Автор: Морозов Андрей

Отчет о горном походе I к.с. по З.Кавказу в июле 2009 г.

Отчет

о горном походе I категории сложности по Западному Кавказу,

совершенном с 3 по 17 июля 2009 г.

Руководитель группы - Морозов А.С.

E-mail: am61@mail.ru

6. Марченко Андрей Анатольевич, 1966г.р., фотограф

7. Марченко Марина Викторовна, 1966г.р., медик

Пройденный маршрут

Г.Теберда - р.Азгек - пер.Азгек (1А,3160м) - оз.Хаджибейское - пер.Азгек Верхний (1Б,3440м) - пер.Тогузкель (1А,3230м) - р.Кичи-Марка - пер.Кичи-Ауш (н/к,2700м) - р.Марка - пер.Бадук (н/к,3020м) - р.Бадук - пер.Бадук-Хутый (1А,3150м) - р.Хутый - пер.Хутый (1А,3080м) - р.Кти-Теберда - пер.Кичи-Теберда Зап. (1А,3135м) - р.Сулахат - п.Домбай.

Всего пройдено 111км.

Продолжительность пешеходной части 15 дней, из них 1 дневка

Пройдено перевалов - 8, из них н/к - 2, 1А - 5, 1Б - 1

Маршрут пройден полностью всеми участниками похода.

График движения

2:50

5,5

+500

заброска до последнего коша на р.Муху

3:00

5,5

+510

04 июл 09

устье р.Азгек - нижнее озеро под ригелем

6:35

1,6

-300

06 июл 09

м.н. - пер.Азгек Верхний(1Б,3436м.)

2:44

1:55

3,6

-600

р.Кичи-Марка - пер.Кичи-Ауш - р.Муху (за заброской)

3:20

8,8

+440

11 июл 09

м.н. - пер.Бадук(н/к, 3020м.)

1:45

2,3

+300

пер.Бадук - слияние истоков р.Бадук

2:00

2,9

-450

радиальный выход в сторону Бадукских озер

2:55

3,6

-420

14 июл 09

м.н - пер.Кичи-Теберда Зап.(1А,3135м.)

2:30

7,9

+345 -345

17 июл 09

радиальный выход по р.Аманауз до ур.Медвежья Поляна

2:50

3,5

+235 -235

Итого - 72:56:00, 110,8 км.

Основная идея и некоторые особенности маршрута.

В течение нескольких лет наша группа планомерно осваивала для себя перевалы Западного Кавказа от плато Лагонаки и до Эльбруса. К 2009 году осталось значительное пятно на карте, где большинство из нас еще не были - это Тебердинский заповедник.

Во время подготовки маршрута выяснилось, что получить пропуск по заповедным местам в 2009г будет непросто. Если в прошлые годы, чтобы попасть на Муруджинские или Бадукские озера, достаточно было заплатить в управлении заповедника, то весной 2009г приехала комиссия из Москвы и доступ в большинство долин заповедника оказался полностью закрытым. Открытыми (за деньги) остались долины рек Чучхур, Гоначхир, Муху и Алибек. В Москве мы еще надеялись, что нам удастся договориться с лесниками на месте, поэтому запланировали посещение Муруджинских и Бадукских озер. На Муруджинские озера мы планировали попасть либо по р.Назалыкол, либо через р.Гоначхир - в общем там, где удастся договориться. Также мы пытались воспользоваться услугами местной турфирмы "Барс", но и они тоже не смогли урегулировать вопрос с заповедником. К нашему приезду начались танковые учения на Гоначхире и в итоге весь правый борт Тебердинского заповедника оказался недоступным. С лесниками на месте тоже разговора не получилось, в итоге пошли по запасному варианту. Исходя из рассказов местных жителей, в этом году видимо не было туристов, попавших на заповедные озера Домбая. На всем маршруте мы встретили только одну группу туристов (школу), которая спускалась с перевала Алибек. На всех перевалах, кроме Кичи-Теберда Западный, мы снимали только прошлогодние записки. Видимо в связи с такими запретами Домбай становится все менее популярным районом для проведения горных походов.

Краткое описание маршрута

Заранее договорившись с водителем микроавтобуса Nissan Валерой (+7-928-905-37-31), мы благополучно добрались из Невинномысска до г.Теберда. Сам Валера живет в Теберде, имеет 8-ми местный микроавтобус, в который мы легко влезли со всеми рюкзаками. В Теберде заехали в управление Заповедника, получили жесткий "отлуп" на интересующие нас долины, купили пропуск на проход по долинам рек Муху и Алибек. Затем доехали до Муху и немного поднялись по дороге, там, где она переходит на левый берег. Отсюда начался пеший этап нашего путешествия. Вся поездка в один конец нам обошлась в 3500р.

Немного о пропуске в заповедник. В нем указывается маршрут полностью, включая все разрешенные долины. Стоимость посещения каждой долины в Управлении заповедника стоит 50р./чел. Денег с нас взяли только за посещение р.Муху, а за посещение Алибека и Чучхура надо платить уже в Домбае. Забегая вперед скажу, что в Домбае действительно стояли какие то личности и собирали со всех спускающихся по долине р.Алибек по 100р с человека. Документов на право взимания денег они предъявить не смогли, мы им показали пропуск с маршрутом, квитанции об оплате. Этих ребят вполне такие аргументы устроили и нам платить более не пришлось.

03/07/2009

В 11-50 разгрузились у моста через р.Муху и по хорошей дороге, следи векового леса начали подъем. Дорога достаточно резко, несколькими серпантинами поднимается вверх и, в принципе, для машины типа УАЗ она несложна. Через 3 часа ходового времени, поднявшись на 500м, дошли до первого крупного правого притока - р.Азгек. Здесь долина Муху расширяется и далее вверх по крутых серпантинов уже нет.

Рис. 01-01. Мост через р.Муху в долину р.Азгек

Хотя в заповеднике нам категорически запретили посещение долины р.Азгек, верховьев рек Хаджибей, Бадук, Хутый, из рассказов местный жителей мы знали, что сейчас в верховьях егерей нет и мы вошли в долину Азгека. Отворив ворота, которые ограждают скотину, пасущуюся в заповедной долине Азгека, мы прошли еще 200-300 метров и встали лагерем на левом берегу р. Азгек, прямо у воды. Место довольно ровное, невысокая трава. Высота 1800м.

После обеда отнесли заброску на 2-ю петлю в верховья р.Муху. Это около 5км, до самого верхнего коша, напротив впадения последнего правого притока р.Муху. Высота 2300м. В этом коше постоянно живут чабаны, которые согласились совершенно бесплатно оставить на несколько дней продукты и газ. Как потом оказалось, в коше обитают мыши и незначительная часть продуктов была ими погрызена. Поэтому рекомендуем вешать сумки с продуктами на стену.

Выше по течению есть еще вагончик строителей. Но в наше время там никого не было.

Дорога до коша достаточно проста, без крутых подъемов. Некоторую трудность представляли несколько переправ через Муху. Упоминаемая в других отчетах стоянка на сырзаводе нам не понравилась. Ночевать лучше или не доходя последнего коша, или недалеко от вагончика, там где начинается подъем на пер.Муху.

Налегке за час спустились в лагерь.

Погода в первой половине дня ясная, с небольшими облачками. После обеда пошел затяжной дождь, который прекратился около 19-00.

04/07/2009

С утра погода ясная. Выход в 8-25. Вдоль р.Азгек по левому берегу идет хорошая дорога, которая приблизительно через 1,5 км. переходит по мосту на правый берег. Здесь обитаемый кош, пасутся лошади. Дорога, плавно поднимаясь, идет почти до впадения правого истока р.Азгек. По пути много хороших мест для ночевки.

Рис. 01-02 Снежный мост через р.Азгек

Перед ригелем большое поле и место бывшего коша. Дорога заканчивается и начинается подъем на ригель по тропе правого берега. Немного поднявшись переходим по снежному мосту на левый берег. Немного выше, у слияния истоков, долина резко поворачивает на запад. Мы продолжаем подъем в следующую висячую долину. Троп много, подъем не представляет сложности, за исключением начавшегося дождя.

Поднявшись по левому борту ригеля, оказываемся выше реки метров на 100. Здесь у притока, который вытекает из озер, ровная, вытоптанная скотом поляна и место бывшего коша. Если планировать подъем на пер.Тогузкель, то именно в этом месте и нужно подниматься вдоль притока. Однако нам надо на пер.Азгек и мы переправляемся через ручей и траверсируя левый борт долины спускаемся к реке, которая вытекает из снежника. Здесь начинаются первые бараньи лбы, которые мы обходим слева по ходу по снежному кулуару крутизной не более 25°. Если идти по снежникам дальше, держась правого борта долины, то прямиком попадаешь на перевал. На этом участке далее уже нет хороших ночевок, практически везде снег.

Рис. 01-03 Первые «бараньи лбы»

Поэтому мы поворачиваем по ходу направо, в направлении ручья и выходим под следующие бараньи лбы, в небольшой красивый цирк. Здесь, на высоте 2860м отличное место для лагеря. Несколько ровных площадок, рядом ручей, со всех сторон защищено от ветра. Под лбами небольшое озеро, полностью под снегом. Здесь обедаем и встаем на ночевку. Сразу же начинается затяжной дождь с грозой, временами сильный.

Если с этого места подняться вдоль ручья на лбы, то попадешь на озеро, находящееся по пути на пер.Азгек Верхний. Там тоже отличное место для лагеря, но там мы будем только через 2 дня пути.

Рис. 01-04 Ночевка под
вторыми «бараньими лбами»

05/07/2009

С утра ясно. Выход в 8:25. Перевалив через небольшую гряду, чтобы спрямить путь, снова оказываемся в долине, ведущей к пер.Азгек. С гряды хорошо просматривается скала в виде буквы "М" - это хороший ориентир перевала, который расположен чуть правее. За грядой спускаемся на снег и попадаем в первый цирк. Здесь пологий подъем у левого борта и мы оказываемся в главном цирке. Перед нами открылся перевальный взлет.

Штурм взлета начинаем от двух крупных камней траверсом снежника на сыпуху левого борта. Крутизна снежника 30°. Далее поднимаемся немного по сыпухе крутизной 20-25° и траверсируем по ходу налево прямо под перевал. Здесь небольшой подъем около 10м по высоте и мы на перевале. Перевальный тур находится левее в 20-30 метрах. Сняли записку группы ТК "Веcтра" от 04/05/2009, руководитель Виданов В.Л., 10 человек.

Перевал Азгек (1А, 3160м.). находится в центральной части восточного отрога Тебердинского хребта (Азгекского хребта) западнее Азгек-Баши и ведет из южной части долины западного истока р. Азгек в долину р. Хаджибей к Хаджибейским озерам. Ориентация перевала - север-юг. Определяющая сторона северная.

Спуск с перевала несложный. Сначала по пологим снежным полям вдоль линии падения воды, затем по несложной осыпи к истокам р.Хаджибей. Крутизна последнего участка не более 30°.

Огромное пространство, на котором раскинулось Хаджибейское озеро с вытекающей из него рекой, практически все оказалось под снегом. Нам не удалось воспользоваться площадками у озера, где обычно располагаются туристы. Поэтому встали на едва оттаявшей площадке у левого борта долины, у обрыва. Место хорошее, вид во все стороны великолепен. Вечером из долины начали подниматься облака, наваливаясь плотным туманом, но дождя не было.

Совершили экскурсии вокруг озера и разведали подъем на следующий перевал - Азгек Верхний.

Рис.01-10. Пер.Азгек из
долины р.Хаджибей

Рис.01-11. Оз.Хаджибейское

06/07/2009

Выход в 7:30. По левому борту долины дошли до озера и начали подъем по осыпному склону крутизной до 30° и протяженностью около 200м. Далее почти до самого перевала идут достаточно пологие снежные поля. Подъем по ним не представляет трудности.

Через 2,5 часа вышли на пер.Азгек Верхний. Сам перевал представляет собой широкую седловину, очень пологую со стороны оз.Хаджибейского. Легко можно разместить большой лагерь. Сняли записку группы туристов альпклуба "Максимум" от 13/09/2008 г.Пятигорск, в составе 3-х человек.

Рис.02-03. На пер.Азгек Верхн

Перевал Азгек Верхний (1Б, 3436м.). расположен в западной части Азгекского хребта у восточного склона Хаджибейбаши. Соединяет долины р. Азгек в районе ледника Азгек и р.Хаджибей у Хаджибейских озер. Ориентация перевала - север-юг. Определяющая сторона северная.

Спуск с перевала начинаем с восточной стороны седловины, по снежнику. Крутизна снежника составляет 30-35°, высота около 80м. Снежник несложный, с хорошим выкатом, нижнюю часть съехали на пятой точке.

Сразу за снежником начинается крутой склон с крупной и средней осыпью. Высота осыпи около 25-30м, крутизна доходит до 45°. Камнеопасно. Осыпь оканчивается крутым снежником до 40°, длиной 200м, с хорошим выкатом. На склоне повесили перила. Спускались по одному, кто дюльфером, кто свободным лазаньем с верхней страховкой. В принципе, более пологий спуск с осыпного склона расположен восточнее. Но длина каменистой части больше и возможно, тоже пришлось бы страховаться перилами.

Выполаживающийся снежник переходит в ровный ледник Азгек, с небольшим уклоном и выходами морены. Трещин нет. Достаточно быстро спустились к Азгекским озерам, где и встали на ночевку (на берегу правого озера). Спуск с перевала занял 3 часа. На озере отличное место для стоянки, можно разместить несколько палаток. Высота ночевки 3050м. Оба озера удивительно красивы, с водой бирюзового цвета.

Рис.02-05. Спуск по крутой осыпи на снежник

Погода с утра и до 16 часов ясная, ветренная, с небольшими облачками. После 17 часов с долины поднялись плотные облака и начался сильнейший дождь с градом.

07/07/2009

С утра ослепительно ясное небо. Холодно, палатки покрыты льдом от прошедшего вечером дождя. Открытая вода на озере тоже подернулась льдом.

Выход в 8:17. Огибаем юго-западную оконечность левого озера и по крупным валунам поднимаемся на невысокую перемычку. Высота подъема около 50м.

С перемычки открывается вид на Азгекское озеро, лежащее на высоте 3000м. Огибаем озеро справа по ходу и начинаем пологий подъем. По описанию, перевал должен находиться между г.Тогузкель-Баши и безымянной вершиной юго-западнее. Далее от этой вершинки на запад отходит хребет без видимых понижений. Как оказалось, именно эта вершинка с нашей стороны загораживает г.Тогузкель-Баши и это сбило с толку при поиске перевала. Начинаем подъем на хребет с небольшим траверсом на северо-восток, ориентируясь на саму вершину. Поднявшись практически рядом с безымянной вершиной обнаруживаем сложенный тур и плохо сохранившуюся записку МЧС-совцев. Спуск в этом месте в долину р.М.Марка явно не соответствует ни 1А, ни 1Б. - крутые скалы с выходом на снежник крутизной не менее 50°.

Рис.03-02. Оптимальный путь
подъема на пер.Тогузкель по
контрфорсу по направлению
к безымянной вершине
(вид с пер.Азгек)

Обогнув справа безымянную вершинку выходим на перевал Тогузкель. Время 10:40. На подъем от лагеря затратили 2ч.30мин. Сам подъем сложности не представляет, за исключением живых камней. На перевале становится ясно, что наиболее оптимальный путь - подъем по контрфорсу безымянной вершины. Крутизна подъема в этом месте составляет не более 25-30°. Сняли записку группы туристов из Рязани и Москвы от 16/08/2008г. в количестве 5-ти человек, руководитель неизвестен.

Пер. Тогузкёль(1А, ос., 3230 м) расположен в Тебердинском хребте немного южнее вершины Тогузкёль-Баши (3296 м). Соединяет долины Кичи-Марка и Азгек. Ориентация запад-восток. Определяющая сторона - западная (крутой мелкоосыпной склон 250м, 30°).

Рис.03-04. Вид на пер.Тогузкель
с ложной седловины.
Видна рыжая осыпь
в долину р.Киче-Марка

На ложной седловине

Выход на пер.Тогузкель,
снежник и рыжая осыпь

Спуск не составил трудности, живая мелкая сыпуха по которой быстро, плотной группой допрыгали до пологого снежника. Далее достаточно протяженный и пологий цирк, который обрывался крутым и высоким моренным выносом к Маркинскому озеру. Высота спуска около 250м. Спуск травянисто-осыпной, несложный, но достаточно утомительный.

Рис.03-06. Пер.Тогузкель из
долины р.Кичи-Марка.
Виден серпантин спуска

Из Маркинского озера вытекает р. Кичи-Марка, которую мы перешли по камням и по тропе левого берега быстро дошли до места нашей ночевки. Встали напротив подъема на пер.Кичи-Ауш. Хорошее ровное место на берегу реки. Единственное, но очень большое неудобство, быки и коровы, довольно нахальные - регулярно приходилось их гонять. Вероятно на правом берегу реки стоять было бы безопаснее, хотя там много овечьих троп, но самих животных мы в этот день там не наблюдали.

Вид на истоки р.Кичи-Марка

После обеда, перевалив через перевал Кичи-Ауш сбегали за заброской на последнем коше на р.Муху. Перевал совершенно простой, высотой 2700м. Подъем на него по отличной набитой тропе, спуск тоже по тропе и далее по дороге. За заброской ходили 3,5 часа, расстояние в один конец составило чуть меньше 5км. В этом месте река легко переходится по камням.

Рис. 03-08. На краю устьевой морены.
Вдали виден пер.Кичи-Ауш

Несмотря на то, что в коше все мешки висели на стене, обнаружилось что все же несколько упаковок с продуктами пришлось выбросить, их слегка погрызли мыши.

После обеда переменная облачность. Дождя не было, но тучки время от времени набегали.

Рис.03-09. На пер.Кичи-Ауш

Рис.03-10. Вид на пер.Муху от устьевой
ступени р.Кичи-Марка

08/07/2009

Выход в 8:45. Идем по хорошей тропе левого берега. Напротив коша на правом берегу видна отличная тропа, спускающаяся к кошу с перевала Муху. В этом месте моста не заметили, но в любом случае переход через реку в этом месте не должен вызвать трудности.

Быстро спустились к слиянию рек Кичи-Марка и Марка и начали подъем по тропе правого берега вдоль р. Марка. В месте, где река плавно меняет направление с северного на северо-восточное на левом берегу кош. Через реку прокинут мост.

От этого места мы поднялись еще около 1,5км. и встали лагерем на высоком правом берегу, около ручья. Место очень хорошее для лагеря, скотогонная тропа значительно ниже, чистая вода в ручье, дров много. Это уже граница основного леса. Правда, в паре километрах выше по реке есть еще две небольших рощицы, расположенных на обеих сторонах реки. Там верхний кош, но там постоянно никто не жил. Надо отметить, что на всем протяжении от слияния рек и до верхнего коша много отличных мест для стоянки.

После обеда купались в р.Марка, вода очень теплая. Весь день была отличная погода, но к вечеру пошел дождь.

Прошли 11 км, ходовое время 4:20.

09/07/2009

Дневка.

С утра погода хорошая. Утром сходили в кош, купили много мяса, айрана, сыра. Едва успели прийти в лагерь, как начался сильный дождь, который закончился только поздно вечером. Но костер, вкусный обед и ужин, и главное День Рождения Марины подняли настроение.

10/07/2009

Выход в 8:00. С утра ясно. Поднялись до верхнего коша, где по мосту перешли на левый берег. Здесь хорошая тропа, обходящая бом на реке. Рядом с тропой памятник погибшему чабану. Дойдя до слияния истоков р.Марка начинаем искать переправу через левый исток. Где то здесь по отчету был снежный мост, но к нашему приходу он уже был размыт. Пришлось переправляться вброд в 300м. выше стрелки. Нашли место, где течение было не таким сильным, натянули веревку и организовали переправу вброд. Кстати, поднимались на разведку вверх еще метров на 300-400 и более подходящего места не нашли.

Рис.04-01. Слияние истоков р.Марка

Рис.04-02. Переправа через левый исток р.Марка

До стрелки оба истока р. Марка образуют круто падающие устьевые ступени, подъем по которым достаточно тяжел. Высота правой устьевой ступени около 250-300м. Мы поднимаемся вдоль правого истока по едва различимой тропе левого берега. Правый берег обрывается крутыми бараньими лбами.

Поднявшись на устьевую ступень попадаем на совершенно ровное заболоченное пространство. Обошли это болото по склону левого берега, взяв однако все же высоко. Еще выше очередная небольшая ступень и снова болото.

Рис.04-03. Заболоченное пространство
от озера до устьевой
ступени правого истока р.Марка

Рис.04-04. Лагерь ниже озера

В самом истоке этого болота, у последней гряды, подпирающей Большое Маркинское озеро находим сухую ровную площадку и становимся на обед. Ходовое время до этого места 5 часов 15 минут.

Едва успели приготовить обед, как начался сильный дождь, зарядивший на 2-3 часа. Решаем далее не идти и становимся на ночлег. После дождя болото напиталось водой, и для палаток осталась небольшая сухая полоска у склона.

11/07/2009

Утром снова ясно. Выход в 7:55. Преодолев небольшую гряду спускаемся к Маркинскому озеру и обходим его по левому берегу. На этом берегу, у воды, отличные расчищенные места под несколько палаток.

С озера начинается первый взлет по крупным осыпям и снежнику, крутизной не более 30°. Отсюда перевала пока не видно. Далее следует затяжной пологий подъем по снегу и наконец, сам перевальный взлет представляющий собой снежник высотой около 20-30 метров.

На перевале тур в центре седловины в пологой части. Перевальной записки не обнаружили. На подъем от озера затратили около 1 часа ходового времени.

Хорошие места ночевок на озере

подъем с озера

Рис.04-07. Снежный козырек под пер.Бадук

Пер. Бадук (н/к, 3020 м) расположен в Тебердинском хребте между вершинами Большая Марка и Бадукбаши. Ведет из долины р.Бадук в долину р.Марка. Ориентация восток-запад.

Рис.04-08. Длинная труба перевала Бадук

Седловина перевала достаточно протяженная, более 100 метров. Спуск с него - простой курумник к небольшому вытянутому озеру, которое обошли слева. За озером начинается тропа, спускающаяся к следующей ступени по крутому травянисто-осыпному склону. На этой полке хорошее место для лагеря. Мы спускаемся еще ниже, где в Бадук под мореной впадает правый исток. Самого истока под камнями не видно.

Озеро под пер.Бадук

Спуск с перевала к озеру

Расположились лагерем прямо под мореной, на правом берегу р.Бадук. Место для лагеря очень хорошее, ровная площадка и небольшое озерцо, где хорошо искупались.

Спуск с перевала занял 2 часа.

После обеда сходили вниз по реке, за левый поворот. До бадукских озер так и не дошли.

Весь день стояла отличная погода.

Рис.04-11. Нижняя ступень с пер.Бадук

Рис.05-01. Отличное место для лагеря,
под мореной с пер.Бадук-Хутый

12/07/2009

В 7:10 начали подъем по протяженному крутому склону конечной морены отступившего ледника. Подъем осуществлялся вначале по травянистому склону левой части морены (крутизна местами более 30°), затем траверсировали по осыпи немного влево по ходу и вышли на правый (ор.) борт большого моренного цирка. С нашего борта цирк покрыт огромными валунами, по которым идти довольно трудно. Подъем сюда занял более 1,5 часов, высота склона морены составила около 400м. С цирка открывается вид на пер.Бадук-Хутый и левее по ходу на Бадук-Хутый ложный.

Полагаем, что наиболее подходящий вариант подъема - по каменистому центру морены, по одному из контрфорсов. В этом случае сразу попадаете на снежники, по которым идти далее значительно быстрее.

Рис.05-02. Правильный вариант
подъема на морену

Рис.05-03. Пер.Бадук-Хутый со стороны р.Бадук

Рис.05-04. Озеро под перевалом Бадук-Хутый.
Вдали виден Эльбрус

По снежникам, с небольшим уклоном, вышли под перевальное озерцо, полностью покрытое льдом. Перевальный взлет представляет собой снежно-осыпной склон крутизной до 35° и высотой 250-280м. Подъем начали по центру, а затем траверс по ходу направо, по снежнику на сыпуху. Затем подъем по осыпному склону налево и траверсом выходим на перевал. Подъем по осыпному склону довольно неприятный, подниматься тяжело, камни осыпаются вниз. На подъем затратили около часа.

Седловина перевала достаточно большая, есть несколько расчищенных площадок для палаток. С перевала открывается замечательный вид - внизу озеро, а над долиной Бадука парит Эльбрус. Кстати, на всем протяжении подъема от р.Бадук до седловины мест для установкипалаток нет, за исключением установки на снег.

Бадук-Хутый (1А, сн.-ос., 3131 м) расположен в отроге Тебердинского хребта, разделяющем долины Хутый и Бадук. Ориентация ЮЗ-СВ. Определяющая сторона северо-восточная.Тур находится на округлом возвышении западнее седловины. Перевальной записки не обнаружили.

Рис.05-05. Спуск на ледник, стекающий
со склонов г.Б.Марка

В 10-50 начинаем спуск с перевала в сторону ледника Северный Хутый. Прямо под перевалом внизу замерзшее озеро. Спуск пологий, идти по снегу легко. Траверсируя ледник в южном направлении выходим на правый борт долины и далее спускаемся по линии падения воды, стараясь максимально придерживаться правого борта. Здесь спуск сложностей не представляет, за исключением серпообразного перехода - здесь справа очень хорошо сыплет, желательно обойти это место слева по серповидному гребню.

Рис.05-06. Спуск по леднику.
Придерживаемся правого борта долины

Рис.05-07. Серповидный гребень –
более легкий путь

Спустившись с него, попадаем на первые площадки, свободные от снега. Здесь же и начинается р.Хутый. На следующей ровной террасе делаем привал на обед. Высота 2700м. Ровные площадки под палатки, рядом ручей, самое лучшее место для лагеря на всем протяжении до следующего перевала Хутый. Однако по плану нам спускаться ниже, до самой развилки истоков.

Рис.05-08. Спуск к слиянию
истоков р.Хутый

Спускаемся по несложным травянистым склонам по гряде, стараясь держаться вдоль ручья. И только перед самым водопадом переходим на левый борт и спускаемся к впадению правого истока р.Хутый. На левом берегу ровной площадки для палаток не нашли. Перешли вброд на правый берег и в густой траве выровняли 3 площадки. Место для лагеря не очень хорошее, неровное и много мошки. Высота 2250м. Весь день погода ясная.

Ходовое время:

до слияния ручьев

0:50

13/07/2009

В 7:30 начали подъем вдоль правого истока р.Хутый в направлении гребня морены. Ручьи, стекающие с ледника Семенов-Баши, переходим по камням. По самому гребню проложена хорошо выраженная тропа, по которой за 1:30 легко добрались до снежной лощины, открывающей путь до перевала Хутый.

Подножие лощины лежит на высоте 2660м, крутизна снега в средней и верхней части достигает 35°, высота подъема 100м. Этот подъем преодолели на 3 такта за 40 минут. Страховка ледорубом или палками. В связи с тем, что эта лощина имеет юго-восточную экспозицию снег к этому времени уже оттаял и рубить ступени в нем довольно легко. Поднявшись наверх попадаем в цирк, откуда хорошо просматривается шлемообразная скала с гротом - хороший ориентир самого перевала Хутый, находящегося правее по ходу от этой скалы.

Подъем на перевал снежно-осыпной крутизной до 30°, в верхней части камнеопасен. Высота перевального взлета около 200м. Поднимались вначале по левому (по ходу) снежнику, затем траверсировали направо на подвижную осыпь, затем по центральному снежнику. На подъем затратили 1:10.

Седловина перевала очень узкая, фактически щель. Тур расположен на большом камне посредине седловины. Сняли записку группы туристов из Белгорода от 25/08/2008, руководитель группы Рыльский С.В., 7 человек.

Перевал Хутый (1А, 3080м) находится в южной части Тебердинского хребта к северо-западу от вершины Семенов-баши между гребнем, ограждающим ледник Семенов-баши с северо-запада и шлемообразной скалой. Перевал ведет из долины южного истока р. Хутый в долину р. Кичи-Теберда. Ориентация перевала - восток-запад.

С перевала начинается заметная тропа по осыпи, уходящей немного вправо и вниз до снежника. Спуск по снежнику крутизной до 25° и высотой около 200м занял 30 минут. Здесь чистый ручей, стекающий с ледника г.Бол.Марка, впадающий в небольшое озерцо и отличные ровные места для стоянки.

Рис.06-05. Спуск с пер.Хутый
в долину р.Кти-Теберда

Здесь встали на обед, а затем по хорошо набитой тропе левого берега спустились до верхнего коша, стоящего на правом берегу. В этом месте река Кти-Теберда делает ярко выраженный поворот на север. Здесь тоже замечательное место для лагеря, на полке немного выше реки. С обеда до места ночевки затратили 1:20. Высота ночевки 2650м.

Весь день стояла отличная погода, однако к вечеру солнце село в черную грозовую тучу, нависшую над долиной Аксаута.

Вечером пришел пастух и угостил нас сыром и айраном.

14/07/2009

Всю ночь многократно над долиной налетала гроза с жесточайшими ливнями. Ветер рвал палатки, ручей вышел из берегов и чуть было не подтопил нас. Но к счастью обошлось.

До 9 часов вся долина была укрыта облаками, но поднялся ветер и склоны постепенно расчистились. В 9:20 решили рискнуть и начали штурм следующего перевала.

Вначале траверсировали осыпь левого борта долины и вышли на снежник, по которому поднялись с первый цирк с озером. Подъем по этому снежнику в самой верхней части довольно крутой, пришлось рубить ступени и поднматься на 3 такта. У подножия цирка уже виден наш перевал Кичи-Теберда Зап. Обогнув по снежнику озеро слева по ходу вышли на осыпь, по которой поднялись в верхний цирк. С него хорошо прослеживается подъем на перевал. Вначале пологий снежник, переходящий в крутую (до 30°) очень подвижную осыпь, затем еще один снежник, короткий (20-30 метров) но очень крутой (до 45°).

С широкой седловины перевала открылся замечательный вид на ГКХ и падающий с него ледник Алибекский. Тур находится в средней части перевала. С него сняли записку Макаровой Светланы Николаевны из г.Майкопа от 12/07/2009г. На подъем с места ночевки затратили 2:20.

Перевал Кичи-Теберда Зап (1А, 3130м) расположен в западном отроге Тебердинского хребта и соединяет долины р. Кти-Теберда и р. Алибек. Ориентация перевала: север-юг.

Рис.07-02. Нижний цирк под пер.Кичи-Теберда Зап

Рис.07-03. Вид на перевал
с верхнего цирка

Рис.07-04. Крутой снежник
перед самой седловиной

Спуск с перевала идет левее седловины по 30° осыпи из крупных обломков, переходящей в снежник. Высота осыпи около 100м. Далее по простым снежникам к небольшому озеру и на следующей за озером полке встаем на обед. Спуск занял 1:15.

Немного ниже этой полки у р.Сулахат начинается набитая тропа, выводящая в а/л Алибек. Здесь тоже можно организовать лагерь. Далее, на всем протяжении до а/л мест для ночевки нет.

Во время обеда всю долину р.Алибек под нами скрыли черные грозовые тучи. В этот день мы решили вниз не спускаться. Высота ночевки 2800м. Ночью опять бушевала гроза, был сильный ветер и дождь.

Рис.07-05. Спуск с перевала
в долину р.Сулахат

Рис.07-06. Перед нами ГКХ
и ледник Алибекский

15/07/2009

С утра погода ясная. В 7:30 вышли из лагеря, спустились на тропу к реке и через 40 минут подошли к развилке тропы. Правая тропа переходит р.Сулахат на правый берег и далее идет в сторону Турьего озера. Мы пошли левее. Тропа уходит на левый склон, постепенно отдаляясь от реки. Идем среди высокой мокрой травы около 50 минут почти не теряя высоты. Затем тропа перед самой границей леса поворачивает в долину и начинает крутой спуск по криволесью. Этот спуск по скользкой траве и глине стоил нам сломанной палки и нескольких синяков.

В 9:30 спустились к альплагерю, а еще через 1,5 часа были уже в п.Домбай. В конце дороги у самого поселка стоял пост сотрудников заповедника, которые собирали с туристов по 100 рублей. Мы предъявили им разрешение на пребывания в заповеднике и после некоторых препирательств от нас отстали.

В поселке Домбай в частном секторе в это время можно недорого снять квартиру, а также совершить прогулки в долины рек Аманауз и Домбай-Ульген, что мы и сделали.

А что такое "излишние описания природы"

если не секрет? И собственные приключения? Серж Бутрин, люди, пишущие отчеты по высшим (5-6) К. С., часто описывают как раз "приключения". Вы что-нибудь читали? Оценить реальную сложность перевала 3А-3Б (а тем более связки, кольца и т. д.) без описания личных ощущений пишущего зачастую невозможно. Впрочем, для 3 к. с. и ниже это прокатывает.

отлично!

вот так и надо отчеты оформлять- четко, с хорошими схемами и фото- это главное, но без излишних описаний природы и собственных приключений! Спасибо! как будто вновь побывал в знакомых местах!