«Украина - Эверест-99»

История самостоятельных украинских экспедиций на высочайшие горы мира началась сравнительно недавно, после обретения независимости Украиной. Национальной федерацией альпинизма и скалолазания страны под руководством мастера спорта, заслуженного тренера Украины, члена-корреспондента НАНУ Валентина Константиновича Симоненко, удалось провести ряд успешных экспедиций.

Эверест с севера из базового лагеря
Из фотоархива Кубанской экспедиции на Эверест в 2000 году

Благодаря этим экспедициям расширились человеческие возможности пребывания человека на высоте выше 8000 м.  Пройдены новые маршруты на восьмитысячники, совершено первовосхождение на безымянный гималайский пик, названный пиком Украина (6251м). Флаг Украины стал узнаваем в мире и в этом немалая заслуга наших альпинистов. Сегодня есть повод вспомнить еще раз об украинской экспедиции на Эверест.

Восхождения на высочайшие вершины мира всегда отличаются драматизмом и борьба человека со стихией иногда заканчивается не в его пользу…

10 лет назад, 8 мая 1999 года  мастера спорта международного класса Украины, одесситы Владислав Терзыул, Василий Копытко и киевлянин Владимир Горбач взошли на высочайшую вершину Мира Эверест – 8848м без применения кислорода. Это была первая национальная Украинская экспедиция на Эверест, которой руководили заслуженный тренер Украины Валентин Симоненко и заслуженный мастер спорта СССР Мстислав Горбенко – один из первых украинцев, покоривший Эверест в 1990 году.

В первых числах апреля на высоте 5100 м у языка ледника Ронбук был разбит базовый лагерь экспедиции. По традиции Валентин Симоненко поднял флаг Украины и поздравил всех участников с началом работы альпинистов на склонах горы Джомолунгмы, так величают ее в Тибете.

В течении месяца шла обработка маршрута, навешивались веревочные перила на опасных участках северного склона до высоты 8300м. Ребята работали тремя группами, сменяя друг друга через 4-5 дней.

Это была прекрасно организованная экспедиция, в которой было реализовано все лучшее, что могли показать украинские альпинисты того поколения: отличная физическая и техническая подготовка, взаимопонимание и самоотверженная поддержка друг друга.

Фактически план подготовки и штурма Эвереста был выполнен точно в деталях. 8 мая 1999 года в 4-00 утра передовая группа в составе руководителя Владислава Терзыула, Василия Копытко и Владимира Горбача вышла на штурм Эвереста с высоты 8300м, вторая команда Вадим Леонтьев, Сергей Ковалев и Роман Коваль поднялись на высоту 7800м и третья Сергей Бершов, Игорь Свергун и Николай Горюнов на Северное седло – 7050м.

В 12 часов дня нам удалось установить прямую связь между Эверестом и Киевом – с Валентином Симоненко. В 14.07 часов первым на вершину вышел Владислав Терзыул, следом Василий Копытко и только через два часа вершины достиг Владимир Горбач, которого на 8800 ожидали Василий и Владислав. Так как восхождение совершалось без применения кислорода, то пребывание на этой космической высоте «лишних» часов не сулило ничего хорошего. В 21-00 связь со штурмовой группой оборвалась. Василий до последнего выполнил свой долг врача-альпиниста перед заболевшим напарником по связке В.Горбачем, спустив его по гребню на 8500м, но сам при поиске перил к штурмовому лагерю бесследно исчез. В три часа ночи главный тренер Мстислав Горбенко дал команду второй и третьей группе начать экстренный подъем для поисковых работ и оказания помощи. Первым на 8500м вышел Сергей Ковалёв, который встретил Владислава Терзыула – предельно уставшего, переночевавшего на 8300м и самостоятельно пытающегося с рассвета найти товарищей. Через три часа Сергей наткнулся на ослепшего Владимира Горбача и начал его спуск, в котором приняли участие Вадим Леонтьев, Игорь Свергун и Николай Горюнов, а с 7800м подключились Роман Коваль и Сергей Бершов. Благодаря оперативной помощи врача экспедиции Владимира Лебеденко в АВС (передовой базовый лагерь на 6400м). Владимир Горбач был спасен!

Поиски пропавшего Василия продолжались в течении недели, но успеха не принесли…

В дальнейшем в СМИ появились отзывы альпинистов из международных экспедиций: «Команда Украины под руководством Валентина Симоненко и Мстислава Горбенко являлись одной из сильнейших команд, работавших в этом году на северной стене Эвереста. Все участники команды хорошо подготовлены, работают без кислорода и поддержки. Все эти дни команда работала первой на маршруте и не удивительно, что первыми взошли на Эверест». «В действительности спасло украинского альпиниста, то, что он шел с командой, настоящей командой в которой помогают друг другу и даже рискуя собственной жизнью ради товарищей!»

Восхождение на Эверест в 1999 году без применения кислорода стало высоким спортивным достижением украинского высотного альпинизма в уходящем столетии, открыло путь для Владислава Терзыула, ставшего через пять лет единственным альпинистом в Украине и СНГ, покорившим все 14 восьмитысячников мира без применения кислорода!

Родина по достоинству оценила спортивный подвиг наших восходителей. Высокими наградами отмечено мужество и мастерство Василия Копытко, Владислава Терзыула, Владимира Горбача, Сергея Ковалева, Вадима Леонтьева, Николая Горюнова, Игоря Свергуна, Романа Коваля и Сергея Бершова!

В «День альпиниста», на спортивном празднике, который состоится 31 мая в Одессе, на лучшем в СНГ скалодроме, соберутся участники экспедиции Эверест-1999 и, конечно, участники новых экспедиций 2009 года!

Может это только моё ИМНО

Может это только моё ИМНО, но осталось впечатление, что данная заметка несёт некий излишний политический подтекст-окраску. ИМНО не хорошо это. Цитаты СМИ вообще удивляют. Я сам харьковчанин, потому сразу кинулся читать эту заметку, которая меня сильно огорчила :-( Вобщем простите, ежели чего не так.

Автор постеснялся представиться? :)

Сам не похвалишься, никто не похвалит :) В предверии выборов на украине, мы вынуждены читать этот агитационно-прославительный бред..

О бедном гусаре замолвите слово.

Скромность украшает человека, а, тем более, мужчину. Да, наши альпинисты - наша гордость. Но, думаю, вряд ли они хотели бы видеть свои имена на этих лозунгах. А текст написан в духе Симоненко, героя Украины, правда дутого. Но, как говорится, чем бы дети ни тешились... "Теперь, в сотый раз пытаясь разобраться в происшедшем, я спрашиваю себя:где, когда и кто должен был изменить ход событий?То, что случилось с первой двойкой, в корне противоречит формальным нормам и самому духу советского альпинизма. Неподготовленная база, работа в одиночку, рывок на пределе сил, на грани между здравым смыслом и авантюризмом. Отсутствие привычной и столь милой нам 100%-ной гарантии успеха. Что это? Наш просчёт? Или всё можно списать на невезение, на объективные трудности. Хочется надеяться на последнее. Но в дальнейшем хотелось бы участвовать в более правильных восхождениях." Владимир Балыбердин, выдержка из дневника первого советского человека ступившего на вершину Эвереста. Книга "Эверест 82". Этот человек шёл без кислорода, экспедиция была удачной, взошло одиннадцать альпинистов, все вернулись с вершины, были обморожения но не столь опасные. И при всём при этом я не вижу ни одного восклицательного знака. Потому что это слова, мысли, чувства истинного альпиниста но не скоромороха.