Автор: Наталья Гузеева, Москва

У директора своя конституция

ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ

…Зажмурившись от страха, еду вверх по канатной дороге. С непривычки от высоты под ногами кружится голова. Дух захватывает от иллюзорной близости огромных белоснежных вершин Эльбруса. Вся наша группа любуется ими. Подъезжаем к последней станции «Гара-Баши». Одеваемся теплее, мажемся солнцезащитным кремом и собираемся идти до «Приюта 11». Недалеко от нас радуются августовскому снегу другие экскурсанты. Женщин в сарафанах и мужчин с голыми торсами не беспокоит опасность обгореть или простыть, им нужна экзотика. Щелчок фотоаппарата, и готово воспоминание о лете: групповой снимок на фоне кусочка зимы.

Недалеко от станции канатки особняком стоит крепыш в тёмных очках – про таких говорят: «качок». Мало кому из туристов или альпинистов удаётся беспрепятственно пройти мимо него. Это господин Джабоев – сотрудник национального парка «Приэльбрусье». Здесь, на высоте 3700 м, его рабочее место. Должностная обязанность – сбор денег с отдыхающих.

Подходит он и к нам. Сергей Минделевич (главный редактор газеты для любителей путешествий «Вольный ветер», возглавлявший нашу группу) интересуется, за что именно берут с экскурсантов деньги. Ведь по горе люди идут сами, никаких услуг им тут не оказывают. Желающие подняться на вершину в сопровождении проводника договариваются с ним об оплате отдельно. А те, кто планирует переночевать на Гара-Баши или выше, также сами платят хозяевам расположенных там приютов. Национальный парк к этим услугам не имеет никакого отношения.

Кроме того, как юрист я знаю, что по ч. 3 ст. 15 Конституции РФ «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения». Но никакие нормативные акты о платном посещении нацпарка нигде для всеобщего сведения не публиковались!

Всё это мы пытаемся объяснить Джабоеву. В ответ тот достаёт свою «конституцию» – приказ директора нацпарка. Попытки спорить с ним государственный служащий Джабоев пресекает грубостью и угрозами.

– Будете брехню писать, – говорит он, узнав, что журналист Минделевич давно воюет с незаконными поборами, – лично с вами сам и разберусь.

И – конец разговору. Чтобы не портить прогулку по Эльбрусу, достаём деньги. Вместе с кассовыми чеками получаем некие «Разрешения на посещение нацпарка» (тоже, кстати, незаконные, поскольку по Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» никаких разрешений на посещение национальных парков в отличие от заповедников не нужно) и идём дальше. Настроение испорчено.

…Эта история случилась несколько лет назад. Многое изменилось с тех пор в Кабардино-Балкарии: сменились президент республики и министры, был уволен директор нацпарка «Приэльбрусье» Д. Байдаев, признано утратившим силу постановление ещё советских времён тогдашнего Совета Министров республики об установлении платы за посещение нацпарка (этакая атавистическая лазейка в законодательстве, ссылаясь на которую хитрые работнички нацпарка обосновывали незаконные поборы), Верховный суд КБР дважды выносил определения, однозначно говорившие о том, что поборы в нацпарке незаконны.

Многое изменилось. Не исчезли лишь сами поборы. Только ставки их выросли…

НЕ ПЛАТИШЬ? В ПРОПАСТЬ!

С незаконным вымогательством денег за проход по дорогам и тропинкам, за возможность дышать свежим воздухом ежегодно сталкиваются миллионы российских и иностранных граждан, рискнувших путешествовать по нашей стране. И география таких поборов, по сведениям, скопившимся в редакции нашей газеты «Вольный ветер», очень широка: от Камчатки до Кавказа.

Расскажу, как это сейчас происходит на примере одного из известнейших мест России. Приэльбрусье славится своими удивительными баксанскими сосновыми лесами (которые, к сожалению, сейчас нещадно вырубаются под новое строительство) и целебным климатом. Сюда приезжают летом десятки тысяч горных туристов, альпинистов, горнолыжников и просто отдыхающих.

И мало кому из них удаётся избежать встречи с молодыми людьми спортивного телосложения, требующими заплатить им деньги. Ещё бы! Ведь у этих молодых людей есть могучий стимул для общения с отдыхающими: по приказу директора нацпарка они получают зарплату в размере 30% от собранной ими выручки, а это немалые деньги – в иные дни на склоны Эльбруса поднимаются до тысячи человек, и каждый должен отдать вымогателям по 1000 рублей. Требуют плату (хотя и гораздо меньше) за посещение ущелий Адырсу и Адылсу, где находятся базы отдыха и альплагеря. Вопрос: «За что платить-то?» – порождает множество вариантов ответов.

Первый вариант, самый распространённый: за посещение нацпарка. При этом посещение подразумевает проход по обычным, протоптанным ещё в советское время тропинкам или по автомобильным дорогам без оказания каких-либо услуг.

Второй вариант: за услуги. Вопрос: «За какие?» – обычно ставит сотрудников нацпарка в тупик. Наиболее распространённый ответ: «А мы за туристами мусор убираем».

Но по Гражданскому кодексу услуга – это определённая деятельность или действия по заданию заказчика. Например, классической услугой будет являться экскурсия, которую туристы по своему желанию заказывают у турфирмы. Но сотрудники нацпарка экскурсий не проводят, да и никаких других услуг не оказывают. Ведь вывоз мусора, выписывание пропусков – действия, которые работники нацпарка называют услугами, – по закону таковыми не являются. Это должностные обязанности сотрудников нацпарка.

А чтобы поменьше возиться с мусором, нужно строго штрафовать тех, кто мусорит. Для этого сотрудникам нацпарка предоставлены большие полномочия, но они ими не пользуются. Вместо того чтобы контролировать места отдыха, гораздо проще брать деньги в удобном месте (например, на канатке) со всех поголовно.

Третий вариант ответа, грубый: мол, все вопросы к директору, а у нас есть приказ, который мы выполняем.

Есть и такие варианты ответа: альпиниста А.Т., пытавшегося выяснить, за что же всё-таки он должен платить, работники нацпарка хватали за грудки и обещали столкнуть в обрыв, если не заплатит.

На самом же деле взимание платы и за посещение нацпарка, и за мифические услуги абсолютно незаконно. Оно противоречит действующему законодательству, поскольку:
– установление платы просто за посещение территории нарушает конституционное право граждан на свободу передвижения и является фактически не предусмотренным в законодательстве налогом
– услуги должны выполняться только по желанию заказчика и не могут быть навязаны. Другими словами, нельзя требовать денег за те услуги, которые не заказывали посетители нацпарка.

Редакция газеты «Вольный ветер» выиграла несколько исков к нацпарку «Приэльбрусье». Например, по решению суда нацпарк вернул трём пострадавшим, с которых были взяты суммарно 1250 рублей, и эти деньги, и ещё почти 100 тысяч рублей судебных расходов.

Тем не менее деньги с посетителей продолжают брать до сих пор.

ТРИДЦАТЬ ДВЕ ТЫСЯЧИ ЗА ПОЛЧАСА

Руководство нацпарка каждый год издаёт новый приказ, в котором устанавливает новые расценки за посещение нацпарка. Например, в этом году директор нацпарка В. Шипов приказом № 39-П утвердил «перечень туристских маршрутов и других рекреационных объектов для посещения граждан на летний период», а по сути – вновь установил плату за посещение Эльбруса (1000 руб. с человека), ущелий Адырсу и Адылсу (по 50 руб. с человека в день).

Практически это равносильно тому, если бы градоначальник Москвы назвал бы туристским маршрутом улицу Тверскую в столице и стал бы требовать за проход по ней плату. Обратите внимание – не за экскурсии с рассказом о достопримечательностях Москвы, а просто за проход по тверским тротуарам.

Интересен и такой момент. Директор В. Шипов назвал и знаменитый Эльбрус, и ущелья в Приэльбрусье «рекреационными объектами». Но что это такое? Видимо, об этом знает только сам директор, так как в Законе «Об особо охраняемых природных территориях» этого термина нет вообще. Так и весь Кавказ можно назвать «рекреационным объектом»!

Прокуратура Эльбрусского района каждый год пишет протесты на незаконные приказы директора нацпарка. Тот отменяет свой приказ и тут же издаёт новый. Так было и в этом году. Районная прокуратура опротестовала приказ № 39-П, но директор-рационализатор Шипов НА СЛЕДУЮЩИЙ ЖЕ ДЕНЬ подписал приказ № 43-П, в котором установил плату (те же 1000 руб.) уже не за само посещение Эльбруса, а за «перечень услуг» на объекте «поляна Азау – гора Эльбрус», к которым отнёс такие спорные «услуги», как «расчистка маршрута ратраком» (возможно, это полезно для горнолыжников, но никак не для туристов и альпинистов), предоставление площадок под палаточные городки (люди, совершающие восхождение на Эльбрус, как правило, ночуют в приютах, а не в палатках на снегу), бронирование номеров в приютах (а если турист не собирается там ночевать и в тот же день возвращается вниз в гостиницу?).

Руководство нацпарка установило плату и за такую «услугу», как сбор и вывоз мусора. Казалось бы, благое дело. Но почему за это должны платить все туристы, а не, скажем, хозяева приютов (где «производится» основная масса мусора), получающие немалые деньги с восходителей за ночлег? Видимо, руководство нацпарка предпочитает не ссориться с хозяевами приютов – местными жителями, а все свои расходы возложить на туристов.

Итак, вопреки Закону РФ «О защите прав потребителей» услуги предоставляются не по просьбе клиента, они навязываются. У отдыхающих нет выбора: пользоваться услугами или нет. Причём приобретение одних услуг обуславливается приобретением других. Неважно, что отдыхающему не нужно ни бронирование мест в приюте, ни расчистка склона ратраком. Всё равно 1000 рублей придётся заплатить «за эльбрусский воздух». Представляете, что бы было, если бы в продуктовом магазине всех покупателей заставляли дополнительно платить по 1000 рублей за вход, независимо от того, что они в действительности купили. Мол, есть в ассортименте колбаса, вот и платите за неё, хоть вы и вегетарианец.

Сотрудники нацпарка постоянно говорят, что все деньги идут на восстановление уникальной природы Приэльбрусья. Если бы! Зачастую собранные с посетителей деньги оседают в карманах сотрудников нацпарка. Ревизия, проведённая в нём в 2006 г., выявила, что лишь 40% взятых с посетителей денег попали в кассу. В постановлении районного прокурора о возбуждении уголовного дела приводился такой факт: за время получасовой проверки кассиров-контролёров нацпарка на поляне Азау было установлено, что ими за это время было присвоено… Ну попробуйте догадаться, сколько денег с туристов можно натырить в свой карман за полчаса! 32 тысячи рублей! Представляете, сколько эти контролёры имеют денег за летний сезон? Местные жители рассказывают, что некоторые сборщики платы, проработав 2–3 месяца, покупают себе иномарки.

А РУКОВОДСТВО БЕЗМОЛВСТВУЕТ

Как же реагирует на всё это Минприроды России, в ведении которого находятся нацпарки и заповедники? Его позиция неоднозначна. С одной стороны, в интервью и официальных письмах сотрудники Минприроды признают незаконность поборов. Так, в письме директору нацпарка «Приэльбрусье» директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды РФ Р. Гизатулин указал на «неправомерность объявления платной услугой предоставление возможности самого пребывания посетителя на территории нацпарка» «недопустимость принудительного навязывания гражданам платных услуг, а также грубого и некорректного поведения лиц, уполномоченных взимать плату». С этим нельзя не согласиться.

С другой стороны, несмотря на многочисленные обращения, Минприроды РФ мало что делает для того, чтобы прекратить поборы. Возможно, достаточно было бы одного ведомственного распоряжения или даже устного предупреждения директорам нацпарков и заповедников, что за незаконные поборы они будут уволены. Пока же ни одному из них даже выговора (!) за это не объявили. И потому «география» поборов из года в год расширяется.

Например, в другом не менее известном туристском регионе – Домбае – много лет плату берут за проход и проезд по автомобильным дорогам на территории Тебердинского государственного биосферного заповедника. Ещё года три назад решением Верховного суда Карачаево-Черкесии по иску прокуратуры взимание этой платы признано незаконным. Но поборы всё равно продолжаются. Это грубое нарушение директором заповедника ч. 4 ст. 253 Гражданско-процессуального кодекса. Почему директора заповедника не привлекают к уголовной ответственности за злостное невыполнение решения суда – тайна местной прокуратуры.

Туристам, посещающим известный ещё с советских времён 30-й маршрут из Адыгеи через плато Лаго-Наки к Чёрному морю, приходится платить дважды: в начале маршрута за движение по территории Кавказского природного биосферного заповедника (по 100 руб. в день) и при выходе с маршрута – за проход по территории Сочинского национального парка.

Может сложиться впечатление, что проблемы со свободой передвижения есть только на Кавказе. Это не так. Например, руководитель нацпарка «Самарская Лука» требует от туристов «в обязательном порядке получать разрешения на посещение нацпарка» – покупать путёвки по 50 рублей.

Все примеры в одной статье не укажешь. Обиднее всего другое. Особо охраняемые природные территории – это самые лучшие, самые красивые, уникальные места России – превращаются в средство обогащения некоторых госслужащих. Леса вырубаются под сомнительное строительство, заповедные земли незаконно раздаются (якобы в аренду) для постройки частных гостиниц. Охраной природы в некоторых нацпарках никто не занимается, поскольку все сотрудники заняты сбором денег с отдыхающих.

И вряд ли эта ситуация скоро изменится. Потому что ни один директор за поборы не наказан – ни приговором суда, ни рублём, ни даже выговором. А все собранные деньги остаются в нацпарке или заповеднике. Просто идеальные условия для продолжения поборов!

Возникает ощущение, что такая ситуация всех «власть имеющих» устраивает. Редакция газеты «Вольный ветер», юристом в которой я работаю, уже много лет ведёт борьбу с незаконными поборами, но с руководителями всех почти 40 нацпарков и более чем 100 заповедников нам не справиться. Поэтому и обращаемся в «Литературную газету».

Многие российские граждане предпочитают отдыхать за границей именно потому, что там плату берут за реальные услуги, а не за «воздух». А наша неповторимая природа остаётся лишь с теми, кто на ней наживается.
И это очень обидно.

www.lgz.ru

Беспредел в Казахстане

Как я вас понимаю! У нас в Южном Казахстане все(!) горы, т.е. все ущелья до одного объявлены нац. парком. На шлагбаумах сидят самодовольные и жадные личности и собирают деньги. Не за услуги, а просто так. Они хотят, чтобы я , с рождения выросшая в этих горах и уже сорок лет знающая каждый овражек и ручеёк, теперь им платила деньги просто за то, что иду мимо и дышу воздухом! И ничего им не докажешь! И приходим же мы в горы отдыхать душой, а не нервы трепать.

Мда, спешите на Эльбрус, пока не началось

Артем Головин написал - надо в суды подавать. Это сработает в Москве, в Пензе или в Красноярске. Но тут, ребята, другая земля и другая культура. Проблему не решит.

А проблема в том, что Кавказ, так уж получилось, это не совсем Россия. То есть супруги, прожив вместе в постоянных склоках и неурядицах всего-то 150 лет, не живут как семья, просто развод ими еще не оформлен.
А зачем разводиться - бюджет северокавказских стран на 65-90% является дотационным т.е. за счет прочих регионов (поищите в Инете "Рейтинг дотационных регионов" чтобы увидеть цифры), и это не считая доходов, получаемых с контролируемых иммигрантами рынков, автомоек и прочих бизнесов в России, которые плохо поддаются анализу т.к. они скорее черные, чем даже серые (кстати, представьте, что получится, если вы, к примеру, решитесь открыть свой бизнес в Нальчике или в Махачкале?).

При всем ЛИЧНОМ уважении к многим представителям горного Кавказа и любви к этой прекрасной земле (где был раз 20-30), надо смотреть правде в глаза и видеть происходящие объективные процессы, на которые, к сожалению, эта статья, повлиять не сможет (хотя может привлечь внимание к проблеме).
Не работают на Кавказе ни упомянутые в статье законы, ни конституция. То есть работают до тех пор, пока они не вступают в противоречие с местными интересами. По логике вещей, если субъект не хочет жить по принятым в федерации законам и порядкам - его можно, предупредив, исключить из коллектива, т.к. дальнейшее его пребывание в нем противоречит принятым в коллективе нормам и потому вредит остальным членам. И рано или поздно это произойдет (скорее всего поздно).
Очень хочется, чтобы это произошло мирным способом. И тогда мы будем ездить друг к другу в гости, и мы будем платить за посещение Эльбруса те же деньги (в какой-то в местной валюте), не аппелируя при этом к российским законам, потому что с нас будут снимать эти деньги уже по местным законам гор.

Остап Бендер рисковал, собирая деньги при входе в Провал, поскольку местные власти города Пятигорска, если бы заметили, то упекли бы в кутузку изобретательного мошенника, который поэтому долго заниматься обилечиванием не рискнул. Поборы в Приэльбрусье были, есть и будут, поскольку местные власти обо всем знают, и им в лучшем случае на это начхать, а в худшем - они в доле. Во всяком случае никто не будет реально мешать обирать туристов, поскольку туристы - чужие. А деньги собирает свой кунак из соседнего коша. Зачем ему мешать? Обирать можно, грабить - пока нельзя (т.к. другие не приедут).
В статье и отзывах мелькает сравнение с "капитализмом" но оно в корне неверно, т.к. в Швейцарии, к примеру - капитализм, но с вас там за проход на местный рекреационный объект денег не возьмут. Наоборот, в info-центре (бюджет которого финансирует муниципалитет, живущий от налоговых поступлений с гостиниц и ресторанов) выдадут бесплатные буклеты с распечаткой маршрутов. На Кавказе (то, что мы видим) - увы, не капитализм, а гораздо более ранние стадии общественных формаций. Имейте мужество это признать и не ожидать справедливости по принятым в России понятиям.

Спешите ехать на Кавказ - потому как не исключано, что лет через дцать для подъема на Эльбрус местные будут предлагать вам вооруженную охрану, т.к. ущелья и подъезды вокруг будут кишеть вооруженными бородачами, а в местах скопления, например на чегетской поляне, у канатки, или у магазинов, тогующих алкоголем (запрещенного правоверным), начнут рвать машины, угнанные где-то в Подмосковье.

Хочу, пользуясь возможностью, искренне пожелать удачи и сказать спасибо тем горным кавказцам, кто, не взирая на открывающиеся возможности собирать деньги с туристов "просто так", по прежнему вкладывает свои средства душу в строительство и восстановление гостиниц и альплагерей, в оказание реальных и честных услуг приезжающим. И просто за гостеприимство!

Очень нужная статья, все правильно написано

Если хотя бы часть людей, которые прочитают эту статью, не смирятся с незаконной деятельностью сотрудников нацпарка, и подадут иск в суд и отсудят 100 000 судебных издержек, возможно эта лавочка прикроется по коммерческим соображениям. Автор пишет правильно, что к примеру, в Швейцарии такое невозможно. Почему? Потому что там работают законы, а если они пробуксовывают, то есть гражданское общество, которое через свободную прессу заставляет их работать. Будет больше таких статей, судов, коллективных обращений в прессу, прокуратуру, будет сложнее издавать незаконные приказы, будет что-то менятся. Логика Сергея Бурлуцкого мне непонятна, зарабатывать деньги, чтобы платить за незаконные услуги. Под лежачий камень вода не течет. Нет ничего статичного, все меняется, даже наше консервативное общество. Мы и есть это общество. Мне вопрос в какую сторону оно будет менятся, не безразличен. Я за Наталью Гузееву и против Сергея Бурлуцкого

Все верно

Если законы не работают (неважно, в какой области) - какое может быть будушее у такого общества? Это напрямую относится и к Приэльбрусью. Многим моим знакомым также приходилось сталкиваться с подобными ситуациями. И неважно где - в тайге "человек с ружьем" может потребовать с вас плату за проход по мосту через реку. Как это называется, всем понятно! Но разве не то же самое происходит в т.н. "рекреационных районах"? Почему все остается как есть, несмотря на решения властей - тоже понятно: рука руку моет! Я так-же за то, чтобы платить только за реальные услуги, заранее обоснованные законодательно. Иначе, зачем нужны законы?..

приэльбрусско-капиталистические отношения

А мне логика Сергея Бурлуцкого понятна. Там - не в Швейцарии. и даже не в Москве - устанавливаются свои приэльбрусско-капиталистические отношения. Влиять на них через прессу можно, но чисто математически = с коэффициентом "ноль-ноль-одна". Реальное влияние оказывают "ребята на местах". Куда выведет при этом кривая - посмотрим. Вокруг масса примеров развития местечково-капиталистических отношений. Если проанализировать задним числом те ситуации, которые уже развились в определенную устоявшуюся форму, то, подозреваю, выяснится, что вклад в нее народных средств информации очень-очень невелик. Но статья хорошая, нужная, правильная и всё такое.

У директора своя конституция

Меня там под Эльбрусом тоже обобрал человек в форме, удостоверение своё показал во как. На мои доводы о неправомерности угражал даже, а куда деваться когда в одиночку ходиш!

так и будет

почему такое не возможно в швейцарских альпах ? потому что там люди и они работают говоря языком экономики всем хочется кушать но не все для этого производят товары/услуги для того что бы обеспечить себе существование путем обмена. кто то сидит в швейцарских горах и собирает швейцарские часы а кто то берет автомат и отбирает их. в ближайшие десятилетия ничего не изменится.

Поезд ушел, поздно пить "боржоми".

Уважаемый господин Менделевич! Читайте газеты. Недавно, в том же регионе, в ответ на статью" Шура обезглавлена", прямо к зданию администрации привезли двух сотрудников милиции, с отрезанными головами. И спокойно удалились. Все это - из прессы, не выдумано, написано открыто. Так о каких законах Вы говорите? Думать нужно было в 90-е годы. Теперь у нас капитализм, читайте "Капитал", Карла Маркса! Прибыль - прежде всего. Социализм, о котором Вы трогательно пишите, закончился. Причем сделано это с одобрения нашего народа и Вашего, тоже - свободы захотели - посмотрите митинги 90-х годов в Москве. Так что приспосабливайтесь и ищите, где заработать деньги - чтобы заплатить за услуги в горах.

Все равно нужно говорить

to Бурлуцкий Если все плохо то это не значит что об этом не стоит говорить