Горы мира > Памир >

Авторы: А.Новик, Д.Комаров, Л.Фишкис

Первовосхождение на пик Коскулак (7028) и попытка прохождения южного гребня Музтаг-Аты.

Западный склон Коскулака представляет собой два широких и пологих снежных поля, соединенных на высоте 6000 м. узким и острым снежным гребнем.

По имеющейся информации в те же сроки по более очевидному юго-западному ребру планировалось восхождение экспедиции Андрея Ершова и экспедиции альпклуба МАИ. Чтобы не создать на маршруте излишней перенаселенности мы избрали строго западный гребень.

29-го июля тройка А.Новик, Д.Комаров и Л.Фишкис разбили базовый лагерь на высоте 4500 с запада от вершины Коскулак.

30-го июля поставили лагерь-1 на высоте 5200 на последних осыпях западного гребня.

2-го августа был установлен лагерь-2 на высоте 5900 у начала острого гребня.

7-го августа мы вышли из базового лагеря и достигли высоты 5900.

8-го августа перенесли лагерь через острый гребень на высоту 6200.

9-го августа пережидали непогоду.

10-го августа стартовали к вершине. Сразу выяснилось, что оставленные на 5900 снегоступы крайне необходимы. При глубокой тропежке восхождение продолжалось 12 часов. В 20:00 мы достигли вершинного плато. Пройдя еще около получаса по едва наклонному вершинному плато, остановились примерно в ста метрах от его восточного окончания. Левее (севернее) заметили характерное возвышение с тремя острыми снежными наддувами. Из-за тумана и сумерек к краю плато решили не приближаться и вышли на это возвышение. В 20:30 начали спуск. В верхней части тропа уже была практически занесена. Спуск до лагеря занял 3 часа.

11-го августа, при спуске, ниже острого гребня, встретили группу из МАИ, Андрея Петрова и Славу Одоховского. Пожелали им успеха и приняли их поздравления. В 15:00 мы были в базовом лагере.

После нескольких дней отдыха мы приступили к восхождение по Южному ребру Музтаг-Аты. За день подошли по леднику Калаксонг к седловине 6100, с которой предполагалось начать маршрут. При плохой погоде и в тяжелых снежных условиях до начала крутой части гребня (6400) шли два дня с одной отсидкой. При этом на крутых снежных взлетах копали лопатой траншею, а на встречавшихся скальных участках навешивали перила. 20-го августа по задутому снежному фирну при ясной погоде поднялись до высоты 6800, откуда на следующий день планировалось стартовать на вершину.

21-го августа погода снова испортилась, видимости не было, поднялся сильный ветер и пурга. (В эти дни вблизи вершины Музтаг-Аты на классическом маршруте замерзли два немца.) Временем для дополнительной отсидки мы не располагали и 21-го в 12:00, после некоторых раздумий начали спуск. Тщательно страхуясь и соблюдая все предосторожности, в условиях плохой видимости, к 19:00 мы спустились на ледник. Погода улучшилась и чуть позже подошла двойка В.Шамало - А.Горбатенко (С.Петербург). 17-го августа они совершили восхождение на вершину Коскулак по одному из контрфорсов северной стены. Они также за нами пошли на южное ребро Музтаг-Аты и прошли его! (21.08 - 6100м., 22.08 - 6800м., 23.08 - 7200м., 24.08 - вершина Музтаг-Аты и ночью спуск в базовый лагерь под классикой). Поздравляем их! А также поздравляем альпинистов МАИ, прошедших технически сложное северное ребро Коскулака!

Благодарим за радушие и гостеприимство альпклуб МАИ, Славу Одоховского и А.Петрова, базовым лагерем которых мы пользовались. Благодарим Владимира Бирюкова за четкую работу и его менеджера Адель за приятную компанию, а также повара Витю и водителя Толю.