Автор: Андрей Кавеев, г. Санкт-Петербург

Алтай, 2009 г.
Прохождение пер. Париж,
“Глубокая разведка” пер. Вектор,
И… использование платформы в горном походе.

Пос. Тюнгур – р. Кучерла - оз. Кучерлинское – разлив Аруколь - р. Йолдо-Айры - оз. Дорошколь – р. Кони-Айры - лед. Кони-Айры – пер. Кони-Айры (2А*, рад.) – р. Кони-Айры– р. Мюшту-Айры - лед. Мюшту-Айры – пер. Вектор (3А*, рад., 1-я ступень) - пер. Париж (3Б, рад.) – лед. Леонида – пер. Токмак (2А) – лед. Западный – оз. Синее и Зеленое - оз. Кучерлинское – пос. Тюнгур.br>

Участники похода (СПб):

1. Кавеев Андрей (руководитель, доктор)
2. Кавеева Елизавета (зам. руководителя, завхоз)
3. Гагарский Алексей (финансы)
4. Крошкин Илья (хронометраж)
5. Гуляев Алексей (ремонтник)

16.08.09-18.08.09 Группа поддержки (Илья, Леша Гуляев)

До того, как группа ушла на восхождение, сходили за бензином в заброску. Туда и обратно – 2 часа 50 минут. Проспав до обеда, перешли на новое место стоянки и запланированное место встречи – у первого водопада от ледника (фото 122). Сходили за дровами (30 минут вниз по моренному гребню, обратно - 45), принесли килограмм 30-40.

122. “Пищушья” стоянка

Если приглядеться, из лагеря видна черная точка – место вывески платформы.

Следующий день - проходит под знаком Булгакова: "починяем примус". Воплощаются в жизнь любые инженерные идеи. Увы, бесполезно. В 16.00 – вся долина в дожде, а в мореном кармане лишь редкий снег. Нарвали дикого лука и ревеня. Сварили компот. Житье - как "в мире животных". Вокруг в камнях видны кладовки пищух, за каждой следит по одной зверюшке, только приближаешься - сразу писк на все окрестности. Бегают, собирают траву. Если долго сидеть на одном месте можно услышать, как они общаются между собой. Издают звуки, очень схожие с птичьими. Отдельное внимание уделяем сбору даже самого маленького мусора.

Да, пару слов о местной, характерной именно для этого места стоянки погоде. Внизу, в долине отлично видно все циклоны: темно-серые тучи, белая пелена – такое ощущение, что смотришь чёрно-белое кино. Но! Все эти долинные циклоны поднимаются в конце концов к нам на ледники, причём только по орографически левой, ледниково-скалистой стороне. Вся правая сторона с зелёными склонами и цветами остаётся в стороне даже от самых больших туч. Изредка капает или сыплет снег, тогда как на противоположной стороне долины (около 1,5 - 2 км) идут снегопады и метели.

В 19.15, после дневного сна, отправились за заброской. До заброски 30 мин ходу вниз и 45 мин обратно. Вниз добрались успешно, набрали ревеня, надёргали лука и подошли к заброске. Время 20.30 – вроде до темноты (около 21.30) укладываемся. Разобрали заброску, перекусили орехами (оставил горсточку пищухам и бурундукам) и тут заметили мощнющий циклон, идущий на нас из долины. Завязав рюкзаки, взяв вязанку хвороста стали торопиться в лагерь. Циклон выглядел внушительно – огромный ком серо-чёрной ваты у входа в долину. На полдороге, пока отдыхали, с интересом наблюдали, как на ледник заползают тучи, причём не только снизу, но и сверху. Полное безветрие и абсолютная тишина, как в маленькой комнате какой-нибудь библиотеки. Шуршат под ногами камни. Но звук не распространяется как обычно в пространство, а остаётся тут же, поэтому и возникает впечатление камерности. Становится темнее, камни под ногами еле угадываются – всё-таки успеем до ливня. И вот он, заветный шум нашего водопада, ещё пара минут и почти на ощупь подходим к палатке. Дома. И тут, только успели снять рюкзаки, начала капать и с каждой минутой всё сильнее. Нырнули в палатку, в спальник, повесили фонарик – всё, теперь можно быть спокойным. Сверху барабанит не то дождь, не то град, но настроение отличное – как вовремя успели. А то что без горячего ужина – ничего, перекусили чем было: колбаса, орехи чай и спать. На улице погода кошмарная. Как там на перевале?

На следующий день наблюдаем за пер.Париж. Погода сегодня отличная – с утра безоблачное небо, днём проявляются какие-то тучки, но это так, скорее для разнообразия. Вечером – воссоединение группы, костер, компот из ревеня, "охотничьи байки".

19.08.09

Встали между 9.00 и 10.00. Сегодня днёвка. Погода отличная. День отдыха, медитаций, сушки вещей, фотоохоты за пищухами.

20.08.09

Сегодня – выходим на ледник Леонида и подходим под перевал Токмак. Вниз по моренному валу 50 минут чистого ходового времени – до большого водопада. Затем – подъем (фото 123) по полусухому руслу ручья (водопад оставляем слева по ходу) до верхового болотца (фото 124). Подъем неудобный, камни крупные, скользкие, живые. Если подъем на ледник Леонида искать, поднимаясь вверх вдоль Мюшту-Айры, то можно ошибиться и забрать влево несколько раньше, по предыдущему руслу ручья. Переходим болотце (кочки пружинят на 10-15 см, забавно), затем выходим на моренный вал, держимся левой по ходу стороны. За спиной - вид на притоки ледника Мюшту (фото 125). Выходим на верх морены, по правую руку внизу оказывается мутное моренное озеро. От начала подъема по руслу до моренного вала 4 перехода по 20 минут, отдых 10 минут. Траверсируем моренные выносы со скал слева по ходу. В одном из карманов – изумительное озерцо с бирюзовой водой (фото 126). С морены открывается вид на перевалы Токмак и Дивногорцев (фото 127). Правее – камера ледника, выводящая к подъему на зуб Короны Алтая (фото 128). От начала моренного вала до ледового языка, выводящего под перевальный взлет, 50 минут чистого ходового времени. Старались идти как можно дольше по морене, на лед вышли только тогда, когда началось выполаживание ледника. Здесь обедаем и еще 40 минут идем под перевальный взлет. Верхняя треть ледового языка – закрытая, с трещинами. Движение в связке, трещины (до полуметра) угадываются плохо. Снег старый, слежавшийся, прикрытый тонким слоем свежего – по цвету трещину не распознать. Несмотря на тщательное зондирование, ведущий 2-3 раза проваливается по колено.

Как только начали подъем от ледника Мюшту-Айры, погода стала резко портиться. Сизые тучи затягивало в долину, и несло по пятам за нами (фото 129). Как только подошли под перевальный взлет, тучи нас нагнали. Повалил густой снег, началась метель, видимость практически нулевая. Холодно даже в палатке. Строим снежную стену (на 2/3 высоты палатки) из снежных кирпичей и рюкзаков.

123. На ледник Леонида

124. Верховое болотце

125. Боковые притоки ледника Мюшту

126. Озерцо

127. Перевалы Токмак и Дивногорцев

128. На Корону Алтая

129. Непогода ближе…

Впечатления.

Честно говоря, подумывали, а не пройти ли перевал сегодня. Но были остановлены погодой. Сейчас считаем, что к лучшему – подъем по скалам оказался не таким простым.
Ледник Леонида относится к разряду "темных" мест. К тому же это – "мокрый угол", где большую часть времени непогода. Под перевальным взлетом – огромный снежный надув, что говорит о том, что все снеговые тучи затягивает сюда. Ночуем. Но очень хочется уйти из этого места побыстрее.

6.00 Подъем
8.00 Выход
9.00 Подошли под водопад
11.00 Подошли к моренному валу
12.30 Обед
14.00 Подошли под перевальный взлет
23.00 Отбой

21.08.09

Перевал Токмак – скальная "корытообразная" седловина (фото 130, 131). Стоять можно прямо под перевалом, на леднике. В наш снежный год место стоянки закрыто большим надувом (фото 132). Надув лежит и в сторону перевала Дивногорцев (фото 133). На перевал поднимаются сначала на 80 метров правее (по ходу) правого края седловины (фото 134), там, где осыпь подходит как можно выше, ближе к скально-осыпной полке, которая идёт на уровне седловины. Возможно, есть сравнимый по сложности путь по кулуару ещё на 60 м правее. В обоих случаях лазания примерно 2 верёвки (100 метров). Однако нам показалось, что во втором случае лазанье чуть сложнее, да и осыпь там подходит несколько ниже к скалам, чем в первом случае.

130. Перевал Токмак

131. Скальная стенка

132. Надувы

133. Перевал Дивногорцев

134. Путь подъема

С утра налегке мы вдвоем провесили перила (от лагеря до стены – минут пять-десять, включая подъем по заваленной снегом осыпи), затем спустились, согрелись, пообедали, отдохнули и затем впятером поднялись по готовым перилам на перевал. Погода целый день была неважная – видимость средняя, периодически подсыпал мокрый снежок. Провешивание перил оказалось весьма тяжелым и утомительным: очень аккуратное и медленное лазанье в перчатках и бахилах, на 50 метров перил били по три промежуточных крюка. Первую станцию сделали достаточно надежную (скальный выступ плюс швеллерный крюк, фото 135). А вот вторая была не очень: два выступающих из осыпи на полке камня, плюс крюк, ненадежно забитый в неподходящую трещину.

Талый снег стекал ручейками аккурат в месте нашего подъема. На провешивание первой веревки ушел 1 час 20 минут, на провешивание второй – 1 час. В сухую погоду ушло бы на порядок меньше времени и сил. Во время нашего подъема наклонная полка (фото 136) оказалась засыпана снегом, и было весьма скользко. По этому здесь кинули еще горизонтальные перила из двух связанных веревок, их хватило уже до седловины. Опять же, в сухую погоду, вероятно, можно было бы обойтись без горизонтальных перил.

135. Мокрая “станция”

136. Полка

Седловина неширокая, однако, есть относительно защищенное от ветра место под две палатки, между камней.

Достаточно спокойно пройдя на спуск примерно 400 метров снежного склона, сегодня прошли еще по леднику в связке метров 500. Слева по ходу свежий лавинный вынос, долетел достаточно далеко. По этому сразу под перевалом лучше не стоять. Двигались по орографически правому краю ледника. Вся верхняя часть лед. Западный в этом году – один сплошной снежный надув. При этом есть закрытые трещины, шириной до метра. Результат – утомительная тропежка и петляние по пояс в снегу, а в отдельных местах проваливались и по грудь. На ночевку встали у перегиба ледника, ближе к скалам правого борта. Здесь была вода, в ручейках под снегом.

Перевал Токмак (2А, 3400), техническое описание

Подъем на перевал со стороны лед. Леонида (правый приток лед. Мюшту-Айры) – 2х50м перил по скалам (в сухую погоду – несложное лазанье, 45-55 градусов на первой веревке, 80-90 на второй) до горизонтальной осыпной полки, выводящей на седловину. Ширина полки 20 метров, наклон – 30 градусов, протяженность 80 метров.
Спуск в сторону лед. Западный – 350-400 метров снежного склона, крутизна от 40 градусов (в верхней части), уменьшение до 30 градусов внизу. В снежный год идется в связке одновременно. При наличии открытого льда возможно использование промежуточных буров.

Впечатления.

Весьма тяжелый день, особенно учитывая предыдущие. Провозившись два с половиной часа на навеске перил, в три этажа ругали погоду (фото 137 – на седловине). В общем, подтвердили на своей шкуре банальное правило: "Чем лучше погода, тем лучше, а чем хуже – тем хуже". Ребята, избегайте, по возможности, лазанья по мокрым скалам в плохую погоду. Однако перспектив на улучшение погоды было не видно, по этому было принято решение идти на перевал.

За наши старания мы были вознаграждены изумительными видами в сторону лед. Западный (на некоторых картах - лед. Токмак): в коротких окнах было видно удаленную морену, покрытую снегом, и горы, тоже в свежем снегу (фото 138). Все это подсвечивалось солнечными лучами и представало в непередаваемых красках.

137. На седловине Токмака

138. Вид в сторону ледника Западный

Андрею на навеске пришлось работать в перчатках. Возможно, кое-где пригодились бы ИТО. На лазанье было один-два очень неприятных момента, на грани срыва с небольшим маятником. Илья на страховке замёрз, как Дед Мороз. Поэтому обедали с горячим чаем в палатке. Подъём по перилам на перевал был тоже труден (два с половиной часа подъем по перилам, и еще 40 минут - по горизонтальной полке). Рюкзак тяжёлый, скалы практически не держат ботинок. Верхняя точка на осыпной части полки была закреплена на двух больших отдельных камнях, и ниже сблокирована с крюком в ненадежной трещине. Лиза поднялась первая, стараясь избегать рывков, а затем контролировала точку страховки (сидя на таковой). Камни слегка сдвигались под нагрузкой, приходилось их придерживать. Крюк вылетел, когда по перилам поднимался Лёша Гагарский (110 кг вместе с рюкзаком, небольшой срыв на участке 90 градусов), однако свое дело сделал – два камня не поехали. На краю седловины - спусковая петля в сторону нашего подъема. Кто-то спускался прямо вниз с седловины, что на одну веревку больше. Тур на скалах недалеко от выхода на седловину с полки. Сняли записку группы туристов из г. Пскова под руководством Лузанова И. А. от 09.08.09.

На спуске с перевала посередине громадный надув, идёт вертикально (фото 139). Мы шли правее надува, прижимаясь к краю снежного склона, там, где он ограничен камнями. Склон был перегружен мокрым снегом больше 20 см глубиной, и мы боялись его подрезать. Видимость была переменная. От полного отсутствия до "окон", когда открывались далеко внизу озёра и вид в долину Кучерлы (фото 140).

139. Перевал Токмак, надув

20.00 На месте ночевки
22.00 Отбой

22.08.09

Ночью выпал ещё снег, сантиметров десять – в результате завалило еще и нижнюю часть ледника и нижнюю морену. Принимаем решение отказаться от прохождения пер. Урусвати (2Б) и выхода к Аккемскому озеру. В такой обстановке идти было нельзя – лавиноопасно, а ждать уже некогда. Подкрепляет решение полное отсутствие видимости. Продолжаем тропежку по колено. Сначала движемся по леднику, с переходом трещин в связке, видимость – 30-50 метров, временами опять идет снег. 75 минут чистого ходового времени (при хорошей видимости пойдется быстрее), затем выходим на моренный гребень справа по ходу, разделяющий языки ледника, спускающиеся из-под перевалов Токмак и Урусвати. Выход на гребень – из-за того, что ледник был закрыт и достаточно сильно разорван, а видимость - плохая. По гребню идти довольно неудобно, живая заснеженная крупная осыпь, лежащая неровными валами. По гребню прошли вдоль спадающей части ледника, и вышли на его язык, покрытый камнями. По языку спустились на морену. Здесь проходила достаточно четкая граница снега – морена была сухая. До этого места идти 20 минут. Далее еще 20-30 минут по морене обходим слева небольшое мутное озерцо, идем вдоль галечного русла ручейка и выходим к небольшому моренному озеру с более чистой водой. По описаниям – это озеро "Синее" (фото 141). Обходим озеро слева и выходим на мощный моренный сброс над следующим озером – "Зеленым" (фото 142). Сброс – перемешанная с глиной крупная живая осыпь. Камни круглые. Спускаемся прямо вниз, к озеру (примерно 30 минут). Возможно, не совсем правильно, стоило пройти левее и спускаться по краю. В итоге скидываем несколько крупных булыганов, долетающих до самого низа, потому как осыпь – круглая и камни хорошо катаются.

141. Озеро Синее

142. Озеро Зеленое

У восточной оконечности Зеленого озера – уютная полянка. Остатки старой стоянки, но видно, что люди здесь бывают очень редко. Озеро обходим по краю осыпи, вдоль самой воды. Выйти по краю к истоку вытекающего из озера ручья нельзя – мешают "бараньи лбы". Обедаем, вылезаем по зарослям карликовой березы выше лбов и спускаемся к истоку ручья. Здесь большая замусоренная стоянка и начало спусковой тропы (фото 143). Видно, что люди дальше этого места, как правило, не заходят. Отсюда – отличный вид на осыпь, с которой мы спустились (фото 144).

143. Начало спусковой тропы

144. Вид на осыпь

По тропе слева от ручья идем на спуск. Тропа не очень удобная (фото 145,146) – местами крутые сбросы (вдоль водопадиков ручья), курумники. В целом, тропа неплохо промаркирована, однако в какой-то момент она выводит к параллельному, сухому руслу и там теряется. Продолжение находим среди кустов, двадцатью метрами правее, маркируем и продолжаем спуск. Вторая половина тропы – очень четкая, хорошо натоптанная и промаркированная от души громадными турами (у людей, ходящих к озерам радиально, на этом участке еще свежие силы). В какой-то момент тропа переходит ручей (уходящий в этом месте под камни) и идет справа от него.

Вторая половина тропы – весьма резкий и продолжительный сброс высоты к Кучерлинскому озеру. В дождливую погоду здесь идти скользко и неприятно. У нас дождь, к счастью, пошел уже в самом конце спуска. Всего по тропе от стоянок на западной оконечности Зеленого озера – 2-2.5 часа чистого ходового времени. На подъем будет существенно дольше.

Тропа выводит к стоянкам на берегу озера. Начало тропы нечеткое (фото 147 –стоянки у начала тропы). От стоянок до ручья – метров двести по берегу озера.

Общий сброс высоты за день – более километра. Если подниматься по тропе в обратном направлении (особенно в начале похода) – то получится очень нагруженный и тяжелый день.

145. Спуск к Кучерлинскому озеру

146. Вид наверх

147. Стоянки у начала тропы к озерам

Впечатления

Длинный ходовой день. Интересна резкая смена погоды: как только кончился ледник и вышли на морену – появилось голубое небо. Вся морена, тропа и заросли карликовой березы – сухие. А ледник и горы – все в свежем снегу. Получается, что все тучи высыпали осадки в высокогорье, а в "зеленке", в долинах дождя не было.

8.00 Подъем
21.00 Ужин
23.00 Отбой

23.08.09

Переходим на стоянки у Нижне-Кучерлинского озера (так иногда называют северную его оконечность, фото 148), выше развилки верхней и нижней троп. Пять тридцатиминутных переходов.

148. Нижнее-Кучерлинское озеро

Впечатления

Сегодня долго решали, идти ли через перевал Кара-Тюрек, дабы посмотреть на Белуху и Аккемское озеро. Решили, что это будет перегруз. Поход был весьма нагруженным, а прохождение перевала Токмак в непогоду – утомительным. Главное – вовремя остановиться. Остаток ходовых дней посвящаем неторопливому спуску вдоль Кучерлы, сбору грибов и шишек по дороге.

Полдня сушим вещи (погода временами солнечная, когда дождик не брызжет), отдыхаем. Чувствуется накопившаяся усталость. Место уютное, но все стоянки у озера стали гораздо загаженнее, чем 20 дней назад.

Наверх проходит большая группа. Поздновато как-то.

7.00 Подъем
11.30 Выход
15.00 Выход к месту ночевки
21.30 Отбой

24.08.09

Идем по Кучерлинской тропе. Пять с половиной переходов по 30 минут до обеда, затем еще 4 перехода по 30 минут. Отдых между переходами – 10 минут. Место ночевки – у последнего ручья перед избой (той, откуда начинается "частная территория" 4 км) До избы осталось 1.7 км. стоянки есть в лесу у ручья, мы же вышли на галечный берег Кучерлы. Укромное место и тоже есть стоянка (фото 149).

149. Стоянка

Впечатления

Погода с утра хорошая. Грибов очень много: моховики, маслята, красные, подберёзовики. А вот шишек нет. Валяется много обглоданных, видимо их раньше находят белки или бурундуки. С горем пополам насобирали.

Одно из главных впечатлений дня – свежие следы медведя на тропе (фото 150). Начались они после р.Текелюшка, и были видны практически до ручья, у которого мы встали на ночевку. Судя по следам, это медведь(ица) и медвежонок, и ходили они в обе стороны. Народу никого не встретили. Видели на дереве объявление: мол, человек потерялся и теперь идет с дружественной группой.

150. Медвежьи следы

Ещё одно наблюдение: после пер.Токмак очень четко стало чувствоваться, что количество потребляемых калорий равно количеству расходуемых. Особенно это заметно вечером. Пока ждёшь ужина – прохладно, зябко даже в пухаре. Но только стоит съесть миску тёплой еды, как чувствуешь прилив тепла. А если серьёзно, то раскладка в походе мне понравилась. Хотя, в продолжительных тяжелых походах можно рекомендовать где-то на третьей неделе несколько увеличивать раскладку (от 500 до например 700-800 г/чел.сут), поскольку к этому времени выжигаются личные жировые запасы, если они есть, конечно. Тогда можно проходить тяжелые технические препятствия и ближе к концу похода.

8.35 Выход
14.00 Обед
17.30 Выход к месту ночевки
19.00 Ужин
21.30 Отбой

Еще по цифрам.

В походе использовали газ и бензин (на мультитопливных горелках). На 5 человек на 26 дней было взято 10 л. бензина в пластиковых бутылках по 2л. и один 450г баллон газа. Если вычесть костёр на днёвках, то бензина хватило бы как раз, а так 2 литра осталось лишних. Баллона хватило на 7 часов работы при температуре около +10, на среднем пламени. При этом кастрюля 4л вскипает за 50-60 мин. С бензином вроде примерно то же время.

На цифровую "мыльницу" хватает примерно 3-х комплектов батареек – 2 комплект GP+1 комплект Duracell turbo. На GPS-приемник (использовали не постоянно) вполне хватит 1 комплекта Duracell turbo. Фонарик (Petzl налобный) – нужно 2 комплекта батареек.

Да, самодельные внутренники из пенки – отличное изобретение. (с) Лиза Кавеева.
Только делать их лучше из стандартной пены для ковриков, тонкая строительная очень быстро рвется.

25.08.09

Солнечная погода. Думали, что Кучерлинская тропа будет вся раскисшая. Напротив, оказалось, что она весьма сухая, гораздо суше, чем в начале похода. Все осадки последних дней выпали в высокогорье.

Переходим до места нашей самой первой ночевки, на ручье. Четыре с половиной тридцатиминутных перехода до обеда, и еще три перехода после. Встаем под отдельно стоящим деревом, там нет конского навоза, за то очень много насекомых.

Впечатления

Наконец - купание в ручье. Раньше свала это неправильно, есть риск простуды и срыва похода.
Вечером приходил алтаец, спрашивал, нет ли чего выпить. Нет. Не пейте с местными и не угощайте местных.

8.45 Выход
12.00 Обед
15.10 Выход к месту ночевки
19.30 Ужин
20.00 Отбой

26.08.09

За 3 перехода по 30 мин и ещё 15 мин прошли урочище Елань и дошли до моста через Кучерлу. Есть тропа, которая, траверсируя холм, полностью обходит "частную территорию" рядом с обелиском каякеру.

От моста до Тюнгура (точнее, базы "Зеленый дом") примерно два перехода.

Впечатления

База "Зелёный дом" - достаточно приятное место. Это наиболее удаленная от моста через Катунь база. Стоимость – 150руб/сутки с группы. Территория небольшая (группы на три), потому уютно. Хотя пьяные алтайцы заходят и сюда. Здесь есть баня (достаточно хорошая, помещается вся группа), кострище, дрова, умывальник, питьевая вода, хозяйка гостеприимная.

В 2-х км от базы, сразу за мостом есть магазин. Завтра уезжаем.

Вечером собираются шофера "Газелей" и "делят" спустившиеся группы.

8.45 Выход
12.10 Обед
14.00 Выход в Тюнгур, на турбазу

27.08.09

Обратная дорога. Попутчики – пара питерских туристов-пешеходников. На погранпосту на перевале сдаем пропуск. Ехали примерно 11 часов (с учетом всех остановок). Обед опять "У Никаноровны". Наконец выбрасываем весь мусор, который весь поход носили с собой в гермах. Покупаем мед и пергу (местное средство от желудка на основе меда).

Итоги похода

Как построить сложный горный поход? По-разному. Например, так: медленное "вхождение" в район, наличие "изюминки" или нескольких, неголодная раскладка (500г/чел.день, примерно три пятых похода, затем целесообразно ее увеличение, например до 700), "челнок" при необходимости, распределение перевалов такое, чтобы самое сложное попало на вторую треть или третью четверть, по возможности отсутствие "экстремальной" работы (так как в походе, в отличие от альпинистского восхождения, нет времени для полноценного отдыха, в лучшем случае сделаешь дневку, а потом нужно опять работать, может не хватить времени и ресурсов на восстановление), обязательный запас времени на технически сложные препятствия. К сожалению, в спортивных походах далеко не все уделяют внимание последнему пункту. Один весьма уважаемый горный турист сказал, что "спортивный поход – это как преферанс. Заказал девять взяток – возьми. Спланировал и заявил маршрут – пройди". Нет. Надо оставлять себе возможность отказаться от любой части маршрута, если Горы так расположат. Очень большим минусом "заявленных" походов является психологический барьер перед необходимостью отказаться от части маршрута (или, наоборот, добавить что-то интересное), и практически невозможность на месте переработать нитку не так, как написано в маршрутной книжке. А это иногда – увы, небезопасно. Кроме того, определенные рамки ставит необходимость "соответствия категории", то есть догрузки перевалами, не всегда вписывающимися в логику. Наконец. Не всегда есть возможность выжидания погоды перед технически сложными препятствиями. Результат – в лучшем случае отказ от прохождения, в худшем случае - "ломилово", и хорошо, если с удачным исходом.

Правило "погоду делает группа" работало в этом походе, как никогда: даже в самое ненастье над нами были окошки голубого неба. И перевалы "открывались" очень четко.
Несколько новых технических идей оказались вполне адекватными. Использование платформы в горном походе – вполне реально в случае необходимости и может достаточно логично расширить арсенал тактических приемов. Особенно в случае, если верхняя часть платформы будет конструктивно выполнена, как самостоятельная палатка.

До свиданья

151. Начало дорог

Горы, снежные вершины уже за спиной. Алтай – это сказка. В ней надо жить, именно жить, а не ломиться куда-то сквозь. Только так можно ходить удачно.

Поход – это узор в бело-зелено-синих тонах. Сочетания могут быть, конечно, разные. Мало у кого достаточно "зеленого" цвета.

И еще. Уходя, помните, что вас ждут Дома, и кто-нибудь обязательно пройдет по Вашим следам. По этому, как Зверек Льда, бегущий по снегу, оставляйте за собой четкий след. Кому-то пригодится, как этот дневник.

Точки GPS (WGS84).

Достаточно много полезных точек приведено здесь: