Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Автор: Евгений Бритавский, Одесса

О полезности ледорубов, бахил и пуховок в предвесеннем Крыму

Всё-таки для поддержания формы и получения жизненно необходимой дозы впечатлений одного горнолыжного выезда в Карпаты на целый сезон недостаточно, без рюкзака и ледорубов не обойтись. Именно поэтому зимняя вылазка в Крым для нашей компании стала традиционной. Но на сей раз, мы запланировали гуще обычного. Во время очередных посиделок в баре выкристаллизовалась такая концепция путешествия:

Идея

Получение максимального как физического, так и морального удовлетворения от крымских гор за минимальные сроки плюс приобретение дополнительного опыта прохождения локальных препятствий в рамках подготовки к большим горам.

Район реализации

Два горных массива Чатыр-даг и Демерджи, соответственно две высочайшие точки – Эклизи-Бурун (1527 м) и Южная Демерджи ( 1240 м).

Методика исполнения

Подъём по категорированному кулуару – восхождение на вершину – спуск с подходящей перевальной седловины.

Для оценки сложности выбранных для прохождения препятствий пользовались информацией из каталога «Перевалы горного Крыма» Н.В. Закалдаева (выложен на сайте турклуба КПИ http://www.tkg.org.ua/node/2802)

Итак, 12 февраля, в день открытия зимней Олимпиады (как это символично), симферопольский поезд увёз нас из Одессы в Крым. В запасе у нас было три полных ходовых дня. Самым логичным началом маршрута показался Ангарский перевал, куда мы традиционно добрались на горном троллейбусе. Всего каких-то полторы недели назад перевал показывали в теленовостях – тридцатисантиметровый слой снега перекрыл движение на трассе Симферополь-Алушта, водителей пугали возникшей лавинной опасностью и гололёдом на серпантине. Но нашим взглядам предстали лишь жалкие остатки разбушевавшейся непогоды: полноводные бурлящие потоки цвета кофе с молоком, грязь вперемешку с редким снегом на тропах, грустный взгляд ялтинских лыжников, надеявшихся на заснеженные склоны. Температура – плюс десять, низкая-низкая облачность, в общем, в низовьях оттепель и слякоть.

Следы лавин в низовьях Холодного кулуара
Не задерживаясь на перевальной турбазе, отправляемся вверх. Наша первоочередная цель – достичь верхнего плато Чатыр-дага. Выбираем классический альпинистский путь подъёма – по Холодному кулуару – скальной расщелине в северо-восточной кромке плато. Своё название кулуар получил благодаря северной направленности склона, за счёт чего снег в нём задерживается до мая-июня. С этим кулуаром мы уже знакомы после прошлогоднего посещения зимнего Крыма, поэтому точно знаем куда идти в тумане. Вверх по грунтовке до заброшенного бугеля, затем вправо по склону до вершины чатырдагского отрога Сахарной головки, от неё уходим к подножью крутого скального утёса - Ангарской стенки, при обходе которой попадаем в самую нижнюю часть Холодного кулуара.

Это культовый склон крымских фрирайдеров и удобное место для отработки снежно-ледовой техники передвижения, страховки, движения в связках. Наши опасения насчёт обрушения карнизов и схода лавин рассеялись при виде лавинного выноса, занявшего всю нижнюю осыпь под кулуаром.

Удостоверившись в надёжности слежавшегося снега и предположив, что всё, что могло сойти вниз уже сошло, лавинные ленты решили не разматывать. В принципе, при большом желании, достаточном навыке и известной доле удачливости (камни со скальных склонов никто не отменял) Холодный кулуар можно пройти без связок и касок. Но у нас в задачах – отработка движения в связках, поэтому связываемся по двое, надеваем каски, бахилы, ледорубы наизготовь и вперёд. Кулуар прошли за 2 часа, движение с одновременной страховкой, два привала. Уделяли внимание и время на прохождение в двух ключевых участках, первый – сужение кулуара в скальном поясе, крутизна до 45 градусов, движение на три такта, страховка через ледоруб второй – место выхода на плато, крутой узкий проход между скалами, глубокий снег.

Начинаем подъём.
Сзади – восточная кромка нижнего плато

Первый ключевой участок,
заснеженный скальный пояс

Вторую половину подъёма продвигались в тумане, но выйдя на перевальную перемычку, были вознаграждены завораживающим зрелищем – с моря по ангарской долине неслись груды облаков, неистовый ветер закручивал туманные протуберанцы, и всё это на фоне парящего в небе массива Демерджи. Ну просто летающий остров Лапута на горизонте!

Кулуар выводит на узкий гребень

Парящая Демерджи

Первое препятствие преодолено, зимнее прохождение Холодного классифицируется как 1Б. Это конечно не кавказская «единичка бэ», но в общих чертах подобие имеет. Верхнее плато Чатыр-дага представляет собой типичную крымскую яйлу - холмистое плоскогорье с двумя преобладающими возвышениями: Эклизи-Бурун, пятая по высоте крымская вершина, и Ангар-Бурун, в переводе с крымско-татарского «вершина над ущельем». Взойдя на Ангар и спрятавшись за его спиной от сбивающего с ног ветра, устроились на обеденный привал.

Идём к вершине Ангар-Бурун

Маршрут прохождения Холодного кулуара

Дальше по планам – пересечение плато и поиск места ночёвки как можно ближе к Эклизи. Взяв азимут на следующую вершину, полтора часа тропили по колено в снегу. Благо туман рассеялся, но продолжал досаждать крепкий ветер, норовящий сдуть нас на нижнее плато, что на 300 метров по вертикали ниже.

Верхнее плато. Следующая цель - Эклизи

Под место стоянки приглянулась карстовая воронка. Потыкав ледорубом и убедившись, что дно воронки не является входом в пещеру, поставили палатку, натопили снега, расчехлили гитару и стали аккомпанировать свисту ветра и стуку снега по тенту.

Проснулись в пять, растолкали сугробы, скопившиеся за ночь на стенках палатки. Поздравили друг друга с днём всех влюблённых. Пока завтракали, снег прекратился, начало светать. Поспешные сборы, мокрые ботинки снова на ногах.

Ночёвка на дне карстовой коронки

Погода не радует – плотная туманная завеса, решаем связаться в общую связку-шестерку чтоб не потеряться и на прочие непредвиденные случаи. Но через полчаса в серости неба возникают голубые окна, плавно проступают силуэты южной кромки яйлы, пробивается свет дневного светила. Открылись ослепительные виды заснеженного плато. Кажется, вершина пускает нас к себе.

Утренние фантазии. Памирское фирновое плато

Утренние фантазии. Скалы Пастухова

Но не тут-то было, полчаса солнца и со стороны моря на нас накатывает ещё более плотная пелена тумана. Продолжаем восхождение в полумраке, единственный ориентир – обрыв слева по ходу. Обходим скальные выходы и в половине десятого мы уже на высшей точке Чатыр-дага, «Шатёр-горы», на Эклизи. В этом топониме смешались две эпохи крымской истории: перешедшая в раннехристианскую античная греческая, (Экклезиа — «церковь» в переводе с греческого) и средневековая хазаро-монгольская (Бурун — «мыс, вершина» в переводе с крымско-татарского). Когда-то вблизи вершины располагалась греческая церковь, называвшаяся Панагия («Пресвятая»), куда жители побережья раз в году восходили многолюдным ходом для молитв. Но эти шествия наверняка проводились не зимой, уж очень сурово здесь как для приморских субтропиков.

Есть вершина! Эклизи-Бурун (1527 м)

Несколько кадров на память и бегом вниз по пути подъёма. Но это оказалось не так просто, в общем, потеряли мы обрыв-указатель и полчаса проблукали в абсолютно белом пространстве. Tabula rasa , Затерянный мир. В таких условиях всплывает интересная особенность зрительного восприятия – при отсутствии однозначно определённых пространственных ориентиров, дистанцию до которых наблюдатель может довольно точно определить (горизонт, передний план, предметы знакомых размеров), восприятие меры расстояния и возможность оценки размеров начисто пропадают. Вот среди тумана замаячил силуэт скального выступа, идём к нему, да, точно скала, подходим – а это маленький кустик полметра высотой. Причём осознаёшь это только в непосредственной близости к нему – магия! Выручил компас.

Там всё живое покрывается ледяной корочкой

Мы не стали исключением

Мы предполагали провести спуск по одному из нескольких скально-осыпных кулуаров Южной стены Эклизи. Но ввиду усложнившейся погодной обстановки, решили не дюльферять в облака, хотя подходящие для закрепления расходных петель скальные выступы имелись. Начали спускаться восточнее края стены с седловины перевала Корбек, он же перевал Чатыр-даг Западный. Сбрасывали высоту продвигаясь по дну неглубокой долинки, где, похоже, сохранился весь объём выпавшего две недели назад снега. В отдельных местах проваливались по пояс, бахилы слабо справлялись со своими обязанностями. Ключевой участок спуска – пересекающий долину пятиметровый скальный пояс, весной здесь вероятно журчит водопадик. Затем вышли к опушке букового леса и пообедали на берегу Кутузовского озера. Прохождение перевала Корбек зимой в связке с восхождением на Эклизи оценивается как 1А. Хотя нам показалось, что при хорошей погоде и малом снеге здесь сложностей не более чем на н/к.

Крутой участок на спуске

Южная стена Эклизи. Маршрут спуска (фото 2006 г.)

Первое отделение действа завершилось, машем Чатыр-дагу до свиданья и направляемся к подножью следующей горы – Демерджи. Проходим лавандовые поля, пересекаем троллейбусную трассу, минуем татарский посёлок и устраиваемся на ночлег у ручья, берущего начало среди гигантских глыб под отвесными скалами западной стороны массива.

Подходы к следующей горе. Массив Демерджи

Конгломерат – очень ненадёжная порода
Подъём в 4:30, выход на маршрут в 7:00 – сегодня нам надо успеть на поезд, в запасе десять ходовых часов. Утро выдалось дождливым. Следуя задуманному тактическому принципу «вверх по кулуару – вершина – вниз с перевала» решаем взяться за программу-максимум: к вершине Южная Демерджи взобраться по Тисовому кулуару, а спускаться по склону перевала Хаос. Чтобы попасть к началу Тисового кулуара необходимо пройти небольшое ущелье реки Демерджи. Среди осыпей и скальных выходов просматривается тропа. Она проходит по знаменитой Долине приведений – урочищу, склоны которого украшены причудливыми конгломератными каменными грибами и колоннами-привидениями, как будто стоящими на вечной страже этих зачарованных мест. Выше вода в ущелье исчезает, шум ручья остаётся внизу, воцаряется тишина – снова какой-то очередной параллельный мир.

Редкие снежники, встречающиеся по дороге, усыпаны мелкими камешками, конгломератный бастион постоянно осыпается – значит, каски на головах не зря. Надёжным ориентиром в этой части подъёма служит отдельно стоящая двадцатиметровая башня – Чертов палец, тычущий в небо. Ну а дальше – вверх, пока не покажется скалистый край яйлы с рядом довольно крутых кулуарчиков, из которых самый большой и самый логичный для подъёма как раз и является Тисовым кулуаром.

В долине каменных приведений. Чёртов палец

Кромка яйлы и поворот в Тисовый кулуар

Поросший деревьями, местами скалистый склон кулуара оказался покрыт плотным снегом. Рубим ступени, подстраховываемся ледорубами. Отвесные борта кулуара постепенно сближаются, узкая щель между ними продувается свежим ветерком. Финальный перевальный взлёт довольно крутой, скользкие камни, раскисшая палая листва, снега для надёжных ступеней нет – чувствуется необходимость перил.

Склон кулуара - снежная полоска
между скальными стенами

Провеска перил на крутом
финальном участке подъёма

Собравшись на скальной полочке, отправляем одного участника провешивать верёвку. Около 30 метров подъёма с перилами по несложным скалам и мы на яйле, а вот и тис, давший название такому интересному кулуару. Налегке пробежались на вершину, открылась завораживающая панорама южного побережья.

Тисовый кулуар, вид сверху

Над облаками по краю обрыва

К следующему номеру программы, перевалу Хаос, спускались по заснеженному лесу держась обрывов кромки яйлы. В лесу много звериных следов, то ли лисы, то ли собаки какие-то горные. Седловина перевала Хаос представляет собой расщелину в обрыве, ведущую к каменистым россыпям.

На траверсе

Под седловиной-расщелиной перевала Хаос

Этимология названия этого перевала очевидна – многочисленные обвалы и оползни создали хаотические каменные нагромождения (последний крупный обвал произошёл в августе 1966, он был таким сильным, что сейсмическая станция Алушты зарегистрировала вызванные им толчки как землетрясение силой 4 балла). Здесь представлены всевозможные фракции продуктов обрушения: от глинистой сыпухи до глыб с трёхэтажный дом. Сначала путь спуска просматривается достаточно уверенно – по кирпичам вдоль рыжих скал. Из-под ног постоянно что-то выскальзывает и катится, идём друг за другом, крайне вежливо общаемся с живыми камнями и накапливаем опыт прохождения осыпей. Но затем начинается лабиринт среди многотонных монолитов. Это место никак не обойти, пришлось протискиваться между валунами, кое-где сбрасывать рюкзаки.

Лабиринт

С рюкзаком здесь не протиснуться

Низовья обвала, дальше живая осыпь

Усложняли передвижение остатки снега на и без того скользких мокрых камнях. Наконец, добравшись до гигантской глыбы пятиугольной формы и обойдя её справа, мы попали на травянистый склон, отсюда уже виднелось место нашей прошлой ночёвки – нам туда. Менее девяти часов понадобилось нам чтобы замкнуть кольцо маршрута по Демерджи. Зимняя категория Тисового – 1Б, Хаоса – 1А*. Мы согласились с данными оценками сложности, учтя специфику крымских перевалов (всё-таки Крым – это отдельный класс «малые горы»).

Окольцованная Демерджи

Возвратившись к тому же роднику, мы забрали забытые на стоянке мелочи (носки, репшнуры) и в течение сэкономленного часа устроили пышный обед-пиршество, поедая оставшиеся продукты, включая лимоны, конфеты, чеснок и сало. Нельзя так резко расслабляться – только что на ноги сыпались пудовые камни, а теперь наелись, валяемся и млеем под февральским солнышком, чуть не уснули все. Осталось спеть финальную песню и добежать до троллейбусной остановки. Пора домой, но что-то не очень хочется…

Идём туда, где светит Солнце

Таким образом, мы выполнили все намеченные спортивные цели (1Б, 1А, 1Б, 1А*), а уж полученное моральное удовлетворение, душевный отдых и эмоциональную зарядку трудно переоценить. Кажется, мы получили все, что могли из этих трёх февральских дней в Крыму.

Участники:

Бритавский Николай

Володько Юрий

Осадчий Александр

Молчиниколов Павел

Шалаев Сергей

Бритавский Евгений – член спортивно-туристского клуба «Одесса», идейный вдохновитель, фотограф, автор отчёта

Интересно!

Спасибо за столь интересное повествование, обязательно повторю Ваши приключения. Сам живу в Крыму и много раз был в этих местах, но тем неменее узнал много нового, так например про перевлы и их названия. Спаибочки ещё разок!

...

Класс, супер!!!!!!!!!!!! :-)

Видеоотчёт по походу можно посмотреть здесь: