Горы мира > Памир >

Начало
Продолжение

22 августа. С ишаками вдоль Бартанга

Вышли в 8:13. Дорога по мосту пересекает Бардару, идет вдоль Бартанга и через 2 км переходит на его правый берег. Примерно в километре от этого моста начинаются размытые участки дороги [P-RAZM1]. В двух местах дорога разрушена на всю ширину, приходится спускать ишаков с получившегося обрывчика, а затем поднимать с другой стороны. В ход идет тяпка для прокапывания тропы, в некоторых случаях ишаков разгружаем. Одного из ишаков Давлят эффектно протащил вдоль дороги вброд против течения.

В 10:50 подходим к чайхане в устье р.Вадинров [P-CHAIHAN]. Удивительно видеть обустроенное хозяйство из одного домика так далеко от ближайшей населенки. Ненадолго останавливаемся пить чай, чтоб потом не тратить время на обед.

утренний вид

дорога вдоль Бартанга

размытая дорога

памирский карабин

в чайхане

р.Вадинров

г.Ляпназар

р.Нукбист

В 18 км от впадения Бардары, напротив небольшого кишлака -- наиболее серьезныый размыв дороги [P-RAZM3]. Река, делая излучину, основательно подмыла внешний берег, по которому проходила дорога. Здесь не пройти понизу, так что обходим тропинками через верх. В одном месте приходится лезть вверх по скале. Люди такой участок проходит без проблем, ишаков же поднимать сложно. Первого ишака удалось затолкать наверх с грузом, второго и третьего разгрузили после того, как в речку улетела ненадежно закрепленная сумка наших сопровождающих.

размытый участок

заталкивание ишака

кишлак на другом берегу

р.Рохац

В 15:38 проходим р.Рохац [P-M4P], примечательную красным цветом воды. После Рохаца встречаются еще размытые участки дороги, для нас сложности не представляющие. Постепенно долина раскрывается, дорога поднимается от реки. Внизу -- обширная отмель, заросшая кустами, впереди -- конгломератная терраса над кишлаком Япшорв.

Проходим кишлак без остановок. Хочется поскорее найти подходящее место для ночевки. При этом воду из мутного Бартанга брать не хочется, а родников здесь мало. Да и ишакам нужна трава. Неплохое место есть на отмели за самым Япшорвом (за водой можно ходить в кишлак), но мы решаем отойти подальше от населенки. Здесь, кстати, начинается недавно построенный участок дороги, широкий, с столбиками по бокам.

Дорога втягивается в узкое ущелье. Испугавшись, что не сможем найти подходящее место, заночевали в первом попавшемся, которое неожиданно оказалось неплохим: на песке у реки, с травой для ишаков, с фильтрующимися лужицами чистой воды (18:26, [P-ST], 2550м).

Всюду на песке -- налет какой-то безвкусной соли. Говорят, что ее недавно стало приносить с дождями от Аральского моря, и что она вызывает активное таянье ледников в горах.

красная вода Рохаца

долина раскрылась

показался к.Япшорв

деревья за оградой

дорога втягивается в ущелье

соль на песке

23 августа. Вдоль Бартанга до устья р.Хабарвивхац

Вышли в 8:43. Через пару километров дошли до впадения Язгулемдары. Памирцы с ишаками пошли вброд, мы же обошли по дороге через мост, накрутив лишние пару километров и немного отстав. Язгулемдара течет в красивом конгломератном ущелье, над которым видна вершина горы Ляпназар.

За впадением Язгулемдары дорога выходит в широкую пустынную местность и раздваивается. Одна часть уходит налево-назад, чтоб серпантином подняться вдоль Язгулемдары и верхом выйти в Савноб. Вторая часть спускается направо к мосту через Бартанг. За мостом расположен кишлак Нисур, оттуда идет путь на Сарезское озеро. Прямо продолжается мощная тропа, по которой мы и идем. Бартанг здесь течет в скальном каньоне, тропа поднимается по его краю и через перевал Ташкурган ([Q-PER1], 2839м) выходит в Савноб. Подъем не слишком прост для ишаков, однако удалось пройти, не разгружая их.

к.Япшорв и г.Ляпназар

подъем на пер.Ташкурган

каньон Бартанга, к.Савноб

опять г.Ляпназар

В Савнобе были в 9:50. Савноб, как и все местные кишлаки, поражает зеленью и прозрачной водой на фоне пыльных окрестных ландшафтов. Кишлак большой, есть магазин (почти пустой по случаю размытой дороги) и электричество (ГЭС тут работает с 91 года).

Общаемся с жителями, пьем чай в гостях у хозяина магазина. Выясняем, что дорога вверх по Кударе на памирский тракт действует (в каком-то отчете было написано, что она заброшена), но туда мало кто ездит, так как далеко и незачем что тропа по Хабарвивхацу существует, и сверху даже находится заброшенный кишлак (было сказано название "Рухш", что все запутало -- такой кишлак есть на Кударе, недалеко за пределами нашей карты)... Кроме того, раздобыли литр солярки, чтоб испытать на нем наши горелки. Это оказалось очень удачным приобретением.

Из Савноба выходим в 11:40. Расслабившись и понадеявшись, что наши проводники более твердо поняли, куда надо идти, продолжаем двигаться по дороге вдоль Бартанга. Слева начинается конгломератный обрыв. Правильная тропа на Хабарвивхац, вероятнее всего, ответвляется сразу за Савнобом и идет верхом.

Проходим слияние прозрачного Мургаба и мутной Кудары. В 14:10 подходим к мосту через Хабарвивхац в его устье и прощаемся с нашими проводниками ([Q-PESH1], 2624м).

к.Савноб

Давлят, Аслишо

р.Хабарвивхац

Хабарвивхац течет в узкой конгломератной щели, пути по руслу явно нет. Замечаем тропинку, круто поднимающуюся на левый (орографически) берег. Вылезаем по ней на плато. По пути находим странный разрушенный арык, выводящий на почти отвесный конгломератный склон и кончающийся там. Над арыком по краю плато идут тропинки. Пытаемся пройти по ним вверх по реке, однако нам это не удается. Плато довольно быстро выклинивается, становится узкой, засыпанной камнями полкой между краем каньона и скалистой горкой, а потом совсем кончается. Пытаемся найти путь в крутом скално-осыпном склоне, но никаких перспектив не видно. Решаем поворачивать обратно.

вылезаем

панорама с плато над Хабарвивхацем;
слева и справа видны остатки арыка

место, которое нас остановило

Мы с Мишей и Диной спускаемся по пути подъема к мосту через Хабарвивхац. Там удачно находим фильтрующуюся лужицу с нормальной водой и встаем на ночевку в 19:00. Кости и Леня уходят по плато искать более пологий спуск и в конце-концов находят его. Костя Б. остается ночевать в хорошем месте у родника на Кударе, Леня и Костя Ш. уже в темноте приходят к нам.

24 августа. Подъем по Хабарвивхацу

Утром приходит Костя Б., выходим в 7:35. Проходим около 500м вниз по Кударе и находим слабую тропинку наверх. По ней вылезаем на обширное травянистое плато над конгломератными обрывами. Идя вдоль Хабарвивхаца по его правому берегу, подсекаем искомую тропу из Савноба.

слияние Мургаба и Кудары

р.Хабарвивхац. Справа видна тропа, по которой мы вылезали вечером

устье р.Хабарвивхац

вид вперед; справа -- склон, который мы вчера не стали траверсировать

этот же склон

вид вперед; впереди показался пик Сов.Альпинистов

Идем по мощной тропе. Встречаем детей с ишаком, идущих сверху. Постепенно каньон на Хабарвивхаце заканчивается, тропа спускается к воде. Здесь часто встречаются родники, заросли кустов. В одном из таких мест обедаем (11:40-13:30, [R-OB1], 3027м).

Выше долина еще более раскрывается. В точке [R-O3-COWS] -- довольно большая роща, в которой пасутся коровы и яки. Еще выше, километрах в 10 от устья, там гда впадает два крупных правых притока, на высокой береговой террасе находятся развалины кишлака -- заброшенные дома, арыки, поля. Есть и пара домиков вполне жилого вида. Тропа постепенно ослабевает и кончается почти у слияния долин ледников Хабарвивхац и Башурвдара.

В 17:30 встаем на ночевку на берегу речки, вытекающий из-под ледника Хабарвивхац ([R-ST1], 3458м). Надеемся, что утром сможем перебродить ее.

лужайка с коровами

заброшенные поля

арык

нижний край л.Хабарвивхац

25 августа

Вышли в 7:50. Я сразу пошел обходить речку через ледник Хабарвивхац, Леня и Миша сурово перебродили у стоянки. Остальные, поглядев на них, тоже пошли вверх. Костя Б, а потом и Дина нашли подходящие себе места для брода, Костя Ш. предпочел тоже обойти по леднику. В результате мы с Костей Ш. довольно сильно отстали.

Выходим на покрытый камнями ледник Башурфдара. Пытаясь прижиматься к орографически правому борту долины, выходим на неприятный конгломенатный склон и долго на нем копаемся. Наконец спускаемся на более-менее ровное тело ледника, идем по нему.

Обедаем недалеко от водопада, падающего со скалы правого берега (12:00-13:30, [S-OB1], 3886м).

вид вверх по л.Хабарвивхац

копаемся на конгломератном склоне

там же

Костя Ш. на леднике

конгломератная гряда на противоположном берегу ледника

у места обеда

От водопада идем вдоль скалы и, когда она заканчивается, начинаем подниматься в крутой осыпной кулуар нужного нам притока. Характерный скальный остров в кулуаре обходим справа. Наша цель -- перевал Оптимальный, позволяющий легко обойти сбоку длинный разорванный ледник Башурвдара.

вид вперед от места обеда

вид вверх по л.Башурвдара

уходим к перевалу Оптимальный

Костя Б.

опять вид вверх по л.Башурвдара

Вылезаем в висячую долину, подходим под небольшой белый ледник, поднимающийся к перевалу. Надеваем кошки и идем вверх. Пройдя наиболее крутую часть ледника, находим на льду ровную площадку с водой и останавливаемся ночевать (17:51, [S-ST], 4650м).

долинка под пер.Оптимальный

крутая часть ледника

подъем

горы за Бартангом

в палатке

26 августа. пер.Оптимальный

Выходим в 9:04. По пологому леднику идем к невысокому скально-осыпному хребту, в котором находится перевал Оптимальный. Видно, что через хребет можно переваливать в нескольких местах. Мы выбрали наиболее широкую седловину с небольшим подъемом по осыпи. Правее есть еще одна седловина с более коротким подходом по леднику и большим набором высоты по осыпи. Левее ледник повышается, там, кажется, можно пройти через перевал по пологому льду, не выходя на осыпь вообще.

пер.Оптимальный (1Б, 4860м, [T-P1]). Соединяет верховья ледника Башурвдара с долинкой его же правого притока. Позволяет обойти наиболее разорванную часть ледника. С юга подъем пешком по осыпи и в кошках по открытому леднику. С севера выход в верховья ледника Башурвдара почти без потери высоты. Есть несколько седловин, все, вероятно, одинаковой сложности.

трещина

вид на пер.Оптимальный

записка с пер.Оптимальный, Чеусов, Ким, 1991г.

круговая панорама с перевала Оптимальный

горы за Бартангом

В 10:04 мы на перевале. Связываемся (уже на всю оставшуюся высотную часть похода) и выходим на ледник Башурвдара. Обходим слева по краю западную мульду ледника. Проходим мимо ледопада с пер.Челябинцев -- Костя Б. жалеет, что мы туда не идем. Обедаем на леднике (13:52-15:38, T-OB1, 4933м).

зап.мульда л.Башурвдара, пер.Оптимальный

на леднике

стена пика Советских Альпинистов и пер.Челябинцев

После обеда выходим в мульду под перевалами Бартанг, Каменный Цветок, Памир. Все эти три перевала имеют примерно одинаковую сложность (2Б-3А по разным источникам).

Перевал Памир кажется наименее логичным для нас: он выводит на ледник Грум-Гржимайло существенно ниже остальных, а перепады высот на нем больше.

Перевал Бартанг для нас заведомо прост на спуск: он почти без потери высоты выводит в мульду ледника Грум-Гржимайло. Подъем выглядит нестрашно, однако конец его просматривается не слишком четко, а, судя по отчету Мамонтова, там нас ожидает переправа через бергшрунд с подъемом по вертикальному люду на 10м.

На перевале Каменный Цветок, судя по карте, и подъем и спуск имеют примерно одинаковый разумный наклон и перепад высот. Подъем от нас хорошо просматривается и выглядит простым, если не идти в лоб, а обойти перевал справа, через плато под пер.Памир и край вершины 5546 над перевалом.

Пообсуждав варианты, решаем идти на Каменный Цветок. По склону с большими, но почти полностью заметенными трещинами поднимаемся на снежное плато справа от перевала и встаем на ночевку в 18:12 ([T-ST1], 5254м).

пер.Бартанг

вид вниз по долине, горы за Бартангом

вид вперед, пер.Каменный Цветок

подъем на плато под перевалами Памир и КЦ

кальгаспоры

27 августа. пер.Каменный Цветок

Вышли в 7:48. Поднимаемся по довольно пологому снежному склону на плечо горы справа от перевала. В конце подъема траверсируем склон по большой засыпанной снегом трещине и выходим на хребет в 50 м выше перевала (8:53, [U-PER1], 5445м). Поджидаем отстающих, отдыхаем и в 9:24 спускаемся на перевал.

пер.Каменный Цветок (2Б, 5395м, [U-PER]). Соединяет верховья ледника Башурвдара с ледником Грум-Гржимайло между вершинами 5559 и 5616. Определяющая сторона -- северная. Прохождение проще, вероятно, в нашу сторону, с юга на север. Подъем пешком в связках по леднику, через плечо вершины 5559 справа от перевала. Лобовой подъем на перевал с юга идет по скально-осыпному кулуару и может оказаться тоже вполне доступен. На спуске -- крутой снежный склон с двумя большими трещинами. Повесили одну не вполне тривиальную веревку.

вид на пер.Бартанг

место ночевки

связки на леднике

вид с хребта над пер.Каменный Цветок

вид на л.Башурвдара. Внизу склон, по которому
мы поднимались вчера вечером

траверс склона по трещине

спускаемся на перевал

на перевале

вид с перевала на юг

Спускаемся с перевала, уходя из-под седловины на запад вдоль хребта. Почти сразу выходим на край большой горизонтальной трещины и идем по ней. Через некоторое время трещина смыкается с более нижней. В этом месте -- вертикальный спуск метров на 10 под которым начинается достаточно пологий склон до самого низа. Здесь вешаем веревку ([U-V1Y]).

Склоны трещины сложены плотным фирном, с вкручиванием ледобура проблемы. В конце-концов Костя Б. мастерски вкручивает ледобур, и с дополнительной верхней страховкой спускается вниз. Спуск идет немного наискось, в конце -- прыжок метра на три вниз, на выступ широкой нижней трещины. Повторить прыжок получается только у Лени. Костю Ш. и Дину маятником уносит в трещину, откуда они потом выкарабкиваются.

То место, куда Костя вкрутил ледобур, для самосброса не подходит из-за неправильной ориентации. Пробуем для самосброса сперва одно место -- на Лене, потом второе, кажущееся более прочным -- на мне.

Я зависаю перед отвесным участком, пытаясь вместо прыжка нащупать опору для ног и спуститься спокойно. Однако срываюсь, маятником улетаю в трещину, выдернув самосброс. Очень мягко проваливаюсь метра на три под поверхность, повисаю на верхней страховке и на нижней веревке, намотанной на рога восьмерки. Не увидев внизу дна и испугавшись, быстро вылезаю наверх.

Миша спускается без приключений, оставив в проверенном месте нормальный ледобур. Дальнейший путь не слишком сложен -- немного на запад вдоль трещины и вниз по выполаживающемуся склону, сперва на три такта, потом пешком.

идем по верхней трещине

Костя Б. и Дина уже спустились

место для прыжка и дырка для тех,
кто прыгать не умеет

спускаемся на пологое место

Миша проходит ключевое место

общий вид перевала

круговая панорама из-под перевала Каменный Цветок

Пересекаем ледник Грум-Гржимайло. Ледник ровный, идти легко. Обедаем примерно посередине ледника, там, где удается найти воду (12:18-13:50, [U-OB1], 5229м). Поскольку ситуация с топливом непонятная, здесь же набираем в герму воду для ночевки.

После обеда пересекаем участок трещин у левого берега ледника (я даже провалился по пояс), полого поднимаемся в долинку под перевалом Зимовщиков и в 17:35 встаем на стоянку ([U-ST1], 5702м). Над далиной Бартанга крутятся тучи, но к нам они так и не переваливают.

панорама ледника Грум-Гржимайло

перевалы Революции и Вертикаль

снежные сколы в.5616

Миша, Леня, Костя Б.

вид вперед

еще один вид назад, тучи за хребтом

28 августа. пер.Зимовщиков, пер.О.Хайама

Вышли в 7:43. По ровному леднику не надевая кошек поднимаемся на перевал Зимовщиков. На перевале в 9:36.

пер.Зимовщиков (2Б, 5916м, [V-PER1]). Соединяет верховья ледников Витковского и Грум-Гржимайло северо-восточнее пика Юбилейный (6242). Пройден в связке с перевалом О.Хайама. При таком прохождении перевал технической сложности не представляет. Подъем по пологому ровному леднику, выход на л.Витковского без потери высоты.

Кстати, перевал Зимовщиков -- вероятно, единственное место на нашем маршруте, откуда мы могли бы в более хорошую погоду увидеть пик И.Самони, находящийся в 55км к северо-западу.

стоянка под пер.Зимовщиков

подъем на пер.Зимовщиков

круговая панорама с пер.Зимовщиков

записка с пер.Зимовщиков, Реутов, 2000г.

тень облака

вид назад

вид вперед с места обеда

От перевала пересекаем ровное, постепенно повышающееся снежное плато. Чувствуется высота: тропежка по щиколотку уже ощущается как довольно тяжелая, Костя Б. идет совсем медленно. Постепенно натягивает облака. Останавливаемся подождать последнюю связку, ставим палатку, обедаем (11:46-13:45, [V-OB1], 6058м).

После обеда идется гораздо веселее. Дина тропит почти без перерыва. Видимость все ухудшается. Выходим на край маленькой долинки, ведущей под перевал. Перевал ненадолго показывается из метели, но мы почему-то продолжаем двигаться правее него по хребтику. Метров за 500 до перевала надеваем кошки ([V-KOSH1]) и идем к седловине не теряя высоты, траверсируя крутой снежный склон. На последнем участке снег становится совсем плотным, Костя Б. и Леня провешивают перила.

На перевал выходим в 16:12 ([V-PER2], 6177м).

пер.О.Хайама (2Б, 6177м, [V-PER2]). Соединяет верховья ледника Витковского и Большую Фирновую мульду ледника Федченко северо-западнее пика О.Хайама (6315). С восточной стороны невысокий (около 50м) подъем по осыпи, который мы из-за отсутствия видимости обошли справа, провесив одну веревку перил на траверсе снежного склона. Спуск пешком по крутому снегу. Перевал сложнее, чем пер.Зимовщиков, однако его техническая сложность при таком прохождении также не дотягивает до 2Б.

тропежка

пер.О.Хайама

траверс склона

Выходим на правую часть седловины. За перевалом -- дальние туманные виды, красивое мягкое освещение. Спускаемся по снегу до скального выхода справа. Дальше склон становится круче и мы уходим левее, на небольшое снежное ребро, идущее от перевала вниз. При этом пересекаем горизонтальную трещину с ледяными краями -- короткий участок, проходимый на передних зубьях, на котором, вероятно, правильнее было бы повесить перила. Дальнейший спуск по ребру и пересечение еще одной небольшой трещины несложны.

Спустившись на ровное плато 5700м, проходим по нему пару километров и в 17:53 встаем на ночевку ([V-ST1], 5713м).

спуск с перевала

путь спуска

плато 5700

слева по ходу показалась стена пика Революции

29 августа

Утром отличная безоблачная погода, очень холодно. Костя Ш. ночью заморозил ботинки и закопался при сборах. Выходим с ним в 8:08, существенно позже остальных, которые в это время распутывают трещины на спуске с плато 5700. Проход найден в правой части долины, под склонами пика СКАН. Догонаяем их уже внизу, на первом привале.

утренний вид на пик Революции

круговая панорама от стоянки

пер.О.Хайама

пик Гидростроителей

пики Грина и Революции,
перевал Вертикаль.

круговая панорама перед спуском с плато 5700.

распутывание трещин

спуск с плато 5700, группа внизу

перевал Вертикаль

круговая панорама после спуска

Дальнейший путь -- по совершенно ровному леднику. Идем легко и быстро. Обходим слева пологие склоны пика Гидростроителей (5818). Впоследствии очень жалею, что никто не предложил устроить отсюда радиалку на него. До вершины -- несложный подъем по пологому льду, сверху должен быть отличный вид на все верховья ледника Федченко...

Выходим из Большой Фирновой мульды, движемся вниз по леднику Федченко. Ровное снежное поле шириной километра три, уходящее вдаль, плавно меняющиеся виды на окрестные горы...

вид вниз по л.Федченко

западный берег л.Федченко

трещина поперек ледника, пик Фиккера

пик 26 Бакинских Комиссаров

пики Титова и Высокая Стена

Перед местом, где нам надо поворачивать налево, на пер.Абдукагор, под скальными стенами пика Златоуст находится участок трещин. Обходим его справа. Обедаем перед поворотом (12:08-13:50, [W-OB1], 5048м)).

пик Златоуст

круговая панорама с места обеда

Заходим в долину, ведущую к перевалу Абдукагор. Справа от нее красивым косым зубом возвышается пик Сент-Экзюпери. Слева приходит долинка ледника N9, идущая от пер.Златоуст. Этот перевал ведет с ледника Федченко на пер.Абдукагорский, путь через него, вероятно, мог бы быть для нас забавной альтернативой достаточно однообразному движению по леднику Федченко.

пер.Абдукагор (1Б, 5092м, [W-P1]). Широкий плоский перевал, соединяющий ледники Федченко и Абдукагорский. Седловина не выражена, с востока плавный подъем по ровному леднику. Определяющая сторона -- западная, где приходится долгое время идти по сильно растрескавшемуся льду. Сложность пути может сильно зависеть от состояния ледника, количества снега, маршрута движения. В частности, нам перевал показался существенно более сложным, чем мы ожидали, основываясь на описаниях. На спуске мы провесили три веревки.

поворачиваем к пер.Абдукагор

вид в сторону пер.Златоуст

пер.Абдукагор, вид вперед

вид назад, гора Белый Рог

дальний вид вперед

Перевальную точку проходим около 15:10. Почти сразу начинается участок трещин, постепенно становящийся все более серьезным. Прижимаемся сперва к правому краю долины, затем обходим длинные поперечные трещины слева, почти у середины ледника, затем опять возвращаемся направо. Здесь вешаем короткие перила при пересечении большой трещины и почти сразу встаем на ночевку (17:52, [W-ST1], 4678м). Вечером Костя Б. ходил на разведку и нашел выход на осыпь, начинающуюся справа от ледника недалеко от места стоянки.

начало трещин

ручей на льду

длинные трещины

место провешивание перил

Костя возвращается из разведки

30 августа

Вышли в 7:38. Подошли к месту спуска на осыпь [X-V1], провесили 10-метровый вертикальный участок и без приключений спустились. Дальше идем по осыпным моренным кучам.

В точке [X-STM1TABL] -- первое пригодное для стоянки травянистое место в низине между моренными валами. На камне -- табличка в память о иркутском туристе В.Соловьеве. Над табличкой лежит синяя каска, заметная издалека.

более крупно, пер.Тысячи Взрывов, лед.Скрытый

человек на льду

место спуска к осыпи

табличка

идем по морене вдоль Абдукагорского ледника

странная сосулька

эдельвейсы

Постепенно появляются травянистые луга, ледник уходит все дальше налево и вниз. Потом долина поворачивает направо и мы вновь спускаемся к леднику. На спуске слишком сильно забираем вправо и выходим на скальные сбросы (точка [X-SKALA1]). До дна долины остается несколько десятков метров, но спуска мы не находим, а возвращаться и обходить лень. В результате вешаем еще одну веревку...

лед.Клин, в.5842, пер.Ребро

спуск к леднику

лед.Каскадный, пер.Дорофеева

разведка спуска

спуск

Спустившись, попадаем в сухое пологое русло ручья, идущее справа от ледника. По руслу идти совсем хорошо. В точке [X-TABL2] -- табличка в память о туристе В.Свердлове.

Справа приходит ручей с ледника Шумный. Это - первая вода на нашем пути за довольно долгое время. Сливаясь с нашим сухим руслом, ручей входит в конгломератный каньон и ныряет под ледник. Спускаемся по каньону к леднику, идем вдоль него по узкому каменистому карману. Встречаем немецкую пару, гуляющую от Поймазара в небольшие радиалки.

вид назад, выступ, с котрого
мы спускались

ледник Каскадный

табличка на скале

вид назад, низовья Абдукагорского ледника

спуск вдоль ручья к леднику

конец ледника

Наконец ледник кончается и мы выходим в широкую травянистую долину р.Абдукагор. В первом же подходящем месте встаем на обед (13:35-16:06, [X-OB1], 3413м). От обеда идем по старой геологической дороге правым берегом реки. Местами дорога теряется, но в целом идти легко. Перед базой Дальнее дорога идет высоко над рекой. На базе -- несколько пустых бетонных домов, детали машин и т.п. В скале неподалеку -- дырки шахт с остатками лестниц. По окрестным склонам петляют полуразрушенные дороги. Особенно внушительно смотрится недоделанный объезд устья Медвежьего ледника по левому борту долины.

старая дорога

дырки в скале

По дороге выходим к леднику Медвежий. Дорога превращается в тропу и быстро теряется. На леднике следов тропы практически нет, но на выходе с него она находится. Тропа здесь очень кстати: без нее подъем с ледника на боковой моренный вал практически непреодолим.

Перевалив через моренный вал, находим продолжение дороги и почти сразу встаем на стоянку в небольшой, заросшей кустами долинке с родниками. (18:35, [X-ST1], 2926м).

ледник Медвежий

на леднике

31 августа

Вышли в 7:28, идем по дороге. В устье ручья Мертвый дорога залита недавним глинистым выносом из ручья, обширным и совершенно плоским. Дальше дорога постепенно улучшается. Встречаем мотоцикл, едущий навстречу...

глинистый вынос ручья Мертвый

пик Высота, плечо пика Гармо

эфедра

По мосту пересекаем р.Абдукагор перед слиянием с ледником РГО. Впереди открываются обширные галечные отмели Ванча.

Обедаем 11:11-13:28 в месте, где дорога спускается на отмели ([Y-OB1], 2480м). В 15:43 приходим в Поймазар ([Y-END], 2461м). Тут сразу попали в гости, до вечера пили чай, уже в темноте выехали в Ванч. В Ванче остановились у знакомых водителя, пили чай и общались до глубокой ночи.

вид с моста через Абдукагор, ледник РГО

нависающая над дорогой скала у моста

панорама с ледником РГО

долина Ванча

на обеде

долина р.Дарапоймазар

гостеприимный хозяин

1 сентября

Утром нашли машину, выехали из Ванча, к вечеру без приключений доехали до Душанбе. Поход закончен!