Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Максим Лучко, Новосибирск

Летопись чрезмерно лечебного, временами оздоровительного путешествия по горам Борколдоя в девятнадцати ходовых, едовых, ездовых днях

Продолжение.

Начало читайте здесь

19.08. День ходовой одиннадцатый. Массив 5170 - р. Джарыктал - лдн. Джарыктал.

Выход - 9 часов. Ветер и снегопад буянили всю ночь.
Утро - тоже. Чтобы никого не сдуло, решили провесить перила. Повесили 360 м. до пологой части, далее пошагали в связке. Следы занесло за ночь, потому пришлось заново тропить.
Подошли к перевалу, на который делали радиальный выход. Ветер продолжал дуть, снег - валить, потому решили воспользоваться запасным "облегченным вариантом" и уйти через перевал Джарыктал. От "Озёрной" скалы дошли в связке по леднику до морен, где собрали верёвки.

Ф. 69. Нам вниз - к ручью, вдоль него и далее
   Помчались вниз, совершая двухметровые-трёхметровые прыжки по мелкой осыпи. Ах! Несказанное удовольствие бегать мо мелкокаменистым осыпям! Уподобляешься быстрому кенгуру, который зверь в своих прыжках явно чувствует себя - пусть и на очень короткое время - птицей. Прискакали-прилетели на левобережную морену.
По ней за час добрались до слияния с ручьём из-под ледника Джарыктал Восточный. В месте слияния отобедали и просушили вещички.
   Дальнейший наш путь лежал к перевалу Джарыктал Восточный.
Правильно было бы подниматься по ручью, текущему по центру долины, однако мы решили поглазеть на ущелья под массивом Мэрик - Мэри-Филонов и двинулись по левой (пхд) боковой морене вдоль ручья. Рассмотреть ничего толком не удалось, поскольку горы были затянуты туманом. Правобережная морена плавно уходила на ледник, нам же надо было к его языку, где мы надеялись ночевать на камушках.

Ф. 70. Вдали видна седловина пер. Джарыктал Восточный.
Ближе - язык ледника, у
которого нам предстоит ночевать
   Приспустились с морены и разбили лагерь на левом берегу (ор.).
   ...Вечером произошло довольно таки неприятное открытие: у всех заканчивалась туалетная бумага. Приняли решение перейти на режим сбережения.
Сидя в палатке, мы обсуждали вопросы максимально экономичного использования. Славка, задумчиво глядя на мои карты произнёс:
   - Не беда... У нас ещё твои карты...
   - Славян! Это же святое! - Воспротивился я.
   - Да ладно тебе, - отмахнулся Славка. Затем воздел перст и провозгласил: Они ламинированы ведь! Перед нами многоразовая туалетная бумага! Использовали - помыли - использовали! Проблема решена!
   Макс Кратов предложил иной вариант: в качестве подтирки пользоваться полиэтиленовыми мешками. И многоразовые, и не жалко.
   20.08. день ходовой двенадцатый. Пер. Джарыктал Восточный - лдн. Джагалмай - р. Джагалмай
   Всю ночь шёл несильный, но беспрерывный снег. Наутро погода не улучшилась. Выбрались из лагеря в 8 часов. Дошли до ледника за 15 минут.
Наметили путь на перевал - в левую (пхд) седловину. Ледник оставался открытым, только нападал свежий снег глубиной 10 см.

Ф. 71. Топаем по леднику
   Не доходя два километра до перевала, образовали связки. Едва подошли к перевалу, наползла уникальной густоты мгла, но путь уже был намечен, и мы неспешно взобрались на перевал.

Ф. 72. Вид с седловины на ледник Джагалмай

Ф. 73. Коллектив на перевале
   Тьма то смыкалась, то размыкалась, и через минуту нашего пребывания на перевале воцарилась, кажется, окончательно и бесповоротно. В эту самую минуту мы выяснили следующее: с седловины в сторону ледника Джагалмай свисают здоровенный карнизы, только в месте, где мы вылезли на перевал, их нет.
Целый час мы просидели, пялясь на склоны, размышляя о всяких милых вещах - огромном количестве разнообразной пищи, алкогольных напитках, превратностях существования человека разновидности "турист"... Развиднелось. Чуть-чуть.
Рванули к склону: увидели на сто метров ниже широченный бергшрунд. Заволокло. Итак, что делать? Ночевать? Однако при таком темпе снегонакопления, завтра склоны станут опасными вдвойне, и на гребне прямо таки ураган царит, и внизу - заброска, где в наличии - мука для оладий, и вообще... Решили устроить разведку в бергшрунд. Спустились, покопавшись в глубоком снегу, где ничего не нашли, кроме трёх здоровенных и глубоких трещин.
Стоя на краю берга, мы занялись охотой за просветами ("Просвет! Быстро-быстро наблюдаем, что там!!!"). Ничего не поймали. Так дело не пойдёт. Решили прогуляться по широкому, словно улица с двухполосным движением, бергшрунду в восточном направлении.
Добравшись до места, где берг, сужаясь, сливался со склоном, решили спуститься вниз на одну верёвку. Спустились. Ледовый склон, подножие которого скрыто в тумане. И тут, счастье пришло к нам! Болтаясь на верёвке, я вдруг увидел подножие и понял: склон - короткий (метров 150-200), крутизна - небольшая. Решили спускаться по этому пути.
Быстренько забрались на перевал, где, как вспоминал Лёшка час пребывания на седловине в пургу, "Ожидающие разведгруппу сбрасывали с себя снежные кучи и согревались бодрыми песнями, в которых главными героями в основном звучали солнце, жара, тропические животные". Схватили рюкзаки и помчались вниз.
Оказались на пологом леднике Джагалмай. Где господствовали прямо таки ураган и снежная тьма, перемежаемая коротенькими просветами без затиший. Прижались к левому борту ледника (ор.), затем вышли на центр ледника. За три часа почти бегом (останавливаться надолго в такую погоду желания не было) дошли до нижней части ледника, где, по описаниям, он был изломан и покрыт моренным чехлом. Прошли этот неприятный участок за полтора часа, затем 20 минут - по моренам до заброски. В 19 часов оказались в лагере. Выкопали заброску. Погодное буйство немного успокоилось.
   ...Таня расхаживала по лагерю и повторяла странную фразу, безумную для несведущего, но преисполненную глубочайших смыслов для знающего: "Прелестные вещи... Прелестные вещи. Прелестные вещи!" Девушка посмеивалась.
Можно даже сказать - хохотала. При некотором домысливании можно было предположить, что Танюха восхищается окружающими пейзажами, пройденным маршрутом, грядущим выходом в цивилизацию, однако при таком раскладе казалось очевидным определённое умопомешательство говорящей, поскольку пейзажи всё ещё оставались полускрытыми в непогоде, пребывание в горах пока не окрасилось идиллической ностальгией, затеняющей трудности, но выделяющей красоты, единение коллектива, радость побед. Выход в цивилизацию пока был весьма призрачным.
Мы тоже похохатывали. Ибо знали о прелестных вещах... Таня вспоминала предыдущий вечер, в который мы предавались философствованию.
   - Интересно, - размышлял я, - сколь многообразны проявления человеческого восприятия, многообразны и противоречивы. К примеру, кожа... Вот смотрю на свою кожу, - привычную, родную: она не вызывает негативных эмоций.
Но стоит взять лупу и разглядеть в приближении, как обнаруживаешь нечто отвратительное - волосинки растут из воронок, расположенных промеж бороздчатых полей... Чёрные точки... Прелестные вещи обращаются в какой-то ужас.
   - Прелестные вещи?! - захохотала Таня. - У Макса есть разные прелестные вещи, например, кожа! И прочее! Прелестник.
   Вот блин. Моя кожа - прелестная вещь. Сам назвал. Вот уж - прелесть. Красотища, в приближении выглядящая уродством.
   - Никакая она не прелестная! Не то имел в виду! - запротестовал я, хохоча. - Обычная кожа! Я ведь абстрактно рассуждал!
   - Но ты же свою кожу назвал прелестной?
   - Я назвал кожу вообще такой!
   - Прелестные вещи!!! - не сдавалась Таня.
   Мой нечаянный ляпус застрял в Таниной голове, послужив поводом для разнообразных толкований.
   21.08.День почти неходовой тринадцатый. Днёвка
   Жарили оладьи. Весь день жарили оладушки. Когда тесто закончилась, жарить перестали. Промежуток между тем, как затушили горелку и съели последний оладушек, составил одну минуту.

Ф. 74. Оладьи!!! Компот!!! Тепло!!! Ясно!!!

Ф. 75. В ожидании вожделённой пищи
   Сходили в разведку под перевал, ведущий в долину Карасу.

Ф. 76. Вид на ледник Джагалмай.
   Наметили путь захода в цирк под намеченный перевал.
   22.08. День малоходовой четырнадцатый Подход под перевал из долины Джагалмай в долину Карасу
   Вышли поздно... И шли недолго.

Ф. 77. По гребню в центре нам предстоит топать
к перевалу, ведущему в долину Карасу

Ф. 78. По гребешку моренному слева, вклинивающемуся
в ледник, нас ждёт движение
   Притопали к хребту, за которым лежала долина реки Карасу. В хребте виднелось несколько седловин. Выбрали крайнюю правую (пхд): у остальных перед выходом виднелся поясок скал, к тому же под слоем осыпи точно был лёд. Крайняя правая седловина была хоть и длиннее, но к ней вел склон, покрытый снегом, выход на перевал казался простым.

Макс Кратов и Славка сбегали в разведку на перевал, чтобы проглядеть возможный спуск. Сообщили по рации, что проход есть. Последняя ночёвка с видом на основной хребет массива Борколдой прошла идиллически.

Ф. 79. Идиллия
   23.08. День ходовой пятнадцатый. Пер. Кореш - р. Карасу.
   Вышли в 8 утра и по следам поднялись на перевал.

Ф. 80. Крайняя седловина справа - путь,
который нас ждёт

Ф. 81. Последний взгляд на центральную часть
хребта Борколдой с перевала "Кореш".
   Седловина его оказалась широченной.

Ф. 82. Народ на седловине предаётся беседам и размышлениям
   Прошли по гребню до самой низкой точки в седловине, с которой слезли на ледник Карасу.
   Спуск показался экстремальным, поскольку на склоне лежал метровый слой рыхлого снега, который грозился съехать вместе с нами. К тому же в нижней части разверзся бергшрунд, так что, если бы сошла лавина, слетели бы мы вместе с ней в берг.

Ф. 83. Слезли с перевала (на заднем плане который).
   По леднику добрались до небольшой морены, где устроили обед.

Ф. 84. Подходя к месту обеда,
оглядываемся на пройденный путь.
   Долина, следующая за ледником, смотрелась каньонисто, по крайней мере, уже и глубже, чем Узенгигууш-Туюк. Что подтвердилось, едва мы сошли с ледника и прошли километр: река уходила в каньон. Разведданные показали, что каньон непроходим. Обошли его справа по ходу движения и оказались на небольших уютных площадках, где встали на ночёвку.
Отправившись на поиски чистой воды, я обнаружил узкий прозрачный ручей, текущий среди кряжистых заглаженных скал, которым в голове сразу всплыло название: "Бузуки". Или "Башибузуки". Что значит это словечко - не знаю, но звучит так же кряжисто и плотно, как эти скалы. Прямо-таки по-гномьи звучит. С превеликим удовольствием я погулял среди них.

Ф. 85. Бузуки 1.

Ф. 86. Бузуки 2.

Ф. 87. Бузуки 3.

Ф. 88. Башибузуки.
   24.08. День ходовой шестнадцатый. Р. Карасу - р. Карасу.
   Ручей, по которому нам предстояло спускаться, уходил в каньон. Мы решили двигаться по правой (ор) стороне.

Ф. 89. Путь, который нас ждёт.
   Прошли пол километра, затем в обход прижима поднялись на боковую морену 200 м., двигались по ней примерно километр. По путь увидели такую вот наклонную скалу. Прямь, Пизанская башня.

Ф. 90.Скала наклоненная
   Оглянулись с морены на пройденный путь.

Ф. 91. Вид на пройденный путь.
Седловина в центре - перевал Кореш

Ф. 92. В природе наблюдается
равновесие неба, земли, рек.
   Сверху было видно, что по противоположному берегу идут тропинки. Спустились вниз. Появилась тропа, траверсом идущая по склону вдоль реки. По ней пришли к травянистым террасам, по которым двигались в течение полутора часов. Найдя пологое место с чистой водой (в реке она была мутной), встали на ночёвку.

Ф. 93. Вечерняя идиллия.
Очень хорошо. И немножко сытно.
   25.08. День малоходовой, но многоедовой семнадцатый. р. Карасу - стоянка чабанов.
   Выход - 12 часов. Вышли на галечное ложе ручья, прошли по нему около двух километров, затем перешли через реку, поскольку с нашей стороны имелся прижим. Далее прошагали вдоль ручья примерно полтора километра.

Ф. 94. Пейзажей значительных красоты необыкновенные
   Выше на километр от устья р. Чон-Карасу увидели одинокую корову, чьё вымя показалось преисполнено молока. "Ах, наверное, вкусное молоко у этого зверя, пасущегося на диких горных лугах..." - призадумались мы.
Потом выявилась такая логическая цепочка: "Молоко - корова - хозяева - юрта!". Через пол километра увидели домики, откуда к нам прискакал джигит. Мы поинтересовались, насчёт молока, хлеба. Он кивнул, дескать, есть, заходите, гости дорогие.... Мы свернули к стоянке. Оказалось, это лагерь какой-то фирмы, занимающейся коммерческой охотой. Хозяева - чабаны и по совместительству охранники радушно встретили нас, напоили чаем, молоком.
После непродолжительных дебатов, основной темой которых явилось предложение руководителя остаться на базе, встретившее восторженное согласие и в то же время некоторое сомнение в приличности такового акта (а не наглеем ли мы, а не притесним ли...) со стороны некоторых участников, - сомнение, безжалостно подавленное безоговорочно как согласными, так и самими сомневающимися, мы решили остаться на ночь у гостеприимных скотоводов.
Услышав наше желание приютиться на базе, хозяева согласились и сразу же снова напоили-накормили нас. Медик, состоявший в числе сомневающихся как смог отплатил любезным киргизам - выдал некоторое количество спирта, незамедлительно выпитое нами.
Киргизы сообщили, что туристы в районе довольно редки, хотя недавно прошла группа.
"Скорее всего, - подумал я, - это те самые прибалты, которых мы видели на Джагалмае в первые дни". Затем чабаны предложили нам откушать - мы с большим удовольствием согласились. После приёма пищи срочно понадобился моцион, которому все предались со многим удовольствием. Мы со Славкой нашли такой вот занятный камень:

Ф. 95. Камень необычный.

Ф. 96. Камень необычный в другом ракурсе.
   На ужин также плотно поели.

Ф. 97. Предвкушая вкушение
   После предночного приёма пищи хозяева представили нам собачьи бои, стравив двух псов (один - хозяев, другой - с соседнего стойбища), выставив победителю приз в виде огромного шмата мяса и собачьей самки, бегавшей между бойцов и сладострастно принимающей одобрительные покусывания от поединщиков.

Ф. 98. Собачьи бои. Бойцы видны плохо.
Самка собак (беленькая) видна лучше.

Ф. 99. Чёрный пёс - чемпион!!!
   К восторгу чабанов победил родной пес, незамедлительно удалившийся с милой дамой во тьму.
   После собачьих битв хозяева предложили нам другое развлечение - карты. Пока на столе находились молоко и хлеб, народ участвовал в игре.
Едва пища закончилась, расползлись по спальникам.
   26.08. День ходовой восемнадцатый. Стоянка чабанов - р. Узенгигуш-Туюк.
   Выход - 12 часов. У нас имелась прекрасная возможность сытно пожить ещё денёк на попечении добрых киргизов и выйти на следующий день рано утром и далее быстренько пробежать двадцать четыре километра до заставы, где в 13 часов нас должен был забрать автомобиль.
Но мы отвергли могучим усилием воли сытый покой, и пустились в путь... Причиной такому героическому решению, кажется, явилась заброска, в которой лежали две банки тушёнки, представлявшие всё ещё немалый интерес - даже после сытого пребывания у чабанов и уж тем более после сухого мяса, несколько утомившего за маршрут.
Под мелким дождём обогнули по конской тропе горочку и вышли к дороге вдоль реки Нарын. По ней за два часа поднялись на некатегорийный перевал 3368,5 м.
Далее шли также по дороге до устья реки Узенгикуш-Туюк. Дорога вполне сносная, поскольку почва каменистая, неболотистая, хотя в двух местах ручьи, стекающие с боковых склонов, образовали глубокие рытвины. Добрались до лагеря охотников, где обедали в первый день похода, за три часа.
   ...Вечером в небесах разыгралось невиданное представление. На севере до полуночи вспыхивали зарницы, - вспыхивали, гасли, вспыхивали, гасли.
Таинственно. К сожалению, батарейки в моём аккумуляторе разрядились, потому не фотографировал. Причина этого явления осталась неясна.
Поскольку полыхали зарницы в стороне золотодобывающего комбината, то можно предположить, что связаны они были с производственным процессом этого предприятия.
   27.08. День почти не ходовой, но многоездовой девятнадцатый. Р. Узенгикууш-Туюк - застава Карасай - г. Каракол.
   Вышли в 11 часов .За полтора часа дошли до погранзаставы, где сели в машину и поехали домой. Остановились на ночёвку у Игоря Ханина.
   Возвращение в духе "Ночь, улица, фонарь, аптека".
   Отдых. Подготовка к отъезду. Отъедание. Объедание. Переедание. Туалет. Отъедание. Туалет. Туалет. И... явление одиноких босоножек на тротуаре в центре города Каракол.

Ф. 100. Удивительнейшее явление одиноких босоножек
на тротуаре г. Каракол.
   Вывод.
   Нашей группой посещён интересный, технически неоднозначный, малохоженный район. Совершён ряд первовосхождений на вершины, в том числе на высшую точку хребта - гору, которая на карте маркирована "5170" и названную нами пиком Филонова Павла.    Общий список пройденных препятствий:

Вид препятствия

Джарыктал Восточный

Кореш
   Снежно-осыпной
   Поход получился странным. Неудачным его назовёшь вряд ли. Он вышел "уместным": исходя из состояния группы пройдено ровно столько, сколько могло быть пройдено и там, где пройдено. Большая заслуга в этом нашего медика Кратова Максима, который регулярно отслеживал состояние участников, пичкал лекарствами и чьё мнение на предмет осуществления элементов маршрута ("укоротить" поход, брать на отдельные восхождения тех или иных участников и пр.) являлось основным. Достойно себя повела вся группа - больные, которые нашли в себе силы отказаться от восхождения на некоторые горы и почти безропотно отдававшиеся медицинским процедурам Макса все - адекватно реагировавшие на непогоду, технические сложности и пр.