Люди и горы > Люди >

Томас Хумар и Алеш Кожели. Новый маршрут по Южной Стене Аконкагуа
Ещё одна потеря. Томаш Хумар

Томас Хумар, 1969-2009

Родился в феврале 1969, в религиозной семье, в Камнике, в Словении (тогда Югославии).
Старший из трёх сыновей.
Томас останется верующим человеком на протяжении всей жизни, но его религия далека от традиционной.
Биотерапевт будет сопровождать его на Жанну и Нанга Парбат, вычисляя правильные пропорции Омов и горных духов.

В альпинизм пришёл в 18 лет
В 20 - "забрили" в армию. Принимал участие в боевых действиях в Косово.
В декабре 1991 года женится на невесте Данило Голоба, своего друга и напарника, погибшего незадолго до того, совершая соло на коротком ледовом маршруте в камниковских Альпах

Двое детей, Томи и Урса. Через десять лет жена, устав от постоянных разъездов Томаса и отсутствия денет, уходит.

1994 год – вариант по юго-восточной стене Ganesh V (6,989м) в составе словенской команды.
Экспедицию возглавил Stane Belak, известный как Srauf.
Первая попытка штурма сорвалась, Шрауф провалился в трещину, третий участник сломал рёбра.
Но когда Шрауф решил отозвать экспедицию, Хумар попросил дать ему шанс.

Штрауф сопровождал своего упрямого протеже до самой вершины, а затем вынужден был уговорами и угрозами заставлять спускаться обессиленного и обезвоженного Томаша.

Без Шрауфа карьера Хумара могла закончиться в 1994 году, на Ганеше V.

1995 год – Аннапурна I, 8,091м.
Шерпа Arjun затаскивает Хумара в палатку высотного лагеря, после того, как Томаш, уже в темноте, поднялся на свой первый восьмитысячник.

1996 – новый маршрут по северо-западной стене Ама Даблам в двойке с Ваней Фурланом (Vanja Furlan).

В ноябре того же года Томаш делает соло-первопроход в альпийском стиле Bobaye (6,808м) по сложной северо-западной стене (Непал).

В 1997 году он возвращается из долины Кхумбу с трилогией: первопроход северо-восточной стены Lobuche East (6,119м), восхождение на Пумори (Pumori, 7,165м) и проходит - ранее не пройденную и не знавшую попыток - 2500-метровую южную стену Нуптзе W2 (Nuptse W2, 7,742м), а в 1998 году совершает 15-дневное соло-восхождение на вертикальных гранитах Эль Капитана по Ретисент Уолл (Reticent Wall, El Capitan, Yosemite).

1997 год. Трагедия.

Хумар и Янеж Еглик (Janez Jeglic) поднимаются по южной стене на Нуптзе W2 (7742м).
Не связываясь, под свирепствующим штормом, пять дней они рубятся на 80-градусном льду, прежде чем выйти на предвершинный гребень.
Янежа сдувает сильным порывом ветра.
Хумар спускается один по 2,5-километровой стене.
Янежа очень любили в Словении.
Возвращение было невесёлым, как если вернулся не тот человек, которого все ждали.

Два года спустя, осенью 1999, Хумар делает девятидневный соло-первопроход по гигантской южной стене Дхаулагири.
Рейнхольд Месснер, предпринимавший попытку в 1977 и признавший стену непроходимой, поздравил Хумара, а после назвал его "величайшим высотником в мире".

В 2000 году альпинизм откладывается в дальний угол.
Томаш получает тяжёлую травму при строительстве своего дома.
Сложные переломы правого бедра и левой пятки и последовавшие осложнения надолго выводят его из строя.

После «возвращения», в 2002, Хумар словно нагоняет упущенное.
Едет в Тибет, вливается в команду казахов и поднимается на Шиша Пангму (8046м) по классике.

В 2003 со своим земляком из Камника, Алешом Кожели (Ales Kozelj), делает первопроход по южной стене Аконкагуа, пять дней борьбы с крутым льдом, ненадёжными скалами и жутким холодом.
Восхождение номинируют на Золотой ледоруб.
В тот год Piolet d'Or увозит команда Одинцова за прохождение северной стены Жанну.

Томаш как-то прокомментировал: "Призы как геморрой - рано или поздно вы его получите"

После Аконкагуа следуют восхождения по восточной стене Жанну (восточная вершина, 7468м) и северной стене Чоладзе (Cholatse, 6,440м).

И наконец - получившая широкую огласку - попытка соло-восхождения по Рупальской стене на Нанга Парбат

Зажатый на стене  непогодой и плохим состоянием льда Томас не может двинуться с  места, ни вверх, ни вниз. Тогда он был  напуган, но здоров. У него был запас еды и газа, рация, по которой он общался с родными и спасателями.

Его сняли вертолётом. В самый последний момент Хумар забыл выщелкнуться со станции, к счастью,  обошлось и это. Судьба повернулась добрым лицом.