Люди и горы > Люди >

Арктангенс Донгузоруна
Когутайские записи
Синий бык
Панорама Центрального Кавказа с вершины Кезген.

На днях я получил письмо от одного американского астронома, известного своими открытиями в области динамики галактик. Но письмо это не по науке, оно о восхождении на Эльбрус великого физика Поля Дирака, которое тот совершил летом 1936 года под опекой нашего замечательного ученого и восходителя И.Е. Тамма. Приведу текст полностью, за вычетом обращений в начале и конце письма. Курсивом набраны прямые заимствования из книги.

_____

Эти дни я читаю недавно вышедшую у нас замечательную биографию “Самый необычный человек: Тайная жизнь Поля Дирака, мистика атома”, которую написал некий Грэхэм Фармело. (“ The Strangest Man: The Hidden Life of Paul Dirac, Mystic of the Atom”, by Graham Farmelo .) Ей был посвящен красочный обзор в августовском воскресном книжном обозрении Нью-Йорк Таймс, который все еще можно найти на вебсайте издания. Я сразу же заказал для себя экземпляр этой книги в нашей библиотеке, но смог получить его лишь неделю назад, так как на книгу большой спрос.

Я вспомнил о некоторых ваших походных случаях, когда добрался до следующих абзацев примерно в середине книги – на страницах 276-277 и 279-280, если быть точным:

В первую неделю июня 1936 года Дирак собирал свой рюкзак – спальный мешок, ледоруб, веревку и кошки, готовясь к предстоящим каникулам в СССР с Таммом. Помимо посещения Капицы, он хотел побывать на Кавказе 19 июня, чтобы понаблюдать полное солнечное затмение, первое из тех, что он увидит. Перед поездкой он написал Манчи [своей девушке, ставшей потом женой, но в то время пока еще добивавшейся его более решительно, чем он ее], потому что если бы Тамм или Капица «узнали, что мы с тобой очень часто пишем друг другу, то эта новость очень быстро распространилась бы среди физиков по всему миру, и все они стали бы о нас сплетничать».

Незадолго до отбытия [это была уже его третья или четвертая поездка в Россию] Дирак узнал от своей матери, что его отец слег, страдая плевритом. [… Однако] по тону ее письма он решил, что болезнь отца не слишком серьезная, […] и решил не отменять поездку. В субботу (13 июня) он прибыл в Москву, но уже через несколько часов получил от матери телеграмму с известием о том, что отец при смерти. Оставив свое снаряжение у Тамма, Дирак отправился на утреннем семичасовом рейсе из Москвы, имея сутки лёта на поиск верных прощальных слов. […Увы,] смерть отца наступила за несколько часов до прилета сына в Бристоль, так что его надежда на примирение на смертном одре угасла. Угасли, как казалось, и все надежды попасть на солнечное затмение в ту пятницу, поскольку несколько страниц книги теперь повествуют о похоронных приготовлениях и удивительном обнаружении того, что скуповатый отец Дирака сумел скопить «состояние в 7,590 фунтов , что примерно в пятнадцать раз больше его годового оклада» как школьного учителя с большим стажем.

Но в итоге …

Когда Дирак возобновил свою поездку в Россию, он отметил ее попыткой восхождения на вершину Эльбруса – высшей точки Кавказа в 5,640 метрах над уровнем моря. Вместе с Таммом и небольшой группой своих российских коллег Дирак добрался до базового лагеря над зоной леса и оттуда стал подниматься к восточной вершине горы. Тут были и страх перед опасностью, и стекающий по спине пот, и жгущее лицо солнце, и дрожь в палатке ночью. Эльбрус свои вознаграждения давал с неохотой: сотни восходителей терпели поражение, некоторые погибали. Через несколько дней Дираку и его спутникам открылось самое величественное в России ледовое зрелище, еще более сладкое от тех невзгод, которые надо было претерпеть на пути к нему. Достижение вершины стоило Дираку полного истощения, и ему потребовался день отдыха перед обратным спуском в лагерь. Никогда больше он не участвовал в столь грандиозных восхождениях.

Я бы купил и послал вам экземпляр этой поразительной книги, если бы не помнил о своих мучениях многомесячного ожидания того, когда направленная вам от меня Принстонским издательством книга «Динамика галактик» пробьет, наконец, себе дорогу через вашу почтовую систему. Так что я решил, что приобрету ее для вас, только когда мы соберемся еще раз встретиться здесь или где-нибудь в Европе.

Про восхождение Поля Дирака на Эльбрус

По поводу восхождения Дирака на Эльбрус в архиве нашего альпклуба "Политехник", С-Пб, есть выдержки из книги воспоминаний об И.Е. Тамме одного из патриархов Советского альпинизма, з.м.с. Василия Павловича Сасорова и В.А. Энгельгардта Рассказывает В. А. Энгельгардт: " Мне вспоминается самая первая наша встреча с И.Е. Таммом. Произошла она, должно быть, в начале 30-х годов на северных склонах Эльбруса. Наша небольшая группа начала движение в горы, к хребтам западного Кавказа, по мало хоженым в то время путям. И в каком-то совсем безлюдном, глухом месте нам навстречу спускаются два альпиниста с изрядными следами солнечных ожогов на лицах, по виду весьма усталые, но радостные и оживленные. Я подошел, разговорился и с удивлением узнал, чтo мои собеседники—физики, имена которых я не мог не знать, но которых никак не ожидал встретить в глуши. Это были Игорь Тамм и выдающийся английский ученый Поль Дирак. Дирак приехал в Советский Союз на какое-то научное совещание и, имея в распоряжении несколько свободных дней, воспользовался приглашением Игоря Евгеньевича, уже знавшего, что у Дирака, как и у него самого, одно и то же, как говорят англичане, «хобби»—вторая страсть в жизни: наряду с преданностью владычице их дум физике они оба—увлеченные горовосходители. Тамму не стоило большого труда уговорить Дирака предпринять попытку восхождения на Эльбрус с северной стороны. Вот на обратном пути из этого увлекательного путешествия я их и встретил. Игорь Евгеньевич сразу покорил меня красочным описанием перипетий их совместного восхождения к самой высокой вершине Европы, которое они сочетали в часы отдыха с не менее увлекательными экскурсами в самые высокие области теоретической физики." Рассказывает заслуженный мастер спорта В.П. Сасоров: "В сумерках, после совмещенного обеда-ужина и чая мы залезли в тщательно натянутую и укрепленную шелковую палатку, подаренную Игорю Евгеньевичу Дираком, и начали слушать горы. Ледоруб Дирака от Игоря Евгеньевича перешел ко мне. Им я пользуюсь до сих пор." Михаил Пронин, кмс, инструктор, редактор ежегодника "Наши горы", тренер альпклуба "Политехник", С-Пб

спасибо за интересные сведения

Михаил, спасибо за интересные сведения, да еще с прямыми цитатами. Я переведу их на английский и прямым или окольным путем доведу до сведения автора этой книги. Может, на ум придет еще что-то конструктивное. Но будьте добры, укажите точнее источник цитирования - автор, название, год и место издания, издательство, цитированные страницы.

про ледоруб Дирака- Тамма

В свое время мне довелось быть в походе с В.П.Сасоровым (он тогда летом работал инструктором на турбазе Московского Дома ученых в Архызе). После похода он пригласил меня к себе в гости и среди других памятных туристических артефактов - показал мне этот ледоруб. Довольно длинное деревянное древко и несколько необычная форма головки (для середины 80-х) оставили неизгладимое впечатление об инструменте. В.П. пояснил, что Тамм был высокого роста и этот ледоруб ему подходил. А к Тамму он попал от Дирака. Но вот детали забылись, или остались неизвестны. Спасибо - подробно ознакомился с началом истории этого интересного ледоруба.

Большое спасибо!

Очень интересно!

спасибо!

Физикам, интересующимся квантами и Дираком, эта история, должно быть, тоже знакома. Но все равно ее стоило бы представить в научно-популярном издании или на сайте. Все-таки Дирак - это вообще круто, а Дирак на Эльбрусе - почетно для нас.