Горы мира > Турция, Ближний Восток >

Экзотический экстрим, Виталий Томчик
Арарат. Фотозарисовка, Анатолий Мошников

Арарат
Силы, казалось, покинули меня: самочувствие было хорошим, ничего не болело, но для продолжения восхождения  сил больше не осталось. «Все, ребята, идите без меня», - проговорил я. «Да ты что! - набросился Павел, -  осталось-то всего ничего, пошли!» В ответ я лишь устало мотнул головой: «Нет, не могу».

Они – Павел, Карен  и проводник Джума, продолжили путь, я же медленно снял с себя опостылевший рюкзак, глотнул воды и вяло пожевал урюк. Вершина Арарата сверкала на солнце совсем близко, казалось, можно дотянуться до нее рукой. И, что странно, не было никаких угрызений совести: «Ты же так долго мечтал подняться на библейскую гору, видя ее каждый день из Еревана. И теперь, когда до нее осталось метров двести, ты встал...»

Нет, сил не было даже на такие мысли.

Вот так и стоял  я на леднике минуты три или целую вечность. Сознание постепенно возвращалось ко мне, откуда-то появились  исчезнувшие было силы и я, находясь еще в некотором оцепенении, машинально продолжил путь: «пойду, сколько смогу, а спуститься всегда сумею».

Лагерь 4200

Метров через 30, за перегибом, увидел ребят, которые, сняв рюкзаки, отдыхали. На мой «героизм»  отреагировали буднично: «оставь  рюкзак на снегу, пойдем налегке». Я  переоделся в легкую куртку – на солнце было довольно тепло, от ночного пробирающего насквозь холода не осталось и следа. Оставшийся путь до вершины прошел на автопилоте, бормоча какую-то незатейливую песенку.

Вершина рядом

За 33 года, что хожу в горы, десятки раз приходилось  испытвать на себе магию вершины: враз уходит куда-то усталость и появляется необъяснимое чувство счастья. Прибавили бодрости и чересчур оживленные иранцы. Все еще находясь в некой прострации, обнялись и сфотографировались с ребятами.

Лишь через несколько  дней, уже дома, уютно устроившись в мягком кресле, приходит осознание сделанного – для альпиниста высота 5165 м – не ахти какое достижение, но все-таки в 50 лет взобраться на нее тоже может не каждый. К тому же это не просто высота, а гора Арарат – красивейшая из вершин!

Ашот и Павел

Девять лет назад мне уже приходилось стоять на склоне величавой горы, но турецкие власти не разрешили подъем восходителям из семи стран. Причин отказа не было, но все и так было ясно: в группе есть граждане Армении...

Долгих девять лет  мы пытались получить официальное разрешение и, наконец, получив подтверждение партнеров, что все члены экспедиции получат фертификат, мы вновь решились на штурм Арарата. К счастью, на этот раз все было взаправду: и вершина – 4 августа 2009 года, и сертификаты.

Скрипач Гия, хинкали и Ушба

Навсегда ушедший в горы.
Памяти моего друга Юрия Фролова

Арарат: история восхождений

Армянские альпинисты на Демавенде (5671м)