Автор: Михаил Брук, Екатеринбург

Бега
(Первый Чемпионат Союза Независимых Государств, 1994 год)

Ссылки в тему:

Последний СОЮЗ. (42-й Чемпионат СССР по альпинизму, 1991 год)
Ягноб
или история о том, как влияет программа «Время» на подсознание человека

Маршрут, которого больше нет (Пти Дрю 1995 год)
Восхождение на пик 4810 Очный класс чемпионата России по альпинизму 1999 г

Читайте другие публикации автора на Mountain.RU

БИЧи. (Малоизвестные страницы Советского альпинизма)
На пик Энгельса в 1985
Бит-Кая, 1989 г
Пик 26 Бакинских комиссаров, 1988 год

Бега - состязания, гонки на скорость
рысистых лошадей и некоторых других
животных.
(словарь Ожегова).

21 час 30 минут.
Окончательно стемнело. Озабоченно посмотрев на часы и на контуры видневшегося, на фоне ночного неба гребня, Шура Кленов предложил еще прибавить.
Теперь мы конкретно перешли на бег, благо достаточно широкая тропа еще позволяла это сделать.
Она все круче забирала вверх, одновременно забирая остатки физических и моральных сил.

23 часа 10 минут.
Перевальная точка гребня. Теперь тропа виляя между камней, устремилась вниз к реке. Выровняв дыхание, вновь перехожу с быстрого шага на медленный бег.
Проклятье! Налобный фонарик окончательно сдох, на ходу срываю его и, пытаясь засунуть в рюкзак роняю на тропу.
При свете луны, ориентируясь на силуэт Тарасика, прибавляю шаг, слыша за спиной недовольное ворчание Вовы Старова по поводу непредвиденной задержки.

23 часа 40 минут.
Последние десять минут в голове засела мысль - мост! Точнее его отсутствие.
Неожиданно поднявшаяся неделю назад вода смыла хлипкое сооружение, а обход до следующего занимает не менее часа.
Двигающийся впереди Серега Тарасов опять прибавил.
Теперь это уже настоящий кросс по пересеченной местности.
Вдали показались огоньки, видимо, соединив их невидимой прямой с нашим месторасположением, впереди бегущий решительно сойдя с тропы, игнорируя серпантин, ломанулся сквозь кустарник к ревевшей в темноте реке.

23 часа 50 минут.
Практически не снижая скорости, наша колонна наискось против течения вторглась в ледяной поток.
Хорошо, что темно. Днем вид белой от пены и переворачивающей камни размером с телевизор реки внушал неподдельный ужас.

23 часа 55 минут.
Толпа народа, стоящая рядом с хорошо освещенной судейской палаткой, что-то кричала и размахивала руками.
Довольный Сан Саныч Михайлов, разочарованные ленинградцы.
Слышны голоса: "Снимайте контрольный срок! Все! Мы выиграли!"
Сидя на рюкзаках, мы вяло пожимали руки, глупо улыбались и прикидывали, как бы скорее смотаться с этого праздника жизни в свою палатку и заснуть.

Две недели до того.
Если бы пару лет назад кто-нибудь сказал, что в Асане можно совершать восхождения таким образом, как предложил нам наш капитан, я бы поостерегся не только ходить с ним в горы, но и вообще предпочел не иметь никаких дел. То, что было написано у Шуры Кленова в тактическом плане предстоящего выступления на Чемпионате, выглядело просто кощунственно.
За 15 дней совершить три восхождения 5Б категории трудности и два 6Б, каждое из которых было или победителем или призером прошлых Чемпионатов Союза или России!

Позволю себе небольшое лирическое отступление.
Что же такое Асан?
Фантастические скальные бастионы района Каравшин в центре Памиро-Алая, сложенные из прочного гранита и прорезанные вертикальными трещинами, нависающие над ущельями Кара-су и Ак-су.
Километровые стены, сравнить которые можно только с легендарными big wall в Иосемитах или Патагонии.
Маршруты, состоящие из отрицательных зеркал и каскадов карнизов, где просто вертикальный участок считается подарком судьбы.
В общем, это Мекка и Медина для восходителей мирового уровня, поток которых не иссякает с начала 80-х годов прошлого века, с тех пор как неизвестные туристы поделились фото района с неизвестными уже сейчас альпинистами.

Как же совершаются восхождения на стены пиков Асан, пик "4810", пик Слесова, пик "3850"?
Серьезная команда союзного уровня, приезжая в район, обычно проводит полноценный тренировочный сбор, попутно изучая объект своего восхождения, затем следуют, как правило, несколько дней обработки маршрута, а затем непосредственно само восхождения, занимающее в зависимости от сложности от трех до десяти дней.
На все мероприятие уходит минимум полмесяца. Говорю это не понаслышке, а исходя из собственного опыта (1989 год - "4810" по маршруту Крицука, Асан по маршруту Горбенко, 1992 год - Слесова и Асан по Русяеву, 1993 год - "4810" по маршруту Кленова, Слесова по маршруту Кленова, оба первопрохождения).

Регламент же нынешнего Чемпионата подразумевал классическое повторение Чемпионатов Союза 1990 года в Фанских горах и 1991 года в Аксу. Вкратце он выглядел следующим образом, кто из команд за 15 дней наберет больше баллов, поднимаясь по любым из двух десятков рейтинговых маршрутов, тот и победил.
Старт в 6 утра первого дня, финиш через 15 дней в 12 ночи в судейской палатке.
Вот и весь регламент! Простенько и со вкусом!
Очевидно, Федерация альпинизма решила не заморачиваться с правилами проведения этого Чемпионата, справедливо полагая, что сделает-то большинство команд 1-2 восхождения, стоит ли париться над какими-либо ограничениями, Асан все сам расставит по своим местам.
А большинство команд, приехавших на эти соревнования, видимо, рассматривали это как возможность на халяву посетить еще раз уникальный район.

Вечером в наш лагерь пришел Валера Бабанов с женой. Валера ныне восходящая звезда альпинизма, а еще 3-4 года назад никому не известный перворазрядник из Омска. Он поделился своими планами соло восхождения на пик Слесова по маршруту названному им "Русская башня". Шансы на успех мы оценили как минимальные и посоветовали выбрать что-нибудь попроще.
На что Валера обиделся и назвал наш Чемпионат - "тараканьи бега".

Итак, 2 августа 1994 года в 6 утра был дан старт. Первоначальный вариант нашего тактического плана выглядел следующим образом:
Пик "3850" (5Б), затем пик Слесова (6Б), снова пик "3850" (5Б). После дня отдыха поднимаемся по восточной стене "4810" (6Б) и спускаемся под Асан, на который и поднимаемся по маршруту Альперина 5Б категории трудности. По предварительным раскладам этого должно было хватить, что бы стать Чемпионами СНГ.
Хитрость нашего капитана заключалась в том, чтобы не совершать восхождения предельной сложности (за исключением маршрута на Слесова), на которых малейшая ошибка в тактике или изменение погоды или внутренняя проблема в команде ставила под угрозу конечный результат.
А за счет высочайшей технической подготовки и отличной спортивной формы гарантированно совершить максимально возможное число восхождений, сложность (суммарное количество баллов) которых давала возможность показать лучший результат.
Дальнейшие события отчасти подтвердили правильность такого подхода.

Конечно, справедливости ради следует сказать, что уровень нашей команды превосходил мастерство большинства наших соперников, приехавших на этот Чемпионат.
Достаточно того, что суммарное количество восхождений в районе Асан-Усена превышало у членов нашей команды три десятка.
И один очный Чемпионат Союза и первый Чемпионат России (после распада СССР) мы уже здесь выигрывали.
Но все портила сборная Сант-Петербурга под руководство Е.Лобачева, в составе которой были признанные звезды российского альпинизма Игорь Потанькин, Александр Одинцов и Игорь Барихин, в противостоянии с которыми и должна была сложиться интрига Чемпионата.
Питерцы пошли другим путем, запланировав всего три маршрута 6Б, но все высшей категории и с максимальным рейтингом (Слесова, Асан и "4810").
Заявленных баллов было у них немного больше, т.е. выполни и они и мы запланированные восхождения, победа досталась бы нашим друзьям-противникам.
Мы озабоченно проинформировали об этом нашего капитана.
Однако Шура хранил олимпийское спокойствие.
При всем уважении к нашим соперникам из других команд в первую очередь мы настраивались на соревнование с питерцами.

Краткая хронология Чемпионата.

1 день.
С утра лезем маршрут по западной стене "3850". Для быстроты используем тактику, апробированную на Чемпионате Союза 1990 года: каждая связка лезет автономно, на маршрутах этой категории это еще возможно. Параллельно разглядываем команду молодых французских гидов из Шамони, которые уже вторую неделю пытаются пробить новый маршрут по директисиме северо-западной стены.
Как выяснилось позже этим восхождением они номинировались на ежегодную мировую премию "Золотой ледоруб".
Но пока у них все складывалось медленно и печально.
К вечеру мы, совершив первое восхождение, спустились по пути подъема по оставленным петлям.
Питерцы начали работу на Асане.

2 день.
Утром с Шурой Кленовым начали обработку маршрута на Слесова.
В середине дня под стеной показался Валера Бабанов. Очевидно, сегодня у него выход на его "Русскую башню".
Ближе к вечеру подтянулись остальные участники команды, поднесли основное снаряжение. Все вместе спустились на ночевку в базовый лагерь.
Из Кара-су пришел судья и сообщил, что команда Одинцова прошла нижнюю треть Северо-Западной стены на Асан..

3 день.
Отлично отдохнувшие выходим на 1000-метровую Северную стену пика Слесова.
Вова Старов и Серега Тарасов убедительно доказывают, что в команде они оказались не случайно.
Такой впечатляющей скорости движения на пике Слесова, нам развивать еще не приходилось. Ночуем в гамаках.
По связи передали, что питерцы под вершиной Асана..

4 день.
В течение дня, демонстрируя виртуозное владение техникой свободного лазания, наш капитан практически вывел нас на вершину.
Двигаемся в каких-то десятках метров от нашего маршрута прошлого года по канту СЗ стены, который принес нам медали Чемпионов России.
Со стороны гигантский нависающий на протяжении 200-от метров внутренний угол производит устрашающее впечатление.
Однако же, мы доказали, что прохождение его свободным лазанием возможно при определенных навыках определенными людьми.
Снизу, который час доносится ритмичный стук молотка, видимо, это Валера.
Что делают Одинцов и его команда неизвестно.

5 день.
К обеду спускаемся в лагерь. Пока все идет по плану.
Загораем, пьем пиво и разглядываем Валеру Бабанова, прошедшего уже метров двадцать, дискутируя по вопросу философии сольных восхождений.
Сошлись на том, что у каждого свои "тараканы".
Появилась информация, что питерцы успешно прошли Асан и успели сделать подход под стену "4810". Молодцы парни!

6 день.
У нас первый запланированный день отдыха.
Пытаемся по связи прослушать информацию об Одинцове и его парнях на "4810".
Однако ничего не слышно.

7 день.
В скоростном темпе прошли правый маршрут на пик "3850" по уже знакомой Северо-западной стене.
Французские гиды с грустью провожали нас глазами.
Их можно понять, какие-то парни лазят то слева, то справа от них, что явно не прибавляло им темпераменту.
Видимо поэтому, сбросив вниз метров 200 какого-то шнура (потом мы узнали, что это кевларовая плетенка диаметром около 5 мм) они - в очередной раз - спустились в свой лагерь.
Внизу сказали, что команда Одинцова прошла уже пол стены на "4810".
Да, они тоже работают по плану, а это значит, что пока они нас обыгрывают.

8 день.
Накопилась усталость. Весь день едим, пьем разнообразные жидкости.
Особенностью стен Асана является полное отсутствие воды.
Приходится постоянно ограничивать себя в этой радости.
Завтра мы выходим на восточную стену "4810", спускаемся на запад, а затем сразу на Асан.
Короче, до конца Чемпионата в лагере уже не появимся.
Информации о питерцах нет.

9 день.
Без обработки выходим с утра на Восточную стену "4810" (маршрут М.Ситника) 6Б категории трудности, кстати, первопроходца этой стены.
Лазание достаточно сложное, но пока обходимся без ИТО.
Темнота застала нас в "каминах" средней части.
Опять в ход идут гамаки. Это французское изобретение, представляет собой мешок два на полтора метра, подвешенный за одну из точек страховки, имело только одно достоинство. Его можно было приспособить в любом месте, и чем это место отвеснее, тем лучше.
А отдыхать в нем, по образному выражению, человека попробовшего, можно было, только потеряв сознание.
На связи передали, что Одинцов под вершиной "4810".

10 день.
С утра наблюдаем великолепное зрелище: 500 метровый зеркальный откол Восточной стены, носящий название "Африка", похожий очертаниями на одноименный континент, покрытый утренней ледяной пленкой от потоков воды из-под вершинной башни.
Только в 1993 году наша команда под руководством Кленова решила эту проблему, пройдя по правой части "Африки".
С тех пор, несмотря на неоднократные попытки, никто не смог преодолеть эти 15-16 веревок сплошного нависания.
Однако, сегодня мы лезем по маршруту Ситника, на котором хотя и нет такого экстрима, тоже не разбежишься, все-же не слабая 6Б.
К тому же стала проявляться усталость после 9-ти дневного марафона и последней ночевки.
На перестежках слышно только хриплое дыхание, все разговоры прекратились.
На "перилах" работаем на автомате - максимально быстро подойти, самостраховка, передача снаряжения, первый уходит.
Теперь, повиснув на "станции", можно дышать!
В темноте опять растягиваем проклятые гамаки.
Пропустили связь, поэтому, где наши соперники не знаем.

11 день.
Выходим в темноте, все равно назвать нашу ночевку отдыхом можно с большим трудом.
Капитан приказал нам шевелить "батонами", если мы не хотим снова ночевать в гамаках и, показывая пример, шустро полез первым, через пару минут скрывшись в очередном "камине".
Начав двигаться, медленно входим в рабочий режим.
К середине дня скорость ощутимо возросла, видимо открылось второе дыхание, причем у всех сразу.
К вечеру вышли в предвершинную мульду, заполненную снегом, что оказалось очень своевременным, так как наши запасы воды иссякли.
Час кипятили воду, и пили, пили, пили.
Ночевать решили тут же.
По связи передали, Одинцов спустился в базовый лагерь. Завтра будут отдыхать.
Черт! Пока у них все ОК, а значит, они выигрывают!

12 день.
Весь день спускались с вершины. Все получалось медленно и печально.
К концу дня спустились в ущелье Кара-су.
Все конкретно устали, поэтому решили вернуться для полноценного отдыха в наш базовый лагерь в ущелье Ак-су (не путать с ущельем Лайляк, где находится одноименная вершина).
Пообщаться с ленинградцами не удалось, они уже спали.
Завтра выходят на Слесова.

13 день.
С утра все, кроме капитана, неприкаянно бродят по лагерю, хмуро поглядывая на северную стену пика Слесова, на которой энергично работают питерцы.
В бинокль видно лидирующего Одинцова, уверенно двигающегося свободным лазанием.
К обеду из судейской палатки вынырнул жизнерадостный Шура Кленов и сообщил, что он внес небольшие корректировки в наш тактический план и уже утвердил их у Сан Саныча Михайлова, нашего тренера и у главного судьи.
По регламенту Чемпионата это не возбранялось, хотя, что можно изменить за оставшиеся два дня до окончания соревнований?
Заменить заявленный маршрут на Асан на более серьезный с более высоким рейтингом? Невозможно, не хватит времени.
И мы, и питерцы заканчиваем Чемпионат в последний 15-й день, но за счет большей суммы баллов они выигрывают!

Раздав всем по последней банке пива, Шура озвучил свою "небольшую корректировочку".
То, что мы услышали, повергло нас сначала в ступор, а затем после недолгого осмысливания, привело к пониманию, что это единственный способ победить в Чемпионате.
Что же придумал наш капитан?
Привожу его монолог практически дословно, исключая, особо красочные обороты, содержащие элементы ненормативной лексики.

Итак, Шура: "Парни, для того, чтобы выиграть, нам нужно сделать не одну "пятерку" на Асане, а две, за оставшиеся два дня!!!
Но на северо-западной стене больше нет маршрута, который можно пройти за один день.
Зато такой маршрут есть на Восточной стене Асана.
Но, чтобы спуститься с вершины Асана по спусковому гребню и подойти под Восточную стену нам потребуется полдня. Которых у нас нет!
Поэтому я предлагаю на оставшиеся два дня следующий план действий.
Ночью Старов и Тарасов налегке уходят на обработку контрфорса Западной стены (маршрут Альперина) с задачей к обеду обработать не менее 6 веревок самой трудной нижней части маршрута.
Затем подходят все остальные, и в полном составе поднимаемся на вершину, где и ночуем.
А утром спускаемся не по традиционному пути спуска, а прямо по восточной стене, в точку, где начинается маршрут по этой стене.
Сан Саныч корректирует нас по рации.
Спустившись, сразу начинаем восхождение по Восточной стене.
Поднимаемся на вершину. Спускаемся в ущелье Кара-су. Поднимаемся на гребень, разделяющий два ущелья. Спускаемся в ущелье Ак-су.
Примерно в 23 часа 30 минут мы дома. И мы выиграли! Вот собственно и все!"
Все потрясенно молчали.
По рации сообщили, у питерцев ЧП, срыв у Одинцова. Сломана рука, Подробности утром.

14 день.
Утром появилась информация, что, несмотря на сломанную руку, питерцы продолжают восхождение.
Но на наши планы это повлиять уже никак не могло, Вова с Серегой уже три часа как работали на маршруте Альперина.
За два часа перевалили в Кара-су и остановились попить чайку в базовом лагере сборов одного из областных городов средней полосы России.
На бивуаке практически никого не было.
Симпатичная девушка Марина, угощая нас чаем с пирожками, с гордостью объяснила, что они здесь уже две недели.
Сейчас основной состав сборов отправился на тренировочное восхождение на пик Пирамидальный, а затем сборная команда попробует пройти один из маршрутов на Асан.
Скромно умолчав о своих планах, направились к основанию контрфорса Западной стены, ориентируясь на крики наших обработчиков.
Далее, пройдя провешенные парнями веревки, применили хорошо зарекомендовавшую ранее тактику - каждая связка лезет самостоятельно, независимо от других.
Погода стояла отличная теплая и …, чуть было не написал солнечная. Скорее звездная, уже светила полная луна.
Около 12 ночи, разложив на вершине Асана рюкзаки, веревки, наскоро перекусив, все мгновенно уснули.
Наступили последние сутки Чемпионата.
Т.к. прозевали все сеансы радиосвязи, информации о питерцах не имели.

15 день.
Еще в потемках начали спуск по Восточной стене. Все оказалось не так просто, как выглядело на бумаге.
Во-первых, веревки кончались, как назло там, где невозможно было организовать дюльферную петлю.
Во-вторых, надежды на корректировку нашего спуска снизу по радиостанции не оправдались, так как выяснилось, что Саныч нас просто не видит.
Ну и, в-третьих, как-то стремительно стали заканчиваться силы.
Несмотря на то, что мы двигались вниз.
Наконец к 9 часам утра наш тренер сообщил, что наблюдает наш спуск. И что самое удивительное, мы движемся прямо туда, куда и нужно.
К началу нашего маршрута по Восточной стене, и он тоже направляется туда с автоклавом с гречневой каши с тушенкой, с чаем и прочими продуктами питание.
Вот эта информация нас не на шутку взбодрила.

Около одиннадцати все сидели на осыпной полке под стеной и уплетали все, что притащил Саныч, попутно слушая последние новости.
Питерцы совершили восхождение и, таким образом, завершили Чемпионат с лучшим пока результатом и уже готовятся к банкету.
В то, что нам удастся осуществить задуманное, никто особенно не верит.
Но несмотря на это судьи буквально окружили Асан, внимательно наблюдая за нашими перемещениями.

Да, маленький нюанс, о котором хочется сказать отдельно.
Мы спустились точно к месту начала нашего следующего маршрута, отмеченное контрольным туром.
Последний "дюльфер", был достаточно отвесный, если не сказать нависающий.
Не знаю, как другие, но я облегченно подумал, хоть на первой веревке не придется корячиться.
Однако наш капитан, ни секунды не сомневаясь, со словами: "Побеждать надо честно", продернул веревку. Которая, провожаемая четырьмя парами грустных глаз, упала у наших ног.

Пока мы доедали и допивали все, что осталось, Шура, повесив на себя оставшееся "железо", начал подъем по стене.
К сожалению, снаряжения осталось не так много.
Все же нам пришлось оставить больше пятнадцати "дюльферных" петель на спуске.
Это была настоящая классика свободного лазания, с минимумом промежуточных точек страховки.
А об ИТО не было даже и речи, при нашем дефиците крючьев, закладок и прочего. А также при катастрофическом цейтноте!
Ни о каком автономном движении никто уже не помышлял.
Команда работала, как единый организм, который то сжимался на "станциях", то, как пружина распрямлялся, выталкивая лидера вверх.
Из более чем 250-ти восхождений, совершенных мною за годы занятий альпинизмом, это одно из немногих, про которое мне совершенно нечего сказать.
Я не могу вспомнить ни деталей рельефа, ни особенностей маршрута, ни своих собственных действий.
Кажется, только что мы второпях доедали, что-то принесенное Санычем, и вот уже снова стоим на вершине Асана, второй раз за сегодняшний день.
Фантастика, достойная книги рекордов Гиннеса!
"Вниз!" - Приказал нам наш капитан.

Солнце уже скрылось за пиком "Желтая стена", расположенным напротив Асана, когда мы вновь подошли к гостеприимному лагерю с веселой девушкой Мариной.
"Что, передумали? А то и правильно", - сказала она, разливая чай.
"Вчера на вашем маршруте уже кто-то лазил, да и на вершине я видела огоньки, наверное, ночевала как-то группа, да и на спуске кто-то кричал вечером. Откуда здесь столько народу взялось?"
Объяснять что-то не было ни сил, ни желания.
Да и не хотелось травмировать психику симпатичной девчонки, друзья которой уже третью неделю готовятся к своему, может быть, единственному в жизни восхождению на Асан, рассказами о том, что никого здесь кроме нас нет.
И лазали, и ночевали, и спускались - это все мы.
Да и времени уже не было. Часы показывали 21 час 20 минут.
До окончания Чемпионата осталось два часа сорок минут, и, если мы хотим вовремя снять контрольный срок, то оставшуюся дистанцию нам придется преодолевать, как минимум, очень быстрым шагом.
Тепло распрощавшись с хозяевами лагеря, мы бодро потрусили в направлении гребня разделяющего ущелья Ак-су и Кара-су.

21 час 30 минут. Окончательно стемнело.
Озабоченно посмотрев на часы и на контуры видневшегося на фоне ночного неба гребня, Шура Кленов предложил еще прибавить.
Теперь мы конкретно перешли на бег….

Альпинизм - это спорт? Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно.
Сколько людей, столько и мнений.
Но уверенно можно сказать, что, по крайней мере, две команды на Чемпионате в техническом классе 1994 года занимались спортом.
Уровень этих спортсменов был настолько высок, что на первый план выходило не преодоление различных форм горного рельефа, а состязание с равным тебе соперником в силе, выносливости, а также в тактике организации восхождения и стратегии проведения соревнований в целом.
Все участники нашей команды - Старов Володя, Тарасов Сергей, Колесов Александр, Брук Михаил впоследствии стали Мастерами спорта международного класса, а наш капитан Кленов Александр - Заслуженным мастером спорта России, и в последующие годы неоднократно становились Чемпионами и призерами различных соревнований.
Но мне кажется, что по накалу страстей, соревновательному духу и интриге сохранившейся до последних минут соревнований этому очному Чемпионату не было равных.

Автору

Пора бы книгу издать.Такое дарование пропадает.Пишите чаще радуйте

Ну,блин.

Как приятно почувствовать себя опять в 1994м, когда я, будучи пацаном в альпинизме, восхищался настоящими достижениями настоящих альпинистов. Блин, сейчас опять почувствовал себя тем же пацаном и захотелось опять тренироваться, тренироваться и тренироваться, чтобы хоть на шажок приблизиться к невероятному уровню ТОГО альпинизма. Спасибо, Миша.

Человечища )

Мои пять копеек: Одинцов тогда сломал ногу, а не руку.
Его спуск со сломанной ногой - отдельная история.
Кажется, в "нашей" команде был ещё и Миша Дэви.
"Если Брук оказался вдруг", Миша, спасибо за воспоминания! :)

Статья - супер!

Мишка - отличный рассказчик, хорошо передал спортивный дух этих соревнований. Чисто для истории добавлю еще пару уточнений: Первое - тренером в этот год у нас был не Сан Саныч, а Виктор Останин. И второе - решение идти в последние два дня не один маршрут на Асан, а два, было принято уже ПОСЛЕ выхода Старова и Тарасова на обработку маршрута Альперина, когда мы увидели, что Одинцов, несмотря на загипсованную сломаную ногу, бодро зашнуривает по перилам на Слесова, и питерцы вполне успевают сходить еще одну пятерку на 3850. Помню круглые глаза Вовки, когда я рассказал ему этот авантюрный план в полдень предпоследнего дня соревнований, на середине стены Асана.