Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Грабарник А.Е., Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Сев. Тянь-Шаню в августе 2008 г. Часть 1 из 2

Маршрутная книжка № 1/3 - 302
Руководитель группы: Грабарник А. Е.

Справочные сведения

1. Проводящая организация.

Московский городской центральный туристский клуб, шифр МКК 177-00-56666252,

адрес: г. Москва, Большая Коммунистическая ул., д. 17, тел. (495) 911-39-81.

2.

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
горный третья 143 25 18 31.07.20008-25.08.2008

3. Район, подрайон, массив похода.

Северный Тянь-Шань (Заилийский Алатау)

4. Подробная нитка маршрута.

Москва - Алма-Ата - Медео - ущ. Малое А-Атинское - т/б "Ворота Туюксу" - м/ст. "Мынжилки" - ст. "Альпинград" (рад) - г/л база "Чимбулак" - Медео - ур. "Дубовая роща" - Медео - г/л база "Чимбулак"- пер Б. Талгарский н/к - ледн. Богдановича - п. Комсомола 2 А (альп., рад) - пер. М. Талгарский н/к - ущ. Левый Талгар - пер. Орджоникидзе 2 А - ледн. Туюксу - пер. Погребецкого 2 А - ледник Змеиный - ущ. Большое А-Атинское - р. Озерная - пер. Алматы-Алагир н/к - ущ. Проходное - пер. В. Ломакина 1 А - ущ. Каргалинка - пер. Гляциологов 2 А - ущ. Проходное - пер. Проходной н/к - пер. Лунина 1Б - ущ. Пр. Аксай - ущ. Аксай - пос.Кардон - г. Капчагай - г. Алма - Ата.

2.3. Параметры маршрута

Продолжительность активной части маршрута - 23 дня

Полуднёвок - 2 (из них 2 вынужденные)
Днёвок - 4 (из них 2 вынужденные)

Протяжённость активной части маршрута - 143 км

Суммарный перепад высот на маршруте - 22960м

Набор препятствий:

2 А альп (рад) - 1 шт
2 А - 3 шт
1 Б - 1 шт
1 А - 1 шт
н/к - 4 шт
Всего - 10 шт

План похода (скорректированный по рекомендации МКК):

Дата

Дни пути

Участок маршрута

Км

Способ передвижения

31.07.08

Москва - Алма-Ата

АВИА

01.08.08

1

А-Ата - Алма-Арасан - ущ.Проходное (заброска)- Медео

7,0

А/транспорт-пеш.

02.08.08

2

Медео- ущ. М А-Атинское - т/б Ворота Туюксу

7 ,0

Пеший

03.08.08

3

т/б Ворота Туюксу - м/с Мынжилки

4,0

Пеший

04.08.08

4

м/с Мынжилки - п. Амангельды 3999 1 Б (Альп. рад)

3,0

Пеший

05.08.08

5

м/с Мынжилки - ст. "Альпинград"

2,0

Пеший

06.08.08

6

ст."Альпинград" - п.Антикайнен 4100 2А (Альп. рад)

1,5

Пеший

07.08.08

7

пер. Пионер 3840 1 Б - ледн. Богдановича

2,0

Пеший

08.08.08

8

п. Комсомола 4380 2 А (альп., рад)

2,5

Пеший

09.08.08

9

Запасной

10.08.08

10

пер. М. Талгарский н/к (3200) - ущ. Левый Талгар

12,0

Пеший

11.08.08

11

Дневка

12.08.08

12

ущ. Левый Талгар - под пер. Оджоникидзе

8,0

Пеший

13.08.08

13

пер. Орджоникидзе 4050 2 А - ледн. Туюксу

8,5

Пеший

14.08.08

14

ледн. Туюксу - пер. Погребецкого 4100 2 А - р. Озерная

10,0

Пеший

15.08.08

15

р. Озерная - пер. Алматы-Алагир н/к - ущ. Проходное

14,5

Пеший

16.08.08

16

Дневка

17.08.08

17

ущ. Проходное - пер. В. Ломакина 1 А - ущ. Каргалинка

9,5

Пеший

18.08.08

18

ущ. Каргалинка - пер. Гляциологов 4150 2 А - ущ. Проходное - пер. Проходной н/к - оз. Примул

10,5

Пеший

19.08.08

19

оз. Примул - пер. Лунина 4100 1 Б - ущ. Пр. Аксай

8,5

Пеший

20.08.08

20

ущ Пр. Аксай - пер. Богдана Хмельницкого 3850 2 А - пер. Шнитникова (Роксана) 1 Б - ущ. Правый Каскелен

12,0

Пеший

21.08.08

21

ущ. Правый Каскелен пер. Окно (Тасчокы) 3850 2 А - ущ Южная Казачка

5,0

Пеший

22.08.08

22

ущ Южная Казачка - пер. (В. Савосина) Верхняя Казачка (пер/прохожденеие 1 А *) ущ. Аксай

7,5

Пеший

23.08.08

23

ущ. Аксай - п. Кардон

19,5

Пеший

24.08.08

24

Запасной

25.08.08

Алма - Ата - Москва

АВИА

Запасной вариант.

При плохой погоде или нехватке времени от восхождения на п. Антикайнен или п. Комсомола отказаться.

При плохой погоде, повышенной камнепадоопасности вместо пер. Орджоникидзе (2 А) - пер. В.Маяковскрго (2А)

При плохой погоде или нехватке времени вместо пер Погребецкого (2А) - связка пер. Туюк-су - Туристов (1Б).

При плохой погоде или нехватке времени вместо пер Б.Хмельницкого (2 А) - пер. Аксай северный (1Б)

Аварийный вариант

Экстренный выход группы: с ледн. Богдановича и ледн. Туюк-су вниз по М. А-Атинскому ущелью после пер. Погребецкого вниз по р. Озерная и далее по Б. А-Атинскому ущ. после пер. В.Ломакина по ущ. Каргалинка после пер. Лунина, пер Б. Хмельникого по ущ. Аксай после пер.Окно по ущ. Казачка и далее по ущ. Каскелен.

Сравнительный график заявленного и пройденного маршрутов.

Даты

День

Участок маршрута по плану

Участок маршрута реально пройденный

Пройдено

Км

31.07

Москва - Алма-Ата (АВИА)

Москва - Алма-Ата (АВИА)

01.08

1

А-Ата - Алма-Арасан- ущ.Проходное (заброска)- Медео

Алма-Ата

02.08

2

Медео - т/б "Ворота Туюк-Су".

А-Ата - Алма-Арасан - ущ.Проходное (заброска) - Медео - т/б "Ворота Туюксу".

7, 5

03.08

3

т/б Ворота Туюксу - м/с Мынжилки

т/б Ворота Туюксу - м/с Мынжилки, занос заброски (стоянка "Камень Зимина") и на морену ледн. Туюксу.

4, 5

04.08

4

м/с Мынжилки - п. Амангельды (3999, 1 Б) (Альп. рад)

м/с Мынжилки - ст. "Альпинград"

1/2 Дневка (Пережидание непогоды)

2, 0

05.08

5

м/с Мынжилки - ст. "Альпинград"

ст. "Альпинград" - м/с Мынжилки - т/б Чимбулак

8, 5

06.08

6

ст."Альпинград" - п.Антикайнен (4100, 2А) (Альп. рад)

т/б Чимбулак - Медео - ур. "Дубовая роща"

а/транспорт

07.08

7

пер. Пионер (3840, 1 Б) - ледн. Богдановича

Дневка (по мед. показаниям)

08.08

8

п. Комсомола 4380 2 А (альп., рад)

ур. "Дубовая роща" - Медео - т/б Чимбулак

а/транспорт

09.08

9

запасной

т/б Чимбулак - пер. Б. Талгарский н/к - стоянка "Камень Зимина".

2, 5

10.08

10

пер. М. Талгарский н/к (3200) - ущ. Левый Талгар

стоянка "Камень Зимина" - ледн. Багдоновича

2, 5

11.08

11

Дневка

п. Комсомола 4380 2 А (альп., рад)

2, 5

12.08

12

ущ. Левый Талгар - под пер. Оджоникидзе

ледн. Багдоновича - пер. М. Талгарский н/к (3200) - ущ. Левый Талгар

12, 0

13.08

13

пер. Орджоникидзе 4050 2 А - ледн. Туюксу

Дневка

14.08

14

ледн. Туюксу - пер. Погребецкого 4100 2 А - р. Озерная

ущ. Левый Талгар - под пер. Оджоникидзе

10, 0

15.08

15

р. Озерная - пер. Алматы-Алагир н/к - ущ. Проходное

пер. Орджоникидзе 4050 2 А - ледн. Туюксу

7, 5

16.08

16

Дневка

ледн. Туюксу - пер. Погребецкого 4100 2А - р. Озерная

13, 5

17.08

17

ущ. Проходное - пер. В. Ломакина 1 А - ущ. Каргалинка

р. Озерная - пер. Алматы-Алагир н/к - ущ. Проходное

17, 0

18.08

18

ущ. Каргалинка - пер. Гляциологов 4150 2 А - ущ. Проходное - пер. Проходной н/к - оз. Примул

Дневка

19.08

19

оз. Примул - пер. Лунина 4100 1 Б - ущ. Пр. Аксай

ущ. Проходное - под пер. В. Ломакина.

1/2 Дневка (Пережидание непогоды)

3, 0

20.08

20

ущ Пр. Аксай - пер. Богдана Хмельницкого 3850 2 А - пер. Шнитникова (Роксана) 1 Б - ущ. Правый Каскелен

Дневка (Пережидание непогоды)

21.08

21

ущ. Правый Каскелен пер. Окно (Тасчокы) 3850 2 А - ущ Южная Казачка

ущ. Проходное - пер. В. Ломакина 1 А - ущ. Каргалинка

9, 6

22.08

22

ущ Южная Казачка - пер. (В. Савосина) Верхняя Казачка (пер/прохожденеие 1 А *) ущ. Аксай

ущ. Каргалинка - пер. Гляциологов 4150 2 А - ущ. Проходное

5, 4

23.08

23

ущ. Аксай - п. Кардон

ущ. Проходное - пер. Проходной н/к - оз. Примул - пер. Лунина 4100 1 Б - ущ. Пр. Аксай

13, 5

24.08

24

Запасной

ущ. Пр. Аксай - ущ. Аксай - п. Кардон

п. Кардон - г. Капчагай

19, 5

а/транспорт

25.08

25

Алма-Ата - Москва

г. Капчагай - г. Алма-Ата

г. Алма-Ата - г. Москва

а/транспорт

(АВИА)

5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия

Путь прохождения

пер. Малый и Большой Талгарский (2870 м и 3250 м)

н/к

Подъём и спуск: травянисто - осыпные склоны

Ущ. М.А-Атинское - (р. Сауруксай) - р. Левый Талгар

Пик Комсамола

(4376 м)

2 А (альп)

Подъёмна пер. Комсомола - лед крутизной до 30°. Далее по осыпи подходим под маршрут - к скалам средней сложности (лазение средний и легкой сложности, крутизной от 50 до 70°). Страховка крючьевая, "перила" (всего около 120 м "перил" на скалах).

Спуск по пути подъема.

ледн. Багдановича - с пер Комсомола по ю. гребню.

(радиально)

Пер. Орджоникидзе (4050 м)

2 А

Подъем: сначала по леднику, а затем ч/з бергшрунд, по "снежному мостику", потом траверсируем склон в южном направлении по ледовому склону крутизной 50-55° - 35 м, далее несколько выполаживается до 45° -250 м связках, на кошках, со страховкой через ледовые крючья (с организацией "перил").

Спуск: с перевала со стороны лед. Игл Туюксу длинная крутая (40-45°) осыпь в основном мелкая, местами средняя, а ближе книзу крупная - движение плотной группой.

ледн. В. Орджоникидзе (р. Левый Талгар) - ледн.З. Орджоникидзе (р. М.А-Атинка, ледн. Игл Туюксу)

Пер. Погребецкого (4100 м)

2 А

Подъем: на перевал сначала осуществляется по крутой крупной осыпи до 35 - 40° траверсируя слева на право (по ходу движения) к скалам на границе со льдом (80 м). Далее по закрытому углу, образованному льдом и скалами (организация страховки ч/з ледовые крючья и закладные элементы) 55-60° - 35 м, далее идем по разделу скалы/лед (40-45° - 130 м) - страховка ч/з ледоруб, выступы, ледовыеи скальные крючья (с организацией "перил").

Спуск: плотной группой по мелкой и средней "сыпухе" покрытой снегом.

Ледн. Туюксу (р. М.А-Атинка) - Ледн. Змеинный (С.-В. Ручей р. Озерная)

Пер. Алматы - Алагир (3650 м)

н/к

Подъём и спуск: травянисто - осыпные склоны

р. Озерная (р. Б А-Атинка) - р. Проходная

пер. В. Ломакина

(3850 м)

1 А

Подъем на перевал осуществляется по крупной осыпи. Непосредственный подъем на перевал представлен льдом покрытым очень подвижной, мелкой осыпью.

Спуск с перевала не крутая - 25-30 градусов среднего размера малоподвижная осыпь порядка 70 метров. Внизу спуск представляет собой лед, покрытый крупными обломками скал. Далее ледник ровный, открытый и без трещин.

р. Проходная - Ледн. Каргалинский (р. Каргалинка)

пер. Гляциологов (4150 м)

2 А

Подъем на перевал сначала по средней и крупной осыпи (70 м), затем по легким разрушенным скалам, далее по разделу скалы/лед (130 м) - страховка ч/з закладные элементы, скальные крючья, выступы, ледовые крючья, далее траверсируем по льду 45-50° - 40 м - "перила" на ледобурах.

Спуск с перевала по крутому осыпному кулуару (45° - 160- 200 м), местами выходы разрушенных скал, плотной группой.

Ледн. Каргалинский (р. Каргалинка) -

р. Л. приток

р. Проходная

Пер. Проходной

(Алматы)

(3600 м)

н/к

Подъём и спуск: травянисто - осыпные склоны

Р. Проходная -

Р. Алматы (ущ. Чон-Кемин)

Пер. Лунина

(4100 м)

1 Б

подъём: сначала средняя и мелкая осыпь 30-35° - 250 м, далее снежно-ледовый склон местами покрыт мелкими камнями 35° - 200 м.

спуск: осыпной склон 30-35° - 400м

Верховья р. Алматы - ледн. Лунина (р. П. Аксай)

6. Состав группы:

Ф. И. О.

Год рожд.

Место
работы, должн.

Туристский опыт

Обязанности в группе

Грабарник Алексей Ефимович

1970

Клиника фтизиопульмонологии ММА им. И.М. Сеченова, врач

I-VI г.у, I-III г.р.

ц. Тянь-Шань (3 Б)

руководитель

Дроздов Дмитрий

Викторович

1980

ГОУ СОШ № 496, зам.директора

I, II г. у I г. р.

Сев. Тянь-Шань (1 Б)

завснар.

Манин Антон Викторович

1987

ООО "Голд-Турс", менеджер

I г. у (с элементами II к/с) Хибины (1 Б)

реммастер

Золотухин Кирилл Сергеевич

1984

ООО "Амфора Технологии Качества", менеджер

II г.у (с элементами III)

Западные Саяны (2 А)

фотограф

Мухина Мария

Алексеевна

1987

РУДН, студент

I, II г. у.

Сев. Тянь-Шань (1 Б)

зав.пит.

Паленый Сергей

Валерьевич

1987

МЭФИ, студент

I, II г. у.

Сев. Тянь-Шань (1 Б)

участник

Жиденко Дмитрий Игоревич

1986

ЗАО Прайсвотер-хаускупер, менеджер

"Альпинист России"

Ц. Кавказ. (1 Б)

хронометрист

Азарова Ирина Николаевна

1987

ООО "Голд-Турс", менеджер

I г.у. (с элементами II) Ц. Кавказ

участник

Содержание отчёта.

1. Общая смысловая идея похода.

Северный Тянь-Шань (Заилийский Алатау) для большинства участников группы - не новый район (т.к. в прошлом году мы совершали поход в район ледн. Богатырь, р. Чилик с выходом ч/з Тау-Тургень, ранним летом прошлись чуть-чуть направо (по Чон-Кемину до р. Кель-Алматы). И данный поход планировался как "конечная точка" в изучении данного горного района, конечно же хотелось сделать первопрохождение и как "изюминка" - подняться на п. Комсомола (который виден из любого района города Алма-Аты). Маршрут достаточно полно охватывает центральную, наиболее интересную и освоенную в туристском отношении часть района (Малоалматинское ущелье), а так же редко посещаемые районы рек Проходная, Каргалинка и Аксай. Маршрут технически и физически сложный. После окончания горной части похода планировалось отдохнуть на побережье рукотворного озера - водохранилища Капчагай (близ г. Капчагай).

По многим объективным причинам и субъективным обстоятельствам полностью в заявленном варианте пройти поход не удалось.

2. Варианты подъезда и отъезда.

На сегодняшний день, существует большое множество различных способов добраться до Алма-Аты. Так как, общее время отведенное для проведения похода было крайне ограничено (по многим причинам), как и прошлый раз, мы воспользовались вариантом предложенным Клубом Делового Туризма (КДТ) (WWW.cor.ru) и при их активном участии (без лишней суеты и нервотрепки) получили билеты на самолет "тамошней" авиакомпания "Эйр Астана" о чем и не жалеем (удобный вечерний вылет из Москвы, удобный утренний прилет в Алма - Ату, и соответственно удобный вечерний вылет из Алма-Аты и такой же вечерний прилет в Москву (www.sheremetyevo-airport.ru), а вот с "Трансаэро" связываться не стали, кроме того в КДТ оформили страховку на каждого (с покрытием до 30 000 у.е.) - в общем полный сервис...и всего за 12 800 руб, естественно, ни о каких скидках (за молодежный тариф и т.п.) речь не велась (Эйр Астана, вроде как, это не поддерживает), но все возможные варианты предлагались, были проанализированы и обговорены с представителем КДТ (кстати, переговоры можно вести и по телефону, а потом пришлют курьера, но мы ездили сами). Существуют рейсы каждый день, в пути около 4 часов, бесплатно багаж до 20 кг. (только снаряга и личные вещи..., чуть-чуть пропитания, то что нельзя купить там, - а как показала практика там можно купить все... Цены, правда, ровно такие же как в Москве, только продукты и товары местных производителей несколько дешевле)

Из других самых распространенных путей можно рассматривать вариант с поездом № 7, который отправляется по нечётным с Павелецкого вокзала 19.15, в пути трое суток, прибывает в Алматы в 6.40 (по местному), может опоздать на пару часов. Обратный поезд отправляется по чётным в 6.00 по местному времени (+2 часа к Московскому), прибывает в Москву в 10.55. Стоимость плацкарта около 3700 р. Поезд едет сутки по России, после въезда в Казахстан проводники подсаживают местных, и плацкарт становится ближе к общему вагону, в ногах на нижних полках могут сидеть люди. Поэтому лучше группе кучковаться на соседних местах, для чего покупать билет прямо ровно за 45 дней до отъезда, как туда, так и обратно. До Алма-Аты - 4 суток, обратно 3 с небольшим. Такси вокзал Алматы-2 - аэропорт обходится 1000-1500 тенге в зависимости от времени суток, есть вариант добираться рейсовым транспортом с пересадкой. В этом году, прилетевшим самолётом, регистрация в аэропорту не оформлялась. Тем не менее, необходимо в течении 5 дней зарегистрироваться в местном РОВД, в противном случае, при вылете проблем с милицией не избежать! Мы воспользовались помощью фирмы. Настоятельно рекомендуем всем иметь регистрацию, так как на вылете (или при отъезде) ее все равно проверят и могут быть большие неприятности (ну, по крайней мере нервотрепки не избежать).

Основную часть продуктов закупили в магазине "Столичный" (перекресток ул. Кабанбай Батыра и пр. Желтоксан (бывшие ул. Калинина и пр. Мира)). Магазин работает круглосуточно, ассортимент очень разнообразный, есть все необходимое. Недалеко, на пересечении ул. Курмангазы и пр. С. Сейфулина в магазине Limpopo (работает с 9.00 до 21.00) закупили газ, там же можно закупить и кое-какое недостающее снаряжение (цены несколько ниже чем в Москве). В этом же доме работает одноименная туристическая фирма, которая оказывает различные услуги для организованных групп и туристов (вплоть до организации забросок, предоставления гидов, планирования походов, восхождений и т.п., но более точных координат нет...). Кстати, в этом районе по пр. Сейфулина много обменников с самым выгодным курсом (проверено опытом). За экзотикой и больше для развлечения посетили центральный рынок - "Зеленый Базар", где закупили все остальное (ул. Жибек Жолы).

Удобны и коротки заезды в горы из Алматы, в нашем случае, минуя горнолыжную базу "Чимбулак", чуть далее до т/б "Ворота Туюксу" на частном автотранспорте, о котором договорились заранее (+ 7 7017884139, 8 32326522 73 - Першин Александр), кстати он нас и встретил в аэропорту, а потом забирал и с п. Кардон (ущелье Аксай), отвозил на Капчагай и снова в Алма - Ату. Можно также добираться рейсовым городским транспортом до катка Медео, а оттуда либо пешком 5 км до "Чимбулака" по асфальту, либо найти попутку (видели как продолжается строительство канатной дороги от Медео до Чимбулака - предположительный ввод в эксплуатацию декабрь 20...г.). Стоимость проезда в городском транспорте по Алма-Ате - 40 тенге, с частниками - как договоришься (можно за 200 - 300 тенге проехать всю Алма - Ату на "лексусе", а можно шикануть за 1500 на "шестерке" (ВАЗ 2106)). От п. Кардон до остановки общественного транспорта еще около 10 км по дороге (ч/з дачи). Постоянно действующего рейсового сообщения нет. Бывают частники, но лучше договориться заранее (связь слабая, непостоянная). От дач до А-Аты регулярное рейсовое сообщение. По ходу нашего маршрута населенных пунктов не было.

Загранпаспорт по состоянию на этот год для въезда и нахождения на территории Казахстана не обязателен, но большинство участников нашей группы воспользовались именно загранпаспортами. Так как, обстановка изменяется, при планировании похода необходимо узнавать состояние дел с пограничниками, паспортами, регистрацией и проч. например через Интернет: казахские форумы "Центр Тяжести" http://bb.ct.kz/, форум на сайте http://a13.kz , на mountain.kz, через турфирмы "Треккингклуб", "Тур-Азия" (телефоны, да и сами фирмы постоянно меняются...).

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы с маршрута: из района ледника Богдановича, ледника Антикайнен и ледника Туюксу - возврат к "Чимбулаку" и далее вниз по М. А-Атинскому ущелью к Медео из-под пер. Орджоникидзе - спуск в долину Левого Талгара и возврат через перевалы Малый Талгарский и Большой Талгарский (оба н/к) к "Чимбулаку", далее вниз по М. А-Атинскому ущелью к Медео после пер. Погребецкого вниз по р. Озерная и далее по Б. А-Атинскому ущелью к пос. Энергетик после пер. В.Ломакина по ущ. Каргалинка после пер. Лунина, пер Б. Хмельникого по ущелью Аксай до пос. Кардон после пер. Окно по ущ. Казачка и далее по ущ. Каскелен до п. Известкового.

Запасные варианты предусматривали: при плохой погоде или нехватке времени от восхождения на п. Антикайнен или п. Комсомола отказаться при плохой погоде, повышенной камнепадоопасности вместо пер. Орджоникидзе (2 А) - прохождение пер. В.Маяковскрго (2А) вместо пер Погребецкого (2А) - связка пер. Туюк-су - Туристов (1Б) вместо пер Б.Хмельницкого (2А) - пер. Аксай северный (1Б).

При плохой погоде или нехватке времени от прохождения перевалов: Роксана (1 б), Окно (2 А), Казачка (пер/прохождение) - отказаться.

4. Изменения маршрута и их причины.

Болезнь одного из участников потребовала сброса высоты, что привело к срыву графика движения и плана прохождения похода уже в самом начале маршрута, в связи с чем, от прохождения пер. Пионер (1Б) и от восхождения на пик Антикайнен (2А) пришлось отказаться. Попытки в последующем наверстать упущенное - не увенчались успехом, так как погода в этот раз нас не жаловала - в итоге от прохождения перевалов: Роксана (1б), Окно (2А), Казачка (пер/прохождение) - так же пришлось отказаться по причине нехватки времени.

5. График движения.

Даты

Дни пути

Участки маршрута *

Время движения

Км

Характер пути, препятствия, опасные участки.**

Метеоусловия

31.07

Москва - Алма-Ата (АВИА)

4 ч 20 минут

АВИА перелет (АИР АСТАНА)

Погода летная

01.08

1

Алма-Ата

ВЕСЬ ДЕНЬ

Город с населением более 1,5 милн. человек

Произведена закупка продовольствия, горючего, оформление регистрации.

Вечером прогулка по Алма-Ате с посещением смотровой площадки на горе КОК-ТЮБЕ

Ясная погода, T до 40

02.08

2

А-Ата - Алма-Арасан - ущ.Проходное (заброска) - Медео - т/б "Ворота Туюксу".

08.15 - 10.00

10.30 - 17.00

17.30 - 20.30

7,5

Ранее заказанным автотранспортом основная часть группы добралась до т/б "Ворота Туюксу".

Другая, так же ранее заказанным автотранспортом добралась до сан. Алма-Арасан и далее пешком по хорошо "набитой" тропе занесла заброску до моста ч/з р. Проходная (практически верхняя граница леса).

Вечером группа встретилась.

Ясная погода, T до 25-30

03.08

3

т/б Ворота Туюксу - м/с Мынжилки, занос заброски (стоянка "Камень Зимина") и на морену ледн. Туюксу.

09.30 - 13.30

14.30 - 19.00

6, 5

Основная часть группы по дороге от т/б "Ворота Туюк-Су" до г/л базы "Чимбулак". Далее на канатно-кресельной дороге (три очереди) на пер Б. Талгарский, и далее по тропе занесли до стоянки "Камень Зимина" у озера.

Вторая группа поднялась по "дороге" до мемориала погибшим альпинистам и выше до м/с "Мынжилки", далее справа по маренному валу к крупной марене в р-не отрогов пика Орджонекидзе оставили заброску.

Вечером группа встретилась возле м/с "Мынжилки"

Ясная погода, T до 28, в обед пасмурно.

04.08

4

м/с Мынжилки - ст. "Альпинград"

1/2 Дневка (Пережидание непогоды)

10.00 - 12.40

2, 0

С м/с "Мынжилки", по хорошо "набитой" тропе до ст. "Альпинград".

Пасмурно, с утра дождь с переходом (на верху) в снег.

05.08

5

ст. "Альпинград" - м/с Мынжилки - т/б Чимбулак

10.00 - 14.00

14.30 - 17.30

8, 5

"Консервация" лагеря. Спуск по тропе к м/с "Мынжилки" и далее по дороге до т/б "Чимбулак".

С утра ясно, после обеда переменная облачность.

06.08

6

т/б Чимбулак - Медео - ур. "Дубовая роща"

10.15 - 12.00

а/т

Автотранспортом группа добралась до скал в ур. "Дубовая роща"

Ясно, к обеду переменная облачность.

07.08

7

Дневка

ВЕСЬ ДЕНЬ

-

Занятия на скалах по горной технике

С утра переменная облачность, ближе к вечеру ясно

08.08

8

ур. "Дубовая роща" - Медео - т/б Чимбулак

13.00 -15.30

а/т

Автотранспортом до т/б Чимбулак

Ясно

09.08

9

т/б Чимбулак - пер. Б. Талгарский н/к - стоянка "Камень Зимина".

10.00 - 14.30

2, 5

На канатно-кресельной дороге (три очереди) на пер Б. Талгарский. И далее по тропе до стоянки "Камень Зимина" у озера.

До обеда ясно, затем переменная облачность.

10.08

10

стоянка "Камень Зимина" - ледн. Багдоновича.

10.20 - 13.30

2, 5

От стоянки "Камень Зимина", крутой подъём по тропе на левобережную морену л. Богдановича, затем по турикам до нунатака, далее обходим его слева** по леднику и далее до стоянок на морене.

Ясно.

11.08

11

п. Комсомола 4380 2 А (альп., рад)

07.00 - 08.40

08.50 - 09.30

09.40 - 15.20

16.00 - 18.00

18.10 - 19.20

2, 5

Исходный бивак на морене ледника Богдановича. По открытому леднику в цирк перевала. Непосредственный подъем на перевал на пер. Комсомола - по правому борту восточной камеры ледника. Движение в кошках с одновременной страховкой (лед крутизной до 30°). Далее по осыпи подходим к маршруту - скалам средней сложности и поднимаемся в лоб по стенке (около 35 м - 60-65°) до площадки, траверсируем влево, пересекаем кулуар шириной 6-8 м., продолжаем движение по стенке до 13 - 15 м (легкое лазание) и выходим к наружному углу (15 м крутизна до 70° средней сложности), подняться на площадку следующей стенки, отсюда пройти (120 м) по гребню к крутым сглаженным скалам, возвышающимся на 25-30 м. Скалы преодолеваются в лоб. Затем выйти на легкие сильно разрушенные, скалы по ним к вершине.

Спуск по пути подъема.

Ясно.

12.08

12

ледн. Багдоновича - пер. М. Талгарский н/к (3200) - ущ. Левый Талгар

07.30 - 12.15

14.00 - 19.00

12, 0

По уже хорошо знакомой тропе спускаемся до пер. Б. Талгарский и далее по тропе с перевала до пер. Малый Талгарский, затем крутой спуск по петляющей между упавшими елями тропе к р. Левый Талгар, затем по тропе левым берегом реки до стоянки "Красная поляна.

Переменная облачность.

13.08

13

Дневка

ВЕСЬ ДЕНЬ

-

ущелье Левый Талгар

"Красная поляна"

Ясно.

14.08

14

ущ. Левый Талгар - под пер. Оджоникидзе

08.00 - 12.00

13.30 - 19.15

10, 0

По тропе левым берегом до селевой плотины и далее по тропе до "Солнечной поляны" в р-не р. Улькун-Мынжилки. Травянистым склоном фронтальной марены поднимаемся в западном направлении и по старой марене сложенной средними и большими валунами подходим к мощным "молодым" маренным валам, поднимаемся слева** и далее переходим на моренные валы, по которым подходим в долину ледника, обходя его слева** и на невыраженной боковой морене встаем лагерем.

Ясно, к обеду - переменная облачность.

15.08

15

пер. Орджоникидзе 4050 2 А - ледн. Туюксу

06.30 - 08.00

08.20 - 15.00

16.00 - 19.00

7, 5

Выходим на ледник несколько ближе к середине по его юго-восточному борту, траверсируя склон слева на право**, продолжаем движение по леднику покрытому средними валунами, тем самым обходя возможные места падения камней с п. Орджоникидзе практически под стену п. Маяковского., постепенно выходя на центр. Ледник не имеет сколько-нибудь крупных трещин, и его прохождение технической сложности не представляет. Подъем на перевал проходит сначала по леднику, а затем ч/з бергшрунд, по "снежному мостику", потом траверсируем склон в южном направлении по ледовому склону крутизной 50-55° - 35 м, далее несколько выполаживается до 45° - 250 м связках, на кошках, со страховкой через ледовые крючья (с организацией "перил").

Спуск с перевала со стороны лед. Игл Туюксу длинная крутая (40-45°) осыпь, в основном мелкая, местами средняя, а ближе книзу крупная - движение плотной группой. При подъеме и спуске наблюдение за северным склоном вершины Орджоникидзе.

Ясно.

16.08

16

ледн. Туюксу - пер. Погребецкого 4100 2А - р. Озерная

06.40 - 07.50

08.30 - 15.40

16.00 - 16.40

17.00 - 20.00

13, 5

По открытому леднику подходим под перевал.

Подъем: на перевал осуществляется сначала по крутой крупной осыпи траверсируя слева на право (по ходу движения) к скалам на границе со льдом (80 м). Далее по закрытому углу, образованному льдом и скалами (организация страховки ч/з ледовые крючья и закладные элементы) 55-60° - 35 м, далее идем по разделу скалы/лед (40-45° - 130 м) - страховка ч/з ледоруб, выступы, ледовые крючья (с организацией "перил").

Спуск плотной группой по мелкой и средней "сыпухе" покрытой снегом.

Выходим на хорошо "набитую тропу с пер. Туристов, которая со временем переходит в дорогу.

До обеда ясно, затем переменная облачность,кратковременный снег, гроза к вечеру - ясно.

17.08

17

р. Озерная - пер. Алматы-Алагир н/к - ущ. Проходное

07.30 - 09.30

9.50 - 13.00

14.30 - 16.00

16.20 - 20.20

17, 0

Подход под начало подъема на перевал осуществляется от р. Озерной по дорогое, далее по травянистому склону на запад к сухому руслу реки и по нему на перевал.

Подъём и спуск: травянисто - осыпные склоны. Спускаемся до тропы в доль р. Проходной и по ней вниз до моста.

Ясно, на перевале сильный ветер.

18.08

18

Дневка

ВЕСЬ ДЕНЬ

-

Поляна у верхней границы леса

Ясно

19.08

19

ущ. Проходное - под пер. В. Ломакина.

1/2 Дневка (Пережидание непогоды)

08.30 - 09.30

3, 0

Подход под начало подъема на перевал осуществляется от р. Проходной по травянистому склону на запад у верхней границы леса. По левой части поднялись на фронтальную морену

Ясно, затем переменная облачность, проливной дождь, гроза с переходом в снег

20.08

20

Дневка (Пережидание непогоды)

ВЕСЬ ДЕНЬ

-

Площадки на верхней части маренного вала

Мокрый снег с дождем, гроза

21.08

21

ущ. Проходное - пер. В. Ломакина 1 А - ущ. Каргалинка

08.00 - 12.00

12.20 - 14.10

14.40 - 16.10

17.10 - 20.00

8, 6

Продолжили движение с левой стороны маренных валов, в том месте, где морена подходит к скалам. Седловина перевала нечетко выраженная является самой южной в гребне, идущем к характерной вершине в виде зуба. Подъем на перевал осуществляется по крупной осыпи. Не следует выходить на ледник, и подходить к камнеопасным склонам, находящимся справа. Непосредственный подъем на перевал представлен льдом покрытым очень подвижной, мелкой осыпью. Безопаснее подниматься, придерживаясь правой стороны, так как слева - путь падения вытаивающих из ледника камней. Седловина перевала узкая 3-4 м. и короткая - 10-15 м. Спуск с перевала в сторону р. Каргалинка не длинный и не крутой - порядка 70 метров - 25-30 градусов, сложен из среднего размера малоподвижных камней. Внизу спуск представляет собой лед, покрытый крупными обломками скал. Далее пересекаем ледник в направлении центра его разворота, где выходим на левую боковую морену. Ледник ровный, открытый и без трещин. Спускаемся по моренным валам придерживаясь левого борта и несколько подрезая склон, что бы не терять высоты (тактика не совсем себя оправдала, т.к. в итоге наткнулись на сложное нагромождение больших обломков скал, прохождение которых потребовало много сил и времени).

Ясно

22.08

22

ущ. Каргалинка - пер. Гляциологов 4150 2 А - ущ. Проходное

07.30 - 08.40

09.00 - 14.30

16.00 - 19.30

5, 4

С ночевки на левой морене ледника Каргалинка идем на перевал сначала по средней осыпи, затем по легким разрушенным скала - перильная страховка. Далее по разделу скалы/лед - страховка ч/з ледоруб, выступы, ледовые и скальные крючья, френды далее траверсируем по льду 40-45° - 40 м - перила на ледобурах.

Спуск: плотной группой сначала по кулуару с мелкой и средней "сыпухой", далее по крупным обломкам гранитных глыб выходим на маренные валы и далее на "зеленку".

Ясно

23.08

23

ущ. Проходное - пер. Проходной н/к - оз. Примул - пер. Лунина 4100 1 Б - ущ. Пр. Аксай

08.00 - 09.40

10.00 - 12.10

13.30 - 15.30

16.00 - 19.00

13, 5

Перейдя речку выходим на хорошо набитую тропу на пер Проходной Подъём и спуск: травянисто - осыпные склоны. На перевале - курган из принесенных туристами камней.

Сразу с перевала уходим в правый карман, пытаясь не терять высоты и по распадку выходим в камеру пер. Москвичей и пер. Лунина. Подъём на пер. Лунина идет сначала по средней и мелкой осыпи 30-35° - 250 м, далее снежно-ледовый склон местами покрыт мелкими камнями 35° - 200 м.

Спуск плотной группой по осыпному склону 30-35° - 400 м из мелкой и средней "сыпухи".

Ясно, на перевале сильный ветер, переменная облачность.

24.08

24

ущ. Пр. Аксай - ущ. Аксай - п. Кардон

п. Кардон - г. Капчагай

07.30 - 13.00

14.20 - 19.20

19, 5

а/т

С утра по нечёткой тропе идем вниз правым берегом по долине р. Аксай.

Ясно

25.08

25

г. Капчагай - г. Алма-Ата

г. Алма-Ата - г. Москва

а/т

АВИА

Здесь и везде:

* - определения правый - левый по отношению к ледникам, маренам, сторонам рек и ущелий даны орографически.

** - при прохождении (обходе) препятствий на маршруте определения правый - левый даны по ходу движения.

Итого: 142, 0 км. (по карте масштаба 1:100000)

5.1 Высотный график:

Продолжение >>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100