Автор: Линдсэй Гриффин, UK
Перевод: Анна Пиунова, Mountain.RU

Северная стена Маттерхорна. Новый маршрут?

Жан Труайе
В конце июля альпинистские сайты пестрели заголовками о новой линии по северной стене Маттерхорна (4478м), проложенной легендарным швейцарцем Жаном Труайе (Jean Troillet) и его французскими товарищами – опытными горовосходителями Мартьялем Дюма и Жан-Ивом Фредриксоном (Martial Dumas, Jean-Yves Fredricksen). Несмотря на то, что технически восхождение было сложным, есть сомнения в новизне пройденной ими линии.

В 2006 году знаменитый гид из Ля Фули (La Fouly) сделал попытку пройти по центру северной стены в двойке с Себастьяном Гэ (Sеbastien Gay). Пара прокладывала путь по вертикальному, а местами и нависающему рельефу в нижней части стены между классическими маршрутами Шмидта (Schmid Route, 1931г) и Бонатти Директ (Bonatti Direct, 1965), но вынуждена была отступить после первой же ночёвки из-за камнепада.

Связка планировала  вернуться к маршруту, но человек предполагает...
Несколько недель спустя Себастьян Гэ разбился в районе Вербье, прыгая на лыжах с парашютом.

Осенью 2008 года Дюма и Фредриксон присоединились к Труайе для попытки (впрочем, безуспешной) пройти Южную стену Аннапурны. Именно там Труайе предложил французам поучаствовать в другом его проекте на Маттерхорне.

Тройка провела на маршруте три дня, в нижней части крутой микстовой стены у них была одна олд-скульная ночёвка в лёгких гамаках, после чего они продолжили движение наверх, пока, наконец, не вышли к оригинальной линии маршрута Шмидта. Далее их продвижение более-менее совпадало с упомянутой ниткой вплоть до верхней стены, однако налетевший ураган принудил их траверсировать влево к Hornli Ridge, приблизательно на уровне плеча (Shoulder).

Жану Труайе, выдающемуся альпинисту, сделавшему два первопрохода на восьмитысячники, на момент описываемого восхождения исполнился 61 год.

Оба француза, вполовину его моложе, определили трудность пройденного маршрута как ED2 или ED3, F5, A2 и 85° лёд, всё по очень сыпучим скалам, коими славится северная стена.

Дюма и Фредриксон далеко не новички в сложных бигволлах, за их плечами первопроход на Дрю, грубо соответствующий разрушенной линии Bonatti Pillar, первопроход на Trango Pulpit и третье прохождение Riders on the Storm по восточной стене Центральной Башни Пэйн (Central Tower of Paine).

Труайе взял на восхождение небольшую деревянную коробку с прахом Себастьяна Гэ, переданную ему женой покойного. В память о юном друге Жан хотел назвать маршрут его именем.

Тем не менее, нитка маршрута, опубликованная в  сети, похоже, совпадает  с линией малоизвестного чехословацкого маршрута 1972 года.

11-13 августа 1972 года чехословацкая команда (Zdislav Drlik, Leos Horka, Bohumil Kadlecik, Vaclav Prokes) прошла наиболее прямым путём по северной стене с выходом на маршрут Шмидта на последних 250 метрах.

Как уже было сказано, швейцарско-французская линия также проходит между маршрутами Шмидта и Бонатти по нависающей нижней стене прямиком к маршруту Шмидта.

Обеим командам был отправлен запрос на подтверждение, но скорее всего, швейцарско-французская  партия ни в коем случае не морочила людям головы, а просто не знала о существовании чехословацкого маршрута.