Автор: Владимир Марков, Владивосток.
Фото: из личного архива

Эволюция туристического и альпинистского снаряжения с конца 70-ых годов до нашего времени не от Чарльза Дарвина, а от Владимира Маркова

Авторская страница Владимира Маркова
Часть 1

Так смотрелись туристы летом
в конце 70-ых годов
     Конец 70-ых, начало 80 – ых годов. Я начинаю заниматься туризмом и, практически одновременно, альпинизмом. В это время в СССР полным ходом выпускалось первое альпинистское снаряжение для спортивных баз и лагерей. Профсоюзы стали наполнять этим снаряжением все турбазы СССР. Естественно самое лучшее шло для Контрольно – спасательных служб и отрядов. В горах - для Контрольно спасательных постов.

Самое лучшее – это просто новое и называлось это лучшее «Спасательный Фонд». Тот, кто руководил этим фондом, был самым уважаемым человеком. Крылатая фраза постоянно летала возле этого фонда: «Не надо иметь большой оклад, нужно иметь маленький склад».

Частенько в разных городах можно было увидеть ребят в пуховых куртках с надписью на спине - название того или иного альпинистского лагеря.

Так смотрелись туристы в начале 80-ых
годов в лыжных походах зимой.
  В это время в альплагерях стали появляться рюкзаки из капроновой ткани. Специальные, зауженные. В магазинах купить их было невозможно. Клубы закупали рюкзаки прямо с фабрики. Проблема была в том, что завод мог выделить такого изделия не много, при этом только делегату клуба и после продолжительной переписки. Делегат приезжал за ними лично.

Новички ходили с брезентовыми рюкзаками. Кодовое название изделия – «рюкзак абалаковский». Рюкзаки, в общем-то, ничего. Но когда они намокали, а потом их прихватывало морозом, то наковальня «отдыхает». Сушили это изделие на солнце довольно продолжительное время. Этот рюкзак мне надоел быстро: широкий, неудобный при набивки.

Андрей Трошев рекламирует два
вида рюкзаков в конце 70-ых годов
   Инструкторам в это время выдавали плащи – накидки облегченные. Для рядовых альпинистов такая роскошь была излишним удовольствием. В лагерях участников облачали полностью в брезентовые тонкие костюмы. Довольно теплые, не продуваемые. Это снаряжение не сразу промокало. С уверенностью можно его назвать первым материалом модификации - Gore-Tex®

Альпинистские беседки. Системы (верх, низ) были на уровне допустимого. Приезжая домой, стали отказываться от нашего фирменного страховочного снаряжения: «пояс Абалакова». Который состоял из двух компонентов: брезентового ремня и железной пряжки с зубчиками. Первые шаги с этим ремнем на скалах у меня и сейчас в памяти.

Моя первая беседка в конце 70-ых годов
была сшита из стропы, верх тоже
    «Низ», для скалолазания. Изделие шилось из капроновых строп белого цвета. Стропы мы доставали в порту у докеров. У многих еще была система «Абалакова» из брезентовых ремней. Пряжки для этой обвязки мы делали самодельные из титана. Первые пряжки были стальные. Зубцы на них вечно смотрели в разные стороны. Верхняя обвязка, уже музейная редкость. Мы вставляли в нее из толстого двойного брезента наплечник, защищая этим самым плечо при работе на дюльферной веревке. При быстром спуске веревка все равно обжигала плечо. А летали мы на соревнованиях на время, дай бог как! Обгоняя шум от собственного визга, обжигая плечи. Кодовое название изделия «дюльферка».

Кольцов Александр в
полном комплекте
скалолазного снаряжения в
начале 80-ых годов.
    Не помню, когда у меня появилась первая фирменная беседка ВЦСПС (верх, низ). Скорей всего, когда я стал начальником Контрольно-спасательного отряда в Приморском краевом совете по туризму и экскурсиям. В альпинистских лагерях их давали в прокат на смену для учебы и работы в горах. Проблем не было. Но мы старались привозить свои с разными самодельными приспособлениями для удобства работы с «железом».

Более крутую чешскую беседку я приобрел в Москве в 90 годах, когда в первый раз попал в подвальчик магазина «Альпиндустрия». Теплый подвальчик, мне понравился.

Наконец. в 1998 году я купил себе беседку из Италии фирмы Camp «Шерпа». Приобрел ее в магазине ЭКИП во Владивостоке. Александр Марамчин в это время реализовывал хорошее снаряжение. Он уже в те года разбирался в этом. Сейчас под конец своей карьеры, я, наконец, приобрел писк скалолазания и альпинизма - беседку фирмы Black Diamond. Американцы молодцы! Все предусмотрели для хорошей эксплуатации этого изделия. За что я им благодарен.

Андрей Канашкин и его
чудо рюкзак «Ермак».
После большого похода он
его нес впереди себя в руках.
    В конце 70-ых, начало 80-ых годов время было довольно «свободное». Говорили, что хотели, оглядываясь по сторонам. Старички, чтобы держать нас всегда в бравой форме, зачитывали устав альпинистов 40 – 50 – ых годов. В одном из пунктов, звучала такая формулировка: «От не правильной заточки кошек и ледоруба недалеко и до измены Родины». Мы смеялись, а вечером, когда было свободное время, точили все в ручную напильниками, как велела наша Партия, в лице Инструктора и Начальника учебной части (Нач.уча). Не дай бог Родину подвести! Это так въелось в мою память, что я с удовольствием делаю это и по сегодняшний день. И правильно учили!

Хорошие были времена. Не когда не сомневался и не жалел, что жил в эту эпоху. Время, когда бурно стал развиваться альпинизм как вид спорта. Честно, не беда, что начинал ходить во всем самодельном. Порой, сшитом своими руками. Сейчас хожу в этом Millete - так «противно»:-) Б у р ж у и.

Виктор Можаев и Владимир Марков одеты
«По первому сроку» в конце 70-ых годов
  Отвлеклись. Вернемся к нашему «ледниковому» периоду.

В магазинах стали появляться различные модификации рюкзаков. Регулировка объема этого изделия осуществлялась по бокам при помощи шнуровки. Кодовое название – рюкзак «Яровой» или мы его звали «Яровский».

Когда я занимался туризмом, то в этом рюкзаке меня все устраивало, кроме одного: очень узкие плечевые ремни. Давят при большом весе, очень устают плечи. Больно.

И, наконец, пик нашей промышленности – это выпуск станкового рюкзака «Ермак». Думаю, что изначально его выпустили для походов выходного дня. Кто брал его в большие походы к конце путешествия нес рюкзак не сзади на плечах, а впереди в руках.

Игорь Шаповаленко работает
вторым на стене
с первым лагерным
капроновым рюкзаком.
    Кроме выше перечисленных изделий в магазинах был огромный выбор рюкзаков, кодовое название «Дачник». Но это другая ветвь спортивных масс нашей необъятной Родины.

Сколько рюкзаков было куплено мной? Вы не поверите! А сколько рюкзаков анатомического типа и станкового я переделал сам лично? Ужас, как все вспомню.

Но о самоделках в следующей статье, а сейчас - о купленных.

В перестройку появились фабрики, которые сразу хотели нашить рюкзаков на всю страну, и чтоб эти рюкзаки носили и на работу, и с работы. Что и получилось. В Петербурге появились компании Акмэ, Red Fox, Normal. В Москве орудовал «Bask». Не отставала и Сибирь.

Что Сибирь?

Мой рюкзак «Makalu 85L, Exstreme-Line»
и больше мне ничего не надо
    Открылись цеха по пошиву снаряжения и в городе Большой Камень в Приморском крае. Порадовал нас и город Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае. Валера Сидорин умудрялся шить все. Так, что я, снаряжая своих спасателей, сам попробовал их продукцию, но не долго. Меня беспокоили очень, до зуда, Буржуи.

Попав в магазин «Попутчик» я стоял перед выбором, взять рюкзак фирмы Millet за 8000 рублей или рюкзак фирмы Red Fox за 3000 руб. Долго не думал и выбрал себе модель с берегов Невы: Makalu 85L",Exstreme-Line. Заносил его до дыр.

Тут директор магазина «Попутчик» - Олег Качан - не знает куда ему деть свой рюкзак этой же марки. Он оторвал две стропы в нем и ему лень их пришить. Я, как профи, быстро прикинулся валенком и вполз в его доверие. За доли десятых минуты выклянчил у него этот рюкзак. Пришел домой за две минуты пришил две лямки. В итоги, у меня второй такой рюкзак, совершенно новый. Не понимаю, зачем мне еще покупать рюкзак! Хватит и этого на 5 лет, а там - на пенсию.

Удобный спальный мешок - всегда была тема рабочая. Советское качество 70-ых годов - это ватный, в виде куколки. Деревянные пуговицы, в виде бобышек, которые застегивались в накладные петли. Такое даже не приснится в наше время. Кодовое название изделия - «Куколка».

У некоторых туристов, в это время, я видел пуховые, геологические спальники. Наверное, им они доставались по наследству от родителей. Размеры внушительные. Материал брался с учетом на сто лет. Вес… задайте вопрос попроще. Но, люди умудрялись эти спальники брать в зимние походы. Куда денешься?

Начало 80-ых годов. Наконец выпустили спальники одеяло. То есть в промышленности стали появляться длинные молнии. Они были стальные, поэтому имели хорошую защиту в виде клапана по всему спальнику, чтобы не холодили тело.

Так бы и жили, и ходили, если бы не Германская Демократическая Республика.

В магазинах стали появляться облегченные спальники с чудо материалом - «химический утеплитель». После этих спальников в Приморье пришла большая партия таких же с Индии. Спальник был легкий, сделанный в виде одеяла. Замок мог сразу застегнуть два спальника, и тогда в нем помещалось три человека. Это изделие подхватили туристы и до сих пор пользуются. Довольно теплый, и как это не странно, «дышал» лучше, чем наш ватиновый. Несешь всего два спальника, а спишь втроем.

Любители женских групп, ну просто пищат от этого варианта.

В 90-ых годах все как сума сошли. Появилось столько видов этого изделия, что мне казалось, что все люди берут спальники и спят в них целыми днями. Я не шучу. У каждого туриста было дома, как минимум по два - три спальника, с учетом на семью. Был один спальник экспедиционный. А в клубе еще лежало два - три спальника групповых. Иностранцы этот термин никогда не понимали – «групповой спальник». И не поймут! Не дано это им.

Сейчас мы стали крутые. В лексиконе новый термин «экстремальный» режим работы или «комфорт». С самого начала моей деятельности велась борьба между материалами: пух, ватин, синтепон - нетканый материал (утеплитель и наполнитель). Затем, химический пух. Но мне кажется, многие возвращаются к первозданному комфорту спальника - обычный гусиный пух. Утиный использовать не советую. Когда закрываетесь в этом спальник с головой и засыпаете, снится, что утки ходят по вам и всю ночь гадят. Термин «комфорт» в этом случае не как не подходит.

Теперь о моей практике по спальникам. С Виктором Можаевым я шил настоящий пуховый спальник. Материал - каландрированный капрон. Яркий теплый, много раз меня выручал. Но была проблема. Очень быстро впитывал влагу. На него нужен был еще чехол. Затем по работе перепадало два три различных вариантов спальников. Но все это было среднего образца. А вот чтобы высшего - мне не везло. Так как это везение уже переваливало за 34000 рублей. Кусается очень такая цена.

И что вы думаете?

Работаем мы с Олегом Качаном в магазине «Попутчик», ни кого не трогаем. В один из дней приходит к нам мужчина, по наметанному взгляду - моряк. В руках большой полиэтиленовый мешок.

Вопрос задал сразу: «Возьмете на реализацию?»

Олег в ответ: «Что?».

Моряк достает два спальника. Мы их развернули. Изделие с Новой Зеландии. Спальник с мембраной ткани, наполнитель натуральный пух. Размер стандартный. Все вроде ничего до тех пор, пока мы не услышали цену за сколько нам это отдают. 150 у.е. за каждый. Вот тут-то я по стене и стек.

Мужчина ушел. Вырвать у меня с рук этот спальник уже не могли, всем магазином. Умер, но не отдал бы. Так у меня появился спальник с материала Gore-Dry. Изделие именовалось «Катманду». В рекламном проспекте был опубликован прикол в фотографии. Человека упаковывали в спальник и пускали вниз по течению реки. Вот был ли он мокрый, после этого, я не знаю. И вытащили ли его вообще. Реклама требует жертв.

Спальник работает лет семь. Эксплуатирую его по полной программе. Все вкатывает и красная цена ему за 25000 руб. Моряки взяли эти спальники на распродаже какой то фирмы. Удивительный мир цен на снаряжение.

Коврик для Ванной комнаты, а
сейчас туристический.
    Коврики туристические и Karrimat для альпинизма. Коврики за 30 лет пользования стали мне как родные. Первые образцы я помню до сих пор - просто ужас! Доставали кусочки пенополиуретанового утеплителя. Резали их на кубики. Брали капрон. Сшивали его отсеками и вставляли эти кубики. Некоторые умудрялись засовывать в карманы пенопласт. Он в течение работы ломался, превращаясь в труху.

Короче, если палатка подмокала, спальник впитывал в себя влагу. Все кончалось неуютной ночевкой.

Нам повезло больше. Мы «надыбали» в порту ящики - упаковку от японской технике для строительства. Сама упаковка внутри была обшита утеплителем - толстыми листами пенополиуритана.

Докерам он был не нужен. Просто они не понимали, что это такое. Они брали только фанеру. Нам давали 10 минут на работу. Мы сдирали все до фанеры.

Но я слышал истории, когда народ умудрялся залезать в кабину импортной строительной машины и сдирать внутреннюю обшивку, а затем отдирать пенополиуретановый утеплитель кабины. Были и такие печальные факты.

Государство в это время сделало подарок для женщин. Выпустило на Ижевском заводе коврик для ванной комнаты. Материал вспененный пенополиэтилен. Туристы сразу пронюхали это дело. Участь коврика для ванной комнаты была решена. Продажа так подскочила этого изделия в верх, что завод долго не понимал, сколько же ванных комнат у нас в СССР?

Потом все раскрылось. Коврик быстро получил новое имя – «туристический». Наша промышленность предусмотрела все, кроме одного. На самом деле, на этом коврике спать не очень приятно. Он не пропитан специальным составом и накапливает электростатическое напряжение.

Если по нему ночью провести пальцем – он светиться. Но нашим туристам – «до фени». Лишь бы не пропускал холод.

Коврик Karrimat у меня всегда сзади
на рюкзаке и в чехле
    Но вот в этом и загвоздка. Двухслойные коврики уже в ноябре холодные. Поэтому мы делали так: обрезали два коврика, а затем сшивали их. В ногах и в голове получался одинарный, а на спине двойной. Нас не победишь.

В это время в магазинах начали появляться и зарубежные аналоги, которые с самого начала выпускались для людей, а не для ванной комнаты. Когда мы готовили экспедицию в 1998 году на Мак-Кинли, я, наконец, получил свой Ridgerest karrimat - лист из двухслойного вспененного полиуретана. И стоит он в городе Анкоредже (США) всего 20 долларов. Ребристый, что позволяет измороси с палатки попадать в угловые пазы коврика. Спальник остается сухим под тобой. Спать на нем просто приятно. Спишь на льду, не думая о том, что останешься без почек. Он уже служит мне 11 лет. Не дырок, не вмятин.

Советую вам шить сразу на коврик чехол из любого капрона и привязывать его не с боку, как это все делают или с верху рюкзака, а вдоль рюкзака сзади. Коврик защищен от всего. Коврик всегда наготове и целый. Чтобы его пристегивать к рюкзаку быстро, у меня предусмотрено две резинки от экспандера. Легким движение руки коврик превращается…..!

На ногах у меня убойная комбинация.
Ботинки «Прощай молодость»,
а внутри обычный
советский «Вибрам».
    Обувь «Вибрам». Правильное отношение к этой теме сохранили мне ноги в покое и здравии. Но все по порядку.

Горные ботинки в конце 70 – ых годов – роскошь, как у нас звучало – дефицит. Об отриконенной обуви я не говорю. Не ходил, просто видел ее. Ни кто из наших альпинистов такое не носил, и я не надевал. Спелеологи зимой прикалывались в ней. Не знаю почему. Хотя у меня они были в начале занятием альпинизма. Сейчас подбираю старые образцы снаряжения. Ботинки эти займут на будущей выставке достойное место.

Дома мы тренировались в туристических «вибрамах». Стоило это детище в любом обувном магазине десять рублей пара. К ботинку мы привязывали брезентовой лентой кошки ВЦСПС. Ребята, это было что-то! Особенно застежка. Просто патент советского времени. Если в этом работаешь целый день, и ноги попадают в воду, а затем «бахает» мороз, то образуется ледяная корка вокруг застежки и по всему брезентовому ремню. Вечером эту застежку нужно еще и отстегнуть. Непередаваемые ощущения.

Сапоги «Болотники».
Наши вездеходы 70-ых, 80-ых, 90-ых годов.
    Был и другой вариант, который спас ноги от обморожения не одному поколению туристов.

Начитавшись книжек о первых восхождениях в Гималаях, мы поняли святую истину. Ботинок должен быть двойной. Двойной так двойной. В магазинах в это время продавалась обувь под кодовым названием «Прощай молодость». Покупали ее на два - три размера больше. Материал мягкий, теплый подошва обрезиненная. Проверена не одним поколением старичков на зимних рыбалках на льду. Дополнительно к обрезиненной подошве этого ботинка пришивали ленту. Она защищала от порывов резиновые бока обуви. К ленте пришивался на машинке капроновый бахил потолще. Для бахил мы использовали отработанные капроновые фильтры. Получался стационарный зимний бахил. В эту конструкцию вставляли обувь – «вибрам». Все это застегивали, зашнуровывали и выходили «на дело». Хоть на Эверест.

Я прошел много лыжных походов в разных частях России. Побывал на Камчатке в феврале месяце. Ноги мои остались невредимыми в этой чудо обуви. Конец своей жизни это изделие закончило в поселке Ново-Литовск у местного рыбака. Тот так же был им доволен.

При зимнем восхождении на Эльбрус на последней станции канатной дороги в приюте я познакомился с человеком, который поднялся на Эверест. Он показал мне свою обувь. Это были обычные, с резиновой окантовкой в низу, валенки. Ну, этим меня не очень удивишь. Еще под пиком Коммунизма я целый месяц работал в высотном лагере с супругой Машкова. Она мне поведала много историй о первых восхождениях женщин на пик Коммунизма. Все надевали валенки, привязывая к ним кошки ВЦСПС. Так что с самого молодого возраста я полностью прошел «курс молодого бойца - альпиниста», попробовав все первое и не сколько не жалею об этом. Ноги мои целые, и это главное.

В настоящее время на ледовую тренировку
в Приморье мы одеваемся по полной
программе современного снаряжения.
    Уже ближе к 90 годам в магазинах стала появляться интересная киевская туристическая обувь. Вместо люверсов - крючки. Обувь была высокая в голенище и легкая. Сейчас наподобие выпускают ботинки «Берцы». Только «Берцы» грубее, но надежнее и прочнее. Все-таки заказ МО для нашей Российской армии. В первых партиях у киевской обуви был прокол - крючки отлетали. В последующих выпусках фабрика усилила скобки. Вторая пара этой обуви мне прослужила намного больше. Доставали мы ее через Москву. Цена 25 рублей за пару. Но и в «Берцах» в начале своей карьеры пришлось протопать не один десяток километров. Куда денешься?

Серьезную обувь мы стали приобретать на альпинистских сборах в горах. Только там нам представилась возможность встретиться с «буржуями». Покупкой, обменом мы, наконец, стали приобретать современную высотную обувь. Настоящий двойной высотный ботинок. В Фанских горах я выкупил у чеха за 200 рублей итальянскую пластиковую обувь «Brics».

Затем Игорь Железняк отдал мне свои ботинки «Koflach» с запасными вкладышами. Одна пара - родные от ботинок, а вот вторая пара... Об этом стоит рассказать отдельно. Вторая пара вкладышей досталась Игорю от Влада Смирнова. Эти вкладыши шили на экспериментальной фабрике снаряжения. Материал: снаружи - кожа, внутри - собачий мех. Я в этом вкладыше ходил один раз. Это было в первой экспедиции на пик Ленина. Мы сделали заброску на высоту 6400 метров. Там я и оставил эти вкладыши. Затем у меня были проблемы с легкими, и я спустился в низ. В это время штурмовую палатку и снаряжение в ней снесло лавиной. Досталось и нашим ребятам с города Находки. Судьба это или нет, но именно в этом месте погиб Влад Смирнов. Вещи альпинистов, погибших в горах, нужно брать осторожно. Это совет для молодых.

Теплая обувь для меня
самая актуальная тема.
Я ее решил благодаря «Olympus Mons»
фирмы La Sportiva, окончательно.
    В настоящий момент проблем с обувью у людей нет. Есть любая обувь в магазинах. Любых фирм. Остается просто купить ее. Первая высотная модель любой передовой фирмы стоит от 19 000 до 34 000 рублей. Мелочь по сравнению с покупкой импортной машины. Вам остается только выбор: что лучше машина или высотная обувь? Я выбрал обувь и приобрел Olympus Mons фирмы La Sportiva.

Не могу не сказать об этой обуви пару ласковых слов. Ну, очень ласковых! Что у этой обуви такая цена, думаю по праву. У меня такое ощущение, что ее разрабатывали для космонавтов, а потом попробовали на массового потребителя.

Первая моя пуховка, материал «Тик».
Шили их на фабрике в одной из наших
Республик в Азии в 80-ые годы.
    Я слышал, что на К2 ребята подморозили в ней ноги. Я расскажу о себе.

Камчатка в январе на высоте 4500 метров над уровнем моря – это что-то. Я видел всю свою группу, как она боролась за свои ноги, делая отмашку ногами постоянно. Сушили вкладыши ночью в спальнике. Я не делал ничего. Самое главное! Впервые в жизни в экспедиции я забыл дискомфорт в районе ступней ног. Но до этого изрядно затаскал и сменил два внутренних сапожка модели TFK 8000 фирмы Trezeta, Италия

Первая мая пуховка из материала
капрон, фирмы «Караван».
Город Москва, 90-ые годы.
    К вопросу комфорта, нормальной жизни в плохую погоду в горах я всегда относился очень внимательно. Самое теплое, что у вас есть при работе на стене – это куртка утепленная. Пуховки в 80-ых годах мы шили сами или целенаправленно выписывали с пуховой фабрике нашей дружественной союзной республики.

Во Владивостоке всю сборную обшил Дима Рудниченко. Сейчас его работа видна невооруженным взглядом. Как увидите старичка в горах и на нем разноцветная яркая пуховка из каландрированного капрона - все ясно, изделие Димы Рудниченко.

Знаменитое личное пуховое
изделие Димы Рудниченко.
Рядом с ним Краснолуцкий
Александр. 90-ые годы.
    Первые серьезные изделия, вышедшие в свет и затем использовавшиеся в туризме и альпинизме, были сделаны нами в семье Виктора Можаева. Мы все делали по науке. Пуховка состояла из 4 слоев. Служила мне довольно долго. Затем я попал в МЧС и на выставке в Москве приобрел пуховый спальник и пуховку фирмы «Караван».

И последний писк моды в пуховых изделиях - приобретение пуховки для экстремальных работ фирмы

Марков Владимир в пуховке Red Fox.
Кутепов Сергей и Родионов Александр в
изделии фирмы Bask. 2000-ые годы.
    «Rеd Fox». Честно, от души говорю. Служит мне шесть лет. Ни разу не подводила. А хожу я в январе – феврале по Камчатке в районе Ключевской сопки.

Штормовая куртка. Начинали просто. В конце 70- ых годов у многих была еще дефицитная турбазовская штормовая куртка из дубового брезента. С вышивкой веревки и ледоруба на рукаве. Кодовое название изделия – «инструкторская». Ребята, поверьте мне, это одежда была писком в наши времена.  Первый в России материал Gore-Tex® советского производства. Уверяю вас, материал весь был из мембранной ткани. Как мы это проверяли? Да все просто. Дождь прошел, все промокло. Солнышко вышло, лучами по брезенту ударило. Пар виден невооруженным взглядом. Клубами валит с тебя в атмосферу, как от лошади при быстрой езде. Ну чем не Gore-Tex®?

В начале 80-ых годов мы стали
сами шить снаряжение с капрона.
Моя первая куртка Анорак.
   Многие ходили еще в геологических брезентовых костюмах – кодовое название изделия «энцефалитка». Вся команда клуба «Сихотэ-Алинь» с города Находки носила такие костюмы. Именно в этом костюме я встретил в начале 80 годов Сергея Лопухова. И ему долго не могли объяснить, что капрон лучше. Единственное, что было очень удобно, все из брезента можно было сушить на костре. Чем многие и занимались, мешая дежурным по вечерам.

Кольцов Александр для пошива
куртки Анорак использовал
капрон с японского плавучего якоря,
выловленного в море.
    Затем пошел период капрона. Сверху надевали куртку «анорак» из технического капрона. В нем было хорошо. Анорак был легкий, не продувался. Проблема - легко вымокал, но тут же высыхал. Впоследствии появились пропитки для тканей. Пропитывая этим раствором, анорак становилась более непромокаемой, но не надолго.

Мы стали работать в МЧС
и получили первое
снаряжение с материала Gore-Tex®.
Середина 90-ых годов.
    В страну пришла перестройка. Стали смело обо всем говорить не только у костра в глухой тайге, но и на улицах больших городов. Все зашевелились. На прилавках магазина появилась одежда из мембранной, непромокаемой ткани. Фабрики в России стали выпускать хорошие куртки, большими партиями. Сейчас проблема решена полностью, только занимайтесь туризмом и альпинизмом, что мы и делаем.

В конце 90-ых годов
в городе Владивостоке
в продаже появилась
одежда фирмы Nord Fece
с материала Gore-Tex®.
    Первая куртка из материала Gore-Tex®. мне была выдана в МЧСе (вернее, костюм). Отличная французская куртка. На плечах - усиленные вставки с кевлара. Мы ее испытали на Кадаре. В феврале месяце под пиком БАМ была проведена классная экспедиция.

Это было в середине 90-ых годов. И после этой куртки перейти на наше изделие не было сил.

В 1998 году приобрел китайское изделие из мембраны фирмы «Nord Face»

Испытал ее, когда поднялись на Мак-Кинли. Все классно, но Millet, конечно, лучше. Но в это время я об этом не знал и заносил эту куртку до дыр.

Начало 2000 годов во Владивостоке
появился трехслойный Gore-Tex®,
фирмы Millet Expert2.
    Поступаю работать в магазин «Попутчик». Появляется костюм «Эксперт 2», именно этой фирмы Millet. Заносил его до дыр. Понял проблемку. Нужно брать трехслойный Gore-Tex и ткань более толстую, чем носил раньше.

Наконец, венец моей одежды - куртка K Jacket фирмы Millet. Вы видите на фотографии. Последний писк моды. Но за модой я не гонюсь. Мне нужно дело, а в деле испытал это изделие на Камчатке в районе Ключевской группы вулканов. Январь - февраль месяц 2009 года.

В конце 2000-ых годов я успокоился,
купив куртку «K» фирмы Millet.
    Помимо ветровок мы еще и утеплялись, что бы вдруг не замерзнуть. Одежда была незатейливая. Основной компонент - шерсть. Когда ездили на Кавказ, покупали свитера с козьей шерсти. Дома доставали дефицитные: «рыбацкий» или «водолазный» свитера. Шерсть в экстремальных ситуациях намокала, но при этом грела.

В магазинах были одни китайские рубашки в клеточку. Поэтому доставали одежду везде, что могли и где могли. Помогали наши водолазы. На голову, в штормовой ветер, надевали шерстяной подшлемник, белого цвета. Это изделие предназначалось для «тяжелых» водолазов в сухом костюме. Вот этими водолазами мы и были. Сейчас эти изделия шьют из материала Polartec®. Они намного тоньше и легче. Да и сохнут намного быстрее. У меня их столько видов и различных фирм, что жду, когда дети мои подрастут. Есть кому передать.

Наши девчонки в 70-ых годах были очень изобретательные. Верблюжью шерсть в Приморье достать было невозможно, так вот, что они делали. Искали одеяла из верблюжьей шерсти в магазинах. Находили и смотрели, как одеяло порезано на заводе, что бы при распускании нитка была целая. Затем, если все подходило, покупали это изделие. Дома распускали в клубок. Дешево и сердито. Вязали все: свитера, носки, шапочки.

Когда я стал работать в КСО, нам выдали классные рыбацкие свитера. Они были такие же толстые как водолазные, но более мягкой вязки. Очень приятно было носить.

Наш зимний помощник, шерстяной
водолазный подшлемник
    В середине 90 годов МЧС стали нас снабжать импортным снаряжением. Так я увидел и почувствовал на себе первый Polar Fleece, затем Polartec®. Естественно, сразу снял всю шерсть и сейчас все у меня лежит как память о прошедшем времени. На дело уже вряд ли надену. Если только на пенсии, когда буду ходить на рыбалку.

В 1997 году мы готовили экспедицию на Аляску. Задача была простая – покорить пик Мак-Кинли, что мы и сделали. Первое свое личное снаряжения из материала Polartec® я приобрел благодаря Сергею Лопухову. Он мне привез с Америке костюм трехсотый Polartec® Не подумайте, что это толстовка. По толщине, как обычный двухсотый. Отличие - внутренняя часть гладкошерстная, а внешняя - с ниткой. Просто классное изделие. Костюм этот носил много лет и брал только в экспедиции.

На мне классное термобелье «Комфорт»
в начале 80-ых годов «Тельник».
   Ну и последняя прелесть мягкого снаряжения – внутреннее белье, кодовое название «Кальсоны». В 2000 году наука так двинула вперед, что это изделие как-то быстро себя изжило в термине. Звучит оно сейчас по-новому – «Термобелье». Приятно на ощупь, не вызывает раздражения. Состав материала: 100% полиэстер. У нас в начале 70-ых годов в ходу было фирма «Дружба» КНР с начесом. Кодовое название изделия – «С китайским народом на веке веков». Причем двух вариантов: толстое зимнее (комфорт), тонкое летнее. Все классно, натурального качества. Но, работая в нем, были проблемы. Пашешь на лыжах с рюкзаком при этом вымокаешь как последняя ……Встаешь на перекур, сбрасываешь рюкзак и через 5 минут не надо будильника. Замерзаешь - и под рюкзак. Затем мы перешли на обычные «рыбацкие» тельняшки. Они также были летние и зимние. Кодовое название изделия – «тельник». Немного стало лучше. Но проблема с долгим высыханием осталась. Практика с использованием термобелья началась на много позже. У меня лично в начале 2000 года. Люди не сразу раскусили его прелесть. Реклама была одна, а на деле все было по-другому. Проколы были и у меня.

Первое термобелье я взял фирмы Millet (летний вариант). И поддался на глупую провокацию, что оно всегда сухое. Прошел в тайге день под рюкзаком в снег. Был мокрый как.., короче никакой. Не спас и штормовой костюм Millet. Для меня это был шок. В тайге очень сыро в наших широтах. Нужно иметь одежду не для гор, это точно.

Сейчас мы все перешли
на современный вариант
термобелья. Наука двигает вперед.
    Быстро адоптировались к новой одежде. Взяли поправку на ветер. Большинство людей сменил одежду на современные технологии, при этом перестали ходить в тайге с 30-ти килограммовыми рюкзаками. Стараются подъехать до любого хребта к вершине на машине. Времена меняются, ценности щемящего чувства дороги, тем более.

У нас туристы не забыли брезент. Нет! Более того, очень много народу пользуется им. Часто вижу до боли знакомые куртки «Инцифалитки». Мне это приятно видеть, но меня в ней вы уже точно не увидите.

Молодежь, Вам все дано, что бы вы ходили в горы. И больше времени наслаждались их прохладой. Я с вами не прощаюсь. Есть куча материала по специальному снаряжению и куча приколов с ним. И мне очень хочется молодежи рассказать и о нем, да и старички молодость вспомнят.

Господа! Материала много. Продолжение этой темы должно быть, а куда я с этой подводной лодки денусь? Занятием Альпинизмом!

Спасибо за статьи

Прочитала ваши статьи на эту тему. Спасибо вам большое за них! Крайне интересно было отследить, какой путь прошло снаряжение, прежде чем стало таким, какое оно есть теперь.

Про опус

Володя привет, это иванов из читы, спасательная служба. Молодец, опус славный сочинил.

Про трикони

ВЦСПСовский вибрам появился в а/л Шхельда,по моему в 79.До того все шастали в триконях.Раздел пошёл на "триконистов" и "вибрамщиков" И как же дружно ржали "конисты",когда "вибрамщики"спускались способом "попслей" по мокрому и довольно крутому травянистому склону. А в триконях этот спуск не доставлял каких-либо эмоций..идёшь себе..и идёшь.Так,что не всё так плохо было.И неоднозначно.

Как всё запущенео...

Неуж-то у вас во Владике всё так дорого, дороже чем в Москве? Я имею ввиду цены на боты. У нас в Самаре La Sportiva в районе 10 максимум 12 тысяч самые навороченные. Но мне больше нравятся Кофлачи старой модели, если бы новые такие надыбал купил бы не задумываясь. Ивана Трофимыча Душарина спросили раз, а в какой обуви он на Еверест ходит - он скромно ответил, что в Кофлачах 1989г. выпуска и претензий к ним не имеет. А какие термоноски он одевает? Он немного засмущался и сказал - в шерстяных носках маминой вязки, а сверху них иногда отечественные носки бумажные одевает. А ещё одного моего знакомого, который уже лет пятнадцать с апреля по сентябрь на Тянь-Шане отирается, раз восемь-десять на Хане был, спросили, а какое термобельё он использует? Олежка замялся... ответила его жена - его термобельё - мои гамаши, а рубашка - тельник российского производства! И надо сказать, что я внял этим советам и не пожалел! А лучший рюкзак всё же был тот, что я сам сшил, хотя сейчас хожу с тотонкой и лень просто уже самому шить. Ну вобщем хочу сказать, что порой самосшит гораздо лучше чем все эти навороченные и раскрученные бренды.

Высотные ботинки от Спортивы

Небольшое дополнение по ботинкам Olympus Mons Evo от La Sportiva - теплые, спору нет, но реально их хватает на одну экспедицию - 1,5 - 2 месяца в горах. Итальянцы сэкономили на подошве -она у этой модели очень тонкая и мягкая - стирается почти до нуля. Долго будут служить лишь если ходить в них только по снегу и по льду в кошках.