Горы мира > Тибет >

Фото: Владимир Молодожен, СПб

Четвертая девушка

Читайте на Mountain.RU

Отчет о первопрохождении маршрута на вершину Сы Гунян Шань (Siguniang Shan)
Спрятанная линия
Сы Гунян Шань 2009

Именно четыре вершины отчётливо выделяются в одном из самых высоких  гребней Трансгималаев, горной системы, расположенной в  Китае, восточнее Тибетского нагорья.

Самая высокая из них, высотой 6250 м, имеет название Сигуньянг,  что в переводе и означает " четвёртая девушка". Не знаю, кто уж придумал такое название, видимо, какому-то очень озабоченному китайцу  среди гор мерещилось нечно совсем иное, чем виделось...

Впрочем, район действительно очень красивый, много рек и озёр, горы - скалистые, с заснеженными вершинами. Организован национальный парк с симпатичными дорожками и местами отдыха.

А вот восхождений в районе было совершено сравнительно немного.

Наиболее известное - прохождение по ледовому желобу двойки под руководством Фаулера на Сигуньянг с северо-запада. Заняло оно семь дней и было оценено присуждением "Золотого ледоруба" в 2003 году.
Забегая вперёд, замечу, что более плотное знакомство с северо-западной стеной не оставляет сомнений в заслуженности такой оценки этого восхождения.

* * * *

Желание залезть на "четвёртую девушку" (Сигуньянг) было давно и у  многих. Некоторые пытались организовать группы, заявлялись на Чемпионат России, но впоследствии либо группы распадались, либо сами организаторы по разным причинам не могли поехать.

В итоге, к концу сентября 2009 года в районе оказалось несколько групп. Кстати, такое время - сентябрь и начало октября - было выбрано, исходя из предположения, что осенью в районе погода наиболее устойчива.

В летнее же время заметно влияние влажных муссонов, обрушивающихся на Гималаи со стороны Индийского океана.

Спортсмены из Благовещенска (Игорь Шерстнёв и др.) приехали для исследования района и поиска интересных объектов для  восхождений. Они - настоящие знатоки этого района, знают историю всех попыток восхождений, особенности разных стен, климатические условия и т.д. Думаю, со временем, они найдут в этих краях не менее интересный объект для восхождения. (Прим. Статья написана до получения сообщения о гибели Игоря и Анфисы)

Пара известных альпинистов из Иркутска - Денис Веретенин и Евгений  Башкирцев  (чемпионы России 2008г. в высотно-техническом классе), в сопровождении группы поддержки из Иркутска и Ангарска, собирались в двойке пройти какой-либо красивый маршрут по северо-западной стене.

Петербуржцы Алексей Горбатенков и Светлана Гуцало намеревались подняться на Сигуньянг с юга. Там стена не настолько  крута, но смотрится  сама гора и контрфорс в центре, по которому они собирались лезть, очень красиво.

Самая многочисленная группа, можно сказать, целая экспедиция, организовывалась очень непросто.
Инициатором изначально выступили  краснодарцы - Максим Фойгель и др. Они пригласили москвичей - Евгения Короля, Андрея Мурашева и Дениса Сушко.
Когда последние согласились и начали собираться, оказалось, что краснодарцы поехать не смогут. Тогда москвичи предложили мне принять участие в мероприятии самому и пригласить ещё кого-нибудь из достойных.
В свою очередь, я пригласил Володю Молодожена, который как раз искал, куда бы поехать в горы, да чтоб поинтереснее.

Москвичи пригласили также группу поддержки из разных городов.

26 сентября, приобретя пермит в г. Чэнду (Changdu), наша команда и двойка из Иркутска, сопровождаемые группами поддержки, двинулись к базовому лагерю под северо-западной стеной, а Света Гуцало и Алексей  Горбатенков - под южную стену.

Наша группа состояла из пяти восходителей, сопровождали нас также  две Юли и Дима с Наташей (из Астрахани).

Путь до лагеря от ближайшего города (Релонг) занимает всего часа три-четыре, по долине. Высота расположения базового лагеря около 3700 м.

Вскоре после прибытия на место серьёзно заболел Женя Король, и в сопровождении Юли был отправлен в больницу, а впоследствии в Москву.

Так, в итоге осталось только четыре восходителя в нашей группе.

* * * *

Пока Дима с Натальей изучали китайский язык для общения с офицером  связи, Денис Сушко ("Олигарх"), Андрей Мурашев ("Покемон") , Володя Молодожен и я акклиматизировались, попутно поднося грузы к маршруту.

К 4 октября и мы, и двойка из Иркутска готовы были начать восхождение. Подход под стену от баз. лагеря занимает примерно день.

Сначала нужно идти по тропе, затем по осыпям, и, наконец, по ледовым  склонам и леднику, прорезанному трещинами в горизонтальном направлении.

4.10.2009 обе группы подошли к стене и на следующий день начали на неё лезть.

Мы - чуть правее, в наиболее логичном, по нашим представлениям, месте.
Иркутяне - метров на сто левее.

За первые два дня все пролезли примерно по четыре верёвки, не считая ещё двух верёвок по льду вначале на "иркутском" маршруте. 6 октября мы передвинули платформу вверх на три верёвки. Иркутяне же сразу тащили платформу за собой, и уже пятого они ночевали в двух верёвках выше ледника.

На третий день (7.10.09) начался ураган, очень плотный мокрый снегопад с сильным ветром, продолжавшийся двое суток. Снег стал налипать на скалы, замерзать и обрушиваться в виде пластов льда на наши платформы.

Нам повезло - наша платформа висела на полочке со снежником.  Мы  специально остановились там, чтобы не иметь проблем с добычей воды. И теперь нам этот снег сильно помог, мы частично закопали платформу и соорудили над ней снежный козырёк.
Благодаря этому лёд большей частью перепрыгивал нашу платформу, как через трамплин.

А вот иркутяне оказались на открытых скальных плитах, лёд разорвал их платформу и едва не сбросил вниз их самих.
В итоге, продолжать восхождение им оказалось просто не с чем. Что было довольно обидно, ребята хорошо подготовленные, лезли довольно быстро.
Мы предложили им присоединиться к нам и лезть вместе, тем более, что в баз.лагере была ещё одна двухместная платформа.
Мы же висели всего в трёх верёвках над ледником, можно было свесить верёвки и объединиться.
Но, подумав, иркутяне отказались, возможно, из-за причин формального характера (ведь наша группа уже вышла на маршрут) или из-за каких-то иных соображений.
Позднее они предприняли  попытку сходить на другую очень красивую вершину - Памуи, но погодные условия в районе явно не способствовали восхождениям в двойках, в быстром и "лёгком" стиле.

9 октября снегопад прекратился, и мы начали снова работать на маршруте. Резко увеличилась крутизна и сложность, скорость продвижения  упала. Лёд продолжал обрушиваться на нас, прилетали и камни. Пробило несколько дыр  в платформе, даже погнуло несущую конструкцию.
Мне камень попал в левую руку, и дня на три я оказался пассивным участником событий, пока рука не перестала болеть. Основную работу по навешиванию верёвок  производили Володя и Денис, мы с Андреем переносили грузы и платформу.

Наличие восьми верёвок позволяло подолгу "висеть" на одном месте.
Опасались, что трудно будет собирать снег для готовки. Поэтому только 12-го передвинули наконец платформу на три верёвки выше.
     Но впоследствии стали переезжать чаще, 14-го, а затем 17-го.
Скорость продвижения  была небольшой, иногда не более верёвки в день.

Из-за бедности рельефа приходилось помногу работать на скайхуках, долбить дырки. К тому же погода не радовала, и летело много льда с верхней части  стены.
Иногда из-за общей усталости и сложных погодных условий работали неполный день.

18-го, двигаясь влево-вверх, прошли сложное нависание и вылезли на маршрут Фаулера, как оказалось, в наиболее трудной его части. Но там хоть и сложный лёд, 80 -90 градусов, иногда даже с ледовыми карнизами, но двигаться по нему можно всё же значительно быстрее, не нужно выдалбливать дырки и ИТО-шить.

19-го провесили четыре верёвки по ледовому желобу на маршруте Фаулера, и 20-го предприняли первую попытку дойти до вершины. Но оставалась ещё одна сложная верёвка льда и микста, которая отняла слишком много времени. В итоге, решили вернуться, оставив висеть восемь верёвок.
К тому же лезший первым Денис сорвался и улетел метров на 15 из-за обрушения ледовой корки.

Накопилась усталость.

В конце концов, решили 21-го пойти на вершину в двойке, Молодожён и я.
Такая группа объективно мобильнее - надо снять всего две верёвки из восьми и забрать с собой, двигаться можно попеременно в несложных местах, дюльферять - тоже быстрее.
Верёвки на спуске можно оставить висеть, чтобы на следующий день ими воспользовалась вторая двойка. Также для них оставались готовые  дюльферные петли.
К тому же Олигарх и Покемон могли хорошо отдохнуть перед выходом.

* *       * *

Собственно, такой план полностью удался.
Нам с Володей ещё и повезло с погодой. Было почти ясно, хотя и очень холодно. Пройдя провешенный крутой лёд, вышли на заснеженные скальные плиты. Приходилось иногда подниматься к верхнему бастиону, чтобы организовать страховку. Вскоре дошли до несложного ледового склона.
А ещё через три верёвки вышли на снег, где пошли одновременно. Но было довольно глубоко, двигались медленно.

Через 150 - 200 метров подошли к ледовому сбросу. Пролезли 50 метров по льду и увидели совсем рядом вершину.
Дело было к вечеру, метров 100 - 150 до вершины бежали почти бегом, здесь ровное поле, и снег неглубокий.
Несколько секунд наверху, и бегом обратно.
Сдёргиваем верёвку на ледовом сбросе, по глубокому снегу сходим попеременно. Темнота застаёт нас на ледовом склоне.

Продолжаем спускаться, выкручивая ледобуры, местами оставляя петли на скальных выступах. Вскоре съезжаем по 8-ми оставленным верёвкам, включая те две, что несём с собой.
К 12-ти ночи оказываемся в платформе.

Решено на следующий день отправить меня с Володей вниз, чтобы мы успели на самолёт из Чэнду 24.10  вечером. Иначе наши билеты полностью пропадут, а это накладно, да и рейсы из Пекина в Санкт-Петербург не очень часто...
Андрей и Денис же всё равно на свои рейсы не успевали, поэтому могли спокойно сходить на вершину и после заняться снятием снаряжения со стены.

Чтобы всё это осуществить, мы с Володей подождали, пока вторая двойка пройдёт несколько верёвок, далее сдёрнули две первые верёвки, забрали с собой личные вещи, мусор и ненужную часть снаряжения и стали спускаться по пути подъёма.
Использовали ранее забитые шлямбура. Оставляли спусковые петли.

Я лично опасался одного, если верёвка где-либо застрянет - ничего не  сможем сделать, провисим сутки, пока не придут Олигарх и Покемон с верёвками.

Но всё обошлось, и 22-го к вечеру мы пришли в баз.лагерь.
Совсем недалеко от лагеря встретили огромного кабана, к счастью, он не проявил к нам никакого интереса.

* *       * *

На следующий день, 23.10.09, пытались наблюдать за действиями оставшихся на стене. Похоже, они после восхождения не сдёрнули провешенные верёвки и занимались этим утром 23-го.

Подошли альпинисты из Благовещенска, рассказали много интересного про эту гору, про район, посоветовали, как разумнее и быстрее добраться до Чэнду.

За что мы им очень благодарны.

Сами же они ушли куда-то на перевал, изучать район, искать интересные  стены.

Вскоре мы успешно добрались до Чэнду, а 25.10 уже к вечеру прилетели в Санкт-Петербург. Узнали, что Денис и Андрей успешно спустились с горы. Но вот добраться домой оказалось непросто, китайцы предъявили им массу финансовых

претензий - оказывается, на горе мы были дольше, чем договаривались, а значит, надо больше платить офицеру связи.
В общем, китайцы всеми средствами пытаются извлечь из приезжающих как можно больше.
Договариваться с ними невероятно сложно, людям со слабыми нервами вообще, по-моему, лучше ездить в более предсказуемые страны.

Прочитав статьи и обсуждения в сети, мы обнаружили, что очень плохо организовали информирование общественности о ходе экспедиции.
Видимо, разные участники со слов друг друга передавали свои представления  о происходящем, в которых оказывалось много неточностей. За что приношу извинения от лица всех участников.

* *

В описанный выше период времени нетривиальные события происходили и  с южной стороны горы. Света и Алексей, чуть было не арестованные за отсутствие пермита (он был оформлен один на всех, и у них не было копии), после  долгих объяснений всё ж получили возможность приблизиться к горе.
Совершив заброску и акклиматизационный выход, они вернулись на отдых в Релонг, а затем, если не ошибаюсь, 3-го октября, перешли очень сложный разорванный ледопад и начали подъём по контрфорсу.

Когда начался ураган, 7.10.09, они поднялись уже до высоты ок. 5800 м, но далее условия восхождения стали невыносимыми.
У них не было ресурсов для двухдневной (а возможно и больше) отсидки на  стене, как у нашей группы.
Всё  промокло и замёрзло, скалы покрылись тонкой коркой натёчного льда. И они приняли разумное решение - дюльферять. Возвращение прошло нелегко, но успешно.

Увы , до вершины им оставалось пролезть всего метров 200 по контрфорсу и ещё не более 300 метров набрать по снежным склонам.

Приношу извинения за скучность рассказа. Возможно, следовало упомянуть ещё о нескольких детялях.

Оказывается, сидя в платформе, мы пережили землетрясение, но не заметили его.

Видимо, оттого, что все вечно ворочаются, да ещё платформу трясёт ветром.

Значительно больше неприятностей доставил сильный холод. Некоторые получили обморожения.
Наиболее сильные у Володи - 2-я степень. Однако серъёзных  последствий не будет, никаких операций однозначно не потребуется.

И ещё...   зачем и куда летал Покемон на 40 метров....  думаю, пусть это останется нашей маленькой тайной.

Хотелось бы выразить благодарность фирме "Marmot", оказавшей помощь со снаряжением, благовещенцам за полезную  информацию, Андрею Варваркину (krukonogi.com) за помощь в подготовке технического снаряжения, группам  поддержки и всем, кто помогал и сочувствовал, читал, переживал, "болел" и ждал восходителей.

Молодцы!

Отличный маршрут. Бойцы!

Красавчики!

Валера, столько ходишь, а так редко пишешь. Поздравляю с победой!

Сильно парни!

Сильное восхождение! Дену респект! вырос нереально! снимаю шляпу!

Победа над собой

Наконец-то мы узнали, как это было! Валера, прекрасный рассказ, очень лаконично и содержательно. Можно представить, как это было трудно. Восхождение - грандиозно, мои поздравления всем участникам.

С горой!

Очень сильно, молодцы! Вова, было бы интересно послушать "в живую". Может организуешь у себя встречу какую?

Молодцы!

Серьезное восхождение! Егора с Анфисой жалко!!!

ЦСКА!

Гуня такая строптивая женщина! Хороший, лаконичный отчет Валера:)

С Горой!

Вова, Валера, ну вы круты! Поздравляю! Вова, поздравляю ещё и с тем, что связавшись с известным дико везучим авантюристом, ты ещё и практически цел :-)))