Экспедиции >

Автор: Виктор Коваль. спб

Описание восхождения на вершину Чолатзе (6440 м)
По правому бастиону северной стены, 6Б К.С.,
Первопрохождение

Статьи Виктора Коваля на Mountain.Ru:

Краткий обзор о восхождении команды Санкт-Петербурга на пик Чолатзе (Cholatse), 6440

Первая "высота" (Пик Коммунизма-2007)

Зима 2008. Безенги. Гестола

Зима 2007. Безенги. Пик Пушкина

Описание восхождения на пик Победа Главная (7439 м) по северо-восточному контрфорсу, 6а к.с.

Мижирги. Северное ребро. Январь 2009

Читайте также:

Чолатзе. Первопроход

В квалификационную коммиссию
Федерации Альпинизма России

Чемпионат России по альпинизму
Класс первопрохождений
2010 год

Описание восхождения на вершину Чолатзе (6440 м)
По правому бастиону северной стены, 6Б К.С.,
Первопрохождение

Маршрут пройден
Сборной командой
ФАСиЛ Санкт-Петербурга

Капитан команды – Шамало Валерий Павлович Тренер команды – Капитанов Олег Викторович

Паспорт восхождения
1. Непал, Гималаи, район Кхумбу, раздел №10.1 классификатора маршрутов на горные вершины

2. Наименование вершины: Чолатзе (Cholatse),
название маршрута: по правому бастиону северной стены

3. Предлагается – 6Б категория сложности, первопрохождение

4. Характер маршрута: комбинированный

5. Перепад высот маршрута: 1640 (по альтиметру)
Протяженность маршрута: 2030 м.
Протяженность участков: V кат сл. - 1175 м.,
VI кат сл. – 445 м.

Средняя крутизна:
основной части маршрута - 67 град.
всего маршрута - 63 град.

6. Оставлено "крючьев" на маршруте:

Коваль Виктор Александрович, КМС

9. Тренер:
Капитанов Олег Викторович, МС, инструктор 1 категории

10. Выход на маршрут: 5-00, 13 марта 2010г.
Выход на вершину: 14-00, 20 марта 2010г.
Спуск с вершины в долину Гокио (Gokio) 14-30, 22 марта 2010г.
Возвращение в БЛ: 15-30, 24 марта 2010г.

Общее фото вершины

Северная стена пика Чолатзе.
Октябрь 2009г.,
Снято с подхода к перевалу Chola Pass, выше селения Dzonghla, с высоты около 5000.

Обозначения имеющихся на стене маршрутов:

1.Словенский вариант американского маршрута 1984 года по северо-восточной стене, 2005 (Томаз Хумар, Козели, Опресник), M6, 6а, 90º
2.Корейская попытка прохождения стены (до высоты 6000), 2003
3.Французский маршрут, 1995 (Boris Badaroux, Philippe Batoux, Marc Challamel, Christophe Mora, Paul Robach)
4.Швейцарский вариант французского маршрута, 2005 (Ули Штек), F5, M6, 90º (номинант премии «Золотой ледоруб-2005»)
5.Корейский вариант французского маршрута, 2005 (Park Jung-hun, Choi Kang-sik)
6.Маршрут, пройденный командой Санкт-Петербурга.

Фото профиля слева

Красной линией обозначен маршрут, пройденный командой Санкт-Петербурга. Снято с востока, со склонов Awi Peak, с высоты 4900 метров.

Рисованный профиль маршрута

Фотопанорама района

Снято с востока, со склонов Awi Peak, с высоты 4900 метров.

Картосхема района

Обзор района восхождения

Вершина Чолатзе (6440м) находится в Непале, в одном из многочисленных южных отрогов главного Гималайского хребта, в районе Кхумбу (на территории национального парка Сагарматха), приблизительно в 20 км юго-западнее Эвереста. Вблизи находятся несколько высочайших вершин мира - Эверест, Лхоцзе, Макалу, Чо-Ойю, в хорошую поду они видны с вершины и с некоторых ближайших обзорных точек.

Погодные условия благоприятны для восхождений весной и осенью, т.к. летом и поздней осенью в районе господствуют муссоны, выпадает много снега, на больших высотах температура значительно понижается.

В конце зимы и весной, начиная с марта, погода довольно устойчива, снегопады редки, воздух постепенно прогревается. Большинство экспедиций проводится в апреле- мае, но только потому, что в марте ещё достаточно холодно.

В нескольких километрах от вершины, в долине Кхумбу, проходит очень популярная у туристов и альпинистов тропа, ведущая от автодороги и от аэропорта Лукла к базовым лагерям под Эверестом и Лхоцзе. С севера от вершины на высоте около 4590м расположено озеро длиной чуть более километра. В зимнее время и в марте удобнее подходить к северной стене по льду. Тем не менее, несмотря на сравнительную несложность подходов, на вершину Чолатзе было совершено всего несколько восхождений. Впервые на неё поднялась американская группа в 1982 году по юго-западному ребру, позднее, в 1984-м – по северо-восточной стене и гребню.

Северная стена долго оставалась нерешённой проблемой. Несколько попыток совершили корейские группы. Нам известно всего о трех успешных восхождениях по стене, все они совершены по ледовому кулуару, идущему по центру стены. В верхней части кулуар раздваивается: вправо, на северо-западный гребень, ведёт небольшой кулуар, упирающийся в скально-ледовую стенку, налево ведёт крутой ледовый склон, выводящий на ребро и затем на восточный гребень.

В 1995г. французская группа впервые поднялась по северной стене с выходом на северо-западный гребень. В 2005 г. поднялась двойка корейцев, сделав свой вариант выхода на вершину по ледовой речке левее северо-западного гребня. В тот же год французский маршрут повторил известный швейцарский альпинист Ули Штек, совершив соло-восхождение и поднявшись на вершину по новому варианту через крутой снежно-ледовый предвершинный склон с выходом на восточный гребень. Изначально кулуар в центре может показаться простым, особенно при взгляде снизу. Но двигаться по нему без страховки на самом деле очень страшно, поскольку местами встречается натёчный лёд, кое-где имеется опасность обрушения пластов льда и фирна. Нужно отдать должное храбрости швейцарского восходителя.

Базовый лагерь целесообразно организовывать либо в местечке Tughla (находится на тропе популярного треккингового маршрута к базовому лагерю Эвереста), либо в местечке Dzonghla (треккинговая тропа от Tughla в сторону перевала Chola Pass и далее в долину Gokio). В зимнее время целесообразно останавливаться в лоджиях. Путь от лагеря в Tughla до начала маршрута занимает 2-3 часа.

Спускаться с вершины имеет смысл на восток к перемычке с в. Тавоче и далее на север. Можно также спуститься по сравнительно несложному юго-западному ребру гребню, но для этого нужно очень хорошо представлять путь, или иметь в руках фотографию горы с юга. Иначе при малейшей ошибке можно оказаться на юго-западной стене, и тогда спуск в долину Gokio может занять 2 дня. Именно туда 2-е суток спускалась корейская двойка, при этом они настолько поморозились и обессилили, что пришлось от подножия горы эвакуировать их вертолётом. Подобную же ошибку совершила и наша группа, но мы смогли спуститься без помощи вертолёта.

По более сложной правой части северной стены восхождений до сих по не было, несмотря на немногочисленные попытки, в основном, корейских групп.

График восхождения

Схема маршрута в символах УИАА

R0-R1 – от цирка под основанием северной стены прямо вверх по крутому снежному склону в направлении рыжего пояса скал, посредине правого бастиона. Движение одновременное
R1-R2 – влево вверх по крутому ледовому кулуару, страховка через ледобуры и в скалах стенок кулуара
R2-R3 – заснеженные скалы, общее направление движение вверх и чуть влево в направлении крутого забитого снегом кулуара
R3-R4 – забитый снегом кулуар, трудное лазание, сложности в организации эффективной страховки, в верхней части кулуара движение вправо в обход нависающей скалы
R4-R5 – крутая снежная полка, проходится по краю стены, эффективная страховка на скалах справа, в конце участка удобная полка для страховки. Необходимо прижиматься к стене, т.к. периодически летят камни с верхней ее части
R5-R6 – нависающие скалы, преодолеваемые с помощью ИТО. В нижней части участка «живые» камни. Очень трудное лазание. Прохождение при помощи фиф, используемых для ИТО также для ИТО использован съемный шлямбур (единственный на маршруте)
R6-R7 – крутой снежный склон. Общее направление движения вправо вверх под огромный карниз. Станция под карнизом в его левой части
R7-R8 – траверс под карнизом вправо, путем перемещения камалотов в щели, образованной между плитой стены и потолком карниза
R8-R9 – после выхода из под карниза движение прямо вверх по трудным скалам, преодолеваемым с помощью ИТО, в верхней части участка обледенелые скалы типа «бараньи лбы»
R9-R10 – прямо вверх по кулуару с ледовой речкой под крутую рыжую стенку. Под стенкой вырубаем площадку во льду и организовываем сидячую ночевку
R10-R11 – от места ночевки прямо вверх по вертикальной трещине через очень трудные скалы, преодолеваемые с помощью ИТО, затем по залитым льдом скалам типа «бараньи лбы» в сторону ледовой речки, уходящей влево вверх
R11-R12 – влево вверх по ледовой речке, идущей между скалами типа «бараньи лбы». Ориентир для движения – огромная вертикальная трещина, идущая через все верхнюю нависающую часть бастиона
R12-R13 – по заснеженным скалам и фирновым полкам, уходящим влево вверх вдоль пояса рыжих скал, в сторону нависающего камня, под защитой которого организуем сидячую ночевку
R13-R14 – продолжаем движение влево вверх по заснеженным скалам и фирновым полкам, выводящим под основание крутого скального бастиона желто-коричневого цвета
R14-R15 – крутой бастион, скалы залиты льдом, трещины ненадежны, «живые» камни, проходится с помощью ИТО
R15-R16 – ледовая речка, идущая между скал типа «бараньи лбы», направление движение влево вверх очевидно, поскольку участок слева ограничивается сбросами стены, а справа нависающим верхним бастионом стены. Ориентир для движения – крутое ледовое ребро в левой части стены
R16-R17 – крутой снежный склон, упирающийся в огромный скальный карниз, под карнизом – снежный надув, на котором вырубаем площадку под палатку. Лежачая ночевка
R17-R18 – траверс влево под скальным карнизом, затем – по границе крутого снежного склона и стены в направлении крутого ледового ребра
R18-R19 – заснеженные и обледенелые скалы, движение прямо вверх, в конце участка из-за непогоды (снегопад, пылевые лавины) вынуждены встать на ночевку, для чего вырубаем площадку на крутом ледовом склоне. Ночевка сидячая
R19-R20 – крутые сильно заснеженные скалы, трудности в организации эффективной страховки, движение прямо вверх
R20-R21 – протяженный снежный склон, упирающийся в северо-восточную часть стены, траверс влево вверх в направлении ледового кулуара, идущего через все северную стену
R21-R22 – крутые заснеженные и обледенелые скалы, упирающиеся в вертикальную стену. Под основанием стены организуем сидячую ночевку
R22-R23 – от места ночевки траверс влево в обход вертикальной стены, движение по залитым льдом скалам на ледовых молотках
R23-R24 – залитые льдом скалы и вертикальный натечный лед, проходится на ледовых молотках, движение прямо вверх
R24-R25 – залитые льдом скалы и вертикальный натечный лед, проходится на ледовых молотках, движение прямо вверх в направлении снежно-ледового кулуара
R25-R26 – протяженный крутой снежный склон в верхней части правого снежно-ледового кулуара (здесь наш маршрут соединяется с французским маршрутом 1995 года)
R26-R27 – выход непосредственно в снежно-ледовый кулуар, движение прямо вверх под скальную стену, замыкающую кулуар, под стеной вырубаем площадку под палатку. Сидячая ночевка
R27-R28 – от места ночевки вправо вверх через крутую заснеженную скальную стенку выход на снежное ребро, образующее стенку кулуара и упирающееся в предвершинный гребень
R28-R29 – движение прямо вверх по крутому снежному ребру (сераки!), затем по левой стороне ребра выход под крутую скальную стенку
R29-R30 – Крутая скальная стенка, проходится «в лоб»
R30-R31 – заснеженные скалы, движение прямо вверх в направлении предвершинного гребня
R31-R32 – крутой снежный склон, очень рыхлый снег, трудности в организации страховки, не доходя несколько метров до вершинного гребня (карнизы!) вырубаем площадку под палатку. Лежачая ночевка
R32-R33 – от места ночевки траверсом движемся несколькими метрами ниже гребня (карнизы). Очень рыхлый снег, организовать эффективную страховку невозможно, движение только попеременное!
R33-R34 - на расстоянии около 50м от места ночевки переходим на юго-западную сторону гребня (с северо-восточной стороны карнизы!). Движение по крутому снежно-ледовому склону справа (по ходу движения) от предвершинного гребня
R34-R35 – с предвершинного гребня выход на пологое снежное поле, которое пересекаем в направлении вершины
R35-R36 – по некрутому короткому снежному склону выходим на вершину.

После ночевки на снежном поле под вершиной спускаемся по юго-западному гребню, а затем по юго-западной стене в долину Gokio. На спуске ночевка у основания стены над ледопадом ледника, спускающегося в долину. После ночевки преодоление ледопада и прохождение ледника, затем спуск в долину по скалам типа «бараньи лбы».

Техническая фотография маршрута

Снято с востока, со склонов Awi Peak, с высоты 5100 метров.
Февраль 2010г.

Записки с вершины и с маршрута

На вершине Чолатзе и на протяжении всего маршрута записок обнаружено не было. Своих записок группа также не оставляла. Оставить записку на вершине проблематично, поскольку вершина полностью снежная, ближайшие скалы находятся на большом удалении, более 100 метров.

Недалеко от выхода на гребень, где наш маршрут совпадал с маршрутом французской группы, был обнаружен оставленный скальный крюк. Других следов пребывания людей на нашем маршруте не было.

Контрольных туров при движении по маршруту наша группа не оставляла.

Фотоиллюстрации отчёта

В.Коваль (слева) и В.Шамало на вершине

В.Шамало (слева) и А.Гуков на вершине

да-да

Поскольку дали за варианТИК на Фишт – 6А зимнее в подарок А Пятницину и Р.Брыку, то этот маршрут 7А весеннее – БЕЗ ПОДАРКА !

Поскольку дали за варианТИК на Фишт – 6А зимнее в подарок А.Пятницину и Р.Брыку, то этот маршрут 7А весеннее – БЕЗ ПОДАРКА !