Руководитель: Г.Сальников, Новосибирск

Новосибирское отделение туристско-спортивного союза России
Секция горного туризма Спортклуба Новосибирского госуниверситета

О Т Ч Е Т

о горном походе шестой категории сложности
в районе Северо-Западного Памира,
совершенном в период с 26 июля по 26 августа 2008 г.
по маршруту:

Руководитель: Георгий Сальников

(Новосибирск)
sge@nmr.nioch.nsc.ru

МКК СФО рассмотрела отчет и считает, что маршрут соответствует
6 к. с. и может быть зачтен всем участникам и руководителю

г. Новосибирск, 2008 г.

Данный отчет представляет собой свободную информацию. Электронная версия отчета находится на WWW сервере автора: http://nmr.nioch.nsc.ru/pamir08/.

Краткая характеристика района похода

С точки зрения туристской классификации Памир достаточно полно охарактеризован в "Перечне высокогорных перевалов" под ред. Анатолия Джулия, М., 2001 г. Чтобы не повторяться, упомянем некоторые особенности Памира, делающие его очень привлекательным для проведения сложных горных походов.

Сопоставимую сложность представляют фактически только два района в пределах границ бывшего СССР: Восточная часть Центрального Тянь-Шаня (называемая в просторечии районом Хана - Победы) и Заалайский хребет (некоторые считают его частью Памира, некоторые более склонны рассматривать отдельно, уж очень он на остальной Памир не похож). Если сравнивать Памир и Заалай, то для последнего характерен, хотя и высотный, но сглаженный рельеф, относительно большое количество несложных перевалов 2А - 2Б, многие "троечные" перевалы проходимы с использованием малого количества веревок или даже вообще без применения перильной страховки. По сравнению с заалайскими, памирские перевалы в среднем существенно более техничны. Гораздо более сложный, чем Заалай, район Хана - Победы на Центральном Тянь-Шане по сравнению с Памиром, пожалуй, слишком суров. При сопоставимой технической сложности и масштабах оледенения высокогорная часть Центрального Тянь-Шаня практически лишена растительности. Там нет ничего подобного поросшим густой травой моренным карманам с теплыми озерами, которые есть почти на всех крупных памирских ледниках. Многодневное хождение выше границы "зеленки", только по снегу и камням, все-таки утомляет. На Памире же всегда есть возможность проложить маршрут, скажем, через поляну Сулоева, или Сурковую поляну, или что-нибудь в этом духе, полноценно отдохнуть там на дневке, и т. п. А ведь возможность отдыха на "зеленке" в середине маршрута -- это вовсе не прихоть. Такая возможность благотворно сказывается на физической форме группы и способствует безопасному прохождению маршрута. Так что можно сказать, по сравнению с Центральным Тянь-Шанем Памир -- более "человеческий", душевный район.

Не последнюю роль играет также то, что Памир славится своей обычно устойчивой погодой (туристы утрированно говорят: "На Памире дождей не бывает").

Но самая уникальная отличительная особенность Памира, наверное, следующая. Памирские масштабы огромны. В любых других горах, включая и высокие, такие как Центральный Тянь-Шань и Заалай, нередки маршруты, где за месяц удается обойти практически весь район и за один поход все посмотреть. Обойти за один поход весь Памир невозможно в принципе. Только малую его часть. По Памиру без преувеличения можно ходить всю жизнь и не повторяться. Туда могут отправиться одновременно любое количество групп, и им там никогда не будет тесно. Неудивительно, что в старые добрые советские времена Памир был так популярен.

Маршрут, который мы предполагали попробовать пройти в этот раз, не характеризуется ни непомерным километражом, ни радиальными восхождениями на популярные вершины семитысячной высоты по классическим путям с заранее подготовленными перилами. На Памире за многие годы его спортивно-туристского освоения накоплено некоторое количество нерешенных задач, малоисследованных и/или проблемных до сих пор не пройденных перевалов. Нам было интересно попробовать порешать некоторые такие задачи и, если не посчастливится завершить их успешным прохождением нового перевала, то хотя бы собрать информацию, которой могли бы воспользоваться другие группы при последующих попытках их решения. Мы отдавали себе отчет в том, что, идя на разведку малоизвестного препятствия, рискуем потерять время, образно говоря, на "битву с ветряными мельницами" и в результате не успеть пройти последующие известные, надежные перевалы. Но мы были готовы идти на такой риск, вплоть до риска непрохождения полноценного похода шестой категории сложности, в надежде, что нам посчастливится сделать какие-нибудь новые туристские находки. Разумеется, при этом не шла речь ни о каком риске для жизни или здоровья участников, все мыслимые запасные варианты были предусмотрены заранее, так что рисковали мы максимум, образно говоря, своими справками о зачете не полностью пройденного маршрута.

В качестве одной из основных таких "изюминок" мы собирались посмотреть поближе на легендарную перемычку между пиками Ахмади Дониша и Клары Цеткин, которая вела бы, если бы ее удалось пройти, напрямую с лед. Бивачного на лед. Москвина. Другой могла бы быть попытка перевалить хр. Петра I с севера на юг через п. Абалакова -- по предположительно безопасному пути между двумя достаточно известными -- опасными -- перевалами ПФП поперек и Бородино. Забегая вперед, признаемся, что мы провели глубокую разведку перемычки Ахмади Дониша, пришли к выводу, что для нашей группы она неприемлемо опасна и технически сложна, и отказались от ее прохождения, после чего нам элементарно не хватило времени попытать себя на траверсе п. Абалакова -- тогда мы не успевали бы вовремя вернуться домой. Тот самый результат предвиденного риска не пройти весь маршрут по основному варианту, о котором мы только что рассуждали. Что делать? Нельзя же все время ходить только по проторенным дорожкам, надо когда-то и новые пути пытаться прокладывать...

Тем не менее, поскольку возможные запасные варианты тоже включали прохождение сложных перевалов, мы "были обречены" набрать препятствий, вполне достаточных для полноценной горной "шестерки". Кроме того, нам удалось "проинтуичить", а вернее, "просчитать" то, что недалеко от известного -- потенциально опасного -- пер. Большой Фонтан, в соседнем цирке, может находиться новый не менее привлекательный перевал. Такой перевал был действительно нами найден и надежно пройден, причем этот новый перевал оказался интересным в спортивном отношении и в то же время совершенно безопасным.

Заезд на Памир проблем практически не представляет. Путешествие начинается из г. Душанбе. Виза россиянам не требуется, но загранпаспорт нужен. В аэропорту нужно внимательно заполнить таджикские миграционные карты и проследить, чтобы на паспортном контроле их проштамповали, иначе неизбежны проблемы при обратном вылете. Единственная дорога -- Памирский тракт -- проходит по погранзоне с Афганистаном, поэтому нужны пропуска, их выдают по загранпаспорту обычно в течение одного - двух дней. Также нужна регистрация на территории Горно-Бадахшанской АО, ее тоже делают в Душанбе. Автомобильный транспорт легко нанять на автобазе неподалеку от аэропорта, либо договориться о нем с принимающим туроператором (для нас это была Заррина Бобоходжиева, фирма "MATVC", ул. Турсунзаде, 3/1, 734025 Душанбе, Таджикистан, т. (992372)2277055, matvc@mail.ru), который в любом случае оказывает поддержку по регистрации и пропускам. По мере проезда погранпостов в Калайхумбе, Ванче и т. п. приходится заходить в местное отделение МГБ и рассказывать, куда мы собираемся идти и что там делать -- это не страшно, отношение местных властей доброжелательное.

Туристов на Памире до сих пор мало (сказываются, видимо, дороговизна и некоторый недостаток актуальной информации по району). Мы не встретили на маршруте ни одной туристской группы, только на поляне Москвина слышали от гидов о проходившей через МАЛ группе туристов из Нижнего Новгорода.

Справочные сведения о группе и маршруте Проводящая организация:

Спортклуб Новосибирского госуниверситета,
г. Новосибирск 630090, ул. Пирогова, д. 2, т. 8-383-3634107,
http://www.nsu.ru/, http://mountain.nsu.ru/

Место проведения:

Республика Таджикистан Горно-Бадахшанская автономная область районы Ванчский, Дарвазский, Джиргитальский Северо-Западный Памир

Общие сведения о маршруте:

шестая

240 км

32 ходовых дня

26 июля - 26 августа 2008 г.

Нитка маршрута:

р. Ванч - лед. РГО - пер. Шмидта (2А*, сложность по факту прохождения соответствует 2Б, 5000, радиально) - лед. РГО - пер. Кашалаяк (2А, 4330) - лед. Федченко - пер. Сейсмологов (3Б п/п, 5300) - лед. Бивачный - разведка перемычки Ахмади Дониша (радиально) - лед. Бивачный - лед. Федченко - лед. Малый Танымас - пер. Интеграл (2Б, 5380) - лед. Аюджилга - пер. Четырех (3Б, 5500) - лед. Москвина - лед. Фортамбек - пер. Турамыс-III (2Б, 5300) - лед. Шапак - пер. Бырс Восточный (3Б, 5300) - лед. Бырс - р. Сугран - пер. Белькандоу (н/к, 3250) - р. Муксу

Определяющие препятствия:

ледопад

лед, ледопад

Маршрут рассмотрен

МКК Сибирского Федерального округа, шифр 154-00-666665553, г. Новосибирск, Красный пр., д. 98/1, т. 8-383-2163788, ф. 8-383-2363815,
http://www.no-tssr.ru/, http://www.govor.ru/, govorum@online.ru

Отчет, фото- и видеоматериалы к нему доступны

в МКК СФО у автора в Интернете по адресу http://nmr.nioch.nsc.ru/pamir08/

1986

Пирогова, 18 - 309

фотограф

В группе были двое фотографов-профессионалов. Своих фотографий они просто так не дают. Поэтому в отчете использованы материалы фотографов-любителей Сальникова, Хачкова и Землянского.

Подробная нитка маршрута Заявленный основной вариант маршрута

Лед. РГО - пер. Шмидта (2А*) - пер. Розмирович (2А) - пер. Кашалаяк (2А) - лед. Федченко - перевал А (3А - 3Б) - лед. Бивачный - перевал Б (3Б) - лед. Москвина - лед. Фортамбек - перевал В (3Б) - лед. Гандо - перевал Г (3А - 3Б) - лед. Липского - лед. Гармо - пер. Егорова (2А) - пер. Пулковский (1Б) - р. Ванч.

В качестве перевалов А - Г предполагались следующие варианты.

Перевал А:

не исследовавшаяся ранее перемычка в верховьях лед. Сейсмологов южнее п. Тельмана, предположительно скальная, определяющая сложность со стороны лед. Сейсмологов. Новый перевал успешно пройден именно в этом месте, назван перевалом Сейсмологов, сложность по факту прохождения 3Б, высота 5300.

Перевал Б:

перемычка между пиками Ахмади Дониша и Клары Цеткин, спуск на лед. Москвина технически сложный, но известный по прохождениям альпинистами, информация по подъему со стороны лед. Бивачного скудная. Предполагалась глубокая разведка и при благоприятных обстоятельствах попытка прохождения со стороны лед. Бивачного. После проделанной глубокой разведки группа пришла к выводу о недопустимо высокой опасности попытки прохождения своими силами, перевал не был пройден, группа прошла одним из заявленных запасных вариантов.

Перевал В:

с лед. Фортамбек по ребру Буревестника на ПФП, далее либо через п. Абалакова и седловину пер. Бородино на лед. Гандо (определяющая сложность -- траверс п. Абалакова), либо с ПФП на лед. Беляева через п. Крошка (определяющая сложность -- спуск с ПФП).

Перевал Г:

через любой из перевалов в районе п. Беляева, ведущих на лед. Липского или на лед. Гармо (Гандо, 30-летия Победы, Мирный, Беседина и т. п.).

В результате большой затраты времени на глубокую разведку и последующий обход перевала Б и невозможности продлить маршрут группе не хватало времени на прохождение основным вариантом через перевалы В - Г и далее до р. Ванч. Поэтому группа не делала попытки прохождения этих перевалов, а прошла одним из заявленных запасных вариантов до р. Муксу.

Заявленные запасные варианты маршрута
  • Была предусмотрена возможность отказа от прохождения неопределяющего пер. Розмирович. Этот вариант был использован с целью компенсации дополнительных затрат времени, потребовавшихся во время радиального выхода на сильно усложнившийся пер. Шмидта.
  • Была предусмотрена возможность прохождения пер. Большой Фонтан в случае невозможности прохождения перевала А. Запасной вариант не потребовался, перевал А (пер. Сейсмологов) был пройден.
  • В случае невозможности прохождения перевала Б была предусмотрена возможность прохождения пер. Хохлова, либо последовательности перевалов Интеграл - Четырех или орографически эквивалентной. После проведенной глубокой разведки перевала Б группа воспользовалась запасным вариантом прохождения через перевалы Интеграл - Четырех.
  • На случай отставания от графика была предусмотрена возможность отказа от прохождения в направлении р. Ванч через перевалы В - Г в пользу более короткого выхода в направлении р. Муксу через перевалы Шини-Бини либо Турамыс - Бырс. При значительном отставании от графика группа была вынуждена воспользоваться запасным вариантом через перевалы Турамыс - Бырс.
Пройденный вариант маршрута

Р. Ванч - лед. РГО - пер. Шмидта (2А*, сложность по факту прохождения соответствует 2Б, 5000, радиально) - лед. РГО - пер. Кашалаяк (2А, 4330) - лед. Федченко - пер. Сейсмологов (3Б п/п, 5300) - лед. Бивачный - разведка перемычки Ахмади Дониша (радиально) - лед. Бивачный - лед. Федченко - лед. Малый Танымас - пер. Интеграл (2Б, 5380) - лед. Аюджилга - пер. Четырех (3Б, 5500) - лед. Москвина - лед. Фортамбек - пер. Турамыс-III (2Б, 5300) - лед. Шапак - пер. Бырс Восточный (3Б, 5300) - лед. Бырс - р. Сугран - пер. Белькандоу (н/к, 3250) - р. Муксу.

Отличия между основным заявленным и пройденным вариантами
  • В результате мощнейшей подвижки ледника пер. Шмидта сильно усложнился и потребовал больше времени на подъем, чем обычно. Предполагалось, что аналогично мог усложниться и цирк пер. Розмирович. Было принято решение сэкономить время на отказе от этого неопределяющего перевала и ограничиться радиальным выходом на пер. Шмидта со спуском по пути подъема.
  • После глубокой разведки из соображений безопасности группа была вынуждена отказаться от прохождения перемычки Ахмади Дониша (перевала Б) и воспользовалась запасным вариантом через перевалы Интеграл - Четырех.
  • В результате протяженного обхода через перевалы Интеграл - Четырех накопилось неприемлемо большое отставание от графика, поэтому группа была вынуждена воспользоваться запасным вариантом выхода к р. Муксу через перевалы Турамыс - Бырс.

Все использованные запасные варианты были заявлены в маршрутной книжке, информация по ним подготовлена.

Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению сложных горных походов. Некоторой особенностью можно было бы считать наличие спутникового телефона системы "Thuraya" (вес 400 г), а также облегченных солнечных батарей (общий вес батарей с переходниками 500 г) для зарядки всевозможных аккумуляторов, используемых главным образом в фотоаппаратуре. Спутниковый телефон мы имели с собой на всякий случай как собственно телефоном мы им не пользовались и носили в выключенном состоянии. Используя функцию телефона как приемника GPS (фото 4) , мы измеряли с его помощью координаты и высоту некоторых перевалов связь со спутником была надежная. Солнечными батареями пользовались регулярно. Все снаряжение функционировало весь поход безукоризненно.

Страховка на время прохождения маршрута оформлялась в страховой компании "Согласие", т. 8-383-3350022, страховой агент Мамонтова Валентина Васильевна. Страховка была двойная: от несчастного случая плюс на медицинское обслуживание и обошлась нам по 2242 р. с человека на все время похода. Насколько надежную гарантию выплаты обеспечивает именно эта страховая компания, мы, к счастью, сказать не можем. Всегда уделяя особое внимание требованиям безопасности на маршруте (фото 1) , мы всеми силами старались избежать прецедента наступления страхового случая и гордимся тем, что нам это удалось!

Расчет продуктов на весь поход был стандартным: 600 г на человека в день. Реальный расход оказался с некоторым перекосом из-за того, что группа была вынуждена идти от лед. Бивачного до лед. Москвина по длинному запасному варианту и прибыла к заброске на поляне Москвина на неделю позже запланированного. В результате последнюю неделю перед заброской группа потребляла примерно по 200 г на человека в день, а последующую неделю -- порядка 800 г, поскольку общая продолжительность всего маршрута не могла быть изменена. Бензин брали в пластиковых бутылках из-под минеральной воды в количестве 30 л. При этом литров 7 - 8 было сэкономлено: 9 ночевок из 31 оказались, как это ни удивительно, с дровами. Дрова естественного происхождения были в моренных карманах ледников РГО и Федченко и в Березовой роще, обломки досок в большом количестве -- на ГМС "Ледник Федченко", в Пыльном лагере и на поляне Сулоева.

Особо интересующиеся могут ознакомиться со всеми подробностями материального обеспечения группы из файла pamir08.xls, прилагающегося на DVD диске с электронной версией отчета. В этом файле находится полная раскладка продуктов питания на поход, список аптеки, которую мы носили с собой на маршруте, смета расходов.

Весь поход, включая расходы на дорогу и продукты питания, обошелся приблизительно в 30 тыс. р. на человека от Новосибирска до Новосибирска.

Специальное групповое снаряжение

Основные веревки 10 мм

5 шт. (50, 50, 50, 45, 45 м), предполагалось, что одна из этих веревок в случае необходимости может быть использована в качестве расходной

Расходная веревка 8 мм

Крючья якорные

8 шт.

Закладухи

14 шт. (закладух -- 9, френдов -- 5)

Оттяжки

4 шт.

Крюконоги, крюколесенки

1,5 комплекта (3 "ноги", 3 лесенки), крюконоги применялись в качестве стремян для подъема по перилам, крюколесенки не потребовались

Пробойник 10 мм

1 шт., не применялся

Фифи скальные

1 пара, не применялись

Ледобуры

18 шт. (из них 3 шт. с твердосплавными коронками)

Ледосбросы

5 шт.

Каска

Стремена

Большая часть снаряжения на маршруте интенсивно использовалась, так что лишнего у нас оказалось совсем немного. Очень мало потребовалось расходной веревки, потому что все скальные участки на маршруте проходились на подъем. Не потребовалось снаряжение для устройства ИТО, хотя крюконоги было удобно использовать вместо обычных стремян. Очень кстати оказались якорные крючья. Наличие в группе двух ледосбросов также не было роскошью их попеременное использование помогло существенно ускорить прохождение протяженного спуска с пер. Бырс. Наличие второго зажима и стремени у каждого участника пригодилось для подъема по перилам на крутых участках пер. Сейсмологов.

График движения

Все "лево" и "право" указаны орографически километраж с учетом районного коэффициента 1,2. Схема Северо-Западного Памира Вадима Ляпина, http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1461/ в масштабе 1:100000 с отмеченным на ней маршрутом и местами ночевок помещена на вклейке.

дата

день пути

участок маршрута

км

характер пути, метеоусловия

26.7

последний сай перед р. Абдукагор - мост через р. Абдукагор

Дорога по левому берегу р. Ванч. Пасмурно.

27.7

мост через р. Абдукагор - озеро на лед. РГО напротив лед. Комсомолец

По левому рандклюфту лед. РГО. Погода переменная, после обеда жарко.

28.7

лед. РГО - Красноармейская поляна - лед. Красноармейский

По сильно разорванному лед. РГО по центральной морене спокойного лед. Красноармейского. Днем ясно и жарко, вечером сильный ветер.

29.7

лед. Красноармейский - средняя часть ледопада Шмидта

Ледовый склон 500 м, 30o сильно разорванный ледопад по ледопаду 1 веревка 50 м, остальное в связках. Погода безоблачная.

30.7

подход и подъем на пер. Шмидта (2А*, 5000), полудневка на перевале

По сильно разорванному ледопаду в связках взлет ледово-осыпной 300 м, 30o. Ясно.

31.7

спуск с пер. Шмидта - Красноармейская поляна - лед. РГО

Спуск по пути подъема: ледово-осыпной взлет 300 м, 30o ледопад ледовый склон 500 м, 30o в ледопаде 1 веревка, остальное в связках на склоне 2 веревки (100 м перил), остальное в связках спокойный лед. Красноармейский очень сильно разорванный лед. РГО. Ясно и жарко.

1.8

подход под пер. Кашалаяк, разведка ледопада

Сильно разорванный ледопад на лед. РГО. Облачно.

2.8

прохождение пер. Кашалаяк (2А, 4330) до ГМС "Ледник Федченко"

По ул. Горького: ледопад (в связках) скально-осыпной кулуар 500 м, 30o разрушенные скалы вдоль нунатака сильно трещинноватое перевальное плато (закрытый ледник в связках). С утра хорошо, после обеда непогода, вечером снова хорошо.

3.8

лед. Федченко - верхний цирк лед. Сейсмологов

Спокойные ледники Федченко и Сейсмологов обход ледопада Сейсмологов по осыпи левого борта 800 м, 40o. Погода хорошая.

4.8

вынужденная полудневка, подход под пер. Сейсмологов, предварительная провеска

Спокойный ледник провешено 3 веревки по скалам. С утра снегопад, туман, после обеда нормально.

5.8

вынужденная полудневка, предварительная провеска пер. Сейсмологов

Провешено 2 веревки по скалам. С утра снегопад, туман, после обеда хорошо.

6.8

подъем на пер. Сейсмологов (3Б п/п, 5300)

15 веревок (725 м перил) по скалам. Ясно.

7.8

спуск с пер. Сейсмологов - лед. Бивачный напротив конца Ширмы

Вверху спокойный ледник, внизу ледопад -- проходятся вдоль правого борта спуск с языка -- 1 веревка 50 м по льду налево от грота далее по правому карману лед. Бивачный. Погода хорошая.

8.8

лед. Бивачный - Пыльный лагерь - место впадения лед. Ахмади Дониша в лед. Ошанина

Лед. Бивачный спокойный лед. Ошанина сильно разорванный лед. Ахмади Дониша -- очень сильно разорванный ледопад. Погода хорошая.

9.8

разведка ледопада Ахмади Дониша, подход по лед. Ахмади Дониша до прижима п. Орджоникидзе

По правому рандклюфту и сильно разорванному ледопаду Ахмади Дониша. Погода хорошая.

10.8

подход под перемычку Ахмади Дониша, разведка возможности подъема

Подход по правому рандклюфту и сильно разорванному ледопаду Ахмади Дониша в цирке спокойный ледник перевал непроходим нашими силами. Днем ясно, вечером пасмурно.

11.8

спуск по лед. Ахмади Дониша и Ошанина до Пыльного лагеря

Спуск по пути подъема: сильно разорванный ледопад и правый рандклюфт лед. Ахмади Дониша сильно разорванный лед. Ошанина. Переменно.

12.8

лед. Бивачный - озеро на лед. Федченко

Места проходов по ледникам Бивачному и Федченко спокойные путь в основном по правому карману лед. Бивачного и левому карману лед. Федченко. Ясно.

13.8

Гранатовый домик - начало лед. Малый Танымас

По левому карману и по лед. Федченко вдоль левого борта по правому берегу и правой верхней террасе р. Малый Танымас. Ясно и очень жарко.

14.8

подход по лед. Малый Танымас, прохождение ледопада лед. Малый Танымас

По правому карману лед. Малый Танымас в ледопаде по левому рандклюфту 1 веревка 50 м на скалах. Погода хорошая. После обеда облачно.

15.8

подход и прохождение пер. Интеграл (2Б, 5380)

На подходах с обеих сторон сильно трещинноватые ледники подъем по осыпи 350 м, 35o спуск по льду 4 веревки (195 м перил). Снегопад, видимость плохая.

16.8

вынужденная полудневка, подход под пер. Четырех, предварительная провеска

По правому карману и спокойному леднику провешено 4 веревки по льду. До обеда пурга, вечером просто плохая погода.

17.8

подъем на пер. Четырех (3Б, 5500)

16 веревок (770 м перил) по льду. С утра холодно и облачно, солнца нет. Во второй половине дня мокрый снег, туман.

18.8

спуск с пер. Четырех до поляны Москвина, полудневка

В связках по закрытому разорванному леднику, далее по моренам левого борта еда кончилась. Погода нормальная.

19.8

дневка в МАЛе

Очень много еды все объелись. В остальном безоблачно.

20.8

поляна Москвина - лед. Фортамбек - поляна Сулоева

По моренам левого борта лед. Вальтера по ледниковой морене лед. Фортамбек ближе к левому борту по левому рандклюфту лед. Фортамбек. Утром ясно, после обеда облачно.

21.8

подход под пер. Турамыс

По левому карману лед. Фортамбек по центру сильно разорванного лед. Турамыс. С утра хорошо, вечером так себе.

22.8

прохождение пер. Турамыс-III (2Б, 5300) до лед. Шапак

Подъем -- осыпь на скалах 800 м, 35o спуск -- 1 веревка 20 м, далее по закрытому льду в связках 800 м, 30o в цирке в связках по сильно трещинноватому закрытому леднику на лед. Шапак -- очень сильно разорванный ледопад. Погода хорошая.

23.8

подход и прохождение пер. Бырс Восточный (3Б, 5300)

Сильно разорванный ледопад подъем по льду 500 м, 30o в цирке в связках по закрытому леднику последний взлет -- 1 веревка 50 м спуск -- 16 веревок (770 м перил). Погода хорошая.

24.8

подход и разведка ледопада лед. Бырс, вынужденная полудневка, предварительная провеска

В связках по исключительно сильно разломанному ледопаду провешена 1 веревка 45 м. Погода хорошая.

25.8

прохождение ледопада лед. Бырс, спуск до Березовой рощи

По исключительно сильно разломанному ледопаду 3 веревки (145 м перил), остальное свободным лазанием в связках пересечение рваного ледника далее по правому карману лед. Бырс. Погода хорошая.

26.8

подход и прохождение пер. Белькандоу (н/к, 3250) до к. Кандоу

Тропа по правым террасам р. Сугран и через пер. Белькандоу. Погода хорошая.

Итого 32 ходовых дня (из них одна дневка в МАЛе) 240 км (220 км, считая участки на радиальных выходах, пройденные дважды по одному и тому же пути, за один раз) 64 веревки 3075 м перил.

Техническое описание перевалов

Все "лево" и "право", если не оговорено особо, считаются орографически. Время везде указано новосибирское летнее (UTC+7), которое отличается от московского на +3 часа и от местного душанбинского на +2 часа (переход на летнее время в Таджикистане не применяется). Это же время выставлено и в полях информации EXIF цифровых фотографий. Светлое время суток с 700 до 2100. Средняя продолжительность одной ходки 40 минут. Чистое ходовое время мы не приводим. Его бывает так сложно оценить, а главное, оно не очень-то привязано к реальности: ведь никто же все равно не будет пытаться проходить маршрут "чисто" -- без привалов, без перекусов, без необходимых разведок, без передышек на "чесание репы", наконец! Кроки и паспорта давно классифицированных и хорошо известных перевалов не приводятся. Мы рассчитываем на то, что достаточно подробное описание и информативные фотоматериалы, тем более при наличии богатой информации из других источников, делают их фактически излишними. Паспорт нового перевала Сейсмологов, пройденного нашей группой впервые, приведен в дополнительном разделе. Ссылки на фотографии по тексту технического описания указаны в примечаниях на полях.

Радиальный выход на пер. Шмидта (2А*, 5000)

Перевал Шмидта расположен в хр. Академии наук и связывает лед. Розмирович (приток лед. Федченко) с лед. Красноармейским (притоком лед. РГО -- Русского географического общества). Координаты седловины по GPS: 38o43'57.05"с.ш., 72o11'39.83"в.д., высота 4916 м. Ориентация перевала: запад - восток. Характер: снежно-ледовый. Определяющая сторона: западная. Хотя на перевальном взлете с восточной стороны, обращенном на лед. Розмирович, скорее всего, потребуется навеска порядка 100 м перильных веревок, на самом деле сложность определяется куда более нетривиальным ледопадом (для удобства описания будем далее называть его ледопадом Шмидта) на притоке лед. Красноармейского с западной стороны от перевала. Перевал имеет две седловины, равноценные по сложности. Группа совершила радиальный выход на южную седловину со стороны лед. Красноармейского (с определяющей стороны). Описание дается от слияния ледников Красноармейского и РГО.

Основным вариантом было заявлено акклиматизационное кольцо через перевалы Шмидта (2А*, 5000) и Розмирович (2А, 5100), при этом была предусмотрена возможность прохождения этого кольца в противоположном направлении, либо через седловины Шмидта С. и Шмидта Ю. без прохождения пер. Розмирович. После успешного, но очень трудоемкого распутывания сильно усложнившегося ледопада Шмидта в целях экономии времени было принято решение отказаться от полного прохождения всего акклиматизационного кольца и ограничиться ночевкой на седловине пер. Шмидта с последующим спуском по пути подъема через уже разведанный ледопад.

28 июля около 1200 после распутывания рвани на сильно изменившемся лед. РГО группа вышла к большому озеру (фото 5) в месте впадения лед. Красноармейского в лед. РГО. Берега озера -- крутые ледовые склоны, густо умащенные грязью: вдоль берега не пройти, надо обходить его по телу лед. Красноармейского. На правом (орографически) борту лед. Красноармейского имеются обширные травянистые террасы -- так называемая Красноармейская поляна (фото 6) . Для дальнейшего движения выход на эти террасы не нужен, сам лед. Красноармейский достаточно ровный. Однако мы не поленились подняться на поляну, так как планировали заложить там заброску.

Поднявшись к 1410 на террасы Красноармейской поляны, мы организовали там заброску и заодно пообедали. Место очень живописное, с великолепным видом на пики Гармо и Комакадемии. Немножко жаль, конечно, что нет теплого озера, зато есть хороший ручей, погода солнечная, жаркая, стимулирует купание.

В 1710 двинулись дальше. По одному из сайчиков спустились с террас на ледник. Двигаясь по желтой центральной морене лед. Красноармейского либо вдоль нее, подошли ближе к повороту на ледопад Шмидта и в 1830 остановились на ночевку.

29 июля в 705 вышли с места ночевки. За ходку подошли к месту впадения ледопада Шмидта в лед. Красноармейский. Сначала удобнее подниматься по травянистым склонам боковых моренных валов вдоль правого (орографически) борта ледника. Две ходки потребовалось, чтобы подняться к подножию наиболее крутой первой ступени ледопада. Отсюда вверх ведут два крутых (в среднем 30o, местами до 40o) ледовых лба (фото 7) с желобом между ними, набор высоты на этом участке не менее 500 м. Сложность обоих этих ледовых лбов представлялась равноценной, однако правый (по ходу) лоб имел крутое начало (требовалась навеска перил), а на левом далеко вверху неотчетливо просматривались какие-то сераки. О наличии ледопада выше этих ледовых лбов было известно, однако мы не придали этому большого значения -- решили, что пройдем, по крайней мере раньше этот ледопад особенно страшным не был. Таким образом, мы приняли решение подниматься по левому (по ходу) ледовому лбу, а там ориентироваться по обстановке. За две ходки подъема в связках по предельно крутому (для подъема без навески перил) ледовому склону (фото 8) в 1135 мы вышли на выполаживание перед теми самыми сераками, которые видели снизу. Здесь достаточно приятное (точнее, условно приятное) место для обеда, из льда торчат теплые камни, есть талая вода, но разломы, преграждающие дальнейший подъем, к сожалению, непроходимы. Поэтому пришлось совместить обед с глубокой (два часа) разведкой с целью нахождения пути обхода разломов траверсом ледопада вправо по ходу (фото 9) . Распутать эту часть ледопада удалось, хотя это был скорее не обход, а облаз, по сложности значительно превышающий ледопады, которые обычно встречаются на перевалах категории 2А. Вдоль одного ледового "ножа", по которому преодолевалась широченная трещина, пришлось даже натянуть на ледобурах горизонтальные перила. Выйдя в 1500 с обеда, мы к 1730 закончили прохождение первой ступени и заночевали на средней части ледопада Шмидта.

30 июля в 830 мы приступили к распутыванию верхней ступени ледопада. Надо сказать, что эта ступень раньше вообще не представляла практически никаких сложностей. Но сейчас ледник и здесь изменился до неузнаваемости. Через две ходки, состоящие из непрекращающихся прыжков (фото 10) через бесчисленные трещины, мы распутали наконец эту сплошную рвань и вышли на ровные поля верхнего цирка. Еще одна ходка в связках по закрытому леднику, и мы подошли под сам перевал. Подниматься решили на южную седловину. Взлет ледово-осыпной (фото 11) крутизной около 30o, перепад высоты 200 џ 300 м. В нижней части мы поднимались по границе льда и осыпи, в верхней части вышли на осыпной склон. Седловина перевала достаточно широкая, есть площадки для палатки, усыпанные мелкой сухой щебенкой, глубокая лужа с водой, из которой вытекает ручеек. На седловине мы были в 1200. Сняли записку (фото 140) группы туристов УПИ (город тогда назывался Свердловск) под рук. С. В. Ершова от 12 августа 1991 г.

Пока варился обед, трое участников повесили две веревки (100 м перил) на спуск в сторону лед. Розмирович (фото 12) в северной части седловины возле скальных выходов -- это единственное место, где нет карниза. Спуск снежно-ледовый, ровный, безопасный, перепад высоты 100 џ 150 м, крутизна около 45o. Выяснилось, что верховья лед. Розмирович заснежены, причем склоны, обращенные на лед. Розмирович уже давно освещаются солнцем. Маловероятно, что мы успели бы сегодня же спуститься с этого перевала и сразу подняться на следующий, к тому же под пер. Розмирович просматривалась опасность ледового обвала с господствующей узловой вершины (фото 13) -- лучше было бы проходить там рано утром. Для акклиматизации перед основной частью маршрута нам важно было заночевать на седловине, чтобы получить достаточно высокую ночевку. В этом случае нам трудно было бы уложиться в запланированные три ходовых дня на все акклиматизационное кольцо: ведь верховья лед. Красноармейского в цирке пер. Розмирович, где и так отмечено наличие ледопада, скорее всего, тоже сильно изменились в худшую сторону. Кроме того, один из участников в результате не самого удачного прыжка через трещину получил растяжение голеностопа. В связи с вышеперечисленными соображениями мы решили пожертвовать вторым перевалом акклиматизационного кольца и ограничиться радиальным выходом на седловину пер. Шмидта с возвращением по пути подъема по только что пройденному и досконально изученному ледопаду. Тем более, что сами перевалы на этом участке маршрута не являлись определяющими техническую сложность, а были нужны только для акклиматизации. Таким образом, после обеда мы подняли навешенные на спуске веревки и сделали ночевку на седловине (фото 14) , насладившись вечером созерцанием заката в Ванчской долине.

31 июля в 715 начали спуск на лед. Красноармейский по пути подъема. Очень сильно помогло знание пути через верхнюю ступень ледопада. Вдоль ледового "ножа" через широкую трещину в средней части ледопада снова натянули горизонтальные перила. В нижней части решили спускаться не по правому (орографически) ледовому лбу, по которому поднимались -- до него через ледопад еще надо было добраться, а по левому (фото 7) . Большую часть пути на спуск мы прошли в связках, и только в самом низу навесили две веревки (100 м перил) по льду крутизной 50 џ 70o. В 1215 мы уже вышли на ровную часть лед. Красноармейского, а к 1400 вернулись к месту заброски на Красноармейской поляне (фото 6) .

Взяв заброску, после обеда, в 1700 мы попытались выйти на лед. РГО также по пути подъема, однако столкнулись с затруднениями при обходе уже упомянутого озера (фото 5) в устье лед. Красноармейского. Ледниковая речка, впадающая в это озеро, разлилась так, что через нее было опасно переправляться. Пришлось снова подняться на поляну и поискать в ее северном углу спуск прямо на лед. РГО. Спуск оказался мерзопакостным, по крутому конгломератному склону (фото 15) , но проходимым. Распутав первые ряды сераков на лед. РГО, мы к 1930 нашли приемлемое место для стоянки и заночевали.

Таким образом, группа совершила акклиматизационный радиальный выход на пер. Шмидта Ю. за трое суток от поляны до поляны: двое суток на подъем и одни сутки на спуск. Было навешено две веревки (100 м перил) с седловины на восточную сторону, которые не использовались по причине отказа от полного прохождения перевала, и суммарно четыре веревки (200 м перил) в ледопаде. Нам представляется, что в результате мощнейшей подвижки ледопад Шмидта сильно усложнился и фактически соответствует категории не 2А*, а как минимум 2Б, даже скорее 2Б* в том смысле, что до полноценной 3А все-таки не дотягивает, но группу IV к. с. по доброе воле мы бы в ТАКОЙ ледопад, пожалуй, не выпустили. По крайней мере, пер. Шмидта в сложившихся условиях оказался явно сложнее, чем перевалы Интеграл и Турамыс-III (оба 2Б), которые мы проходили позднее. Большая часть ледовой работы, отраженной в походном фильме "Памирские маневры 2008", снята именно в ледопаде Шмидта. Вместе с тем каких-либо особых опасностей пер. Шмидта не представляет и при нормальном состоянии ледника может надежно проходиться как элемент маршрута, соответствующий 2А* к. с.

Пер. Кашалаяк (2А, 4330)

Перевал Кашалаяк расположен в хр. Академии наук и связывает центральную ветвь лед. РГО с лед. Федченко чуть южнее ригеля, на котором находится ГМС "Ледник Федченко". Ориентация перевала: юго-запад - северо-восток. Характер: снежно-ледовый при прохождении по ледопаду или комбинированный при прохождении через нунатак. Определяющая сторона: юго-западная. Перевал односторонний, как такового спуска на лед. Федченко нет, там плато. Сложность определяется ледопадом центральной ветви лед. РГО с юго-западной стороны перевала. Перевал пройден группой со стороны лед. РГО (с определяющей стороны). Был выбран вариант прохождения через нунатак "по улице Горького". Описание прохождения дается от подножия ледопада до ГМС "Ледник Федченко".

Пер. Кашалаяк представляет собой один из наиболее простых путей выхода на лед. Федченко. Известны разнообразные варианты прохождения перевала, отличающиеся способом обхождения с вышеупомянутым ледопадом: по правому рандклюфту, по левому рандклюфту, вообще ни по какому рандклюфту (чуть ли не по центру), по левому нунатаку, по правому скальному отрогу... Перевал во всех подробностях описан в недавно вышедшей книге А. А. Алексеева "Дарвазский хребет", М.: изд. И. В. Балабанов, 2004. Однако чаще всего пользуются вариантом через нунатак, ограничивающий ледопад слева (орографически), поскольку этот путь меньше зависит от метеоусловий, состояния ледника и снежной обстановки. Туристы традиционно называют этот вариант "улицей Горького" (фото 16) , так он назван и в книге А. А. Алексеева. Мы также воспользовались вариантом прохождения через нунатак по улице Горького.

1 августа в 750 мы вышли от места, где ночевали на лед. РГО после возвращения из акклиматизационного радиального выхода на пер. Шмидта. Обычно подход отсюда под ледопад Кашалаяка никакой сложности не представлял -- ровный открытый ледник без неперешагиваемых трещин. Но сейчас... ТАКОГО ледника РГО старожилы не припомнят... В том же самом месте, где раньше отродясь не было даже бугров, и можно было бежать вприпрыжку, РГО вздыбился полномасштабным ледопадом (фото 15) со всеми присущими настоящим ледопадам функциональными элементами ("фичами") в виде монументальных двадцатиметровых сераков и как минимум трехметровых трещин, которыми ледник был густо "нашинкован кубиками" вдоль и, что было наиболее неудобно, поперек. Раньше этот участок до подножия собственно кашалаячьего ледопада пробегался обычно за одну ходку. Теперь нам пришлось потратить на распутывание этого новообразования полдня -- с 750 до 1215.

Пообедав на выходе из нового ледопада РГО, мы за 20 минут (с 1440 до 1500) подошли почти вплотную к подножию уже собственно кашалаячьего ледопада и остановились на ночевку на последних камешках. Остаток дня трое участников потратили на то, чтобы налегке разведать (фото 17) подходящий проход через нижнюю ступень ледопада к началу улицы Горького. Пройти всю улицу Горького с вечера мы все равно не успевали, да и небезопасно это, а вот разведка принесла пользу, так как ступень эта выглядела вполне внушительно. Зато времени на разведку было предостаточно, и она получилась глубокая как в переносном, так и в прямом смысле. Съемки большой ледовой пещеры в походном фильме были сделаны именно здесь.

2 августа в 725 стартовали по разведанному с вечера пути. Обойдя первые трещины, мы сместились налево (по ходу) в рандклюфт и по нему за одну ходку поднялись, набрав около 200 м высоты, на широкую полку, выводящую на улицу Горького. Днем мы бы не посоветовали соваться в этот рандклюфт -- камнеопасно, но с раннего утра вся каменно-грязевая "чача" смерзлась, так что лезть по рандклюфту было вполне нормально (хотя и неаппетитно). Еще за ходку в связках мы подошли по широкой косой полке (фото 18) , заканчивающейся ледовым лбом ( 100 м, 25o), к началу кулуара, выводящего на нунатак. Обычно большая часть этого кулуара покрыта плотно слежавшимся снегом. В этом году весь снег в кулуаре растаял, так что подниматься было несколько более утомительно. Кулуар скально-осыпной, скалы простые, но сильно разрушенные, попадаются участки осыпи на скалах, двигаться можно без перильной страховки, но лучше в кошках, особенно когда снега нет. При этом нужно соблюдать осторожность -- падать отсюда можно далеко и больно. Крутизна кулуара в среднем 30o (местами до 40o), набор высоты 400 џ 500 м. Удобных мест для отдыха на этом участке улицы Горького нет, так что мы поднапряглись и взгромоздились на гребень нунатака за одну ходку. На гребне есть места для ночевки на случай необходимости. Дальше поднимаются иногда по разрушенным скалам самого нунатака, но чаще вдоль нунатака траверсом снежного склона под скалами. В этом году снега здесь не было вовсе, ледник прижало к скальному борту и сильно порвало, так что нам пришлось идти по скалам, характер которых был примерно такой же, как в кулуаре. Пройдя еще ходку по нунатаку и упершись в очередное препятствие (сверху крутые скалы, непроходимые без страховки, сбоку конкретно мерзопакостный ледопад), мы остановились на обед ( 1215), а заодно сделали неглубокую разведку, как выбираться на перевальное плато, высоты которого мы практически уже достигли.

С обеда и до самого вечера ( 1405 - 1830) мы подходили по перевальному плато на ГМС "Ледник Федченко" (фото 19) . Ледник на плато был куда сильнее разорван, чем обычно. Местами он был открытый, и надо было его распутывать в поисках, где можно трещины перепрыгнуть. Местами трещины были закрыты снегом, и надо было искать, где можно в них не провалиться. Тура на плато нет и быть не может -- его там не из чего сложить. Основные зоны трещин, которые попадаются между пер. Кашалаяк и ГМС, обходятся слева по ходу, местами прижимаясь к мелким отрогам хр. Академии наук. Слева же выходят и на ригель, на котором находится ГМС.

ГМС "Ледник Федченко" (фото 20) с 1996 г. функционирует в автоматическом режиме, питание от солнечных батарей, передача данных через спутник. Автоматизированные приборы действительно работают, это можно заметить, если присмотреться. Людей нет, домик в нормальном состоянии, но внутри большой беспорядок. Погода, ухудшившаяся было сразу после обеда, к вечеру снова пришла в норму, и ночевать в палатке на площадке рядом с домиком было комфортнее, чем в нем самом.

Таким образом, пер. Кашалаяк был пройден нами по варианту через нунатак (по улице Горького) за один день без применения перильной страховки. По-видимому, этот вариант был единственным реально проходимым в сложившихся условиях после недетской подвижки лед. РГО, в результате которой существенно усложнился даже и этот наиболее надежный вариант. Потенциально опасных мест на этом пути два -- подходы к обоим рандклюфтам: правый (орографически) может быть камнеопасен, левый (перед нунатаком) подвергается опасности обвала сераков с ледопада. И в том, и в другом случае опасность логичнее всего предотвратить, проходя эти участки рано утром по смерзшемуся рельефу, как было проделано и нашей группой. Так что перевал Кашалаяк вполне надежен и рекомендуется к прохождению.

Пер. Сейсмологов (3Б п/п, 5300)

Перевал Сейсмологов расположен в отроге, разделяющем ледники Федченко и Бивачный (на топокарте Генштаба этот отрог называется "хребет Федченко"), стыкующемся в районе п. Комакадемии с хр. Академии наук. Однозначно описать расположение пер. Сейсмологов относительно ближайших к нему вершин, к сожалению, проблематично, потому что на разных картах района вершины этого отрога идентифицируются по-разному. Так, согласно схемам от "Промтрансниипроекта" 1977 г. (фото 144) перевал находится в юго-западном плече п. 40 лет Октября (5639). Согласно топографическим картам Генштаба 1979 г. (фото 145) перевал расположен между пиками 5872 (с севера) и 5885 (с юго-запада), которые на схемах Вадима Ляпина, http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1461/ (фото 146) называются соответственно п. Тельмана и п. Постышева. На космоснимке района п. Коммунизма от "Советского спорта" 1989 г. (фото 147) эти же две вершины названы иначе: п. Димитрова (5872) и п. Либкнехта (5851) соответственно. В свою очередь, пики Димитрова (5475) и Либкнехта (5470 согласно Промтрансниипроекту, 5548 согласно Ляпину) отмечены на схемах Промтрансниипроекта и Ляпина еще дальше на северо-восток от пер. Сейсмологов, за пиками соответственно 40 лет Октября и Тельмана. Путаницы не убавляет "Классификация маршрутов на горные вершины", М.: изд. И. В. Балабанов, 2001, в которой п. 40-летия Октября имеет высоту 5966 -- в плече этой вершины, согласно Промтрансниипроекту, находится давно известный пер. Большой Фонтан (3Б, 5800), причем, судя по косвенным приметам, описанным первовосходителем на п. 40 лет Октября Сергеем Ефимовым, с которым нам перед походом удалось пообщаться по телефону, эта вершина действительно находится именно там -- рядом с пер. Большой Фонтан. На схемах Ляпина высота этого пика приведена 6002.

Для определенности договоримся идентифицировать перевалы и основные вершины этого узла следующим образом. Здесь и далее при описании орографии мы будем пользоваться схемой Ляпина, http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1461/ (фото 146), поскольку эта схема из всех перечисленных выше карт наиболее подробна и, как мы считаем, в наибольшей степени соответствует истинной орографии района. Местоположение неоднократно пройденного пер. Большой Фонтан хорошо известно и не вызывает споров -- этот перевал ведет с лед. Военных топографов (крупного левого притока лед. Федченко) на правый приток лед. Бивачного, находящийся к северо-востоку от п. ОГПУ (иногда этот приток называют S-образным ледником). Рядом с пер. Большой Фонтан к северу от него находится п. 40 лет Октября (6002). Далее к востоку от пер. Большой Фонтан и п. 40 лет Октября имеется непройденная (известна попытка радиального выхода на седловину с юга) "перемычка Кустовского", соответствующая, по-видимому, категории сложности 3Б или 3Б*. Перемычка Кустовского ведет из того же верхнего цирка лед. Военных топографов, что и Большой Фонтан, на следующий приток лед. Бивачного, находящийся ниже S-образного ледника. Дальше на восток от перемычки Кустовского находится п. Постышева (5885). К востоку от п. Постышева расположен еще один верхний цирк, не имеющий перевалов, впадающий в низовья лед. Военных топографов очень мощным и развесистым ледопадом этот великолепный ледопад хорошо виден с лед. Федченко. Далее на северо-восток, по другую сторону от безымянной узловой вершины лежит самостоятельный приток лед. Федченко, который называется лед. Сейсмологов -- по имени этого ледника мы предлагаем называть и новый пройденный нами перевал. Над верхним цирком лед. Сейсмологов в центре доминирует п. Тельмана (5872). Слева и справа от него, если смотреть с лед. Сейсмологов, (с юга и с востока соответственно) есть по седловине, которые ведут на разные притоки лед. Бивачного, разделенные широким отрогом, спускающимся с п. Тельмана на север. Седловина пройденного нами пер. Сейсмологов -- со стороны лед. Сейсмологов левая, расположена между пиками Тельмана и Постышева и ведет на приток лед. Бивачного, находящийся в 3 џ 4 км выше слияния ледников Бивачного и Ошанина (последний по другим сведениям может называться лед. Сталина или лед. Орджоникидзе) и, соответственно, конца отрога "Ширмы", разделяющего эти ледники. Координаты седловины пер. Сейсмологов по GPS: 38o54'01.26"с.ш., 72o11'10.61"в.д., высота 5284 м. Ориентация перевала: запад - восток. Характер: комбинированный, преимущественно скальный. Определяющая сторона: восточная. Перевал односторонний. Сложность определяется 700-метровой скальной стеной, обращенной на лед. Сейсмологов. Группа совершила прохождение перевала с лед. Сейсмологов на лед. Бивачный (с определяющей стороны на подъем). Описание дается от лед. Федченко до лед. Бивачного. Перевал проходился впервые. Паспорт пер. Сейсмологов см. в дополнительном разделе.

3 августа, выйдя в 850 с ГМС "Ледник Федченко" и спустившись с ригеля (при выходе на ледник пришлось надеть кошки -- там был довольно крутой голый лед), мы за две последующие ходки подошли к повороту на лед. Сейсмологов. Лед. Федченко (фото 21) здесь выглядел гладким, как обычно в своем среднем течении. Лед. Сейсмологов в месте впадения в Федченко тоже ровный, без моренного чехла, без широких трещин, заход на него прост и очевиден. Еще за полторы ходки (к 1335) мы поднялись к подножию ледопада, а тут как раз и время обеда подошло.

Этот ледопад, находящийся в средней части лед. Сейсмологов, достаточно крут и мог бы представлять собой серьезное препятствие. К счастью, весь ледопад можно обойти по левобережной (орографически) боковой морене (фото 23,24) , хотя морена эта -- тоже далеко не подарок. Предельно крутая (градусов сорок), ботинки еле скребутся, того и гляди, сползешь по косогору, "шары", наоборот, лезут на лоб, пыхтишь, как паровоз -- то самое, что в туристском фольклоре называют "отрицательной осыпухой". И набор высоты значительный -- под километр. Впрочем, несмотря ни на что, карабкаться по морене несравненно лучше, чем если бы, не дай бог, и здесь пришлось штурмовать ледопад -- слава богу, что эта морена есть, грех жаловаться. Выйдя в 1545 с обеда, через 3.5 ходки набора высоты мы, наконец, в 1830 достигли плоского осыпного плеча. Здесь морена кончается, но и ледопад тоже -- дальше лежит ровный, умеренно трещинноватый верхний цирк лед. Сейсмологов. Уже видна и скальная перемычка, которую мы собираемся проходить. Здесь на последних сухих камешках остановились на ночевку (фото 26) , выходить вечером на лед смысла не было. Место для ночевки очень удобное и безопасное. Если бы в цирке Сейсмологов был перевал, то именно тут обязательно были бы готовые площадки для палаток. Но никаких следов пребывания людей здесь нет. Похоже, что в этот цирк до нас не ступала нога человека...