Автор: Новиков В.К., Москва

Часть 2

03.08.08.
4.00. Подъем.
Ищем брод. Переходим через реку в 6ч. В лагере забрали заброску, устроились на бывшей погранзаставе, просушились.

04.08.08.
6.30. Подъем.
Выход в 8.45. Движение по лесной дороге по правому берегу Гора-су.

Фото 22. Выход из лагеря Чегем (сзади в. Тихтиген).
Дошли до конца ущелья, здесь тропа раздваивается: правая идет сразу в ущелье Шаурту, левая- в ущелье Тютюргу, но после первого взлета есть возможность перейти че-рез моренный гребень из ущелья в ущелье. Мы идем через ущелье Тютюргу. Тропа в лесу круто забирает вверх градусов 35 через 40 мин мы вышли к разрушенному кошу. После леса тропа выполаживается, и открывается большое пологое ущелье, разделенное морен-ным гребнем, а дальше – отрогом. Справа вверху уже виден ледник Шаурту, на него ведет моренный гребень, по нему идет тропа, дальше идти по ней (фото 22).

Фото 23.Ущелье Шаурту

Фото 24.Вид сверху на ущелье р.Гора-су
Гребень идет по левому берегу л. Шаурту, не очень круто набирая высоту. Язык ледника покруче 30 град, дальше поворачивает налево и выполаживается. Прошли еще 50 мин , поднялись метров на 100-150. Идем не по гребню, а по низу морены с правой сторо-ны (орографически) по хорошей тропе. Впереди видны Ортокакра, Цаннер.
Подъем стал круче 35-40 град. Медленно и уверенно пытаемся выйти на моренный гребень. Стала видна г. Салынгантау, немного выглядывает г. Шаурту.
Прошли еще 40 мин. Гребень стал совсем крут, и сыпуха стала нависать большими валунами. Ушли с гребня на правый снежник и, перейдя его поперек, встали на ровной площадке на обед в 13.20. В 14.40 вышли, сделали еще ходку 55 мин по гребню морены, подойдя к леднику. Впереди несколько скальных лбов, дальше виден отрог в середине ледника, разделяющий л. Шаурту на два потока: язык левого (правого орографически) круто забирается вверх на уровень разделительного отрога, второй поток – правый (левый орографически) – заходит за разделительный отрог. Мы подходим к левому потоку. Он весь иссечен трещинами, но есть проходы.

Фото 25.Подъем по леднику Шаурту
Прошли 1ч 05 мин по накрытому сыпухой леднику к левому потоку ледника. С этой стороны на разделяющий отрог очень резкий выход – практически ледопад, но сбоку к отрогу от основного хребта есть морена, ведущая прямо наверх. По ней , по сыпухе, за 1 час вышли на ледник, спокойный, открытый и пологий. Идем без кошек, обходя прикры-тые снегом, но хорошо заметные, трещины. Разбили лагерь на леднике, напротив перевала Спортивной дружбы (фото 26) примерно в часе хотьбы от начала перевального взлета.

Фото 26.ночевка перед перевалом Спортивной дружбы.

05.08.08.

4.00. Подъем.
Выход в 6.00. К бергшрунду подошли через 1ч 30мин. Начинаем провешивать ве-ревки. Сделали несколько промежуточных пунктов. Всего провесили 520м веревки. Кру-тизна склона 50-55 град. Лед сверху рыхлый, но идти нормально. Ледобуры держат, если сбить верхний слой и вкручивать их в нормальный лед.

Фото 27. Подъем на перевал Спортивной дружбы.

Фото 28.Вид с перевала Спортивной дружбы в сторону подъема.
На перевал Спортивной дружбы вышли в 15.00. С погодой опять не везет – сначала просто туман, потом дождь, потом дождь с градом, затем просто град. На перевале време-нами выходит солнце.

Фото 29. На пер. Спортивной дружбы. Слева направо: Чистяков А., Новиков В., Фирсов А., Михайлов А., Платонов А.

Выход на перевал немного правее правого отрога МВТУ (южный). Веревки прове-шивали метрах в 40-50 от него между скальником и льдом. В середине перевальной сед-ловины скальник- как лоб среди льда. Он очень разрушен, и с него прилично сыпет. На перевале лед обрывается снежными карнизами и дальше, с другой стороны, разрушенный скальник, кое-где покрытый снежниками. На первале ест ночевки, но не на самой седло-вине, а на южном отроге МВТУ. Сняли записку клуба «Вестра» П. Ариничева.

Фото 30.Вид с перевала на ущелье л.Шаурту.

06.08.08.
6.30. Подъем.
Погода отличная, но холодный порывистый ветер.
Выход в 8.30. Идем 55 мин по разрушенным скалам вперемешку с некрупной сы-пухой. Отдыхаем на выпирающих лбах. Внизу виден ледник № 456 (восточный Шаурту).

Фото 31. Спуск с пер. Спортивной дружбы.
Видны рваные трещины, множество мелких кулуаров, но не видно ни одного про-хода до ледника. Спустились еще 30м и уперлись в сбросы. Провешиваем веревку 100м. Начали в 10ч, закончили в 12ч 40мин (фото 32).

Фото 32.Спуск со скальных сбросов на ледник (в верхний перевальный цырк)

Спустились на ледник у скал он покрыт снегом, дальше вскрыт, есть трещины. на-чинаем прижиматься к левому отрогу, там вреде есть проход.
Прошли по леднику, который уже растопило, вся сыпуха на нем едет. Одеваем кошки и доходим до сброса ледника из верхнего цирка. Видно, что внизу ледник спокой-ный и покрыт снегом, но чтобы до него добраться, приходится кидать веревку 60м в кулу-ар между ледником и левым отрогом (фото 33).

Фото 33.Спуск из верхнего перевального цирка в нижний.

Фото 34.спуск из верхнего перевального цирка в нижний
Спустились на снег в 14.30. В ущелье внизу - туман.
По левобережной морене через 30 мин вышли из цирка. Видимость 50м. Встали на обед на краю ледника возле ручья, стекающего с ледника. После обеда выходим в 16.20. Движемся по левому берегу ручья. Прошли еще 50 мин, встали на баранью тропу. Она пе-решла на правый берег. Уперлись в лбы в 17.00. Сильный туман. Встали на ночевку.

07.08.08.
5.45. Подъем.
Выход в 6.50. Движение начинаем по средней морене между двух ручьев. Прошли 1ч 20 мин, туман расступился, мы нашли проход и подошли к моренному сбросу, левобе-режному относительно ледника Безенги. Озеро Баранкош скрыто за соседним отрогом (фото 35).

Фото 35. Безенгийская стена.

Спуск с морены занял 20 мин. Дальше двигаемся в сторону озера Баранкош по ле-вобережной морене л. Безенги, прямо под сбросами с отрога (левого). Ледник рваный, практически весь покрыт мореной.
Прошли еще 40 мин, вылезли на моренный взлет. Через 50 мин понимаем, что на отрог вылезли зря: приходится и через ручей переходить, и кулуары обходить. На очеред-ном сбросе видим, что снизу начинается отличная тропа прямо от ледника и идет, плавно забираясь на отрог. В 12.30 дошли до озера Баранкош.

Фото 36. На озере Баранкош.

08.08.08.

5.30. Подъем.
7.00. Выход. Двигаемся по тропе на моренном валу в сторону отрога от в. Кельба-ши, будем его обходить и наверх поворачивать за ним. Прошли 40 мин. Тропа идет по гребню левобережной морены л.Безенги, затем она идет с небольшим набором высоты вдоль отрогов, обходя сбросы и ручьи. Вышли к подъему – травянистый гребень северо-восточного отрога Салынган.

Фото 37.вид на ледник Кельбаши.

Прошли еще 40 мин по гребню по тропе. Уже открылись Цаннер и Ляльвер. даль-ше тропа еще немного идет вверх и уходит на перевал Кель. Нам нужно уходить влево на отрог Ортокары. За ним будут ночевки Черная осыпь.

Фото 38. Вид на перевал нижний Цаннер, в. Ляльвер.

Прошли еще 45 мин. С гребня ушли влево на осыпной склон, дальше вверх по мо-рене идет тропа (по левому берегу стекающего ручья). Подошли практически в цирк пере-вала Кель. Напротив перевала на отроге Ортокары располагается пик, через который нуж-но перейти, чтобы попасть на Черные осыпи.

Прошли еще 35 мин. По спокойному леднику Кельбаши вышли на отрог в. Ортока-ра. По этому отрогу вверх и через него на ночевки Черной осыпи по широкой тропе. На ночевки вышли в 11.40. Поставили палатки.

Фото 40. Подъем на ночевки Черные осыпи (вид с северо-восточного склона г. Ляльвер).

В 15.00 вышли в сторону перевала Цаннер нижний через язык ледника Чегем-Безенги в обход южного отрога Ортокары по тропе, пробитой ранее другой группой.

Фото 41. Вид со стороны л. Чегем-Безенги.

Через 40 мин вышли на перевал Цаннер ниж. (2А, 3887). Сняли записку клуба «Вестра», руководитель Один. Вернулись в лагерь.

Фото 42. На перевале Цаннер нижний (2А, 3887).

09.08.08.

3.45. Подъем.
Выход в 4.05. На перевал Цаннер ниж. поднялись в 5.00. На вершину Ляльвер (4355) поднялись в 7.30. Погода отличная.

Фото 43. Подъем на г. Ляльвер по северо-восточному гребню.

Фото 44. Вид на Главный Кавказский хребет с г. Ляльвер.

Фото 45. Вид с г.Ляльвер

Фото 46. На г. Ляльвер (4355).

Фото 47. На вершине г.Ляльвер.

На перевал Цаннер спускаемся в 11.00, в 11.30 пришли в лагерь. В 12.45 выходим в направлении озера Баранкош. Через 45 мин перевалили через отрог Ортокары, пересекли ветвь ледника Кельбаши и вышли на перевал Кель (1А). По отличной тропе через 45 мин спустились к озеру Баранкош.
От озера вышли в 15.40 в направлении альплагеря Безенги. Прошли 40 мин по тро-пе по моренному гребню, сошли с тропы и вышли на середину ледника Безенги. Снизу начинает заходить туман. В лагерь пришли в 18.40.

10.08.08.

Дневка.

11.08.08.

5.30. Подъем.
В 7.15 выходим в сторону Теплого угла. Сразу за лагерем переходим по мосту на правый берег реки и поднимаемся вверх по хорошей тропе.
Через 1.30 дошли до развилки, уходим налево. Идем еще 40 мин по тропе по кру-тому склону, по правому берегу стекающего ручья. Через 30 мин вышли на терассу, где стоит хижина Укюкош.

Фото 48. Хижина Укюкош.

Через 50 мин, набрав еще 100-150м, вышли на следующую терассу, более похожую на перевальный цирк.

Фото 49. подъем к перевалу Укю.

Пройдя терассу, вышли на ледник Укю малый. Ледник очень спокойный, не круто набирает вверх. Выходим еще на одну терассу, виден перевал Укю. Поднимаемся на мо-ренный гребень правого берега ледника. Здесь ставим лагерь (фото 50).

Фото 50.Ночевка под перевалом Укю.

В 15.00 выдвигаемся на перевал и через 300м по каменистому гребню выходим на перевал Укю (2А, 3897). Возвращаемся на ночевки.

Фото 51. На перевале Укю (2А*, 3897).

12.08.08.

4.30. Подъем, начинаем подъем на вершину в 5.40.
Подъем на юго-восточный гребень по средней сыпухе, дальше до вершины по гребню (легкие скалы, жандармы). На вершину Укю (4334) поднялись в 7.20.

Фото 52.Вид с в.Укю.

Фото 52. Вид с г.Укю на ледник Укю.

Фото 53. На вершине г.Укю.

Выход с вершины в 7.45. Спустились в лагерь по пути подъема в 9.00.
Выход с ночевок в 10.30. через 15 мин вышли на перевал Укю, далее спуск в каме-нистый кулуар, дальше должен быть ледник.

Фото 54.Вид на л. Укю

Прошли 1ч 15 мин. Сначала метров 100 вниз по кулуару, затем он раздваивается. На наше счастье, кто-то прошел утром, хорошо видна тропа. По ней влево по склону, об-ходя два контрфорса, сходящих с в.Укю. Затем плавно выходим на морену ледника Укю (фото 55).

Фото 55. Спуск с перевала Укю.
Трещины на леднике легко обходятся по камням. Так прошли метров 200, затем ледник выполаживается и приобретает вид ледового поля. Справа виден подъем на пере-вал 9 Мая, СОГМИ (см. фото 52), слева – перевалы Бетала Калмыкова нижний и верхний. Внизу видно начало реки Укю-су.
Прошли еще 50 мин, перешли ледник, дошли до ледникового озера (фото 56).

Фото 56. ледник Укю.

Из озера ручей падает практически ледопадом. Обходим его с правого берега, дальше еще один спуск, внизу видно моренное озеро.
Прошли еще 1ч 10 мин. Прошли терассу под ледником. Около моренного озера на-чинается коровья тропа. Она идет вдоль всего ущелья реки Укю-су по левобережному склону (фото 57).

Фото 57. Река Укю-су.

Прошли еще 40 мин и в 15.20 встали на обед. После обеда вышли в 16ч. Начался дождь.
До слияния рек Укю-су и Думала дошли через 1час.Здесь реку Укю-су переходим вброд так как мост смыло. Далее еще 20 минут хода по дороги, доходим до пограничного поста, от него в 15 минутах ходьбы выходим к Череку Безенгийскому, вдоль которого по дороге к 20. 30 добираемся в альплагерь Безенги.