Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Цибанов Андрей, г. Москва

Пик Пушкина по Северной стене (5Б)

Читайте на Mountain.RU статьи Андрея Цибанова:
Коштан-тау по Северному гребню (4Б)
Западная Мижирги по Южному гребню (5А)

"Если группа предупреждена об опасности,
она может идти куда угодно".
Ю.С.Саратов

Отчет о восхождении

Массив Дых-тау
В июле 2005 года группой альпинистов из Москвы в составе: Цибанов Александр, Цибанов Андрей, Куликов Володя, Бездитко Сергей совершено восхождение на Пик Пушкина по Северной стене 5Б к.тр.
Восхождение совершалось в рамках проекта "Жетон «Серебряные звезды Безенги»"

Конечно дело не в жетоне и не в скидках, которые предоставляются лагерем обладателям этих самых жетонов. Просто надо же к чему-то стремиться. Раньше, например, стремились разряды закрывать, мастерами становились. Сейчас многое изменилось. Многие ходят в свое удовольствие и цели выбирают сами. А если помимо чисто спортивного интереса есть такая мотивация как создание фильма или фотоальбома, то восхождение приобретает дополнительный смысл.

Немножко скажу о маршруте. Я не буду пересказывать описание маршрута в терминах, как принято - из камина на полку, с полки под карниз, жандарм слева, ледовый сброс справа. Мне кажется это уже в прошлом, такие описания. Если альпинисты захотят пойти на такой маршрут, то они должны быть подготовлены для самостоятельного его прохождения, поскольку вариантов там найти можно много, и все меняется год от года.

В классификаторе на Пушкина дан маршрут Кудинова 5Б. Его ходили дважды. Первый раз - первопроход Кудинова, второй раз группа из Грозного в 76 году в количестве 6 человек погибла в полном составе. Хотя это произошло на спуске в кулуар с пика Боровикова, в который непонятно почему и как спускалась группа, наши планы идти на этот маршрут сразу изменились. Описания маршрута Кудинова даже в лагере не удалось найти. Мы пошли по маршруту Клецко на Боровикова, 5Б, только Клецко повернул потом на Мижирги, а мы шли еще день до Пушкина. Получилось как первопроход варианта, который еще надо в ФАР оформлять.

На Поповских ночевках
Акклиматизация была недолгая. На второй день пребывания в горах я с братом поднялся по 2Б на Панорамный, 4200м, в непогоду и по глубокому снегу. Еще переночевали на Утюге, 3900, и все, пора уже и на Пушкина. Володя и Сергей предпочли себя не перегружать, на Панорамный пошли на 3 день, на 3900 не ночевали. Все это сказалось после.

Под маршрут выходили с Крумкольских ночевок, подход туда самый живописный в Безенгах, идешь себе по цветочным полянам, думаешь о смысле восхождения, нервничаешь. Команда вся разбрелась, у каждого свой темп, свои мысли.

Тщательно отобрали снарягу .Котелок - один на двоих, кружка - некоторые отказались, ложка - у некоторых одна на двоих, и все в таком духе. Потом началось - один спальник не берет, другой ни пуховку, ни жилетку, крючья - только титан, веревка 9мм, из еды только сублиматы, всего по минимуму, но френдов 15 штук взяли. Ведущий с пустым рюкзаком, пойдем связка по связке, поскольку страховка плохонькая.

Маршрут
Очень много снега выпало весной, вся Северная стена молчала все лето, покрытая панцирем снега, маршрут можно было идти любой. При этом погода целый месяц стояла великолепная. Только 3-го Июля запомнились масштабные лавины с Крумкола ночью, почти весь пояс сбросов отвалился, лавина светилась огнями, видимо, статическое электричество или искры от камней, она походила на вулканическую лаву. Как фотографировать такое я пока не придумал. Вообще такие эффекты как "огни святого Элма" при грозе, частое падение метеоров в атмосферу или эти кипящие огнями лавины добавляют адреналина. Заснуть бывает совершенно невозможно, особенно если ты лежишь головой вне палатки и тебе виден весь маршрут на пик Пушкина.

Первый день самый тяжелый. К 12 часам вышли на скальный взлет, длиной около 8 веревок, крутизной до 80 градусов, покрытый льдом. Кое-где отбрасывает, жуткое нагромождение камней и льда, с рюкзаком лезть невозможно, 80 процентов жумарили. Саша, как спец по скалам, фигачил первым с легким рюкзаком свободным лазаньем по обледенелому рельефу, не используя «шакал» и ИТО принципиально. Раньше этот контрофорс Саратов Ю.С.ходил. Говорит, что вышли на него прямо из лагеря: молодые все были, амбициозные, и схватили холодную, на ночевку вылезти не успели. Мы ишачили до 20.00, нам даже дополнительную связь дали. Какие-то непонятные проблемы возникали: то френды не вытаскивались, то веревка последнего застревала, то жумары скользили по обледенелой веревке. Видеокамера, понятное дело, накрылась сразу. Те, кто вверху, двигаются, обламывают лед, все летит на голову, бьет по рукам, накрывает всю стену, деваться некуда.

Мульду под палатки рубили два часа в 4 «шакала» при свете фонариков, срубили Камаз льда, когда ужинали, засыпали прямо головой в котелке. Будильник не ставили, все чувствовали - завтра будет дневка.

Рассвет с Боровикова
Но вот солнце встало, и в 6 утра осветило Северную стену. Жара в палатке, спать невозможно. По рации сказать что дневка - не поймут, пошли. Этот день был халявным. По описанию маршрута Клецко, подъем составлял 15 часов, как и в первый день. Вчера - скальный участок, сегодня - ледовые пирамиды и снежный гребень. Теперь я без рюкзака просто побежал с двумя инструментами, как ошпаренный. Снаряжение сильно улучшилось со времен первопрохода Клецко 61 году, наверное, раньше по льду так не бегали. Говорят, Клецко на Дыхтау за сутки ходил, тогда в той команде восходил еще молодой С.С. Колчин. Так что ребята серьезные были, и мы на их время ориентировались. За 8 часов мы прошли до ночевки на леднике, называемом "Галстуком". Сложности были на остром гребне. Из-под ног уходили лавины в обе стороны, для страховки копали ямы и садились туда по шею.

Ночевка на "Галстуке» -самая потрясающая. Находишься посреди стены на каком-то трамплине. Восход - вся стена красная, палатки красные, рожи у всех красные. Пленка, отснятая до перемычки, была потеряна около тура на Пушкине, так что не взыщите.

Третий день. Высота выше 4500, поэтому с рюкзаком уже не побежишь. Подъем на перемычку крутой. Вначале лед, потом снег 60 градусов, все ползет обратно, верхний висячий ледник кусочками валится, пролетая рядом. Бергшрунд перед последним ледовым взлетом перелезли с трудом, в берг и нам на голову льются потоки воды с верхних снежных наддувов - так сильно солнце печет. Ледовый взлет твердый, почти стеклянный, целая веревка, крутизной не менее 70 градусов. Потом зацепились за скалу, пару веревок - и мы на перемычке. Опять рубим лед.

Четвертый день - траверс от Боровикова до Пушкина. Шли 12 часов. Трудновато было обойти 2-ой жандарм с юга, там веревочка 5 категории местами под 85 градусов нашлась. И совсем весело было вылезать на башню Пушкина: ветер, холодно, дело уже к вечеру, а тут веревочки две по 80 градусов. Монолитное начало взлета предвещает холодную ночевку, но брат подтверждает свой уровень лазанья, а мне приходится жумарить на 5000 с двумя рюкзаками, дабы избавить идущего последним Сергея от приключений на спуске под скальный взлет. Вылезли, темнеет, жуткий ветер, рубим еще Камаз льда, брат теряет пленку, у Володи улетает шакал .

Ночевка на перемычке

На вершине

С Пушкина на Север

Закат с Пушкина

С трудом заставляю себя сделать кадр на Юг. Вид с Пушкина через час после захода солнца - это то, ради чего стоило 4 дня так пахать. Удивительная градация цвета. На Востоке уже ночь, горы во мраке, а на Западе еще видны красные вершины. Кристально чистое небо, зловещая и притягивающая синева льдов Шхары. Чувство глубины пространства охватывает меня, но кусочки льда, срываемые ветром, бьют по лицу и объективу и заставляют меня убраться в палатку.

Пятый день - дюльфера по Южному кулуару, 10 веревок, и еще столько же пешком лицом к склону. В Джанги-коше встретили нас тепло, чаем напоили.

Ну вот вам и весь Пушкин. Все живы здоровы. Маршрут логичный и безопасный, огромное разнообразие рельефа, шикарные виды. Нам повезло с погодой, а что еще надо альпинистам? Вроде на Пушкина часто ходят с Юга, но мы сняли записку 2003года Щепачкова, восходившего в рамках проекта "5000-ки Кавказа зимой", а Щепачков, в свою очередь, снял записку 88 года. Получается, гора-то не популярная, а зря.

Эльбрус ночью

Ночное восхождение
Безенги - отличное место для акклиматизации к Эльбрусу. Зачем неделю обсиживать Эльбрус на морене около Приюта? Если нужна высота - вы ее легко найдете в Безенгах. Второй раз я поднимаюсь на Эльбрус по нетрадиционной схеме. Утром в 7 часов выезжаем из Безенги в Терскол, к 16 часам поднимаемся на "Приют" или "Бочки". В 10-11 вечера выходим на ночное восхождение.

К 5 утра поднимаемся на Восточную вершину. Ведь мы идем встречать рассвет, с нее видно далеко на Восток - и любимые Безенги и Уллу-тау, и Казбек. Горы медленно просыпаются, дикий холод уходит с каждым новым лучиком солнца. После мрака и холода никогда так не радуешься солнцу, как на вершине Эльбруса. В это время все прутся на Западную вершину, чтобы оказаться там только к обеду, потому что она выше. Днем вид от туда эмоций не вызывает. Тем более я всегда стараюсь делать не так как все. На обратном пути некоторые задают вопросы типа "где ночевали? как так быстро поднялись, если выход у всех в три часа?"

Рассвет
Забавно смотреть, как народ по жаре поднимается. И помирает. Некоторые сообщают, что в следующий раз они сделают тоже ночное восхождение, лучше пусть будет холодно, чем жарко. Показываю видеокадры, снятые на рассвете - еще больше расстраиваются. Вниз спускаюсь к палатке в 10 утра, и в 12 уже в Терсколе, в этот день можно в Москву успеть прилететь и так, между делом, сообщить друзьям, что сегодня не спал, на Эльбрусе прогуливался. И еще одно - не подумайте, что я свои фото в «Фотошопе» разукрашиваю. Именно так всё и выглядело, хотя некоторая минимальная коррекция в программе сканирования слайдов все-таки присутствует. Чтобы цвета были насыщенные просто надо пораньше вставать, попозже ложиться, повыше подниматься и снимать то, что вам нравится и как нравится, а не по каким-то там правилам построения композиции. А если есть возможность снимать тем, чем нравиться, то вообще отлично.