Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Автор: Епифанов Игорь г.Москва

Поход по горам Крыма. Октябрь 2009

Ангарский пер. – т/с Кутузовское озеро - т/с Саурган - верш. Эклизи-Бурун – верш. Ангар-Бурун – Тиссовое ущелье - род. Сарны-Чокрак - хр. Эльх-Кая – т/с поляна МАН – т/с Джурла - вдп. Джурла – вдп. Джур-Джур - с. Генеральское – т/с Ай Алексий - т/с Чигенитра – с.Рыбачье

Долгожданный отпуск в этом году выдался в октябре, и вот наш видавший виды плацкартный вагон поезда «Москва-Севастополь» наконец-то приходит на Симферопольский вокзал. Позади все «прелести» душного купе и «шифрование» от проводников и милиции в новом месте для курения на Украинской территории, туалете. Стоит отметить, что почти бессонная ночь (из-за двух таможен и людей голосом Ф.И. Шаляпина предлагавших поменять рубли на гривны по «выгодному» курсу или приобрести Сим-карту для мобильного телефона с очень дешевой стоимостью звонков по России) тоже не прибавляла нам хорошего настроения. Короче говоря, мы выперлись из вагона и, вдыхая прохладный воздух утренней столицы Крыма, пошли попить чайку и оглядеться к местному Макдоналдсу. Мы – это моя жена Наташа, её сестра Жанна, наш общий друг Артем (Темыч) и я. По дороге, в обменнике поменяли деньги. Курс не мог не радовать, рубль реально подрос по сравнению с прошлым годом и теперь за 1 000 Российских рублей давали около 270 Украинских гривен. Перекусив, мы погрузились в комфортабельный автобус, который за 15 грн (60 руб.) с носа привез нас в Алушту.

Не смотря на октябрь месяц, небольшая толпа бабушек, сдающих квартиры, на автовокзале все-таки присутствовала, и нам без труда удалось снять «жильё» с горячей водой, на одну ночь. Помывшись, мы с Темычем пошли закупать продукты в центр города т.к. выбор там, на рынке богаче, чем на базаре около автовокзала. Рынки в городе закрываются рано, поэтому особо рассусоливаться времени не было. Потом до вечера мы разбирали и снова упаковывали наши рюкзаки, и только потом усталые и голодные отправились прогуляться по набережной и перекусить в каком-нибудь кафе, отметить приезд, так сказать…

День 1. Ангарский пер. – т/с Кутузовское озеро - т/с Саурган

Утро первого дня похода выдалось дождливым, и мы решили не спешить с выходом. Пройти за сегодняшний день изначально планировали немного, чтобы организм втянулся в ритм походной жизни. Вышли в 10,00 часов. Не нужные в походе вещи сдали на автовокзале в камеру хранения, и пошли на остановку Крымского чудо-троллейбуса. Он не заставил себя долго ждать, и вот уже водитель открывает по нашей просьбе заднюю дверь, мы загружаемся, платим за проезд и багаж (4грн. (16 руб.) с человека, до Ангарского перевала) и мчимся навстречу приключениям.

Наташа и Бук на
т/с Кутузовское озеро
Где-то в 11.00 были на перевале. Моросит дождик. Проходящая мимо нас бабушка с дорожной сумкой, одетой на манер рюкзака, глядя на нас, почему-то изрекает: «Дождя не будет!…Нееет, не будет!…Видите, как облака лежат?» И показывает рукой в сторону Ангар-Буруна. Пока мы, глядя на вершину соглашаясь, кивали, как будто понимая что-нибудь в облаках, бабушка исчезла так же незаметно, как и появилась. Мистика! Оглядываясь по сторонам в поисках старушки, мы перешли трассу и направились по асфальтированной дороге в сторону тур.базы «Ангарский перевал». Там от метеостанции вверх поднимается несколько троп. Самая левая маркированная тропа (З,ЮЗ) наша. Она проходит мимо поляны с вкопанными столами и скамейками и выходит к ЛЭП. Дождик тем временем кончился. Распогоживается. Около ЛЭПа перекресток дорог. Идем налево (Ю) под ЛЭПом по разбитой лесной дороге, маркированной малиновыми кружками с цифрами 5-117. Примерно через сорок минут ходьбы выходим к т/с Кутузовское озеро, главной достопримечательностью которой, является роща секвой.

Вид на Чатыр-Даг с тропы
Около СВ угла рощи имеется родник, огороженный сеткой, лавка. Здесь мы решили сделать небольшой привал, отдохнуть и «полюбоваться» на мусор и кострища в этой живописной роще. Стыдно. Посидели, пора в путь. Погода вроде окончательно наладилась, стало показываться солнце. Тьфу, тьфу, тьфу чтоб не сглазить.

Горельник в верхней
части т/с Саурган
Идем вроде правильно, по направлению вершине Эклизи-Бурун. Вскоре выходим на большую поляну, окруженную лесом, а в СЗ части горельником. Это и есть т/с Саурган. Главная вершина Чатыр-Дага как на ладони. В СЗ части поляны в лесу нашли родничок, а выше его, если немного подняться по дороге, отличную стоянку. На сегодня наш путь закончен, так что разбиваем лагерь. Остаток дня провели в дурака валянии и приготовлении ужина.

Устройство лагеря

Жанна, Темыч и я

Вечер

День 2. т/с Саурган – верш. Эклизи-Бурун – верш. Ангар-Бурун – Тиссовое ущелье - род. Сарны-Чокрак

Утро на поляне Саурган
Подъем в 8,00. Быстро позавтракали и собрались. Погода сегодня за нас. Солнечно. Со стороны Бабугана густой пеленой плывут на нас облака. Выходим. Наш путь идет на подъем к г. Казу-Кая, дальше по дороге, которой пришли. Дорога переходит в тропу и выводит прямо к началу подъема на верхнее плато Чатыр-Дага. Надо отметить, что подъем на Чатыр-Даг от т/с Саурган является наиболее живописным т.к. проходит по открытой местности. В хорошую погоду виды просто потрясают. А за нами неслись облака… Вот уже не видно нашей стоянки и скрыто под толстым слоем облаков начало подъема. Мы продолжаем подниматься. Перед выходом на плато тропа петляет по зарослям можжевельника, а воздух наполнен ароматом этого растения. Наконец выходим наверх, отдыхаем. Поднимаемся на вершину г. Эклизи-Бурун. Полюбоваться видами, открывающимися с вершины, нам полноценно не удалось, потому что облачность к этому времени заполонила почти все пространство на Ю и В. Ладно, может в следующий раз когда-нибудь…

В путь

Начало подъема на
плато Чатыр-Дага

Преодолеваем небольшую скалку

Вид на плато с подъёма

Вид на г.Эклизи-Бурун с подъема

Убегая от облаков

Гордая птица

Еще одна гордая птица

Вид с вершины на верхнее и нижнее
плато Чатыр-Дага

Цветок
Спускаемся и выходим на тропу, которая должна привести нас ко второй вершине хребта, г. Ангар-Бурун. Тропа огибает небольшие скальные выходы и пересекает плато с ЮЗ на СВ. Примерно через час пути мы стоим на второй вершине. Сюда облака еще не добрались, поэтому можно полюбоваться Демерджи-яйлой, г.Пахкал-Кая, хребтом Эльх-Кая. Несмотря на солнечную погоду, на вершинах и самом плато дует холодный ветер, и это не нравится ни нам, ни нашим мокрым спинам. Решили долго не засиживаться. Теперь наш путь вниз по тропе к Тиссовому ущелью. Спускаемся по тропе, проходящей по краю обрыва на нижнее плато (на С) по направлению к небольшой рощице. Обходим её слева и входим в овраг, около которого стоит указатель. Это и есть вход в Тиссовое ущелье. Сквозь густую листву солнечный свет еле пробивается сюда, что придает ущелью жутковатый вид. Холодновато. Тропа, маркированная красными кружками, сначала полого петляет между больших камней, а потом сворачивает на В и устремляется вниз. Дружно скользим вниз по листве от метки до метки, опираясь на телескопические палки. На таком крутом склоне тормозить можно, только цепляясь за ветви и стволы деревьев. Наконец тропа выполаживается, можно вытряхнуть из кроссовок листья и ветки. Выходим на дорогу, которая траверсирует восточные склоны Чатыр-Дага, и направляемся по ней вправо, на Ю, в сторону Ангарского перевала. Мы идем по дороге примерно 45 минут, и выходим на большую поляну с родником в ЮЗ части. Тут мы и остановимся на ночь. Здесь, в ущелье темнеет быстро, поэтому быстро разбиваем лагерь, ужинаем и заваливаемся спать.

День 3. родн. Сарны-Чокрак – Ангарский пер.- хр. Эльх-Кая – т/с поляна МАН – т/с Джурла

Я проснулся от шарканья птичек около 7,00. Каждый раз убеждаю себя, что это всего лишь птицы, но потом, полежав и послушав немного, все равно выскакиваю из палатки посмотреть, кто там ходит – уж больно похоже на человеческие шаги. Умылся, разжег костер, поставил подогреваться остатки вчерашнего ужина, тут на запах все и подтянулись. На маршруте мы обычно не обедаем, поэтому надо плотно позавтракать. Ну вот завтрак съеден, палатки собраны и мы готовы выходить. На сегодня нам предстоит дойти до т/с Джурла что находится по другую сторону Ангарского перевала, в горном массиве Демерджи.

Вид на г. Пахкал-Кая с
тропы по хр. Эльх-Кая
Идем дальше по дороге, по которой пришли и через 35-40 минут подходим к тур. базе «Ангарский перевал» от которой стартовали два дня назад. Посещаем местный магазин-кафе на предмет закупки кое-чего из провизии. Ассортимент магазина небольшой, но самое необходимое туристам там купить можно. Продолжаем путь. Тропа, начинающаяся от Ангарского перевала в сторону Эльх-Каи, проходит мимо памятника строителям дороги и маркирована метками с цифрами 5-128. Она идет на подъем на СВ по отрогу. Мы шли по этой дороге, никуда не сворачивая, и поднялись на вершину г. Эльх-Кая.

Вид с подъема от поляны МАН
Оттуда открывается прекрасный вид на с. Лучистое и каменный хаос Демерджи. Дальше тропа спускается, петляя между скалами и камнями и выходит через многочисленные заросли кустарника на дорогу, проходящую между г. Пахкал-Кая и г. Эльх-Кая и спускающуюся к т/с поляна МАН.

Краски осени
Короткая передышка на поляне, и снова мы идем на подъем (В,ЮВ), траверсируя склон Демерджи. Примерно через сорок минут тропа приводит нас к обрыву на седловине скалы Сарпа-Кая с которой открывается вид на Алушту и с. Лучистое. Внизу деревья с листвой, окрашенной в ярко рыжий, красный, малиновый и зеленый цвета, расстилаются ковром по всей долине. Любоваться этим зрелищем можно бесконечно, но время бежит и нам снова пора в путь.

Одна из скал Северной Демерджи

Вид на скалу Сарпа-Кая с тропы

Сарпа-Кая вблизи
После небольшого подъема (С,СВ) тропа продолжает полого траверсировать склон Демерджи, а затем ныряет в рощу (СВ) и мы спускаемся на перевал между Южной и Северной Демерджи. Прямо (Ю,ЮВ) дорога идет на подъем к вершине горы Южная Демерджи, а мы спускаемся (В) по правому склону балки к открытой поляне с озером, т/с Джурла.

Урочище Джурла

Т/с Джурла

Противоположный склон

Скалы на противоположном склоне
Отдыхаем и любуемся на скалы противоположного склона. Очень красиво. Решаем остаться здесь на ночь. Выбрали себе шикарное место со столом чуть выше родника, и начали дружно бегать по поляне собирать мусор (специально для этого у нас в запасе всегда имеются несколько полиэтиленовых пакетов (привычка, выработанная годами походов выходного дня по Подмосковью)).

Вечер на т/с Джурла
Набрали полных два пакета пустых бутылок и алюминиевых банок из-под пива и отнесли на помойку при входе на поляну. Не понимаю, если ты берешь в поход спиртное (кроме пива, конечно), почему не перелить его в пластиковую бутылку, так же реально легче нести??? Да и пустую баклажку потом можно использовать для воды или сжечь. И уж если ты мазохист, и тягаешь с собой 4-5 стеклянных бутылок, предположим, с вином, то будь уж любезен, найти в себе силы убрать за собой!!! Ну вот уборка территории закончена, и можно всецело посвятить себя установке лагеря, приготовлению ужина и отдыху.

День 4. т/с Джурла – вдп. Джурла – вдп. Джур-Джур

Водопад Джурла
Просыпаюсь, как всегда, рано. Первым делом, как всегда, раздуваю угли костра, ставлю кипятиться воду для чая. Солнце только начинает проникать своими робкими лучами в еще не отошедшее ото сна урочище Джурла. Постепенно окружающий мир начинает оживать, приобретая яркие краски и наполняясь птичьим щебетом. Наконец-то все наши проснулись. Позавтракали, выходим.

Привал
Продолжаем путь той же дорогой, которой пришли (СВ,В). Она пересекает стоянку и входит в лес. Дорога идет дальше на подъем, а мы по тропе ныряем влево вниз, траверсируя правый склон балки. Немного спускаемся и видим развилку троп. Как я понял, обе эти тропы ведут к вдп. Джурла, только одна из них понизу, а вторая поверху. Решили пойти по верхней тропе и, примерно, через минут 20 спустились к водопаду. Вдп. Джурла в середине октября не такой живописный, как весной, воды в нем почти нет. Перешагнув едва заметные на камнях струи, мы перешли на левую сторону балки и поднялись на террасу. Там тропа теряется, но нам все-таки удалось её найти. Тут у меня закралось сомнение: не очень-то похоже на нахоженный маршрут вдп. Джурла – вдп. Джур-Джур. Вскоре мы спустились в небольшое ущелье, зажатое с обеих сторон горами, по дну которого протекает р. Алака. Тропы дальше нет. Прикольно… Попробовали пройти дальше без тропы – не получилось. Либо упираемся в скалу, либо в пропасть. Наташка предложила спуститься к реке и поискать дорогу по правому берегу. Что мы и сделали. Подойдя близко к реке, мы увидели еле заметную звериную тропку на правом берегу, а поднявшись по ней вышли на поляну с вполне приличными местами под палатки. Далее продолжили путь по тропе, придерживаясь направления на ущ. Хапхал и, о чудо, вышли на хорошую дорогу.

Виды с тропы на вдп. Джур-Джур
Дорога спускается к реке. Снова перешли р. Алака, прошли еще одну очень хорошую поляну для стоянки (там я заметил табличку на большом камне с фамилией погибшего горного инструктора) и вышли на широкую маркированную красными кругами, грунтовку. А уж когда на стволе дерева увидели марку с указанием маршрута 5-138, совпадающего с картой, то тут уж все сомнения отпали – идем правильно. Идем средним темпом, болтаем. Температура воздуха градусов 25, наверное, но т.к. дорога, почти все время идет лесом, не жарко. Дорога, за исключением нескольких затяжных спусков идет почти полого. Так дочапали до род. Святой Анастасии. Отдых. Водаааа. Хотя по описанию из интернета, нам осталось не больше часа пути, на всякий случай заполняем бутылку 1,5л водой. Снова выходим на тропу, которая вскоре начинает круто спускаться вниз. Почти сбегаем вниз, ориентируясь на маркировки, и вот мы уже подходим к беседке охраны заказника. Здесь приобретаются билеты на посещение вдп. Джур-Джур (20 грн. 80 руб. с человека). Желающих посетить этот водопад сейчас очень мало, поэтому нас встречают с распростертыми объятьями. Идем смотреть водопад, оставив рюкзаки около КПП.

Вдп. Джур-Джур в октябре
Я был тут четыре года назад. За это время произошли существенные изменения в лучшую сторону со смотровой площадкой около водопада. Её существенно расширили на левом берегу и, сделав пристройку с правого берега, замостили всю деревом. Теперь любоваться и фотографировать водопад можно с разных ракурсов. А вот купаться в Джур-Джуре теперь нельзя, о чем говорят запрещающие таблички.

Но пора возвращаться назад к рюкзакам. На КПП лесник показал, где можно встать на ночь и любезно разрешил нам ходить за водой к роднику, на территорию заказника (причем предупредил о нас своего сменщика, о чем мы узнали, когда ночью пошли за водой. Уважаю!!!). Мы поблагодарили его и пошли искать указанное место. Так как наша полянка просматривалась с дороги, решили выйти завтра пораньше, чтобы не пугать своим видом первых экскурсантов.

День 5. вдп. Джур-Джур – с. Генеральское – т/с Ай Алексий

Хоть и хотели выйти пораньше, а получилось все равно, как всегда. С утра, как обычно, завтрак, сборы. И вот мы уже пылим по дороге вниз в с.Генеральское. Погода хорошая, светит солнце, настроение бодрое. В магазине мы должны закупить продукты на последние два дня нашего похода, поэтому по полной программе разгрузили рюкзак Темыча. Он донесет продукты до стоянки, а уж там поделим остатки его ноши на всех. Магазин села Генеральского начинает работать с 8.00, и народу там уже много. Встали в очередь. Глаза разбегаются, всего хочется. Девчонки вслух перечисляют, что кроме продуктов по списку, надо «обязательно» прикупить (а то Темычу нечего тащить будет, у него же рюкзак почти пустой). Лимонад КРЫМ (вкус детства), пиво БIЛЕ, мороженое, шоколад, конфеты, разные фрукты – в общем все, что так «необходимо» в походе, и про что мы глупые совсем забыли. Жанка, показывая рукой продавцу на какую-либо вкусность, бросала на Темыча вопросительный взгляд, полный жалости, и, мгновенно оценивая его реакцию по глазам, озвучивала кол-во или вес продукта, который хотела купить. Бедный Темыч мужественно сохранял спокойствие, тихо бубня себе под нос: «Давайте, давайте, нагружайте…» В конечном итоге была закуплена куча продуктов, и мы с Темычем начали упаковывать все это в его рюкзак на площадке перед магазином. А тут же проголодавшиеся девчонки (со времени завтрака прошел от силы час), чтобы Темычу было легче нести (какая трогательная забота!!!), начали поглощать лимонад с какими-то сладостями. Ну, вот все продукты упакованы, можно трогаться.

Вид на ущ.Хапхал из с.Генеральского
Наш путь лежит по дороге, мимо магазина, в сторону автобусной остановки (СЗ). Проходим остановку и в конце улицы поворачиваем направо (С) идем, пока не упираемся в дом и сворачиваем налево. Я думаю лучше спросить дорогу у аборигенов, чтобы не было повторения блужданий около вдп.Джурла. Спросили. Нам показали, как пройти дорогой, чтобы подняться выше села, и выйти к полуразрушенному зданию. От него в нужном нам направлении отходят несколько дорог, как потом оказалось сходящихся. Выбрали понравившуюся, и пошли по ней (С). Дорога все время идет вверх. Местность открытая, солнце хоть и октябрьское, но южное. Идти тяжеловато, в желудках булькает недавно выпитый лимонад. Наконец то входим в лес. Дорога долго петляет по лесу и выводит нас на поляну к домику лесников.

Буковый лес
Тут перекресток. Нам надо идти дорогой на СЗ. Обходим домик и снова подымаемся. От пыли вся обувь нашей группы одного цвета. Когда же это закончится. «Хорошо еще, что здесь КАМАЗЫ, груженные углем, не ездят»,- замечаю я. Хотели, получите!!! Камаз. Правда, не с углем, но с дровами. Мы, конечно, отошли от дороги, но это не сильно помогло. Машина проехала, оставив после себя облако пыли, которое совсем не хотело осаживаться. Подождав немного, пошли. Дорога продолжала петлять, но начала понемногу выполаживаться, и вскоре мы увидели хорошую поляну, размером с половину футбольного поля. Около входа на поляну висела табличка «т/с Ай Алексий». Наконец-то пришли! Я сбросил рюкзак и пошел искать удобную для разбивки лагеря полянку

Буки на ст. Ай Алексий
. Неподалеку от поляны набрел на мощно бьющий из двух труб, родник. Очень удобное место для принятия водных процедур. В результате недолгих поисков понравившаяся нам поляна была найдена на противоположной стороне дороги, на пригорке. Чистенько и до родника 5 минут ходьбы. За пригорком в овраге лежало много напиленных лесниками сухих деревьев. Вскоре мы увидели и самих лесников с бензопилами и решили подойти к ним первыми.

Отбой
Мужики оказались понимающими и после недолгих расспросов кто мы и откуда, разрешили нам брать дрова для костра в неограниченном количестве, а так же обещали зайти завтра и показать дорогу на т/с Чигенитра. Пользуясь хорошей, теплой погодой, мы решили помыться и устроить постирушки, а вечером долго пекли картошку и пили приобретенное в с.Генеральское пиво.

День 6. т/с Ай Алексий – т/с Чигенитра

Траверсируя склоны Караби
С утра проснулись рано, хоть и засиделись накануне до полуночи. Сбегали за водой, разожгли костер и приготовили завтрак. Вскоре пришел один из лесников. Поздоровался, попил с нами чаю и, рассказав мне, как нам лучше идти, где и куда сворачивать, ушел по своим делам. Мы собираемся и выходим. Дорога ведет на В. Замечаем выше по дороге благоустроенный родник с иконой и двумя трубами из которых течет вода (Ай Алексий). Набираем водички и подходим к развилке дорог. Наша дорога, переходящая в тропу идет на СВ, а на СЗ тропа выводит на плато Караби-яйлы.

Вид на "проход 2-й спуск"
Вверху на стволе дерева имеется указатель со стрелкой «т/с Чигенитра». Начинается подъем. Идем по тропе вверх, до перекрестка с грунтовой дорогой, и потом снова вверх на СВ, В, ЮВ вдоль склона. Подъем закончен и дорога теперь ведет нас на В, траверсируя верховья долины. На придорожных кустах замечаем метку, сделанную из куска полиэтилена (она будет сопровождать нас до т/с Чигенитра). Погода хорошая, места живописнейшие. Я немного отстал, стараясь заснять на фотоаппарат всю красоту открывающихся нам видов.

Отрог Караби
Вот прошли тропу, уводящую налево, вверх, на плато Караби (СВ) «проход 2-й спуск». Немного пройдя вперед, решили сделать привал у родника Нефан-Узень. Тут имеется полуразобранный стол с лавочками. Отдохнув и пополнив запас воды, продолжаем путь. Грунтовка идет вниз на В и огибает ЮВ склоны Караби-яйлы. Выходим к пересечению дорог. Одна дорога уходит на ЮВ в с.Рыбачье, а мы поворачиваем на В,СВ на подъем (согласно маркировке). Подъем идет по террасе отрога, затем тропа петляет по кустам, пока не выводит нас к роднику Алачук (написано на камне около родника). В это время года воды в нем почти нет. Попетляв по кустам еще немного, тропа выводит нас на открытую местность, вскоре мы подходим к роднику Суук-Су в виде огороженного забором домика с трубами. От него до т/с Чигенитра рукой подать. Но как оказалось, стоянка была занята большой группой детей школьного возраста с инструкторами, поэтому мы решили встать немного выше, в живописной сосновой роще в пяти минутах ходьбы от родника. Расставили палатки, собрали немного дров, приготовили ужин и, немного поболтав и полюбовавшись звездным небом, до которого казалось можно дотронуться рукой, отправились спать.

День 7. т/с Чигенитра – с. Рыбачье

Скалы перед перевалом Биюк-Капу
перед рассветом
У меня подъем в 5.00. Как-то прочитал отзыв в Интернете о красивом перевале Биюк-Капу (Большие ворота), поэтому, очень хотелось туда наведаться, пока рядом стоим. Умылся, оделся, взял фотоаппарат и в путь. Иду по дороге, по которой пришли, вверх на ЮВ,В. Сбиться с пути невозможно, главное не идти на перекрестках троп вниз. Дорога траверсирует верховья долины реки Бахлаер, потом перед самим перевалом, круто идет на подъем. И вот я уже на перевале ищу место, откуда можно поснимать окрестности. Виды впечатляют. На небольшой скалке, куда я поднялся, из камней сделана небольшая лавочка, так что можно посидеть и подумать о вечном на фоне проплывающих мимо облаков. Вдоволь нащелкавшись фотоаппаратом, спешу в лагерь. Почти сбегаю вниз по дороге, любуясь окружающими меня скалами, окрашенными просыпающимся солнцем в яркий розовый цвет.

Рассвет на перевале

Рассвет на перевале 2

Виды с перевала Биюк-Капу

Скалы Караби-Яйлы

Урочище Чигенитра
За моё почти двухчасовое отсутствие, все уже поднялись и начали собираться. Пока мы завтракали, уже окончательно взошедшее солнце сушило наши не понятно, почему промокшие за ночь палатки (такое впечатление, что ночью был ливень). Вышли около 9.00. Начали спуск в с. Рыбачье от т/с Чигенитра, так как наезженная машинами грунтовка (по которой мы пришли) спускается вниз сильно петляя и делая большой крюк. От стоянки мы спустились тропой (ЮВ) через кустарник до пересечения с дорогой, сэкономив немало времени.

Виноград
А потом, мимо пруда (Ю,ЮВ) долго шли почти по прямой, через виноградные плантации, до самого с. Рыбачье. Весь путь в цивилизацию занял у нас примерно три часа. От набережной с. Рыбачье, до Алушты через каждые 15-30 минут ходят маршрутки, так что уехать в Алушту или Симферополь, проблем нет.

Заключение.

Вот и закончен наш отдых в Крыму. Немного грустно прощаться с этим ласковым солнцем и живописными горами. Удастся ли снова приехать сюда и пройти еще какой-нибудь не сложный, но очень интересный маршрут? Есть к чему стремиться, а пока до свидания КРЫМ !!!!!

Несколько полезных советов туристам, которые собираются в Крымские горы первый раз:

•  Если целью Вашего путешествия являются горные массивы Чатыр-Даг, Демерджи, Караби или Бабуган целесообразно начинать маршрут от Алушты. Здесь можно закупиться всеми необходимыми продуктами питания (мы из Москвы везем только тушенку т.к. не доверяем местной) на рынке в центре города или в 2-х минутах ходьбы от рынка в мелкооптовом магазине «Фуршет». У главного входа на рынок, слева, в обменнике можно поменять валюту по очень выгодному курсу. Если курите, в 20м от главного входа в магазин «Фуршет» имеется палатка, где можно приобрести сигареты по более или менее низким ценам.

•  На автовокзале в Алуште имеется камера хранения, где за 3,5-5 грн. в сутки (17-20 руб.) можно оставить пакет с вещами, которые не нужны в походе. Мы сдавали одежду и обувь для города и обратной дороги, зарядные устройства телефонов, фотоаппарата и др. мелочи. Согласитесь, что это небольшая плата за возможность не таскать их с собой.

•  Постарайтесь проложить свой маршрут таким образом, чтобы он проходил один или несколько раз (в зависимости от кол-ва ходовых дней) через населенные пункты. Так Вы сможете докупать продукты непосредственно на маршруте, тем самым существенно уменьшив вес рюкзаков. Сейчас в любом поселке в Крыму можно приобрести любые (в разумных пределах, конечно) интересующие Вас продукты питания.

•  Если Вы идете в поход в конце туристического сезона, то неплохо иметь с собой газовую (бензиновую) горелку. Сухих дров на разрешенных для посещения КСС Крыма стоянках, почти нет (все сожгли за лето). Мы испытывали их постоянную нехватку. За дровами приходилось уходить далеко от стоянки.

•  Сайты, на которых можно найти очень много полезной информации о Крымских горах:

www.old.mangup.ru

www.kss.crimea.ua

www.neizv.crimea.ua

Надеюсь, этот материал окажется полезным при планировании аналогичных пешеходных маршрутов по горам Крыма. Если будут какие-нибудь вопросы, пишите, постараюсь ответить.