Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Г.Сальников, Новосибирск

Отчет о горном походе 6 к.с. по Памиру в июле-августе 2008 г. Часть 3 из 3

Продолжение. Часть 2 здесь

Сходив в разведку, мы с интересом обнаружили, что препятствие можно обойти, забрав снова далеко влево (фото 119) и осторожно сойдя по левому широкому ледовому корыту до самого подножия. На весь этот спуск с разведками мы потратили два часа -- с 1200 до 1400. Еще ходка по сильно трещинноватому леднику (двигались в основном по центру), и мы вышли к месту слияния перевального цирка с основным руслом лед. Шапак (фото 120) , где в 1440 остановились на обед.

Таким образом, мы прошли пер. Турамыс-III вместе с подходами практически за сутки (от обеда чуть выше поляны Сулоева до обеда на Шапаке). Перевал достаточно надежный и, несмотря на вполне оправданную категорию сложности 2Б, проходим с применением малого (в нашем случае 20 м) количества перильных веревок.

Пер. Бырс Восточный (3Б, 5300)

Перевал Бырс Восточный расположен в одном из северных отрогов хр. Петра I между пиками Шапак и Бырс и связывает лед. Шапак с лед. Бырс. Ориентация перевала: запад - восток. Характер: снежно-ледовый. Определяющая сторона: западная. Сложность определяется крутым и длинным перевальным взлетом со стороны лед. Бырс, к которой надо добавить еще прохождение очень непростого ледопада на лед. Бырс. Однако бывает, что и с неопределяющей восточной стороны приходится изрядно "покувыркаться". Мы прошли перевал с лед. Шапак на лед. Бырс, с неопределяющей стороны. Описание прохождения дается от лед. Шапак до р. Сугран.

22 августа в 1720 мы вышли с обеда на лед. Шапак напротив цирка пер. Турамыс-III, с которого только что спустились. Надо было быть совершенно слепым, чтобы не обратить внимание, что лед. Шапак по сравнению с прошлыми годами изменился до полной неузнаваемости (фото 121) . Здесь произошла грандиозная подвижка. За два часа свободного лазания в кошках по серакам и трещинам нам так и не удалось пересечь ледник и попасть к нунатаку, вдоль которого раньше было удобно обходить всю рвань. Пришлось в 1910 заночевать в приемлемом, хотя и довольно задничном месте среди трещин примерно в центре ледника. На сон грядущий была еще сделана разведка вверх по леднику, которая показала, что и дальше все так же плохо.

Наутро 23 августа в 750 мы продолжили маневры. Обидно было, что ледник все время демонстрировал иллюзию того, что он якобы растрескан только поперек. Нам казалось, что не надо больше ходить вправо-влево, выискивая, где бы перелезть очередную трещину, а можно уже по какому-нибудь подходящему продолговатому сераку попасть направо (по ходу) под центральный нунатак. Мы пробовали, но не тут-то было. Ледник водил нас за нос. Перед самым нунатаком вдруг открывался широченный продольный разлом с пятидесятиметровыми отвесными стенами, который до сих пор из-за перегиба совершенно не угадывался. Приходилось возвращаться и продолжать распутывать лед. Шапак по центру.

Наконец, в 930 уже совсем близко от взлета на пер. Бырс нам удалось пробиться к нунатаку. Еще полторы ходки по не очень-то удобной боковой морене, и мы, обув кошки, в 1100 начали подъем в верхний цирк пер. Бырс (фото 122) . Перевальный взлет (500 м, 30o) оказался в этом году не снежно-ледовым, а чисто ледовым. Крутизна в отсутствие снега была близка к предельной: еще чуть-чуть, и было бы не обойтись без навески большого количества перил. Отдыхать на таком косогоре, скрючившись на передних зубьях и рискуя упустить вниз рюкзак, было тем более нереально. Так что невольно получилась полуторачасовая "самурайская" (фото 123) ходка. В 1300 мы поднялись на край большого снежного плато и остановились там до 1450 на обед с великолепным видом на пики Коммунизма (фото 125) и Евгении Корженевской (фото 126). С этого плато, кроме нашего пер. Бырс Восточный, можно уйти еще на пер. Шапак (2Б) налево траверсом вершины п. Бырс и далее на лед. Шини-Бини, либо направо через пер. Хадырша (3А) на лед. Хадырша. Наш перевал прямо посередине цирка, мы дошли под него по снежному плато за одну ходку. На саму седловину выводит небольшой снежно-ледовый взлет менее 100 м высотой, обычно проходимый без страховки. В этот раз, однако, пришлось навесить одну веревку 50 м через бергшрунд (фото 124) и далее траверсом склона (бергшрунд оказался довольно широкий и с ажурными ненадежными мостами, преодолевался он не прямо под седловиной, а несколько левее ее по ходу). Седловина перевала широкая (фото 127) , здесь, как и чуть ниже на плато, можно ночевать. Тура на седловине нет, так как поблизости нет камней.

Спуск мы начали в 1640. Поздний спуск с этого перевала мог оказаться довольно рискованным мероприятием в том смысле, что можно было не успеть спуститься до ровного ледника засветло. Но пер. Бырс был нам хорошо известен, наши собственные технические навыки тоже, и мы рассчитывали, что должны успеть. В результате у нас все хорошо получилось.

До первого бергшрунда идется метров двести пешком, склон еще пологий (фото 128) . Через бергшрунд навесили первую веревку, закрепленную на снежном щите. После бергшрунда склон делается круче, под ногами ненадежный мокрый снег на льду, так что навеска перил продолжается. Следующие две веревки крепятся также на щите, причем вторая из них уже выходит на голый лед, крутизна достигает 55o, и дальше тактика становится понятна сама собой: вешай перила сплошной ниткой на ледобурах и не рыпайся! Спускаться здесь надо по центру (фото 129) перевального взлета: центр склона выпуклый, нет опасности камнепадов с бортов. И все шло у нас гладко. Но на последних двух веревках перевал устроил нам порядочную засаду. Дело в том, что в этом году погода летом была ненормально жаркая для района. В результате весь снег и фирн в обоих кулуарах растаял -- и слева, и справа от выпуклого ледового "пуза", по которому мы вешали перила. Эти кулуары превратились в порядочные бобслейные трассы, по которым текли целые реки талой воды, вымывая из склонов большое количество камней. Мелкая щебенка в общем-то не вылетала за пределы самих кулуаров. Но более крупные булыганы набирали по голому льду бешеную скорость и рикошетами иногда доставали до нашего пути спуска. Пришлось и нам пойти на хитрость. На предпоследней веревке, заметив, с какой стороны летит больше опасных рикошетов, мы отклонились от нашей выпуклости в направлении более глубоко прорытого и потому менее опасного правого (орографически) кулуара (фото 130) , одновременно как бы прикрываясь от более опасного левого выпуклым бугром склона. Сюда могли долетать только очень отдельные рикошеты, и то на излете, так что от них нетрудно было увернуться, надо было только все время за кулуаром наблюдать. В самой нижней части склона имеется большой бергшрунд с десятиметровым сбросом, после которого перила уже не требуются. Обычно этот сброс провешивают где-нибудь сбоку, где он менее крут, и где забит бергшрунд. Сейчас в целях безопасности мы умышленно поступили наоборот. Под нами в бергшрунде была обширная забитая на дне плотным снегом яма. Никакие камнепады в такой блиндаж залететь никак не могли. Так что мы спускались по последней веревке прямо на дно этого "блиндажа", там в безопасности спокойно сматывали веревку, прибирали на место снаряжение, затем, выглянув и убедившись, что сверху ничего не угрожает, выскакивали из ямы и быстро убегали несколько десятков метров вниз по склону до ровного безопасного места. Всего на этом ледовом спуске мы навесили 16 веревок (770 м перил). Нам удалось управиться с этим занятием достаточно оперативно, в 2100 мы закончили спуск и, отойдя еще чуть в сторону до горизонтального места, в 2115 остановились на ночевку. Смеркалось, но было еще достаточно светло. Задача успеть безопасно спуститься с перевала засветло была успешно решена, несмотря на незапланированную проблему на последнем участке, которому вздумалось неожиданно сделаться камнепадоопасным.

К сожалению, все это была еще только присказка, а самую засаду Бырс приготовил для нас впереди. Обычно по лед. Бырс можно было идти более или менее спокойно до угла, образованного скальным отрогом вершины 5659 (п. Веймар). Дальше начинался серьезный ледопад, который надо было обходить левым бортом, иногда, в зависимости от обстановки, и по скалам отрога. Но в этом году на лед. Бырс произошла такая катастрофическая подвижка, какую мы никак не могли себе представить. Самый что ни на есть полномасштабный ледопад, начавшийся практически сразу за перевальным взлетом, не дал нам пройти до упомянутого угла по левому краю ледника, а, перекрыв путь непроходимыми разломами, загнал налево на склон и заставил там упражняться в ледолазании (фото 131) . Но даже и это еще была только полужопица.

Выйдя 24 августа в 815 с места ночевки, за две ходки (точнее, "лазки") по изобилующим бергшрундами и ледовыми сбросами склонам левого борта ледника мы добрались до угла скального отрога, где по идее надо было, как всегда раньше, проходить ключевой участок ледопада. То, что мы там увидели, нас очень огорчило.

Прохода там не было (фото 133) .

Сказать, что подход к горловине ледопада был крайне камнеопасен -- значило не сказать ничего. Вершина 5659 буквально поливала подходы к своему отрогу непрерывными камнепадами, состоящими из булыжников всяких размеров, самые быстрые из которых иногда долетали чуть ли не до середины ледника. Здесь даже ни о каком риске не могла идти речь, оправданном или неоправданном. Проползти через этот заградительный огонь живыми все равно никак бы не получилось.

Наверное, надо было что-то предпринимать. Но что? Остановившись в безопасном месте, мы сходили с 1000 до 1200 в разведку с целью выяснения, нельзя ли как-нибудь проникнуть дальше не через угол п. 5659, а прямо по самому ледопаду, либо прорваться к правому борту ледника -- вообще-то там всегда было хуже, чем слева, но вроде бы хуже-то уже некуда? За два часа мы облазили со всех сторон все сераки, до которых вообще смогли добраться через страшные разломы, которыми ледник был нашинкован, как капуста (фото 132) .

Пути не было.

А ведь мы, считай, практически прошли уже весь маршрут! Речь не могла идти о каких-то там основных или запасных вариантах, или даже об отказе от продолжения. Нам нужно было просто элементарно вырваться домой! Но Бырс захлопнул мышеловку у нас перед носом, перекрыл последнюю щелку, через которую мы рассчитывали отползти из этого гиблого места.

Вот теперь мы прочувствовали, что такое настоящая полномасштабная, глубокая, тотальная жопа!

Обстрел с п. 5659 только усиливался. Мы отошли еще дальше на центр ледника, нашли более или менее подходящую ледовую площадку (фото 134) среди сераков на безопасном удалении от камнепадов и в 1230 остановились там на полудневку. У нас появился план, но мы пока еще не знали, может ли из него что-нибудь получиться. Солнце припекало. Непрерывные камнепады грохотали неподалеку. Прогуливаться можно было только в радиусе десятка-другого метров. Здесь было тоскливо, как в клетке, но деваться было все равно некуда. Только ждать. Запасных жизней никому не дали.

На этой же площадке мы и заночевали. Но перед самым наступлением темноты, уже в сумерках, когда интенсивные камнепады с п. 5659 прекратились, и были только эпизодические, причем камни уже не разгонялись так сильно и не залетали очень далеко на ледник, с 2000 до 2130 мы сделали еще одну решающую разведку. Мы ощущали, что, если не пройдем здесь сейчас, то останется разве что лезть назад на еще один сложный перевал. Мы распутали поле мрачных сераков и приблизились к перегибу ледопада, где начинались гигантские сбросы, с целью выяснить, нельзя ли как-нибудь просочиться через горловину, но не под самими скалами, куда даже и ночью доставали отдельные камнепады, а под прикрытием больших сераков на расстоянии нескольких десятков метров от камнеопасных скал.

На этот раз нам повезло. Оказалось, что можно, бросив с серака одну веревку 45 м, спуститься на дно разлома, по которому вроде бы просматривался проход дальше за угол до безопасного места. Чтобы сэкономить время утром, мы оставили навешенную веревку на сераке и вернулись к палатке.

25 августа мы, для большей быстроты не завтракая, сделали экстремально ранний выход в 655. По глубоким утренним сумеркам подошли к сераку, где висела оставленная с вечера веревка. К этому моменту только начался рассвет. Мы оперативно проскочили перила, сдернули их и быстро убежали за угол, пока еще не пошли большие камнепады. Через сотню метров встретился еще один ледовый сброс, где понадобилось повесить еще одну веревку 50 м. Но к счастью, здесь уже не было камнепадоопасности. Пройдя это задничное место, мы поднялись немного на снежно-ледово-осыпной склон левого борта ледника, где нам удалось обойти верхом еще часть ледопада. Уже перед самым поворотом лед. Бырс на северо-запад путь преградила глубокая промоина с очень крутыми стенками. Для спуска на дно промоины мы навесили еще одну веревку 50 м. Подниматься на другой берег не понадобилось, туда можно было проскрестись по дну оврага. Дойдя до относительно ровного места, где уже больше не понадобятся веревки, в 1000, мы всухомятку наскоро перекусили и еще за ходку (к 1100) пересекли уже вполне проходимый в этом месте ледник в направлении начинающихся у противоположного, правого борта, морен. Дальше технических сложностей уже больше нет. Морена спускается в правый карман (фото 135) , поросший травой. Там течет ручей, и есть хорошие места для ночевки. Сюда мы пришли в 1200 и с чувством глубочайшего умиротворения остановились на обед.

Путь дальше до самого Суграна все время идет по этому правому моренному карману, постепенно переходящему в долину крупного ручья. По мере приближения к Суграну крутизна спуска увеличивается, ущелье сужается, встречаются участки прижимов и даже небольшой каньон, которые, однако, легко проходятся низом или обходятся чуть выше по борту. Начинается арча, кусты черной смородины и прочая приятная растительность. Выйдя с обеда в верховьях ручья в 1415, мы к 1745 (за три с половиной ходки), по дороге поедая смородину, пришли в знаменитую реликтовую березовую рощу (фото 136) на слиянии рек Бырс и Сугран, нашли там хорошую стоянку под толстыми березами рядом с чистым ручьем и заночевали.

Таким образом, всего при прохождении пер. Бырс Восточный группа навесила 20 веревок (965 м перил), из них одну веревку (50 м) на подъеме в обход бергшрунда, 16 веревок (770 м перил) непосредственно на спуске со взлета и три веревки (145 м перил) при прохождении ледопада лед. Бырс. По сравнению с прошлыми годами перевал значительно усложнился и стал гораздо более опасным, чем когда либо ранее, из-за особых климатических условий этого лета. Сильно изменился в результате большой подвижки лед. Шапак, превратившийся фактически в еще один труднопроходимый ледопад. Существенно усложнился и стал исключительно опасным в результате катастрофической подвижки и активного снеготаяния ледопад на лед. Бырс. Для нас, конечно, был не секрет, что до полного прохождения пер. Бырс вместе с его ледниками нельзя расслабляться. Мы и не расслаблялись, но в этом году перевал потребовал от группы совершенно особого запаса прочности, опыта и железных нервов, чтобы преодолеть все преграды и при этом удержаться от опрометчивых действий, не ломануться на рожон, не пренебречь безопасностью.

После обильного снегопада пер. Бырс Восточный может, по-видимому, оказаться лавиноопасным, особенно с западной стороны. Что может происходить с этим перевалом, когда трещат ледники и расстреливают камнепадами горы, понятно из описания нашего прохождения. Эти факторы желательно учитывать, включая пер. Бырс в нитку маршрута, и предусматривать запасные варианты. Одним из таких вариантов мог бы служить, например, траверс п. Шапак - п. Гоголя, библиотека МГЦТК, отчет 5280, рук. Сергей Костин, 1989 г.

Пер. Белькандоу (н/к, 3250)

Пер. Белькандоу, без преувеличения сказать, ворота Северо-Западного Памира, через который проходят почти все группы, совершающие походы в этом районе, ведет из низовьев р. Сугран в кишлак Кандоу на р. Муксу и служит для обхода прижима р. Муксу. Перевал не представляет трудностей (во всяком случае, летом): через него идет набитая тропа, используемая местными жителями в том числе и как скотопрогонная (фото 137) . Со стороны Суграна эта тропа выводит и к мосту через Сугран.

Наш темп прохождения пер. Белькандоу был такой. 26 августа в 950 мы вышли из Березовой рощи на Бырсе. В 1200 были у моста через Сугран. Пару раз чуть было не заблудившись в бараньих тропах (фото 138) , которых с этой стороны очень много разных, в 1450 мы поднялись на перевальную точку (фото 139) . В 1510 остановились на обед у летовки чуть ниже перевала со стороны р. Муксу. С 1700 до 1800 сбежали по капитальной тропе к кишлаку Кандоу, где нам удалось сразу же договориться с водителем "носатого" УАЗика до Джиргиталя.

На этом активная часть похода была благополучно закончена. Аминь.

Выводы и рекомендации

Итак, нами пройден спортивный туристский маршрут по Северо-Западному Памиру в районе хребтов Академии Наук и Петра I. Маршрут включает в себя сквозное прохождение шести категорийных перевалов: 2А -- один, 2Б -- два, 3Б -- три. Кроме того, совершен радиальный акклиматизационный выход на седловину пер. Шмидта (2А*, по факту прохождения 2Б) и глубокая разведка перемычки Ахмади Дониша, включавшая распутывание весьма сложного ледопада, которой сам по себе вполне мог бы служить препятствием, определяющим сложность какого-нибудь полноценного перевала на уровне 2Б. Один из трех перевалов 3Б -- пер. Сейсмологов -- пройден впервые два из трех перевалов 3Б, в том числе первопрохождение -- на подъем с определяющей стороны. За 32 ходовых дня (из них одна дневка в МАЛе) пройдено 240 км (220 км, если не считать радиальные выходы), навешено в сумме 64 веревки, 3075 м перил. Весь маршрут, за исключением трехдневного акклиматизационного выхода на пер. Шмидта и упорной, но не закончившейся прохождением перевала разведки, построен линейно, причем все определяющие сложность элементы маршрута, включая первопрохождение, расположены на линейной части. Так что, несмотря на то, что реально пройденный по заявленному запасному варианту маршрут оказался довольно сильно отличающимся от первоначально запланированного основного варианта, тем не менее наш поход можно считать выдержанным в духе лучших туристских традиций.

Препятствия, с которыми мы встречались на маршруте, имели разнообразный и не дающий соскучиться характер: ледовый на спуск Бырс Восточный, ледовый на подъем Четырех, скальный перевал Сейсмологов, очень проблемные после подвижек ледопады на РГО, Ахмади Дониша, Шапаке, Бырсе. Все определяющие перевалы были трудовыми тройками-Б, вполне заслуживающими уважения. Пер. Сейсмологов -- крутые скалы на подъем, к тому же проходился впервые -- надо было не просто подняться, а для начала просчитать реально безопасную линию на бьющей камнепадами стене. Пер. Четырех -- тоже потенциально опасный, проходить его надо не кавалерийским наскоком, а с умом, а ведь наша группа шла его на подъем в плохую погоду, да еще вдобавок после напряженного недельного "марш-броска" при сильно ограниченном рационе питания. Пер. Бырс -- вообще чуть было не прихлопнул нас в своем ледопаде в самом конце похода, фактически за день до выхода в населенку, а перед этим еще и на спуске со взлета поставил задачу, требующую экстренной смены тактики в ответ на неожиданно изменившиеся условия. Со всеми техническими и тактическими препятствиями группа справлялась быстро, надежно и грамотно. Однако помимо этих, хотя и серьезных, но локальных трудностей, нам пришлось еще и держать экзамен на выносливость и психологическую стойкость. Подставляя с завидной регулярностью мелкие засады, а время от времени и подкладывая весьма глубокие задницы в незапланированных местах, горы почти не давали нам расслабиться, заставляли постоянно решать все новые проблемы. К тому же после трудностей в разведке под Ахмади Дониша людям пришлось выдержать недельный восьмидесятикилометровый переход почти без еды и отнюдь не по ровному месту, а в самом конце его -- тройку-Б на подъем! В результате всего этого "экстрима" поход, при не таком уж выдающемся километраже, получился настолько напряженным, что на его примере впору обсуждать вопросы, связанные с запасом прочности и тому подобными концепциями.

Безусловно, повысило запас прочности наличие в команде людей с многолетним туристским опытом и то, что памирский опыт был у всех участников. Сложные места преодолевались не наскоком, а продуманно, в частности, удалось избежать таких нежелательных приключений, как ночные хождения или сидячие ночевки. Неоднократно удавалось также с помощью целенаправленных упреждающих действий предотвращать потенциально опасные ситуации, не давая им выйти из-под контроля и перейти в критические, тем более, не дай бог, аварийные. Тщательная подготовка к походу, в том числе регулярные тренировки, дали необходимую физическую форму, так что вся группа прошла маршрут в полном составе. Иметь хороший запас прочности стремится, разумеется, любая разумная группа в любом походе, он никогда не бывает лишним. Но специфика данного похода заключается в том, что в нем этот бесценный запас прочности пригодился реально!

При том, что погода на протяжении большей части маршрута была формально благоприятная, необычно жаркое и сухое лето, какого не помнят старожилы, привело к труднопрогнозируемым последствиям, значительно усложнившим прохождение нашего маршрута по сравнению с, так сказать, "эталонным". Дело в том, что активно тают и отступают в жару маленькие ледники в сравнительно невысоких горах. Огромные памирские ледники, наоборот, наступают. При этом сильно трескаясь и ломаясь, превращаясь в конкретные ледопады. Кроме того, это только по теории выходит, что отсутствие снега на перевальном взлете ведет к повышению безопасности прохождения. На самом деле все не так. Небывало высоко лежащая в этом году снеговая линия ( 5000 м -- на добрые полкилометра выше, чем обычно) буквально с первых и до последних ходовых дней регулярно доставляла нам значительные трудности, если не сказать большего. Дело в том, что очень многие снежно-ледовые перевальные склоны, ранее всегда проходимые по надежному фирну, теперь становились чисто ледовыми. Причем на склонах был не просто голый лед, а гораздо хуже -- лед, по которому текли реки талой воды. Эта вода эффективно вымывала из льда огромное количество камней, которые -- по гладкому-то льду -- быстро набирали сумасшедшую скорость и массированными перекрестными обстрелами реально угрожали людям. Многие ранее хорошо проверенные пути в результате становились совершенно неприемлемыми, и приходилось искать заново другие, безопасные варианты, зачастую более сложные, тратя на это дополнительное время, силы и нервы.

В частности, упомянутые природные катаклизмы так отразились на состоянии пройденных нами на маршруте ледников.

РГО:

сильно подвинулся по долине, достигнув русла р. Абдукагор. Очень сильно порвался и поломался. Верхняя часть ледника (между лед. Красноармейским и пер. Кашалаяк) превратилась в новый полномасштабный ледопад, который трудно распутывать и нельзя обойти.

Красноармейский:

нижняя часть осталась спокойной. Ледопад Шмидта сильно усложнился.

Федченко:

был и остался ровным.

Бивачный:

всегда был неровный, и сейчас не изменился.

Малый Танымас:

сильно порвало верхний цирк.

Аюджилга:

сильно поломался в цирке пер. Интеграл.

Москвина:

не изменился (и был довольно рваный).

Фортамбек:

не изменился (и был достаточно неровный).

Турамыс:

не изменился (и был в меру рваный).

Шапак:

очень сильно поломался. В среднем течении образовался мощнейший ледопад, значительно затрудняющий подходы к перевалам Бырс, Шапак, Хадырша.

Бырс:

исключительно сильно поломался. Фактически на леднике вообще не осталось ровного места. Почти всегда проблемная "горловина" стала почти непреодолимой и крайне опасной, что доставило группе совершенно нереальные трудности при прохождении.

Небольшие ледники в цирках пер. Сейсмологов в нижней части оба ледопадные, но не исключено, что они всегда такими и были. Страшно разорван лед. Ахмади Дониша, но мы не знаем, насколько труднопроходимым он был ранее.

Похоже, что температурные катаклизмы более всего влияют на ледники средних (по памирским меркам) размеров, в то время как для огромных, вероятно, очень толстых ледников типа Федченко или Бивачного это пока что -- "слону дробина".

Нашим вкладом в информационную копилку туристского сообщества, помимо обычного описания особенностей прохождения ряда хорошо известных перевалов и ледников, можно считать две вещи. Во-первых, достаточно богатая фотографическая информация, снятая не издалека, а практически "в упор", и описание характера непройденной перемычки Ахмади Дониша со стороны лед. Бивачного. Во-вторых, и это, пожалуй, основное достижение, найден, успешно пройден и описан новый безопасный и интересный в спортивном отношении перевал, который может представлять собой вполне привлекательную альтернативу Большому Фонтану и другим ранее известным перевалам этого отрога.

Частные выводы и рекомендации по каждому перевалу в отдельности были даны в конце технического описания соответствующего перевала. Последующим группам имеет смысл обратить внимание на то, как сильно могут меняться в зависимости от климата ледники и перевалы, насколько все-таки Памир живые горы. Хотелось бы верить, что какая-нибудь группа рано или поздно воспользуется приведенной в отчете информацией по новому пройденному перевалу, а также по непройденному... Айда на Памир, туристы! Удачи вам, единомышленники!

Благодарности

Группа выражает признательность:

  • Авиакомпании S7 Airlines, http://www.s7.ru/ за скидку с тарифа по авиабилетам и бесплатный провоз сверхнормативного багажа, а также представителям S7 в Душанбе за помощь на прилете и отлете
  • Заррине Бобоходжиевой, директору фирмы "MATVC", matvc@mail.ru за поддержку в оформлении документов и обеспечение заброски части продуктов в МАЛ на поляну Москвина
  • Гостеприимным сотрудникам МАЛа "Альп-Навруз", радушно встретившим нас на поляне Москвина
  • Рустаму, гостеприимному хозяину дома 71 по ул. Гоголя, у которого мы останавливались в Душанбе и который помогал нам в перемещениях по городу
  • Страховому агенту Мамонтовой Валентине Васильевне за помощь при оформлении страховки на время прохождения маршрута
  • Корифеям Памира Николаю Плетневу, Владимиру Юдину, Николаю Устиновскому, Сергею Ефимову за информационную поддержку
  • Виталию Горелику за полезные консультации по современному скальному снаряжению

Паспорт перевала Сейсмологов

Район

Хребет

Название

Высота (м)

Категория трудности

Северо-западный Памир

восточный
отрог хр.
Академии наук

Сейсмологов

5300

3Б ск - лд

Местоположение на хребте

Перевал Сейсмологов расположен в восточном отроге хр. Академии наук, разделяющем ледники Федченко и Бивачный и стыкующемся в районе п. Комакадемии с основным хребтом Академии наук. Перевал находится между вершинами п. Постышева (5885) и п. Тельмана (5872), согласно схеме Вадима Ляпина http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1461/ (фото 146). Ориентация перевала: запад - восток. Характер: комбинированный, преимущественно скальный. Перевал односторонний. Определяющая сторона: восточная. Сложность определяется 700-метровой скальной стеной, обращенной на лед. Сейсмологов. Координаты седловины пер. Сейсмологов по GPS: 38o54'01.26"с.ш., 72o11'10.61"в.д., высота 5284 м. Проблем с ориентированием и идентификацией перевал не представляет. С востока лед. Сейсмологов имеет характерную форму (фото 23) и хорошо виден с лед. Федченко, кроме того, поворот к лед. Сейсмологов легко отсчитать от других известных ледников -- (фото 21) это следующий самостоятельный приток Федченко после цирка Большого Фонтана и третий по счету от ГМС "Ледник Федченко". С запада сам перевальный цирк не виден, однако очень хорошим ориентиром (фото 50) служит ближайшая к перевалу вершина -- п. Тельмана, находящийся как раз напротив слияния ледников Бивачного и Ошанина и конца отрога "Ширмы".

Что связывает

Пер. Сейсмологов связывает лед. Федченко (в 7 км ниже ГМС "Ледник Федченко") и лед. Бивачный (в 3 - 4 км выше слияния ледников Бивачного и Ошанина и, соответственно, конца отрога "Ширмы", разделяющего эти ледники).

Кем назван, когда, что означает

Название предложено группой секции горного туризма Спортклуба Новосибирского госуниверситета, совершившей первопрохождение этого перевала 6 августа 2008 г. Перевал назван по имени ледника Сейсмологов (притока лед. Федченко, имеющего самостоятельное название), в верхнем цирке которого находится перевал.

Сведения о первопрохождении перевала

Пер. Сейсмологов впервые пройден группой секции горного туризма Спортклуба Новосибирского госуниверситета под руководством Георгия Сальникова 6 августа 2008 г., номер маршрутной книжки О-108-08, с востока на запад (с лед. Федченко на лед. Бивачный, с определяющей стороны на подъем).

Количественные характеристики

Общее время

Время

Время

Время движения со

Количество пунктов

прохождения

спуска

подъема

страховкой

страховки

(час)

(час)

(час)

попеременной

одновременной

(ориентир.)

24

6

18

13

2

80 - 90

Условия, при которых изменяется категория трудности

По нашему мнению, категория трудности и возможность безопасного прохождения пер. Сейсмологов не должны изменяться в зависимости от метео- и иных условий, равно как и от направления прохождения перевала.

Рельеф по участкам пути. Время прохождения участков. Организация движения и страховки. Возможные опасности и меры безопасности.

На полное прохождение через пер. Сейсмологов от лед. Федченко до лед. Бивачного (на подъем) с учетом вспомогательных действий (предварительная навеска перил и т. п.) требуется 3.5 дня, а от лед. Бивачного до лед. Федченко (на спуск) -- 3 дня. Ниже подробно расписывается вариант прохождения на подъем. Вариант спуска -- аналогичен.

Подход под перевал со стороны лед. Федченко.

От места впадения лед. Сейсмологов в лед. Федченко до начала ледопада на лед. Сейсмологов -- 1.5 км по открытому ровному пологому ( 10 - 15o) леднику. Обход ледопада по левобережной (орографически) боковой морене -- (фото 23,24) мелкая и среднекаменная осыпь крутизной до 40o, перепад высоты 800 м до осыпного плеча (фото 26) -- границы верхнего перевального цирка. Пересечение верхнего цирка под перевальный взлет -- около 2 км по плоскому местами закрытому леднику -- здесь необходимо движение в связках, но трещины неширокие. Суммарное время подхода -- 5.5 - 6 часов.

Прохождение перевального взлета со стороны лед. Сейсмологов.

Перевальный взлет со стороны лед. Сейсмологов (фото 149, 150) определяет категорию сложности всего перевала. Он представляет собой скальную стену (фото 28) крутизной в среднем 60o и протяженностью свыше 700 м. На прохождение стены хорошо подготовленной группе требуется порядка 12 часов работы. Чтобы успеть пройти ее целиком за световой день, рекомендуется навесить часть веревок накануне с вечера. Стена проходится по второму выраженному контрфорсу (фото 27) , считая слева (по ходу на подъем) от края перемычки. Возможно, это единственный безопасный путь на перевал, остальные -- сильно камнеопасны. Для удобства детального описания мы подразделяем перевальный взлет на пятнадцать (по числу навешенных перильных веревок) участков R1 - R15. Каждый участок по протяженности представляет собой одну веревку длиной 45 - 50 м, включая запас на необходимые узлы и следование перегибам склона. Для удобства протяженность участков указана с учетом этого, все равно необходимого, запаса. Все "лево" и "право", если не оговорено особо, указываются не орографически, а по ходу подъема на перевал (для спуска будет наоборот). На всех участках лидер двигался с нижней крючьевой страховкой без рюкзака, последующие участники -- с рюкзаками по закрепленным перилам. Точки страховки для прохождения лидера отдельно не указываются. Они делались на скальных крючьях, закладках или ледобурах в зависимости от конкретной обстановки по мере необходимости. Поскольку на скалах иногда встречались участки льда, двигались везде в кошках. Крутизна участков указана усредненная. Рельеф на пути движения сильно расчлененный, так что и на относительно пологих в среднем участках встречаются крутые (до 90o) скальные выступы высотой до нескольких метров. Все участки без рюкзака проходимы свободным лазанием. Снаряжение для лазания с использованием ИТО не потребовалось. Нависающих участков, которые нельзя было бы обойти, нет. Участков-"ножей", где потребовалась бы специфическая гребневая техника, нет. Поскольку скалы сильно расчленены, вытягивание рюкзаков нецелесообразно -- груз будет постоянно цепляться за выступы. Снятые с пройденных участков веревки следует уносить наверх в собранном виде, рюкзаки поднимать на себе, используя на наиболее трудных участках стремена с двумя жумарами. При прохождении перевала на спуск иметь в виду: продергиваемая веревка так и будет норовить застрять между камней -- ни в коем случае даже и не пытайтесь пользоваться карабинными узлами, для связывания веревок выбирайте такие узлы, которые имеют наименьший объем (к примеру, встречный или ткацкий), и не забывайте развязывать все лишние узлы перед сдергиванием.

Участок R1.

Точка страховки под прикрытием бергшрунда. Прохождение бергшрунда по ледовым мостам и перемычкам -- 10 м. Подъем по ледовому склону под нижний выступ контрфорса -- 40 м, 50o. Одна промежуточная перестежка на ледобуре, неудобная. Страховка на ледобурах. Опасность пролета камней, рикошетирующих из кулуаров слева и справа -- держаться строго под прикрытием выступа контрфорса! Время прохождения -- 50 минут.

Участок R2.

Точка страховки под карнизом контрфорса, на ледобурах, неудобная. Косой подъем влево вверх по скальной стенке -- 15 м, 80o. Подъем участников с рюкзаками с двумя жумарами на стременах. Удобная перестежка на скальной полке, петля, место для двоих. Подъем по наклонной скале -- 30 м, 65o -- до большой (5 м) горизонтальной полки. На полке можно собраться группой. Безопасно. Время прохождения -- 1 час.

Участок R3 (фото 29) .

Точка страховки на большой полке на петле, очень удобная, места много. Хорошо расчлененный гребень -- 50 м, 50o. Одна промежуточная перестежка на закладке, неудобная. Безопасно. Время прохождения -- 40 минут.

Участок R4 (фото 29) .

Точка страховки на петле, неудобная. Подъем по гребню и внутреннему углу -- 45 м, 50o. Одна перестежка на якорном крюке. Безопасно. Время прохождения -- 40 минут.

Участок R5 (фото 30-32) .

Точка страховки под карнизом на якорных крючьях, неудобная. Впереди крутая скальная плита, труднопроходимая свободным лазанием. Для лидера облаз на правую сторону скального выступа, далее вверх по вертикальному камину-шкуродеру, распор локтями и бедрами. Подъем с рюкзаком по камину невозможен, рюкзак не помещается. Участники с рюкзаками поднимались слева от камина по скальной плите с двумя жумарами на стременах. Общая протяженность трудного участка -- 15 м, 80o. Промежуточная перестежка. Дальше расчлененный скальный гребень -- 30 м, 65o -- до большой наклонной полки со среднекаменной осыпью на пологих скалах. На полке можно собраться всей группой, а при необходимости даже поставить палатку. Безопасно. Время прохождения -- 1 час.

Участок R6.

Точка страховки на большой полке на петле, очень удобная, места много. Скальный гребень -- 30 м, 50o. Перестежка. Неудобный выход на ледовый гребешок -- 20 м, 65o. Безопасно. Время прохождения -- 50 минут.

Участки R7 и R8 (фото 33) .

Точки страховки на ледобурах. Равномерно крутой ледовый гребень, 50o, общая протяженность 100 м (две веревки). Безопасно. Суммарное время прохождения этих двух веревок -- 1 час.

Участок R9.

Точка страховки на ледобуре, неудобная. Неоднозначный выбор дальнейшего пути: близко проходит кулуар слева. Внимание! Здесь возможна опасность рикошета камней из этого кулуара. Следует, не задерживаясь, уходить вправо вверх косым подъемом, используя широкую щель между скалой и ледовой шапкой, в направлении большого скального выступа. На выступе снова безопасно и удобно, можно собраться группой. Общая протяженность 45 м, средняя крутизна 40o. Время прохождения -- 40 минут.

Участок R10 (фото 34) .

Точка страховки на большой полке на петле, очень удобная, места много. Расчлененный скальный гребень -- 45 м, 40o. Выход под рыжий скальный выступ. Безопасно. Время прохождения -- 40 минут.

Участок R11.

Точка страховки на петле, удобная. Начинаются ледовые "елочки". Короткий траверс влево в обход "елочек", далее вправо вверх по наклонной плите с широкими продольными трещинами -- 25 м, 50o. Перестежка на френде. Далее наклонная плита с мелкими забитыми трещинами, обход ледовой "елочки" слева, выход на тесную наклонную полку под большими "елочками", нависающими сверху -- всего 25 м, 60o. Безопасно, но есть проблемы с организацией надежной страховки: лед на "елочках" рыхлый, скалы сыпучие, трещины забиты, без якорных крючьев сюда лучше на соваться. Общее время прохождения участка -- 1 час.

Участок R12.

Точка страховки на якорных крючьях под большой ледовой "елочкой", тесная и весьма неудобная. Неоднозначный выбор дальнейшего пути: мешают идиотские "елочки", неясно, что с ними делать. Перелаз вправо через серак, движение траверсом серака под ледовым карнизом. Страховка на ледобурах. Внимание, лед не везде надежный! Не уходить на дно кулуара, держаться как можно выше, в кулуаре может быть камнеопасно! Общая протяженность 50 м, средняя крутизна пути 50o, но траверсируемый борт кулуара гораздо круче. Очень неприятный участок. Время прохождения -- 1 час.

Участок R13.

Точка страховки на ледобуре, неудобная. "Елочки" вскоре заканчиваются. Выход чуть влево снова на скальные выступы. Здесь стена перевала выполаживается и делается более заглаженной. Появляются участки осыпи на скалах. Протяженность -- 45 м, 45o. Время прохождения -- 50 минут.

Участок R14 (фото 35) .

Точка страховки на якорном крюке на небольшой полке, удобная, место для двоих. Неоднозначный выбор дальнейшего пути. Подниматься прямо вверх по скалам хочется (кажется, что так ближе), но нежелательно: там снежный карниз. Следует уходить косым подъемом вправо вверх по скально-осыпному склону -- 50 м, 40o. Траверсировать склон безопасно. До перемычки осталось совсем немного по высоте, склон не такой крутой, падающих камней почти нет, и они уже не разгоняются до опасной скорости. Время прохождения -- 40 минут.

Участок R15 (фото 36) .

Точка страховки на якорном крюке на большой наклонной полке, удобная, места хватает. Движение косым подъемом вправо вверх по направлению к внутреннему углу -- 20 м, 40o. Перестежка на петле. Далее по ступенчатой скальной стенке -- 25 м, средняя крутизна 60o. Безопасно. Время прохождения -- 50 минут. Выход на седловину (фото 37,38) . Карниза нет. Перевал взят!

Спуск с перевала в сторону лед. Бивачного.

От седловины до начала ледопада -- 2 - 3 км по ровному пологому ( 10o) леднику (фото 39,42,43) , движение вдоль правого (орографически) борта. Ледопад протяженностью 3 - 4 км местами сильно разорван (фото 44) , его надо распутывать также в основном вблизи правого борта. Может понадобиться разведка. Спуск с языка ледника (фото 45) -- одна веревка (50 м) по одному из ледовых желобов крутизной 60o налево в рандклюфт. Здесь возможна опасность падения камней, вытаивающих с сераков -- проходить, не задерживаясь! Далее до правого борта лед. Бивачного -- 1 км по среднекаменной морене (фото 47,46) . Суммарное время подхода -- 5.5 - 6 часов.

Рекомендуемое специальное снаряжение На группу:

4 - 5 основных веревок длиной 40 - 60 м. Репшнур, соответствующий самой длинной из веревок. Скальные крючья (швеллерные, "клинья", лепестковые универсальные) -- всего 12 шт. Якорные крючья -- 8 шт. Закладки -- один комплект. Френды -- 2 - 3 шт. среднего и большого размера. Ледобуры -- 8 шт. Ледосброс -- 1 шт. Карабины -- 20 - 25 шт. Удлинительные оттяжки длиной 50 - 100 см -- 5 шт. При прохождении перевала на спуск -- 35 - 40 м расходной веревки.

На каждого участника:

ледоруб или айсбайль (в том числе 3 - 4 на группу -- с молотками), кошки, каска, полная страховочная система, спусковое устройство, зажимы (жумары) -- 2 шт., карабины -- 4 - 5 шт., стремена, оттяжка на рюкзак.

Возможные и рекомендуемые места ночлега
  • На плече (фото 26) левой (орографически) боковой морены, ограничивающем верхний цирк лед. Сейсмологов. Вода -- чуть ниже площадки в рандклюфте ледника.
  • В верхнем цирке лед. Сейсмологов под перевалом под прикрытием характерного ледового лба (фото 25) . Внимание! В цирке останавливаться на достаточном удалении от склонов, чтобы не достали камнепады, лавины или ледовые обвалы с окружающих цирк вершин!
  • На правых (орографически) боковых моренах (фото 39,42) идущего с перевала притока лед. Бивачного. Ночевки возможны практически по всей длине притока, но лучше всего -- верхние, сразу за перевалом.
  • На большой наклонной полке скальной стены перевала между участками R5 и R6 -- есть возможность выстроить площадку для палатки в случае крайней необходимости.
Информация о ЧП и аварийных ситуациях

По нашим представлениям, первопрохождение пер. Сейсмологов совершено нашей группой -- секции горного туризма Спортклуба НГУ. Перевал был пройден абсолютно контролированно, аварийных и даже критических ситуаций не было. Согласно имеющейся у нас информации, ранее не было попыток прохождения ни самого пер. Сейсмологов, ни какого-либо другого перевала в любом из его цирков. ЧП случались при некоторых попытках прохождения других перевалов, находящихся в этом же отроге, из цирков лед. Военных топографов, таких как пер. Большой Фонтан и перемычка Кустовского.

Описание прохождения перевала Сейсмологов группой секции горного туризма Спортклуба НГУ 3 - 7 августа 2008 г.

Здесь приводится сжатое описание прохождения пер. Сейсмологов. Подробное описание см. в отчете о походе.

3.08.2008.

Группа вышла с ГМС "Ледник Федченко" в 850, около 1200 подошла к повороту на лед. Сейсмологов, а к 1335 -- к началу ледопада на лед. Сейсмологов. С 1545 до 1830 поднимались по очень крутой осыпи левой (орографически) боковой морены (фото 23,24) , по которой обходится ледопад. Ночевали на осыпном плече, которым кончается морена. Место для ночевки удобное и безопасное (фото 26) .

4.08.2008.

В первой половине дня пережидали непогоду, сопровождающуюся отсутствием видимости. С 1330 до 1500 подходили к месту ночевки под перевалом. С 1715 до 2100 -- предварительная навеска первых трех веревок на перевальном взлете. Место ночевки под прикрытием большого ледового лба (фото 25) , безопасное.

5.08.2008.

В первой половине дня пережидали непогоду, сопровождающуюся отсутствием видимости. С 1500 до 1930 -- навеска еще двух веревок на перевальном взлете. Итого предварительно было навешено пять веревок.

6.08.2008 (фото 29-38) .

Начали подъем в 755. К 1000 прошли веревки, навешенные заранее. После навески и прохождения еще десяти веревок (итого 15) лидер вышел на седловину в 1930. Последние веревки снизу были подняты в 2030. В 2100 сбросили с седловины около 100 м высоты по ровному пологому леднику до места ночевки на правых боковых моренах. Место ночевки удобное и безопасное.

7.08.2008 (фото 42-46) .

С 900 до 1400 прошли ледник, стекающий с перевала, распутали ледопад в его средней и нижней части и вышли на боковые террасы лед. Бивачного. При спуске с языка ледника на террасы пришлось навесить одну перильную веревку.

Комментарии и рекомендации по другим вариантам прохождения перевала

Нашей группе потребовалось больше "нормативного" времени для прохождения пер. Сейсмологов из-за того, что пережидали непогоду и отсутствие видимости. При наличии полной информации перевал можно проходить в любую погоду. Мы же на тот момент информацию еще не имели, а наличие хорошей видимости было необходимо для выбора безопасного пути подъема.

Успеть пройти всю стену пер. Сейсмологов за один день крайне желательно, но трудно. Чтобы облегчить задачу прохождения всей стены за день, нужно предварительно навесить все имеющиеся в группе перильные веревки и на следующий день начинать штурм максимально рано утром.

При прохождении пер. Сейсмологов в обратном направлении -- с лед. Бивачного на лед. Федченко, на спуск по определяющей стороне, рекомендуется тот же самый путь по контрфорсу, что и описанный путь подъема. Другие варианты пробовать на спуск не советуем: сверху с седловины они могут казаться привлекательными, а внизу уводить в кулуары, находящиеся под обстрелом камнепадами. Как вариант возможно не траверсировать на контрфорс от места, где находится тур, а, пробив снежный карниз, спускаться до точки страховки между участками R13 и R14 вертикально вниз.

Уникальной особенностью пер. Сейсмологов является тот факт, что это на сегодня, по-видимому, единственный перевал в отроге между ледниками Федченко и Бивачным, на который при правильном прохождении имеется совершенно безопасный путь.

Фотоматериалы

Фотографии расположены в порядке, близком к хронологическому. Ссылки на фотографии по тексту технического описания указаны в примечаниях на полях.

Автор каждой фотографии отмечен инициалами:

АХ:

Андрей Хачков, Sony DSC-W15

ГС:

Георгий Сальников, Nikon D80, AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-200mm f/3.5-5.6G IF-ED

ИЗ:

Илья Землянский, FujiFilm FinePix E900

Видео в походе снимали Илья Землянский и Андрей Хачков своими цифровыми фотоаппаратами, монтаж видео -- Георгий Сальников, звуковое оформление -- Петр Максимкин. Походные фильм и слайд-шоу находятся на DVD диске с электронной версией отчета, а также доступны в Интернете по адресу:
http://nmr.nioch.nsc.ru/pamir08/


Фото 001 - АХ: требованиям безопасности уделялось первоочередное внимание, особенно во время пребывания на большой высоте.


Фото 002 - АХ: Павел Чеблаков (слева) и Георгий Сальников (справа) на фоне языка лед. РГО.


Фото 003 - АХ: Александр Кориневский на фоне языка лед. РГО.


Фото 004 - АХ: сеанс навигации по спутниковому телефону.


Фото 005 - АХ: грязное озеро на слиянии ледников Красноармейского и РГО.


Фото 006 - ГС: Красноармейская поляна. На дальнем плане лед. Красноармейский.


Фото 007 - АХ: взлет на нижнюю ступень ледопада Шмидта. Красным цветом показан путь подъема, зеленым -- путь спуска.


Фото 008 - ИЗ: ледовый косогор при подъеме на нижнюю ступень ледопада Шмидта.


Фото 009 - АХ: траверс ледопада Шмидта выше ледовых склонов.


Фото 010 - ГС: для преодоления ледопада Шмидта требуется высокая прыгучесть.


Фото 011 - ГС: седловина пер. Шмидта со стороны лед. Красноармейского.


Фото 012 - ГС: спуск с пер. Шмидта на лед. Розмирович.


Фото 013 - ГС: панорама с пер. Шмидта в сторону лед. Розмирович. Крестиком отмечен пер. Розмирович.


Фото 014 - ГС: ночевка на седловине пер. Шмидта.


Фото 015 - АХ: спуск с Красноармейской поляны на лед. РГО. Впереди виден новообразованный ледопад.


Фото 016 - ГС: путь по улице Горького на пер. Кашалаяк.


Фото 017 - ГС: разведка в ледопаде пер. Кашалаяк.


Фото 018 - ГС: улица Горького.


Фото 019 - ГС: ГМС "Ледник Федченко".


Фото 020 - ГС: ГМС "Ледник Федченко". Вдали плато пер. Кашалаяк.


Фото 021 - ГС: панорама ледника Федченко. Стрелкой показан поворот на лед. Сейсмологов.


Фото 022 - ГС: следы ледовых обвалов на пути к пер. Большой Фонтан.


Фото 023 - ГС: обход ледопада на лед. Сейсмологов по боковой морене.


Фото 024 - ГС: обход ледопада на лед. Сейсмологов по боковой морене.


Фото 025 - ГС: верхний цирк лед. Сейсмологов. С -- пер. Сейсмологов, П -- восточное плечо п. Тельмана. Виден большой ледовый лоб, под которым безопасно ночевать.


Фото 026 - ГС: верхний цирк лед. Сейсмологов.
В центре пер. Сейсмологов, правее п. Тельмана, видно его восточное плечо.


Фото 027 - ГС: подъем на пер. Сейсмологов.


Фото 028 - ИЗ: стена пер. Сейсмологов, вид в профиль.


Фото 029 - ИЗ: подъем на пер. Сейсмологов -- 3-я и 4-я веревки.


Фото 030 - ГС: подъем на пер. Сейсмологов -- вид от начала 5-й веревки.


Фото 031 - ИЗ: подъем на пер. Сейсмологов --
неудобная перестежка перед 5-й веревкой.


Фото 032 - ГС: Дима Бабий хмуро жумарит по вертикальной плите, 5-я веревка.


Фото 033 - ГС: подъем на пер. Сейсмологов --
ледовый гребешок, 8-я веревка.


Фото 034 - ГС: подъем на пер. Сейсмологов --
удобная перестежка перед 10-й веревкой.


Фото 035 - ГС: подъем на пер. Сейсмологов -- траверс под седловиной, 14-я веревка.


Фото 036 - ГС: выход на седловину пер. Сейсмологов,
15-я веревка.


Фото 037 - ГС: седловина пер. Сейсмологов. На заднем плане п. Тельмана.


Фото 038 - ГС: группа возле тура на пер. Сейсмологов. На дальнем плане п. Тельмана.


Фото 039 - ГС: спуск с пер. Сейсмологов. Видно место ночевки на боковой морене на правом берегу.
Вдали пики Россия и Коммунизма.


Фото 040 - АХ: пик Коммунизма.


Фото 041 - ГС: перевал и пик Хохлова.


Фото 042 - ГС: пер. Сейсмологов со стороны лед. Бивачного.


Фото 043 - ГС: прохождение верхней части ледника
на спуске с пер. Сейсмологов.


Фото 044 - АХ: ледопад после пер. Сейсмологов.


Фото 045 - ГС: спуск с языка ледника после пер. Сейсмологов.


Фото 046 - ГС: вид от борта лед. Бивачного: Т -- п. Тельмана;
С -- ледник, ведущий к пер. Сейсмологов; К -- цирк перемычки Кустовского.


Фото 047 - АХ: язык ледника после пер. Сейсмологов.


Фото 048 - АХ: памятник в Пыльном лагере.


Фото 049 - ГС: памятник на Ленинградской поляне.


Фото 050 - ГС: вид с лед. Ахмади Дониша: П -- восточное плечо
п. Тельмана; Т -- п. Тельмана; С -- пер. Сейсмологов (седловина не видна); К -- перемычка Кустовского;
40 -- п. 40-летия Октября.


Фото 051 - ГС: перемычка Кустовского со стороны лед. Бивачного.


Фото 052 - ГС: п. Тельмана и его восточное плечо (слева) со стороны лед. Бивачного.


Фото 053 - ГС: восточное плечо п. Тельмана со стороны лед. Бивачного.


Фото 054 - ГС: цирк восточного плеча п. Тельмана со стороны лед. Бивачного.


Фото 055 - ГС: пик ОГПУ.


Фото 056 - ГС: пик Россия.


Фото 057 - ГС: Пыльный лагерь.


Фото 058 - ГС: пик Россия.


Фото 059 - ГС: лед. Одиннадцати.


Фото 060 - ГС: левый моренный карман лед. Ахмади Дониша.
По нему идти не надо, там дальше -- задница.


Фото 061 - АХ: ледопад Ахмади Дониша.


Фото 062 - АХ: ледопад Ахмади Дониша.


Фото 063 - АХ: плохой рандклюфт лед. Ахмади Дониша.


Фото 064 - ГС: лед. Ахмади Дониша; обходить слева под склонами.
На дальнем плане п. Ахмади Дониша.


Фото 065 - АХ: Дима Ветлужских.


Фото 066 - ГС: Илья Землянский -- горный спелеолог.


Фото 067 - АХ: прохождение ледопада Ахмади Дониша.


Фото 068 - ГС: южная стена Ахмади Дониша.


Фото 069 - ГС: бастион и ледопад, преграждающие путь к перемычке Ахмади Дониша.


Фото 070 - ГС: опасные ледовые сколы.


Фото 071 - ГС: подножие бастиона. Мы дошли до пояса желтых песчаников.


Фото 072 - ГС: неприступный бастион.


Фото 073 - ГС: вертикальные песчаники.


Фото 074 - ИЗ: южная стена п. Клары Цеткин.


Фото 075 - ГС: пик Ахмади Дониша.


Фото 076 - ГС: Ленинградская поляна.


Фото 077 - АХ: маленький сайчик поперек террасы лед. Бивачного.


Фото 078 - АХ: большой сай поперек террасы лед. Бивачного.


Фото 079 - ГС: ночевка в теплом кармане лед. Федченко.


Фото 080 - ГС: Гранатовый домик.


Фото 081 - ГС: теплое озеро в кармане лед. Федченко.


Фото 082 - ГС: в тени одинокого баобаба на стыке долин Федченко
и Малого Танымаса.


Фото 083 - АХ: боковые террасы Малого Танымаса.


Фото 084 - АХ: Андрей Хачков. Речка на заднем плане переходится
по камням выше водопада.


Фото 085 - ГС: теплый моренный карман Малого Танымаса.


Фото 086 - ГС: ледопад Малого Танымаса.


Фото 087 - ГС: безобразный рандклюфт Малого Танымаса.


Фото 088 - АХ: плохой рандклюфт Малого Танымаса.


Фото 089 - ГС: ночевка выше ледопада на Малом Танымасе.


Фото 090 - АХ: подход к пер. Интеграл. Седловина еле видна справа.


Фото 091 - АХ: спуск с пер. Интеграл. Крестиком отмечена седловина.


Фото 092 - ГС: спуск с пер. Интеграл.


Фото 093 - ГС: Верховья лед. Аюджилга: К -- пер. Калинина;
Ч -- пер. Четырех; Д -- пер. Дружбы народов; В -- пер. Водопадный.


Фото 094 - ГС: пер. Четырех.


Фото 095 - ГС: лавина с п. Ахмади Дониша.


Фото 096 - ГС: предварительная провеска перил на пер. Четырех.


Фото 097 - АХ: подъем на пер. Четырех.


Фото 098 - ИЗ: последние веревки при подъеме на пер. Четырех.


Фото 099 - ГС: пер. Четырех со стороны лед. Москвина.


Фото 100 - ГС: перемычка Ахмади Дониша со стороны лед. Москвина.


Фото 101 - ГС: подход к поляне Москвина.
Втянутые животы оголодавших участников.


Фото 102 - ГС: МАЛ на поляне Москвина.


Фото 103 - ГС: теплое озеро на поляне Москвина.


Фото 104 - ГС: пик Четырех.


Фото 105 - ГС: слияние лед. Москвина и лед. Фортамбек. Ходят через седловинку между левым бортом и ригелем.


Фото 106 - АХ: путь по Фортамбеку. Впереди пики Ленинград,
Абалакова, Бородино.


Фото 107 - ГС: поляна Сулоева.


Фото 108 - ГС: мемориал на поляне Сулоева.


Фото 109 - ГС: мемориал на поляне Сулоева.


Фото 110 - ГС: подходы к пер. Турамыс. Т3 -- седловина пер. Турамыс-III.


Фото 111 - ГС: пик Крупской.


Фото 112 - ГС: подъем на пер. Турамыс.


Фото 113 - ГС: закат на лед. Турамыс.


Фото 114 - ГС: панорама с пер. Турамыс: Л -- п. Ленинград;
А -- п. Абалакова; Б -- пер. Бородино; М -- п. Москва;
30 -- п. 30-летия Советского государства; АДМ -- пер. Адмиралтейский; О -- п. Ошанина.


Фото 115 - ГС: пер. Шини-Бини.


Фото 116 - ГС: спуск с пер. Турамыс.


Фото 117 - ГС: спуск с карниза на пер. Турамыс.


Фото 118 - ГС: пер. Турамыс со стороны лед. Шапак (верхняя часть).


Фото 119 - ГС: пер. Турамыс со стороны лед. Шапак (нижняя часть).


Фото 120 - ГС: лед. Шапак. Впереди наверху плато Бырса, слева от него нунатак.


Фото 121 - АХ: безобразный ледопад на лед. Шапак.


Фото 122 - ГС: взлет в верхний цирк пер. Бырс.
Поднимаются справа вдоль края большой осыпи.


Фото 123 - ГС: подъем в верхний цирк пер. Бырс.


Фото 124 - ГС: подъем на пер. Бырс Восточный.


Фото 125 - ГС: пики Коммунизма и Россия.


Фото 126 - ГС: пик Евгении Корженевской.


Фото 127 - ГС: верхний цирк пер. Бырс.


Фото 128 - ГС: внизу за перевалом лед. Бырс.


Фото 129 - ГС: пер. Бырс Восточный со стороны лед. Бырс.


Фото 130 - АХ: последние веревки на спуске с пер. Бырс Восточный.


Фото 131 - ГС: хмурое ледолазание на лед. Бырс.


Фото 132 - ГС: дикие разломы в ледопаде Бырса.


Фото 133 - ГС: жуткий ледопад Бырса. В центре вершина, "поливающая" камнепадами.


Фото 134 - ГС: "мышеловка" в ледопаде Бырса.
Впереди горловина, куда не так-то легко попасть...


Фото 135 - ГС: правый моренный карман Бырса.


Фото 136 - ГС: Березовая роща.


Фото 137 - ГС: бывшая хижина Коли Гурского.
На дальнем плане пер. Белькандоу.


Фото 138 - АХ: подъем на пер. Белькандоу.


Фото 139 - ГС: группа на пер. Белькандоу. Вдали кишлак Девшар.


Фото 140 - Записка, снятая с пер. Шмидта Ю.


Фото 141 - Записка, снятая с пер. Интеграл


Фото 142 - Записка, снятая с пер. Четырех


Фото 143 - Записка, снятая с пер. Турамыс-III


Фото 144 - Фрагмент схемы "Промтрансниипроекта";
подписан пер. Сейсмологов


Фото 145 - Фрагмент топографической карты Генштаба; подписан пер. Сейсмологов


Фото 146 - Фрагмент схемы Ляпина; отмечены седловины:
18 -- РГО (3Б), 19 -- Туполева (3Б*), 20 -- ГМС "Ледник Федченко" (3Б), 21 -- Красноярский (3Б),
22 -- 125-летия РПИ (3Б), 23 -- Большой Фонтан (3Б), 24 -- Кустовского (не пройден),
С --


Фото 147 - Фрагмент космоснимка от "Советского спорта"; подписан пер. Сейсмологов


Фото 148 - Фрагмент схемы Ляпина; отмечены седловины:
2 -- Хохлова (3Б*), 6 -- Четырех (3Б), 7 -- Калинина (3Б*), А -- Ахмади Дониша (не пройден);
Б -- скальный бастион Клары Цеткин; П -- Пыльный лагерь; точечной линией отмечен путь группы


Фото 149 - Условные обозначения к схеме перевального взлета пер. Сейсмологов


Фото 150 - Схема перевального взлета пер. Сейсмологов со стороны лед. Сейсмологов


Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2008 г.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100