Автор: Геннадий Стариков, Москва

Пик Ленина, Максим Фойгель
Памир-74 глазами японских участников, Михаил Волков

Фото 1
Уже 35 лет отделяют нас от  большой трагедии на пике Ленина (7134м) с женской группой Э.Шатаевой – инициатора восхождения. Они мечтали пройти обязательно траверс массива со спуском не по пути подъема – впервые в мире на такой высоте женской группой. Благополучно взойдя на вершину, при начавшейся непогоде пережидали, поставили палатки, но непогода ужесточалась, быстро проявилось заболевание двух участниц. При вынужденном спуске на высоте порядка 7000м умерли все 8 женщин. Все закончилось 7 августа 1974 года.

Фото 2
Эта трагедия подробно описана в книге Владимира Шатаева “Категория трудности” (1977, 1982, 2001) с высказываниями многих присутствовавших на месте.

Фото 3
После гибели всей женской группы к месту событий (выше “запятой”) 13 августа поднялись В.Шатаев, С.Соколов, В.Давыденко. Только трое! И сделали невероятно много – перенесли  ВОСЕМЬ  тел погибших женщин и временно захоронили их до следующего года в двух раздельных местах, закрепив веревками с ориентирами. В.Шатаев предусмотрительно принес с собой магнитофон “SONI” (1,5 кг) и надиктовал описание расположения тел, их одеяния для индефикации. В следующем году с определением этих мест не было проблем, и все ВОСЕМЬ были спущены вниз (участвовало 25 человек).

Фото 4
Мне пришлось ходить с четырьмя из 8 женщин на разные небольшие восхождения, остались они памятны, и поэтому привожу несколько фото.

Эльвира Шатаева в Царицыно (апрель 1971), фото 1.

На вершине пика Комсомола в Заилийском Алатау – Эля, Алик Вселюбский, Гена (1 мая 1970), фото 2.

Володя с Элей в Туристе (февраль 1972), фото 3.

Фото 5

Васильева Нина на ЮЗ Памире при траверсе вершин Чюрлениса-Донелайтиса, 4А (июль 1971), фото 4.

Мухамедова (Элла) у вершины Б.Игизак (май 1972), фото 5.

Фатеева Валя – восходили вместе Н.Васильевой в группе на в.Донбасс, 3А на ЮЗ Памире в июле 1971 г. (июль 1974, фото из книги “Категория трудности”), фото 6.

Вот некоторые восхождения, предшествовавшие последнему.

Фото 6

- Коммунизма (7495м), 5Б – 1971 г. Э.Шатаева- мс в мужской группе (рук.- В.Шатаев+6 чел.).

- Корженевской (7105м), 5А – 1972 г.

В июле 1972 года женская группа под руководством Галины Рожальской- мсмк в составе Ильсиар Мухамедовой- кмс, Эльвиры Шатаевой- мс и Антонины Сон- мс совершила восхождение на семитысячник - пик Корженевской (7105м) на Памире. За это уникальное восхождение женщины удостоились медалей Спорткомитета СССР “За выдающееся спортивное достижение” (таких же, как и участники первого прохождения юго-западной стены пика Коммунизма в 1968 г.: Э.Мысловский, В.Иванов. В.Глухов и А.Овчинников). Вот так сравнялись в наградах мужская и женская команды альпинистов.

Фото 7
Как не просто далось восхождение женщинам на семитысячник, хорошо видно на фото ЗМС, ЗТ СССР Ануфрикова М.И. при возвращении в базовый лагерь, фото 7.

- Ушба (С-Ю), траверс, 5А – 1973 г., 5 чел. женской группой (рук.- Э.Шатаева- мс, Г.Белобородова- мс, А Клокова- мс, Л.Морозова- кмс, И.Мухамедова- мс).