Горы мира > Сибирь >

Автор: Антон Агарков, Лыткарино, Московская Область.

Долго будет Карелия сниться...

"В разных краях
Оставляем мы сердца частицу
В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня...
Вот и теперь
Мы никак не могли не влюбиться
Как не любить
Несравненные эти края"

К. Рыжов

Есть такие места, куда рвешься всей душой, не знаешь, что там тебя ждет, чем встретят тебе эти уголки Земли. И тем не менее рвешься наугад, веря в слепую удачу. Именно так тянуло меня на север - в Карелию.

Это была давняя мечта. Первая мысль попасть в Карелию появилась у меня еще в 2006 году, но тогда это казалось почти несбыточным сумасбродством. Но в этом году благодаря Ивану (dementievskiy) моя мечта сбылась - я отправился в Карелию.
7.07.2009-8.07.2009-9.2009

Вечером мы (Иван, Лена, Вадим и я), с фототехникой, рюкзаками и катамараном загрузились в поезд и с Ленинградского отправились в путь. Дорога прошла без приключений. Ехали в купе, коротая дорогу за разговорами о путешествиях, приключениях, фотографии и вообще всем подряд. Странные вещи начали происходить ближе к вечеру 8-го. Почему-то перестало темнеть. День шел к вечеру, но свет и не думал меркнуть. Сердце радовалось: "Вот они, невероятные белы ночи". Но мозги тихо твердили: "Засада".

Было около двух часов ночи, когда забрезжил рассвет - феерия красок, превращающих одинокие сосны на голых камнях в живописные силуэты. Нам оставалось только бессильно смотреть за этой красотой из окна поезда.

Мы сошли с поезда на станции Боярская. Кроме нас там же сошла пожилая пара байдарочников. Их приключение должно было затянуться на месяц. Карелия встретила нас мелким моросящим дождем и прожорливой мошкой. В спешке собрав катамаран мы сошли на воду. И сразу же пришло потрясающее, ни с чем не сравнимое ощущение свободы, спокойной отрешенности, удаленности от цивилизации. И только тихое гудение проходящих поездов ненавязчиво напоминало, что люди все еще где-то рядом.

Когда мы встали на первую стоянку на небольшом каменистом острове, дождь прекратился и небо начало постепенно расчищаться. Как только мы причалили, ноздрей коснулся терпкий запах можжевельника. Именно этот запах и стал для меня порогом в Карелию и одним из самых сильных впечатлений. И время от времени я ловил себя на том, что я несознательно растираю острый можжевеловый листок и подношу пальцы к носу, чтобы снова ощутить этот аромат. Можно очень долго рассказывать про чудеса Карелии - про податливый ковер пружинистого мха, про заросшие космами лишайника сосны и ели, про серые и рыжие камни, покрыты миниатюрными лесами микроскопических грибов, про покатые каменные лбы, уходящие в прозрачную воду будто бы спины могучих китов. Но дороже всех рассказов станет даже один единственный день в этом краю.

Часам к шести небо расчистилось, и выглянуло солнце. Мы разбрелись по острову в поисках интересных ракурсов, а некоторых тяга за удачным кадром погнала в воду. В художественном экстазе я и не заметил, как зашел в озеро чуть ли не по пояс. А когда я вспомнил, что в кармане штанов у меня лежит такой бесполезный в этих краях мобильник, было уже поздно. Старик промок и отказался включаться. Забегая немного вперед скажу, что когда я его просушил, телефон заработал. Позже мы подначивали друг друга, что в этот вечер бродили в воде по самую ватерлинию.

По самую ватерлинию
Вечером мы снимали красивый закат: подсвеченные низким закатным солнцем сосны и каменистые берега смотрелись особенно живописно на фоне набежавших темных туч.

10.07.2009

Проснулись мы от стука капель дождя по палатке. Накрапывал мелкий дождь. По такой погоде (хорошо хоть ветра не было) мы снялись с нашей первой стоянки и отправились в путь. Следующую стоянку мы разбили на песчаном берегу узкого мыса. На песке четко виднелись следы лося и лосенка. Весь остаток дня то начинался, то прекращался дождь.

Вот так понемногу группа
сходила с ума от дождя
Но это было ничто по сравнению с ночью. В нашу с Ваней палатку через какую-то невидимую дырочку тонким, но стабильным ручейком просачивалась мошка. Кровопийц оказалось так много, что нам даже пришлось перенести палатку на берег в надежде, что порывы ветра унесут вездесущих тварей. Куда там - как жрали, так и продолжали жрать.

11.07.2009

Еще один день борьбы с собой. Дождь практически не прекращался. Вымокло все, что еще не вымокло. Но зато мы с Иваном напросились в гости к Лене в ее огромную палатку: слушали музыку, пили коньяк и рассуждали о том, что у природы нет плохой погоды. А когда сильный дождь сменялся нудной моросью, ходили фотографировать восточные мотивы, глубоко забираясь в прохладную воду.

А почему бы и нет? Погода настраивает,
разговор душевный, Карелия...

12.07.2009

К часу ночи задул сильный ветер, который разогнал мошку и густые облака. Утро встречало нас теплом и синим небом. После двух дней дождя такая погода была лучшим подарком промокшему туристу. Просушив все, что промокло (то есть вообще все), мы загрузили катамаран и снова отправились в путь.

Прежде чем распрощаться с озером Боярским наш доблестный экипаж причалил к небольшому живописному острову.

Другой остров приманил нас интересными скальниками. Оказалось, что с его вершины открывается живописный вид на озера, причем можно было как на ладони рассмотреть те места, где мы совсем недавно были.

Часов через пять пути мы подошли к первой шивере, отмечающей переход из озеро Боярское в озеро Большое. Шивера это небольшой и довольно спокойный порог - никакого экстрима. Но поснимать его можно вполне нормально.

После узкой шиверы с ее крутыми стенами гладь озера Большое показалось бесконечной. Мы отложили весла, включили медитативную музыку и некоторое время просто дрейфовали, наслаждаясь спокойствием, тихим плеском воды и синевой неба.

И снова стоянка. На одном из покатых берегов нашего нового дома одиноко стоял здоровенный валун. Иван объяснил, что это вполне может быть сейд - идол древних племен. Вечером этого дня мы видели редкое и красивое явление - ветер стих, и гладь озера стала действительно зеркальной. И не важно, что из-за такого безветрия мошка и комары принялись грызть нас с особым усердием.

13.07.2009

После подъема и неспешного ужина Иван, Лена и я решили сплавиться к ближайшей шивере - поснимать "текуху". Уже тогда мы заметили в стремительном потоке старые бревная. А в них - проржавевшие костыли и прочие железки.

Остаток дня до заката прошел в блаженном ничегонеделании.

14.07.2009

Ивана разбудил предусмотрительно заведенный будильник, а Ваня уже растолкал меня. На эту побудку я отреагировал вялым "Да там что-то блеклое" и опять задремал. Ваня вылез из палатки, но уже через пару минут быстро вернулся, спешно схватил рюкзак с оборудованием и, бросив в мою сторону короткое "лентяй" умчался прочь. Этого оказалось достаточно, чтобы согнать с меня всякий сон. Я ухватил рюкзак и штатив и прискакал на берег острова, где уже разложились Ваня с Леной. Тем временем в небе начали явственно намечаться первые искорки будущего рассвета. Животы свинцовых облаков постепенно расцвечивались малиновым. Это великолепие продолжалось не больше пяти минут и закончилось так же быстро, как и началось. Но я могу с уверенность сказать, что это был самый красивый рассвет, который я до сих пор видел. Под впечатлением от такого зрелища мы разбрелись по палатком и уснули.

Когда комары жрут, а ты и подвинуться не можешь,
еще и не такую физиономию скорчишь
Проснулись мы от звука бьющихся капель дождя о палатку. Плыть в такую погоду - не самое большое удовольствие, но и задерживаться на гостеприимном острове не стоило. Мы быстро собрали лагерь и отправились в путь.

На первой же шивере наш катамаран повернуло и понесло боком на старые бревна. Потом оказалось, что один из подводных гвоздей пропорол нам балон. Хорошо что несильно - балон явно пропускал, но до конца маршрута мы дошли даже не зная о поломке.

Так, с приключениями и под дождем мы дошли до следующей стоянки. Разбили лагерь, перекусили и сразу же занялись баней. Все работали с азартом будто бы забыв о дожде и ветре. Мы и не знали, что за наше усердие природа припасла нам шикарный сюрприз - когда дрова были попилены поколоты, а печка-каменка сложена и истоплена, небо на горизонте расчистилось и тучи отступили.

Я не большой любитель бани, но когда ты, усталый и грязный сперва входишь в самодельную парилку, а потом мигом плюхаешься в прохладное озеро - это сказка. Это очень сложно описать, проще прочувствовать - перетерпеть нудную морось, пройти несколько озер, покормить мошку и комаров, натаскать камней и нарубить дров... Все это так же важно, как и сама теплая баня, настой на можжевельнике, березовой коре и бруснике, бутылка пива, вылитая на каменку и большое прозрачное озеро.

А как вы думаете, что мы делали после бани? Все нормальный люди, насколько мне известно, пьют или спят. Ну или и то и, и другое. Но мы же не нормальные люди, мы - фотографы. Поэтому после бани мы, пошатываясь похватали камеры и штативы и пошли снимать закатный свет. А потом долго стояли у костра, пили чай, ели халву и болтали о том о сём. И ждали рассвет. А что там его ждать - всего-то пару часов перетерпеть и можно отправляться спать.

15.07.2009

Увы, рассвет был не очень эффектным. Я немного поснимал и побрел в палатку.

Здесь очень сложно понять, сколько сейчас времени: солнце восходит, делает по небу круг и садится практически в том же месте. Ну и не темнеет тут. Так что я, выбравшись из палатки со всей уверенностью решил, что проспал я часов восемь. Вот тут-то меня и ожидал сюрприз - часы показали четыре после полудня. Да уж, не зря Иван нас предупреждал, что тут внутренние часы сбиваются и начинают идти в неизвестном направлении.

В этот день Карелия снова удивила нас, показав еще одно из своих многочисленных лиц. Весь вечер дул сильный ветер, волны с шумом накатывались на берег и облизывали камни, а откуда-то издалека наползла сизая туча. К счастью непогода зацепила нас только краем, и пошла дальше по своим делам.

16.07.2009

Грустно - путешествие близится к развязке. Утром мы покинули нашу стоянку. Прежде чем выйти из озера Кулежма, мы высадились на небольшом островке - круглом камне с березкой на верхушке - и сфотографировались на память.

Ближе к вечеру встали на берегу озера Пиртозеро и стали просто завалились отдыхать. В итоге дело дошло до того, что мы начали играть в игру "Закинь-шишку-в-кан". Вот тут разгорелась нешуточная борьба, правда только между мной и Леной. Иван на первых же бросках ушел в солидный отрыв и первым накидал в кан сотню колючих снарядов. Ну а меня меткость подвела. В качестве "приза" я получил кан полный шишек с шишечным отваром на самом дне.

Изначально хотелось посидеть на берегу, дождаться заката (красивого) и рассвета (еще более красивого). Увы, но в тот день природа не порадовала нас закатом, подсунув хмурое небо с редкими брешами между чешуйками облачного панциря. Сквозь эти бреши лучи все еще высокого солнца расцвечивали то ближний то дальний берег ярким контрастным светом.

Но когда облака затянули небо ровным беспросветным ковром, всякая надежда увидеть закат пропала. А чтобы окончательно вогнать нас в тоску, природа опять призвала дождь. Подгоняемые погодой, мы собрались, сели на катамаран и выдвинулись к финальной точке нашего путешествия - поселку Амбарный. Уже на берегу под дождем, мокрые и понурые, мы собрали вещи, сложили наш верный катамаран и пошли к станции в надежде, что нам откроют зал ожидания.

Станционная смотрительница сразу согласилась нам помочь, вот только внезапно выяснилось, что ключей от зала ожидания у нее нет. А тот, у кого они есть, уже сладко спит. Недолго думая, она предложила нам выломать замок на парадной двери, но, к счастью, удалось обойтись без такого варварства - нас пустили в заднюю комнату ("Ага вы какие хитрые - у меня там компьютеры. Ну да ладно, заходите"). Даже обогреватель нам дали. Крыша над головой и тепло - что еще нужно промокшему туристу? Мы неспеша привели в порядок вещи, слегка перекусили и завалились спать. Три стула - не лучшая кровать, но она в любом случае лучше чем мокрая улица, мокрая лавка и мокрая одежда.

Кто же знал, что на этом приключения не закончатся. Утром мы перетаскали все свои вещи на перрон и стали ждать поезда. В Амбарном состав останавливается всего на минуту, и за эту короткую минуту нам нужно было покидать все наши пожитки в вагон.

И вот подошел состав. Он неспеша подошел к станции... неспеша мимо нас прошел наш шестой вагон... неспеша поезд затормозил. Только вот мы в этот момент уже ой как спешили. Похватав кто сколько может, мы кинулись к нашей двери. К счастью проводница не только не спала, но и помогла нам закидать рюкзаки в вагон. Когда мы удачно загрузились, и поезд тронулся, проводница с пониманием сказала: "Отдышитесь, потом все перетаскаете. А я вам сейчас чайку заварю - черного, с лимончиком". Мы ехали домой.

В поезде было много времени подумать, вернуться ко всем пережитым приключениям, рассветам и закатам. Что такое Карелия? Может быть это зеркала-озера? А может быть это толстая подушка мха? А может быть это могучие камни и покатые лбы? Или это тонкий и изысканный запах можжевельника? А может быть это сухой желтый песок, на котором так приятно лежать, это песчинки, которые, мерцая и переливаясь, пересыпаются из расслабленной ладони на берег? Карелия это образы, эмоции и воспоминания, которые нельзя передать ни словами, ни фотографиями. Это особый мир и особое состоянии души. Мы увидели разную Карелию - суровую и ласковую, солнечную и дождливую, песчаную и каменистую, мрачную и разноцветную. Достаточно лишь раз побывать там чтобы оставить там частичку сердца, надежный якорь, который неизменно тянет вернуться в эти суровые, но сказочно-прекрасные края.

ellar-sindaro.livejournal.com

Красивые фотографии! То, что Вы называете можжевельником на самом деле вовсе не можжевельник, а багульник! У можжевельника не листья, а иголки)

Спокойствие Севера

Очень красиво! Волшебные краски... Спокойствие Севера и простор... Спасибо !!!