Горы мира > Памир >

Автор: Андрей Лебедев, Mосква

"Памирский марафон - 2009"

В северной части цирка перед главной вершиной пика Революции и перед седловиной 6867 (между главной и центральной вершинами) имеется разлом, который обходится справа (по ходу), см. фото 2.50. Над разломом несложный и пологий траверс выводит на седловину 6867. Седловина широкая, свободная от снега и покрытая мелкими камушками.

Путь с седловины 6867 на главную вершину пика Революции идет по широкому снежно-ледовому гребню. На гребне имеются глубокие закрытые снегом продольные (параллельные кромке гребня) трещины, поэтому связки здесь обязательны!

Ф.2.51. Вид с гребня главной вершины пика Революции на центральную (Ц) и южную (Ю) вершины.

Ф.2.52 На гребне главной вершины.

Ф.2.53. Спуск с главной вершины к туру на скальном обрыве.

Купол главной вершины заснежен. С севера к ней подходит гребешок, который резко обрывается к леднику Федченко. На желтой осыпи над обрывом на этом гребешке имеется тур, см. фото 2.53 и 2.54.

Спуск с пика Революции на ледник Грумм-Гржимайло. Спуск с седловины 6867 осуществляется в обход (справа по ходу) северной вершины пика Революции и завершается выходом на ледник, ограниченный северным и северо-восточным гребнями северной вершины. Здесь на плато на высоте 6309 м имеется удобное место для бивуака.

Спуск с плато 6309 можно осуществить по маршруту А. Угарова [8] через седловину 75 в северо-восточном гребне, которая находится к юго-западу от пика Вертикаль (6424), см. схему 2.6 и фото 2.57. Другой вариант спуска проходит по маршруту на пик Революции 1999 г. [3] через седловину перевала Революции, который находится к северо-западу от пика Вертикаль, см. схему 2.6. и фото 2.57.

Ф.2.54. В туре главной вершины мы нашли вымпел СК МАИ, оставленный здесь в 1990 г.

Ф.2.55. Начало спуска с седловины 6867 на север.

Ф.2.56. Вид с плато 6309 на южную (Ю), центральную (Ц) и северную (С) вершины пика Революции.

Ф.2.57. Вид с восточного гребня на пик Вертикаль (6424), седло Угарова (1) и пер. Революции (2).

Второй вариант привлекателен тем, что разбивается на два этапа. Сначала производится спуск с перевала Революции на плато перевала Вертикаль (6039) (5 веревок перил по 50-градусному снежно-ледовому склону), см. фото 2.58. А потом следует спуск с плато перевала Вертикаль (6039) на ледник Грумм-Гржимайло (5729) (еще 5 веревок перил по 40-45 градусному ледовому склону), см. фото 2.59.

21.07. Утром вышли из лагеря 4078, прошли первую ступень ледопада и к обеду подошли ко второй ступени. После обеда, преодолев ледовую стенку (одна веревка перил), вошли во вторую ступень ледопада. К вечеру поднялись в точку 4760.

Ф.2.58. Спуск с плато 6309 на плато перевала Вертикаль (6039)

Ф.2.59. Спуск с плато перевала Вертикаль (6309) на ледник Грумм-Гржимайло (5729).

22.07. Всю первую половину дня шли вторую ступень ледопада. На выходе из ледопада преодолели два широких "финальных" разлома по хлипким снежным мостам. К обеду подошли к точке 5241 у левого борта ледника. После обеда обошли третью ступень ледопада и остановились лагерем в точке 5514.

23.07. В этот день мы поднялись к основанию ледового склона восточного гребня, т.е. подошли к точке 6302.

24.07 . В этот день мы поднялись на восточный гребень пика Революции, провесив на пути подъема 10 веревок перил. В месте выхода на гребень поставили лагерь. Высота 6646 м.

25.07. Утром за 2 часа 30 мин. поднялись на южную вершину пика Революции. Затем долго и утомительно пересекали "кратер" вершины. После полудня поднялись с седловины 6867 на главную вершину пика Революции. К лагерю 6309 спустились только к восьми часам вечера.

26.07. Спуск на ледник Грумм-Гржимайло провели по второму из описанных вариантов - через плато перевала Вертикаль. Заночевали на леднике Грумм-Гржимайло на повороте к перевалу Юбилейному. Высота 5631 м.

2.9. Перевал Юбилейный (6050, 3А), ледники Витковского и Федченко. Перевал Юбилейный расположен в северном отроге Язгулемского хребта, который часто называют хребтом Высокая Стена, между пиками Омара Хайяма (6315) (на западе) и Юбилейный (6242) (на востоке) и соединяет истоки ледников Грумм-Гржимайло (северо-западную камеру) (на юге) и Витковского (на севере). Высота перевала 6050 м (GPS показал 6068), категория сложности 3А, координаты одной из перевальных точек: 38° 33.11' N, 72° 23.80' E.

Рис. 2.7. Перевал Юбилейный, ледники Витковского и Федченко. Hi-Res

Ф.2.60. Снежно-ледовый склон южной стороны перевала Юбилейный

Перевал односторонний, основную сложность составляет 250-метровая 45-градусная снежно-ледовая стенка на южной стороне перевала, см. фото 2.60. Над стенкой возвышается гряда скал, в которой имеется несколько равнозначных по характеру и сложности проходов - кулуаров. Поэтому и перевальных точек несколько. Выбор кулуара, а вместе с ним и пути подъема (спуска) по стене южной стороны перевала определяется, прежде всего, состоянием бергшрунда в нижней части стены.

Пологий и короткий спуск на север выводит на ледник Витковского. Сначала следует идти на северо-восток, ориентируясь на основание западного контрфорса пика 6258. Рядом с пиком повернуть на север и далее всё время двигаться вдоль правого борта ледника Витковского. Это гарантирует обход двух ледопадов на этом леднике. Наиболее заметен на этом пути нижний ледопад (с 5400 до 5120), где иной раз приходится поплутать между трещинами.

За нижним ледопадом ледник Витковского становится пологим, трещины на леднике практически отсутствуют.

На высоте около 4900 м. ледник Витковского впадает в ледник Федченко. Путь по леднику Федченко до перевала Танымас проходит вблизи осевой линии ледника. Здесь трещин меньше. Перед перевалом Танымас не следует спешить на него сворачивать. Наоборот, следует пройти по центру ледника Федченко вперед, миновать ледник Танымасскую лапу и только после этого повернуть направо и подойти к северному борту Танымасской лапы. Этот маневр позволяет обойти зону неприятных трещин около правого борта ледника Федченко при повороте к Танымасской лапе.

Путь вдоль северного борта Танымасской лапы до верхнего озера в долине Танымас и далее по долине Танымас описан в разделе 2.2.

27.07. Утром подошли к стене южного склона перевала Юбилейного, преодолели бергшрунд и, провесив 5 веревок перил, поднялись на перевал Юбилейный. Обедали на леднике Витковского сразу за перевалом. После обеда спустились к точке 5532 перед входом в нижний ледопад, где и заночевали. Вечером праздновали день рождения руководителя.

28.07. В метель спустились по леднику Витковского до ледника Федченко. В точке 4967 перебродили речку и пообедали. К вечеру спустились до точки 4664, где нашли воду для бивуака.

29.07. По ошибке при повороте на Танымасскую лапу сильно прижались к правому борту ледника Федченко и потеряли много времени на преодоление многочисленных трещин. Правильнее было действовать, согласно приведенному выше описанию. Обедали за языком Танымасской лапы на берегу верхнего озера в точке 4501. После обеда спустились к заброске 4333 в долине Танымаса.

30.07. Дневка около заброски в точке 4333. Занимались инвентаризацией и распределением продуктов питания, стирались, отъедались и спали.

31.07. Полудневка около заброски 4333. После обеда поднялись к верхнему озеру и заночевали на осыпях его северного берега в точке 4511 с тем, чтобы на следующий день гарантированно дойти до гидрометеорологической станции (ГМС) на леднике Федченко.