Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Александр Ковалев, Челябинск

Пик Пирамидальный – вокруг, да около

Ссылки по теме:

Серия "Сорок Портретов Фудзи"

Пик Пирамидальный (5509 м), высшая точка Туркестанского хребта, увенчивающая район уникальных 1000 метровых скальных стен. Пик Пирамидальный выделяются из числа остальных вершин района тем, что маршруты проложенные на нём относятся к классу комбинированных, тогда как все остальные к скальным.

«Первая любовь не забывается…», - Пирамида была первой, настоящей горой, которую я увидел в своей жизни, может быть поэтому меня всегда тенуло ещё и ещё раз взглянуть на неё.

Год 1981

Нитка маршрута 3 к.с. по Матче в тот год включала в себя кольцо вокруг пика Пирамидального через перевалы Западный и Восточный Вадиф, заявленные как 2А и 1Б соответственно. Нас вёл Елагин Владимир, погибший здесь же в лавине зимой 1986 года. Где он достал тогда карту и описания перевалов не знаю, но подойдя к Западному Вадифу, а сегодня это хорошая 3А, мы поняли несоответствие классификации и скорректировали маршрут. Группа ушла по запасному варианту через перевал Аксу-Рама(1Б), испев разглядеть поразительные вершины разделяющие ущелья Кара-су и Ак-су. Все эти скальные красавцы на то время ещё ни кем не были пройдены и поэтому не имели имён, за исключением двух братьев Асан-Усан. С плато перевала Аксу-Рама, утром открылся вид на цирк ледника Аксу за которым возвышался пик Пирамидальный. Спускаясь по леднику Преображенского в долину Зеравшана мы пробежали мимо стены пика 5013 в будущем Горняк. Недосказонность, неясность, таинственность района и его очарование стали навязчиво тянуть к себе.

Разведка перевала Западный Вадиф.

Вершина 4810.

Вершины в долине Аксу.

Утро на пер.Аксу-Рама.

Пик Пирамидальный, вид с востока.

Пик Горняк

Год 1985

Цирк ледника Декунек с пер Челябинский.
Подчиняясь, зову «первооткрывателя», в сентябре1985 года я привёл свою единичку, в цирк реки Декунек, к перевалу Тро(1А). Это был радиальный выход для разведки ущелья. Нам повезло, в сентябре чабаны перегоняют баранов с Зеравшана на базары Ленинабадской области и делают это через перевал Тро - самый простой перевал Туркестанского хребта в этом районе. Если бы мне не показали на него пальцем, вряд ли я усмотрел бы 1А в крутой скальной стене выше 4500 метров. Поднявшись на вершину пологого отрога напротив Тро мы увидели весь цирк ледника Дукенек, перевал Тро, будущие перевалы Визбора(2А), Буревестник(2Б), красивую седловину с характерным зубом названную нами в 2005 году перевалом Челябинским и над всей этой красотой пик Пирамидальный. На западе возвышался будущий пик Блока, из-за которого выглядывали ёще какие-то вертикальные стены. В сентябре здесь стоит прекрасная погода, перевалы освобождаются от снега. При нас за один день через перевал Тро прошло три отары, голов по 200. Несколько овец сорвалось тогда с узкой косой полки перевала, поэтому вечером было щедрое угощение.

Пики Кара-су и Пирамидальный.

Пик Блока.

Год 1986

Перевальный взлёт Тро.
В июле 1986 года я продолжил разведку района Западной Матчи по долине Ляйляка и Уряма, а затем перевалив перевал Актюбек, уверенно повёл группу по уже разведанным тропам к перевалу Тро. Но июльская обстановка сильно отличалась от прошлогодней сентябрьской. Подходы к перевалу и сама перевальная полка оказались забиты толстым слоем снега. Тропёжка по колено началась ещё под перевальным взлётом, а ближе к седловине снега прибавилось так, что мы предпочли уйти на скалы и провесить две верёвки. Участники похода 2 к.с. готовы были технически и физически к такой работе. Следующим на очереди был перевал Восточный Вадиф, который с Аксу-Рамы совсем не казался страшным, но без сюрприза и он нас не отпустил. Спуск прошёл по вертикальной стене с перестёжкой на маленькой полочке, всего около 100 м. Левее стенка выполаживается, но становится более камнепадоопасной. В отчёте я оценил перевал Тро как 1Б*, 4500 и В.Вадиф - 2А, 4300, а вскоре вышедший классификатор перевалов определил их категорию сложности - Тро (1А*,3700) и Восточный Вадиф(2Б,4300). Июльский опыт 1986 года показал, что перевал Тро не соответствует классификатору и имеет высоту около 4500 м (по альтиметру и топографической карте) и после обильных снегопадов в верхней части может стать труднопроходимым по полке и даже лавиноопасным.

Стена перевала В.Вадиф

Южный склон перевала Вадиф Восточный.

Год 1987

В зимнем походе 3 к.с. группа Челябинских туристов под руководством Сметанина Сергея впервые поднялась на перевал Буревестник со стороны ледника Дукенек и разведала перевал Визбора.

Год 1988

В походе 4 к.с. под руководством Налимова Александра спортсмены впервые прошли перевал Визбора (2А) и Кошкин дом (1А), присвоив им эти названия, а далее группа успешно преодолела перевал Западный Вадиф окончательно уточнив его категорию как 3А.

Год 1997

В походе 5 к.с. группа под руководством Сметанина Сергея прошла кольцо впервые поднявшись на Дукенекскую стену ( 4929) по снежному северному ребру и спустилась по красивому ледовому галстуку центральной части стены, а затем совершила радиальный выход по западному ребру на вершину Карасу(2Б, 5309).

Год 1998

Перевал Тро-Блок с Севера.
В следующий раз я увидел Пирамиду только в 1998 году. Нитка маршрута 5 к.с. включала в себя два первопрохождения и сам пик Пирамидальный. К этому времени Челябинские горники не раз пытались совершить восхождение на него, но либо погода, либо недооценка технической сложности восхождения каждый раз прерывали попытки. В конце 90-х Матча сильно изменилась, если раньше в «Советское время» здесь можно было не закладывать резервные дни на непогоду, то в 98-м нас поливало каждый день и поливало по настоящему. Однако в первую неделю до обеда бывали окна с хорошей видимостью и мы прошли колечко через перевал Тро-Блок (2А,4650 м), в Челябинске его называли тогда Белый парус(2А, 4400) по щели в скалах уходящей налево и траверса Дукенекской стены(3А). Выход на гребень туркестанского хребта с юга сделали восточнее перевала Тро ложный, выше жандарма. Подъём проходит по длинному(около 400 м по высоте), ровному фирново-ледово-скальному склону крутизной около 45 градусов. Мы прошли его в связках разсредоточившись по широкому склону, так чтобы не мешать друг другу. Сам траверс до высшей точки 4928 и сразу после неё проходит по широкому гребню иногда в разрывах туч можно разглядеть окружающие вершины. После сужения гребня дорогу преграждает жандарм, проходим его частично по лезвию с перильной страховкой, а частично обходим справа. Погода резко испортилась, поднялся штормовой ветер пришлось ночевать спрятавшись от ветра за пройденным жандармом. На спуске началась настоящая гроза. Электрический заряд шурша стекал с пальцев, ледорубов, с головы, стоило только что-нибудь приподнять над снегом. Так и пережидали грозу лёжа.

Траверс Декунекской стены.

Пик Пирамидальный с траверса.

Всю днёвку шёл настоящий ливень. На следующий день просвета не наблюдалось и пол группы на этом завершило поход, но вторая половина решила ждать до последнего, что бы подняться на Пирамиду. Собрали минимум необходимого и поднявшись на перевал Кошкин дом благополучно просидели в этом домике три дня. Посчитали, прослезились и сбегали ещё раз в лесную зону за оставленными продуктами, после чего перебазировались на западное плечо Пирамиды через перевал Визбора.

Перевал Челябинский с Кошкиного дома.

Пик Пирамидальный с западного плеча
На пятый день снег прекратился, вышло солнце и после обеда до самой ночи мы наблюдали лавины и оползни со склонов нашей вершины.Особенно опасным оказался ледовый жёлоб по которому поднималась группа Новика в 1996 году. Утро шестого дня было абсолютно безоблачным и морозным. Мы ринулись в бой и до обеда проскочили 9 верёвок от бергшрунда до карниза. С каждой верёвкой склон становился всё круче, начиная с 50 град выше Берга и доходя до 80 град на трёх последних верёвках под карнизом.

Утро на склоне Пирамиды

Нападающий под карнизом
Дальше началась тропёжка снега на некрутом разорванном склоне так что к 15 часам мы стояли у предвершинного взлёта на ровном плато. Очень сильный подлип, перегруженный склон и наше состояние говорило за то, чтобы отложить восхождение на утро, но дело в том, что мы не взяли с собой палатку, уверенные в акклиматизации и в своих силах. Разум восторжествовал и мы начали строить пещеру, неглубоко под снегом оказался лёд и поэтому получилась не пещера, а полуигла перекрытая верёвкой на ледобурах и снежными кирпичами. Переночевали камфортно.

Предвершинный взлёт Пирамиды

Закат на предвершинном плато

Утром как по асфальту забежали на вершину. Видимость до большого Памира, а Матча как на ладони.

Панарама с вершины Пирамиды.

Спустились по своим следам в базовый лагерь на плече за четыре часа. Просушили всё что можно и устроили праздничный ужин в честь восхождения. На следующий день прошли траверсом по гребню до Западного Вадифа и дальше для разведки восточного склона перевала соединяющего верховья Декунека и Кара-су. Это тот самый перевал с характерным зубом замеченный мною ещё в 1985 году. Гребень вполне проходим и с него реально выйти на сам перевал. Возвращаемся к седлу Западного Вадифа, и рано утром убегаем вниз. Успели выйти из района за день до начала боевых действий и пленения иностранных альпинистов в Каравшинском ущелье.

Перевал Челябинский

Год 2005

Ночёвка под перевалом Новорожденных на лед.
Преображенского.
Разглядывая панорамы Матчи сделанные с вершины Пирамидального, я отметил про себя красивую параболу почти без перевального взлёта южнее пика Горняк. Западную сторону перевала закрывает непростой , но вполне проходимый ледопад сфотографированный мною ещё в 1981 году, в первом походе по этим местам. По прежнему не забывался так и не пройденный в 1998 году, зубастый перевал Челябинский. В 80-х годах Матча была любимым районом Челябинцев, несколько групп в год обязательно прокладывали здесь свои маршруты. Это объяснялось очень быстрым заездом (утром вылет: Челябинск –Ленинабад-Исфара-Ворух- вечером на высоте 2000 метров в горах), устойчивой погодой, интереснейшим районом с хорошим оледенением. Но из-за войн с «вооружённой оппозицией» конца 90-х молодое поколение Челябинска вообще не знало этот район.

Для удовлетворения своих амбиций и старых задумок я решился в 2005 году сводить ещё одну пятёрку к своей старой, знакомой горе.

Изюминкой маршрута должны были стать два первопрохождения. перемычки южнее пика Горняк, названной в последствии перевалом Новорожденных(3А,4400) и уже знакомый нам скальный Зуб - перевал Челябинский(3А,4650), хотелось также ещё раз взойти на пик Пирамидальный.

Ледопад Перевала Новорожденных с восточной стороны оказался красивым и интересным. Чтобы его распутать нам пришлось уйти сначало влево по ходу до борта, затем вернуться к центру т.к. движение по левому борту было небезопасным из-за снежных досок, а в последствии как оказалось и невозможным по причине сильных разрывов верхней,выположенной части. Распутать центральную часть без перил не удалось пришлось пройти несколько вертикальных стенок метров по 4-5 м.

Общий вид ледопада Новорожденных.

В поисках выхода.

Вид на ледопад сверху
После выхода на горизонтальный участок без проблем дошли вдоль трещин до правого, по ходу,борта и заночевали т.к. видимось очень быстро упала до нуля. К утру погода наладилась и по-мере приближения к перевалу показалась скальная перемычка. Она была абсолютно отвесной.

Восточный цирк перевала Новорожденных

Выход на перевал Новорожденных
На счастье справа по ходу обнаружился снежный кулуар уходящий значительно выше седла. Крутизна кулуара быстро росла, так что ступени перестали держать из-за натёчного льда под снегом. Сделали попытку уйти левее на скалы, но они оказались сложены наклонными плитами сверху вниз, так что ни взяться ни наступить. Вернулись в кулуар и поднявшись по нему ещё метров 40 всё-таки уходим влево провешивая две верёвки наклонных перил.

Неудачная попытка выйти на скалы

Последний скальный отрезок.
Спускаемся по скально-осыпному склону около 40 градусов на ледник с навешиванием двух верёвок а затем в связках. Дальше смещаемся влево и выходим к самой низкой части перевала. Скальный гребень возвышается над снегом на 3 метра, но за ним вертикальная стена высотой наверное около 60 метров . В этом месте делаем тур и придумываем название перевала. У троих из нас только-что родились дочки, это самое главное, поэтому получился перевал Новорожденных. Спуск на основное тело ледника Россинч сложности не представляет.

Западный склон Новорожденных

Пик Пирамидальный с ледника Россинч

Погода замечательная и через некоторое время мы оказываемся на знакомом плече Пирамиды. Утром выходим на штурм, но как только нападающий выходит выше берга, поднимается ураганный ветер, видимость резко падает. Пытаемся переждать непогоду, но скоро понимаем, что это надолго и возвращаемся на базу. Ставим палатку, а к вечеру укрепляем её стенкой из камней и снега. После двух ночей проведённых под музыку урагана на плече убегаем через перевал Визбора.

Пирамидальный перед штурмом

Базовый лагерь после двух дней пурги

Спуск с пер. Визбора
Здесь у взлёта перевала Челябинский немного ниже, тише, теплее и можно работать. Начинаем подъём туда, где ещё никто не бывал. По мере подъёма понимаем что перевальный взлёт не так крут как казалось, 35-45 градусов с тремя бергами надёжно присыпанными снегом, в этих местах короткие в несколько метров крутые участки. На перевал выходим через 3 часа, Почти весь взлёт прошли в связках.. Недолгая дискуссия по поводу названия, строим тур и начинаем спуск. На восточную сторону спуск начинается с карниза и снежной 3 метровой стенки переходящей в камнепадоопасный кулуар от 60 до 45 градусов крутизны длиной около 150 метров.

Западный склон перевала Челябинский.

На перевале Челябинский
Спрыгнув на середину снежного кулуара, сразу ощущаю разницу в состоянии снега, он мокрый, тяжёлый и его много, нога проваливается до скального основания до колена. Оглядевшись, ухожу к левому по ходу скальному борту, здесь мне кажется безопаснее. В крайнем случае, можно запрыгнуть на скалу, да и камни должны улетать правее. Первая верёвка закреплена на самосбросе из ледорубов, вторую креплю за петлю на скальном выступе и третью так же. Дальше справа впадает ещё один кулуар начинающийся со второй стороны скального зуба. Общий кулуар сужается и становится совсем опасным. Хорошо, что в нашем случае всё укрыто свежим снегом. Уходим на противоположную сторону слившихся кулуаров. Здесь снег уже, как крупа, под твёрдой коркой по прежнему глубокий. Уходим ещё метров на 100 правее не теряя высоты вдоль склона, обходя небольшие скальные выходы. Скоро выходим на ровный фирновый склон крутизной градусов 45, начинаем спуск сначала в связках, а затем по перилам т.к. крутизна увеличивается. На четвёртой веревке перепрыгиваем бергшрунд, дальше можно идти в связках. Спуск занял всего 2,5 часа.

Восточный склон Челябинского

Последняя верёвка с пер. Челябинский

Год 2009

Рассматривая заявочные документы Челябинской группы под руководством Третьякова Василия 2009 года по Матче, я решил предложить руководителю свой вариант маршрута 4 к.с. в районе пика Пирамидального, с первопрохождением перевала 2А к.с. Группа успешно прошла маршрут и на карте Туркестанского хребта появился ещё один перевал впервые пройденный Челябинцами.

Перевал Ветеранов с пика Пирамидального
Этот перевал названный перевалом Ветеранов я также высмотрел на панараме сделанной с Пирамиды в 1998 году. Он открывает простой путь с ледника Восточный Вадиф на ледник Суфтаир.

С ледника Восточный Вадиф подъём на седловину проходит по крупноблочной осыпи крутизной 20-30 градусов, которая в данном случае имела в нижней части сильное оледенение, так что для подстраховки пришлось закрепить две верёвки. Альтернативой спуска с седла расположенного на высоте 4456 метров, по крутым снежно-ледовым сбросам, имеется более простой спуск с выходом на западное плечо правой по ходу вершины. Выход с гребня на плечо оптимально сделать там, где снежный карниз имеет минимальную высоту около 3 метров, дальше он вновь начинает расти. Превышение над седлом составляет 140 метров (4594м). Спуск с плеча проходит на запад, но как только крутизна склона начнёт увеличиваться необходимо повернуть на север. Крутизна склона 25-30 градусов. При спуске с гребня на плечо и в районе бергшрунда использовались перила. В день прохождения видимость была очень плохой, горы открылись только на следующее утро, после ночёвки в большой мульде под перевалом Суфтаир.

Начало подъёма на перевал Ветеранов.

Перевал Ветеранов с лед.Суфтаир

Стоит отметить, что ребята впервые прошли перевал Суфтаир(2Б, 4762 м) с запада на восток после первопрохождения его группой Новика в 1996 году. На подъёме в верхней части склона было провешано 60 метров перил по снежно-ледовому склону крутизной около 50 градусов заканчивающегося 2-х метровой стенкой. Спуск по снежно-ледовому склону 30-40 градусов.

Перевал Суфтаир с запада

Перевал Суфтаир с ледника Аксу.

P. S. Много спортсменов из разных стран пытаются покарить уникальные стены Каравшина, прокладывая по ним всё новые и новые маршруты, а рядом живёт своей жизнью большая горная страна, где стоят ещё непройденные вершины и перевалы. Если познакомиться с ней поближе, она с удовольствием откроет свои тайны, вот одна из них.

В классификаторе перевалов Туркестанского хребта имеется перевал Тро Восточный(2Б,4750) с пометкой ( южнее вершины 4992). На карте альплагеря Аксу емеется такая вершина в южном отроге Декунекской стены между её высшей точкой 4929 и вершиной 5276. В этом месте с ледника Тро просматривается перевал, скорее 3А, чем 2Б, но с востока хребет обрывается опасными, крутыми, скальными сбросами к реке Вадиф с перепадом высоты около 2 км. Возможным местом выхода на отрог разделяющий ледники Западный Вадиф и Тро является перемычка непосредственно примыкающая к Туркестанскому хребту. С запада она переходит в плато северного притока ледника Тро, а с востока сюда ведёт наклонная полка, приемлемой крутизны из кармана ледника З. Вадиф. Кстати сказать, вершина 5276 скорее всего ещё тоже нехоженная.

Цирк ледника Тро.

Перемычка Тро-Вадиф

Желаю удачи.

О леднике и перевале Тро

очень хороший материал.Мне пришлось почти 10 лет работать в старой матче в туркестанской геологосъемочной партии в 1976-1986г.г. лянглиф,лягаргиф,самджон,тро-эти места удивительны по красоте.На леднике Тро чуть навсегда не остался в трещине,выкарабкался с помощью студента практиканта и русского ругательства. А красота гор до сих пор манит и зовет,хотя я уже давно на Родине в России,в Волгограде. Иван Пичугин.

класс!

Очень своевременная статья, как раз туда собираюсь. Очень хочу с вами встретиться, побеседовать. К счастью, живу в соседнем Екатеринбурге.

Супер!

Спасибо за отличные фотографии и статью! действительно, сразу вспоминается наш поход (год 2009) , все его трудности и прелести! :)) Ходите люди в горы! Всем спортсменам удачи!

Впечатляет

отличный отчет, интереснейшие места, большая работа, отлично!

!!

хороший материал

Спасибо, отличная статья и фотографии!

!

Хорошая статья, приятно почитать, вспомнить былое. Посещайтие матчинский горный узел - не разочаруетесь!Побольше первопрохождений!