Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Коноваленко Владислав, г. Сочи

Отчет о горном походе 2 к.с. по Северной Осетии в июне-июле 2009 г.


Отчёт

о прохождении горного туристского спортивного маршрута
второй категории сложности по Центральному Кавказу,
совершённом группой клуба горного туризма
«Серпантин» горда Сочи в период
с 20 июня по 2 июля 2009 г.

Маршрутная книжка № 13-09
Руководитель группы Коноваленко Владислав Иванович
e-mail: mountain@nm.ru

Адрес клуба «Серпантин»:
гор. Сочи, Адлерский р-н, ул. Голубые Дали, д 46.

Маршрутно-квалификационная комиссия Сочинская городская рассмотрела отчет и считает,
что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю второй категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке Сочинского городского Центра детского и юношеского туризма:
354000, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, д.10.

Содержание:

    Сведения о походе

    Техническое описание маршрута

    • 1 день, 20 июня. Выезд из г. Сочи
    • 2 день, 21 июня. Выход на маршрут
    • 3 день, 22 июня. Подъём по долине реки Билягидон
    • 4 день, 23 июня. Подход под пер Айхва
    • 5 день, 24 июня. Перевал Айхва 1Б
    • 6 день, 25 июня. Движение по д/р Геби-дон
    • 7 день, 26 июня. Подход под пер. Геби-Бартуй
    • 8 день, 27 июня. Пер Геби-Бартуй 1Б
    • 9 день, 28 июня. Пер. Красивый 1Б*
    • 10 день, 29 июня. Перевал Гулар н/к
    • 11 день, 30 июня. Перевал Кионский
    • 12 день, 1 июля. Спуск в пос. Мизур


    Итоги, выводы, и рекомендации
Сведения о походе

Проводящая организация:

Клуб горного туризма "Серпантин", Тренер Луст Валерий Антонович, тел:+79184030076
354000 г. Сочи Адлерский район ул. Ул. Голубые Дали, д 46.

Место проведения:

Страна: Россия
Республика, край: Северная Осетия (Алания)
Район: Центральный Кавказ
Подрайон: Суган, Дигория, Караугом, Кион .

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода (км) Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Горный Вторая 121 км 13 дней 11 дней 20.06.09 - 2.07.09

Подробная нитка маршрута

Г. Сочи - г. Владикавказ пос. Ахсау - д/р Белягидон - лед. Ю. Белаг - пер. Айхва 1Б (3500м) - д/р Айхвадон - д/р Харвес - пол. Таймази - д/р Геби-дон - лед. Гебицете - пер. Геби-Бартуй 1Б (3400) - лед. Бартуй - лед. Кушдарх - пер. Красивый 1Б* (3450м) - лед. Харески - д/р Фастаг-дон - Райская поляна - д/р Караугом-дон - пос. Дзинага - д/р Гулардон - пер. Гулар н\к (2900м) - д/р Сардидон - пер. Казотивцег н/к (2150м) - д/р Сонгутидон - пос. Дунта - д/р Даргомдон - пер. Кионский н/к (2514м) - пос. Ниж. Згид - д/р Садон - пос. Мизур - г. Владикавказ - г. Сочи.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствий Категория трудности Характеристика препятствия Путь прохождения
Перевал
Айхва
1Б,
3500 м
С севера закрытый ледник 30-40 град, перевальный взлёт - снежный склон 45 град.,150м. С юга обледенелый осыпной склон на скальном основании 40 град. 70м, закрытый ледник 100м 30-40 град С лед. Ю. Белаг на лед. Бартуй
Перевал
Геби-Бартуй
1Б,
3400 м
С запада закрытый ледник 30 град., перевальный взлёт - фирновый склон 40 град. 300м. С востока заснеженный кулуар шир. 15-20м. 45 град. 100 м, открытый ледник 10 град 400 м С лед. Геби на лед. Бартуй
Перевал
Красивый
1Б*,
3450 м
С запада закрытый ледник до 30 град. 800м, перевальный взлёт - фирновай склон 45 град. 150 м. С востока заснеженный кулуар шир. 10 м. 45 град. 100 м, закрытый ледник 20 град.200 м С лед. Кушдарх на лед. Харески
Перевал
Гулар
НК,
2900 м
С запада грунтовая дорога 10 град.
С востока травянистый склон до 25 град.
д/р Гулардон-
д/р Сардидон
Перевал
Казотивцег
НК,
2150 м
С запада тропа по травянистому склону, с востока тропа по травянистому склону д/р Сардидон - д/р Сонгути-дон
Перевал
Кионский
НК,
2514 м
С запада травянистый склон 20град. С востока грунтовая дорога д/р Даргом-дон-д/р Садон

Схема пройденного маршрута


2. Схема пройденного маршрута

В карте-схеме в качестве подосновы использована карта с сайта
http://caucatalog.narod.ru/osetmap/osetmap.html, автор Михаил Голубев.
Выражаю благодарность!

Высотный график похода


3. Высотный график похода

Состав группы


Ф. И. О. Год рождения Тур. опыт Обязанности
1 Коноваленко
Владислав
Иванович
1978 3 Рг,
4 Уг
Руководитель,
фотограф
2 Коноваленко
Ирина
Сергеевна
1983 3 Уг Завхоз, финансист
3 Жмакин
Дмитрий
Александрович
1983 3 Уг Фотограф,
хронометрист
4 Милова
Лидия
Вячеславовна
1983 2 Уг Отв. за медаптечку
5 Баяндин
Даниил
Станиславович
1988 ПВД Отв. за ремнабор
6 Головченко
Вячеслав
Тимофеевич
1966 ПВД Участник

Адрес хранения отчёта

Библиотека Сочинского городского Центра детского и юношеского туризма.
354000, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, д.10.

Поход рассмотрен Сочинской городской МКК. 354000, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, д.10.

Принятые в тексте сокращения

р. - река
руч. - ручей
д/р - долина реки
вдп. - водопад
пер. - перевал
лед. - ледник
пос. - посёлок
в. - вершина
ул. - улица
п. - пик
г. - гора либо город
ГКХ - Главный Каквказский хребет
ор. - орографически (-ий)
по х.д. - по ходу движения
град. - градус
м - метр
км - километр
а/м - автомобиль
ЖД - железнодорожный
н/к, НК - некатегорийный
Ю, Юж. - юг, Южный
С, Сев. - север, Северный
З, Зап. - запад, Западный
В, Вост. - восток, Восточный
ЮЗ - юго-запад
ЮВ - юго-восток
СЗ - северо-запад
СВ - северо-восток

В тексте описания подразумевается орографическая ориентация берегов, если не указано иное, например: по х.д.

Географическое положение и туристские особенности района

Кавказские горы находятся на юге нашей страны и протянулись примерно на уровне 43 параллели от Чёрного моря до Каспийского. Выделяют Западный, Центральный, Восточный Кавказ, а также Северный. К Западному Кавказу относят участок от урочища Красная поляна на западе до перемычки Хотютау на востоке. К Восточному Кавказу относится участок к востоку от вершины Казбек. К центральному Кавказу, соответственно, относится участок от перемычки Хотютау, на западе, до вершины Казбек на востоке.

В географическом смысле участок гор к западу от урочища Красная поляна тоже относится к Западному Кавказу. Хотя туристская терминология относит этот участок к Краснодарскому краю.

Под Северным Кавказом понимают участок гор к северу от Главного Кавказского Хребта (ГКХ) в районе Центрального Кавказа и примыкающих частей Западного и Восточного Кавказа.

В пределах Кавказа Россия граничит с Грузией и Азербайджаном. Граница с этими странами, в основном, проходит по ГКХ.

На стыке Западного и Центрального Кавказа находится самая высокая вершина Кавказа - двуглавый Эльбрус. Западная вершина имеет отметку 5642 метра, восточная - 5621 метра. Район, примыкающий к Эльбрусу, туристы часто называют Приэльбрусьем. Условно этот район можно ограничить долинами, имеющими выход к Эльбрусу.

Маршрут данного путешествия проходил по восточной части Центрального Кавказа. В административном плане восточная часть Центрального Кавказа относится к Североосетинской республике (Алания). Центральный Кавказ - наиболее высокая и труднодоступная часть Большого Кавказа. Здесь есть все виды ледников, в том числе и долинные.

Долины Центрального Кавказа просторнее и более суровые, чем на Западном Кавказе. Реки, вырывающиеся из под ледников, бурные и довольно мутные.
Центральный Кавказ в осевой, наиболее высокой своей части сложен твердыми породами- гранитами, кристаллическими и глинистыми сланцами, песчаниками. Периферийные части составлены осадочными, более молодыми и мягкими породами- известняками, мергелями и доломитами. Поднимающиеся на звеньях Бокового хребта вулканические конусы Эльбруса и Казбека расположены на высоко поднятых цоколях их гранитов и сланцев.

Центральный Кавказ несет значительное оледенение, 70% площади которого приходится на северный склон и около 30% на южный, что объясняется переносом снега западными ветрами за барьер Водораздельного хребта и повышенной инсоляцией южного склона.

Погода в регионе не отличается устойчивостью: солнечные дни даже летом нередко сменяются в высокогорье жесткой и длительной- до 3-5 дней- непогодой. Центральный Кавказ располагает богатыми возможностями для проведения любых спортивных походов и мероприятий. Здесь практикуются походы для начинающих, походы для родителей с детьми, местные и выездные массовые слеты и соревнования, учебные мероприятия (как для начальной, так и высшей подготовки), походы в межсезонье и в зимний период. В пределах региона могут быть проведены горные походы 1-6 к.с.

К горам Центрального Кавказа есть удобные подъезды по автомобильным дорогам из Минеральных Вод, Нальчика и Владикавказа. Маршруты можно начинать из пунктов, имеющих автобусное сообщение: Былым, Тырныауз, Верхний Баксан, Эльбрус, Терскол, Булунгу, Безенги, Верхняя Балкария, Ташлы-Тала, Мацута, Дзинага, Верхний Згид, Бурон, Фиагдон на севере.

Цели и задачи маршрута

Основной целью похода было знакомство с уникальным и красивым уголком природы Кавказа. Этот район прекрасно подходил для проведения спортивного похода второй категории сложности, изобиловав перевалам 1Б и н/к категорий сложности.

Задачами похода было прохождение долин рек Биляги-дон, Айхва-дон, Харес, Геби-дон, Фастаг-дон, Караугом-дон, Гулардон, Сардидон, Сонгутидон, Донисар-дон, садон, Ардон с прохождением с привлекательных для нас перевалами Айхва, Геби-Бартуй, Красивый, Гулар, Казотивцег, Кионский.

В задачи похода входило повышение техническая подготовки участников с перспективой участия в походах данной и более высокой категории сложности, а именно:

1. Отработка быстрой и эффективной установки лагеря в малоудобных местах с предварительной подготовкой площадок для установки палаток (бараньи лбы, безопасные осыпные и травянистые склоны). Сооружение ветрозащитных стенок из камней или снега.

2. Отработка ранних выходов перед штурмом опасных перевалов.

3. Усовершенствование навыков грамотного передвижения движения плотной группой по крутым осыпным и склонам с различными размерами камней (конгломерата).

4. Повторить, закрепить и усовершенствовать навыки по самозадержанию с ледорубом на крутых снежных и травянистых склонах.

5. Закрепить групповую технику "тропления" и "пробивки ступеней" на плотном снегу.

6. Отработать технику страховки на снегу "через поясницу", "через ледоруб".

7. Отработать движение по крутым снежникам "на пятках" и "на три такта".

8. Повторить, закрепить и усовершенствовать умение правильно и грамотно ходить в связках по закрытым и открытым ледникам. Повторить команды и условные знаки.

9. Отработать различные методы сооружения точек страховки и станций на ледовых склонах. Получить основы техники сооружения переправ через ледовые трещины.

10. Проработать технику навески перилл на ледовом и скальном рельефе.

11. Максимально поднять скорость прохождения участков перилл как на подъём, так и на спуск.

12. При необходимости, отработать на практике различные виды переправ.

Данный маршрут хорошо подходил для решения перечисленных задач.

Сроки похода были выбраны в период, когда уже в долинах рек ещё не настала жара, нет комаров и мух. Нет лавинной опасности. Ледовые трещины забиты снегом. В долинах наступает весна, но ещё не буйствует субальпийское высокотравье, и не препятствует быстрому передвижению. В долинах рек сезон черемши.

Стоянки были спланированы, в основном, в альпийской зоне, либо на берегах рек или озёр, дабы можно было налюбоваться их красотой, а при желании и хорошей погоде искупаться.

По окончании похода, желающие смогли поехать в Цейский район для дальнейшего знакомства с красотами этого сказочного края и спортивного совершенствования.

Варианты подъезда и отъезда

Проезд от Сочи до Адлера можно произвести на поезде № 680С Адлер-Владикавказ.
Отправление из Адлера в 17:02, Прибытие во Владикавказ в 11:25. Заранее через отдел туризма http:/www.tseyski.ru , тел 8 (8672) 540-940, 8 (928) 486-3-940 - Руслан (эл. адрес ski@tseyski.ru) заказали пропуска в погранзону. Стоимость 100р. с человека.

Проезд Владикавказ - Ахсау осуществляли на заранее заказанном в этой же турфирме а/м "Газель". Стоимость 2800р.

Отъезд с маршрута осуществляем из пос. Мизур.
До Владикавказ добрались на попутном транспорте. 1200 р. Проезд Владикавказ - Сочи на поезде № 679С Владикавказ - Адлер. Отправление 15:05, прибытие 08:28.

Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные данные

Северо-Осетинский Поисково-Спасательный Отряд МЧС России
362035, г. Владикавказ, пр. Коста 273.
(8672) факс 74-41-32, о/д 74-99-67, 74-41-03
E-mail: sorpss@mail.ru

Цейский ПСО
363226 Алагирский р-он, Цейское ущелье,
Комплекс за мостом через реку Цей-дон.

Пограничное управление ФСБ России по Республике Северная Осетия - Алания
362006, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, н.п. Редант-2, улица Сосновая, дом 2
8(8672) 75-79-50
8(8672) 50-08-33

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Из бассейна р. Белягидон спуск в. пос. Ахсау
Из бассейнов рек Айхвадон, Харес, Геби-дон спуск на пол. Таймази.
Из бассейнов рек Бартуй-дон, Фастаг-дон, Караугом-Дон, Гулар-дон спуск в пос. Дзинага
Из бассейнов рек Сардидон, Сонгутидон, Даргомдон спуск в пос. Дунта
Из бассейна р. Садон спуск в пос. Мизур.

Так же было предусмотрен запасных вариант изменения маршрута на случай ухудшения погоды, замедления темпа передвижения или запрета пограничников:
Вместо пер. Красивый 1Б* пройти пер. Цагардор 1Б.

Изменения маршрута и их причины

Маршрут был пройден полностью, без изменений

Развернутый график движения

День пути Дата Участок маршрута
(от - до)
Протяжён- ность (км) Чистое ходовое время Характер пути,
определяющие препятствия
на маршруте
Метеоусловия Примечания
1 20.06 г. Сочи - г. Владикавказ - - Железная дорога Ясно Поезд
2 21.06 г. Владикавказ - пос. Ахсау - 2:50 Асфальт-грунтовка   а/м
2 21.06 пос. Ахсау - д/р Билягидон 6 3:50 Подъём по грунтовой дороге Малооблачно Пеше
3 22.06 д/р Билягидон 7 5:20 Подъём по грунт. дороге, тропе Ясно, пасмурно Пеше
4 23.06 д/р Билягидон 3 2:35 Подъём по снежникам и осыпям 30град. Ясно, пасмурно временами туман Пеше
5 24.06 пер. Айхва 1Б 1 1:20 Подъём по снежнику 40град. Ясно, врем. дождь Пеше
5 24.06 Д/р Айхвадон - пол. Таймази 12 6:20 Спуск по осыпям, снежникам,
траве 30-35град., грунтовая дорога
Пасмурно, дождь и временами туман Пеше
6 25.06 пол. Таймази - слияние р. Авасанау и Геби 5 5:10 Подъём по тропе Ясно, временами туман Пеше
7 26.06 ночёвки под лед. Геби 1 0:45 Подъём по осыпи 20град. Ясно, врем. дождь Пеше
8 27.06 пер. Геби-Бартуй 2 1:50 Подъём по снежнику 40град. Ясно Пеше
8 27.06 лед. Бартуй - ноч. под пер. Красивый 4 3:10 , траверс ледника Малооблачно, туман Пеше
9 28.06 Пер. Красивый 1Б 2 1:55 Подъём по снежнику 40-45град. Ясно Пеше
9 28.06 Спуск по кулуарам - д/р Караугом-дон 8 5:40 Спуск по снежным кулуарам , спуск по тропе Пасмурно, временами туман, дождь Пеше
10 29.06 Спуск в пос. Дзинага 6 2:25 Спуск по тропе Ясно Пеше
10 29.06 пер. Гулар 13 5:40 Подъём по грунтовой дороге Облачно, туман Пеше
11 30.06 Спуск к р. Сардидон 7 2:20 Спуск по тропе Ясно Пеше
11 30.06 Подъём на пер. Казотивцег 1 0:50 Подъём по тропе Облачно Пеше
11 30.06 Спуск в пос. Дунта 2 1:40 Спуск по тропе Пасмурно Пеше
11 30.06 Подъём на пер. Кионский 10 4:40 Подъём по грунт. Дороге, тропе Пасмурно, дождь Пеше
12 1.07 Спуск к ТКМ 24 5:20 Спуск по грунтовой дороге Облачно Пеше
12 1.07 Пос. Мизур 3 0:30 Асфальт Ясно Пеше
12 1.07 Г. Владикавказ - 2:10 Асфальт Облачно Авто
12 1.07 Убытие из
г. Владикавказ
- - Ж/Д   Ж/Д
13 2.07 Прибытие в г. Сочи - - Ж/Д Ясно Ж/Д

Техническое описание маршрута

В описании указания "право", "лево" даны в орографическом смысле. При отступлении от этого правила даётся уточнение "по ходу".

1 день, 20 июня. Выезд из г. Сочи

В 17:02 на поезде 680С Адлер-Владикавказ выезжаем из Сочи.

2 день, 21 июня. Выход на маршрут

В 11:25 прибываем во Владикавказ.

На вокзале нас встречает Руслан на а/м "Газель" с заказанными ранее пропусками. http:/www.tseyski.ru , тел 8 (8672) 540-940, 8 (928) 486-3-940, эл. адрес ski@tseyski.ru .

Загружаем рюкзаки и едем регистрироваться в МЧС на проспект Коста 273.

Т.к. мы при приехали в воскресенье, то пришлось ждать пока из дому приедет человек уполномоченный ставить печати в маршрутке. После инструктажа по технике безопасности и обмена телефонными номерами, и осмотра минимузея ПСО, мы покидаем спасателей и едем на рынок для покупки хлеба, овощей и традиционного блюда местных пирогов.

В 13.30 выехали из города.

15.55 выгрузили рюкзаки в посёлке Ахсау. Затем едем оставлять заброску. Заброску оставляем на турбазе "Дигория" ("Ростсельмаш") и турбазе "Дзинага".


4. Сторожевая башня

В 18:00 начинается ходовая часть маршрута. Дорога по долине р. Билягидон начинается с пос. Ахсау от школы, не доезжая до моста. От остановки хорошая грунтовая дорога ответвляется вправо по ходу движения от пос. Мацута и по левому берегу р. Белягидон плавно набирает высоту вдоль полян поросших рододендроном. Слева видим разрушенные сторожевые башни.

В 18.40 делаем привал у первого моста.
Затем дорога переходит на правый берег и через полчаса возвращается обратно. На этом протяжении имеются хорошие мета для ночёвок. За третьим мостом полянки заканчиваются и река идёт в некрутом каньоне, поросшем криволесьем. Следующее пригодное для ночёвок место будет только через полтора километра после четвёртного моста (полянка в лесу справа от дороги, вода рядом в ручье), где мы в 20:00 остановились на ночлег.

В 21:00 ужин на костре.
Отбой в 22:00.
Погода малооблачная. Состояние группы великолепное.

3 день, 22 июня. Подъём по долине реки Билягидон


5. Движение по д/р Билягидон

07:00 - подъем. Состояние группы отличное. Небольшая облачность.

08:05 выход. Движемся дальше по грунтовой дороге левого берега порядка двух километров и выходим на поляны, поросшие криволесьем. Переходим вброд пару небольших ручьёв и останавливаемся на привал в 8:40 в сосновом бору после перехода вброд очередного ручья.

В 11:00 останавливаемся на широкой поляне в полуходке от бараньих лбов. Здесь последнее место, где можно найти дрова, потому здесь у трёхметрового валуна обедаем.


6. Фото у водопада

С 14:05 идём дальше вдоль левого берега Билягидона к водопаду, ниспадающему с бараньих лбов. На тропе находим и собираем черемшу.

В 15:55 останавливаемся на фото-сессию у водопада.

В 16:15 идём вправо от водопада под бараньими лбами. В кулуар сухого ручья (по описанию). На момент прохождения в кулуаре лежал снежник из которого вытекал ручей. Поднимаемся 100 м вверх по 35-градусному снежнику, затем по гребню осыпной морены проходим ещё 200 м и находим удобные места для под палатки.

В 17:00 делаем перекус, ставим палатки, и строим ветрозащитные стенки.

19:30 - готовим ужин, в 20:00 ужинаем.
Отбой в 21:00.
Состояние группы отличное, погода облачная.

4 день, 23 июня. Подход под пер Айхва

Подъём в 7:00. Погода ясная. Состояние группы приподнятое.

Выход в 8:05. Поднимаемся вверх по мелкой, местами задернованной, осыпи. К 9:00 достигаем нижнего цирка Билянидона.


7. Подъём из нижнего
цирка р. Билягидон
к ночёвке "7 братьев"

Здесь делаем поворот вправо на 90 градусов и за 15 минут по осыпи поднимаемся к ночёвке "7 братьев".


8. Ночёвка "7 братьев"

Это гранитные пятиметровые скальные осколки слетевшие с соседних склонов. Место удобное для ночёвок, вода в ручье, есть ветрозащитные стенки, да и сами глыбы хорошо защитят от ветра. Но у нас ещё предостаточно времени, потому после привала в 9:55 начинаем подниматься в верхний цирк. Также такой же подъём по мелким осыпям и некрутым снежникам и в 11:40 мы ставим палатки в верхнем цирке долины под пер. Айхва.

Перевал Айхва найти не сложно - это две нижайшие пологие седловины правее главенствующего в цирке чёрного скального пика г. Айхва Сев. Левее данного пика V-образная щель перевала Белаг Южный (1Б, 3400). Выше цирка перевала Айхва находится цирк перевалов Комсомолец, Кедрина и Белаг Центральный.


9. Панорама из цирка пер.Айхва

В 13:00 обедаем. Облачно.

После обеда, в 14:00, идём на снежные занятия к склонам цирка перевалов Кедрина и Комсомолец. Поднявшись в цирк, осматриваем склоны этих перевалов. Элементы самозадержания на крутом снежном склоне отрабатываем, спускаясь с по снежнику в сторону нашего лагеря. Начинаем с простого падения при подъёме, спуске, траверсе с последующим самозадержанием, заканчивая кувырком через голову спиной или лицом к склону. Ледовые занятия провести не удалось ввиду отсутствия льда.

В 15:30 возвращаемся в лагерь, и через 10 минут начался дождь. Отдыхаем в палатках.

Через 2 часа дождь перестаёт. Мы наблюдаем зависимость: утром в этом районе погода, как правило, ясная, ближе к обеду небо затягивает тучами, часам к 12-14 начинается дождь, который пойдёт с вероятностью 80-90 процентов и идёт от плучаса до трёх часов. К вечеру тучи, как правило, расходятся.

В 19:00 ужинаем.
Отбой в 21:00.
Состояние группы отличное. Погода пасмурная.

5 день, 24 июня. Перевал Айхва 1Б

Подъём в 6:00. Погода ясная. Состояние группы боевое.
Выходим в 7:05 в направлении перевала Айхва.


10. Перевальный взлёт
перевала Айхва Зап.

Перевал Айхва имеет две седловины - восточную и западную.

Перевальный взлёт на восточную седловину образован двумя осыпными конусами в нижней части и снежником лежащим в широком кулуаре (возможно, камнеопасным) в верхней части, на перевальной седловине видны небольшие выходы скал. Сама восточная седловина разделена небольшим жандармом ещё на две седловинки.

Перевальный взлёт на западную седловину образован снежником, лежащим вплоть до самой седловины, и примыкающими справа пологими скалами с осыпными полками, по которым возможно передвижение во второй половине лета, когда снежник растает.

На момент прохождения, на подъём безопаснее смотрелась западная (правая) седловина, т.к. полностью просматривалась и была камнебезопасна. По этой причине для подъёма была выбрана Западная седловина.

Перевальный взлёт представляет снежник протяжённостью около 400 м и крутизной 40 градусов. Поднимаемся по снежнику под пологими скалами и проходим по перешейку между скалками и большим камнем посередине взлёта.

11. Группа на перевале
Айхва Зап.

12. Вид на юг с пер Айхва Зап.
Затем склон постепенно выполаживается, и по короткому участку средней осыпи в 8:25 выходим на перевал.

Перевал Айхва Западный 1Б (3500м) расположен в Белагском отроге Суганского хребта западнее в. Айхва Сев. Имеет ориентацию С-Ю. Представляет собой разрушенную пологую скально-осыпную седловину шириной около 40 м, сложенную тёмными гранитами. Перевальный тур находится в западной части седловины. Снята записка группы туристов из 8 чел. т/к "Азимут" от 2.09.06 г. Пущино Моск. обл., под рук. Овчинникова В.Л., поход 3 к.с.

В 8:40 начали спуск с перевала Айхва З.


13. Спуск с пер. Айхва Зап.
Прохождение кулуара

14. Спуск с пер. Айхва Зап.
Прохождение кулуара

15. Спуск с пер. Айхва Зап.
Спуск по скальным полкам
и движение на три такта

16. Спуск с пер. Айхва Зап.
Спуск по скальным полкам
и движение на три такта

Вначале 50 м, придерживаясь скал слева по мелкой осыпи 30 град. Затем преодолеваем 1,5-метровую ступень в небольшом кулуаре с применением гимнастической страховки. После этого по мелкой осыпи на скальном основании, придерживаясь левых скал, по полочкам 50 м косо траверсируем со значительным сбросом высоты к центральной части снежника. Местами встречаются участки смерзшегося льда и очень мелкой осыпи, на которых рубим ступени. Выходим на снежник крутизной около 40-45 град покрытый слоем наста и спускаемся по нему "на три такта", затем "на пяточках". Через 100 м снежник выполаживается, и, пройдя пологую часть ледника, останавливаемся в 10:25 на конечной морене ледника на привал.


17. Путь спуска с пер Айхва Зап.

В 10:45 из цирка спускаемся по снежникам с выходами крупной осыпи, держась левых скал до выхода к ручью. Затем по неявно выраженной тропе вдоль русла ручья, местами забитому снегом. В 12:05 находим удобное пологое место у ручья и останавливаемся на отдых и обед. Обедаем и купаемся. Погода малооблачная.

С 15:05 спускаемся по травянистому склону слева от ручья. По травянистому склону крутизной около 30 град спускаемся на пологое плато к ацангуарам в полутора-двух километрах левее коша. Удобнее было спускаться правее ручья, чтобы выйти к кошу так как от коша начинается дорога, а это плато с ацангуарами, как оказалось, "зависло" в 100 м над дорогой. Оценив крутизну склона и найдя варианты спуска, решаем не делать крюк к кошу а спускаться к дороге напрямик.


18. Путь спуска с пер Айхва Зап.

С 16:05 вначале по скотопрогонной тропе траверсируем травянистый склон, пересекая два кулуара, затем по крутому до 40 град травянистому склону зигзагами спускаемся к 16:45 на грунтовую дорогу и останавливаемся на привал.


19. Путь спуска с пер Айхва Зап. к р. Харес

Дорога проходит над руслом реки Харес, зажатом в красивом скальном стометровом каньоне. Далее идём по дороге и к 17:35 достигаем развилки дороги к т/б "Таганрогская", где отдыхаем. Погода портится, начинает моросить слабый дождь. В 18:05, не доходя 200 м т/б "Дигория" проверка документов на погранпосту. В 18:15 на т/б "Дигория" забираем заброску и посещаем магазин. Разложив заброску по рюкзакам, идём вниз по дороге порядка километра и напротив селения Куссу находим мост.

Левый поток реки Харес течёт под мостом, а правый обтекает мост справа и создал прижим у скал правого берега. Через правый поток перекинуто два бревна и натянуты тросы.

От брёвен в 19:05 по "козлиной тропе" проходим над руслом потока, обходя его сверху. На тропе тоже натянут трос. Тропа выводит на обширные поляны на правом берегу р. Харес. Встречаем наряд пограничников которые проверяют документы, мы интересуемся состоянием тропы. Ищем удобное место для лагеря и в 19:50 ставим палатки а ацангуаре. Рядом ручей. Вокруг полно дров.

В 20:30 ужинаем, отдыхаем у костра. Место достаточно красивое. Любуемся нависшими над долиной ледниками Таймази и правильной формой г. Кубус.

Отбой в 21:30.
Состояние группы хорошее, погода облачная.

6 день, 25 июня. Движение по д/р Геби-дон

Подъём в 8:00.Погода ясная Состояние группы отличное.


20. Поляна Таймази. Ледники Таймази

По плану у нас днёвка, а завтра подъём под пер. Геби-Бартуй, но ввиду особенностей местной погоды, решаем днёвку разбить на две полуднёвки, а утреннее время использовать для движения.


21. Водопад на р. Геби-дон

В 9:00 выходим по направлению ледников Таймази. Там на краю полян собираются тропки в одну, и далее тропа идёт по правому берегу р. Геби-дон в смешанном лесу, иногда спускаясь к руслу реки. Через пару километров тропа начинает набирать высоту, поднимаясь от реки, в обход каньона, в котором течёт Геби-дон. Проходим полянку с большим камнем и оборудованным кострищем. С неё открывается замечательный вид на каньон с клокочущим водопадом. Есть место под 1 палатку. Затем тропа идёт преимущественно в сосновом лесу. Траверсируя склон пересекаем два кулуара с ручьями, и снова тропа выходит к реке на поляну. На поляне в 12:25 собираем черемшу. Начинается зона криволесья и рододендрона. Поднявшись около 100 м, слева по ходу движения открывается скальное ущелье, которое ведёт к не нашим перевалам и в которое нам идти не нужно.


22. Вид на пути подъёма

Выйдя на уровень дна этого ущелья останавливаемся на поляне у реки в 13:05 на обед. На склонах встречаются карликовые берёзы, которые ломаются зимой лавинами. Потому с топливом особых трудностей не возникает, и обед готовим на костре. Желающие успевают искупаться в бодрящей воде. Отдыхаем.

В 15:45 продолжаем подниматься по тропе правого берега в альпике с зарослями рододендрона. Поднимаемся на бараньи лбы с ниспадающими великолепными водопадами. Через час ходьбы выходим в бесподобный цирк на слиянии ручьёв стекающих с перевала Авсанау и ледника Геби. С преодолённых бараньих лбов открывается вид на долины Геби-дон и Харес, виден во всей красе Суганский хребет и г. Кубус. Здесь на поляне в 16:45 устанавливаем лагерь и занимаемся путешествием по красивому окрестному плато.


23. Панорама цирка слияния р. Авсанау и Геби

В 19:10 ужинаем.
В 21:30 отбой. Погода пасмурная. Состояние группы приподнятое.

7 день, 26 июня. Подход под пер. Геби-Бартуй

Подъём в 7:00. Погода ясная. Состояние группы бодрое.

В 08:30 выходим в направлении трапециевидной вершины Гиби-тау и по мелкоосыпному гребню задернованной морены за час поднимаемся к озеру под ледником Геби.

В 9:50 ставим палатки у озера и строим ветрозащитные стенки.


24. Панорама цирка лед. Геби

Отсюда хорошо виден пер. Геби-Бартуй. Он левее (восточнее) в. Геби-тау. Правее (западнее) расположен пер. Геби-вцег. Главенствует в цирке в. Таймази Восточная, в северном отроге которой расположен пер. Эльдыр. Также видна долинка к пер. Короткий, который расположен севернее пер. Геби-Бартуй.

В 12:20 обедаем.
В 13:10 собираемся и, после проведения инструктажа по технике безопасности, в 13:50 выходим на ледовые занятия на левую сторону лед. Геби. За тридцать минут поднимаемся к участкам ледника отрытым от снега и пригодным для проведения ледовых занятий. Вначале отрабатываем действия связки по команде "СРЫВ", т.е. все участники связки должны мгновенно зарубиться. Затем преодолеваем участки 30-градусного открытого льда под различными углами. После чего тренируемся организовывать различные виды станций на льду с применением ледобуров. Сооружаем треугольник из трёх станций и соединив их одними горизонтальными и двумя вертикальными периллами, отрабатываем горизонтальный траверс с перестёжкой, дюльфер и подъём по верёвке с применением зажима типа жумар.

Завершив программу занятий в 17:30 спускаемся в лагерь. Начинает накрапывать дождь.
В 18:30 ужин.
В 20:30 отбой.
Состояние группы довольное. Погода пасмурная, временами туман.

8 день, 27 июня. Пер Геби-Бартуй 1Б

Подъём в 5:00. Погода ясная. Состояние группы отличное.
В 6:10 выходим в связках. Обходим озеро по снежнику слева и идём по направлению в. Гебитау по пологому 10-град покрытому настом дну цирка.


25. Подъём к пер. Геби-Бартуй

Пройдя пологую часть, одеваем кошки. Поднимаемся на седловину 25-30 град., придерживаясь правой стороны склона, ввиду того что слева могут лететь камни.

Поднявшись на снежный гребень, спускаемся к правым (южным) осыпным скалам.
В 8:05 находим записку в туре перевала Геби-Бартуй.

26. На перевале Геби-Бартуй.

27. Панорама с пер. Геби-Бартуй на восток

Перевал Геби-Бартуй 1Б 3400 м, расположен в северном отроге ГКХ севернее в. Геби-тау. Представляет собой широкую разрушенную скально-осыпную седловину шириной около 100 м. На момент прохождения на седловине находился снежный гребень, с которого необходимо было спуститься к южным скалам, где находился тур. Имеет ориентацию З-В. В туре найдена записка группы туристов из 7 человек т/к "Крокус" г. Краснодара от 16.08.2008 под руководством Эккерта Алексея.

Съев перевальный шоколад, оставив перевальную записку и сфотографировавшись, в 8:30 начинаем спуск. Спуск с перевала представляет заснеженный скально-осыпной кулуар шириной около 20 м, крутизной 40-45 град и протяжённостью 150-200 м. Спускаемся вначале на "три такта", затем "на пяточках". После этого выход на заснеженное плато левобережных моренных осыпей лед. Бартуй, где в 9:15 останавливаемся на привал.

В 9:30 спускаемся с осыпей на ледник Бартуй, связываемся и косо пересекаем его с небольшой потерей высоты в направлении потока с ледника Кушдарх. По леднику с раскисшим снегом текут потоки воды, доставляющие не меньше проблем, чем трещины, заставляя обходить заводи из раскисшего снега.

В 10:30 останавливаемся на зачехленной покровной мореной правой части ледника у потока Кушдарх. Развязываемся и снимаем кошки.

После привала за 15 минут поднимаемся по осыпному гребню к озеру у подножия лед. Кушдарх.

В 11:00 ставим палатки у озера и строим ветрозащитные стенки.


28. Путь спуска с пер. Геби-Бартуй

29. Панорама с пер. Геби-Бартуй на восток


В 12:30 обед. Купаемся в озере.
После обеда небо затянуло, временами дождь, туман.
В 19:00 ужин.
В 20:00 отбой.
Состояние группы приподнятое. Туман.

9 день, 28 июня. Пер. Красивый 1Б*

Подъём в 5:00 подъем. Состояние группы отличное. Ясно.


30. Вид с нижнего
цирка лед. Кушдарх

В 6:10, одев кошки, выходим по пологому смерзшемуся снежнику в направлении перевала Электрон, обходя справа открытые участки льда. Крутизна до 30 град.


31. Вид с верхнего
цирка лед. Кушдарх

Затем поворачиваем на 90 град налево и поднимаемся через небольшую ступень бараньих лбов в цирк перевалов Красивый и Цагардор и в 6:55 останавливаемся на привал.

7:10 Обходим хицан по гребню слева, выходим к перевальном взлету, где останавливаемся в 7:40 на привал.

В 7:50 движение вверх по снежному, покрытому настом перевальному взлету протяжённостью 100-150 м и крутизной ок. 40 град, держась правой стороны, т.к. левый склон камнеопасен. Взлёт заканчивается 50 м средней каменной осыпи.


32. На пер. Красивый

На перевал поднялись в 8:30. Сняли кошки.


33. Путь спуска
с пер. Красивый

Перевал Красивый 1Б* 3450 м расположен в хребте Цагардор между пер. Цагардор и в. Лагуата и соединяет лед. Кушдарх (р. Бартуй-дон) и лед. Харески (р. Фастаг-дон). Представляет U-образную осыпную седловину шириной ок. 50 м, зажатую гранитными скалами. Имеет ориентацию СЗ-ЮВ. На юго-восток видны Караугомское плато, д/р Караугом-дон и Фастаг-дон, под перевалом виден ледничёк Харески. Перевальный тур посередине. Найдена записка группы туристов из гор. Ульяновска 11 чел от 15.09.2008 под рук. Кушманцева И.С., совершавших горный поход 2кс.

8:55: спуск с перевала происходит по кулуару крутизной ок 40-45 град протяжённостью ок. 200 м. Спускаемся на "три такта".


34. Вид с конечной
морены лед. Харески
на запад

Как склон стал менее крутым - "на пятках". Затем пересекаем пологое тело ледника Харески и останавливаемся в 9:50 на привал на конечной морене. Небо затягивает. Совершаем разведку.


35. Вид с конечной
морены лед. Харески
на восток

Прямой путь с ледника выводит к обрывам, поэтому в 9:50 дальнейший спуск производим подойдя к скалам справа и по снежникам спускаемся в кулуар.


36. Спуск с пер пер. Красивый
по второму кулуару

Кулуар на момент прохождения почти весь был забит снегом. Местами снежник протаял, эти места обходим по склонам кулуара. По кулуару течёт довольно мощный ручей.

В 11:30 выходим на слияние ручья из кулуара с рекой Фастагдон и совершаем привал.

11:40 Движемся вниз вдоль левого берега Фастагдон и в 12:00 останавливаемся на обед на поляне у большого камня. Не успели мы пообедать, как начался дождь.

13:30 Продолжаем движение вдоль левого берега Фастагдон.


37. Дюльфер в обход
прижима р. Фастагдон

В 13:50 подходим к месту, где прижим реки смыл тропу и мощное течение не позволяет перейти этот участок вброд или провесить навесную переправу.


38. Дюльфер с бараньих лбов

Разведываем путь обхода. Дождь прекращается.

15:30 решено подняться выше прижима, траверсировать крутой травянистый склон, спуститься к краю бараньего лба и дюльфернуть с берёзового куста ниже по течению. Одеваем системы, идем к месту дюльфера. Движение по траве осложнено пошедшим дождём.

16:00 Сооружение станции, спуск участников. Последний спускается по сдвоенной верёвке. Спуск завершается в 17:00 сдёргиванием верёвки.

17:15 Движемся дальше вдоль левого берега.

17:30 Выходим из альпики в смешанный лес.

17:50 По траверсирующей тропе подошли к остаткам Райской поляны на слиянии рек Караугом-дон и Фавстаг-дон . Привал, перекус.

18:20 Движемся по тропе идущей в кармане заросшей лесом морены.


39. Вид с Райской поляны



40. Вид с Райской поляны


Затем тропа спускается с моренного гребня и в 18:55 привела нас к ручью. Спускаемся вниз вдоль ручья. Свысока просматриваем места удобные для ночёвок.

19:10 Пересекли ручей в нижней части, где он становится более пологим. Прошли участок криволесья и вошли в сосновый лес. Ставим палатки. Пошел дождь.

В 20:30 ужинаем.

В 21:30 отбой. Состояние группы нормальное. Слабый дождь. Ночью дождь.

10 день, 29 июня. Перевал Гулар н/к

Подъём в 6:55. Ясно. Состояние группы отличное.


41. Мост через р. Караугом-дон



42. Караугомский ледопад

Выход в 8:15. Пройдя 10 мин по тропе в сосновом лесу переходим по бревенчатому мосту с натянутыми тросами реку Караугом-дон на правый берег.
Далее тропа идёт по правому берегу, иногда выходя в пойму реки.

В 10:00 отмечаемся в погранзаставе.

В 10:30 останавливаемся на привал в пос. Дзинага. Трое человек идут в турбазу "Дзинага" за заброской и по дороге заказывает местных пирогов.

В 11:30 вернулись с заброской. К 12:20 подоспели пироги, которыми мы обедаем.


43. Вид на подъёма к пер. Гулар

Подъём на пер. Гулар возможен по двум путям: по грунтовой дороге слева от посёлка или по тропе, что короче.

В 14:20 Проходим по правому берегу р. Гулар-дон между домами и рекой и по тропе, круто набирающей высоту над посёлком поднимемся к старым каменным развалинам.
14:55 движемся дальше по тропе на травянистом склоне в сторону грунтовой дороги и в 15:50 вышли на старую грунтовую дорогу.

В 16:40 привал у развилки дороги к ущелью Гудиар-дон, в100 м по этому ответвлению дорога пересекает р. Гулар. Там пополняем запасы воды.


44. Перевал Гулар

В 19:20 подошли к заброшенной разведочной шахте.

19:40 движемся дальше по дороге.

20:00 привал у заваленной шахты. Здесь течёт ручей, где тоже можно набрать воды. Набираем воду. Затягивает туманом.

2015 Продолжаем движение. Ещё несколько зигзагов, и мы в 20:50 выходим на перевальную седловину перевала.

Перевал Гулар н/к 2900 м., расположен в Казатыхохском отроге Соудорского хребта и соединяет долины рек Гулардон и Сардидон. Представляет собой пологую широкую травянистую седловину шириной ок. 200 м., на которую в советское время со стороны пос. Дзинага была проложена грунтовая дорога.

В 21:00 ставим палатки, готовим ужин.
В 21:40 ужин.
Отбой в 22:30. Состояние группы подуставшее, погода облачная. Временами туман.

11 день, 30 июня. Перевал Кионский

Подъём в 6:00. Состояние группы хорошее. Ясно.


45. На перевале Гулар

В 7:10 выходим по тропе, идущей по левому берегу р. Казатидон, берущей начало с перевала.


46. Путь спуска и с пер. Гулар
и подъёма на пер. Дунта

Перед впадением потока реки в реку Сардидон, переходим вброд реку Казатидон примерно в километре выше слияния и по тропе траверсируем со сбросом высоты отрог разделяющий эти реки. Направление спуска - кош на правом берегу Сардидона. В 9:15 подходим к реке и 9:25 останавливаемся на привал-перекус в коше у мастного фермера Харитона.

В 11:00 покинули кош и начали подъем по тропе, идущей от коша на перевал Дунта.

В 11:40 поднялись на перевал Дунта.

Перевал Казоти-вцег (Дунта) н/к 2150 расположен в хребте Стуфарс и соединяет долины рек Сардидон и Сонгутидон. Представляет широкую, около 100 м, травянистую седловину. Используется пастухами для прогона скота.

Сфотографировавшись, начинаем спуск по тропе идущей сначала вправо, затем, выйдя на обширное травянистое плато, поворачивает на 90 град налево и траверсом спускается к пос. Дунта.

В 13:05 подходим к реке и переправляемся на правый берег р. Снгутидон. В посёлке узнаем дальнейший возможный путь на пер. Кионский. Один вариант подъёма происходит по дороге с ЛЭП в д/р Комидон, ведущей на перевал.

Мы выбираем другой более удобный путь (наличием воды). А именно: от пос. Дунта по правому берегу р. Даргомдон идёт дорога к кошу и старой сторожевой башне. Там же есть мост. В 14:45 обедаем у башни.

И в 16:30, не переходя мост у башни, продолжаем идти правым берегом р. Даргомдон, затем набирая высоту и выходя на отрог, разделяющий долины рек Даргмдон и Комидон.


47. "Мост" у пос. Дунта

Двигаемся по хребту. Есть мета, где разница в высоте этого хребта и левого притока Даргомдона не велика и можно без особого труда набрать воды.

Двигаясь по травянистому хребту, в 18:20 вышли на грунтовую дорогу с ЛЭП, идущую на перевал.

Ещё полчаса ходу по дороге и в 18:50 мы оказываемся на Кионском перевале.


48. На перевале Гулар

Устанавливаем палатки.


49. Гора Кионхох

Кионский перевал н/к 2514 м, расположен в Згидском хребте и соединяет долины рек Комидон и Садон. Представляет широкую около 400м травянистую седловину. Используется пастухами для прогона скота.

В 20:00 ужин.

В 21:00 отбой. Состояние группы подуставшее. Временами дождь и туман. Ночью дождь.

12 день, 1 июля. Спуск в пос. Мизур

Подъём в 6:00. Состояние группы хорошее. Пасмурно. На Кионе выпал свежий снег.
Выход в 7:30.


50. На Кионском перевале

Долгая серпантинистая грунтовая дорога проводит нас сначала мимо заброшенного горняцкого посёлка. Затем 9:40 спускаемся в жилой пос. Верхний Згид. Продолжая спускаться по дороге, выходим в разрушенный большим паводком пос. Садон 11:10.

Пройдя ещё порядка двух километров в 11:50 выходим на ТКМ. Идя вдоль дороги пытаемся остановить какой-нибудь микроавтобус. Наконец не доходя с полкилометра пос. Мизур останавливаем а/м "Газель" на котором добираемся до вокзала во Владикавказе. И на поезде Нальчик - Адлер в 15:05 отправляемся домой.

13 день, 2 июля. Возвращение в г. Сочи

В 8:28 прибываем на ст. Адлер и довольные путешествием разъезжаемся по домам.

Потенциально опасные участки на маршруте
  • При подъёме на пер. Айхва, опасность представляет левый по ходу скальный склон, с которого на снежник могут слетать камни. Для того, чтобы обезопасить себя при подъёме, приходится забирать вправо под пологие вытаявшие скалы. Прохождение осуществлять в ранние утренние часы, когда камнеопасность минимальна.
  • При спуске с пер. Айхва опасность представляет мелкая каменная осыпь на скальном основании, двигаться по которой нужно с предельной осторожностью! При прохождении короткой 1,5-метровой ступеньки в скальном кулуаре необходимо воспользоваться как минимум гимнастической страховкой.
  • При подъёме на пер. Геби-Бартуй, опасность представляет левый по ходу скальный склон, с которого на снежник могут слетать камни. Для того чтобы обезопасить себя при подъёме приходится забирать вправо под бараньи лбы.
  • При спуске с пер. Геби-Бартуй, спуск по кулуару необходимо проводить в ранние утренние часы, ввиду опасности камнепадов. В кулуаре не задерживаться, и соблюдать максимальную внимательность и осторожность.
  • При подъёме на пер. Красивый, опасность представляет левый по ходу скальный склон, с которого на снежник могут слетать камни. Для того чтобы обезопасить себя при подъёме, необходимо держаться правого склона. Прохождение осуществлять в ранние утренние часы, когда камнеопасность минимальна.
  • При спуске с пер. Красивый, спуск кулуару необходимо проводить в ранние утренние часы, ввиду опасности камнепадов. В кулуаре не задерживаться и соблюдать максимальную внимательность и осторожность. При обледенении снежника появится необходимость провешивать перила.
По лед. Харески необходимо до конечной его морены двигаться с максимальной скоростью, ввиду обилия следов обвала скал правого борта и перехлёста продуктов обвала через всё тело ледника вплоть до левобережной морены.
Выйдя на конечную морену лед. Харески, необходимо траверсировать осыпной склон к монолитным правым серым скалам и вдоль скал спускаться по кулуару ручья до р. Фастаг-дон, т.к. прямой путь от конечной морены выводит к крутым скальным обрывам бараньих лбов.

Итоги, выводы, и рекомендации

Поход, однозначно, удался!

Поход по этому маршруту является красивым и достаточно насыщенным. Все участники остались им довольны.

Во время этого путешествия все участники открыли для себя новый уникальной красоты уголок природы, обогатились разнообразными знаниями об особенностях характера Центрального Кавказа. Смогли увидеть многие долины знаменитых рек, мощные величественные хребты, заоблачные вершины. С перевалов всегда открывались великолепные ландшафтные пейзажи на многие десятки километров. Морально отдохнули от повседневной городской суеты.

Целью похода было проведение подготовительного похода в начале сезона перед походом третьей категории сложности в конце сезона. И повышение уровня спортивной подготовки участников.

Мы смогли обозреть одни из главных и ключевых вершин Северной Осетии: Уаза-хох, Айхву, Лабоду, Цители, Таймази, Геби-тау, Цихваргу, Цагардор, Караугом, Хуппару, Саудор-хох, Сонгути, Кион-хох. Пройтись по ледникам Ю. Белаг, Геби, Бартуй, Кушдарх, Харески. Посмотреть долины рек Урух, Билягидон, Айхвадон, Харес, Геби-Дон, Фастаг-дон, Караугом-Дон, Гулардон, Казатидон, Сардидон, Сонгутидон, Даргом-дон, Комидон, Садон, Ардон, в некоторых из рек удалось искупаться. И главное, получили новый опыт и навыки, пройдя запланированные перевалы Айхва 1Б, Геби-Бартуй 1Б, Красивый 1Б, Гулар н/к, Казоти-вцег н/к., Кионский н/к.

В походе и на занятиях участники научились быстро и эффективно ставить лагерь в малоудобных местах с предварительной подготовкой площадок для установки палаток и строительством ветрозащитных стенок. Отработали ранние выходы перед штурмом опасных перевалов. Научились грамотно ходить плотной группой по крутым осыпным и склонам с различными размерами камней. Усовершенствовали навыки по самозадержанию с ледорубом на крутых снежных и травянистых склонах. Научились быстро и правильно одевать и подгонять под обувь ледовые кошки. Получили умение правильно и грамотно ходить в связках по закрытым и открытым ледникам. Отработали команды и условные знаки. Попрактиковались в технике страховки на снегу "через поясницу", "через ледоруб", в умении самостраховки "через ледоруб". Походили по крутым снежникам "на три такта". Отработали на занятиях способы организации станций на ледовых склонах. Получить основы техники сооружения переправ через ледовые трещины.

Сроки похода были выбраны в период, когда уже в долинах рек ещё не настала жара, нет комаров и мух. Нет лавинной опасности. Ледовые трещины забиты снегом. В долинах наступает весна но ещё не буйствует субальпийское высокотравье, и не препятствует быстрому передвижению. В долинах рек сезон черемши.

Стоянки были спланированы, в основном, в альпийской зоне, либо на берегах рек или озёр, дабы можно было налюбоваться их красотой, а при желании и хорошей погоде искупаться.

Все участники похода получили навыки и техническую подготовка достаточную для участия в походе третьей категории сложности.

P.S. Выражаю благодарность руководителю и тренеру нашего Адлерского клуба горного туризма "Серпантин" Лусту Валерию Антоновичу за его самоотверженную и увлечённую работу с ребятами нашего района и всего города Сочи. Только благодаря его работе - занятиям в клубе, лекциям по теории и практической работе на скалодроме и в походах выходного дня, смог совершиться этот поход! УРА!!!

До следующих походов!


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2019 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100