Люди и горы > Интервью >

Материал подготовила: Анна Пиунова, Mountain.RU

Павел Шабалин, Ильяс Тухватуллин.
Первое прохождение в двойке в альпийском стиле
по центру Северной стены Хан Тенгри

Северная стена Хан-Тенгри
Фото: Ян Рыбак, Израиль
П.Ш.: В восьмидесятых годах мы, одни из первых, стали выступать в техническом классе не командой, а в двойке. Два года назад возникла идея - сделать то же самое в высотном классе. Ведь стоят «заброшенными» Северная стена Хана, Южная стена пика Коммунизма, Победа… Повторы были, но всегда командой. А надо бы в двойках ходить и в альпийском стиле. То, о чем писали Павленко, Кошеленко. Только зачем ехать на Нуптзе, тратить кучу тысяч долларов – вот стоят наши маршруты. Ходите, ребята, на наши чемпионаты и на наши маршруты, и будет всё классно.

Южная стена п. Коммунизма
Фото: Владимир Обиход
Юра Моисеев печалился, что народ на Хан дёргается, но только кто угодно, а не наши. Поляки, болгары, Залтан Демьян… В лучшем случае доходят до полки и сваливают налево. В том году двойка поляков ушла и на второй день улетела. Один спустился, второй погиб. Всего порядка шести попыток было в двойках.

Два года назад мы с Ильясом решили попробовать, полезли, ни снаряги не знаешь, ни одежды, ни характер стены, ни климат, ни то ни сё, неделю пролазали. Нашли интересный маршрут – комбинацию Одессы и Студенина (начало по Студенина с выходом на Одессу), а заканчивать вариант по Погорелова. Из-за погоды не смогли завершить.

По Погорелова прошли две верёвки вверх, нас начало сбивать лавинами, ждать невозможно, внизу вертолёт начинает эвакуацию лагеря, поэтому спустились траверсом по полке.

Но нет худа без добра, в голове отложилось. Прикинули тактику, стратегию, что нужно из снаряги и всё остальное. Заказали необходимое Camp’у и Red Fox’у.

Брали экспериментальные редфоксовские и кэмповские вещи с расчётом на К2, то есть это была обкатка всего того снаряжения, что будет на К2.

MR: Обморожения

П.Ш.: Я думал так: новое снаряжение, плюс, новый этот супер-стиль, мы будем лезть, лезть, лезть, лезть… Урубко и К тоже максимально облегчаются на забегах, чуть ли не в шиповках бегут.

Ильяс Тухватуллин
Решил в этом стиле попробовать, говорю: «Ильяс, ты будешь стоять на страховке, поэтому лезь в обычном башмаке, а я буду как в пуантах, в кошечках тоненьких, в кроссовках фактически полезу». Вот это первый просчёт, то есть изначально я взял маленькие ботинки. Пусть даже «супер».

Второе: с Ильясом мы всегда ходим так: он – последним, я – первым. Когда началась эта гадость вся, непогодь, отсутствие мест для ночёвки, одна сидячая за другой, потом пошли отказы – полетела горелка, полдня ремонтировали. Как начали ходовые дни вылетать, один за другим…
Газ заканчивается, жратва заканчивается, энергия тоже заканчивается (спирт закончился уже на седловине, литр всего был, на этом не акцентировались).

Северная стена Хан-Тенгри. Маршрут.
Фото: Денис Урубко, Казахстан
И то, что стартовали не 15 августа, как планировали, а 20-ого. А Ильинский говорит, что после 15 августа там зима начинается.
Раз, и машина забуксовала, дальше - больше.

Руки всегда вытянуты вверх, ты хоть что надень, мёрзнут. Темляки у тебя есть? – они передавливают. И первым постоянно. Худо-бедно, а лезешь. Второй-то может присесть, проскочить верёвку за 15-20 минут и сжаться в клубочек на страховке.

Павел Шабалин
Нет, всё работает, всё хорошо. Просто стратегия, выбранная мной, дала сбой в реальных условиях.

Когда выбирались наверх, на «крышу», было всё нормально ещё. А вот когда пошли с «крыши» на вершину, я ощутил, что у меня руки сгибаются как-то не так. Это на куполе уже было.

Утром мы вылезли на 6850. Ночь просидели снова непонятно как, без газа почти, без воды, уже не снимая ботинок. Последние две ночи вовсе не разувались.

Поэтому такая штука и получилась: общее ослабление организма плюс тяжелая работа, тесные ботинки, плохая погода… В итоге – обморожения.

Вообще мы планировали идти втроём, с Мариевым. И планировали скоростное восхождение.. Если бы было три человека, то может мы по центру, на захаровскую башню, и не пошли, а закончили по Мысловскому - свернули бы за угол и пробежали.
Когда люди могут меняться, когда есть кому работать, пусть даже на снегах, можно «фигарить» в режиме нон-стоп. Вдвоём всё по-другому получается. Предлагаем посетить интернет-магазин туристического снаряжения vturizme.com.ua Втуризме, где всегда можно подобрать экипировку для активного отдыха.

MR: Снаряжение, одежда, личное. Что брали на гору?

П.Ш.: У меня был рюкзак, два коврика и спальник. Всё остальное тащил на себе Ильяс.
Минимизация была полнейшая. Чётко помню, что продуктов было 4,3 кг.
Литр боярышника 70-градусного.
Аптека с ремнабором, с фотоплёнками, очками, со всем, всем, всем – 1 кг.
Личное – полкило (тёплые рукавицы, 1 пара запасных носков, 1 пара запасных перчаток, маска).
У Ильяса примерно то же самое всё.
Спальник – один на двоих, весом 1кг (тонюсенькое редфоксовское тинсулэйтовское одеяло 2х2, хватало, чтобы подоткнуться со всех сторон). Было абсолютно комфортно.
Тоненькие синенькие пуховки, весом 600 грамм.
На нас: термобельё «пауэрстрейч», костюм чёрный «виндпро», сверху гортексовый костюм, шапочка, каска, на руках перчатки и гортексовые перчатки. Red Fox. Всё работало идеально.

MR: По верёвке.

П.Ш.: Верёвка Lanex, половинка, 9,1. «Восьмидесятку» обрезали специально, сделали из неё «шестидесятку». Дело в том, что выходить на 40-50 метров достаточно тяжело, а на 25-30 метров - нормально. Это мы из опыта предыдущих восхождений вынесли.
Сил хватает как раз на эти 25-30 метров, на рывок. Пробежать быстренько. Чисто тактически лучше было, чем на 50 метров выходить. С промежуточными медленнее идёшь, потом ещё медленнее – устаёшь ведь. И второму с тяжёлым рюкзаком пробежать кусок 25-30 метров проще.
Фактически я лез на всю верёвку, от станции к станции (может, было верёвок пять с промежуточными точками страховки). Ни разу не выпуская из рук аппаратов, не снимая кошек, снизу доверху.
Связка на стене, как гусеница такая: вытянулась от станции до станции – подтянула «хвостик». И так раз за разом. Это эффективнее, чем стандартный вариант развешивания верёвок на стене.

MR: Железо.

П.Ш.: Железом нас полностью экипировал Camp. «Аваксы» - обалденный инструмент, и кошки «Вектор». За всё восхождение – удивительно - ничего не загнулось, отлично сработали все ледовые инструменты.
Френды, закладки, буры, крючья – всё кэмповское. И взяли у краснояров опробовать якорные крючья. Тоже обалденная совершенно вещь. Очень много использовали якорных крючьев. Шли хорошо, но и оставлялись хорошо. Их очень трудно выбивать, а так в любом месте можно положить. Якорные крючья здорово помогли.