Горы мира > Крым > Кильсе-Бурун

Автор: Александр Лавриненко, г. Одесса

Маршруты на Большой Кильсе Бурун. Крым

Большой Кильсе Бурун (712м)

Гора расположена над туннелем и поселок Мелас. Перепад стены 300-330м, протяженность в ширину около километра. По Крымским меркам, большая гора.

Общий вид

«Три сосны» – красивая и довольно популярная 2ка, очень рекомендую.

Маршрут проходит по явно выраженному контрфорсу, с несколькими соснами на полках. Ориентирование несложное. От дороги по лесистой террасе, затем по полкам и простым скалам, забирая в право, выйти в основание внутреннего угла R0 ( cм. фото ).

0-1 Несложный внутренний угол, встречаются «живые камни». Станция слева от угла на деревце. 45м II
1-2 От станции вернуться вправо, и по углу выйти на полку. Станцию удобно делать под стеной на закладках, удобная щель. 25м III
2-3 Вверх по щели, щель сложная для 2ки, но с богатыми возможностями для страховки.(закладки, средние френды) станция на большой сосне на полке.40м IV-V
3-4 Вверх немного влево, по системе щелей, выйти на полку с деревом 35м III Можно пойти вправо вверх, затем по углу, закрытому «пробкой» вверх влево, выйти на ту же полку. Люди там ходили, но вариант сложнее, с пятерочным лазанием.
4-5 Вверх по неявному ребру, затем по внутреннему углу, выйти на вершину контрфорса.
Станция на дереве. 45м III – IV
5-6 По травянисто- осыпному склону войти в кулуар. По кулуару, в основном, пешком, но встретятся две несложные стенки метров по 10. Выйти на яйлу.100-150м II

Маршруты центральной части отличаются значительной крутизной и участками сложных разрушенных скал. Прохождения каждого маршрута считанные.

Кильсе-Бурун. Центральная часть

М-т Денисенко 5Б (1977)

0-1 Начинать левее большого можжевельника по разрушенным рыжим скалам, не доходя до карниза, траверс вправо, выйти на щель. По щели вверх, на выполаживание, логичный переход влево. Станция за огромной глыбой. 55м VI
1-2 Вверх по щели, в направлении нависающего раскрытого камина. По камину, местами на Ито(большие гексы, френды 10-12см) перелезть через нависание, дальше по углу.
Станция на шлямбуре. 50м VI А2
2-3 Вверх по углу, забирая вправо на длинную полку. На полке станция, на своих точках.50мV
3-4 Вверх по щели, затем по внутреннему углу, станция верхней части угла.(своя) Первопроходцы лезли слева по углу, но он хуже – много травы, живые камни. 45-50мV+
4-5 Выйти на большую террасу.III 30м
5-6 По террасе влево, затем по простым скалам вверх, выйти на яйлу.150м II

М-т «Зяблик» (Головей, Карпенко) 1978г

0-1 Начинать от большого можжевельника вправо вверх вправо, выйти на наклонную травяную полку, по ней вверх, до горизонтальной полки. По полке вправо, вобход глыбы и вверх, под стену. Станцию делать повыше. 55-60м IV
1-2 Влево вверх, на щель, дальше по щели вверх станцию делать на полочке, в районе маленького деревца.50мV+
2-3 Вверх по щелям, обойти слева разваленное «пузо», и выйти на полку 50м VI
Далее маршрут совпадает с предыдущим
3-4 Вверх по щели, затем по внутреннему углу, станция верхней части угла. (своя)
45-50мV+
4-5 Выйти на большую террасу.III 30м
5-6 По террасе влево, затем по простым скалам вверх, выйти на яйлу. 150м II

ФАНТОМ, 5Б, А2, 6b. А.Максименя. Январь, март 2008 года.

Сначала о мотивах. Посмотрев фото с нитками на Большой Кильсе Бурун и найдя там массу свободного места для нового маршрута и решив, что это повод! Название возникло во время январского восхождения. Когда рядом с хорошей щелью нарисовался старый шлямбур! Это несколько смутило и стало поводом для мартовского восхождения по несколько измененной линии на нижнем желтом бастионе и со своим ходом на верхнем бастионе. Маршрут находится над домиком лесника(Романовского). Подход к началу маршрута из домика занимает две минуты.

0-1 По разрушенным скалам вверх, с расчетом подойти к правой части желтого бастиона. Страховка затруднена. Помогут якоря. Использовал один шлямбур желтой подводной лодки( на полке, с желтой петлей). Есть промежуточный крюк. Забит глубоко, под тросик. Станция на первом большом дереве. Участок 50 метров, 5с, А0.

1-2 Далее по несложным скалам (3 к.тр.) выйти на большую полку. Станция на дереве на краю полки. Участок 30 метров.

2-3 От дерева вверх через небольшое нависание( есть крюк) лазанием. Сначала забирая немного вправо, затем влево. Есть промежуточный крюк под тросик. Якоря, крючья, закладки, френды. Приходим на ту же станцию, что и в первом варианте. Участок 50 метров, 6b.

3-4 Со станции влево. Далее вверх через нависание. Шлямбура, якоря, крючья, закладки, френды. Станция за перегибом скалы, на выполаживании. Есть спит + большой якорь. Участок 30 метров, А2.

4-5 Со станции вправо вверх по диагонали через маленькое дерево. Есть промежуточный крюк. Станция на дереве. Участок 60 метров, 5с, А1. Если веревка 50 метров станцию можно сделать на большом дереве до выхода на полку.

5-6 Пешком подходим под верхний бастион. Ориентир для начала. Большой колючий куст. За ним.

6-7 Далее вверх в направлении к сухому дереву. К дереву не лезем, оно остается справа. Станция в основании внутреннего угла. Есть крюк + свое. Участок 55 метров, 5с, А1.

7-8 Сначала вверх на полку. До конца полки влево к нависающему внутреннему углу. Далее по углу вверх. Есть промежуточный шлямбур. Станция на втором шлямбуре + свое. Участок 40 метров, А2.

8-9 Со станции вверх, потом вправо на полку. С полки вверх и до вершины! Участок 50 метров, А2. Есть промежуточный шлямбур. Последнюю веревку вылезал под струи дождя на и.т.о. Думаю можно лезть. На промежуточном шлямбуре делал станцию, так как закончился металл и захотелось приодеться! Маршрут понравился своей логичностью. Много лазания, и.т.о. по хорошим щелям! Одним словом Вам понравится! Ну и не будем менять традицию! Вторым проходимцам бутылка коньяка от автора!

«Крокодил» м-т Туркевича 6А 1976

Не доходя до «домика лесника» 10м, по неявной тропе подойти под стену. Начало маршрута возле большой сосны, растущей под стеной.

R0-R1: по разрушенным скалам вверх, немного влево, выйти к небольшому дереву. На дереве станция. 5а/5в, 30м

R1-R2: От станции вправо вверх, 7м под карниз , под карнизом траверс вправо до шлямбура 5-7м Дальше вверх, через нависание, 5м на ито, затем по небольшому внутреннему углу выйти на наклонную плиту. Станция. Есть шлямбур. 40м 6аА2 (веревка опасная – разалюха!)

R2-R3: От станции вверх влево, по нависающему внутреннему углу далее лазанием, обходя нависающую развалюху слева, выйти к основанию нашлепки «Крокодил». По расщелине, образованной нашлепкой и стеной, вверх на вершину нашлепки. Станция на своих точках. 50м6аА2+

R3-R4: От станции приспуститься 3м на другую сторону нашлепки. Дальше по широкой щели с разрушенными краями вверх, под сильно разрушенное нависание. От сюда сложный траверс влево 5-7м, затем по щели вверх, к небольшому можжевельнику. Станция. 45м6аА2

R4-R5: По внутреннему углу вверх 20м, затем по простым скалам выйти на наклонную осыпную полку. 30м 5в/5с

R5-R6: По полке пешком подойти под 2-й бастион.

R6-R7: От большой разлапистой сосны по щели влево вверх, затем вправо верх, по мелкому рельефу. 40м 5с A2, станция на большом можжевельнике.

R7-R8: От станции вверх к небольшому карнизу. Под карнизом траверс вправо 5м . Далее по внутреннему углу вверх 20м выйти на выполаживание. Станцию удобно сделать в правой части. На своих крючьях 40м 5сА2

R8-R9: От станции двигаться в направлении откола, по левой стороне сильно раскрытого внутреннего угла. Возле откола шлямбур. Далее вверх, оставляя внутренний угол справа на ито(есть 3 дырочки под скайхук). Затем по правому внутреннему углу, выйти на яйлу.
45м 6а А2
На маршруте удобно страховаться 2-мя веревками. Необходимо иметь широкий ассортимент крючьев, 2 скайхука, якоря, большие френды или гексы.

Классика

«Классика» 4Б 1969г

Маршрут проходит прямо над домиком. Подойти к большой сосне, от нее по простым скалам метров 10 вверх, на полочку. Здесь удобно связаться.

0-1 Дальше вверх по раскрытому внутреннему углу, на шлямбурную дорожку не ориентироваться, она уходит вправо на плиту. Нависание обходится слева, далее вправо вверх по внутреннему углу, к дереву. От дерева, вверх вправо к другому дереву. Станция.
50м 6а
1-2 Вверх вправо, выйти к большим соснам . Станция. 30м 4
2-3 Вверх по простым , заросшим травой скалам (живые камни), затем по внутреннему углу, выйти на полочку. Станция. 50м 3
3-4 По внутреннему углу, перелезть через нависающую глыбу, дальше вверх, выйти в рыжий внутренний угол. Перед ним станция(старые крючья). 45м 5с
4-5 Вначале по углу, метров 10, затем из под нависания перейти влево, и продолжать двигаться влево вверх, в направлении большого дерева. На нем станция. 50м 5с/6а
5-6 От дерева влево, простой траверс 35м до большого можжевельника.
6-7 От станции вправо вверх, по внутреннему углу, лазание местами сложное. Станция в основании камина(старые крючья) 35м 6а
7-8 Вверх по камину, сначала сложно, чем выше, тем проще, за камином вправо вверх по щелям, выйти на яйлу. 47м 5сА1

Одна из самых древних крымских «Пятерок» первое описание в книжке «Альпы в Крыму».

alp.org.ua

Не обижайте автора

Давиду Лаврову: в статье есть нитка маршрута и вполне приличное описание, что еще надо? Если автор статьи где ошибся, то напишите конкретно. Описание маршрута "Фантом" явно принадлежит Максимене, автору маршрута, и по стилю сильно отличается, но эта вставка, по-моему, нормально смотрится, поскольку маршрут не повторен.