Руководитель: Артем Федоров, г.Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2009 г. Часть 1 из 2

ОТЧЕТ

О ГОРНОМ СПОРТИВНОМ ТУРИСТКОМ ПОХОДЕ 5 К.С.

ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ КАВКАЗУ

Федоров Артем   1980 г.р.  6ГУ н/о. 5 ГУ, 4ГР

Казило Нина        1983 г.р. 4ГУ

Есин Евгений      1983 г.р  4ГУ

Изменения в заявленном составе участников - к сожалению, шестой член группы бессменный участник ряда предыдущих походов Федосов Владимир не смог выйти на маршрут по семейным обстоятельствам.

Сведения о маршруте похода.

День

Мн. - пер. Селла (3А, 4490м) - ледн. Селла - ледн. Безенги - а/л Безенги

4150/4490

Дневка

Мн - ледн. Безенги - пер. Кель (1А, 3640м)

2160 /3640

Мн - пер. Ортокара Вост. (3A, 4190) - пер. Рыжий пояс (3A, 4230) - ночевки в нижней ступени ледопада

3640/3690

Мн. - р. Тютюргу-су - р. Гара-ауз-су - р. Кулак - ночевки на травянистых площадках

3690/2600

Мн - ледн. Юж. Чат - пер. Чат (3A, 3860 м )

2600/3860

ЛП 1А к.т. - 1 шт.

Схема маршрута

Идея маршрута:

Планируя наше путешествие, мы стремились к созданию достаточно длинного, линейного, технически насыщенного маршрута, который наша группа вполне могла бы пройти за относительно небольшое время. К сожалению, ограничения, предъявляемые МКК к первому для группы походу 5 к.с. привели к некоторому упрощению заявленного маршрута по сравнению с изначально планируемым.

Одной из поставленных целей при прохождении маршрута было преодолеть его в "легком стиле" - то есть с минимальными затратами усилий и ходового времени, но не в ущерб безопасности.  Что касается тактики прохождения препятствий, то акцент делался на работу в связках, как с одновременной, так и с попеременной страховкой. Стоит отметить, что большое внимание при подготовке к маршруту было уделено повышению технических навыков участников, а также оптимизации личного и общественного снаряжения группы.

Планируемый маршрут состоял из нескольких частей:

1.  Акклиматизационная часть - посещение долины р. Черек Балкарский (где никто из группы еще ни разу не был), прохождение перевалов Туристов Грузии и Скалистый, далее выход на ледник Крумкол и прохождение высокого но относительно простого технически перевала Селла (3А).

2.  Техническая часть - выход через ранее незнакомые группе технически сложные перевалы 3А категории трудности из района альплагеря Безенги в район альплагеря Уллу-тау. На основе отчетных данных Олега Фомичева  ставилась задача подняться на перевал Ортокара Восточная (3А) и пройти траверс до перевала Ортокара Западная (3А) через первопройденную Фомичевым седловину перевала Рыжий Пояс (3А).

Далее было запланировано прохождение "технически несложного" по данным большинства описаний перевала Чат (3А) и выход в альплагерь Уллу-тау через хорошо нам знакомый перевал Грановского (2А).

3.  Завершающая часть  должна была содержать два технически сложных этапа:

а)  Из альплагеря Уллу-тау планировалось подойти в район массива Тютю и пройти альпинисткий траверс массива 3А к.т. З-В,

б) После прохождения траверса предполагался вариант красивого выхода из района через очень интересный перевал Суворова (3А) и далее спуск по долине Тютю-су в Баксан и затем выход в Тырныауз.

К сожалению, в связи с большим количеством препятствий 3А к.т. на маршруте траверс массива Тютю был запрещен к прохождению МКК и, соответственно, в завершающую часть маршрута из определяющих препятствий вошло только прохождение перевала Суворова.

Заявленный маршрут:

Р. Черек Балкарский - р. Тютюн-су - пер. Туристов Грузии (2А, 3668м) - пер. Скалистый (2Б, 3910м) - ледн. Крумкол - пер. Селлы (3А,4449м ) - ледн. Селлы - ледн. Безенги - а/л Безенги - Ур. Баранкош - пер. Кель (1А, 3648м)- пер. Ортокара вост. (3А, 4190м)-- пер. Рыжий пояс (3А,4230м)  - жандарма "Двухгорбый"  - пер. Ортокара зап (3А, 4270) (связка 3А, суммарно) - вершина Ортокара (2А с седловины, 4345м) - ледн. Шаурту - р. Тютюргу-су - р. Гараауз-су - р. Кулак - ледн. Юж. Чат - пер. Чат (3А, 3860м) - ледн. Сев. Чат - р. Башильауз-су - ледн. Башиль - пер. Грановского (2А, 3859м) - р. Адыр-су - а/л Уллутау - р. Куллумкол-су - ледн. Джайлык - пер. Суворова (3А, 4060м) - ледн. Тютю - р. Тютю-су - р. Баксан - г. Тырныауз.

Пройденный маршрут:

Р. Черек Балкарский - р. Тютюн-су - пер. Туристов Грузии (2А, 3668м) - пер. Скалистый (2Б, 3910м) - ледн. Крумкол - пер. Селлы (3А,4449м ) - ледн. Селлы - ледн. Безенги - а/л Безенги - Ур. Баранкош - пер. Кель (1А, 3648м)- пер. Ортокара вост. (3А, 4190м)- траверс до жандарма "Двухгорбый" - пер. Рыжий пояс (3А,4230м) (связка 3А, суммарно) - ледн. Шаурту - р. Тютюргу-су - р. Гараауз-су - р. Кулак - ледн. Юж. Чат - пер. Чат (3А, 3860м) - ледн. Сев. Чат - р. Башильауз-су - ледн. Башиль - пер. Грановского (2А, 3859м) - р. Адыр-су - а/л Уллутау - р. Куллумкол-су - ледн. Джайлык - пер. Суворова (3А, 4060м) - ледн. Тютю - р. Тютю-су - р. Баксан - г. Тырныауз.

Отклонения от заявленного маршрута:

Траверс Ортокара вост. - Ортокара зап.:  пройден не полностью.

Восхождение на вершину Ортокара (2А):  не состоялось.

Осуществлен спуск в долину Шаурту в районе перевала Рыжий пояс (3А).

Причины отклонения:

Неблагоприятные погодные условия (сильный ветер, приближающийся циклон) - в сложившихся обстоятельствах ночевать на гребне представлялось нам небезопасным.

Мы подошли к жандарму Двухгорбый и, осознав, что подъем по ключевому скальному участку потребует организации перильной страховки (предполагалось, что мы сможем пройти этот участок попеременно), приняли решение начать спуск в долину Шаурту в районе перевала Рыжий пояс.

Техническая сложность спуска, с седловины исходя из сравнения с имеющимися описаниями на наш взгляд, сопоставима со сложностью спуска с пер. Ортокара вост, однако, сам путь спуска существенно безопаснее.

В связи с соответствующим изменением маршрута также пришлось отказаться и от восхождения на в.Ортокара.

Заезд и выезд из района, заброски

Одним из главных преимуществ Кавказа перед многими другими горными регионами является налаженное транспортное сообщение и неплохо развитая инфраструктура.

Во время заезда мы пользовались всеми благами взаимодействия с группой Михаила Голубева, за что ему Большое Спасибо!

В данном нашем походе мы стремились предельно упростить схему забросок. Единственная сделанная нами заброска была оставлена в альплагере Безенги. Еда для завершающей части похода была куплена в альплагере Уллу-тау. Газ и сушеное мясо на завершающую часть маршрута у нас имелись в наличие.

Таким образом, с точки зрения снабжения поход можно было также разделить на три этапа:

1.  Акклиматизационный (запас еды на 7 дней).

2.  Технический - взята заброска из Безенги - запас еды на 9 дней + газ и мясо на завершающую часть маршрута (излишек продуктов за финансовое вознаграждение передан альплагерю).

3.  Завершающий - еда на 3 дня без проблем куплена во время дневки в Уллу-тау (оставалась еще часть еды от предыдущего этапа).

Заранее договорившись с Борисом Саракуевым мы отправили нашу единственную заброску в а/л Безенги.

В пос. Кашхатау заехали в администрацию заповедника (Кабардино-балкарский высокогорный биосферный заповедник), где нам быстро и практически бесплатно. 5 июля было воскресенье, однако,  Борис Саракуев заранее договорился с работницей заповедника, чтобы она оформила пропуск.

Контакты Бориса Саракуева:
8(928)950-38-68
bezonec@list.ru

Описание прохождения препятствий

Часть I, Акклиматизационная.
Долина Черека Балкарского - Долина Тютюн-су - пер. Туристов Грузии (2А)- пер. Скалистый (2Б)- л. Крумкол - пер. Селла (3А)- а/л Безенги

День первый

Время выхода 11-50.

Погода хорошая.

Пешая часть маршрута началась от большой поляны на берегу р. Черек Безенгийский, чуть выше погранзаставы.

При планировании прохождения долины реки Черек Балкарский нами было выделено два ключевых момента:

1) переправа с правого орографически берега реки (на котором проходит грунтовая дорога) на левый берег (в части описаний упоминался мост расположенный выше погранзаставы, но сильно ниже впадения реки Тютюн-су, а в части описаний говорилось, что моста не существует). Соответственно было принято решение начать движение чуть выше погранзаставы, дабы точно не пропустить пешеходный мост.

2) нахождение поворота в висячую долину реки Тютюн-су - координаты поворота были определенны с помощью google earth и внесены в память GPS .

По неплохой грунтовой дороге от поляны, двигаясь вдоль орографически левого берега реки, за один неполный переход доходим до прижима.

Рисунок 1. Ступень у прижима, конец грунтовой дороги,
тропа начинается слева в кустах

Здесь дорога резко обрывается, на крутую скальную ступень, заросшую лесом, влево по ходу уходит крутая тропа.  Кое-где на тропе сооружены небольшие перила. После подъема продолжаем движение по тропе и через 30 минут поворачиваем вправо по ходу вниз к реке (ориентир - много следов скота). Выходим к довольно капитальному деревянному мосту ( h =1409 m ) через Черек Балкарский.

Рисунок 2. Мост через Черек Балкарский. Высота 1308 м

Переходим реку и движемся вверх по орографически левому берегу реки. Старая хорошая тропа идет через лесную зону, перемежающуюся луговыми выходами.

Рисунок 3. Путь по левому берегу Черека.
Вид на подьем в висячюю долину р. Тютюн-су

Рисунок 4. По левому берегу Черека.
Старая набитая конская тропа

Погода хорошая, движемся довольно быстро. Тропа сильно вихляет вверх-вниз, несколько  раз набираем и сбрасываем по сотне метров высоты. Местами тропа расширяется и идет по каменистой террасе.

От моста через р.Черек пересекая по дороге несколько ручьев, за два перехода добираемся до небольшого деревянного моста через Тютюн-су. Переходим на орографически правый берег р.Тютюн и, сверившись с показаниями навигатора, по слабой тропе начинаем подъем в долину реки. Тропа скоро исчезает, движемся далее по криволесью и кустам в сторону устьевой ступени. Скорость движения сильно снижена из за густоты зарослей. Стараемся двигаться по слабозаметной осыпной гряде.

Рисунок 5. Заросли на начале подьема
в долину р. Тютюн-су

Через один переход достигаем просвета с луговыми травами, продолжаем движение по траве в сторону устьевой ступени. Встречаются фрагменты тропы. Еще через переход подходим под небольшую скальную ступень, здесь обедаем.

Скальная ступень обходится слева по ходу по крутому травянистому склону.

Через 15 минут движения проходим устьевую ступень и останавливаемся, чтобы спланировать дальнейшее движение - отсюда видно, что большая часть долины выше ступени полностью покрыта березовым криволесьем.

Рисунок 6. Вид на долину р. Тютюн-су после прохождения устьевой ступени.
Долина покрыта криволесьем

Продолжаем движение вдоль правого берега реки по криволесью и зарослям кустарников, переходя многочисленные ручьи, тропа практически отсутствует, скорость движения сильно снижена. Идет дождь.

Рисунок 7. Вид на срединную морену и сложный ледопад
на пути к перевалу Тютюн

Через два перехода ставим лагерь на небольшой полянке в густом березовом криволесье. Вода в ручейке неподалеку.

Рисунок 8. Стоянки в криволесье у основания
правобережной морены на маленькой полянке.
Вода в ручье в нескольких метрах от палаток

Время 19-05. Высота 2380м, набрали 1050м за 6 ходовых часов.

Садится туман, весь вечер идет дождь.

День второй

Подъем 7-00, выход 9-10

Переменная облачность.

Перевал Туристов Грузии (2А, 3668)

Пер. Туристов Грузии (2А) расположен в хр. Коштан - крест, отрог Тютюн. Соединяет лед. Тютюн и лед. Ю. Тютюн.

От места ночевки за 15 минут выходим из криволесья через многочисленные ручейки под основание правобережной морены, далее движемся по распадку вдоль морены в сторону верховий долины. Через 15 минут поворачиваем и по короткому конгломератному склону начинаем подъем на гребень морены (как выяснилось позже, решение было неправильным - путь по распадку, вероятно, оказался бы заметно проще).

Рисунок 9. Рододендродром на выходе на правый борт долины,
виден путь подъема по долине

Рисунок 10. Вид на путь подъема в верхний цирк
пер. Туристов Грузии, зона кустарничковой флоры

Верх морены полностью зарос крупными рододендронами. Встречаются фрагменты звериных троп.

Движемся параллельно реке в сторону верховий долины, высота рододендронов постепенно уменьшается.

Рисунок 11. Выход на снег

Рисунок 12. Путь подъема на седловину
пер. Туристов Грузии из долины Тютюн-су

Через 2 перехода выходим в область черничников.

И еще через 40 минут ходового времени, на границу травы и осыпи.

Погода портится на глазах - начинает накрапывать дождь. Темп движения уменьшился - сказывается резкий набор высоты. На осыпи у границы снеговой линии делаем обед. Перед выходом на сплошной снежный покров надеваем кошки.

Далее движемся по дуге с набором высоты по снежным рукавам между скально-осыпными выходами и за 40 минут подъема от места обеда выходим под перевальный взлет. За 40 минут, в связках с одновременной страховкой, поднимаемся на седловину перевала (крутизна порядка 30 градусов, снег, фирн, отдельные выходы чуть заснеженного льда).

Рисунок 13. Седловина пер. Туристов Грузии, непогода

Рисунок 14. Вид в сторону пер. Скалистый и пер Ашинова

На седловине делаем привал, погода окончательно портится.

Седловина снежная неявно выраженная, довольно широкая. На седоловине возможен лагерь. Перевальный тур не найден - в связи с плохой видимостью или он просто засыпан снегом.

С седловины перевала Туристов Грузии поворачиваем вправо и обходя небольшой ледопад широкой дугой с плавным набором высоты, в связках одновременно, движемся к седловине перевала Скалистый.

Перевал Скалистый (2Б, 3930м)

Расположен: в южном отроге г. Тютюнтау

Характер склонов: скальный на З, снежно-ледовый на В

Трещины на леднике большей частью плотно забиты снегом. Видимость периодически падает до 20 метров. Накрапывает дождь.

Рисунок 15. Путь к перевалу Скалистый

За 45 минут движения подходим под перевальный взлет представляющий собой  фирновый склон с крутизной до 30 градусов.

Рисунок 16. петь подъема на перевальный взлет
пер. Скалистый, треугольником обозначено место ночевки

Рисунок 17. Стоянки на перевале Скалистый

В связках одновременно поднимаемся на перевал (10 минут). Не доходя нескольких десятков метров до седловины, ставим лагерь на небольших заснеженных осыпных площадках.

Шквалистый ветер, снежная крупа, град, туман.

Жидкой воды нет - топим снег. Седловина скальная, заснеженная довольно широкая, снята записка группы туристов города Киев клуба МКС от 3 ???? 2009 года

Высота 3930. Время 17-00, Набрали 1530 метров, 6,5 ходовых часов.

День третий

Подъем 7-00, выход 9-15.

Погода хорошая.

Рисунок 18. Седловина пер. Скалистый и лагерь на осыпных площадках

Рисунок 19. вид с седловины на массив ледника Крумкол

Спуск с пер. Скалистый

В момент нашего прохождения перевал с тем же успехом можно было назвать перевалом снежный - спусковой кулуар был присыпан снегом, кое-где с ледовыми выходами под ним.

Рисунок 20. первая перильная веревка – скальная стенка и начало кулуара

С седловины перевала на стационарной петле вешаем перильную веревку (50 метров).

Первые 7 метров спуска крутые скалы до 70 градусов. Далее кулуар выполаживается до 40-45 градусов.  Вешаем еще две перильные веревки на петлях в 40 градусном скально-осыпном кулуаре засыпанном снегом, нижняя часть кулуара в месте его сужения ледовая.

Станции на петлях, в защищенных от камнепадов местах.

По перилам спускаемся из кулуара и выходим на снежную перемычку в небольшом скальном контрофорсе. Здесь можно собраться всей группой. Считая провеску и сдергивание перил,  потратили 1 час 30 минут.

Рисунок 21. Точка сбора на снежном гребешке
контрофорса, по выходу из кулуара

Рисунок 22. Дальше точно можно идти одновременно...

Связываемся, надеваем кошки и начинаем спуск на три такта с одновременной (местами попеременной) страховкой в кулуар налево.

Рельеф - снежно-ледовый крутизна от 30 до 40 градусов.  Примерно через 200-250 метров спуска (15 минут движения) склон выполаживается до 25 градусов - поворачиваемся спиной к склону и далее движемся одновременно.

Рисунок 23. Вид со спуска с пер. Скалистый
на ледник Крумколл, стоянки на морене, и пер Селла

Рисунок 24. Ступень ледопада и седловина пер. Крумкольский провал

Продолжаем движение в связках вниз по снежному, а затем осыпному склону.

Скально-осыпной отрожек обходим слева по ходу с потерей высоты, затем поворачиваем направо в сторону и выходим к осыпному карману на стыке морен ледника Крумкол и его левого притока ведущего к перевалу Крумкольский провал.

Поднимаемся на гребень морены.

Рисунок 25. путь подъема на моренный вал
к заснеженным осыпным стоянкам

Рисунок 26. Седловина пер. Скалистый с ночевок
на морене л. Крумколл

По конгломератной осыпи поднимаемся на большой моренный вал.

Рисунок 27. путь спуска на ледник Крумколл с седловины пер. Скалистый.
Технический участок спуска заслонен контрофорсом

Ставим лагерь на гребне морены, на частично заснеженных осыпных площадках.

Высота 3360 метров. Время 14-30 минут.  Набрали 150м, сбросили 700м, за 4,0 ходовых часа.

Вечером туман, небольшой дождь.

Вода в луже покрытой льдом в кармане морены (довольно толстый лед).

Рисунок 28. Ночевки на морене. Непогода

Характер скально-снежный на В, снежно-ледовый на З

Опред. сторона Восток

Прохождение В - З

Описание От кармана двух боковых морен л.Крумкол до а/л "Безенги"

Подъем в 9-00, выход 10-30.

Погода отличная.

Задачей этого дня было подойти в верхний цирк под перевал Селла, поэтому особо торопиться некуда.

От места ночевки движемся несколько сот метров по каменистой гряде, затем выходим на снег. Ледник закрытый, поэтому связываемся и, чтобы избежать проскальзывания ног, одеваем кошки.

Рисунок 29. ледник Крумколл, начало подъема к пер. Селла

Движемся вверх по леднику и через 30 минут движения подходим под первую небольшую ступень ледопада. Ступень обходим справа  по крутому фирну, прижимаясь к левому борту ледника и лавируя между разломами.

После выхода на выполаживание продолжаем движение по центру ледника в сторону второй ступени, являющейся наиболее серьезным препятствием ледопада.

Двумя переходами по 35 минут мы достигаем второй ступени.

Рисунок 30. Путь подъема через вторую ступень ледопада (наш вариант)

Рисунок 31. Подходим под вторую ступень ледопада

Вторую "главную" ступень ледопада проходим прижимаясь к правому борту, а

затем резко уходя вправо по ходу движения.

Рисунок 32.Траверс над разломами

Рисунок 33. Работа в ледопаде

Судя по личным ощущениям, данный ледопад за последние несколько лет изменился  в худшую сторону - разломы прикрыты тонкими непрочными пробками, через которые в итоге приходится переплывать. Ключевой участок преодолеваем с попеременной страховкой через ледобуры. От начала ступени до выхода на выполаживание "работали" 35 минут.

Выйдя на перегиб ступени, продолжаем движение в сторону перевального цирка, лавируя между широкими и длинными трещинами. На лавирование уходит довольно много времени. Снег на плато довольно глубокий - дополнительное время уходит на тропежку.

Рисунок 34. Путь подъема на третью ступень ледника,
выход в верхний цирк пер. Селла и линия выхода на седловину

Перегиб верхнего ледопада (3-й ступень ледопада) преодолеваем слева по ходу с крутым заворотом направо - все одновременно. Основная сложность - движение по достаточно глубокому снегу, начавшему раскисать к этому времени.

Поднявшись на ступень ледопада (1час 20 минут от перегиба второй ступени) начинаем искать место для ночевки.

Внимательно оценив лавинную опасность (основная масса снега уже "сошла"), вытаптываем площадки и ставим лагерь на снежной подушке.

Высота 4150 метров. Время 13-10, Набрали 790 метров, 4 полных ходовых часов.

Рисунок 35. Ночевки в верхнем цирке.
Виден путь подъема на седловину пер. Селла со стороны лед Крумколл

Воды нет - топим снег. Вторую половину дня отдыхаем, очень жарко.

Вечер ясный, после захода солнца наступает "космический холод".

День пятый

Подъем 4-30, выход 7-00.

(ботинки участников смерзлись в палатках, пришлось отогревать обувь, потеряв час времени).

Рисунок 36. Рассвет, вид от места ночевки
в сторону нижней части ледника Крумколл

Тактика прохождения. Существуют три варианта подъема на перевал Селла со стороны л. Крумкол:

1) Классический - путь по кулуару ведущему на седловину.

2) Путь по контрофорсу правого борта кулуара.

3) Через правый тупиковый кулуар и далее траверсом широкой скальной полки на седловину.

4) Мы решили идти в основной кулуар и по ситуации двигаться по нему или по его контрофорсу.

Идем в связках прямо из лагеря.

На момент прохождения маршрута большая часть кулуара была покрыта достаточно толстым слоем снега, ледовых участков было мало, на седловине перевала располагались сплошные снежные карнизы. Снег был не слишком влажным, "доска" не формировалась.

Бергшрунд, подрезающий перевальный взлет, преодолеваем справа по ходу движения (попеременная страховка).

Рисунок 37. Подъем в три такта с косым траверсом по фирновому склону

Далее поворачиваем налево по ходу и уходим в кулуар (30 минут от начала движения), прижимаясь к его контрофорсу. Еще достаточно рано и камни не летят. Для небольших привалов поднимаемся на скальные полочки периодически встречающиеся на контрофорсе. Кулуар заснеженный, под снегом во многих местах неглубоко залегают лед или скальные плиты. Такие участки преодолеваем с попеременной страховкой.

Рисунок 38. На выходе к седловине в этом году
необходимо преодолеть слегка нависающие карнизы

На склон вышло солнце - полетели отдельные камни.

Глубина снега постепенно увеличивается, кое-где приходится тропить.

Последние 50 метров перед седловиной крутизна непрерывно увеличивается с 40 до примерно 60 градусов.

При выходе на седловину преодолеваем неприятный снежный карниз - 2 метра до 80 градусов и небольшой снежный козырек (попеременная страховка).

К 9-10 выходим на седловину перевала, высота 4490м.

Седловина узкая скальная сильно заснеженная, мест под палатки нет, записка в туре не найдена. Подъем на перевал от места ночевки занял 2 часа. Записка в заснеженном остове пер. тура обнаружена не была.

Рисунок 39. Группа на седловине пер. Селла

Рисунок 40. Вид с седловины пер. Селла
на лед. Селла и далее на Безенгийский ледник

С седловины на стационарной петле вешаем веревку по 35-40 градусному фирновому склону, подрезанному снизу небольшим бергшрундом.

Рисунок 41. Перильная веревка с седловины перевала через небольшой бергшрунд

Внизу собираемся все группой (20 минут), связываемся и движемся далее одновременно.

Забираем направо, двигаясь к перегибу верхнего ледопада ледника Селлы.

К перегибу ледопада спускаемся с осторожностью с попеременной страховкой (20 минут).

От перегиба ледника в ледовый кулуар (45 градусов, есть небольшой разлом) вешаем перильную веревку, закрепленную на ледовой проушине. Спуск по веревке занял 15 минут.

50 метров как раз хватает, чтобы спуститься из кулуара и завернуть за угол - подальше от ледовых нависаний. Далее продолжаем движение в связках одновременно.

Рисунок 42. Путь спуска с верхней ступени лед. Селла

Уходим вправо и по широкой дуге движемся к правому борту ледника, оставляя  скальный выступ слева. Затем, избегая разломов на крутом перегибе, уходим в его центральную часть.

Рисунок 43. Спуск в связках одновременно по лед Селла

Через 40 минут движения по снежному затем ледово-снежному полю доходим до начала моренных отвалов на крутом перегибе ледника.

Правый борт ледника предельно камнеопасен. В этом месте ледник очень ломанный. Не желая блуждать по ледопаду, вешаем 8 метров перил на 40-45 градусном конгломератном льду. Спуск и сдергивание веревки отняли дополнительное время - лопнул сдергивающий шнурок самовыверта.

Рисунок 44. подходим к перегибу чехленного ледника

После спуска уходим правее и некоторое время спускаемся по чехленному ломаному леднику. Затем выходим на снежный язык в кармане морены и по снегу и осыпи с встречающимися фрагментами тропы за 50 минут достигаем Джанги-Коша. На финальном участке спуска съезжаем глиссером по снежному языку крутизной порядка 25 градусов.

Всего на спуск с перевала до Джанги-Коша было потрачено 4 часа суммарного времени.

Чистое ходовое время составило примерно 3 часа.

Погода начинает портиться, небо затягивает.

От хижины двигаемся по боковой морене до бараних лбов, по которым обходится ледопад на повороте ледника Безенги. На достижение поворота уходит 45 минут. Здесь у ночевок на перегибе, надо лбами делаем обед. Погода портится окончательно, начинается дождь.

Рисунок 45. Перильная веревка на конгломератном
склоне на перегибе ледопада

Спуск с морены на тело ледника в этом году были сильно осложнен, вероятно, тропу сильно размыло и обрушило.

Мы разглядели два варианта пути: 1) справа по ходу по бараньим лбам до 50 градусов 2) слева по ходу по пологим лбам и конгломератному крутому склону.

Второй вариант спуска нам понравился больше. Альпинистами на подъем  используется преимущественно первый.

Спуск вместе с разведками занял около получаса. Далее выходим на тело ледника, и движемся в сторону альплагеря Безенги по его центральной части. Когда тело ледника практически полностью зачехляется, уходим вправо и перейдя через осыпной гребень попадаем на тропу идущую вдоль правого борта ледника. Через 2,5 часа непрерывного движения к 18-30 достигаем альплагеря Безенги.

Рисунок 46. вид на Джангикош, Безенгийский ледник
и дальнейший путь спуска

Рисунок 47. Вид на путь спуска
с морены Безенгийского ледника от ночевок на повороте

Высота 2160м, Набрали 340 м,  Сбросили 2330, 10 ходовых часов.

Ура первый полноценный ходовой день состоялся!!!

День шестой

Заслуженная дневка - отдыхаем, сушим вещи.

Облачность переменная, во второй половине дня небольшой дождь.