Горы мира > Тибет >

Автор: Марти Шмидт, Новая Зеландия
Перевод: Анна Пиунова, Mountain.RU

Макалу. Вершина. Встречи. Спасы

Намасте из Катманду, отправляем последнее письмо сезона Макалу-2010. Прекрасного сезона.
В отличие от Эвереста, Макалу и другие восьмитысячники по-прежнему дарят красоту, спокойствие, тишину, уединённость, силу, смелость, дрожь и одиночество. Спасибо за это.

Не уверен, но, кажется, в предмуссонном сезоне было совершено порядка десяти восхождений на Макалу, в те же дни на Эверест поднялись 360 человек.
Чтобы ходить такие Горы, нужно оставаться альпинистом, в том числе и на Эверест, если исключить шерпов, выполняющих всю сложную работу, и кислород, начиная уже со второго лагеря на 6400м.
Я не прибегаю к помощи шерпов и не использую кислород. Только однажды, в прошлом году, мой давний клиент и друг Клифф Малони (Clif Maloney) решил – из соображений безопасности – на два последних штурмовых дня на Чо Ойю включить кислород. Клиффу 71 год. Он стал самым пожилым северо-американцем, поднявшимся на восьмитысячник. На спуске он улыбался.

Своё восхождение на Макалу я посвятил ему.

Но на 95% я хожу без кислорода и на все 100% без шерпов. На следующий год мы с Томом Куни (Tom Cooney) собираемся на Эверест, только он, я и Эверест. И один баллон О2 на экстренный случай.
Моя цель - вернуть настоящий альпинизм в горы и разделить его с моими клиентами, напарниками, друзьями. Как легендарная первая пятёрка, из поднявшихся на все восьмитысячники, они шли сами, не помышляя о помощи и кислороде. Сейчас многое изменилось, некоторые не представляют другого альпинизма, кроме как с шерпами и О2.

Сезон на Макалу можно было назвать безоблачным, если бы под конец не обозначились проблемы.
15 мая я направился к ВС, с северной стороны, на 5700м. Дорога заняла четыре часа, наутро я думал начать подъём ко второму лагерю.
17 мая я вышел в направлении Макалу Ла, за три с половиной часа дошёл до 7400 м. Сперва мне захотелось продолжить, так как погода шептала, но пуховые вещи и рукавицы остались во втором лагере, и я отказался от попытки штурма.
Во второй лагерь добрался всего за полтора часа. Утром погода звенела, тихо, безветренно, синее небо, вершина рядом, но я знал, что не готов к штурмовому выходу, а потому - в полном согласии с самим собой - спустился в ВС для отдыха.

Метеоролог Чарли Гэбл (Charlie Gabl) упомянул, что, возможно, погода даст другой шанс 21-24-25 мая. Он был очень близок. Большая часть восхождений на Эверест пришлась на 22 и 23 мая.
С Брэдом Джонсоном (Brad Johnson) из Колорадо мы рассчитывали на быстрый подъём.
Из ВС вышли 20-ого, от С2 до Ла – 21 мая, с Ла стартовали в 3.30am. К 8150м подошли к 12.30pm.

Казалось, что день просто OK, но время – решающий фактор на восьмитысячниках, мы обменялись взглядами и решили, что оно того не стоит, потерянных пальцев или холодной ночёвки на спуске с вершины. Мудрое решение, Брэд. Мы целы и невредимы. На Ла вернулись к шести вечера. Отличный денёк!

Тут Брэд решает утром спускаться в ВС, а я хочу подняться на вершину. Встаю в 11pm, выхожу в 1am. В первый же час моего восхождения вижу полную луну на горизонте, думаю: здорово, погода улучшается, а то вот уже несколько часов, как идёт снег, мне повезло! Но вскоре луна начала плясать и превратилась в налобный фонарик одного из членов украинской сборной, поднявшихся по новому маршруту по южной стене, западному ребру накануне.
На вершине они были ночью, спускаться решили на север, они знали, что я на пути наверх, и моя палатка стоит в высотном лагере, Джанина выходила на связь с их ВС.
Я напоил его горячей водой и показал путь к палатке, чтобы он смог передохнуть там. Часом позже я встретил второго украинца, посмотрел на его руки, он был без перчаток и с признаками обморожения. Я спросил, есть ли у него другие рукавицы. Мы полезли в его рюкзак, нашли митенки, надели, снова отпаивал горячей водой и отправил в свою палатку на 7700м.
Прежде чем мы разошлись, он сказал, что где-то там наверху остался их третий товарищ!!! Я пошёл его искать.

С 8100 в сторону французского кулуара я разглядел скалу посреди снега. Когда я подошёл ближе, этой скалой оказался третий украинец. Он сидел на рюкзаке, скрестив руки и опустив голову. Он не шевелился. Пресловутая «зона смерти» была сейчас такой реальной. Я приблизился к нему, растормошил, вколол декс, напоил оставшейся водой, взял его рюкзак, привязал его короткой верёвкой и вёл метров 300 вниз, в направлении своего лагеря.
Дальше он смог самостоятельно идти к палатке. А у меня всё ещё оставалась возможность развернуться к вершине.

К 9.00am я подошёл к началу сложного участка французского кулуара. Снег не прекращал падать всё это время, за последние 12 часов насыпало около полуметра. Снегом покрыло скалы, зацепы, жизнь стала куда острее выше 8000 метров.
С трудом преодолев этот участок, я вышел на предвершинный гребень, видимость была плохая, состояние снега оставляло желать лучшего.
На вершине я стоял около 3pm. Сказочные минуты, весь мир перед тобой, я благодарил Духов за эти прекрасные мгновения. Сделал фотографии и начал спускаться. Один на всём пути. Так уже было на северном гребне К2 в 2000.
7 сентября, никого с юга и никого с севера. На гребне, на 8450, ветер ударил меня в лицо, и я понял, что шансы выжить 50 на 50.
К шести вечера я вернулся в высотный лагерь, и всю ночь ухаживал за Димой. Рано утром мы собрали вещи и спустились к Ла, где двое его друзей остановились в палатке Арнольда. Они снова объединились в единую украинскую сборную, как в начале своего восхождения. Я упаковал вещи и спустился во второй лагерь, а следующим днём в ВС.
Рэм пришёл утром, и мы вместе отправились в ВС Хиллари, где меня ждала моя Джанина.

Марти Шмидт и его сын Денали считаются пропавшими на К2

Кто там не бывал

Мартин и Анна спасибо за короткий но как живой рассказ. Все ребята, кто был на горе, Молодцы.

Василию Петрову лично в руки!

Вот, господа, дожились! Считавшееся ранее обычным и нормальным в этике альпинизма сейчас воспринимаем как подвиг: альпинист при встрече знакомых альпинистов на спуске с Горы водой напоил, разрешил в своей палатке отдохнуть, помог спуститься пострадавшему метров триста до начала перил! Да еще недавно в альпинизме иначе и быть не могло! Конечно, на фоне современной этики в альпинизме его поступки выглядят странно! Ведь сейчас и мимо умирающего проходят без остановки: не мое дело! Ну и приукрасил Марти степень своего участия в помощи Диме Венславовскому: Дима не так плох был (хотя после срыва на оборвавшихся перилах кошкой ранил ногу), и передвигался самостоятельно. Марти помог ему (из рассказа Димы: поднес рюкзак), сопроводив до начала перил к лагерю 4, после чего ушел на Гору. А ведь ребята спускались с Горы после труднейшего стенового первопрохода! Поэтому попытки судить о корректности их поведения, сидя у компа в тепле и сытости, попахивает дурно!

главное - все живы

да, Мартин, конечно, молодец. Диме реально помог. а чай ребятам... - на самом деле - вроде ничего сверъестественно не совершил. Простое человеческое спасибо ему!

уважаю

рассказ (или перевод) без выпендривания, как отчет о восхождении, раньше так писали (или почти так) в альплагерях, мужчина

мартин шмидт

просто.герой нашего времени.

Просьба к администрации - убрать хамов!

Кто ты такой, Вася Петров, чтобы оценивать и судить? Большая просьба к администрации сайта - уберите этот спам! Хотя бы из уважения к мужественному поступку М.Шмидта, который реально спас нашего товарища!

Не для Васи!!!

Шмидту необходимо сказать СПАСИБО!!! А нашим молодым альпинистам нужно подумать о ситуации, которая произошла на спуске с вершины. Оставлять одного на такой высоте - это в истории нашей сборной уже было...? В данном случае, Слава Богу и Марти, пронесло! Да и тренера сборной хотелось бы услышать в этом разговоре.

Наш Человек!

Молодец, Марти! С Горой! Спас молодых от больших неприятностей! Спасибо от всех украинских альпинистов! Надо об этом говорить всем,кто хочет ходить в горы.

Человек с большой буквы!

Марти, спасибо вам огромное за наших ребят! Удачи вам и счастья! И - с ГОРОЙ!

Современная "Повесть о НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ"!

Ребята, мне чертовски нравиться этот мужик, и то что он говорит про горы.Я подписываюсь под его словами на все 100%. А нашим ребятам надо просто ноги целовать этому ,не побоюсь сказать ВЕЛИКОМУ АЛЬПИНИСТУ и НАСТОЯЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ - низкий поклон!!!!! Если бы не этот кремень-мужик с большим сердцем.... была бы беда.

Вот молодец!

А главное совершенно без понтов - ну вышел, ну помог двоим, и спас одного, ну залез после этого на 8 тысяч - как будто сходил на прогулку)) Думаю, некоторым нашим мэстным "великим" стоит поучиться))

Красавец

Чтобы совершать такие поступки надо быть настоящим альпинистом.Очень хочется верить, что такие люди в Горах не переведутся.

Мужик!!!

Молодчага товарищ!Всем помог и гору сходил:).