Автор: Сергей Богомолов, г. Саратов

Все беды от коммерческих экспедиций.

По следам Международной Гималайской экспедиции на в. Манаслу(8163м) весной 2005 года

О программе «Покорение высочайших вершин мира» – проект «14 восьмитысячников мира»

Высочайшие вершины мира.

К высочайшим вершинам планеты относятся горные пики высотой более 8 000 метров над уровнем моря. Таких вершин 14. Это четыре Каракорумских восьмитысячника: Чогори или К-2 (8611 м), Хидден-пик (8068 м), Гашербрум 2 (8035 м) и Броуд пик (8047 м) и десять восьмитысячников в Гималаях: Эверест (8848 м), Канченджанга (8586 м), Лхоцзе (8501 м), Чо-ойю (8201 м), Манаслу (8163 м), Дхаулагири (8167 м), Макалу (8463 м), Нанга-Парбат (8126 м), Аннапурна (8091м), Шиша-Пангма (8027 м).

В мире всего 12 человек, взошедших на все восьмитысячники

В России лидером Программы покорения высочайших вершин мира является Богомолов Сергей Георгиевич (Саратов), ЗМС СССР, МС СССР МК, четырежды «Снежный барс», член Международного альпинистского клуба. Он участвовал в восхождениях на все восьмитысячные массивы мира. С первого восьмитысячника, Канченджанги, прошло 17 лет. За это время было 11 Гималайских и Каракорумских экспедиций, 12 успешных восхождений, из которых, 11 пошли в зачёт программы «14 восьмитысячников мира» и 3 неудачных восхождения, которые он планирует повторить. Первый (и пока единственный) россиянин на вершинах Хидден пик, Гашербрум 2, Шиша Пангма Гл. (вместе с В.Олейником), Броуд пик. За три года он совершил три дубля на восьмитысячники, что является уникальным достижением.

Они побывали на всех 8-тысячниках

7. Юрий Утешев (Новокузнецк) - 4
8. Глеб Соколов (Новосибирск) - 4

Восхождения С. Г. Богомолова:

1. Канченджанга (8586м) - 1989г. - 2 Советская Гималайская экспедиция, рук. Э.В.Мысловский
2. Чо-Ойю (8201м) - 1991г. - Российская экспедиция, рук. С.Б.Ефимов
3. Дхаулагири (8167м) - 1993г. - Российско-Британская экспедиция, рук. С.Б.Ефимов
4. Эверест (8850м) - 1995г. - экспедиция республики Северная Осетия - Алания, рук. К.Хамицаев
5. Макала (8463м) - 1996г. - Кузбасская Гималайская экспедиция, рук. В.Савков
6. Лхоцзе (8501м) - 1997г. - Кузбасская Гималайская экспедиция, рук. В.Савков
7. Хидден пик (8068м) - 2001г. - Казахстанская Каракорумская экспедиция, рук. Э.Т.Ильинский
8. Гашербрум 2 (8035м) - 2001г. - - « -
9. Шиша-Пангма Ц. (8009м)-2002г. - Российско-Голландская экспедиция
10 Шиша-Пангма Гл.(8027м)-2002г. - - « -
11. Нанга-Парбат (8125м)-2003г. - Международная Казахстанская Каракорумская экспедиция, рук. Б.Жунусов, Э.Т.Ильинский
12. Броуд пик (8047м)-2003г. - - « -
13. К2 (8611м) только до 7600м - 2003г. - - « -
14. Аннапурна (8091м) только до 7200м. - 2004г. - Международная Гималайская экспедиция рук. Пётр Пустельник (Польша)
15. Манаслу (8163м) только до 6900м - 2005г. - Международная Гималайская экспедиция

Пресс – служба федерации альпинизма и скалолазания Саратовской области

Манаслу с севера
Состав:
1.Juan Corro Tormo - Испания - рук.
2.Javier Garcia Garcia - Испания
3.Carlos Pardo Fonfria - Испания
4.Fernando R.Marfull - Испания
6.Гия Тортладзе - Грузия
7.Сергей Богомолов – Россия

Программа « 14 восьмитысячников мира»

Спонсоры:
• Комитет по физической культуре, спорту и туризму Саратовской области
• Международный альпинистский клуб
• RedFox (Отличное российское снаряжение AUTDOOR)
• ФГУП НПП «Алмаз» (Продукция мирового класса)
• НВК банк (Наилучшие условия хранения денег и кредитования)
• АП РМК (Резервуарные металлические конструкции – качество мирового уровня)
• LEGIO Patria Nostra (Сеть спортивных магазинов – качество и ассортимент)
• ДЭНАС МС (Саратовский региональный центр – медицинские приборы 21 века)
• Neways (Отличное спортивное питание)
• Ингосстрах (Саратовский филиал – все виды страхования по всему миру)
• Валетек – СП (Золотой шар – российские витамины, баланс силы и выносливости)

Манаслу с запада
Наше восхождение как всегда началось с трека, который занял 9 дней. А до этого мы встретились с испанцами из города Кастелония во главе с Хуаном Корро. Нас объединял общий пермит, т.е. разрешение на восхождение. Если испанцы продукты привезли с собой, то мы все закупки делали в Катманду. Хотя, конечно, такие вещи, как сырокопчёная колбаса, у нас были. Кроме того, у меня было много спортивного питания от компаний «Ньювейс» и «Валетек СП».

Дети Тибета
Зная текущую политическую обстановку в стране, мы не пошли вместе с поварами и носильщиками, а выбрали путь чуть посложней, из-за перевала Ларки (4900м), но более короткий и спокойный. В последнем селении ущелья, Самогоне, почти на границе с Тибетом, мы встретились с нашим караваном. К сожалению, наш караван не стал исключением и также был подвергнут маоистким поборам на пути следования. Что не делает чести Непалу, а как следствие приводит к оттоку туристов. То есть бьёт по карману тех же непальцев.

Подход к базовому лагерю
Стали подниматься в базовый лагерь. В Самогоне свои условия переноски грузов. Местные никому не дают нести груз в ВС. Это уже сложилось давно. Но цена возрастает в три раза. Перепад 1300м. Ночью внизу шёл дождь, а здесь, наверху, выпал снег. Тропу, проходящую по траве и скалам, всю занесло. И надо обладать высокой сноровкой, чтобы по такому крутяку, в кедах по снегу, тащить 30 кг. Различий между мужчиной и женщиной, между взрослым и ребёнком, нет. С моей точки зрения установленная здесь монополия – полезна. Катмандинские носильщики, которые в прошлом году отказались пройти по морене до базового лагеря Аннапурны всего 1,5 часа, здесь бы точно поулетали.

Базовый лагерь поставили на плече, на снегу, на 4700м. Непонятно, что под нами - морена или ледник. Но вообщем – то без разницы, кругом снег. Торро жалуется, что плохой ВС, нет травки, ручейка. Но…

Лагерь 1 (5600м)
Первые два дня снегу только подсыпает. Это заставляет нас постоянно откапывать палатки. На третий день наступила нормальная погода, и это как раз совпало с нашим планом выхода для установки лагеря 1.

Кастелонцы нас не поддерживают, ссылаясь на плохую акклиматизацию. Загрузились, вес рюкзаков примерно по 25 кг, первый выход - он всему голова. Идущие обратно с заброски шерпы из японской экспедиции удивлены отсутствием помощников и большой загрузкой «мемберов». Обогнавший нас на подъеме баск, возвращаясь назад, предложил воспользоваться их палаткой. Это хороший тон. Но мы поставили свою, RedFox explorer.

За ночь снегу привалило, палатки практически под потолок засыпаны. Вчерашнее желание пройти вверх, протоптать, - исчезло. Завтрак готовить не стали, пошли вниз. На косой верёвке из- под ног уходит лавина. В середине пути накатывается облако и видимость пропадает. Всё сливается, ни в очках, ни без очков в упор не видно занесённую тропу. Вот где проявляется ценность расставленных вешек. Еле – еле просматриваем следующий флажок, а с направления не сбиваемся только из- за того, что шаркаем ногами по снегу и по плотности определяем тропу. Темп резко падает, и вторую половину пути мы идём вдвое дольше.

Лавиноопасный склон
В базовом лагере дела идут свом чередом. В 12.00 снизу пришли три тибетки, одна - хозяйка лоджии, где мы ночевали. Принесли товар для шерпов, унесут мусор. С ними вместе уходит наш офицер связи. Вот так, на шестой день. «Сдулся»! Это происходит из года в год. По закону он должен быть в каждой экспедиции, и мы платим за него хорошие деньги. Но когда всё идёт своим чередом и он не мешает – это одна ситуация. Но здесь конкретный прокол. Их предназначение – посредничество между местным населением и «пришельцами» - профанируется. Я думаю, что как институт, они себя изжили.

Перед нашим вторым выходом к нам приходит руководитель коммерческой экспедиции немецкого агентства «Амикал» и говорит, что они несли издержки по провешиванию перил, и нам надо сдать на это по $80 с человека. Какой-то комок неудовлетворённости подошёл к горлу. Уточняю у Гии свои действия на случай, если вверху у кого-нибудь из соседей что-нибудь случится, не дай бог, конечно. Мне что, сначала завести разговор о деньгах, а потом предпринять какие либо действия? Я этих перил за свою жизнь перевешал километры, но ни разу ни с кого не спрашивал денег. А если бы не было других экспедиций рядом? Они же должны на это закладываться? Везти комплект верёвок, разных крючьев и тому подобного для перил?

Ну хорошо, есть соседи… Возьми верёвкой, крючьями. Но деньги! Они разлагают!

Характерной была реакция испанцев. Хуан сказал, что это менталитет центральной Европы - деньги за всё требовать. Они, южане, так не поступают. Услышав, что в противном случае верёвки снимут, баски вообще послали немца подальше.

Эти ребята, баски, мне понравились. Они работают в нашем режиме. Без помощи шерпов, без кислорода. Немного я встречал таких западных команд.

И, ещё, забегая вперёд, о «правильных» немцах... Никак не пойму, почему они оставили после себя кучу мусора в ВС? Всем известно, что за мусор мы фирме оставляем залог - $500 с человека. И когда мы стали все уходить вниз, то человек, контролирующий чистоту базового лагеря, приписал этот мусор всем. Хотя здесь, на месте, были два шерпа от фирмы «Тамсерку», обслуживающие немецкую команду. И нам пришлось терять день, оплачивать вывоз «грязи» этих «чистых» немцев.

К сожалению, в глазах у руководителя вместо азарта светился только доллар.

Два дня восстановления - и мы снова в пути. Второй выход. Задача - поставить лагерь 2, но есть тайная надежда – сходить на вершину. Для этого есть определённые предпосылки. Нас идёт большая группа: немцы, которые на две недели раньше нас прибыли сюда, мы, шерпы японцев. К тому же немцы уже поставили свой второй лагерь и сейчас они хотят сделать лагерь 3 , а потом рывок на вершину. В разговоре с японскими шерпами выясняется, что пока мемберы не доходили до первого лагеря, но у них 40 баллонов кислорода на шестерых. Если это так, то даже для Эвереста это чудно выглядит. Можно назвать это одной из разновидностей высотного альпинизма, но здесь получается как в русской рулетке. Спросите Виктора Бобка, зачем он брал два редуктора с собой на восхождение по Северной стене Эвереста прошлый год.

Упреждая возможные последствия, ставим для себя так называемый Midl camp на 6300 м. При этом вниз, но уже транспортируя своего коллегу, идут упоминавшиеся шерпы. Пострадавший, шедший первым, сбился с направления и упал в трещину на 15 метров, сломал ключицу. Оказываем им посильную помощь, быстро растопив воды и насыпав туда спортивного напитка. Cо стороны кажется, что нам осталось 2 – 3 часа хода, но на самом деле затрачиваем все пять. Видим, что немецкая команда движется через ледопад и сераки в сторону лагеря 3. Но это движение крайне медленное и очевидно бесперспективное. Организуем место ночлега в лагере 2 рядом с уже стоящими палатками. Погода резко портится, температура падает, ветер усиливается, видимость пропадает. Возвратившиеся немцы расстроены, усталы и озабочены. На полпути оставили в заброске снаряжение, но, как я понимаю, их тяготят время и силы, потерянные в борьбе с горой.

По телефону связался с домом. Они на даче, говорят, что для меня посадили редиску, к приезду будет готова, и всё о’кей. Блин, я просто верещу от такой ситуации. Я тут в соплях и дискомфорте, они в зелени и на Волге поговорили как будто мы рядом и остались при своих интересах. Отрыва от дома, цивилизации не чувствуется, как раньше. Когда письмо туда – сюда шло полтора месяца

Сон получился отвратительный, что ещё раз подчёркивает, что альпинизм - это терпёжка, терпёжка и ещё раз терпёжка. Начав спуск и отойдя метров на пятьдесят от палаток, Гия крикнул, что здесь фирн и надо надеть кошки, что впоследствии стало для нас хорошим делом. Дует сильный ветер, двигаться без маски невозможно. У нас всё идёт по плану, лагерь 2 поставили, что и требовалось. В этот же день пришли в базовый лагерь.

Манаслу 2005
Надеялись отсидеться 2 – 3 дня. Интернет, но самое главное - календарь Ламы, предвещали самое лучшее. Но всё пошло прахом. 9 дней сплошного снега и ветра. Немецкая команда, исчерпав все сроки пребывания, ушла вниз. От неё только остался Фернандо, колумбиец, отличный, сильный парень. Плюс ещё баски. Все вместе мы та движущая сила, способная пробить дорогу на вершину.

Тоже лагерь 1
После такой длительной отсидки движение всё-таки медленное. Когда пришли в первый лагерь у палаток были виды только макушки. Часа за полтора откопали, дуги восстановились, внутри всё сухо. Заночевали. К утру стала болеть голова, мучался, пока не выпил цитрамон. С утра день отличный, вверх идём большой силой в 20 человек. Ход хороший по времени и самочувствию. Ясно и жарко. В районе японской заброски, перед лагерем 2, начала мести метель. Оделся по полной программе: ветрозащитный костюм + маска + горнолыжные очки, при этом взял у шерпов несколько веревок + 6 снежных кольев. Уже в хорошую метель вышли к лагерю 2. И … ужас! Ни одной палатки не видно. Стоят баски, Фернандо, машут палками. Двое шерпов ковыряются лопатами. Но видимости никакой, снежный наст - жесткий. Баски говорят, что идут вниз.

Уже ничего не нужно.
Лагеря 2 нет. Хуан Торро
Я разгрузился. Пытаюсь выяснить у шерпов, что они думают и что собираются делать. Метель усиливается. В голове хаос. Хочется копать, искать, но не копается, видимости нет, и становится холодно. Все мотают вниз.

Как-то в голову сразу и не приходит, что всё снаряжение пропало. И палатка, и спальник, и пуховка, и пуховые штаны, и ледоруб, и каримат, и всё остальное. О чёрт, все флаги пропали. Что? Что предпринять? Спуститься в первый лагерь и заново подняться? А где взять силы? А главное что, на вершину ночью идти без пуховки? Эти мысли уже приходят потом, а сейчас только одна злость. Вот гора! Мало того, что не пустила на вершину, так ещё и снаряжение отняла. Такое у меня впервые.

Но постепенно метель достала, и все мысли стали вертеться вокруг неё. Как бы улучшить свой ход? Снега прибавило, следы замело. Тело стало охлаждаться. В конце концов, маска стала мешать, очки запотели, и я их снял. Но справа снежная крупа стала бить в глаза, опять надел, но ничего не видно. При переходе лавиноопасного склона под сераками что-то грохнуло. Я уже заканчивал переход и наметил куда бежать в случае чего. Шарахнулся влево по ходу метра на три. Но потом распознал, что это гром. Молнии сверкали совсем рядом. Мы находились в грозовом облаке. Нас постоянно посыпало снежной крупой размером с горох. Этого нам ещё не хватало.

Чувство неудовлетворённости я испытывал до глубокой ночи, ворочаясь с боку на бок. Девятидневный снег вкупе с ветром сделал своё дело. Засыпал палатки сверху и уплотнил снег так, что нужна целая поисковая бригада и ни на один день. Но на такой высоте это невозможно. К сожалению надо признать, что гора нас не приняла, и нам пришлось отступить. Без снаряжения на вершину не пойдёшь. В общей сложности засыпано было 15 палаток со снаряжением, не считая километры веревки и десятки крючьев.

Естественно, я «пожаловался» на судьбу всем свом спонсорам. И я очень благодарен компании “RedFox”за их многолетнюю дружбу, поддержку и теплоту отношений. Наше сотрудничество продолжается около десятка лет. Я в полной мере удовлетворён качеством производимого ими российского снаряжения. В сжатые сроки снаряжение было восстановлено, и я снова готов к «бою».