и ссылками на отчеты под редакцией Андрея Лебедева. Они есть в списке литературы, поэтому повторяться не будем, а опишем то, что касалось только нашего маршрута.
Для начала пару слов о Киргизии. Сейчас это очень удачный пример страны, гостеприимной для туристов и в то же время обладающей огромным потенциалом. Потенциал касается горных массивов, ведь 70% территории Киргизии – горы. И в них есть еще множество нехоженых мест. Особенно в той части страны, которая раньше находилась на территории, прилегающей к границе с Китаем. Часть горных районов была запущена со времен СССР, и сейчас потихоньку в них снова возвращаются туристы и альпинисты. На сегодняшний день особо интересным для нас были районы, расположенные восточнее трассы Ош – Хорог.
Это самая восточная часть Алайского хребта. Хребет протянулся на сотни километров в широтном направлении и включает в себя подрайоны Матча, Дугоба, Кичик-Алай и другие. Что за вершины и перевалы лежали восточнее Кичик-Алая, и тем более восточнее трассы Ош – Хорог никто толком не знал, возможно, кроме местных жителей, пограничников, геологов и, в свое время, басмачей. Хотя если посмотреть карту и снимки из космоса, то можно увидеть заметные узлы оледенения и вершины до 4700м. Информации по ним в открытом доступе нет. В некоторые, более доступные с трассы ущелья, ходят местные жители пасти скот. Но серьезная хозяйственная деятельность не ведется. Вся территория является приграничной территорией, и по привычке там по-прежнему хорошо несут службу киргизские пограничники. Хорошо по сравнению с другими границами в этой стране. Со спортивной точки зрения заинтересовать могут вершины в подрайонах оледенения Алайского хребта. Самый высокий подрайон – Сугут с одноименной вершиной высотой 4701м. Не менее интересны подрайоны Сарыкучук (высшая точка – 4678м), Кичи-Кашкасу (г.Снежный, 4619,9м), Кызылагын (4478м), Дарданкель (г.Тал, 4334,9м) и другие. Как правило, северные склоны более крутые и покрыты льдом, а южные – осыпные. Перевалы в хребтах осыпные. Через многие есть тропы, но есть возможность найти спортивные перевалы до 2А. Вообще район идеально походит для походов начальных категорий сложности. Все очень зелено, много воды, относительно невысоко, очень гостеприимное местное население, много нового для туристов, местами историческая местность. Для более сложных походов здесь удобно делать акклиматизацию перед Памиром, т.к. подходы от трассы относительно небольшие. Кроме того, район, который мы посетили – перевал Терек-Даван, реки Терек и Коксу, интересен тем, что здесь проходила одна из самых северных веток Великого Шелкового пути. Терек-Даван считался основным путем из Оша в Кашгар во времена Коканского ханства и до установления власти в СССР в 30-х годах XX-го столетия. В свое время через перевал прошла одна из фланговых армий Чингизхана. Переход 20-тысячной конной армии считался в то время одной из наиболее серьезных военных операций. Уже одно это подогревает интерес к посещению перевала. Не говоря уже о важности этого пути во времена Большой Игры в конце XIX-го столетия. В целом, район восточной части Алайского хребта выглядит очень перспективным для проведения походов. Наиболее удобен заезд по трассе Ош – Хорог и ее ответвлению в Китай – Сары-Таш – Иркештам. Движение на трассах оживленное, но скорость перемещения небольшая, из-за качества дороги. Также, если решить вопросы с пограничниками, возможен заход по долине реки Коксу,. Местные жители переходят хребет для организации джайло (пастбищ на альпийских лугах) в юго-восточной части, но их там не много, по сравнению с тем же Кичик-Алаем. Эвакуация в случае проблем возможна только через Алайский хребет, т.к. выносить пострадавшего вдоль реки Коксу – слишком долго.
Восточная часть Заалайского хребта Памира изучена намного лучше. После сезона 2008 здесь побывало 11 групп туристов (из них 4 в этом году) и 3-4 группы альпинистов, основная цель которых, как правило, пик Курумды, первопройденный в 2003 году. Однако это ничтожно мало для района длиной почти в 100км, множеством не пройденных пятитысячников, и одним шеститысячником. При этом район обладает отличными характеристиками по заезду. Редко когда можно положить заброску или начать маршрут в самом сердце района и на 2-3 день идти на перевал 3А. Зачастую, это играет злую шутку с туристами, ведь только две группы в из всех кто ходил в этом районе не имели схождения с маршрута участников. Высота дает о себе знать, ведь нижняя точка района находится выше 3000м, т.о. эвакуировать пострадавшего сложно. Район имеет настолько массивные северные отроги, что можно строить походы только в этих отрогах. Этим он отличается от центральной части Заалайского хребта. Сам же Заалайский хребет исследован мало вследствие того, что по нему проходит граница с Китаем и Таджикистаном. По нашим наблюдениям, граница достаточно условна в верховьях ущелий и на ледниках. Однако следует учесть, что спасработы в непредвиденной ситуации будут невозможны на территории той страны, на которой вы будете находиться нелегально. Характер вершин в Заалайском хребте – снежный, широкий гребень. Заходы на него наиболее просты на участке от г.5505 до пер. Кызыл-Арт. В остальных случаях перевалами не ниже 3Б. Очень перспективно смотрятся траверсы вершин, но они по силам только хорошо подготовленным группам, желательно в походах 6 к.с.. В северных же отрогах еще много перевалов попроще, которые ждут своих первопроходцев, большое количество нехоженых вершин, и несколько вершин, на которых были давно, и описаний нет. На сегодняшний день можно свободно пройти поход не ниже 5 к.с. Если пройти несколько принципиальных 2Б, то возможно будет ходить и в 4-ки. В этом есть смысл, т.к. каждое ущелье хребта очень красиво и разительно отличается от соседних ущелий. Наиболее удобные места заездов в район по трассе Сары-Таш – Иркешатм до с.Нура. Сейчас это село разрушено в результате землетрясения в сентябре 2008 года. Также можно на полноприводном грузовом автомобиле подъехать в верховья рек Курумды, Карасу, под ледники Кичкесу и Пограничников. В западной части хребта можно заехать до пограничного пункта Бардоба по трассе Ош – Хорог. Наверное, можно заехать и в Таджикистан через перевал Кызыл-Арт, но в этом случае необходимо решить вопросы и с киргизскими, и с таджикскими пограничниками, что, очевидно, будет недешево. В целом район очень интересен для туристских и альпинистских групп надлежащей квалификации.
При посещении обоих районов необходимо заведомо оформлять пропуск в погранзону.
Погода в обоих районах стабильно хорошая в августе. В июле много осадков, местами еще не стаял снег, погода нестабильна. В связи с этим возрастает лавинная опасность.
Для оформления пропусков, заказа транспорта, обустройства «тыла» и закупки продуктов мы воспользовались уже не первый год услугами знакомой нам туристической компании «Osh-Travel» («Ош Тревел») – одной из немногих, умеющих работать и предоставляющих услуги весьма качественно. Кроме организационных услуг в Киргизии, фирма предоставляет и развлекательно-познавательные: организация интересных экскурсий, поездок по историческим местам и пр.. Имея за спиной такую поддержку, можно не беспокоиться за организационную составляющую походов в Киргизии.

Подробная нитка маршрута

с. Софи-Курган – р. Терек (Сев.) – р. Сарыкучук (Сев.) – г. 4468 (2Б, 4468м, рад, п.п.) – пер. Сарыкучук (1А, 4120м, тур п.п.) – р. Сарыкучук (Юж.) – р. Ташой – р. Сугут – р. Терек (Юж.) – р. Коксу – пер. Икизяк (н/к, 3518м) – р. Икизяк – р. Коксу – р. Кызылсу – пос. Нура – р. Нура – правый приток р. Нура – пер. Белый (3А, 4693м, п.п. через вершину 4693,6) – 1-й правый приток р. Нура – р. Нура – 1-й левый приток р. Нура – пер. Нура (3А, 4833м) – р. Кызылсу – п. Сырт (н.к., 3700м) – р. Карасу – р. Курумды – пер. Сюрприз (2А, 2-е прохождение) – пер. Кичкесу Северный (3А, 5000м, п.п.) – лед. Правый Кичкесу – пер. Кичкесу (2Б, 5160м) – г. 5505 – г. 5917 – пер. Анастасия (спуск на южную сторону, п.п.) (3А, 5917м, траверс) – лед. Курумды – п. Дозорный (1А, 4748м) – правый приток р. Курумды – пер. Пограничников 4925 (2А*, 4925м) – лед. Пограничников – пер. Архар Ложный – п. Архар (2А, 4791м, связка) – лед. Бардоба – пограничный пункт «Бардоба».

1.3. Данные об участниках

Келин Алексей Леонидович

24.09.1979

руководитель

5гу – Кичик-Алай - Заалайский хр 2006.
4гр – Кичик-Алай 2007,

svar-g@ukr.net

2. Организация туристского спортивного похода
2.1. Общая идея похода

Команда, которая ходила в этот поход, существует уже 5 лет. Вместе тренируемся, ходим в походы, по очереди руководим более мелкими походами. Поэтому вопросы «почему?», «зачем?», «как?», «с кем?» не стояли в принципе. Стоял вопрос – «куда?». Впрочем, вопрос «куда?» в команде обычно ставится за 1-1,5 года до планируемого мероприятия.
Вопрос «куда?» решился во время прохождения первого перевала похода 2007 года (http://www.tkg.org.ua/node/7947) в Кичик-Алае – Кум-Бель. Под перевалом мы познакомились с Игорем Гончаровым, путешественником, фотографом, автором сайтов http://pamir-alay.narod.ru, http://alay-people.narod.ru, http://www.panoramio.com/user/182681, исследователем Алая. По его фотографиям мы готовились в тот поход. Игорь нам рассказал про массив г.Курумды в Восточном Заалае, сказал что как «маленькие Гималаи». Кто ж не хочет побывать в Гималаях, хоть и малых? Так зерно было посеяно.

А дало оно всходы на перевале Кош-Мойнок того же похода, где мы впервые близко увидели трехкилометровую стену Заалайского хребта . http://www.tkg.org.ua/node/8487. Её сияние «через дорогу» (Алайскую долину) не смогло оставить участников равнодушными. Поэтому пришлось сказать: «Знакомьтесь, это район похода 2008». А обещанное надо выполнять. Так и появилась общая цель – Восточный Заалай 2008.
И все же, наверное, нужно расписать для посторонних, почему для нас не стояли вопросы «почему?», «зачем?», «как?», «с кем?».
«С кем?» – в команде более-менее постоянный состав около 15 человек. В поход посчитали безопасным идти максимум вдесятером. Часть людей были травмирована, остальные отправились руководить в клубе более простыми походами. Поэтому состав определился почти сам собой. Дальше стоял только вопрос необходимой предпоходной подготовки. Благо желание сделать поход хорошим было, а значит появилось время, деньги и прочие атрибуты подготовки.
«Как?» – так сложилось, что в команде уже устоялась традиция ходить походы на грани горных и пеших. С большой протяженностью, достаточной автономностью, максимумом новизны, максимальной, в рамках опыта группы, сложностью препяствий, четко просчитанным, без надрывов, графиком движения, построением маршрута под команду (сроки, время, нагрузки). Поход должен давать участникам хорошую подготовку для дальнейшего роста. Потоэму стоял вопрос только с вариантами построения маршрута:
- начинать в Восточном Заалае и затем идти в сторону пика Ленина и решать там честолюбивые планы
- начинать как-то иначе, без честолюбивых планов, потому что. первый вариант имеет массу недостатков: очень резкая акклиматизация, быстрый забег между районами, дающий цейтнот по времени, практическое отсутствие новизны, наблюдение столпотворения восходителей на пике Ленина.
Первый вариант дает более 60% вероятность схода минимум одного участника группы с маршрута. Например, у 3 из 5 туристских групп, ходивших в этом районе до 2008 года, были сходы участников. А еще были группы со сходами, только начинавшие поход в районе пика Архар. Статистика 2008 года подтвердила статистику прошлых лет. Мы же хотели пройти все запланированное и все вместе. Большое спасибо Олегу Янчевскому за помощь в составлении маршрута. Мы последовали его советам и начали поход и акклиматизировались в нехоженом туристами районе Восточной части Алайского хребта. А потом шли с востока на запад вдоль Заалайского хребта, делая первопрохождения всех перевалов, кроме двух определяющих 3А. При этом нужно отказаться от популярно перевала 4-х ледопадов, как слишком сложного для первой 5-ки, опасного и очень затратного по времени. Этот вариант маршрута дал нам мягкую акклиматизацию, запас прочности и хорошее настроение на весь поход. Подробнее по маршруту в разделе «построение маршрута».
«Зачем?» – тут каждый решает для себя, и описывать не имеет смысла.

2.2. Построение маршрута. Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода.
Маршрут строился исходя из возможностей группы. Несмотря на то, что у всех участников был опыт пребывания на высотах более 5000м, мы старались не набирать в этом году максимальную высоту, и ограничиться возможной планкой до 6300-6500м. Это дает возможность ходить в будущем более высокие походы, и в то же время попробовать высоту. Поэтому основная часть маршрута проходила в Заалайском хребте Памира. В самой северо-восточной его части. Исходя из разумного, не форсированного, графика акклиматизации мы могли позволить себе лишь один подъем на большую высоту со 100%-м прохождением всех участников похода по маршруту. Из всех классифицированных вершин в районе это пик ТуркВО (6232м, 3А), впервые пройденный в 2007 году томскими туристами. Но они шли вершину в 6-ке, и не было гарантии, что мы в первой 5-ке сможем сделать то же самое, да еще и в такой многочисленной группе. Поэтому нам нужен был еще один вариант – вершина 5917, которую прошли траверсом в 2001 году московские туристы и классифицировали как перевал 3А. Разнообразить новизной траверс вершин 5505-5917, можно было спуском на юг с перевала №52, который никто не проходил ни на подъем, ни на спуск, и лишь два раза прошли траверсом. Итак, мы получили одно (траверс 5505-5917), а может с запасом и еще одно (радиально пик ТуркВО) определяющее препятствие, а по совместительству и изюминку похода.
Теперь нам надо найти еще одно препятствие, которое точно 3А. В этом районе на момент нашего прохождения это было целых 2 перевала. Первый – Четырех ледопадов (3А*), на который на прохождение тратится 5 дней, высота за 5000, и достаточно сложный как для первой 5-ки. Т.е. с нашими 25 днями или там делать нечего, или идти только ради этого перевала. Потому мы обратили взор на вторую седловину района – перевал Нура, высотой 4800м. Пройден один раз московскими туристами в 2005 году, и томскими в 2007 году. Обе группы шли перевал с запада на восток, фактически первым в походе перевалом, и обе группы получили спасработы с вызовом вертолета практически в одной и той же точке за перевалом. Причиной этому был очень высокий заезд транспортом в самое сердце района – под перевал Транспортный 4700. Люди приезжали в район с минимальной высотой в долине 3100–3400, перевалом на второй день 4700, спуском на 3600 и тяжелой технической работой на высоте 4800 на 4–5 день похода. Нас такое развитие событий не устраивало: мы хотели пройти поход все вместе и до конца. Поэтому к Заалайской части нужно было акклиматизироваться отдельно пониже, а только потом выходить на высоты 4500м.
А вот для заброски район перевала Транспортный практически идеален, т.к. дает возможность облегчить рюкзак на перевалах в Заалайской части. Ведь завезти заброску можно машиной. На том и порешили, что памирская часть будет с заброской. Как следствие облегчения рюкзаков, появилась возможность не просто пронести рюкзаки от одного определяющего препятствия до другого, а запланировать еще несколько первопрохождений сложных перевалов или восхождений на вершины.
Нехоженого же в Восточном Заалае еще много чего осталось. Например, Заалайский хребет практически не тронутый северный отрог Заалайского хребта за перевалом Четырех ледопадов с множеством перспективных в будущем перевалов, которые, если их пройти, дадут возможность строить маршруты 4–5 к.с. нетронут был на момент подготовки и отрог с пиком Черный (как и сам пик) в отроге с пиком Белый также есть нехоженые седловины, да и на самом пике Белом была только одна группа. И теперь, если соединить одной ниткой все эти «лакомые кусочки» и пограничный пункт «Бардоба» на трассе Хорог–Ош (идеальный выезд из района), то получаем маршрут вдоль всей восточной части Заалая. Но пройти все за 19-20 дней невозможно физически. Именно столько остается после покупки билетов, оформления отпусков, и времени, отведенного на акклиматизацию.

Поэтому выбираем следующие цели для себя:
1. Прохождение нового перевала в восточном плече пика Белый. По сложности около сильной 2Б по снежно-ледовому склону на подъем, если судить по космоснимкам и карте, ведь фотографий перевала только одна с западной стороны с пика Белый. Но перевал не высокий – до 4800м. Ночевка на нем даст хорошую акклиматизацию на поход. \
2. Восхождение на пик Белый, первопрохождение с востока по сложности на 2Б. Грешно, пройти рядом, и не потратить полдня на красивую цель. Это дает акклиматизацию до 5000. И от этой цели можно будет отказаться, если будет «перебор» на предыдущем перевале.
3. Перевал Нура (3А). Отличный снежно-ледовый перевал на спуск с уже легкими рюкзаками. Так же можно оставить как утешительный приз восхождение на пик Черный, если не получится с пиком Белый.
4. Перевал в северо-западном плече вершины 5339, высотой около 5100м, и сложностью 2Б–3А. По нему были фотографии издалека. Но он мог оказаться сложным или опасным из-за небольшого ледопада в нижней части. Потому был аналогичный ему вариант из двух первопрохождений перевалов №56 и на выбор №55 или №54 в одном цирке. Перевал №56 выглядит на уровне 2А и высотой 4800. Перевалы №55 и №54 издали по фотографиям выглядят на 2Б. Конечно, это зависит от снега, но реально увидим когда подойдем поближе.
5. Траверс из ряда препятствий: пер.Кичкесу, на котором с востока поднималась только группа москвичей в 2005 году, вершина 5505, вершина 5917, перевал №52 в Заалайском хребте на спуск. Общей сложностью на 3А с хвостиком, но уже к тому времени будет акклиматизация, нетяжелые рюкзаки, схоженность.
6. Попытка взойти на пик ТуркВО. Тут как повезет с погодой, настроением, временем, запасом прочности.
7. Перевал Дозорный (1А). простой переход в южном отроге Заалайского хребта, с которого можно будет увидеть лед. Курумды, пик Маркансу и Заалайский хребет с юга, север Сарыкольского хребта. Также этот небольшой участок маршрута, требует автономности, что полезно для подготовки к будущим походам.
8. Перевал Пограничников (4925), перевал есть на генштабовской карте, и история его относится, скорее всего, ко временам экспедиций Крыленко 1929-32гг. Но вот сведений о прохождении нет никаких, только фотография с севера позволяет сказать, что сложность на уровне 2А–2Б. Нам он нужен как самый красивый путь на север с южных склонов Заалайского хребта.
9. Связка перевалов Архар и Архар Ложный в отрогах пика Архар. Как наиболее простой и безопасный выход к трассе Хорог–Ош.
10. В качестве возможного утешительного приза, в случае возможных неудач на маршруте может быть восхождение на пик Архар по 3А и прохождение нехоженого перевала в южном отроге пика Архар.
В общем мы определились с основной частью похода. Но нам нужно было акклиматизироваться к нормальной жизнедеятельности на высотах 3100–3400 и сходить на 4600 радиально, при этом иметь возможность отступить на низкую высоту 2400–2600.
Для этих целей нам идеально подходит восточная часть Алайского хребта. Восточнее трассы Ош–Хорог. Шансы того, что мы там встретим других туристов, весьма малы, новизны много, информации о районе 0,1%, высоты как раз те же, что нам нужны.
Поэтому вырисовывается что по прилету в Ош мы должны сделать поездку в Алайскую долину на машине, чтобы оставить заброски в с.Нура и в районе перевала Транспортный. Переночевать на высоте 3000-3500м с минимумом физической работы и быстрым спуском вниз. А после того вернуться в район с.Софи-Курган. И оттуда подниматься неспешно с высоты 2400 к вершинам в узле истоков рек Терек и Сарыкучук. Там можно пройти новый перевал до 4000м сложностью до 2А и сходить на вершину нужной нам высоты.
В качестве перевала выбрали переход между верховьями рек Сарыкучук. Не исключено, что его ходят местные жители и он будет не сложнее 1А.
В качестве вершины – безымянный пик высотой 4468м. Чем он нам приглянулся на карте и космоснимке: если идти его с севера на юг по снежно-ледовой стене, получается идентичное нашим предполагаемым перевалам прохождение. Таким образом, можно без рюкзаков отработать тактику и технику прохождения, что повысит безопасность на основном участке похода.
А дальше, чтобы связать алайскую и заалайскую часть похода, предстоит длинный переход по долине реки Коксу. О ней вообще нет информации – очень интересно и ново.
Ознакомиться с предварительным графиком движения можно по ссылке http://spreadsheets.google.com/pub?key=p_A-rPreTXmolTayJooKNWw.
В целом, маршрут предполагался протяженный, обзорный, высокий и, возможно, техничный. Сезон мы выбрали неплохо, поэтому не особо рассчитывали на затяжную непогоду. На всякий случай заложили 2 запасных дня, и возможность высвободить из графика еще 2 дня. Этого хватило бы на случай мелких неурядиц. В остальном график, как показало прохождение, вполне соответствовал заявленному. Достигалось это отсутствием перегрузки и колебанием графика относительно нагрузки, что позволило обойтись без дневок, за исключением отсидок в непогоду.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Заявленная нитка похода:
с. Софи-Курган – р. Терек – р. Сарыкучук Сев. – в. 4468 (2Б, 4468м, рад, п.п.) – пер. Сарыкучук (1Б*, 4120м, п.п.) – р. Сарыкучук Юж. – р. Ташой – р. Сугут – р. Терек – р. Коксу – пер. Икизяк (н.к., 3518м) – р. Икизяк – р. Коксу – р. Кызылсу – с. Нура – р. Нура – прав. приток р. Нура – пер. Белый (2А*, 4693м, п.п. через вершину 4693,6) – пик Белый (2Б, 5021м, рад, п.п. с востока) – 1 й прав. приток р. Нура – р. Нура – 1й лев. приток р. Нура – пер. Нура (3А, 4833м) – р. Кызылсу – пер. Транспортный(1А, 4194м) – р. Карасу – р. Курумды – пер. Кичкесу Сев. (2Б, 5000м, п.п.) – пер. Кичкесу (2Б, 5160м) – г. 5505 – г. 5917(3А, 5917м, траверс) – п. ТуркВО (6243м, рад) – пер. №52 (3А, спуск по северной стороне, п.п.) – лед. Курумды – пер. Дозорный (1А, 4748м) – 1й прав. приток р. Курумды – пер. Пограничников (2А*, 4925м) – лед. Пограничников – пер. Архар Ложный (1Б, 4715м) – пер. Архар (2А, 4791м) – лед. Бардоба – пос. Бардоба.
Запасные варианты:
с. Софи-Курган – р. Терек – р. Сарыкучук Сев. – в. 4468 (2Б, 4468м, рад, п.п.) – пер. Сарыкучук (1Б*, 4120м, п.п.) – р. Сарыкучук Юж. – р. Ташой – р. Сугут – р. Терек-Су – р. Коксу – пер. Икизяк (н.к., 3518м) – р. Икизяк – р. Коксу – р. Кызылсу – пос. Нура – р. Нура – 1й лев. приток р. Нура – пик Черный (2Б, 4923м, рад, п.в.) – пер. Нура (3А, 4833м) – р. Кызылсу – пер. Транспортный (1А, 4194м) – р. Карасу – р. Курумды – пер. №56 (2А, 4820, п.п) – пер. 54 (2Б, 4600, п.п.) – лед. Правый Кичкесу – пер. Кичкесу (3А, 5160м) – в. 5505 – в. 5917(3А, 5917м, рад) – лед. Левый Кичкесу – пер. Солнечный Сев. (1Б*, 4880) – лед. Пограничников – пер. №37 (2А, 4765м, п.п.) – лед. Кызылсай – пик Архар (3А, 5298м, рад) – р. Кызылсай – р. Кызыларт – с. Бордоба.
Аварийные выходы из маршрута:
Аварийные выходы с маршрута предполагались вдоль рек и долин, по которым мы шли. В Алае вдоль рек Терек-Су на трассу Ош–Хорог и Коксу на трассу Сары-Таш–Иркештам. В Заалае: вдоль реки Нура и ее притоков, вдоль рек Кызылсу, Курумды, Карасу, Кичкесу на трассу Сары-Таш–Иркештам, а по рекам Курумды Юж, и Бардоба на трассу Ош–Хорог.
Вся группа была застрахована в компании РОСНО, по полису для страховки во время занятий альпинизмом, имела спутниковый телефон Thuraya. Сеансы связи с координатором в Киеве осуществляли в среднем раз в 4 дня. Работоспособность данной страховки и телефона мы могли наблюдать на примере группы москвичей, у которой в результате несчастного случая пострадал участник и которая воспользовалась эвакуацией пострадавшего на вертолете.

2.4. Изменения маршрута и его причины

Относительно первоначальной нитки и графика движения в походе были такие отклонения от расчетного маршрута:
1. Перевал Сарыкучук оказался проще, чем мы ожидали – не более 1А.
2. На участке движения по бассейну р. Коксу мы выиграли один день из трех запланированных.
3. Перевал Белый оказался сложнее расчетного – 3А, но группа получила фактический опыт вершин 3А перед походом, а технически перевал был идентичен восхождению на предыдущую вершину и хорошо просматривался на подъем. Проблем на спуске не предвиделось и не было ввиду характера местности.
4. Отказ от восхождения на пик Белый, из-за испортившейся погоды.
5. Отказ от «утешительного» восхождения на пик Черный из-за непогоды.
6. Пройден перевал Сырт, вместо перевала Транспортный, т.к. завезти заброску туда было проще. На местности оказалось, что связываться с Транспортным не имеет смысла.
7. Прохождение перевала Сюрприз согласно запасного варианта маршрута, т.к. планировавшийся изначально вариант первопрохождения оказался слишком сложным и опасным.
8. Прохождение перевала Кичкесу Северный было сложнее, чем мы рассчитывали, но на этот путь подвигли требования безопасности. На обход потребовалось бы более трех-четырех дней. Все остальные седловины цирка более опасные или трудозатратные. Наш же перевал хорошо читался и имел характер пройденных нами до этого перевалов. Проблем на спуске не предвиделось и не было ввиду характера местности.
9. Отказ от радиального восхождения на пик ТуркВо. По соображениям безопасности, т.к. сложность оказалась выше, чем могла позволить себе группа.
10. Отказ от «утешительного» восхождения на пик Архар. Это было лишним в конце пройденного похода.
В остальном маршрут соответствует тому, что мы планировали. Все траты времени были вызваны отсидками в ожидании погоды, либо необходимостью проводить разведку первопрохождений препятствий. При этом мы четко реализовали свой график движения, с учетом складывавшихся в походе погодных условий.

2.5. Сведения о прохождении маршрута каждым участником
Маршрут пройден всеми участниками полностью.

3. График движения и технический отчет

3.1. График движения

Скачать.
Так же см.: http://spreadsheets.google.com/pub?key=p_A-rPreTXmolTayJooKNWw.

3.2. Высотный профиль похода

Высотный профиль похода

3.3. Техническое описание прохождения маршрута

3.3.1. Завоз забросок на маршрут
День 0. 04/08/2008.

Выезжаем из Оша в 15:00 на КАМАЗе по тракту Ош–Хорог. В сумерках ужинаем в чайхане под перевалом Талдык. На перевал заезжаем уже в темноте. Дорога до с. Сары-Таш в нормальном состоянии, по ней может проехать легковая машина или микроавтобус. За с. Сары-Таш начинается дорога через с. Иркештам в Китай. Эта дорога в очень плохом состоянии. Скорость передвижения в лучшем случае около 50км/ч. Местами проще ехать по накатанным колеям вдоль «шоссе». Несмотря на позднее время, движение очень оживлённое – идут фуры в Китай и обратно. Спустя час езды по этой дороге, водитель съезжает с дороги в поле и начинает ездить кругами по степи, интуитивно ища нужную дорогу. В конце-концов, выезжает на нужную колею, и едет по ней. Дорога местами еле читается, а местами идет по руслу высохшего ручья. Около 2:00 ночи выезжаем на перевал Сырт, который находится на гребне отрога между долинами рек Кызылсу Вост. и Курумды (фото 3.3.1.1). Склоны перевала травянистые. С западной части подъем достаточно пологий, можно заехать полноприводной машиной с хорошим водителем. На восток к реке Кызылсу спускается крутой травянистый склон, открывается панорама на восточную часть Заалайского хребта и его отроги (фото 3.3.1.2). На севере в дымке проглядывается Алайский хребет.
Высота ночевки 3700м. Общее состояние группы хорошее. После тяжелой дороги все спят «как убитые».

День 1. 05/08/2008.

Поднимаемся в 5:30, закапываем заброску в перевальном туре, в 6:30 уезжаем. Спускаемся по вчерашней ночной дороге на трассу Сары-Таш–Иркештам. Удивляемся мастерству водителя, который смог нас завезти сюда ночью и таким образом сэкономил нам день пути и много сил при заборе заброски. По дороге вниз встречаем группу москвичей. Они также собираются оставить заброску в этом районе – на перевале Транспортный. Однако им не настолько повезло с водителем как нам – он отказался везти их вверх по долине и теперь они собираются заносить заброску пешком. Их ожидает подъем протяженностью около 10км с почти километровым набором высоты.
Дальше наш путь лежит в село Нура. Дорога по-прежнему очень плохая, средняя скорость передвижения около 40км/ч. И только участок дороги от слияния Коксу и Кызылсу, где стоит погранпост, до с. Иркештам в отличном состоянии. Но это всего 15км из 100 км пути от с. Сары-Таш до с. Нура.
В селе Нура оставляем заброску, после чего заезжаем в с. Иркештам сделать ксерокопии пропусков. Из пос. Иркештам тем же путем, через с. Сары-Таш и перевалы, возвращаемся в селение Софи-Курган. От него едим вверх по дол. р. Терек-Су. Переезжаем на правый берег по мосту в с. Терек, т.к. по левому берегу проезда нет. Едем по правому (орографически) берегу пока позволяет дорога. У последних домов села Терек, в 16:00 и заканчивается наш «автопоход». Дальше нам предстоит идти пешком (фото 3.3.2.1).

3.3.2. с.Терек - р. Сарыкучук

В 18:00 выдвигаемся из села Терек с целью стать на ночь на ближайшей пригодной поляне вне села. Тропа идет в 20–40 метрах над рекой по левому (орографически) берегу. Хорошее место для стоянки находим только на излучине реки приблизительно в переходе от края села (излучину хорошо видно на карте). Пока мы были в селе, рядом с нами все время вертелись местные дети, которые были очень заинтересованы нашим появлением, и провожали нас до последних домов.
Тропа хорошо натоптана, по ней часто ходят местные жители с джайло. На ночевку стали в 19:00.
Высота ночевки 2280м

День 2. 6/08/2008

Выходим в 7:10 с места ночевки. Идем вверх по течению реки Терек-Су на восток. В ущелье еще не пришло солнце, поэтому прохладно и идется легко. Тропа широкая, натоптанная. Много раз переходит с одного берега на другой по мостам. Все мосты бревенчатые, довольно старые. Долина ухоженна – все сенокосы отделены оградами из камней. Ущелье в этом месте V-образное с крутыми бортами, на которых множество выходов скал (фото 3.3.2.2). По мере того, как мы идем, борта ущелья становятся все более крутыми и скалистыми, и дорога уже идет по дну каньона, петляя с одного берега на другой. Каньон заканчивается внезапно, и сквозь узкий проход между скал мы выходим в широкую долину (фото 3.3.2.3). Чуть выше места выхода из каньона стоят летовни местных жителей (фото 3.3.2.4).
В летовнях нас встречают женщина Элиза и ее дети. Они угощают нас айраном, каймаком и лепешками. Элиза очень хорошо говорит по-русски, а это редкость среди сельских киргизов. Как выяснилось в процессе разговора, она учительница русского языка в селе Терек. Элиза рассказала, что выход из ущелья называется Дар-Базар, ворота по-киргизски. А само это место называется Ущ-Чат – т.е. место, где сходятся 3 реки. Действительно, здесь и есть слияние рек Туюк-Су, Терек-Су и Сарыкучук. Долина реки Терек-Су выводит к перевалу Терек-Даван. Это древний перевал, через который проходил один из вариантов Великого Шелкового пути. Наш же путь лежит вверх по реке Сарыкучук на юг.
Элиза также рассказала, что большая честь летовень в этой долине стоит выше, так как здесь уже отошла трава. Заезжают они сюда примерно в середине мая – до этого лежит снег. А жить будут до конца августа – начала сентября. Дальше – на учебу.
Попрощавшись с Элизой и поблагодарив ее за гостеприимство, мы отправляемся дальше.
В наши планы на сегодня не входило подниматься слишком высоко. Наоборот, мы хотели набирать высоту постепенно, да и просто отдохнуть после утомительной дороги. Поэтому мы решаем сделать полудневку. Место для нее нашлось в одном переходе от устья реки Сарыкучук.
Этот переход мы прошли по тропе по левому (орфографически) берегу реки Сарыкучук. Тропа идет высоко на склоне в обход каньончика.
На ночевку становимся на берегу реки в более пологой части долины. За полудневку мы успели отдохнуть, помыться, повеселиться и позагорать. Также провели эксперимент по скоростной установке шатра. Наше время 5:45 минут. Есть куда расти!
Высота 2840м

День 3. 7/08/2008

Выходим, как обычно, пораньше (6:37), чтобы по холодку успеть дойти до озера в верховьях долины. Поднимаемся по тропе верх по течению. Верхняя часть долины широкая, пологая, много травы и пасется скот (фото 3.3.2.5). Здесь целый мини-городок, состоящий из летовень (фото 3.3.2.7).
Везде видно людей. Они заняты своими будничными хлопотами. Бегают дети. Возле верхних летовень нас остановил дедушка. Зазывает на угощение. И снова нас поют айраном, угощают лепешками, приглашают вечером на кумыс (фото 3.3.2.6). По-русски он и его жена говорят плохо, но каким-то почти языком жестов мы все же можем объясняться. Пока мы общаемся с дедом и его женой, вокруг нас собирается уже почти все здешнее сообщество. Фотографируем всех их на память. Они просят нас «починить» им настольные часы (обычные китайские пластмассовые часы). Меняем батарейки. Часы идут. Вся эта процедура вызывает у них большой восторг.
Туристов или альпинистов киргизы раньше не видели в этих краях. Мы пытались узнать, были ли раньше хотя бы геологи или пограничники, но они смогли вспомнить только пограничников.
Идем дальше. До озера от летовень минут 30 ходьбы. Местные дети идут недалеко от нас. Потом показывают нам, где именно расположены озера. Их действительно не одно, а несколько. Все они представляют собой небольшие чашеобразные углубния на лугу с застоявшейся водой. Вода в них поступает, вероятно, в процессе таяния снегов или выпадения дождей, затем частью уходит в землю, частью испаряется, какую-то часть выпивают пасущиеся здесь животные.
На берегу одного из таких озер на слиянии двух частей долины мы и останавливаемся. Здесь долину делит на вде части небольшой отрог вершины 4698,8 (Сарыкучук) (фото 3.3.3.2). Воду из озера брать мы не стали, т.к. она не проточная. За водой мы ходили к реке. Это хоть и дольше, но вода там чистая и вкусная.
Ставим лагерь, обедаем. После обеда делимся на две группы и уходим в радиальные разведвыходы.
Первая группа разведывает путь подъема на вершину 4468,8 с севера (фото 3.3.3.7). Они заходят в цирк, выбирают путь подъема, проходят 2 веревки в начале пути, чтобы оценить длину и качество склона, затем спускаются вниз.
Вторая группа проводит разведку предположительного пути спуска с вершины 4468,8 с запада, северо-запада и варианты перевалов в долину реки Сарыкучук Южный. Для этого они заходят по моренному валу в западный цирк вершины (фото 3.3.3.1, 3.3.3.5). Насколько видно, из цирка, есть вариант спуска с вершины по осыпному кулуару и дальше по боковой морене ледника. Также виден довольно простой и логичный путь подъема на соседнюю вершину. На картах она не обозначена, но хорошо читается на местности. Находится в узле хребтов. Предположительная сложность подъема на нее 1Б–2А.
Видны так же несколько вариантов перевалов. Все они находятся в западном отроге узловой вершины (фото 3.3.3.3, 3.3.3.4, 3.3.3.8).
По результатам разведок решаем завтра подниматься на вершину 4468,8 (Сарыкучук) с севера и спускаться с запада и северо-запада. Маршрут мы выбирали, чтобы потренировать прохождение на подъем протяженного снежно-ледового склона, без рюкзаков и с резервом времени.
Высота ночевки 3600 м.

3.3.3. Радиальное восхождение на вершину Сарыкучук (4468,8м, 2Б)

г. Сарыкучук

4468,8

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Вершина расположена в восточной части Алайского хребта. Она является одной из вершин небольшого самостоятельного горного узла севернее хребта Сугутахтыктыр. Высшая точка всего узла г. 4678 (не пройдена). Вершина находится в хребте, который разделяет реки Терек-Су и Сарыкучук (Сев.) и на данный момент является единственной известной пройденной вершиной в данном подрайоне. Вершина расположена в гребне отрога между долинами Сарыкучук и Терек-Су.

N39 56.924 E73 39.225

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Названа нами, по названию близлежащей долины.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
Сведений о первопрохождении вершины нет. Местные жители утверждают, что в долине до нас не было ни альпинистов, ни туристов, ни геологов. Но на вершине мы обнаружили сложенные камни Очень напоминающие тур. Т.о. конкретный маршрут подъема стоит считать первопрохождением, но не первовосхождением.

Печатный или рукописный источник сведений:
Информации по ее прохождению до похода у нас не было. Из Google Earth можно было представить, что северный склон – снежно-ледовая стенка достаточной протяженности, с юга осыпь или скалы.

Общее время прохождения: 9 ч 42 мин
Время, затраченное на подъем: 7 ч 55 мин
Время, затраченное на спуск: 1ч 47 мин

Возможные опасности и меры безопасности:
В июне–июле маршрут может быть лавиноопасен. При большом количестве снега организовать надежные точки страховки будет проблематично. Спуск в верхней части камнеопасен.

Рекомендуемое специальное снаряжение на группу:
Ледовое и снежное снаряжение. Веревки 1шт/2-3чел.

На оз. Сарыкучук.

Описание:

День 4. 8/08/2008

Выходим в 6:20. За переход выходим по морене в северный цирк вершины 4468,8. Весь цирк занят мореной (фото 3.3.3.7). В южной части есть остатки ледника, который стекает с вершины по северной стене. Там есть вода. Читается осыпной перевал в северо-восточной части цирка в верховьях реки Терек-Су. Ночевать в цирке возможно, но площадки надо будет ровнять самостоятельно.
Вершина 4468,8 с севера представляет собой снежно-ледовый склон крутизной порядка 45⁰. Прямо под вершиной склон посредине имеет два скальных контрфорса. Склон под ними постоянно «простреливается» камнями. Поэтому, для безопасности, стоит начинать подъем значительно левее – восточнее. Выше контрфорсов идти безопасно в любом месте. Возможно подниматься на северо-восточный гребень вершины и далее по нему выходить на вершину.
Хорошо просматривается ледовая стена, по которой мы будем подниматься (фото 3.3.3.9). Пологая часть ледника располагающегося под стеной открыта. Подходим до границы снега. Дальше небольшой участок не крутого склона, покрытого снегом, проходим связками одновременно.
На ледовом склоне, значительно восточнее вершины, вешаем перила. Навеску перил начинаем выше бергшрунда, за снежным поясом (фото 3.3.3.10).
Первые 4 веревки проходим прямо вверх в сторону гребня. Средняя крутизна 40–45⁰ (фото 3.3.3.13). Склон становится пологим только к концу 4-ой веревки в своеобразной чаше. Оттуда забираем правее, ближе к вершине. Еще 2 веревки – по относительно пологому склону, 35⁰..
Дальше есть два пути движения:
- идти по снежному склону на предвершинный северный гребень и по нему подниматься на вершину
- идти по льду прямо на вершину.
Выбираем второй вариант, так как он проходит по равномерному ледовому склону, с возможностью организовать надежную страховку. Кроме того, склон просматривается весь. Недостаток этого пути заключается в том, что общая длина маршрута больше чем при движении по первому варианту.
От подъема через северный гребень мы отказались, потому что путь на него идет по раскисшему снегу и, возможно, склон лавиноопасен. К тому же мы не видим, какой рельеф на самом гребне.
Поэтому далее навешиваем две пологих веревки перил траверса по снегу под предвершинную башню (фото 3.3.3.15, 3.3.3.16). А далее поднимемся три веревки перил 40-50⁰ на перемычку между вершиной и западной предвершинной (фото 3.3.3.17). На перемычке отдыхаем и идем на вершину по осыпному склону порядка 100 м (фото 3.3.3.21).
В 14:00 мы вышли на вершину (фото 3.3.3.26). На вершине обнаружили старый тур без записок. Скорее всего, здесь были геологи, которые поднялись с юга по осыпи. Вряд ли кто-то шел тем же путем, что и мы, ввиду его технической сложности. В туре оставляем записку, подписываем вершину – Сарыкучук. Вряд ли в этом есть ошибка, т.к. местные жители не знают названия этой вершины. Она им не интересна, хоть и видна с джайло. Мы же стараемся привязываться в названии местных названий. А что может быть логичнее для названия в окружающих топонимах Сарыкучук.
Не смотря на появляющийся то тут, то там туман, с вершины нам удалось увидеть перевал Терек-Даван, вершины этого узла Алайского хребта (фото 3.3.3.20, 3.3.3.23, 3.3.3.24, 3.3.3.25), предполагаемые варианты перевала на р. Южный Сарыкучук (фото 3.3.4.1).
С вершины мы просмотрели путь подъема по северному гребню (фото 3.3.3.22). Он также представляет собой осыпной гребень и должен проходиться относительно легко. Т.о. вполне можно было бы придерживаться восточной части стены, и идти на гребень. А по нему подниматься к вершине. Этот путь потребовало бы 7–8 веревок вместо 11 (в нашем варианте). С другой стороны, в более снежный год путь через сев. отрог может быть лавиноопасен.
С вершины мы спустились обратно на перемычку, и оттуда начали спуск к леднику по осыпному склону (фото 3.3.3.27). Спуск 150–200м. Крутизна до 30⁰.Из-за камнеопасности идем плотной группой. Дальше двигаться по боковой морене неудобно, она становится слишком крутой и камнеопасной. Ледник же в этом месте полог и открыт. Поэтому выходим на ледник и идем по нему. На леднике делаем обед. Когда пологая часть ледника заканчивается, выходим обратно на морену. По морене спускаемся на большие моренные поля, которые остались после отступившего ледника. Идем по ним, придерживаясь правого по ходу края. Выходим в долину и по ней возвращаемся в лагерь на озере. В лагере были около 17:00

3.3.4. Пер. Сарыкучук (4140м, 1А)

пер. Сарыкучук

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал находится в главном гребне небольшого самостоятельного горного узла севернее хребта Сугутахтыктыр. Высшая точка всего узла в. 4678 (непройдена). Перевал находится между вершинами 4319,8 и Сарыкучук

N39 56.940 E73 37.871

р. Сарыкучук Южный и р. Сарыкучук Северный

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Названа нами, по названию долин которые он соединяет.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
Перевал используется местными жителями для коммуникации между долинами.

Печатный или рукописный источник сведений:
Мы предполагали до похода, что в этом районе должен быть перевал, через который ходят местные жители и сложность его вряд ли будет больше чем 1Б. Так оно и оказалось на самом деле.

Общее время прохождения: 5ч 31мин
Время, затраченное на подъем: 2ч 11 мин
Время, затраченное на спуск: 3ч 20мин

Категория сложности: 1А

Возможные опасности и меры безопасности:
Перевал камнеопасен с северной стороны. Двигаться надо плотной группой.

Каски, трекинговые палки.

На оз. Сарыкучук, дол. Сарыкучук Южный

Описание:

День 5. 9/08/2008

Еще во время разведки мы присмотрели несколько вариантов пути прохождения перевала. Перечислим их с востока на запад (фото 3.3.4.1, 3.3.2.7):
1. Самый восточный вариант. Подъем на перевал идет по леднику присыпанному осыпью на склоне узловой вершины. Всего длина подъема визуально оценивается в 150–200м. Может быть камнеопасным. Перевал выводит на небольшое осыпное «плато» на склонах вершины. Путь спуска в долину реки Сарыкучук Южный мы не видели. Но по карте он точно должен быть пологим осыпным (фото 3.3.3.4, 3.3.3.5).
2. Средний вариант. Подъем на перевал идет восточнее заметного жандарма, находящегося западнее половины видимой части хребта. Подъем чисто осыпной. Длина подъема 250–300м В верхней части подъем довольно крутой. Этим путем ходят местные жители. Спуск с перевала идет сразу в долину реки Сарыкучук Южный (фото 3.3.4.2).
3. Западный вариант. Подъем на перевал идет по ледовому кулуару западнее жандарма. Предположительная сложность 2А–2Б. Камнеопасность этого варианта мы не изучали, т.к. он не входил в наши планы, но должен быть опасным. Спуск с перевала также выходит прямо в долину реки Сарыкучук Южный (фото 3.3.348).
С утра собираем лагерь, в котором мы провели 1,5 дня и выходим в направлении перевала ведущего в долину реки Сарыкучук Южный. Обходим моренный вал снизу по долине и входим в лев. ор. карман морены. Доходим до начала подъема на перевал, которым пользуются местные жители. Путь от озера до начала подъема занял у нас 40 мин. Решаем подниматься именно по этому пути. Он выглядит самым простым и логично выводит в доину реки Сарыкучук Южный. Подъем на перевал идет по мелкой осыпи с выходами скал в верхней части (фото 3.3.4.3, 3.3.4.4). Длина перевального взлета порядка 200–300м. Нижние 2/3 подъема подниматься легко, крутизна осыпи не превышает 25⁰. Верхняя часть подъема круче и с выходами скал. Идти не очень приятно. Удобно использовать трекинговые палки или ледорубы. Весь подъем камнеопасен как из-за движения по осыпи, так и из-за полуразрушенных скал жандарама, рядом с которым идет подъем. Движемся плотной группой в касках. При нашем прохождении камней с соседнего жандарма не падало. Возможно, это связано с ранним временем прохождения перевала. Однако не стоит рассчитывать что вероятности камнепадов здесь нет.
Седловина перевала широкая, мелкоосыпная. С одной стороны (запада) обрамлена скалами жандарма а с другой (востока) – небольшим повышением в хребте (фото 3.3.4.8, 3.3.4.10). С перевала открывается хороший вид на узловую вершину и на вершину Сарыкучук, на которой мы вчера были (фото 3.3.4.6). Виден путь нашего спуска. Вдалеке на юго-западе (фото 3.3.4.5) виден массив г.Сугут – высшей точки района (фото 3.3.4.7). В этом районе почему-то наблюдается плотная атмосферная дымка, поэтому сложно фотографировать горы находящиеся в отдалении.
Тура на перевале нет. Мы складываем его прямо посредине седловины, оставляем записку.
Спуск с перевала идет по пологому мелкоосыпному склону (фото 3.3.4.13). Весь спуск в долину занимает у нас 20мин. Длиной он не более 200м. Спустились мы к самому истоку р. Сарыкучук Южный (фото 3.3.4.11). Дальше наш путь будет лежать вниз по долине. Движемся по правому орографическому берегу (фото 3.3.4.15). Верховья долины на вид – необжитые. Много сурков. Они свистят, завидев нас, предупреждая тем самым своих сородичей о нашем приближении. Минут через 15-20 ходьбы, обернувшись назад, видим спуск с перевала находящегося севернее жандарма (фото 3.3.4.16). Это простой пологий осыпной склон, выводящий в долину чуть ниже ее верховий. Дальше река входит в каньон со скально-осыпными бортами (фото 3.3.4.17). Мы же продолжаем идти по террасе правого берега выше каньона. Напротив впадения в реку потока с вершины 4678 переходим на левый орографический берег, перепрыгивая поток по камням. Продолжаем путь вниз по долине. Слева походу видны снежные склоны г. 4476. На левом берегу есть тропа. По ней мы доходим до слияния р. Сарыкучук Южный и р. Ташой (фото 3.3.4.22). В живописном месте на слиянии двух рек мы делаем обед. Напротив за рекой пасутся кони. Звоним домой, рассказываем о наших успехах.

3.3.5. р.Ташой – р.Коксу

Дальнейший наш путь ведет по рекам к р. Коксу.
После обеда продолжаем путь вниз по течению р. Ташой. Тропа идет по левому ор. берегу. Тропа уверенная, натоптанная. То и дело встречаются пасущиеся стада овец, группы лошадей. Проходим мимо летовни на берегу реки (фото. 3.3.5.2). Местные дети угощают нас кумысом и лепешками. Взрослых в летовне нет – все на пастбищах. Отойдя немного от летовни, переходим на правый ор. берег (фото 3.3.5.3) и здесь становимся на ночевку на берегу реки. В 200м от начала подъема на пер. Тепчак (фото 3.3.5.4-5)
Высота 3640м

День 6. 10/08/08

Наш путь идет вдоль рек, которые впадают одна в другую. Поскольку никаких серьезных трудностей не было, были тропы, то скорость перемещения была выше расчетной.
Идем вниз по течению реки Ташой. Река входит в широкий каньон с крутыми травянистыми бортами с выходами скал. На дне каньона змеей извивается лента реки (фото 3.3.5.7). Идем по террасе на 150м выше дна каньона и можем наблюдать всю эту красоту сверху. Недалеко от слияния рек Ташой и Сугут (фото 3.3.5.6) спускаемся вниз в каньон по тропе. Идем по берегу до самого слияния. Прямо на слиянии стоит летовня. Проходим мимо нее и переходим р. Сугут выше слияния (фото 3.3.5.8). Дальше будем двигаться по правому ор. берегу р. Сугут. Особой тропы здесь нет. Основная тропа осталась на противоположном берегу, но мы решили не переходить вброд на тот берег, т.к. через 2 км тропа снова возвращается на наш берег. Проход по берегу без тропы не затруднителен. В одном месте есть небольшой прижим, легко обходящийся утром. Проходим место слияния р. Сугут и р. Терек-Су Южный. Отсюда начинается р. Терек-Су Южный и дальше мы идем по ее берегу. Река Терек-Су Южный берет свое начало под перевалом Терек-Даван. Его мы видели с вершины г.Сарыкучук. По правому берегу р. Терек доходим до летовень на левом ор. берегу. Перейти на левый берег можно по мосту чуть ниже летовень по течению. Мост представляет собой две металлические рельсы, перекинутые через реку. Вода перекатывается через них, но с палками идти вполне комфортно (фото 3.3.5.9). Дальше дорога выводит нас к каньону. Он начинается в 200м ниже моста (фото 3.3.5.11). Каньон узкий, с высокими скальными бортами (до 150м), но не длинный (около 500м) (фото 3.3.5.10). Пройти его по только по одному из берегов невозможно из-за прижимов. Поэтому для прохождения каньона приходится 2 раза переходить реку вброд стенкой (фото 3.3.5.12). Течение довольно сильное. После каньона река недолго (200м) течет по открытой долине, а затем снова уходит в каньон. Второй каньон не проходим. Чтобы попасть в низовье реки нужно перевалить через отрог левого ор. берега и выйти в долину р. Коксу (кирг. чистая/голубая вода) (фото 3.3.6.3). В дол. р. Коксу через отрог ведет дорога. Она пологим серпантином набирает высоту. Для пешеходов же более удобным путем подъема является тропа, которая срезает кольца серпантина (фото 3.3.5.13). По ней поднимаемся на отрог (фото 3.3.5.13). Весь гребень отрога порос ковылем. Он блестит и переливается на солнце, качается под ветром. Кажется, что вся поверхность земли светится и шевелится. Спускаемся в долину. На противоположном берегу реки стоит несколько домов. Они нежилые – окна и двери заколочены. Выше по течению находится стальной мост (фото 3.3.5.17, 3.3.5.18). Вся долина вдоль перекрыта колючей проволокой. Ниже моста ограждение идет по левому ор. берегу, выше моста – по правому (фото 3.3.5.19). За колючей проволокой начинается нейтральная полоса границы с КНР. Трава в долине выжжена солнцем. Валяются обрывки проволоки, какой-то арматуры. Все это создает впечатления, что идешь в зоне отчуждения.
Сама долина р. Коксу достаточно широкая, возможно, в начале лета пригодная для выпаса скота, но сейчас в ней ничего нет. Возможно, из-за близости к Китайской границе и отсутствия хороших дорог, в ней не ведется серьезная хозяйственная деятельность. Но есть хорошая грунтовка вдоль приграничного ограждения, по которой явно часто производится объезд.

3.3.6. Пер. Икизяк (3518м, н\к)

пер. Икизяк

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал находится в отроге г. Икизяк в восточной части Алайского хребта

N39 46.741 E73 47.190

Что соединяет и связывает:
Перевал Икизяк соединяет левый приток р. Коксу (маленький ручей напротив впадения р. Терек в р. Коксу) и долину р. Икизяк (левый приток р. Коксу).

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Назван местными жителями, по названию близлежащей долины.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
Перевал используется местными жителями для коммуникации между долинами.

Печатный или рукописный источник сведений: нет

Общее время прохождения: 6ч 19 мин
Время, затраченное на подъем: 1ч 55 мин
Время, затраченное на спуск: 4ч 24 мин

Категория сложности: н\к

Возможные опасности и меры безопасности: нет

Трекинговые палки.

дол р Коксу, дол. р. Икизяк

Описание:

Самостоятельного значения перевал не имеет. Но через него идет дорога из верховий р. Коксу к слиянию р. Коксу и р. Кызылсу. Другой вариант прохода в низовья р. Коксу по тропе по берегу. Путь через перевал длиннее, но зато достоверно известно, что на перевал есть хорошая дорога. Достоверной информации о состоянии тропы по берегу р. Коксу или даже ее наличии у нас нет. Поэтому мы выбираем путь через перевал.
Перейдя р. Коксу по мосту, идем вниз по течению, до зимовника (фото 3.3.6.1). Из ближайшего дома в зимовнике выходит местный житель и просит показать документы. Показываем пропуск в погранзону. Насколько мы поняли, он не был пограничником, а документы смотрел по собственной инициативе. Не факт, что он вообще умел читать по-русски.
За зимовником сворачиваем влево по ходу на дорогу, ведущую к пер. Икизяк вдоль ручья – левого притока Коксу. Дорога очень уверенная, наезженная, но поднимается она очень сильным серпантином (фото 3.3.6.4). Поэтому идти лучше по тропинкам, которые соединяют витки серпантина. Слева от дороги идет забор с колючей проволокой. Местные жители довольно спокойно относятся к ее наличию: в заборе есть дырки. За забором пасутся животные и даже есть постройки на нейтральной полосе. Подъем на перевал занял почти 2 часа (фото 3.3.6.2). Никакой технической сложности перевал не представляет, однако он довольно затяжной.
На перевале тура нет. Просто дорога переваливает в другую долину. Фотографируемся (фото 3.3.6.5) на перевале и начинаем спуск в долину – нам надо дойти до проточной воды, т.к. на перевале и верховьях воды нет. Найдя ее, становимся на ночевку на лугу возле дороги.

День 7. 11/08/08

От места ночевки той же дорогой спускаемся вниз по долине до погранзаставы. Погранзастава построена в советские времена и с тех пор практически не изменилась. Здания все старые, но бордюрчики свежевыбеленные солдатами. Проверяют пропуска. Служащие все очень приветливые, охотно общаются.
От погранзаставы дорога еще какое-то время идет вниз по долине, а затем забирает вверх на отрог и небольшим крюком выводит в долину Коксу. Нам не хочется набирать лишнюю высоту и удлинять себе путь, поэтому мы спустились по дол. р. Икизяк прямо в дол. р. Коксу (фото 3.3.6.6). По левому берегу р. Коксу идет старая, теперь заброшенная, дорога. Возле впадения р. Икизяк дорога эта идет высоко на склоне (фото 3.3.6.7), а затем постепенно спускается к реке, и мы идем в каньоне. Каньон заканчивается, и мы выходим на дорогу, которую покинули 1,5 часа назад. По дороге выходим к мосту через реку на правый берег (фото 3.3.6.8). Дальше – один переход до местной комендатуры, что располагается на правом берегу р. Коксу, перед выходом из ущелья в Алайскую долину.
Комендатура также построена в советское время, серьезные железобетонные здания, шлагбаум. Такие же приветливые служащие. Проверяют пропуска и документы.

3.3.7. КПП на трассе Сары-Таш–Иркештам – дол. р. Нура

От комендатуры до трассы доходим за 35 минут (фото 3.3.7.1, 3.3.7.2). Дорога выводит нас прямо к КПП на дороге, ведущей через с.Иркештам в Китай. Это въезд в погранзону. До КПП дорога почти разрушена, усыпана камнями и доступна только для грузовиков и транспорта повышенной проходимости. Но прямо за КПП начинается отличная дорога, покрытая хорошим асфальтом. Эту дорогу несколько лет назад построили китайцы. Жаль только что за ее состоянием, похоже, не следят.
Движение на трассе довольно оживленное. Едут в основном фуры, груженные разными товарами. Такой себе Шелковый путь в современном исполнении. От КПП до с.Нура, где мы оставили заброску, по дороге надо идти 5км. Но ходьба на жаре по асфальту не самое спортивное и полезное для здоровья занятие. Поэтому эти 5км мы подъехали автостопом на фурах. Благо их здесь много и проблем не было.
В доме, в котором мы оставляли заброску, взрослых на момент нашего приезда не оказалось. Были только дети, и их было много. Дети отдали нам заброску, и мы вышли на окраину села на берег реки Нура переупаковываться. (На момент написания отчета, в селе Нура в результате землетрясения силой 8 баллов по шкале Рихтера в середине сентября 2008 года уцелело только 4 дома. Погибло 40 детей…)
Река Нура впечатляет своей масштабностью. Пойма реки достигает 400м в ширину (фото 3.3.7.6).
Разделив заброску мы выдвигаемся в сторону п. Белый. Путь наш лежит вверх по течению реки по правому ор. берегу (фото 3.3.7.4). Тропа идет по низу долины. Лагерь ставим в месте впадения в р. Нуру ее правого притока. Вода в притоке такая же красная, как и в самой Нуре. Но в боковых ручейках можно найти чистую воду. В долине много шиповника и облепихи.
Высота 3005м

3.3.8. Пер. Белый (5021,9м, 3А)

пер. Белый

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал находится в северном отроге Восточной части Заалайского хребта, в районе вершины пик Белый. Перевал проходит через узловую вершину 4693.

N39 32.567 E73 52.661

Что соединяет и связывает:
Перевал соединяет два правых притока р. Нура. Перевал, благодаря своему расположению, может использоваться для перехода из Китая в Киргизию.

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Назван нами, по названию вершины, в плече которой находится перевал.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
На момент прохождения мы имели информацию о том, что седловину в этом районе группа Никонорова назвала Нюра. Насколько можно понять, на самом перевале они не были, или зашли с севера на какую-то седловину в хребте, не имеющую спуска на север, коих достаточно. Но их однозначно невозможно назвать "простенькой 2А"(с).

Печатный или рукописный источник сведений:
На момент нашего прохождения мы имели снимки в Google Earth и фотографию с пика Белый на восток. Из чего можно было представить, что спуск на юг не сложный, до 1Б.

Общее время прохождения: 16 ч 25 мин
Время, затраченное на подъем: 12 ч 38 мин
Время, затраченное на спуск: 3 ч 46 мин

Возможные опасности и меры безопасности:
Срывы на ледовых и снежных склонах. На подъеме стоит организовывать попеременную или перильную страховку с надежными станциями. В июне – июле перевал можт быть лавиноопасен.

Ледовое и снежное снаряжение. Веревки из расчета 1шт/2-3чел

Возможные и рекомендуемые места ночлега:
Долина первого правого притока р.Нура, северный цирк перевала, плато, долина второго правого притока р.Нура.

Описание:

День 8. 12/08/08

Общий путь в северо-восточный цирк пика Белый начинается от р. Нура. Необходимо перейти первый от села приток и подниматься по тропе от реки вверх по направлению в северо-западный цирк п. Белый. Он как бы служит ориентиром. Связано это с тем, что по ручью пройти нельзя, он протекает в глубоком каньоне. Переходить левый исток ручья лучше повыше, и потом идти вдоль излучины в северо-восточный цирк.
С утра переходим приток Нуры – точнее перепрыгиваем между двумя камнями, а рюкзаки передаем (фото 3.3.7.5, 3.3.8.1). идем вверх по левому ор. берегу притока. Тропа забирает вверх на склоны долины. По пути пересекаем еще один поток, вытекающий также из-под пика Белый, с северо-западной его стороны. Приток не большой, но идет в глубоком каньоне. Спускаться в него крайне неудобно (фото 3.3.8.3). После притока тропа почти теряется среди покосов расположенных на террасе левого берега. Похоже, что это давно заросшая боковая морена стаявшего уже ледника. По ней идем вверх по долине и выходим к слиянию двух истоков реки (фото 3.3.8.5). Наш – правый по ходу. в 200 метрах от слияния начинается оконечная морена ледника под пиком Белый. Доходим до начала морены. Погода портится. Идет дождь. На краю осыпи становимся сначала на обед. Но улучшений в погоде не видно поэтому остаемся здесь на ночевку.
К нам приходит местный пастух. рассказывает что гору называют еще Белый медведь (Чоку-ак-аую).
Решаем не спешить под дождем в цирк, т.к. если солнышко завтра не выйдет, то на перевал, с ночевкой на нем, придется идти в мокром. Т.о. получилась вынужденная полудневка.
Вообще видно, что баловавшая нас до этого погода, начала портиться и это может затянуться.

День 9. 13/08/08

На рассвете переходим поток, вытекающий из-под ледника, и поднимаемся по морене к началу ледника (фото 3.3.8.6, 3.3.8.7). Ледник имеет две ступени. Поднимаемся сначала на нижнюю ступень. Подъем пологий, ледник открыт. Справа по ходу возвышается п. Белый. Его ледовые склоны сильно разорваны и имеют большую крутизну (фото 3.3.8.10). Подъема соответствующего сложности 2А–2Б здесь нет. Поэтому поднимаемся дальше в верхний цирк. Идем в связках. На леднике много трещин, но всех их легко перепрыгнуть.
В верхнем цирке виден логичный подъем на юго-восточный отрог п. Белый. Он меньше по продолжительности и не так разорван как северо-восточные склоны (фото 3.3.8.11).
По космоснимкам мы знали, что наш перевал представляет собой небольшую узловую вершину, в которой северный отрог Заалайского хребта разделяется на два, один из которого идет к п.Белый, а второй идет к г.Иркештам. На севере от вершины, между разделившимися отрогами расположено плато. Основная сложность перевала – выйти на это плато. Изначально, по космоснимкам, мы думали подняться в западной части плато, но бесснежный год раскрыл там большой ледопад. Хотя видно, что там положе, но явно опасно. Потому мы обратили взгляд на самую восточную часть стены, подпирающей плато. Сам подъем по тактике один в один похож на подъем на вершину Сарыкучук. Снежно-ледовый гребень, на который можно подняться по стене, а потом по гребню на плато. А можно по стене траверсировать под плато и там подниматься. Размер склона также сопоставим с нашим радиальным восхождением. Только сейчас мы можем провесить веревки с вечера, идти до веревок быстрее, и спускаться с плато нам не нужно. Нам нужна высокая ночевка для акклиматизации. Потому решаемся идти на плато с северной стены восточного гребня.
Наши предположения требуют проверки и разведки. Не смотря на то, что по расчетному времени мы можем успеть подняться засветло наверх, мы решаем не спешить. Понаблюдать за стеной, разведать подход и провесить веревки. А завтра с рассветом выйти, и иметь на 4 часа больше времени на прохождение чем с сегодня.
В цирке ставим лагерь (фото 3.3.8.16). И часть группы уходит на разведку и провешивание веревок для завтрашнего подъема (фото 3.3.8.12). Повесить решили две веревки (фото 3.3.8.14) – еще две нам понадобятся для подхода под склон по закрытому леднику.

День 10. 14/08/08

В связках по леднику подходим к началу подъема в восточной части цирка. Подниматься начинаем по неявному уступу в центре снежно-ледового склона. Крутизна подъема на начальном участке не превышает 25–30⁰. Пересекаем несколько разломов по мостам и подходим к началу провешенных вчера перил. Дальше идет обычная уже, командная работа. Пока один вешает веревку, вся группа поднимается по двум и передает веревку вперед. «Гусеница» работает. Пройдя более крутую нижнюю часть, мы встаем перед выбором. Или идти прямо вверх по снежному склону, или траверсом вправо под верхний взлет по льду. Снежный склон не выглядит надежным, поэтому мы идем траверсом.
Но склон перед выходом на гребень оказался пересечен широкой трещиной. Перейти ее удалось по мосту справа по ходу от жандарма. Для этого пришлось сделать 60м траверс.
За исключением средней части весь склон ледовый. Страховка надежная на ледобурах. В центре склона рельеф чуть положе и здесь собирается больше снега. На снежном участке мы организовывали страховку на пикетах, снежных якорях и лавинных лопатах.
Фото 3.3.8.13 , 3.3.8.17, 3.3.8.18, 3.3.8.19, 3.3.8.20, 3.3.8.21

R8 – лед/снег 10м – 60⁰, 40м – 50⁰
R9 – лед, траверс с пересечением трещины по снежному мосту 60м 60⁰
R10 – лед, 20м – 60⁰, 20м – 30⁰ – выход на гребень

Выходим наверх склона, в небольшую мульду (фото 3.3.8.24, 3.3.8.25). Сразу за мульдой начинается ледовое плато (фото 3.3.8.26), где мы ставим лагерь (фото 3.3.8.30). Получается, что лагерь стоит на границе между Киргизией и Китаем.
Чтобы попасть на южные склоны пика Белый, нужно от плато подняться еще вверх на вершину 5021,9. Подъем по снежно-ледовому склону. Сама же вершина представляет собой купол с остатками снега и осыпью на гребне. С северной стороны макушка срезана большим разломом (фото 3.3.8.23). Собственно это и есть перевал Белый. Решаем оставить такое название, т.к. это основной топоним в данной местности.
С вечера 4 чел подходят и просматривают подъем на отрог. Разлом с севера проходится по мосту в левой части (фото 3.3.8.27). Дальше на отрог ведет ледово-осыпной склон крутизной 30–35⁰.
В месте выхода на отрог логичного и безопасного пути спуска на юг нет. Лучший вариант спуска – пройти по отрогу в направлении пика Белый до выхода в цирк и затем спускаться по леднику.
Из цирка мы так же просмотрели вариант восхождения или траверса пика Белый (фото 3.3.8.28). Траверс выглядит логичным. Подъем на него снежно-осыпной., спуск осыпной. В верхней части гребень предположительно снежный с карнизами в северо-восточную сторону (мы их видели когда подходили к перевалу). Ориентировочная сложность траверса 2А–2Б. Возвращаясь назад в лагерь по пути подъема, оставляем 2 веревки на подъеме на вершину. Они не обязательны, но оставить веревки не составляет труда – решаем, что это будет полезно.

День 11. 15/08/08

Выходим со стоянки на перевал (вершину 5021,9) в тумане. К счастью, путь наверх уже известен. По нему и поднимаемся на перевал (фото 3.3.8.31). Здесь делаем тур и оставляем перевальную записку. Видимость по-прежнему плохая, поэтому фотографируемся на фоне едва просматривающихся в тумане очертаний пика Белый (фото 3.3.8.32).
Проходим 200м по гребню в сторону пика Белый и спускаемся в южный цирк. Спуск производим от одной из многочисленных мульд. Склон снежно-ледовый, 150метров, крутизной до 20⁰. В южном цирке перевала – обширный ледник, который плавно стекает с отрогов пика Белый на юго-запад, закрыт, есть трещины.
Туман все так же висит вокруг нас. Траверс решаем не делать: мало удовольствия ходить в тумане по неизвестному маршруту. К тому же видно, что погода портится.
На спуске вниз ледник разветвляется на две части. (фото 3.3.8.29 – сделано при разведке перевала, при прохождении видимости не было) Мы выбираем путь по той, которая справа по ходу, так как спуск там положе. Ледник в цирке и на верхней части спуска закрыт. Идем в связках. Ледник заканчивается очень быстро. Дальше спускаемся уже по осыпи (фото 3.3.8.33). Ледник в левой части сильно стаял. На месте его осталось только осыпное поле с лужами воды (фото 3.3.8.34). Вся вода красного цвета из-за примесей красной глины. Погода испортилась окончательно – идет мокрый снег, который по мере спуска превращается в дождь.
По осыпи выходим к старому моренному валу, который перекрывает всю долину. Река пробила себе проход в правой части вала (по ходу нашего движения), но он довольно узкий. Вероятно, здесь когда-то было озеро, и поэтому все дно долины перед валом представляет собой плоскую площадку из красной глины. Идти по ней нельзя, т.к. ноги увязают в глине. Грязь обходим по краю долины (фото 3.3.8.35, 3.3.8.36, 3.3.8.37).
За валом склоны долины травянистые, есть намеки на тропу (фото 3.3.8.39). Пройдя еще 30 минут вниз по течению, на берегу останавливаемся на обед. Начинает идти дождь, поэтому ставим тент от шатра и готовим в нем. После продолжительного обеда, убедившись, что дождь не собирается прекращаться, решаем продолжить путь по долине вниз. Надеемся дойти до реки Нура, но путь оказался не так прост. Долину во многих местах пересекают следы селевых потоков (фото 3.3.8.40). Большие из них – глубиной в три человеческих роста. Встречаются как старые выносы, так и совсем свежие следы. По возможности стараемся обходить селевые русла. А если обходного пути нет, пересекаем их бегом группами по 3–4 человека, выставляя наблюдающих. Так мы доходим до прижима левого берега.
Дальше нужно переходить на правый (орографически) берег. Первый участник перепрыгивает через поток по камням со страховкой и без рюкзака. Остальные преодолевают поток в узком месте между двумя валунами (фото 3.3.8.41-42). Поток в этом месте относительно неширок и струя воды здесь очень мощная. Поэтому перепрыгиваем со страховкой на перилах. Рюкзаки переправляем по перилам отдельно от участников.
Дело близится к вечеру, дождь переходит в ливень. Если двигаться дальше, то возрастает вероятность не найти безопасную площадку. Потому решаем искать хорошее для ночевки место и ждать погоды. Недалеко от места переправы находим ровную площадку под защитой старой боковой морены, в стороне от селевых выносов. Там и ставим лагерь (фото 3.3.8.45). Чистую воду находим в одном из старых селевых желобов на правом берегу.

День 12. 16/08/08

Всю ночь и утро шел дождь, поэтому мы решили отложить выход и просушить вещи. Пока сушатся вещи, проводим разведку дальнейшего пути. По правому берегу можно идти недалеко, через 20–30 минут упираешься в прижимы – надо переходить обратно на левый (орографически) берег. Перейти можно вброд.
По тропе доходим до прижима правого берега. Вброд стенками по 3–4 человека переходим на левый берег (фото 3.3.8.46, 3.3.8.47, 3.3.8.48). На левом берегу находим слабозаметную тропу, по ней спускаемся до места слияния реки Нура и двух первых ее притоков – правого и левого.
Тропа идет по травянистой террасе высоко над водой. По пути пересекаем еще несколько селевых желобов (фото 3.3.8.49). Спуск у нас занимает 2 перехода. Возле слияния спускаемся с террасы вниз к самой воде. Чтобы попасть на тропу к нашему следующему перевалу – перевалу Нура, нужно перейти вброд реку Нура, вытекающую из-под ледника Курум-Тор-Таг.
Поток здесь широкий, глубокий и очень мощный. Наиболее подходящее место для брода находится в 200-х метрах выше слияния притоков. Сразу за бродом есть хорошие места для стоянки. Предпринимаем попытку перейти вброд реку Нура вечером (фото 3.3.8.52). Стенке из 3 человек удается пройти только треть реки. Затем сила потока заметно возрастает, становится велика вероятность потерять устойчивость. Поэтому решаем повторить попытку на рассвете, когда уровень воды будет ниже. Ночевать становимся на берегу рядом с местом брода.

3.3.9. Пер. Нура (4750, 3А)

пер. Нура

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал находится в северном отроге Заалайского хребта между вершинами 4890 и 4892.

N39 31.641 E73 41.342

Что соединяет и связывает:
Перевал соединяет левый исток р. Нура и дол. р. Кызылсу.

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Назван группой Анатолия Джулия в 2005 году.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
На момент нашего прохождения, перевал прошли три группы. В 2005 году группой москвичей под руководством Анатолия Джулия в походе 6к.с. В 2007 году группой томских туристов под руководством Михаила Ворожищева в походе 6к.с. И за две недели до нас группа москвичей под руководством Олега Одина в походе 5к.с. Все щли с севера на юг. Наше прохождение с юга на север - первое.

Печатный или рукописный источник сведений:
1. Ворожищев М.Г. «Горный поход 6к.с. по Северному Памиру 2007г»
2. «Залай-2005», рук. А. Джулий.

Общее время прохождения: 15 ч 28 мин
Время, затраченное на подъем: 8 ч 03 мин
Время, затраченное на спуск: 7 ч 15 мин

Возможные опасности и меры безопасности:
В июне – июле перевал может быть лавиноопасен.

Возможные и рекомендуемые места ночлега:
дол левого истока р. Нура, вост. цирк перевала (на срединной морене), сев. цирк пер. Нура, дол. Кызылсу
Описание:

День 13. 17/08/08

В 7 утра переходим реку. Идем стенками по 3 и 4 чел. При оптимальном выборе пути глубина воды – до середины бедра (фото 3.3.8.53, 3.3.9.1).
Брод оказался не самым серьезным препятствием в этот день. Для одного из участников намного более серьезной проблемой стал дикий чеснок, съеденный им накануне. Этот чеснок вызвал проблемы с ЖКТ. Поэтому мы устраиваем вынужденную полудневку, а участника передаем в надежные руки медика для лечения и реабилитации.
Реабилитация затянулась до самого обеда, дальше выходим только в 14:20.
Чтобы попасть к перевалу Нура, нужно подняться в верховья левого (орографически) истока реки Нура. Подниматься туда мы решили по самому берегу. Но это оказалось не так-то просто.
Несмотря на то, что мы нашли намеки тропы при входе в ущелье (фото 3.3.9.4), буквально через 300-400м мы упираемся в первый прижим. Часть группы переходит реку и отправляется на разведку. Оказалось, река течет в достаточно сложном каньоне. Вероятно, проход по дну каньона возможен, но это явно не оптимальный путь в верховья долины (фото 3.3.9.5-7). Выйти на гребень отрога также не представляется возможным, так как он состоит из разрушенных скал.
Поэтому возвращаемся назад на слияние рек и ставим там лагерь. За оставшееся до захода солнца время находим-таки тропу, ведущую в верховья левого притока. Чтобы попасть на нее, нужно идти вверх по долине центрального истока реки Нура по левому (орографически) берегу. Не доходя 300м до ледника (фото 3.3.9.2), тропа поднимается вверх на отрог и уводит дальше между скал в сторону ледника Курум-Тор-Таг (фото 3.3.9.3, 3.3.9.9). Итого, на поиски нормального пути ушло половина дня (и снова под дождем).

День 14. 18/08/08

Погода наладилась – утро ясное и солнечное. По найденной вчера тропе поднимаемся на отрог, разделяющий центральный и левый истоки реки Нура. В просветах между скал видно левый приток, текущий в каньоне (фото 3.3.9.8). Тропа выводит нас по гребню отрога почти до левого истока ледника, делает крюк и возвращается по левому карману морены в левый приток реки. Крюк получается большой, но он явно выигрышный по времени в сравнении с проходом по каньону.
При входе в долину левого притока необходимо перейти сам приток вброд или по камням. Путь от места ночевки до брода занял у нас 2 перехода. Выше брода долина пологая, травянистая. Правый борт крутой осыпной, левый – травянистые луга. Сама же речка течет в осыпном неглубоком каньоне. Путь вдоль реки слишком трудоемкий. Поэтому легче идти по левому (орографически) берегу, который представляет собой наклонную террасу.
Тропа быстро теряется и мы идем вверх по долине без тропы. За 2,5 перехода доходим до края морены. Здесь на траве устраиваем обед. Погода нестабильная. Периодически начинает идти снег или дождь. Справа по ходу виднеются осыпные южные склоны пика Черный (фото 3.3.9.14). По всей долине то тут, то там лежат рога архаров. Вероятно, в этой долине часто бывают охотники.
Отобедав, поднимаемся на морену. Место подъема идет вдоль ручья – истока реки. Далее идти по средней морене до начала отрога вершины 4892. Фактически эта морена разделяет ледник на две части. Северная часть стекает со склонов пика Черный. Южная начинается от перевала Ворота Нуры. Выйдя под отрог, переходим на южный ледник и идем вдоль его левобережной морены. Останавливаемся у окончания морены в 20-30 минутах ходьбы от начала взлета на перевал Нура (фото 3.3.9.13).

День 15. 19/08/08

Связываемся и выходим на ледник. Ледник пологий, закрытый, есть трещины. По леднику идем в направлении выраженного понижения между основным хребтом слева по ходу и отрогом справа(фото 3.3.9.16). Это перевал Ворота Нуры. Не доходя 200 м до подъема на перевал Ворота Нуры, сворачиваем вправо по ходу на отрог (фото 3.3.9.15). Здесь начинается подъем на перевал Нура.
Перевальный взлет представляет собой осыпной склон, 300м. Крутизна склона в верхней части достигает 35 градусов.
С нашей (южной) стороны нижняя точка хребта читается хорошо. Видимо, на ней были в прошлом году томичи. Но они шли в обратную сторону, и делали траверс хребта по снежным склонам, чтобы обойти большой разлом вверху склона. Нам же, на спуск, этот разлом пройти проще. Учитывая погоду, которая была у нас последние дни, делать траверс перегруженных снегом склонов будет крайне лавиноопасно. Потому мы специально забираем правее по ходу и выше, чем томичи.
Поднимаемся по скально-осыпному склону, основательно присыпанному снегом (фото 3.3.9.17). Круто, страховаться практически не за что, потому не спешим и идем максимально аккуратно плотной группой. Выходим на снежную шапку гребня, четко над узкой частью разлома (фото 3.3.9.20-21). Путь от ледника занял 1,5 часа.
Оцениваем ситуацию. Нижняя точка явно проще, чем та, на которую зашли мы. Но томичи с южной стороны вешали еще и веревку, а нам веревка не понадобилась. Зато на спуск, читается, что можно вполне безопасно пройти прямо вниз.
На этом гребне существует как минимум 3 перевальных тура так как каждая прошедшая его группа (Джулий-2005, Ворожищев-2007, Один-2008) искала свой оптимальный путь подъема и спуска. Потому оставляем записку в скалах, не делая четвертый тур.
В месте выхода на гребень располагается большая мульда, образованная снежным надувом с севера и осыпным склоном с юга. Спуск с перевала начинаем западнее от мульды.
Фото 3.3.9.30

R0-R1 - 25м 30-35гр лед. верхняя станция на скальном выступе. Нижняя станция на бурах. Сдерг - самовыверт ом (фото 3.3.9.24).
R1-R2 - 50м 40гр лед. В нижней части веревка пересекает большой бергшрунд. Здесь крутизна до 70гр. станция – буры (фото 3.3.9.25).
R2- R3 - 50м 30гр. сн. траверс. станция на лопатах якорях и пикетах. Сдерг на ледорубном кресте. Делаем траверс по пологому нижнему краю разлома в наиболее безопасное место
R3-R4 - 50м 35-40гр лед. станция ледобуры. Сдерг - самовывертом
R4-R5 - 50м 35-40гр лед. станция ледобуры. Сдерг - самовывертом
R5-R6 - 50м 35-40гр лед. станция ледобуры. Сдерг - самовывертом
R6-R7 - 50м 30-35гр лед. станция ледобуры. Сдерг - самовывертом
R7-R8 - 50м 30гр лед. станция якоря лопаты пикеты. Сдерг на ледорубном кресте (фото 3.3.9.27)

Везде стараемся дорываться до льда, иногда приходится копать по метру снега. Но нам нужны надежные точки. Тратим на это больше времени, но безопасность превыше всего. Кроме того, пройдя небольшим траверсом, выбрали часть склона, на котором снег вчера сошел и идем, в основном, по льду. Благодаря северной экспозиции и раннему выходу почти все время находимся в тени. И только когда мы были на последних станциях, на более освещенных восточных склонах цирка начали сходить лавинки. Так что наш путь близок к оптимальному.
Во время спуска мы наблюдали, как маленькая точка-вертолет, намного ниже нас, перелетает перевал Транспортный, на пару минут садится на левой боковой морене ледника Кызылсу и улетает. Очень неприятное чувство, ведь вертолет сюда может прилететь только в одном случае – страховом. Нехитрыми математическими вычислениями, приходим к мысли ,что это группа турклуба «Вестра» под руководством Олега Одина "влетела" на перевале 4-х ледопадов (фото 3.3.9.18). Жаль людей. Но нас это мобилизирует.

После спуска на ледник связываемся и идем по леднику до морены (фото 3.3.9.28). Ледник пологий, но есть трещины. Лагерь ставим на концевой морене возле озер.

3.3.10. Перевал Сырт (3700м, н.к.)

пер. Сырт

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал находится в северном отроге Заалайского хребта севернее пер. Транспортный.

N39 35.057 E73 37.870

Что соединяет и связывает:
Перевал соединяет дол. р. Кызылсу и дол. р. Карасу.

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Назван в походе под руководством Никонорова Алексея в 2005 году.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
Перевал используется местными жителями для комуникации между долинами.

«Заалайский хребет. Восточная часть. Обзор района.» Анатолий Джулий:

Общее время прохождения: 5 ч 25 мин
Время, затраченное на подъем: 3 ч:00мин
Время, затраченное на спуск: 2ч 25 мин

Категория сложности: н/к

нет.

Треккинговые палки

Возможные и рекомендуемые места ночлега:
дол р. Кызылсу, , дол. р. Карасу. Возможно ночевать на самом перевале, но воду надо брать собой или спускаться за ней к роднику на 150м вниз.

Описание:

День 16. 20/08/08

Встаем позже обычного и в 7:30 выходим из лагеря. Теперь наш путь лежит к заброске, находящейся на перевале Сырт. Чтобы попасть к заброске, нам нужно спуститься в долину реки Кызылсу, пересечь ее и подняться на противоположный борт долины.
Спуск в долину идет по осыпям концевой морены ледника. Вниз идется быстро и за 1 час мы спускаемся в огромный правый карман ледника Кызылсу (фото 3.3.10.1). Фактически, это уже отдельная долина, которая отделена от ледника новым мореным валом. В долинке можно наблюдать интересное явление: то тут, то там разбросаны каменные глыбы высотой в 2-3 человеческих роста. Это похоже на сад камней (фото 3.3.10.2). Глыбы эти состоят из какой-то очень хрупкой породы. Если ударить по камню ногой, то отколешь большой его кусок.
Пересекать долину решаем ниже ледника. Для этого нужно пройти еще один переход вниз по покровной морене Кызылсу, ближе к правому борту. Основное же тело выглядит не удобным для прохождения – разрывы и холмы. Дойдя до языка ледника, находим место для переправы через реку Кызылсу напротив перевала Транспортный.
Место для брода выбираем в 150 метрах ниже ледника. Поток достаточно мощный. Первый перепрыгивает на левый (орографически) берег со страховкой. Остальные без рюкзаков с самостраховкой на перилах (фото 3.3.10.3-6). Рюкзаки передаем по веревке, которую держим на руках. За время, пока мы переправлялись на левый берег воды в реке заметно прибыло. Если планировать пересекать долину во второй половине дня, стоит выбирать путь по леднику, т.к. брод может оказаться проблематичным.
Левый берег долины представляет поросшую травой террасу, по которой идет хорошая тропа. Поднимаемся на террасу по крутому осыпному склону. Дальше по тропе спускаемся еще один переход вниз по долине (фото 3.3.10.7). Здесь терраса значительно расширяется и видно понижение хребта, которым и является наш перевал.
Подъем на перевал Сырт идет по травянистому склону без тропы. На подъеме находим небольшой источник и набираем там воду на обед. Сверху воды нет. Подъем наверх занимает у нас еще один переход.
Четко выраженной седловины у перевала нет, это длинный хребет, который тянется вдоль Кызылсу до села Нура (фото 3.3.10.8). Зато есть заметный тур на гребне отрога. Из тура мы забираем нашу заброску. А в замен нее водружаем на тур рога архара, принесенные сюда одним из участников из долины реки Нура.
На перевале разбираем заброску и делаем перекус. В заброске кроме продуктов, бензина и запасных носков, оказалась почта :). Приятно получить привет из дома :) Мы здесь уже пол месяца. Людей мы последний раз видели 10 дней назад.
С перевала Сырт идем на запад к истоку реки Курумды. Тропы нет, идем по травянистым холмам – чукрам. Общее направление в сторону перевала №1, который читается издалека. По пути пересекаем реку Карасу. В верховьях она совсем небольшая, переходится по камням. После этого поднимаемся на водораздел Карасу и Кызылсу. Реку Курумды (фото 3.3.10.9) в верхнем течении также можно перейти по камням. На ночевку становимся на левом (орографически) берегу реки Курумды в 5 минутах ходьбы от характерного озера (фото 3.3.10.10) на леднике Курумды. На озеро решили не идти, чтобы в портящуюся погоду не ставить лагерь на ветру.

3.3.11. Пер. Сюрприз (4658м, 2А)

пер. Сюрприз

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал находится в северном отроге Заалайского хребта севернее в. 5339.

N39 31.628 E73 29.623

Что соединяет и связывает:
Перевал соединяет два истока р. Курумды.

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Назван Группой москвичей под руководством Олега Одина прошедший перевал за 1ч до нас.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
Группа под. Руководством О. Одина первопрошла перевал за 1 ч до нас.

Печатный или рукописный источник сведений:
На момент написания отчета печатных источников нет. Возможно позже появится отчет Олега Одина с описанием их прохождения перевала.

Общее время прохождения: 7ч 10 мин
Время, затраченное на подъем: 5ч 20 мин
Время, затраченное на спуск: 1ч 50 мин

Категория сложности: 2А (по версии первопроходцев 2Б)

Возможные опасности и меры безопасности:
С вост. Стороны ледник с трещинами. Нужно двигаться с одновременной страховкой. С зап. Стороны – камнеопасный кулуар. Двигаться плотной группой

Рекомендуемое специальное снаряжение на группу:
Веревки из расчета 1 шт на 2-3 чел, системы, кошки, ледорубы, каски.

Возможные и рекомендуемые места ночлега:
дол р. Курумды, вост. и зап. цирки перевала.

Описание:

День 17. 21/08/08

Утро встретило нас морозом, пасмурным небом и снегом. С утра шел снег. От лагеря на реке идем вверх по морене к озеру на леднике Курумды (фото 3.3.10.10). Вода в озере красная. Ледник стекающий прямо в озеро откалывается большими глыбами и по озеру плавают ледяные айсберги. Бегло фотографируем и уходим дальше по морене к языку ледника (фото 3.3.11.2-3).
Верховья ледника Курумды имеют сложную географию (фото 3.3.10.9). Потому опишем только ту часть, которая нас интересует с точки зрения пути. Ледник стекает с северных склонов отрога Заалайского хребта за перевалом 4х ледопадов. Отрог превращается в хребет, который тянется в широтном направлении. К озеру с запада стекает его западная ветвь, в верховьях которой нет еще пройденных перевалов. Туда и лежит наш путь. Для этого нужно спуститься с валов, на котором озеро, а потом подняться по моренному валу вдоль ручья на западную ветвь ледника (фото 3.3.11.1).
Подниматься на уровень ледника логичнее всего по левому ор. ранклюфту. От стоянки до выхода на ледник мы дошли за 2 перехода. Пока есть возможность, идем по боковой морене. А затем сворачиваем на ледник и идем по срединной морене ледника (фото 3.3.11.4). Ледник открыт. Есть трещины.
Вглядываясь в свежий снег на лежащий на морене замечаем то тут, то там свежие следы ботинок. По морене по склону крутизной до 20гр поднимаемся в верхний цирк. На перегибе при выходе в цирк много широких трещин. Выбираем проход между ними по мостам. Наш предполагаемый перевал находится за небольшим ледопадиков в мини цирке вершин 5339 и узловой вершиной, расположенной северо-западнее (фото 3.3.11.6). Внимательно его осматриваем и пытаемся рассмотреть сам перевальный взлет. Сложность подъема на перевал не менее 3А. И при этом ледопад, ведущий в цирк, не выглядит безопасным (фото 3.3.11.8). Потому обращаем свой взор к запасному варианту - пер. №56 из схемы Ляпина, в самом западном углу цирка (фото 3.3.11.6). Этот склон явно проще, и не сложнее по технике 1Б с нашей стороны. С обратной он должен быть просто осыпным, судя по фотографиям издали, картам, космоснимкам. При внимательном рассмотрении подъема на перевал, мы видим 5 точек, которые двигаются в направлении перевала. Догадываемся, что это оставшаяся часть группы Одина, которые двигаются к пику Ленина после потри времени в Восточном Заалае. Разрыв между нами 2 часа, что для Памира - секунды. Одеваем системы, кошки и связываемся. Идем в связках через ледник в направлении перевала (фото 3.3.11.9-10). Подъем на перевал начинаем в средней части склона т.к. склон там положе. А затем идем по правому по ходу краю обходя трещины (фото 3.3.11.11-12). Путь от начала подъема до перевала проходим за 1ч 20мин. На перевале есть небольшая мульда в южной части гребня (фото 3.3.11.14). Там удобно спрятаться от ветра. При необходимости можно поставить палатку. Тур москвичи сложили в верхней точке осыпного гребня. В туре находим записку где написано что первопроходцами перевал назван Сюрприз и они оценивают его сложность как 2Б. На наш взгляд перевал вряд ли соответствует сложности больше чем 2А.
Спуск с перевала идет по камнеопасному осыпному кулуару (фото 3.3.11.13). Начинать спуск можно как справа от тура по гребню так и слева. Варианты практически равнозначны и представляют собой мелкоосыпные кулуары. Идем плотной группой (фото 3.3.11.15). Через 150м спуска кулуары сходятся в один узкий кулуар со скальными бортами. Место крайне камнеопастное. В кулуаре до спуска москвичей был снег. А на момент нашего прохождения остались мокрые камни и слякоть. Идти не очень удобно. На выходе из кулуара есть участок мокрых разрушенных скал протяженностью 15м и крутизной до 35 град. Сделать надежную точку страховки не на чем. Для повышения надежности один из участников крепит веревку через поясницу (фото 3.3.11.17). Остальные спускаются держась за веревку (фото 3.3.11.16). По кулуару выходим на осыпи и там ставим лагерь. Группа Одина, все время нашего спуска ждала нас внизу на морене. К сожалению он дождались только первого спустившегося, спросили откуда мы, рассказали про свое ЧП, удивились что мы знаем кто они и откуда. Они до похода не интересовались тем какие группы будут в этом районе. А ведь им это могло очень понадобиться, если б вертолет не смог прилететь. Рассказали, что перевал они назвали Сюрприз, т.к. ожидали увидеть лед с западной стороны перевала, а увидели осыпь (насколько понял участник они ожидали выйти на ледовые склоны в.5339). Категорию 2Б дали т.к. считают, что на подъеме был ледопад. Так и не дождавшись пока спустится руководитель они ушли. А жаль. Такие встречи в горах бывают не часто. Может еще увидимся :)
По кулуару мы спустились в цирк ледника - западного притока р. Курумды (фото 3.3.12.4). Ледник открытый, стекает четко на север. Пройденных седловин, кроме Сюрприза нет. Стали на ночь на безопасном удалении от склона на правой боковой морене, возле озера.

3.3.12. Перевал Кичкесу Северный (4850, 3А)

пер. Кичкесу Сев

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал находится в северном отроге Заалайского хребта западнее в. 5339.

N39 31.279 E73 29.517

Что соединяет и связывает:
Перевал соединяет западный истока р. Курумды и лед. Кичкесу .

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Назван нами по названию ледника с юж. стороны первала.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
Группа под. руководством А. Келина.

Этот отчет

Общее время прохождения: 1ч 20 мин
Время, затраченное на подъем: 9 ч
Время, затраченное на спуск: 1ч 20 мин

Возможные опасности и меры безопасности:
Срывы на ледовых и снежных склонах. На подъеме стоит организовывать попеременную или перильную страховку с надежными станциями. В июне – июле перевал м.б. лавиноопасен. С юж. Стороны закрытый ледник. Необходимо использовать одновременную страховку

Рекомендуемое специальное снаряжение на группу:
Ледовое и снежное снаряжение. Веревки из расчета 1 шт на 2-3 чел, системы, кошки, ледорубы, каски.

Возможные и рекомендуемые места ночлега:
сев. и юж. цирки перевала.

Описание:

Оставшийся день прошел за наблюдениями возможных предстоящих перевалов и выборе оптимального пути. На тот момент, мы имеем следующие составляющие: перед нами две предполагаемые при подготовки седловины (фото 3.3.12.1). Правая по ходу, выводящая на ледник Правый Кичкесу чуть ниже захода на пер. Кичкесу, который нам предстоит пройти - №54 (фото 3.3.12.2). Левая по ходу - выводит туда куда нужно – почти к подъему на пер. Кичкесу, №55 (фото 3.3.12.3). Но вот в жизни обе седловины выглядят нехорошо. Подъем на пер. №54 представляет собой крутой снежно-ледовый склон протяженностью более чем 500м. На спуске с перевала явно есть крутые участки. Кроме того, что б подойти к нашему следующему перевалу Кичкесу надо будет пройти большой участок по порванному леднику. Т.е. перевал очень трудоемкий. Подъем на пер. №55 гораздо короче (порядка 400м). Он выводит в верховья лед. Правый Кичкесу почти к подъему на пер. кичкесу (а это как раз то, что нам нужно). Спуск с перевала простой. Но есть одно но: если под ледовым склоном, лежат присыпанные лавиной камни, которые слетели со скального склона над путем подъема, то значит туда ходить не стоит. Подъем на перевал объективно опасен. Вариант обхода обоих перевалов по долинам выглядит заманчивым, если бы не 3 дня которые нужно будет на это потратить. Кроме того в этом варианте так же нужно будет подниматься по разорванному леднику Правый Кичкесу.
Потому решаемся на четвертый вариант - обойти перевал №55 по длинному снежно-ледовому склону, левее седловины через плечо вершины 5339 (фото 3.3.12.4). Это несколько удлиняет путь, т.к. высота на 150 м. выше высоты пер №55. Но зато вся нижняя часть значительно положе других вариантов. Подъем безопасен, т.к. почти по всему протяжению склон ледовый, а не снежный и нет камнеопасных участков. Последние 3-4 веревки подъема имеют крутизну заметно больше основной части. Техника прохождения подобна технике используемой нами при прохождении предыдущих перевалов, т.е. она отработана и проблем возникнуть недолжно.

День 18. 22/08/08

Итак, мы идем перевал №55 в варианте через плечо вершины 5339
Встаем рано утром. Связываемся и подходим к началу подъема. Ледник открыт. От нашего места ночевки до начала подъема около 200м. В связках начинаем подъем. До первого бергшрунда идем одновременно. Крутизна склона до 30гр. Через берг переходим с попеременной страховкой через ледоруб. Выше бергшрунда в 20 м делаем станцию R0 на ледобурах. Дальше пойдем по перилам.

R0-R1 - 50м 35град
R9-R10 - 50м 60 гр снег +лед
R10-R11 - 60м 70 гр лед

Фото подъема на перевал 3.3.12.5-13

Седловина перевала не широкая. Мы вышли на край скального гребня, где он переходит в снежный. Тур сложили там же, на скалах. Название дали так же по местным топонимам - Кичкесу Северный (фото 3.3.12.16).
С перевала открывается вид на Заалайский хребет с п. ТуркВО, 5917 в южном направлении (фото 3.3.12.14). Хорошо виден подъем на наш следующий перевал - Кичккесу. На Ю-В от перевала уходит гребень на вершину 5339 (фото 3.3.12.17) и видна обратная сторона нашего основного предполагаемого перевала, который не пошли, наверное правильно не пошли, т.к. склон не прост, а это самое просто что было в том перевале. А на западе возвышается пирамидальная вершина 4982,5 (фото 3.3.12.15). Под нами седловина перевала №55. Фактически она и является краем ледника, обрывающимся на север. На юг просматривается закрытый ледник с явным перепадом высоты до основного русла лед. Правый Кичкесу.
Спуск в верхний цирк ледника идет по осыпному склону (фото 3.3.12.18). Ледник закрыт. Есть трещины. Спускаемся из верхнего цирка в среднюю часть ледника, дальше идем вдоль правого борта ледника по молодой морене. Лагерь ставим перед самым началом спуска на лед. Правый Кичкесу (фото 3.3.12.19).

3.3.13. Перевал Кичкесу (5150м, 2Б)

пер. Кичкесу

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал находится в северном отроге Заалайского хребта севернее в. 5505.

N39 28.467 E73 26.763

Что соединяет и связывает:
Перевал соединяет западный истока р. Курумды и лед. Кичкесу .

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Предположительно название перевалу дали при прохождении группа А.Никонова в 2005 году. Хотя еще в 2001 году на нем А.Новик проходил и видел группу немцев, которые шли на пик 5917.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
В 2001 году на перевале были группа немецкой экспедиции, и на спуск на западную сторону прошла группа А.Новика в походе 6к.с. Судя по всему, первыми с востока была группа А.Никонорова в 2005 году. Наше прохождение с востока было второе. Насквозь перевал еще не проходил и есть подозрение что в таком варианте оно будет до сложностью до 3А.

2. А.Новик Горный поход 6к.с. по Северо-Восточному Памиру 2000г:
http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Novik2000/pamir1.shtml http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Novik2000/pamir2.shtml http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Novik2000/pamir3.shtml

Общее время прохождения: 9ч 21мин
Время, затраченное на подъем: 9ч 21мин

Возможные и рекомендуемые места ночлега:
вост. цирки перевала, седловина перевала.

Описание:

День 19. 23/08/08

По правой покровной морене ледника спускаемся вниз по пологой части ледника. В месте, где наклон склона увеличивается и на леднике обрывается ледопадом, уходим с ледника на старую правую боковую морену (фото 3.3.13.2). По ней и спускаемся к ранклюфту основной ветви лед. Кичкесу. От места ночевки до ледника 40 мин ходу.
Ледник Правый Кичкесу стекает со склонов Заалайского хребта несколькими ледопадными ступенями. В месте нашего выхода к леднику, он довольно пологий, но все равно сильно разорванный. Подниматься вверх по леднику возможно, но путь довольно трудоемкий. Оптимальный путь к подъему на пер. Киччкесу идет до левой ор. морене ледника (фото 3.3.13.1).
Что б попасть на нее, мы пересекаем ледник. Проход между трещинами находится довольно легко. Еще полтора перехода у нас занял подъем по осыпи в цирк перевала. На осыпном склоне в цирке ровняем площадки под палатки и становимся на полудневку (фото 3.3.13.5), т.к. последние 5 дней были довольно напряженными, а впереди нам предстоит траверс почти под 6000м. Нужно хорошо отдохнуть и выходить на перевал Кичкесу пораньше.
После обеда часть группы идет на разведку пути подъема на перевал. Самый короткий подъем в правой по ходу части ледовой стенки, стекающей с отрога вершины 5408. Как выяснилось после наблюдений за склоном это еще и самая не камнеопасная часть цирка.
Подъем к стенке идет сначала по осыпному склону, а затем по бараньим лбам (фото 3.3.13.6). Бараньи лбы состоят из распространенной тут рассыпающейся породы. Она имеет очень большое трение, поэтому по ней очень удобно ходить. Видимо именно из-за этой породы разведчики поднимаются ко льду быстро и без проблем (хотя снизу подъем выглядел сложным). Это путь вполне подходит для прохождения с рюкзаками завтра.
По льду провешивают одну веревку на склоне до 45гр. И еще 2 на снежном участке с крутизной 30гр. Последние 100м вполне пригодны для хождения с одновременной страховкой. Но т.к. все равно мы уже тут, провесить их не составляет труда.
Ночью со склонов п. ТуркВО и в 5917 все время сходили ледовые обвалы. Сутра можно было наблюдать ледовые конусы остающиеся после обвалов у подножья. Но наш лагерь стоял очень далеко от зоны их досягания в безопасном месте.

День 20. 24/08/08

Выходим в 7 утра. Подходим по осыпи под бараньи и поднимаемся по ним до станции R0 (фото 3.3.13.6) и оставленных нами веревок. Первые 3 веревки проходим по навешенным нами перилам. Дальше вешаем веревки.

R0-R1 - 50м 45гр, лед, станция на бурах (фото 3.3.13.9)
R1-R2 - 10м 35гр лед, 40м 25-30гр снег, станция на пикетах. Трещины
R2-R3 - 50м 25-30 сн-лед, станция на пикетах (фото 3.3.13.8)
R3-R4 - 50м 30-35гр, снег
R4-R5 - 50м 35гр, снег, станция на ледобурах
R5-R6 - 50м 35-40гр, снег, станция на ледобурах
R6-R7 - 50м 40гр, снег станцтя на ледобурах
R7-R8 - 50м 35-40гр, снег, с переходом через верхний бергшунд. станция на пикетах, колторые в последствии пристраховали 20метровым концом к ледобурам выше по склону.

При подъеме на перевал хорошо виден весь цирк лед. Кичкесу (фото 3.3.13.10). Хорошо просматривается спуск с перевала 4х ледопадов восточной части цирка ледника Правый Кичкесу. А так же видим профиль всего предстоящего на завтра траверса в.5505 и в.5917 (фото 3.3.13.12).
Станция R8 располагается в верхней части склона под скальным жандармом. От нее уходим в связках траверсом в лево по ходу в верхний цирк перевала (фото 3.3.13.13). Крутизна склона не превышает 15-20гр. Ледник закрыт, очень много снега. В центральной части цирка много трещин (фото 3.3.13.14). Обходим их по правому по ходу краю под склонами в.5408. Так по большой дуге выходим на перевал (фото 3.3.13.11). Перевал, это хорошо заметная седловина хребта в центре цирка. От верхней станции до перевала доходим за 3 коротких перехода по 20 и 30мин.
Седловина перевала - широкий снежный гребень. Тура нет. Для палаток счищаем снег и строим стенки (фото 3.3.13.15). Неожиданно для себя находим воду в западной части седловины. Вся западная части хребта осыпная и бесснежная. Высота перевала 5150м. уже чувствуется. У некоторых пропадает аппетит. На радость остальной части, у которой аппетит не пропал)). Ночью все спят хорошо и сутра выходим без особых задержек.
Из цирка перевала, а также с самого перевала хорошо виден подъем на в. 5917 и гребень ведущий на в. 5505. Дальше по гребню виден южный склон ТуркВО (фото 3.3.13.11).

3.3.14. Траверс в. 5505 - в. 5917 (пер.3А, 5917м)

Траверс в. 5505 - в. 5917

Перевал находится в Заалайском хребте между в. 5475 и в. ТуркВО

г.5505 – N39 27.820 E73 27.063
г.5917 – N39 27.871 E73 27.867

Что соединяет и связывает:
Перевал соединяет лед. Правый Кичкесу и лед. Курумды.

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Перевал под название 5917 через одноименную вершину впервые был проден группой туристов под руководством А.Новика в походе 6к.с. в 2001 году. Поскольку за 15 минут до их группы на вершину 5917 с запада поднялась немецкая группа альпинистов, давать названия вершине (перевалу) не стали, оставив обозначение с топографической карты 5917.
Точно так же поступили с узловой вершиной 5505. Хотя спустя 4 года группа Никонорова назвала ее «сколько то лет ТССР», но группа томичей под руководством Ворожищева вернула в тур записку обозначением 5505.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
Траверс с востока на запад впервые пройден группой А.Новика в 2001 году в походе 6к.с. В то же вроемя, на вершину 5917, радиально, с перевала Кичкесу, через вершину 5505, поднялась немецкая группа. В 2007 году, так же траверсом с востока на запад, прошла траверс группа томских туристов под руководством Михаила Ворожищева.

1. «Заалайский хребет. Восточная часть. Обзор района.» Анатолий Джулий:
2. Перечень перевалов с историей их прохождения и с привязкой к карте «ПЕРЕВАЛЫ СЕВЕРНОГО ПАМИРА» А. Лебедев:
3. А.Новик Горный поход 6к.с. по Северо-Восточному Памиру 2000г:
4. Ворожищев М.Г. Горный поход 6к.с. по Северному Памиру 2007г:

Общее время прохождения: 6ч 42мин

Возможные опасности и меры безопасности:
На спуске с в. 5917 к пер. №52 закрытый ледник с большим количеством трещин. Необходимо использовать одновременную страховку. На гребне пер. Кичкесу- п.5505 – так же надо использовать одновременную страховку

Возможные и рекомендуемые места ночлега:
Пер. Кичкесу, перемычка между в. 5505 и в. 5917, пер. 52, лед. перевала 52.

Описание:

День 21. 25/08/08

Утро встречает нас прекрасным рассветом. Выходим в связках по гребню в направлении в. 5505 (фото 3.3.14.1).
Вначале гребень снежный широкий и полого набирает высоту. Через 250-300м.гребень сужается, на гребне есть 2 скально осыпных жандарма. Жандармы также состоят из разрушающейся породы. По ней удобно идти в кошках - зубья мягко выходят в камень и держатся. На спуске со второго жандарма встречается 10м склона крутизной 40 гр. Одна из связок крепит здесь свою веревку, остальные проходят по ней.
Дальше по гребню крутизна склона увеличивается. В левой по ходу части гребню карнизы. Идем траверсом с правой стороны от гребня. Крутизна склона на подъем не превышает 30 гр. Западный склон порядка 40-45 градусов, восточный - до 60град. Но перспектива полета составляет не меньше 500метров. Поэтому для профилактики делаем подстраховку ввиде двух веревок перил на наиболее крутом участке траверса.
Подъем на саму вершину по снегу глубиной 30см. Учитывая высоту идти по колено в снегу тяжело. Для эксперимента 2 связки из 4-х одевают снегоступы на этом участке. Особой разницы в скорости передвижения мы не заметили. Но усилий при этом в снегоступах тратится меньше.
Последние 20 метров подъема подъема ледовые. Перед ним снимаем снегоступы. Открывается любопытная особенность: как только один из участников снял снегоступы, он провалился в трещину. В кошках выходим до вершины. На вершине есть тур (фото 3.3.14.4). Из него достаем записку томичей 2007 года, которые сняли записку Никонорова 2005 года, до того здесь были Новик в 2001 году и тогда же немцы. Мы на самом посещаемом месте нашего похода. На вершине сильный ветер, который будет сопровождать нас весь траверс.
С вершины 5505 по гребню выходим на перемычку между 5917 и 5505. Гребень имеет карнизы с сев. стороны и довольно узкий на протяжении 60 метров.
Западный склон в 5917 осыпной и во основном открыт от снега. Поэтому, дойдя до крайнего снежника, развязываемся. Идем вдоль границы снега и осыпи. Никакой технической сложности подъем не представляет, но сильно выматывает однообразность и высота. На подъеме сильный ветер. И только в верхней части снова начинаются снежные поля, где мы связываемся.
Тур поставлен не на высшей точке вершины, а на скально-осыпном островке в 200м восточнее (фото 3.3.14.5). В туре записка также томичей.
От тура поднимаемся на вершину в связках по снежному склону. Спуск с восточной стороны по глубокому снегу и есть много трещин. Мы часто проваливаемся по пояс и не понятно это просто пухляк-снег или уже трещина (фото 3.3.14.7). Последние 200 метров спуска к пер. №54 склон имеет крутизну 35гр и пересечен бергшрундом. Спускаемся в связках с самостраховкой ледорубом на 3 такта.
Седловина перевала ледовая почти ровная площадка продуваемая как в аэродинамической трубе. Тура нет, и негде его там сделать. При желании можно ночевать, но желательно в пещере.
На седловине делаем привал и осматриваем путь подъема на п. ТуркВО. Подъем достаточно продолжительный и очевидно, что радиальное восхождение на него займет целый день. К сожалению мы потратили все запасные дни из-за непогоды в районе перевала Белый и на Нуре. И выглядит подъем достаточно серьезным как для первой 5ки. Потому мы решаем не тратить наш резервный день ,а сохронить до конца похода, авось пригодиться в тяжелую минуту. Ведь мы не знаем каким будет спуск в юж сторону и сколько на него понадобится времени. Оценив все это принимаем решение отказаться от восхождения на пик ТуркВО. Ночевать при таком раскладе на перевале уже не имеет смысла. Поэтому мы начинаем спуск в юж цирк перевала №52. Через эту седловину уже проходила группа Новика практически траверсом и группа Томичей под руководством Ворожищева, но сам перевал не пройден ни в одну из сторон. Потому нам предоставляется хорошая возможность украсить первопрохождением наш "захоженный" траверс в.5917, ведь на ней до нас было аж 3 группы.
Спуск идет по снежно-ледовому склону крутизной 15-20гр. В связках доходим до бергшрунда. Через бергшрунд спускаемся по перилам. более 30м. Станция на ледобурах. веревку сдергиваем самовыкрутом. Стараемся выбрать место где верхний край трещины нависает над нижним, т.к ширина бергшунда более 15м. Внизу трещины относительно полого - 20град (фото 3.3.14.8). Ледник закрыт. Спускаемся по нему в связках вдоль правого борта. Есть трещины. Лагерь ставим за поворотом ледника на ровном участке, когда ледник переходит в открытое состояние.

3.3.15. Спуск с перевала Анастасия (5743, 2Б с южной стороны)

Заалайский

пер. Анастасия (юж. сторона)

с южной стороны

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал Анастасия находится в восточной части Заалайского хребта между вершинами 5917 и ТуркВО.

Что соединяет и связывает:
Перевал соединяет лед. Правый Кичкесу и дол. Курумды.

Назван нами.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
На седловине перевала первыми побывала группа туристов под руководством А.Новика в 2001 году при прохождении перевала Маркансу и траверса 5917-5505 в походе 6к.с. Также в составе траверса в.ТуркВО-5917-5505 седловину посещали группа туристов под руководством М.Ворожищева в 2007году в походе 6к.с. Мы первые кто прошел перевал полностью на южную сторону.

3. А.Новик Горный поход 6к.с. по Северо-Восточному Памиру 2000г:
4. Ворожищев М.Г. Горный поход 6к.с. по Северному Памиру 2007г:

Общее время прохождения: 8 ч
Время, затраченное на спуск: 8ч

Возможные опасности и меры безопасности:
В верхней части в июне – июле м.б. лавиноопасен. На спуске есть ледопад. При прохождении есть опасность ледовых обвалов и камнепадов (при движении в ранклюфте). Стоит выбирать путь подальше от зон повышенной опасности (неустойчивых сераков, камнеопасных склонов и т.д.) На леднике и ледопаде применять одновременную, на крутых участках – перильную страховку.

Верхний цирк, боковая морена

Описание:

День 22. 26/08/08

Т.к. предыдущих два дня были насыщенными решаем отдохнуть, и выходим позже обычного – в 9:00. Идем по леднику в связках. Ледник пересечен большим количеством трещин, которые мы перепрыгиваем. Метров через 500 крутизна склона резко увеличивается и начинается ледопад (фото 3.3.15.1). Перепад довольно значительный между верхней и нижней ступенью - порядка 200м. Идти по ледопаду или внутри него в этом месте не то что опасно, а в принципе не представляется возможным. Есть возможность попробовать прорваться правым ранклюфтом, но он явно камнеопасен. Находим за сераками ледовую стенку, по которой можно спуститься в левый ранклюфт, в месте впадения в ледник левого притока. Переходим в обход разрывов к этой стенке. Ледовая стенка имеет длину около 120м и крутизну 50гр. Для спуска вешаем 3 веревки 20, 50 и 50м (фото 3.3.15.5).
R0-R1 - 35гр. станции на ледобурах. Последний спускается с нижней страховкой (фото 3.3.15.2)
R1-R2 - 50гр станции на ледобурах. Сдерг самовыкрутом (фото 3.3.15.4)
R2-R3 - 50гр станции на ледобурах. Сдерг самовыкрутом.
Спуск от станции R3 в ранклюфт идет по ледовому склону покрытому мелкой осыпью. Осыпи соскальзывает с ледовой подложки поэтому идти по ней неудобно. Для облегчения спуска вешаем веревку и спускаемся в ранклюфт, придерживаясь за нее (фото 3.3.15.7). К леднику стараемся не приближаться, так как над ранклюфтом нависают сераки. С другой стороны камнеопасный склон, с которого все время летит мелочь. Через 100метров ниже конца спуска со стенки по ранклюфту - небольшой скальный прижим (40м). С выходом льда 4м. Ледовую часть проходим по перилам. Остальное проходим очень быстро по одному выставив наблюдающих. Еще через 100метров склоны ранклюфта опять представляют собой лед покрытый осыпью. И снова мы вешаем веревку для облегчения передвижения. И наконец еще через 100метров ракнлюфт выводит нас на слияние двух языков ледника и заканчивается. Здесь делаем привал и перекус.
Дальше будем идти в ледопаде (фото 3.3.15.6). Ниже слияния ледопад уже не имеет серьезной крутизны, но он густо усеян подтаявшими сераками (фото 3.3.15.8), вынесенным сюда из крутой верхней части. Также есть множество трещин. Поэтому мы петляем по ледопаду выбирая оптимальный путь между сераками, промоинами и трещинами (фото 3.3.15.9). Выходим в пологую часть ледопада - место слияния языков с в. ТуркВО (фото 3.3.15.12) и в. 5505 (фото 3.3.15.11). Ледник почти ровный и сераки на нем уже сильно потаявшие, трещины сменились промоинами во льду (фото 3.3.15.10). Место очень удачное, что б пересечь ледник и выйти на правую боковую морену. Что мы и сделали.
На морене передохнули и пошли вниз по долине. Ледник, с которого мы вышли ниже по долине, опять становится сильно разорванным (фото 3.15.16). Идти по нему можно, но поискать путь придется. Наш путь по морене выглядит намного проще (фото 3.3.15.13).
За час ходьбы доходим до потока вытекающего из ледника в. 5052 (фото 3.3.15.14). Воды почти по колено. Вода вся красная. Переходить решили сутра. Лагерь ставим на берегу. После заката солнца уровень воды в реке стремительно уменьшился до уровня "по щиколотку" и вода стала чистая.
Празднуем день рождения Насти и думаем над названием перевала, который мы прошли на юг полностью.

3.3.16. Перевал Дозорный (4750, 1А)

пер. Дозорный

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал находится в южном отроге Заалайского хребта.

N39 24.632 E73 26.781

Что соединяет и связывает:
Перевал соединяет правый приток ледника Курумды (лед. с перевала Анастасия) и дол. р. Хатынканыш.

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Сведений о названии перевала нет. Скорее всего рядомстоящая вершина имеет название Дозорный, т.к. она явяется отличной обзорной точкой на леднику Курумды, который в верховьях имеет простые перевалы в Китай.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
Сведений не имели. Но судя по всему, там бывают местные жители или пограничники.

Печатный или рукописный источник сведений:
1. Перечень перевалов с историей их прохождения и с привязкой к карте «ПЕРЕВАЛЫ СЕВЕРНОГО ПАМИРА» А. Лебедев:

Общее время прохождения: 3ч
Время, затраченное на подъем: 2ч 10 мин
Время, затраченное на спуск: 50 мин

Категория сложности: н\к

Возможные опасности и меры безопасности:
Восточный склон камнеопасен. Необходимо двигаться в касках плотной группой.

Трекинговые палки

Возможные и рекомендуемые места ночлега:
Морена правого притока лед. Курумды, седловина перевала, зап. цирк перевала, дол. р. Хатынканыш.

Описание:

День 23. 27/08/08

Встаем рано. Уровень воды в реке остался таким же низким как после захода солнца. Без труда переходим вчера еще бурную реку по камням. Идем вниз по долине по правой боковой морене (фото 3.16.1). За 2 перехода доходим до начала подъема на пер. Дозорный.
Впереди на юге виднеется Сарыкольский хребет (фото 3.3.16.2). Ледника Курумды ниже по долине не видно. Он стаял и осталась только большая морена. Назад, на север, видно ледник и вершины 5505 и 5917, а так же вершину Маркансу.
Подъем на пер. Дозорный представляет собой узкий, уходящий круто вверх, скальный кулуар с ручьем (фото 3.3.16.3). Крутизна до 25град Т.к. время раннее и солнце еще не попало в кулуар, то ручей текущий в нем весь замерзший. Идти надо аккуратно, что б не поскользнутся на льду. Идем плотной группой (фото 3.3.16.4).
Кулуар выводит нас в небольшую висячую долину, в которой собственно и находится седловина перевала (фото 3.3.16.5). Долина почти безжизненная, покрытая красным глино-песком а посередине течет ручей (фото 3.3.16.7). Не очень понятно чем питается этот ручей на такой высоте, но он начинается почти из под самого перевала. слева по ходу видны осыпные склоны в.5002 (вероятно она и называется п. Дозорный).
Седловина перевала широкая осыпная обрамленная с двух сторон полуразрушеными выходами скал (фото 3.3.16.8). Тура нет. Мы его складываем сами.
Спуск с перевала идет по долине ручья без тропы (фото 3.3.16.10). Долинка довольно узкая. В ней так же почти нет растительности (фото 3.3.16.9). Все дно долины покрыто или осыпями или красной глиной. Долина спускается круто вниз, и по ней мы выходим к слиянию с р. Хатынканыш.

3.3.17. Перевал Пограничников 4925 (4925м, 2А)

пер. Пограничников-4925

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал находится в Заалайскогом хребте между вершинами 4925 и 5190.

N39 26.136 E73 22.490

Что соединяет и связывает:
Перевал соединяет дол. р. Хатынканыш и лед. Пограничник.

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Перевал Пограничников-4925 отмечен на генштабовской километровой карте. Но каким-то образом в ляпинской карте появился еще один перевал Пограничников в том же цирке ледника Пограничников. Поскольку название на генштабовской карте появилось раньше, то мы решили его оставить и в описании, добавив прописанную в карте высоту.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
Информации же о прохождении данного перевал на момент прохождения у нас не было.

Печатный или рукописный источник сведений:
При подготовке пользовались данными карты и фотографии издали северного склона.

Общее время прохождения: 6ч 05 мин
Время, затраченное на подъем: 3ч 05 мин
Время, затраченное на спуск: 3ч

Категория сложности: 2А

Возможные опасности и меры безопасности:
В июне – июле перевал может быть лавиноопасен.

юж. цирк перевала (на срединной морене), моренное озеро ледника Пограничник

Описание:

От слияния идем вверх по дол. р. Хатынканыш по самому ее берег. В 200м выше слияния начинается небольшой каньон с бортами из разрушенных скал высотой до 30-40м (фото 3.3.17.2). Так как все еще утро и воды немного есть возможность идти по низу каньона. После обеда уровень воды в реке намного больше. Поэтому при движении по ней в вечернее время стоит выбирать путь по террасе выше каньона. Каньон длится всего 250м. Сама долина широкая, поросшая травой. Видны следы пребывания здесь человека (подковы, обломки чашек и т.д.). Вероятно, здесь выпасают скот. Но людей мы так и не встретили, чему нисколько не огорчились. )
На обед становимся в верховье долины перед подъемом на морену. Недалеко от места обеда в левом ор. борте долины виден широкий кулуар - это спуск с перевала 4681 ведущего с ледника в. 5052 в эту долину (фото 3.3.17.1). Этот перевал является альтернативой перевала Дозорный, причем путь через него вероятно короче. Чтоб попасть к перевалу нужно было от места ночевки идти вверх по притоку. Отказались мы от прохождения из-за желания посмотреть ледник Курумды.
Обед мы устроили варимый, и это заняло у нас больше часа. За время обеда уровень воды в реке увеличился настолько значительно что перейти по камням на другой берег стало невозможно. Хотя до обеда такая задача не вызывала никаких затруднений.
На морену поднимаемся вдоль потока (фото 3.3.17.3). Чуть выше на террасе морены поток разливается на множество рукавов. Здесь мы и переходим на его правый ор. Берег. Поднимаемся дальше на моренный вал самого правого ледника в этом ущелье, который стекает от нашего перевала Пограничников-4925. Идем по моренному валу в сторону перевала Справа по ходу виден большой осыпной цирк. – это район в. 5190 (фото 3.3.17.5). На карте там обозначен ледник, но на самом деле он почти стаял. Слева от нас ледник, ведущий к пер. Паграничников и ледовые склоны в. 5010. Сам ледник пологий, открытый, но есть небольшие трещины (фото 3.3.17.4). Мы же поднимаемся вдоль ледника по боковой морене, пока не оказываемся в нижнем цирке. Здесь у самого подъема есть молодая покровная морена. На ней и ставим лагерь. Погода портится. Начинает идти снег и за пару часов высыпает около 5 см снега.

День 24. 28/08/08

Погода с утра ясная. От вчерашней непогоды остался только снег на леднике. От места ночевки поднимаемся на перевал в связках. Сначала идет 150 м подъем в верхний цирк (крутизна до 15гр) из верхнего цирка поднимаемся на седловину (фото 3.3.17.6).
Седловина находится в самой правой по ходу части цирка – на стыке между ледовым гребнем и осыпными склонами в. 5128,5 (фото 3.3.17.7). Подъем на перевал пологий - не больше 20гр (фото 3.3.17.8).
Седловина перевала широкая ледовая (фото 3.3.17.10-11). Тура мы не нашли. Сложили тур на осыпном склоне в В. части седловины.
Спуск с перевала идет по ледовой стене пересеченной несколькими бергшрундами. Верхние 150м спуска более крутые. По ним мы спускаемся дюльфером (фото 3.3.17.17).

R0-R1 – 50м 50 гр в нижней части несколько разломов. Обе станции на ледобурах. Веревку сдергиваем самовыкрутом (фото 3.3.17.14)
R1-R2 – 50м 50 гр пересекаем еще один бергшрунд. Станция на ледобурах. Сдерг - самовыкрут
R2-R3 – 25м 45гр 25м 35гр сдерг самовыкрутом. Много трещин. В нижней части много снега – станция на пикетах и лопатах (фото 3.3.17.15).

Дальше склон немного выполаживается и становится больше снега. В цирк перевала спускаемся в связках. Склон на спуске 25-30гр.
От цирка вниз ледник пологий и преимущественно открытый (фото 3.3.17.16). Идем в связках до края ледника.
Слева по ходу от нас спуск с перевала Пограничников (вариант карты с Ляпина) (фото 3.3.17.9) и вершины пика Архар (фото 3.3.17.21). Справа по ходу выделяется пирамидальная вершина – п. Пограничник (фото 3.3.17.18).
По морене ледника Пограничник спускаемся до озера, от которого удобно начинать подъем на пер. Архар Ложный. На спуске слева по ходу виден небольшой цирк пер. №37 (фото 3.3.17.20). А справа по ходу цирк пер. Солнечный Южный (фото 3.3.17.19).
Почти дойдя до озера, делаем обед на ручье. Пока готовится супчик начинаем идти снег поэтому ставим тент от шатра и перемещаемся с кухней туда. К моменту окончания трапезы выпало 10-15см снега. Оставленные без присмотра вещи найти можно только на ощупь. Видимость 20м и продолжает идти снег (фото 3.3.17.22).
Решаем к перевалу Архар Ложный сегодня не подниматься, а становится на ночевку на озере. Пока мы проходим к озеру и выбираем место для ночевки снег прекращается (фото 3.3.17.23). Но решения своего мы уже не меняем.

Продолжение...

Здорово!

Блестящий, монументальный прямо, и очень полезный в плане информации отчет об очень интересном походе. Спасибо!

Мих (все отзывы), 24.07.2009
!!!

Леша, вы молодцы!Супер! так держать!

Отлично!

Хорошо составлен отчет. Передает атмосферу. Надеюсь, что именно такая она и было в команде. Так держать!

всем спасибо

за теплые слова. Поход уже стал историей, т.к. был уже новый поход :) А здесь http://www.tkg.org.ua/node/12222 Выложен оригинал отчета с более качественными и прорисованными фотографиями. Если кому нужны для подготовки своих походов в том районе - пользуйтесь на здоровье.