Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Михаил Агеев, Москва

Безенги-Эльбрус 2009
Простым путем по большим горам

Продолжение

<<<Назад

5 день.

Ночью погода резко изменилась: поднялся штормовой ветер и разогнал облака. Спали плохо. Около часа ночи ветер положил нашу палатку, дуги согнулись (но не сломались), крыша палатки легла на лицо. В минуту затишья Сережа поднял крышу палатки и палатка частично восстановила форму. Потом сильный порыв ветра снова положил палатку, и опять в перерыве между порывами Сережа ее поднял, чтобы обеспечить приток воздуха. И так продолжалось несколько часов.

Утром ветер стих и на абсолютно ясном небе ярко засветило солнце. Долго собирались, изучали потери: погнуты дуги палатки, унесло две кружки, один из рюкзаков откопали метрах в 15 от места, где он был оставлен вчера. Но все же главное, что лучшая за весь поход погода выпала на главный день - выход на перевал и вершину, высшую точку похода.

Подъем на перевал МВТУ (2А, 4200) с востока - 250 метров по снежно-ледовому склону крутизной до 35. В верхней части подъема - короткий (50 м.) участок разрушенных скал. Поднимались одновременным движением в связках. До середины подъема - тропежка в глубоком снегу. Далее - поднимались вдоль правых по ходу скал и по ошибке ушли по снежнику правее перевала. В этом месте - короткий (10 м.) участок льда крутизной около 35, далее вышли на разрушенный скалы и траверсом - на перевал.

Путь с пер. МВТУ на п. Башхаауз (рад. 2А, 4471) - по скальному гребню с небольшими участками льда. На высоте ~4400 провесили 30 м. перил по скальной плите, используя 1 ск. крюк и 2 петли. Далее - ледовый гребень ~15 м. (кошки, перильная страховка). Оставшийся участок скал проходили свободным лазанием.

С вершины открывается красивейшая панорама всего Кавказа - от Эльбруса до Казбека. Грандиозная Безенгийская стена - как на ладони. Видны все 8 кавказских пятитысячника (лишь у пика Дыхтау главная вершина прикрыта восточной, которую называют п. Пушкина).

На спуске с вершины я совершил ошибку: после того, как первым спустился по скальной плите и закрепил веревку, я попытался побыстрее убежать вниз к перевалу, решив, что камни от следом идущих будут уходить в сторону от скального гребня, и поэтому такой маневр будет безопасным. Между мной и следом идущей Катей было метров 50, когда на гребне появился участок сильно разрушенных скал, состоящий из прожилок, протянутых вдоль гребня. И один из сорвавшихся сверху камней, размером с кирпич, уверенно пошел вдоль гребня. Я проследил за его траекторией и рванулся вправо, под большой скальный зуб. Камень чиркнул по подошве ботинка и стало страшно. Дальше шли вместе.

Спуск с пер. МВТУ на запад - 100 м. по снежному склону крутизной до 35. Начали спускаться по веревке, ожидая, что склон может быть ледовым. Но оказался глубокий снег, хорошие ступени. Последние спускались одновременно в связках.

Далее спустились по закрытому леднику в связках до ровных площадок между пиками Дыхниауш и Селлы, высота 3900 м. По пути попадались небольшие трещины.

Рассвет

Подъем по гребню на
пик Башхаауз.
Пора вешать перила.

До вершины меньше 100 метров.

последние метры до вершины

Виды с вершины - пик Айлама (4546)

Шхара (5068)

Шхара

Вид на восток

пик Коштантау (5152)

Вид на запад, Эльбрус

Безенгийская стена

Северный массив. Слева отрог Дыхтау (5203),
в центре Мижирги (5025), справа Коштантау (5152)

Вид на Запад: от Коштантау до Шхары

Катя, Костя, Сережа, Миша, Вадик, Саша

Мижирги (5025)

К вечеру тени растут!

Вид на восток с пер. МВТУ

6 день.

Тропа вдоль правого берега ледника аккуратно обходит и ледопады, и крутые участки. За час спускаемся до морены около хижины Джангикош. Дальше идет мощная тропа по морене. С утра - тепло и солнечно, но на обеде нас накрывает холодный дождь с градом. Быстро утепляемся по максимуму. После поворота ледника Безенги на север, тропа еще 500 метров идет по правому моренному берегу, а затем выходит на ледник. Выше переход с морены на ледник затруднен!

К вечеру, уже в темноте, приходим в альплагерь Безенги.

Утро 6-го дня похода

Спускаемся на ледник Безенги

Тропа вдоль аккуратно обходит
ледопады, и крутые участки

Первая “зеленка”

Долина Безенги

Тропа к альплагерю

Альплагерь Безенги

7 день, 15 августа.

Гуляем в радиалку по леднику Мижирги. Любуемся видами на массив Дыхтау-Мижирги.

К вечеру - уезжаем на газели в Нальчик. Поход окончен.

Северный массив, Мижирги (5025)
--- Дыхтау (5204) с севера

Ручей в районе “теплого угла”

<<<Назад

Продолжение следует...

Роману

Маршрутов из Безенги до Баксана проложено довольно много. Вот, навскидку пара отчетов: http://tlib.ru/doc.aspx?id=30296&page=2 http://www.mountain.ru/mkk/biblio/kavkaz/boyko/ . Удачи!

Отличный поход ! Здорово передана атмосфера - как заново побывал !

Михаил, Спасибо за рассказ и фотографии ! Хорошо ! Не планируешь из Безенги в Адылсу или Адырсу или наоборот ? Не знаешь, какие сложности ? Спасибо, Роман Удачных походов !