Автор: Андрей Арефьев, Москва

Аконкагуа (экспедиция) часть 2, заключительная.

Читайте на Mountain.Ru:

Аконкагуа. Люди

Аконкагуа (экспедиция часть 1)

Ну а дальше, дальше то что было?
Рассказывать про то как мы бегали лесенкой по лагерям Мулас (4400) - Аляска (5000) - Кондор (5600) не особенно интересно.

Послушайте лучше про ночь восхождения! Ради нее все происходит, и в ходе нее становится понятно, кто есть кто) Это, поверьте, бывает забавно. Здоровые уверенные в себе мужики начинают ныть как маленькие девочки, а маленькие девочки вытягивают на плечах здоровых мальчиков. Разное бывает.

После двух дней отдыха в Муласе смотрим прогноз погоды. Прогноз - неутешительный. Одно "окно" с реально хорошей погодой, ветер где-то 5-10 м/с, солнечно, осадков нет. А дальше начинается полный pendejo. Но чтобы нам попасть в это "окно" нам нужно будет сильно поднапрячься. Дело в том, что лучше стартовать на вершину с лагеря Холера (6000), но добраться до него мы не успеваем. Поэтому выход наметили с Конодреса (5600), что удлиняет путь часа на 2-3, но зато дает больше времени отдохнуть.

В итоге мы рвем когти с Муласа, и где-то через 7 часов ходьбы заходим на Кондорес. Я поймал акклиматизацию, шел быстро, уверенно, кое-где проверял себя рывками - все хорошо. Я бы убежал от группы, но в темных очках я ни хера не вижу, а потому поостерегся. Вышли в 11 пришли где-то 6 вечера. Всем вроде хорошо, но общий вид заебанный. Спать часов 8 остается, но заснуть после такого броска не очень просто. Все гудит, в голове мельтешят мысли о восхождении, надежды, страхи и стремления напрягают невероятно. На улице около -20, в палатке где-то -15. Я чувствую, что болит горло.

В палатке я совершил роковую ошибку. Альпинистские ботинки выглядят следующим образом.

Это мои La sportiva Spantik. Внешний - жесткий ботинок, наподобие лыжного, с системой завязывания для одной руки. Он не гнется практически никак. А вот внутренний "чулок" - как раз мягкий и он то и служит для сохранения тепла.

Внешний ботинок я засунул в палатку, а "чулок" взял с собой в спальник, равно как и термо-носки. Носки после ходьбы были не самыми сухими, но вроде ничего. Мне удалось заснуть где-то часов на 5. Выход бы намечен на 2 часа ночи. Когда я проснулся, потрогал носки, мне показалось, что они стали еще менее сухими. Видимо конденсат, впрочем я там не очень хорошо соображал. Ясно было одно - идти во влажных ботинках - смерти подобно. В итоге я натягиваю две пары обычные плотных треккинговых носков. Я уже тупанул так на Килиманджаро, но почему-то вот здесь вот забылось.

Знаете, в таких случаях вот что пишут:

НЕ ПОВТОРЯЙТЕ, ЭТО ОПАСНО. ТРЮК ВЫПОЛНЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КАСКАДЕРАМИ.

В чем ошибка?

Хороший случай: Нога греет теплый носок, теплый носок прогревает "чулок", внешний ботинок в этом случае остается нейтральной, комфортной температуры.
Мой случай: Нога греет первый носок. Первый носок прогревает второй носок. "Чулок" бы остался нейтральной температуры при 0 градусах, но поскольку внешний ботинок холодный, то чулок становится холодным. Второй носок, не прогревает его. В итоге происходит обратная реакция, и нога очень мерзнет.

Я это почувствовал еще в самом начале, как только вышел.

Пока суть да дело, вышли мы вместо намеченных 2х в 3 часа ночи. О том как люди собираются в день восхождения - это отдельная история, достойная маленького фильма. Столько внутренних эмоций, борьбы с собственной слабостью! Ох, прекрасно. Лучшее в людях проявляется)

Как только вышли, я рванул первым. Но быстро почувствовал, что много на себя одел. Нарушение терморегуляции организма на горе в любую сторону - это очень плохо. На мне было термобелье, флиска, пуховик, а сверху еще и гортекс плотный. Зря, аргентинская ночь оказалась достаточно милой. Снял гортекс, стало повеселее, но ноги мерзли.

Где-то через час, два я уже начал тихонько скулить. Мы с первым гидом достаточно оторвались от народа, убежали где то на час ходьбы. Я понял, что с такими ногами я не дойду. Нет ну то есть дойду, но когда прийду вниз, пальцы мне просто отрежут. А я люблю свои TOES. Привык к ним как-то. У меня были термостельки, на такой вот дебильный случай. Но снимать при такой температуре на морозе ледяные кошки, стягивать ботинок, снимать лишний носок и ставить термостельки... Тоже удовольствие сомнительное и занятие опасное. Объяснил гиду аргентинцу Нильсу, что происходит. Он в ответ что-то про russo cabron и pendejo. Но поменяли!

Как пошлось то! Я так был рад, так рад, что аж побежал вперед. Ночной участок - был очень жесткий. Подъем в паре месте был градусов под 60. Да и холодно очень было, непривычный темп, новая высота, да вообще на хуй эти горы, если вдуматься, оно мне надо, я в москве живу, квартира машина баба есть в следующий раз в египет как обещал куда я пошел епттваюналево. Короче тут такие джебы по мотивации проходят, что аж диву даешься.

Мне повезло, я так был озабочен картиной того, как полевой врач отпиливает мне большие пальцы, что ночных трудностей совершенно не заметил. Когда начало светать, мы вышли на White Rocks. Здесь нас нагла остальная группа (мы просто дали им конечно). Тут и первые вести пришли. Один из участников, Игорь, дал заднюю. Я удивился. Игорь КМС по горному трузиму, здоровый мужик. Мясной чересчур, я думал ему будет трудно, но до Кондореса он так здраво пер, что я был в нем уверен.

От White Rocks до скалы Independenzia начинается очень жесткий и долгий подъем. Его конечно надо перетерпеть. Я ушел вперед, за мной отец. Ничего так шлось, веселее. Солнышко выглядывает, снег хрустит, сердце колотится как у наркомана, голова болит. Нормально, все так и должно быть. Херово когда у вас ничего не болит - обычно признак того, что скоро вам пресловутый pendejo.
Independenzia в районе 6400. Когда мы наконец забросили свои тела на нее, к нам повернулся Нильс и сказал: "Шутки кончились русские. Дальше начинается полный pendejo. Если поворачивать, то сейчас, потом будет поздно." Мы конечно не испугались.

Помните, все местные гиды - вруны! Остерегайтесь не заинтересованных в восхождении фирм.

Но его можно понять, мне бы тоже было влом идти. От Independenzia до Canaleta (6700) начинается сначала очень приятный траверс, совсем ненапряжный. Но где-то в середине, становится понятно, что Нильс не шутил. Ох и жестко же тут было. Блять эти 200 метров я шел часа 3! Вот кто не ходит в горы, тому не понять, как это можно идти 200 метров 3 часа. Это еще быстро я вам скажу.

Ладно дошли и до Canaleta. Сели сидим, пьем мате, кушаем конфетки, таблетки, химию, заправляемся. Остался последний рывок - часа на 3, с 6700 и до 6962. Потихоньку подтянулись отстающие. Ну я думаю, че сидеть? На вершине надо быть первым, правильно?

Ну и поскакал. В один момент словил маленькую горняшечку - развеселился чего-то, смеяться стал громко, подпрыгивать. Так чуть и не улетел. Но ничего, справился с психологическими трудностями и пошел уже потише. За мной неотступно по h оси ниже метров на 30 шел отец. Вообще мама уже наказывает мне следить за ним, но я уверен, что он большой и сам может.

В принципе последний рывок дался мне легко. Совершил благородный поступок, пропустил вперед на вершину отца, дал ему как старшему в семье пожинать лавры.
Вершина.

Фильм Вертикаль - полный отстой. Если бы не Высоцкий, то это какая-то сомнительная мехматянская документалистика. А так ниче здраво. "Здесь вам не равнин, здесь климат иной. Идут лавины одна за одной ..."

Как я шел назад.

Тут фильм вышел, у кого-то из наших модных режиссеров, толи Досталь, то ли Герман. "Петя по дороге в царствие небесное".
Ну только там все аллюзии да метафоры, а я в натуральном плане умирал.

Пути назад было два. Один по той же дороге, то есть по гребню, а второй по снежной целине непрямую в лагерь. Выбрали мы вторую. Получилось так, что передние убежали от меня на час, а остальные не добежали на час. Так я и шел всю дорогу один, выбирая в качестве ориентиров камни.

Сначала было ничего так. Но потом, я видимо так устал, что у меня начал прогрессировать психоз с обострившейся шизофренией. Вышли мы в 3 часа ночи, на вершине были в 4 часа дня. Часов в 5 мы начали спускаться. Снег глубокий, сантиметров 50, рыхлый. Под снегом - щебенка. Скользить кошками по щебенке - полное говно. Вообще не в кайф. Ну да это ладно. Самое тяжелое было в голове. Я не мог идти. Пройду 10 метров и сажусь. Еще 10 метров и сажусь. И еще. И еще. И.

И нельзя сказать что у меня так болели мышцы и я не мог идти по этой причине. Да нет. Я просто не мог. Я ставил в ориентиры ближайший камень и не мог до него дойти в течение часа. Я бил снег, громко кричал русским матом в аргентинских горах. Меня не слышали.

Я молился. Искренне, честно, чтобы все это закончилось, чтобы с меня спало наваждение, и лагерь наконец-то открылся мне. Уже стало пасмурно, а поскольку темные очки у меня без диоптрий, я вообще перестал видеть куда иду. Я одел обычные очки. Но на высоте 6500 - пасмурная погода продолжает выжигать глаза. Я начал слепнуть, глаза слезятся.

И тут я потерял лагерь. Я не мог понять куда явно идти. То есть я предполагал, что он за той грядой, но это предположение меня совсем не грело. Одно дело видеть своими глазами, другое предполагать. Разные уровни веры.

А потом я сел, и уже думал что умер, потому что по другому быть просто не может. И заплакал горькими слезами. Думал станет легче.

Слезы ничего не изменили. Удивительно правда?

Пришлось встать и идти. Часам к девяти я наконец-то дошел, разбитый, качающийся и "на психах". Последний час, я просто как мантру что-то твердил себе под нос. Я реально чувствовал, что я в одном шаге от того, что мы шутя называем "свихнуться".

Вот так закаляется сталь) Это вам не то)

Совет всем девочкам - мужчин нужно искать на легкоатлетических стадионах.

А потом пришли остальные. Армана тоже разобрала горняшка. Он вел себя как ребенок, его никто не мог утащить.
Хотя мужику 40 лет и он шел в сопровождении двух гидов. Просто не шел, ему было тяжело.

А ведь спасработы в горах - это трындец.

Так что лучше, если бы вас не спасали. Самому надо идти. Ну и вообще на видео понятно становится, что такое горы.

А вообще.

В суету городов и потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться.
И спускаемся вниз, с покоренных вершин,
Оставляя в горах свое сердце.

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем,
Горы будят у нас и зовут нас остаться.
Но спускаемся мы - кто на год, кто совсем, -
Потому что всегда мы должны, мы должны возвращаться.

Там что-то есть. То чего не объяснить мне вам словами)

Прочитать оригинал статьи на блоге автора.

интересный, оригинальный рассказ

но все же можно и без матов, хотя вы и думаете что без них не передать полноты ваших ощущений.

дальше будет легче

Ну действительно что уж так материться - то? Вроде и повода особого не было. А некоторые наблюдения меткие и правильные - в Андах лучше не брать гидов и ходить своим умом. Нигде - ни в Эквадоре, ни в Перу, ни в Боливии, ни в Чили и Аргентине мы не встречали гидов, нацеленных на вершину. Обычно деньги вперед, очень ранний выход, безумно высокий темп и к рассвету загнанные клиенты и резюме - Вы не готовы, все вниз. Если Вы в 8 утра встречаете уже спускающуюся группу, в которой гид весело скачет впереди, а позади хмуро плетутся клиенты, - это тот самый случай.

молодец,что дошел,но...

такое ощущение, что статья написана под действием высоты :) 7 марта 2010 г. сам был на этом маршруте- с трудом всё узнается. особенно впечатлили 60 град. склоны... :) и количество мата...