Автор: Сергей Кузин, г. Ростов-на-Дону

Эльбрус-2001. Взгляд чайника Игорь Канель, г. Москва
Эльбрус. Расписание полетов. Валерий Шамало, г. Санкт-Петербург
Еще раз про Эльбрус. Владимир Стеценко, г.Москва

С 3 по 8 ноября 2008 г. мною и группой моих друзей был совершен «случайный» выезд в Приэльбрусье. Почему «случайный»? Потому что к Походам обычно тщательно готовятся и заранее планируют, а в данном случае никто ничего особенного от поездки не ждал – прогуляемся мол по ущелью Кыртык, может залезем на какую-нибудь горочку, в общем проведем несколько дней на природе. Легкомысленно заехали на УАЗике, да прям сразу на высоту 3200 м, в первый день погуляли, во второй день часть участников двинулась вниз по ущелью, другая часть (в составе: Айзикович Сергей Михайлович, Кузин Сергей и Ерохин Роман) – вверх, на перевал. На 4 день как то «случайно» оказались на склонах Эльбруса. Переночевали 2 ночи на высоте около 4300 м, прогулялись где то до 4600 м, и подумали: а ведь реально в это время взойти на Эльбрус, и даже может не сложнее, а легче чем летом. Как оказалось погода более устойчивая, не было осадков, почти не было ветра. Прохладнее конечно, но незначительно. Световой день короче, но если штурмовать не с привычных 3850 м (Бочки) или 4200 м (Приют 11) а повыше, 4500-4700 м, то можно выходить засветло и успеть засветло спуститься. В общем, тогда еще загадали повторить попытку восхождения осенью с востока. Глазом моргнуть не успели, как год пролетел – ну Эльбрус так Эльбрус – едем.

Участники:

Айзикович Сергей Михайлович  - руководитель, стратег, КМС по альпинизму и скалолазанию, инструктор II категории по альпинизму.

Кузин Сергей – фотограф, летописец, повар, завхоз.

16 октября.  День 0. Отъезд.

День был суетливый, даже нервный. Никак не мог определиться, какие брюки и куртку брать  с собой, старые проверенные или  новые красивые. Вот так дилемма. Победил опыт. В 17:00 сорвался с работы, прибежал домой, положил в рюкзак оставшиеся вещи и продукты и поехал на вокзал. Как потом выяснилось, забыл кило отличного сала, несмотря на всю тщательность сборов. Но ничего, пережили. Приехал минут за 20 до отправления, поезд уже стоял, нашел свой вагон. Минут через 5 показался Сергей Михайлович (далее по тексту СМ), сели в поезд. Наша одежда – альпинистские ботинки и полар, несколько не соответствовала погоде - температура на улице была около 20-23С, но рюкзаки были около 30 кг у каждого так что лишнего было решено не брать. Поезд тронулся в 18:55, перекусили, легли спать.

17 октября. День 1.

Приехали точно  по расписанию, в 6:36. Выгрузились на перрон, тут же нам предложили трансферные услуги до поселка Эльбрус по 500 р с человека. Цена нам показалась завышенной, поэтому пошли искать транспорт подешевле. Только вышли из здания вокзала, к СМ подошел знакомый водитель, пригласил нас в свою «ГАЗель» за вполне гуманные 250 р с носа. Минут через 50 (стояли ждали других желающих уехать, потом поехали на заправку, на автовокзал и т.д.) выехали из Нальчика. Примерно через 1 час 40 минут вышли в поселке Эльбрус, причем высадили нас не на трассе а подвезли в поселок, сэкономив этим нам некоторое время, за что водителю – отдельное спасибо. Устроили небольшой шопинг, в одном магазинчике купили виноград и айран, в другом (магазин «Гурман» - очень рекомендую) купили жареной рыбы, салаты, блюда из мяса и лаваши. Вышли за поселок, поднялись метров на 100, сели позавтракали.

Начали подниматься. Подъем от поселка очень крут, а  на полный желудок и с такими рюкзаками  – в общем пришлось попотеть. Дошли до нарзанного источника, попили один из лучших нарзанов в этой местности, отдохнули.

Было очень уютно, тепло и абсолютно безветренно. Около 16 часов остановились на границе зоны леса, в соснах. Высота около 2200 м. Отличные места для палаток, рядом речка. Вообще то я планировал идти еще пару часов но СМ убедил, что это самое правильное место для первой ночевки. Сделали ревизию снаряжения и продуктов. Половину продуктов и большую часть газа приготовили для заброски на 3900 м (перевал Ирик). Там у нас будет вторая ночевка, после чего спустимся к этой стоянке. Приготовили ужин, поели, около 20 часов легли спать, чтобы пораньше встать. День предстоял сложный, довольно таки значительный набор высоты (около 1700 м) с облегченными, но все-таки тяжелыми рюкзаками.

18 октября. День 2.

Будильник прозвенел  в 6:00. Еще минут 20 полежали в спальниках, вылезли и по темноте начали готовить завтрак и собираться. Термометр показывал +1С. Вышли примерно в 8:15. Оставшуюся часть вещей и продуктов спрятали в камнях в укромном месте. С утра было прохладно, но как только вышло солнце стало тепло и уютно, пришлось раздеться. Дошли до коша, из трубы шел дым. Тревожить хозяев не стали, тихо прошли мимо и начали крутой подъем. Бодро дошли до высоты примерно 3000 м, там встретили 3-х охотников.
Следы от их обуви я заметил еще в начале подъема. Обратил на них внимание, так как в прошлом году за 6 дней не встретили ни одной живой души в двух ущельях, несмотря на отличную погоду. Они нас порасспрашивали не видели ли мы туров, откуда сами, наша ли желтая палатка стояла внизу и т.п.
Один из них сделал мне комплимент, сказав, что я «очень мощно иду». Сказав им, что туров мы не видели ни сейчас, ни в прошлом году, пошли дальше вверх. Они пошли вниз. Поднявшись еще немного, до высоты примерно 3200 м, устроили большой привал с обедом.Полянка была очень приятной, недалеко от этого места мы стояли прошлым летом, но тогда было сыро и дождливо, сейчас же наоборот, тихо, солнечно и тепло. Разделись, разулись, ходили босиком по теплой траве. Не хотелось уходить с этого приятного места. С хребта, слева по ходу подъема, то и дело сыпались камнепады, один раз обвал был достаточно сильный, крупные камни перелетели через ответвление реки. Покинув это место, довольно скоро оказались под перевалом.

За полчаса преодолели перевальный взлет. Около 16 часов были на перевале, двинулись по хребту на запад в сторону стоянок для палаток. Было прохладнее, чем внизу, около -8С, но также безветренно. Воду найти не удалось, так что пришлось топить снег для чая. В начале 8-го уже были в палатке. Состояние отличное, симптомов горной болезни нет, аппетит в норме.

19 октября. День 3.

Спалось плохо. Было ощущение, что вообще не засыпал. Кроме того было холодно. Примерно так в моем спальнике и в этой одежде я чувствовал себя при температуре за бортом -20 -25С. Хотя утром термометр показал всего -9С. Скорее всего, из-за палатки. Палатка «Bibler Tents» достаточно дорогая штурмовая экстремальная палатка, однослойная мембранная. Конденсата и инея в ней образуется значительно меньше, чем в обычных, но тепло двухслойные держат все же получше. К тому же входная молния внизу слегка разошлась, сантиметров на 30, оттуда наверно и поддувало. Будильник прозвенел в 6, но встали в 7, ибо спешить было особо некуда. Позавтракали чаем и сладостями. Спрятали заброску, и пошли вниз. Как только вышло солнце, стало жарко, было снова безоблачно и безветренно. Рюкзаки были легкие, так что скоро оказались у вчерашнего обеденного места. Мы его назвали «Зеленой гостиницей» (не путать с одноименным местом в ущелье Адыл-Су). Достали припрятанный баллон с газом, сделали суп и чай. На противоположной стороне ущелья увидели двух всадников с ружьями. На лошадей были нагружены большие вьюки. Они медленно поднимались по склону и ехали в сторону перевала. Охотников здесь было явно больше чем туров. Сделав свои дела, продолжили спуск к первому лагерю. В коше на этот раз были люди, двое местных сидели за столом и выпивали. Поговорили с ними немного, охотники на лошадях оказались их знакомыми. Пришли на свою поляну, палатку пока решили не ставить, мало ли чего, вдруг придут незваные гости. Попили чай, слегка перекусили. Через некоторое время мимо нас прошли сидевшие в коше, судя по всему, они возвращались в поселок. Пожелали друг другу удачи. Стало намного спокойнее. Сделали ревизию продуктов, снаряжения и газа, снова поделили  - что брать с собой, что оставить здесь в заброске. СМ решил устроить баню. Не далеко от нашей поляны были сложены камни, рядом лежал полиэтилен. Летом туристы здесь устраивали парилку. СМ еще во время первой стоянки здесь загорелся этой идеей, почему бы и нет, есть время, завтра снова вверх и здесь мы будем не раньше чем через 3 дня. Часа 2 он жег костер под камнями, собирал по всей округе дрова, куски полиэтилена, сделал из жердей вигвам.
Уже в потемках залил костер водой и начал париться. Я от такого купания воздержался, но СМ вроде как остался доволен. Я в это время бродил вдоль реки и смотрел на звезды. Звезды в горах видно очень хорошо из-за прозрачной атмосферы. Спать легли около 21 часа, на термометре было +3С.

20 октября. День 4.

Будильник напомнил о себе в 6, но по уже устоявшейся  привычке встали ближе к 7. Как обычно – завтрак, сборы, часть вещей  в заброску – и в путь. Очень  сильно болели ноги, причем болеть они  стали после второго дня, т.е. после спуска. Но вверх шлось нормально. Чем больше ходишь по знакомым местам, тем быстрее идет время. Незаметно дошли до нашей «Зеленой гостиницы». И тут мне пришла в голову «гениальная» идея. Мы шли очень хорошо и на перевал могли выйти около 14 часов. Если так, то почему не перейти сегодня ледовой поле (от которого начинается ледник «Ирик») и подняться на высоту … скажем 4500 м (по первоначальным планам мы собирались 4-ю ночевку провести на том же месте на перевале на высоте 3900 м, потом перейти ледовое поле и дойти до высоты 4700 м, там переночевать, а утром идти на штурм), а завтра уже выйти на штурм вершины. Т.о. мы сэкономили бы день, и было бы больше шансов выйти на штурм при хорошей погоде, т.к. по прогнозу 23 октября погода резко ухудшалась. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. План СМ одобрил, но осуществить его нам не удалось. К месту ночевки на перевале подошли примерно в 15:40. Сил было уже не так много как сегодня утром. На переход поля ушло бы минимум 2 часа, да еще подъем минимум до высоты 4500 м… В общем не стали рисковать. Не спеша попили чаю, чай перешел в полноценный ужин, аппетит не подвел, да здравствует правильная акклиматизация!
После ужина натопили 3,5 литра воды для завтрака, в 18:30 уже были в палатке. За бортом -6С, ясно, ветер слабый.

21 октября. День 5.

Сегодня должны выйти  к штурмовому лагерю. Набор высоты около 800 м, так что с утра особо не торопились. Пересортировали продукты и газ. Решили взять наверх из расчета 2-3 дня пребывания там. Надели страховочные системы, кошки, развесили жумары и ледобуры, связались.
Ледовое поле покрыто трещинами, большая часть из них скрыта снегом, так что есть риск провалиться. Вышли примерно в 10:30. Снега было больше среднего, он был рыхлый, так что проваливались и шли медленно. Снова было абсолютно безоблачно, солнце беспощадно жгло нас на этой белой сковородке. Затемнения очков не хватало для комфорта глаз, пожалел, что не взял более темные, на худой конец сварочные. Пару раз останавливались на отдых.
Через 2,5 часа подошли к скалам на склонах Эльбруса. Сняли с себя снаряжение и начали подъем вверх. Метров через 100 вышли к озеру (озеро – громко сказано, лужа диаметром метров 15). Оно было замерзшее, но после пробивания дырки ледорубом выступила вода, так что топить снег в этот раз не пришлось. Здесь нам снова предстояло пересортировать вещи и продукты. Разбросали весь свой туристический скарб по всему «пляжу».
Уходить не хотелось. Выпили по несколько кружек чаю, сварили суп и снова на старт. Продолжили подъем. Примерно через каждые 100-150 м по высоте были места для палаток. Слишком запоздалый выход с перевала, долгий переход ледового поля и медлительность у озера – в итоге к «бровям» (место установки штурмового лагеря, 4700 м) поднялись уже в темноте.
Там было заметно холоднее, стрелка термометра быстро опустилась до отметки -18С. Зато здесь работала мобильная связь. Позвонили знакомым и родным. Как обычно ужин, чай, натопили воды на утро. Состояние хорошее, легкая головная боль устранена таблеткой анальгина. То и дело слышно как образуются трещины в леднике – жутковатый звук. Завтра штурм.

22 октября. День 6. Штурм.

С утра попили чаю, также  взяли с собой чай в термосах. Кроме того прихватили веревку, пару ледобуров и пару карабинов. Вышли в 8:45, когда солнце уже дарило свое тепло снежной горе и двум отчаянным альпинистам. Сразу от палатки начинался жесткий зимний лед, полоса шириной порядка около 150 м. Кошки держали, но на грани срыва. Решили, что здесь спускаться будем со страховкой. Пошли вверх по лавовому потоку.
Шлось нормально. Ближе к обеду стали появляться облака. На высоте около 5200 м почувствовал слабость. Делал 3 шага вверх и не мог надышаться. Спросил у СМ, может нам стоит вернуться, учитывая все усиливающуюся облачность.
СМ меня успокоил, сказав, что облачность может еще рассеется, а мое состояние намного лучше, чем у большинства на этой высоте. Я предложил ему идти впереди, т.к. когда я впереди, то иду слишком быстро. В более спокойном темпе идти стало лучше, легкая головная боль быстро прошла, после того как выпил таблетку анальгина. Ближе к вершине, на высоте около 5500 м пошел небольшой снег. Связались веревкой, т.к. впереди был участок снега со льдом. Вышли к верхним скалам. Здесь подъем был уже значительно положе. Чувствовалась сильная усталость. Сняли рюкзаки и пошли налегке. До вершины оставалось 30 м по высоте и 200 м по расстоянию. Медленно дошли, сделали несколько снимков. На вершине были в 15:15, то есть время подъема составило 6:30. Было обидно, что именно в день восхождения погода испортилась, и мы не насладились прекрасным видом окружающих гор с вершины Эльбруса. Прочитали записку: группа туристов поднялась на вершину 11-09-2009, указали высоту 5630 м. Свою записку писать времени не было. На вершине побыли не больше 10 минут, при такой погоде нужно не задерживаться и спускаться.
С трудом в тумане нашли свои рюкзаки, снова связались и начали спускаться. Спускались довольно медленно, больше всего меня беспокоило, что не успеем спуститься засветло. К счастью темнота нас застала уже на подходе ко льду, т.е. близко к палатке. Лед переходили с попеременной страховкой через ледобуры, медленно, зато безопасно. Ввалились в свою палатку около 19:30, начали топить снег для чая. Ветер усилился, иногда возникали мысли – а выдержит ли палатка. Температура за бортом -16С.

23 октября. День 7.

На сегодня запланирован спуск до первого лагеря, т.е. сброс высоты около 2500 м. С утра все еще был ветер, но поменьше чем вечером и ночью. После чаепития сняли палатку, собрали вещи, связались, одели кошки и начали спуск одетые в пуховые куртки и жилеты.
Видимость была плохой, иногда лавовый поток, скалы по которым нам предстояло спускаться, вообще терялись из виду. Тем не менее, начали спуск, и чем ниже тем становилось теплее и спокойнее.
Дошли до озера, перекусили.
Здесь уже не было так комфортно, как было 2 дня назад, когда мы поднимались. Ветер здесь тоже был очень сильный, так как разорвал наши пакеты с вещами и продуктами в клочья. Спустились к ледовому полю, связались и пошли. Наши следы были почти полностью заметены. Переход занял примерно те же 2,5 часа. На перевале нашли свою заброску. Попили чай из термосов и продолжили спуск. К последнему крутому спуску перед нашим первым лагерем на 2200 м подошли уже в темноте. Медленно с фонарями спустились. Тропа там узкая, а склон крутой, лучше такие места преодолевать днем. Нашли в темноте заброску, поставили палатку, как обычно чай, ужин, сон. Завтра домой.

24 октября. День 8. Возвращение.

В начале 9-го лагерь уже был свернут и мы начали спуск в поселок. Погода снова  звенела, ветер, снег и -18С казались выдумкой. Ослепительно белый Эльбрус стоял на фоне темно-синего неба, ни одно облачко не нарушало этой гармонии. Пахло можжевельником, кусты барбариса радовали глаз.
Около нарзанного источника немного отдохнули, связались со знакомыми местными водителями и договорились о проезде в Нальчик.
В поселке зашли в полюбившийся нам магазин «Гурман» набрали вкусностей и на ближайшей лавочке расправились с ними. Вышли на дорогу и стали ожидать нашу маршрутку. Доехали примерно за полтора часа, купили на вокзале билеты до Ростова. Точно по расписанию были на месте. Поход завершен. Восхождение на Эльбрус с востока осенью состоялось!

Молодцы! Завидую ..

Класс!! Мечтаю повторить ваш маршрут в следующем году.