Экспедиции
2001: "Воронья"

Новости

Автор: Сергей Дудашвили

Подземное царство «Зеленой Реки»

Киргизия, Тянь-Шань

Тридцать лет назад, когда спелеология в Киргизии была на подъёме, совместно с управлением геологии была организована поисковая экспедиция в уникальный район, лежащий в междуречье самых восточных притоков Ак-Сайской долины: рек Кок-кия и Каратор. Тогда, 30 лет назад, спелеологам удалось не только открыть одну из крупнейших пещер Тянь-Шаня, но и определить границы возможных поисков подземных полостей.

Однако возвратиться вновь в этот район скоро не удалось. Мир был охвачен политическими потрясениями. Распад империи, перестройки политических и административных систем новых государств, локальные войны задвинули идею продолжения поисков на неопределенное время. Лишь два года назад, с образованием Фонда сохранения и исследования пещер, идея продолжения поисков на Тянь-Шане вновь обрела статус серьезных намерений.

Наконец-то мы с Василием Васильевичем Филиппенко собрали и упаковали все экспедиционное оборудование в баулы и контейнеры. Нам предстоял далёкий путь в почти неизведанные земли Тянь-Шаня.

Проводить экспедицию собралось много народу – те , кто не смог присоединиться к составу экспедиции: ученые, друзья, родственники. И вот, наконец, наш вездеход тронулся в путь. Стояла жара.

В Нарыне вечернее солнце подсвечивало огненными лучами вершины близких гор. В гостевом доме Йена Клейтора, где мы остановились на ночлег, было тихо и умиротворенно. Спали в юртах на кроватях. Интерьер был выполнен в лучших национальных традициях, однако в силу присутствия кроватей, подчеркивающих новую функциональную идею, являл собою нечто среднее между жилищем кочевников и европейской гостиницей.

Статус нашей экспедиции международный. Свое согласие принять участие в поисках и исследованиях на Тянь-Шане изъявили спелеологи из Бельгийского клуба. Их шесть человек. Один из участников экспедиции - россиянин, остальные 10 – кыргызстанцы, в основном это новое поколения спелеологов, еще не имеющих большого опыта в исследованиях пещер.

За перевалом Кынды взору открылся Ак-Сай. Косые лучи солнца, пробивающиеся сквозь тучи, осветили снежные пики величественного хребта Кок-шаал и белые стены каньонов Кок-Кии, тонувшие в зеленых волнах предгорий.

Лагерь разбили на огромной поляне, где когда-то протекали потоки Ак-Сая. Сейчас она вся заросла эдельвейсами, которые украшали зелено-серые пространства белыми разводами узоров. Лагерь успели поставить засветло. Первый ак-сайский вечер подарил нам потрясающий закат: на западе Солнце ещё пробивалось сквозь тучи, напоследок расцвечивая темное вечернее небо красным, а на востоке уже вовсю горели низкие звезды.

В кают-компании, которой служила просторная кухонная палатка, шло обсуждение того, как организовать поиск. План такой: стоим здесь 3-4 дня. Отсюда будет возможно исследовать среднюю и нижнюю часть каньона реки Кок-Кия. Потом перебазируемся к югу и разобьем лагерь в верховьях реки, километрах в 20-25.

Утром, как только солнце осветило палатки лагеря, двумя группами мы вышли в сторону, где за зеленой линией предгорий торчали белые зубья каньона Кок-Кии.

Первый взлет, второй, третий. И вот, наконец, взору открывается нечто. Зеленая река протискивается меж белых крутых скал крутыми меандрами, рисуя замысловатые петли. Красиво! Наконец мы находим точку, откуда видны сразу несколько петель, изменяющих направление потока на 360 градусов. Зрелище просто потрясное!

Противоположный берег - эффектное известняковое плато, со стен которого с недоступных высот смотрят черные глаза пещер. По крутому склону спускаемся к реке, она широка и полноводна. Идти по борту удается, но лишь метров пятьсот. Дальше прижим. Вброд тоже невозможно, поскольку поток очень стремителен. Выбираемся вновь на плато, проходим вверх по течению и вновь пытаемся спуститься к берегу. Несколько сот метров - и снова каменная стена, которую не обойти. День прошел в движении вверх - вниз. Картины, которые открывал нашему взору каньон реки, заставляли забывать про усталость. Тем не менее, день не прошел напрасно: мы наметили несколько пещер на противоположном, пока недоступном, борту каньона, а также места для возможного брода через реку.

Вначале я уже упоминал о том, что 30 лет назад нам удалось найти в этом районе пещеру, которую назвали «Спортивная». Пещера располагалась на левом борту реки, прячась за мокрым замшелым гребнем. Небольших размеров вход располагался прямо над пенящимися зелеными водами Кок-Кии. Пещера состояла из сложного лабиринта ходов горизонтального и наклонного простирания, суммарная протяженность которых, согласно сделанной нами топосъемке, составила свыше 500 метров

Сегодня я должен найти Спортивную пещеру. Ищу хоть что-то, что помогло бы мне вспомнить ориентиры. Вот здесь был лагерь. Вот по этой тропе поднимались вверх до самой кромки каньона. Где же был спуск к реке? Ни один из возможных вариантов не походил на ту картинку, которая хранилась в памяти. Шутка ли - 30 лет прошло. Решаем спускаться по склону крайнего кулуара и пробовать пройти вниз по течению. Риск большой, так как меандры реки выводят к непроходимым скальным прижимам. И тогда только вверх, а это почти час изнурительно подъема.

Мы спустились к реке. Она несла свои воды меж вздымающихся стен. Зеленые сочные травы на берегах контрастировали со светлыми тонами скал. Пока мы боролись с прижимами реки, остальным группам улыбнулась удача. Группа, возглавляемая Василием Филиппенко и Марком Ментенсом, проверяя намеченные накануне отверстия, обнаружила в одном из них значительное продолжение. Просторная полость под небольшим наклоном уходила в глубь массива. Стены полости украшали друзы ледовых кристаллов, а потолок - причудливые сталактиты. Пол и нижняя часть стен были покрыты красно-белыми каменными кристаллами, очень напоминавшими коралловое дно теплых морей, что говорило о древности происхождения полости.

В одном из боковых ответвлений спелеологи увидели огромное логово медведей, которые, видимо, покинули пещеру с приходом короткого тянь-шаньского лета и вскоре вновь должны возвратиться к пещере. Пещера Медвежья оказалась 130 метров длиной. Группа Ехана Глеурена, которая работала в нижнем течении Кок-Кии, также обнаружила несколько небольших пещер с очень красивыми красными натеками и ледяными кристаллами.

Вечером подул лютый ак-сайский ветер, он крутил вихри вокруг светящейся в ночи палатки. Вцепившись в землю своими многочисленными штырями, она противостояла бешенству стихии.

Следующий лагерь мы установили у самых истоков реки Кок-Кия, для чего нам пришлось проехать вдоль предгорий сначала на запад, а потом через невысокий перевал - на юг. Для лагеря мы нашли потрясающее место прямо у подножья древнего завала, который является своеобразной плотиной образовавшегося в скальной котловине озера Кель-су.

Тридцать минут несложного подъема по тропе - и взору открылась панорама озера. Картина просто потрясающая. Другой мир. Холодные тона заполняют верхнюю часть картины. Это близкие снежные вершины и ледники, белые скалы, срывающиеся многосотметровыми обрывами прямо в воды озера теплых голубых тонов. Слева, прямо у поверхности воды, открывается вход в пещеру, справа с гигантской высоты стекает, скользя по отвесам, водопад. В морозной дымке в самой дали пиками торчат каменные острова. Сказочная красота! Тишина и умиротворенность, лишь погодный калейдоскоп ежеминутно смешивает воедино дождь и снег, яркое солнце и чистое небо.

Справа от озера мы обнаружили несколько пещер. Большинство из них располагалось на недоступной высоте, и лишь в одну нам удалось забраться. Пройдя несколько десятков метров, мы убедились, что попали в огромную пещеру. Это очень радовало, и мы решили исследовать ее на следующий день.

…Утро. Расстегиваю палатку. Корки льда рушатся с крутых брезентовых граней. Вокруг все бело. Белая трава, белые цветы, белые камни и белый туман, повисший дырявым ковром над землей. Картинка из другого измерения. Иду по траве, точнее по снежной траве, каждая травинка облеплена ледовой корочкой, иду и слышу звон из- под ног, тонкий такой и нежный. Забавно все и необычно. Солнце то заходит за тучу, то вновь оживляет зеленеющие пространства.

Вот оно откуда поклонение солнцу!

К девяти утра белые тона уступили места зеленым, и все вернулось на круги своя.

В этот день мы с Виктором Кадыровым идем в долину, откуда текут левые притоки Кель-су. В верхней части долина образует цирк из очень красивых известняковых гор. Мы идем туда, где цирк заканчивается зеленым гребнем, который как бы вонзается в середину каменного хребта. С расстояния, от лагеря, нам видно большое количество различных пещер. Выглядит все это очень заманчиво и перспективно.

Забегая вперед, скажу, что все они оказались лишь небольшими пещерами, уходящими вглубь на 10 – 15 метров, или внушительными неглубокими гротами. Мы успели осмотреть лишь треть района, после чего решили продолжить поиски на следующий день.

Тем временем Марк и Ёхан занимались съемкой пещеры, которую мы нашли у озера накануне. Она оказалась достаточно протяженной и интересной, состояла из двух основных ходов. Большого, длиной около 150 метров, простирающегося на юг, и малого, уходящего на запад примерно на 70 метров. Особенно эффектно выглядит большой ход: высокие стены полости украшают ледяные натеки и друзы кристаллов кальцита, каменные глыбы отбрасывают скульптурные тени, лучи фонарей преломляются в гранях ледяных кристаллов.

Район наших поисков стремительно сужался. Оставалось осмотреть несколько мест на северных склонах хребта Сары-Белес. Наша группа, в которую кроме меня входили Василий Плоских и Валентин Герк, идет осматривать северные склоны Сары - Белеса. Одно из отверстий, которые мы запланировали осмотреть, выглядело очень перспективным. Однако многообещающий вход через 25-30 метров замкнулся холодным красным уступом, сквозь поверхность которого пробивались мелкие зеленоватые кристаллы. Остальная группа, продолжавшая поиск на правом конце подковы Сары-Белес, насладившись великолепными панорамами окрестных гор, возвратилась в лагерь, не найдя новых пещер.

Экспедиция подошла к концу. Мы покидали эту часть неизвестного Тянь-Шаня с чувством сожаления и чего- то не завершенного. Вернемся ли мы когда-либо снова в эти шокирующие своей необычной природой места? Скорее всего, да! Ведь теперь в этом районе известны три значительные пещеры, а это не только солидный вклад в копилку пещер Кыргызстана, но и новые надежды на открытия.

Экспедиция состоялась благодаря Фонду Исследования и Сохранения Пещер в Киргизии и Международному Центру Трекинга «Горы Азии»

приветствие старым друзьям

вы, как всегда талантливы, Серега Дудашвили! Замечательная статья. В 1971-1973году я тоже путешествовала с вами. это незабываемо. Эти экспедиции сделали меня учителем географии. Я всех помню. Всем большой привет! Новых вам открытий и побед! С ув. Попова Нина. Красноярск. hrebty@taiga.krasnet.ru