Горы мира > Камчатка >

Автор: Борис Хисматулин, Александр Биченко (Петропавловск-Камчатский)

Ключевская сопка - высотный стройбат

Читайте другие публикации автора на Mountain.RU
Камень! Или нюансы Камчатского альпинизма

Читайте также на Mountain.RU
«Путешествие на остров Беринга»
Баджальский хребет
Мутновский вулкан
Траверс Ушковского вулкана
Суровая Камчатка. Февраль 2008 года
Отчет о восхождении на вулкан Камень и вулкан Крестовский

"Вот по наворотил!!! Понастроил тут!"-глядим мы на огромную кучу камней перед нами-Ключевскую сопку.(в камчатских повериях-всё это создал Кутха он же ворон-создатель.с ним можно разговаривать и даже спорить...)
 А ещё у нас говорят, что дважды на эту гору ни кто не ходит (слишком далек и неоправданно опасен путь, ведь это действующий вулкан). И уж если пошел человек сюда во второй раз то только по очень важному делу. И вот теперь снова предстоит нам подняться на вершину этой горячей горы. Цель нашего восхождения помочь съемочной группе японского телевидения NHK снять фильм об Ключевской сопке. Подготовка к этой  экспедиции началась ещё за долго. Это закупка и отладка снаряжения, упаковка вещей, разработка тактического плана (а он довольно специфичен-ведь имея в своём распоряжении вертолёт съёмочная группа намерена пройти весь путь пешком, кроме того набор видеоматериала отнимает довольно много сил и времени.) И вот теперь всё готово и мы сидим под горой на сейсмостанции Апохончич. Вертолётом забросили оборудование, палатки, продукты и обслуживающий персонал на перевал Вулканологов устанавливать базовый лагерь на высоте 3300м. А мы пешком с высоты700м от Апохончича поднимемся на перевал этот путь займёт у нас два дня. И мы выходим поскорей впуть на высоту-комары заедают, надеемся что выше их нет.

Тут идти-то трудно, а работать...

Устанут...-думал Я
 Распределены обязанности в группе. Мне достаёться честь носить в своём рюкзаке аккумуляторы, кассеты и штатив для камеры. Помогать во всём оператору, держаться не отрывно в плотную к нему. Мы идем в хвосте колонны-и вдруг ускоряемся и с рюкзаками убегаем вперед-забираемся на какой-то холм, не успев отдышаться я достаю штатив, он камеру, всё ставим готовим и снимаем. люди проходят мимо и скрываються в дали. Всё разбираем, укладываем в чехлы и вперед за группой. Теперь снимаем в движении-идём рядом с группой-в кадре ноги, выбивающие пыль из шлака, а я слежу за ногами оператора-чтобы он не запнулся на любом из этих камней, и страхую его,придерживая за плечи. Честно сказать- я думал что такой темп работы будет только в начале-устанут думал Я. Тут тропы то нет, тут просто идти тяжело, подъёмы и осыпи, камни кругом, ни одного ровного пятачка-устанут думал Я. И начнут всё делать проще, будет меньше съёмок, я ошибался-это профессионалы. Даже если солнце сменялось вдруг градом, съёмки продолжались. Пораженные такой работоспособностью наших японских друзей мы на привалах угощались их сладкой рыбой и солёным шоколадом. Через переводчика Алексея спрашиваем-"О чём фильм?" Ответ:"Это фильм о горе, через людей которые ходят на неё". Вот те раз...мы в главной роли...

Домик, разрушеный вулканической бомбой

Дубль 7

По пути на перевал проходим через место где стоял домик вулканологов на высоте 2800м. Он простоял не долго и был разрушен
вулканической бомбой. На этом же склоне трагически погиб вулканолог Иванов, ночью камнем пробила палатку и угодила ем в голову. А это место считали вулканологи безопасным, обедаем на этом месте и двигаемся дальше в направлении ледника Шмидта.
Съёмки продолжаються и иногда дублируются. Нехватка времени даёт о себе знать и уже в сумерках мы поднимаемся по леднику на перевал, где нас ждёт лагерь и вкусный ужин. На перевале стоят два каркаса-палатки с печками. А так же дрова, которые мы доставили вертолётом.

...звёзды кино...

Открытое небо и удивительные декорации

Ужинаем под открытым небом с удивительными декорациями. ни когда мне не доводилось здесь кушать сидя на стуле и за столом. А вокруг такие Горы и Звёзды!!! Мы пировали не долго-усталость дала о себе знать. Александр Биченко предупредил что завтра днёвка, но работа найдёться. И мы отправились по палаткам.
 Утром я узнаю что высота не на всех действует ободряюще и пачка с дексометодонтом ходит по лагерю...А у нас своя акклиматизация: мы идём строить гигантский туалет! Вначале катаем глыбы камней и строим метровое основание прочное и огромное на долгие года! Затем начинаем мастерить каркас самого здания из жердей и досок которые находим в старых лагерях, всё это оборачиваем брезентом. Конструкция на удивление получилась удачной. Все в восторге! Недостатком же его является то что находиться он высоковато-на  25 метров по вертикали от лагеря!
 Съёмочная группа наблюдала за всем этим с удивлением и в итоге тоже не удержались и отправились на строительство стены, огораживающей туалет. Подход к работе здесь был немного иной-японский, стена строилась не из огромных камней а из не больших камешков каждый из которых подгонялся к месту, тщательно подбирался.

В печке огонь и уютно светиться люстра

А вот что получилось
 А в базовом Лагере тем временем шли большие перемены. Саша Биченко всё перестраивал. Со всех окрестных "деревень" к нему стекались доски и прочие стройматериалы (остатки лагерей)-Он задумал строить Дом!
Батарейка зарядилась от солнца и началось! Гвозди, пила, пассатижи, люди, доски-смешалось всё! В 19,00 мы все были измотаны-но у Саши батарейка не садилась и он продолжал очень активно функционировать.
Порой было не понятно куда он бежит и зачем ему эта доска-но человек был под вдохновением и активно трудился. Он не задумывался о мелочах и мыслил широко. Так что ужинали мы уже в Доме с окошком, дверью и полками. Стены обложены камнями а внутри горит огонь в печке и уютно светиться люстра фанарь.
За ужином и был оглашен план на следующий день: подъём на высоту 4000м для обустройства промежуточного лагеря, с последующим возвращением на базу. На следующее утро мы отправлялись вверх. Взяли  продукты, палатки, газ, воду-10л. На подъёме была рабочая обстановка- мы снимали группу. Иногда склон простреливался мимо нас (неприятное ощущение, в прошлом году камень прошёл рядом со мной, и поэтому теперь я был напряжен...)
 На конус 4000м вылезли довольно быстро. Я чувствовал  не ладное и сразу ушел вниз с окрытой площадки ища укрытия за камнями, и места под палатки. Тогда как все в благостном настроении расположились на открытой горизонтальной площадке (во всех описаниях она даёться как очень удобная и безопасная для ночёвок). После некоторых уговоров спуститься ко мне вниз и посмотреть найденное мной место, группа нехотя спустилась. Мы устроились  на перекус. Только мы сели и началось!  Камни летели быстро, огибая выступы, перелетая через уступы со свистом и шипением они врезались в склон выше и ниже нас, выбивая град обломков. Страшновато смотреть как камень размером со стол с шипением-Ш-Ш-ш-ш пролетает почти над тобой и врезавшись ниже по склону закручиваеться волчком и несёться дальше за перегиб. Поминутно крики "Камень!" разносяться над группой и бросив бутерброд в грязь мы прижимаемся к спасительной скале. Потом затишье, но глаза у всех как завороженные снова и снова возвращаются и просматривают склоны. И вот через пять минут-немного отдохнув гора даёт очередной подарок-наблюдаем как над нами он врезаеться в гребень и набирая ещё большую скорость пролетает по 200- 300 метров уходит в сторону, и ломает всё на тропе по которой мы пришли сюда. Это самое неприятое когда камни безсистемно простреливают твой склон не одним потоком, а когда им вздумается.

Из досок что валялись на перевале

Ждали кадра долго
 Прождали около часа-вроде бы снаряды бьют выше и ниже нас. Значит ставим лагерь здесь. Под защитой двухметровой скалы чувствуем себя в безопасности, но каску никто не решаеться снять, и в полный рост встать тоже-только с оглядкой на гору. Время от времени крики "камень!" а то и без предупреждения они разносят всё что встречают на своём пути. Место не удобное для палаток-уклон градусов 15. А потому начинаем строить площадки-таскаем камни, капаем шлак, выбиваем вмороженные куски породы. Строим подпорную стенку-огрождение для того чтобы площадка не осыпалась. Высотный СТРОЙБАТ, блин! Опять всё делаем тщательно на долгие годы вперед. Подготовили две такие площадки, поставили палатки. Нашли местную воду-мутновата но сгодиться. теперь вниз.
 На спуске в базу опять убегали от камней и производили видеосъёмки всего прорисходящего. И вот мы в базовом лагере-ХОРОШО! Но завтра опять на эту гору. У нас в плане видеосъёмка, ночёвка, и подъём на вершину.

Утром завтрак и тактические планы, в кают-компании тепло и сколько угодно кофе, кофе настоящего сваренного нашим замечательным поваром Светланой. Мы решаем разбиться на две группы. Первая пойдет на верх, на 4000, а вторая-Я и двое японцев, произведёт съёмку этого действия снизу. У нас огромный объектив-телевик и он приближает всё на любые расстояния.В объектив виден каждый шаг ребят. после съёмок мы догоним своих товарищей в лагере на 4000м.
 Так и сделали. Однако через час после выхода первой группы мы стали наблюдать нечто странное: из кратера Ключевского Вулкана выбрасываються красные облака пепла и дыма. А позже над кратером стали видны маленькие точки-это вулканические бомбы вылетали из жерла на высоту до 100м и падают по большей части в кратер, но некоторые и на склон! Я тут же связался по рации с передовой группой и предупредил об опасности. Группа продолжила подъём с усиленным вниманием. Ещё через час они были уже на месте.

И такое получалось..

Первая заброска в лагерь на 4000
 Пришёл наш черёд выходить на верх. Мне досталось нести видеокамеру весом в 12кг, и стоимостью в 4 раза превышающей всю нашу экспедицию. По дороге я бросал словечки на японском языке(за ночь я выучил их более десятка), объясняя куда мы идём, предупреждая об опасности и предлагая отдохнуть. Поражённые японцы не могли поверить что за одну ночь человек стал говорить по японски. И с восхищением глядя на русского парня говорили что у меня очень хорошее произношение на исковерканном до безобразия английском языке. Так мы и добрались до промежуточного лагеря. Нам  на удивление по пути всё было тихо, лишь пару раз камни пролетели относительно близко. Тем временем ребята успели наладить быт в лагере. И мы присоединились к не большим хлопатам по обустройству лагеря.
 Выход был назначен на 03.00-так мы намеревались к рассвету быть на вершине (набрать около 800м). А потому поужинав мы сразу залезли в палатки  спать, но до темноты не переставали восхищаться закатом, видом влк.Камень и затем полною луной. Всем не спалось, гора грохочет, камни порой шипят, порой катяться. У всех были мысли-"только бы не сюда!!!"
По тенту палатки что-то скрипит и постукивает как снег, но снег не идёт. В конце концов кому-то надоело это валяние -захотел выйти из палатки.
 "УХ ТЫ!!! НИ фига себе!!!"-такими криками он рассказал об увиденном. Мы тут же все повылазили из палаточки и "УХ ТЫ!!! НИ фига себе!!!"-над кратером Ключевской сопки алое свечение, потом вспышка и красный феерверг разлетаеться вверх, достигает своего апогея и падает вниз, долетев до склона, шлёпаеться на него и красные полосы тянуться по склону вниз!!! Все и японцы и мы стоим разинув рты и глядя на верх как в цирке одновременно орём "Вау!!!УХ ТЫ!!!" А позже замечаем что с неба что-то сыпеться-это вулканический пепел. Он бывает разогрет до 700градусов по Цельсию-хорошо что теперь он холодный. А то было бы как в Помпеях...

Красиво стоит одинокая палатка

Вторая заброска
 Началось настоящее извержение но наши планы от этого не меняются. Мы позавтракали. Собрали оборудование и снаряжение и с фонариками вышли на маршрут. В начале нам необходимо было пересечь кулуар, выйти на гребень и по нему на вершину.
 Пред кулуаром я одел кошки и почувствовал себя гораздо уверенней на этом смёрзшемся за ночь шлаке. вошли в кулар и начали его пересекать.
Медленно, слишком медленно, без кошек на ногах люди старались выбить камешек и стоять на микроямочках (а чувствовали себя как на льду). В этом кулуаре не льзя долго находиться-он камнеопасный, это просто как мусоропровод горы-всё летит сюда, и набирает чудовищную скорость. Я иду последний, стою в кошках уверенно и могу бегать по этому склону. Все стоим и  просто ждём когда впереди идущий найдёт микроступеньку для следующего шага. принимаю решение, Я обгоняю всех снизу и предлагаю Александру помочь со ступеньками. шаг за шагом выцарапываю кошками какие-то ступенечки и выскакиваю на гребень. Тут же прячусь за скалой и прошу Александра сделать передышку в безопасном месте, он говорит на верх. Пока мы обсуждаем это, последний участник восхождения выбираемся на гребень и как только он убирает ногу из кулуара как по нему загрохотало. Я стоял под безопасной скалой и заорал по русски и по английский "КО МНЕ!!!"
Растерянные они побежали на крик и свет моего фонаря. Укрылись под скалой буквально обнимая друг-друга так тесно и так страшно там было.
Кто-то орал, кто-то кудато бегал, а камни шли уже и по гребню. Такого камнепада нам не забыть! он шёл волной не прекращаясь, как табун лошадей, в свете фонаря только ветер и пыль.  три минуты... Мы уже устали бояться и стали делать перекличку. и орать друг другу спрашивая безопасно ли у него...

По лагерю в каске а лучше сидя

Но вид из палатки хорош
 оператор закурил и я попросил сигарету и себе, его руки дрожали, когда он давал прикуривать. Мы просидели ещё минут десять. Саша отдал команду найти безопасное место и ждать рассвета. Опросил попало ли кому-нибудь. Оказалось что японскому участнику попало не большим камням в бедро а Александру камень прошел рикошетом по лицу повезло.
 Мы сидели под стеной и праздновали второе рождение, встречая рассвет на 4100. А гора продолжала рычать и извергаться, продолжала строить себя по новому.

С оглядкой на Гору

На рассвете Камень, Безымянный
 Стало светать-мы перекусили и двинулись вверх.  Продолжая видеосъемки и набирая высоту мы вышли на предвершинное выполаживание на 4600м. Вершина и кратер вулкана до этого закрытые склоном теперь стали на прямой видимости. И вдруг "ДА-ДАХ!!!"-хлестануло по ушам и грудной клетке-и мгновение спустя из кратера вырвалось облако пепла, а с ним и вулканические бомбы полетели вверх. но теперь они не казались такими маленькими как с перевала-было видно что это огромные валуны, летящие и > вращающие в вохдухе своими гранями...мужество мужчин иссякло...измученные высотой, горняшкой и съёмками-не хотелось лезть под бомбы. В воздухе посыпался пепел и длинные как волосы стекловаты летали и блестели на солнце какие-то чешуйки. Мы застыли на отметке 4600 в нерешительности и просто продолжали снимать происходящее. Один раз бомба пролетела над оператором-а он продолжал всё снимать не бросая камеры. (говорят в японии много случаев суицида на горе Фудзияма-это не тот случай, это просто выдержка оператора.) Мы уже наблюдали за ним из-за маленькой скалы и рыли в шлаке яму, что бы по глубже спрятаться...
 Так мы побоялись с пол часа и привыкли-потом разрывов стало меньше. Саша сделал объявление о том что съёмочная группа, если желает, может понаблюдать фантастическую картину с риском для жизни на кромке кратера. Нас он освободил от всех обязанностей по восхождению. И мы приняли решение оставив рюкзаки в выкопанной нише под скалой, налегке подняться на верх. В случае усиления немедленно спускаться в низ.

И тени великих гор

Ключевской строится

Бросаем рюкзаки, берём маленькую камеру и идём на верх. Я шел чуть поодаль и наблюдал как в человеке любопытство берет верх над страхом. После каждого разрыва и выброса люди пригибаются к земле, садятся на корточки и как завороженные глядят на облако, на бомбы. Потом страх и оцепенение проходит и кто-нибудь делает движение вперед, вся группа начинает подходить ближе к эпицентру. Снова хлопок и выброс, опять все сидят но вот кто-то пошёл и все за ним. Так мы вышли на гребень, идущий до кромки кратера и уже чуть ли не бегом прошли оставшиеся 20 метров . Смотрим вниз-дно кратера и в нутри растёт вторичный конус-он уже чуть выше кромки наружного кратера. смотрим высоту джипиэс показал 4800м). Внутренний кратер Ключевской сопкаи постоянно растёт и строится.
В 1788г. Д.Гауз поднялся сюда и положил начало Российскому альпинизму, а прошло с тех пор 221год. Интересно на сколько подрос
вулкан за это время?

На вершине мы сделали фото, а так же видео. потрогали шлак под ногами-он горячий, а засунув руку поглубже отдергиваешь её-можно обжечься. Подошвы наших ботинок так нагрелись что ноги стало припекать. Нам повезло-сильных выбросов за это время не случилось. Всего на кромке мы находились около полу часа и Саша заторопил нас вниз. И мы спускались с горы как можно быстрее, на сколько это позволял рельеф. На наше счастье сильных выбросов и камнепадов не было. Забрав свои рюкзаки и спустившись в промежуточный лагерь мы дали себе расслабиться. Спокойно сидели и попивали кофе, когда гора шарахнула в очередной раз. огромный столб пепла и бомбы и опять "УХ ТЫ!!!"и"ВАУ!!!".

Вершина

На свой страх и риск..
Однако перегруженный мозг просил пощады-и мы дали ему возможность отдохнуть на пару часов сна. После пробуждения и не долгих сборов-время уже было вечернее, мы тронулись в путь к базовому лагерю, понимая, что опасности подстерегают и на этом отрезке пути. Соблюдали осторожность, следили за склонами и несколько раз убегали от камней. Но спустились все благополучно.

Дважды на эту гору не ходят-только по очень важному делу...если очень хочется то ходят!!!

Снизу тоже красота

очень интересный рассказ

Борис отличный поход у вас случился. только вот не понял сколько всего дней?

от автора

Статья написана в соавторстве с Александром Биченко. Артем: 8 дней +2 дня ждали хеликоптер. А на гору поднимались три раза: 1)3300-4000-3300 аклиматизация+заброска. 2)3300-4000 заброска+работа. 3) 4000-4800-3300 восхождение и спуск на перевал. И ещё домик, показанный на фотах, это в нынешнем виде. Т.е. он после нашего похода доделывался Александром. Теперь он такой.

поздравляю

что живой, и написано живо, и фотки интересные, по экзотическим местам бродите, товарисчи!

!

Необычные места и ледники!

Как класснов этом районе в феврале. Мозги оттаят и все нормально.

Борис! С этого домика мы выгребали снег, гольных, два часа. Он был забит им по крышу от дверей до противоположной стенки. Брезент с крыши сдуло. Можно было лежать на нарах и смотреть весь маршрут 4А на вулкан Камень, от низу до верха. Но при этом, печка топилась, вещи сохли. Мы были счастливы. А вот на вулкан Ключевская сопка этой зимой мы не поднялись. Мы не сумасшедшие. Но, пытались, ими стать. Все классно. В 2011 году повторим это вымерзание.