Скалолазание на Mountain.RU - новости, интервью, соревнования, тренировки, районы и маршруты.
Новости >

Первые шаги к Ассоциации горных гидов России

Продолжается работа по созданию Ассоциации горных гидов России. 30 октября 2009 года в рамках круглого стола на ежегодном Лыжном салоне представители альпинистской и лыжной общественности страны встретились с президентом Международного союза ассоциаций горных гидов (UIAGM) Бруно Пеллисье.

Тематический круглый стол "Горные гиды: становление профессионального сообщества" прошел при поддержке ФАР и личном участии президента федерации Андрея Волкова, который выступил его модератором. 100 000 членов Федерации альпинизма России к 2020 году - такую амбициозную цель ставит перед собой лидер ФАР .

" Меньший масштаб деятельности лично мне неинтересен , - говорит Волков . - В Германии почти миллион членов Немецкого альпийского клуба (DAV). Да , лишь небольшая часть из них – альпинисты , остальные – это туристы , по клонники горных видов активности (трекинг, лыжи, горный велосипед и т.д.), которые ходят в горы на выходные . Но они чувствуют свою сопричастность сообществу . До недавнего времени ФАР занималась только спортом высших достижений , а это 100 - 200 человек в стране . Мы должны сместить акценты в нашей работе и сделать адекватное предложение тем , кто хочет ходить в горы наравне с другими своими увлечениями , как связанными , так и не связанными с горами ".

***

Какие темы обсуждались на Лыжном салоне? Прежде всего, г-н Пеллисье ознакомил собравшихся с результатами инспекции работы Центральной школы инструкторов, которая проходила в июне в альплагере "Безенги". В целом, UIAGM дала положительную оценку российским альпинистам и поддержала нашу страну в желании упорядочить подход к профессии.

Следующим шагом со стороны альпинистской и лыжной общественности станет создание Ассоциации горных гидов России под эгидой ФАР, которая, в свою очередь, инициирует работу Национальной школы горных гидов России – аналог обучающей системы UIAGM.

Пока остается много неясных вопросов в части функционирования этих структур, но важно, что большая часть профессионалов, уже работающих горными гидами у нас в стране, выразила желание присоединиться к Ассоциации. При содействии ФАР она должна стать структурой, которая упорядочит отношения гидов и государства и будет способствовать внесению профессии в Государственный реестр профессий.

Долгий процесс , инициированный ФАР весной 2009 года , должен привести к становлению рынка профессиональных гидов . Именно в этом : в профессиональной и спортивной реализации альпинистов Федерация и видит свои главные задачи .

Далее в ходе круглого стола на вопросы альпинистов и лыжников отвечали исполнительный директор ФАР Алексей Овчинников, президент UIAGM Бруно Пеллисье, президент компании и организатор соревнований по фрирайду Сергей Зон-Зам и горный гид Федор Фарберов.

Конечно, наибольшее количество вопросов вызвала система обучения и ее стоимость – все знают, что Валерий Бабанов потратил за границей на постижение профессии пять лет и приличную сумму в евро. Еще раз разъясним: российская программа будет построена по канадской модели и состоять из двух блоков: "Альпинизм" и "Горные лыжи". По окончании каждого из блоков студент будет получать удостоверение (сертификат) национального горного гида в соответствующей дисциплине. По окончании обоих блоков – удостоверение гида международного образца UIAGM с правом работы за рубежом.

В своем выступлении Бруно отметил, что д ля включения России в семью UIAGM необходима система эффективного обучения . Г-н Пеллисье акцентировал внимание на том, что статус UIAGM подтверждае т полный необходимый набор навыков горного гида , включающий в себя как альпинистскую , так и горнолыжную подготовку . UIAGM не сертифицирует диплом , подтверждающий лишь ограниченные умения .

Учитывая альпинистскую базу , рынок горных гидов в России , профессионализм большей части из них , президент UIAGM предложил два варианта обучения : первый для " молодых ", второй для более опытных гидов . Второй вариант предполагает , что после подтверждения квалификации ( сертификаты , резюме и рекомендации ), гиду будет необходимо пройти " дообучение " и сдать итоговые экзамены .

Дело это, конечно, не быстрое. Но "бросать все" (как думали некоторые наши гиды) и полностью погружаться в учебу не придется. По предварительным прикидкам, обучение займет где-то две недели по два раза в год – это время сможет выкроить каждый.

Российские устроители школы планировали провести первый установочный курс "Горные лыжи" в декабре на базе Красной Поляны, но потом поняли, что времени на его подготовку остается очень мало. Так что первым станет двухнедельный летний курс "Альпинизм", параметры которого будут определены ближе к сезону.

О насущном. Вопрос стоимости является одним из ключевых в плане работы школы – все знают, что за границей те, кто хотят стать горными гидами, платят от 20 тысяч евро за несколько лет обучения. Это оправдано качеством: если сравнивать подготовку в школах инструкторов (как по альпинизму, так и по лыжам\сноуборду), то инструкторская школа – это своего рода техникум, а школа горных гидов – институт. Понятно, что у нас цена не должна быть столь объемной – финансовая ситуация в стране и профессии не та. Звучала сумма в 200 тысяч рублей в целом и 35 тысяч рублей за один блок обучения. Планируется, что все тяготы образования будут поровну разделены между:
а) государственными институтами в лице ФАР
б) частными инвесторами
в) средствами самих обучающихся.

По поводу последнего пункта - как верно подметил Алексей Овчинников, вклад самих студентов - это обязательное условие, потому что если человек не тратит свои силы и средства на получение чего-либо – в том числе, и образования, впоследствии он не несет за это ответственности. И, наконец, качественное образование с привлечением иностранных преподавателей бесплатным быть не может.

В настоящее время Комитет по фрирайду, в инициативную группу которого входят Сергей Зон-Зам, Максим Балаховский, Николай Веселовский и представитель ФАР Роман Брык, разрабатывают установочные документы – есть возможность представить Ассоциацию горных гидов России на сессии UIAGM, которая состоится в Европе в декабре 2009 года. 4 – 6 декабря в Москве пройдет учредительное собрание АГГР, на котором будет выбран президиум, попечительский и экспертный советы ассоциации.

Мы обязательно будем информировать вас о дальнейших шагах в плане создания Ассоциации и работе Комитета по фрирайду при ФАР.

Подготовила Наташа Полетаева при участии Анны Столбовой

Про наше не- "Одобрямс" и передовицу газеты Правда...

Следует заметить, что все написанное здесь очень похоже на передовицу газеты Правда времен развитого Социализма и не имеет с реальностью, что там было на самом деле, с моей скромной точки зрения Очевидца, ничего общего. Практически все профессиональное сообщество Горных Гидов, представленное на Круглом столе, было негативно осторожно в своей реакции на призывы вставать под знамена UIAGM… В первой части заседания г-н Пеллисье действительно что-то говорил нам занудно про то, как крестьяне Шамони в 1821 году ходили по Альпам и пасли скот... Вся аудитория проявила Чудеса вежливости и тактичности и молча вытерпела весь этот “Спич”, который, с моей точки зрения, был просто потерянным временем... Потом были дебаты, на которых большинство гидов высказали точку зрения, что все это они видели в гробу, вместе с Европой, UIAGM и NATO... Лично я узнал заветный ответ на риторический вопрос: - Why? Зачем UIAGM все это надо? - Because! Потому что, как сказал г-н Пеллисье, в мире 7000 гидов UIAGM!!! Из них 6000 голов парятся в Альпах. Им там просто тесно, как селедкам в банке. И тут Россия под эгидой ФАР пропихивает свое вступление в этот Союз и они, UIAGM’овцы – как тараканы хлынут к нам!!! А мы к ним – никогда, потому что, как сказал все тот же г-н Пеллисье, UIAGM не признает псевдо-Канадского частичного обучения, а на полный курс уйдут годы… Так вот где может быть “Собака порылась”! Жаль, что все сказанное там Гидами так и не дошло до Умов устроителей и заморского гостя – вернее они сделали вид, что не дошло, и не нашло места в таком приторно лаковом Коммюнике о работе Гидского Круглого стола… Хотя я подумал, что если бы Горные гиды просто закидали бы оратора тухлыми помидорами, даже тогда в подобных резолюциях об этом не говорилось бы ни слова… А весь мир из уст ФАР’а опять таки узнал – как же там все прошло на “Одобрям’с!!!” А мы то – не Одобрям’с!!! Завершу данное выступление мало кому известными словами Советского рабочего из одной песни Галича: “Израильская Военщина известна всему Свету!! Как Мать говорю и как Женщина – требую их к ответу!!!”