Горы мира > Памир >

Автор: Михаил Брук, Екатеринбург

На пик Энгельса в 1985

Читайте другие публикации автора на Mountain.RU

Бега (Первый Чемпионат Союза Независимых Государств, 1994 год)
Бит-Кая, 1989 г
Пик 26 Бакинских комиссаров, 1988 год

Читайте про пик Энгельса на Mountain.RU

Памирцы вернулись! Пик Энгельса по 6А.
Пик Энгельса по Восточному гребню, 6А. Август 2006.
Маршруты 6Б к. с. на 2007 год.
Пик Энгельса: Мечты о чем-то Большем

Памяти Сан Саныча Михайлова
Тренера СКА-17

Пролог. Часть 1 (Разминка) | Часть 2 (Восхождение).

Часть 3. (Возвращение.)

Действующие лица.
Те же. (см. Часть 2).

Спали до 10 часов. На завтрак был только чай, продукты кончились и у грузин. По несложному Западному гребню начали спуск в сторону перевала Зугван разделяющего пики Маркса и Энгельса.
Серега выглядел значительно бодрее со сбросом высоты, его острая пневмония стала вновь обретать черты вялотекущей ангины.
На "дюльферах" еще приходилось оказывать ему помощь, но на ровных участках гребня он перемещался уже самостоятельно. К вечеру спустились на перевал.
С тоской взглянули на видневшееся внизу родное ущелье Шабой с нашим лагерем, от которого нас отделяла трехсотметровая стена и грандиозный ледопад ледника Шабой и начали спуск на юг по простому склону на ледник Зугван. В сумерках остановились на ночевку в центре ледника.

В лучах заходящего солнца успели полюбоваться на возвышающиеся справа по ходу великолепные километровые стены пиков ТГУ (Таджикский государственный университет) и ЛГУ (Ленинградский государственный университет). Налево старались не смотреть.
Там, в отроге Южной вершины пика Энгельса виднелась, где-то на высоте 4500 метров перемычка, на которую нам завтра предстояло подняться. Затем перевалить в ущелье Кышты-Джероб и двигаться далее к кишлаку Лянгар, где нас должен ждать наш "газончик" и группа встречающих.
Ужасно хотелось жрать, но на ужин пришлось ограничиться кружкой противной теплой водички с привкусом бензина. Заварка и сахар тоже подошли к концу. Утром совершенно не было сил вставать. Во всем теле была противная слабость.
Голова кружилась, и слегка подташнивало. Виталя Шакиржанов сказал, что это классические признаки беременности, так как ему вдобавок хочется одновременно кисленького, сладенького и солененького. Немного подискутировав на эту тему, стали собираться в путь.
Полчаса потратил, на то, чтобы надеть ботинки, пальцы распухли и начали наливаться нездоровой чернотой, вот они последствия ночевки в обуви.
На связи Саныч сообщил, что на перемычке сидят наблюдатели Камчатских сборов, они в курсе наших проблем. Это известие заставило быстро собрать личные шмотки и, бросив все общественное, т.е. веревки, "железо", примус (бензина все равно не было), начать подъем.

Не могу вспомнить ничего из последующих трех часов. Перед глазами стоял "туман", а в голове засела единственная мысль: "Перемычка. Наблюдатели. Продукты".
Поднявшись на перевал вторым, я увидел стоящего на четвереньках Агафонова, который, даже не сняв рюкзака, что-то уплетал из здоровенного мешка.
Не обращая внимания на камчатских парней, радостно приветствующих нас, я, выхватив из рюкзака ложку, присоединился к Шуре. Когда-то в этом мешке были отличные сухари, сейчас же осталась одна панировка.
Нисколько не смутившись этим обстоятельством, мы начали набивать желудок тем, что есть, выслушивая сконфуженные оправдания "камчадалов", что они здесь уже неделю, все кончилось, но в шести часах ходьбы, ниже по ущелью находится их базовый лагерь, где нас ждет царский прием.
Постепенно все участники команды СКА-17, даже Породнов, который умудрился обогнать всех грузин, собрались на перемычке. Чувство голода приутихло и шестичасовой переход, в преддверии обильного ужина уже не казался таким страшным мероприятием.

Растянувшись на пару километров, медленно перемещаемся по долине Кышты-Джероба, вдоль грандиозной Северно-восточной стена пика "Московская правда", которая имеет явно выраженную вершину в форме башни, возвышающуюся над остальным отрогом хребта.
Каждый идет в силу своих возможностей, молча, углубившись в свои мысли и чувства. Лично я сосредоточился на чувстве боли в пальцах. При каждом шаге она отдавалась в голове, и на некоторое время отвлекла даже от мыслей о еде.
В первом попавшемся коше обменял кусок репшнура на две лепешки и банку айрана. Опустив ноги в арык, с догнавшим меня Шакиржановым, жуем лепешки и молча смотрим на нашу гору, которая кажется отсюда уже ни такой и большой.
Каждый думает о чем-то своем.

К пяти часам достигли лагеря камчадалов. Прием действительно был оказан царский. Девушки в сарафанах с хлебом-солью. Горячие поздравления ветеранов альпинизма. И много-много еды.
Приблизительно через час, насытившись и разомлев от уюта базового лагеря, с трудом заставили себя подняться. Поблагодарив гостеприимных хозяев, спев на прощание " Красную Армию", двинулись дальше.
Парни сообщили нам, что до кишлака Лянгар еще шесть часов ходу. Опять шесть часов! Это какой-то рок.
Первые пятнадцать минут идем все вместе весело переговариваясь и обсуждая девчонок виденных в лагере. Практически единогласно решили, что красивей в жизни не видывали, ну, по крайней мере, последние две недели точно.
Затем, то один, то другой начали поспешно нырять в близрастушие кусты, и наша стройная колонна распалась.
Внезапно почуствовал, что все то, что я с таким наслаждением съел час назад, стало медленно, но неотвратимо подниматься обратно. Едва успеваю сбросить рюкзак, как сильнейший спазм сотрясает все тело и … я опять голодный!

В сумерках наступающей ночи мрачно тащусь вниз вдоль здоровенного арыка, который казалось, не имеет ни начала, ни конца. Тем ни менее замечаю, я иду вниз, а вода в арыке течет вверх! Догоняю Юру Задворьева и делюсь с ним своим наблюдением.
Информированный Юра тут же прочитал мне целую лекцию о том, что данное гидротехническое сооружение построено более 100 лет назад местными умельцами. Которые используя эффект скоростного напора воды и уникальную конфигурацию водовода умудрялись поднимать воду без всяких там насосов и помп на высоту в несколько сотен метров и на расстояние в десяток километров. Вот это Кулибины тюркского происхождения!
За разговорами незаметно спустились в долину Пянджа и, подождав Шакиржанова с Породновым, направились дальше к уже показавшимся огням кишлака Лянгар.

Добравшись в полной темноте до сельсовета, где нас должен был ждать Саныч с машиной, обнаружили только огромный замок, висящий на двери органа исполнительной власти и полное отсутствие людей.
Надежда отправиться сегодня домой "приказала долго жить". Не было слышно ни безнадежно отставших грузин, ни убежавших вперед Ермачека с Полуяктовым, ни вообще куда-то пропавшего Агафонова.
Не испытывая никакой радости по поводу закончившегося наконец восхождения, попытались расположиться на ночевку прямо на ступеньках сельсовета. Но чувство голода не давало уснуть.

Внезапно из темноты нарисовался Шура Агафонов, который уже познакомился с аборигенами и даже притащил нам лепешку.
При этом он сообщил, что совсем рядом в клубе крутят кино. Вход бесплатный.
Оставив Юру Задворьева охранять наше барахло, отправились в местный очаг культуры, где с изумлением выяснили, что показывают "Семнадцать мгновений весны" на таджикском языке.
Можете себе представить совещание в ставке вермахта " …Гитлер ака, Гитлер ака - дивизия йек, ой вай вай вай…!". Совершенно обалдев от такого зрелища, рассаживаемся на свободные места среди местных тинэйджеров.
В кульминационный момент - пытки радистки Кэт, механик включил в зале свет, чтобы поменять пленку. Публика, увидев Серегу Породнова, с воплями бросилась вон.
Да, хочу пояснить, Серега после всех неприятностей, выпавших на его долю, внешне сильно видоизменился. Бритая налысо голова распухла, как воздушный шарик и приобрела синюшный оттенок. А сам он наоборот сбросил, наверное, килограммов пятнадцать. В общем, зрелище ни для слабонервных.
Поспешно выбравшись из кинозала, побрели обратно на свое крыльцо, усталость последних дней все же брала свое.

Утром жизнь наладилась! Прибыли Саныч, продукты, дубликаты наших документов. И на своем газончике, через каких-то пару дней, мы снова оказались в нашем базовом лагере.
Чемпионат завершился. Восхождение нам засчитали, правда, почему-то только третье прохождение (видимо не обошлось без закулисных интриг Левы Саркисова).
Каждой команде выдали по два живых барана, в качестве материальной компенсации за понесенные моральные издержки.
Объединившись со своими побратимами из грузинской команды, устроили двухдневный праздник живота, занявшись уничтожением вышеупомянутых животных и всех оставшихся продуктов, вперемежку с распеванием песни про Красную Армию, на русском и грузинских языках. Завтра домой!

Эпилог.

Победить в этом Чемпионате нам не удалось. Мы заняли второе место, обогнав восемь команд из других округов.
Оценить результаты этого восхождения ни так просто. С одной стороны несомненный успех.
Впервые участвуя в высотно-техническом восхождении по маршруту, пройденному лишь однажды, умудрились подняться в два раза быстрей первовосходителей, даже имея на руках тяжелобольного Серегу.
С другой стороны налицо просчеты в тактике подготовки к Чемпионату. Отсутствие опыта, приводило зачастую к принятию экстравагантных решений и к не до конца продуманным действиям.

Однако, понимание своих ошибок и осознание того, что успех восхождения на такие вершины определяется не только уменьем быстро перемещаться по всем видам горного рельефа. Но и тактической подготовкой, а самое главное знанием и пониманием ГОР и особенностей жизни человека в них, привело к тому, что на протяжении последующих пятнадцати лет успешных выступлений команды СКА-17 на различных Чемпионатах, у нас не было ни одного не только несчастного случая, но даже сколько-нибудь тяжелых срывов.
Я считаю, что это несомненная заслуга опыта, приобретенного нами на этом восхождении, где мы доказали сами себе, что команда, если она является по настоящему КОМАНДОЙ может решить любую задачу и найти выход из любой ситуации.
В общем "…Красная Армия всех сильней…".